УДК 316.4
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Елена Анатольевна Воронцова, аспирант,
Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса,
Москва
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические проблемы изучения социализации молодежи в современной России, типологии теорий, показаны основные направления изучения практического опыта и оценки технологий социализации детей и молодежи как целенаправленного процесса. Автор подчеркивает, что изучение опыта деятельности, проблем ее эффективности и путей ее оптимизации зависит напрямую от уровня теоретического проработанности проблем социализации. Особое внимание автор уделяет такому компоненту социализации как физическое воспитание, физкультура и спорт.
Ключевые слова: социализация, подростки и молодежь, технологии социализации разного уровня, типология концепций социализации, перспективы и задачи развития теории социализации, физическая культура молодежи.
SOCIALIZATION SOCIOLOGY: PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SCIENCE IN MODERN RUSSIA Elena Anatolievna Vorontsova, the post-graduate student,
Russian State University of Tourism and Service,
Moscow
Annotation
In the given article the theoretical problems of studying the socialization of youth in modern Russia, typologies of the theories are considered, the basic directions of studying the practical experience and estimation of the technologies of socialization of children and youth as purposeful process are shown. The author underlines that studying the experience of activity, problems of its efficiency and ways of its optimization depends directly on the level of theoretical scrutiny of socialization problems. The author gives special attention to such component of socialization as physical training, physical culture and sports.
Keywords: socialization, teenagers and youth, technologies of socialization of different level, typology of concepts of socialization, prospects and problems of development of the theory of socialization, youth physical training.
Основными компонентами социализации являются целенаправленные усилия общества по формированию здорового молодого поколения, т.к. от уровня физического и психического здоровья общества зависит его будущее. Физическое воспитание оказывает положительное влияние на развитие и становление личности молодого человека, воспитывает в них целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, смелость и решительность.
По сравнению с концом прошлого столетия наметилась благоприятная тенденция развития физического воспитания среди молодежи в нашей стране и, в частности, в Московской области. По данным Комитета по физической культуре и спорту за 2009 год доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом в Московской области, составила 18,9% (за 2005 год - 16,4%, за 2007 год - 18,6%, за 2008 год - 19,3%) от общей численности населения. По прогнозам Комитета по физической культуре и спорту в 2010 году доля, занимающихся физической культурой и спортом, составит 22,2%, в 2012 году - 25%, а в 2015 году - 31% от общей численности населения. Если брать временной период с 2005 по 2009 годы, то виден прирост доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом в Московской области, с 16,4% до 18,9% (2,5%). Следует сказать, что число молодежи, входящее в эту долю, достаточно высокое.
Процесс социализации имеет две главные цели: интеграция личности в общество на основе социальных ролей и обеспечение воспроизводства общества благодаря усвоению сложившейся системы социокультурных в нем убеждений и образцов поведения. [1, С. 126].
Опыт изучения процесса социализации позволил А.И.Ковалевой провести его типологию в зависимости от выбранных оснований:
- по характеру социальности общества (что обусловлено механизмом регуляции социальной жизни - естественным, примитивным, сословным, стратификационным, регламентированным, единообразным, патерналистским, конформистским, гуманистическим, моносоциокультурным, полисоциокультурным);
- по содержанию социализационного процесса (познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др.);
- по результативности социализации (успешный тип, нормативный, кризисный, отклоняющийся, принудительный, реабилитационный, преждевременный, ускоренный, запаздывающий). [2]
В контексте статьи особое внимание уделяется именно реабилитационной социализации, которая корректирует отклонения социализации подростков и юношества.
При этом социализация выступает как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных связей, и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация осуществляется посредством двух основных позитивных механизмов - имитации и идентификации. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных «других» до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида как с конкретными «значимыми другими», так и с ориентацией на «обобщенного другого» (в понимании Дж. Г. Мида), отождествлением себя с обществом. В этом плане особую опасность представляют собой негативные условия социализации для детей и подростков, воспитывающихся в семьях с девиантным поведением, семьях группы риска или даже при трудовой перегруженности старших членов семьи, когда детям не уделяется достаточного внимания (они попадают в разряд безнадзорных).
Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации. В этой связи перспективным представляется подход к социализации П. Бергера и Т. Лукмана. Они разработали концепцию социального конструирования реальности, в которой биография человека рассматривается как последовательность жизненных фаз, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации. В каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способов действий, в том числе потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодежи [3]. Положительные примеры из окружающего социума могут значительно изменить поведение детей и подростков. К числу таких примеров может быть отнесено развитие массового спорта как основа для подражания подрастающих поколений.
Близка к их концепции по методологическим основаниям идея В. А.Ядова о социальных дискурсах личности, с тем дополнением, что в концепции В. А.Ядова дискурсы учитывают и наследуемые, и приобретенные свойства индивида.[4, С. 219].
Выделяются две основные формы социализации - первичная и вторичная, при этом решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация. В первичной социализации идентификация у ребенка происходит автоматически с усвоением установок, ценностей и поведения родителей, этот мир гораздо прочнее, а в случае девиации на этом этапе гораздо труднее поддается коррекции. Это значит, что нормы, интернализируемые в процессе вторичной социализации (реабилита-
ционной и коррекционной социализации для подростков и молодежи девиантного поведения), должны быть достаточно привлекательны и очень надежно подкреплены системой разнообразных санкций. Требуется постоянное социальное сопровождение таких индивидов, что предполагает стабильную, согласованную, систематическую деятельность агентов вторичной социализации (системы образования, социальных учреждений, государственных учреждений, средств массовой информации).
Дальнейшее развитее теории социализации связано с разработкой частных компонентов: возрастной социализации (детей, подростков, молодежи, лиц старшего возраста), проблемной социализации (лиц и групп с отклонениями в процессе социализации) и реабилитационной социализации, а также социализации профессиональной и средовой (адаптация и социализация лиц, оказавшихся в значительно измененных условиях жизни - в инонациональном и религиозном социуме, в пенитенциарной системе, и т.п.). Часть трудов посвящена ресоциализации, связанной с восстановлением после тяжелых заболеваний, адаптации к новым жизненным условиям вследствие крупных социальных перемен.
Однако исследователи отмечают, что целостной концепции социализации отечественным ученым пока создать не удалось. Как считает А.И.Ковалева исследование социализации идет скорее «не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации» [2], в наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы, отмечает и С.П.Иваненков [4, С 62].
В современных социальных исследованиях основное внимание уделено специфике социализации подростков и молодежи девиантного поведения, в связи, с чем изучение теорий девиации представляет особый интерес. [6-8].
Одним из важнейших направлений в изучении социализации стали работы, посвященные технологиям оптимизации социализации и преодоления девиантного поведения (или склонности к девиации).
Социальные технологии, применяемы в ходе целенаправленной социализации, можно классифицировать по тому, на каком уровне они применяются - на макротехнологии, мезотехнологии и технологии микроуровня.
Макротехнологии - это макроуровень социальных технологий, они заключаются в разработке и реализации социальных программ общефедерального масштаба: социальная политика по отношению к молодежи, социальные проекты, такие как «Год молодежи», «Год семьи», социальные проекты в сфере развития физкультуры и спорта, социальные проекты в сфере образования, в средствах массовой информации, организация учреждений социальной защиты различного профиля федерального и регионального уровня.
Макротехнологии реализуются в рамках Федеральной целевой программы «Дети России», которая действует второе десятилетие, постепенно дополняясь и меняя конфигурацию. В данный момент она рассчитана до 2010 года и содержит 3 блока: первый блок касается вопросов здоровья и физического воспитания детей, называется «Здоровое поколение», второй блок относится к защите или поддержке и развитию талантов одаренных детей, и третий блок - «Дети и семья». В этом последнем блоке предусматривается решение проблем детей и семей, в том числе имеющих детей-инвалидов, проблем сиротства и его профилактики, положения детей-сирот в стране, детской беспризорность, безнадзорность и профилактики семейного неблагополучия.
В разработке подпрограмм участвуют различные министерства: Минобрнауки, МВД России, Минюст, Минфин, МЭР, Минрегионразвития при участии органов исполнительной власти субъектов, разработан проект государственной программы по оказанию государственной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на 2007-2010 годы.
Данный проект периодически дополняется и пересматривается, контролируются основные параметры выполнения ФЦП.
К технологиям мезоуровня относят универсальные технологии, применимые на разных уровнях (такие как технологии диагностики и профилактики, технологии страхования, патронажа и другие). Их отличительная особенность в том, что они применяются как в масштабах всего общества (в частности, оценка уровня алкоголизации населения, разработка и реализации федеральной программы профилактики преступности и т. п.), так и в малых группах, и по отношению к отдельной личности.
Воздействие оказывается различными частными технологиями, среди которых можно выделить нормативно-правовые, социально-экономические и организационные технологии, социально-медицинские, социально-психологические, социальнопедагогические технологии, собственно социальные; технологии индивидуальные, межличностные и групповые, технологии работы в определенной социальной среде; технологии диагностические, коммуникативные, информационные, консультационные, коррекционные, социально-реабилитационные; технологии работы с семьями, в сфере образования, в сфере рекреации, в сфере культуры и спорта, и др. Особое место на наш взгляд должны занять технологии развития физической культуры населения в целом и особенно молодежи. Эти технологии решают целый ряд задач: формирование здорового образа жизни, воспитание характера, формирование чувства команды и умение работать в команде (таких качеств особенно не хватает современной молодежи), умение достигать поставленных целей, подчинять сиюминутные потребности главной задаче, умение бороться за достижение жизненно важных позитивных и общественно ценных целей.
Технологии формирования физической культуры должны развиваться совместно с такими технологиями как социально-медицинские технологии, например, массовая диспансеризация детей, подростков и молодежи. В ходе диспансеризации проводится обследование, устанавливается состояние здоровья всей этой возрастной группы, выявляются болезни и патологии. По итогам диспансеризации разрабатывается комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Социальные технологии микроуровня заключаются в работе с отдельной личностью и ее ближайшим окружением (семья, круг друзей, класс или студенческая группа). В этом случае специалист идет от личности, ее особенностей, конкретных проблем и выстраивает новую траекторию развития личности, которая поможет человеку адекватно социализироваться и достичь успехов.
На микроуровне наиболее ярко проявляются следующие черты и принципы:
- подходы к социализации личности должны быть индивидуальны, т.к. они реализуются на уровне межличностных отношений, но в основе должна лежать целостная концепция личности;
- в ходе социализации наибольший эффект могут дать технологии, направленные на использование сильных сторон личности, задатков и способностей подростка, т.е. установка на его самореализацию;
- современное применение социальных технологий микроуровня предполагает не только отношения субъекта и объекта, но субъект - субъектные отношения, процесс взаимодействия управляющих и управляемых;
- выработка технологий воздействия должна сочетать традиционные методы и подходы, а также инновационные;
- социальные технологии на микроуровне предполагают тесную связь со всеми другими уровнями: федеральным, региональным, территориальным, муниципальным (участковым); без этого работа на уровне личности не может дать должного эффекта; все проблемы личностного становления должны рассматриваться в комплексе, системно, с различных сторон.
Микротехнологии, применяемые в ходе целенаправленной социализации, затрагивают проблемы работы с семьями, особенно семьями группы риска.
Изучение этого направления деятельности в социальных науках ведется очень активно, но хотелось бы подчеркнуть, что эффективность практической деятельности,
пути ее оптимизации во многом зависят от теории вопроса, от того насколько глубоко проработаны проблемы теории социализации детей и молодежи в современных условиях.
Общие итоги теоретического изучения проблем социализации и девиантного поведения на протяжении полутора столетий подводить еще трудно, активный поиск идет, и по сей день. Вопросы, поставленные еще в XIX веке, сегодня звучат иначе, и иные ответы дает на них научное сообщество. Многочисленные теории, концепции и подходы отразили данные социальные явления с разных сторон, но ни одна из концепций не ушла в прошлое, не устарела. Отчасти можно согласиться с выводом Я.И.Гилинского о том, что социология социализации в целом, и социология девиантности в частности, пока еще далека от завершенности, в чем-то эти теории находятся на периферии теоретических разработок. [5, С.70]. Задачей современной науки становится формирование обобщающей многосторонней и междисциплинарной концепции девиантности, концепции преодоления девиационных процессов (т.е. концепции адекватной социальной политики), а главное - формирование и обоснование комплекса технологий реабилитационно-коррекционной работы и социализации подростков и молодежи, выработка критериев эффективности этой работы.
Анализ традиционных и современных концепций социализации и девиации показывает, что, во-первых, много внимания уделяется особенностям подросткового и юношеского возраста. Но рассматриваются практически исключительно те особенности, которые непосредственно связаны с социальными факторами (бедность и нищета, занятость и невнимание родителей, отсутствие позитивных условий для социализации детей и подростков, возможностей для получения образования и работы, и т.п.). В то время как социальные факторы (универсальные для многих семей и социальных групп) по-разному на них сказываются. Неблагоприятные социальные факторы не ведут автоматически к негативной социализации и девиантному поведению.
Во-вторых, изучаются технологии социализации в работе с подростками и молодежью девиантного поведения, особенно отмечается значимость индивидуального подхода и учета социальных и психологических особенностей их социализации, однако наблюдается разрыв в подходах психологов и социологов (социальных работников) к решению этих проблем.
В-третьих, анализ современных концепций показывает, что достаточно мало изучены управление в работе с подростками и молодежью девиантного поведения и процессы взаимодействия как на уровне федеральном, региональном и муниципальном, так и на уровне адаптации и реабилитации личности в социальной группе. Не определены роль и ответственность различных уровней управления в преодолении особо опасных форм девиантного поведения, представляющих угрозу для общества.
В-четвертых, в новейшее время появляется немало работ посвященных развитию спорта, формированию здорового образа жизни. Но вопросы развития технологий формирования физической культуры населения, как целостного комплекса во всей их сложности, пока еще изучены недостаточно. Требуется изучение потенциала технологий физкультуры для развития и укрепления здоровья детей и молодежи, а также их влияния на становление характера, на формирование позитивно направленного здорового образа жизни, на преодоление и профилактику девиаций в среде детей, подростков и молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смелзер, Н. Социология : пер. с англ. / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1998. -
688 с.
2. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 26-32.
3. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман.
- М. : Медиум, 1995. - 94 с.
4. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб. : Архей, 2008. - 334 с.
5. Гилинский, Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я.И. Гилинский // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 42-46.
6. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 11-17.
7. Качанова, О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 89-92.
8. Судакова, Ю.Е. Физическая культура и спорт в системе социальных анти-наркотических воздействий на подростков девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 89-92.
Контактная информация: LENA751@yandex.ru
УДК 796.42
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ В УТГ И ГСС СДЮСШОР ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ
ЗАДАНИЙ
Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор,
Татьяна Васильевна Крохина, старший преподаватель, мастер спорта, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,
(ГОУВПО ВГАСУ),
Оксана Александровна Швачун, кандидат педагогических наук, доцент, Центральный филиал Российской академии правосудия, (ГОУВПО ЦФРАП)
Аннотация
В настоящей работе исследовались направления индивидуализации спортивной тренировки юных легкоатлеток в беге на 400 м и экспериментально проверялись ее технологические решения в соревновательный период подготовки. В этих целях использовалась система тренировочных заданий, адекватных возрастному развитию спортсменок, целенаправленных на достижение планируемых результатов в соревновательной деятельности, моделирующих развитие индивидуально значимых для спортсменок механизмов энергообеспечения.
Ключевые слова: легкая атлетика, бег на 400 м, легкоатлетки учебно-тренировочных групп (УТГ) и групп спортивного совершенствования (ГСС) СДЮСШОР, индивидуализация, соревновательный период, экспертные оценки, коэффициент конкордации, тренировочные (двигательные) задания, структура соревновательной деятельности, энергообеспечение мышечной деятельности.
TECHNOLOGICAL SOLUTION FOR ISSUES OF INDIVIDUALIZATION OF SPORTS TRAINING OF RUNNERS AT 400 METERS IN THE UTG AND GSS SDYUSSHOR UNDER THE USAGE OF THE MODEL TRAINING TASKS
Gennady Nikolaevich Germanov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Tatyana Vasilievna Krohina, senior lecturer, Master of sport at track-and-field, Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering,
Oksana Aleksandrovna Shvazhun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Central Branch of Russian Academy of Justice, Voronezh
Annotation
In the present study we investigated the directions of individualization of sports training of young runners at 400 meters and experimentally verified its technological solutions in a competitive training period. To this end we used a system of training tasks, appropriate to age development of the