Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
СОЦИАЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Васильева Е.Н.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Образование в вузах искусств и культуры включает «культурологическую, художественную, информационную и управленческую подготовку специалистов, способных эффективно осуществлять в различной социально - культурной среде воздействие на развитие личности, ее способностей, интересов, духовно - нравственных ценностей и идеалов» [1, с.75].
В XXI столетии культура все определеннее выступает в качестве базового регулятора человеческой деятельности, мотивирующего социальные изменения. Многомерность современного культурного пространства, разнообразие культурных запросов и интересов требуют высокоорганизованной социально - культурной среды, создать которую способны хорошо подготовленные специалисты. Это актуализировало ряд научных дисциплин, исследующих сущность и функционирование культуры как социального феномена. К числу таких дисциплин относится и социология культуры, которая призвана анализировать сложные социальные процессы, в том числе - процессы в сфере духовной жизни. О социологии культуры принято говорить как о конкретной отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Данная учебная дисциплина, на наш взгляд, является системообразующей в подготовке профессионала в сфере культуры.
Важная роль в методическом обеспечении этого курса принадлежит учебным пособиям, которые, представляя собой один из видов учебной литературы в высшей школе, являются основным источником знаний и предназначены для организации самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом конкретной учебной дисциплины. Не явилось исключением и изданное в 2013 году учебное пособие «Социология культуры: теория и практика». Это учебное пособие призвано углубить знание студентов о социальных механизмах культуры, особенностях функционирования феноменов культуры, уровнях ее исследования, также в нем представлены конкретные социологические исследования, анализирующие реальную ситуацию бытия культуры в жизни общества. Учебное пособие «Социология культуры: теория и практика» отличает тесная взаимосвязь теоретических проблем с практикой усвоения материала.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям и образовательным направлениям вузов культуры и искусств (специалистам, бакалаврам и магистрантам).
Текст данного учебного пособия является результатом дидактически и методически отработанного и систематизированного словесного материала и отражает содержание учебного курса. Изложение авторской концепции определилось с учетом специфики профессиональной деятельности специалистов социально - культурной сферы и ряда проблемных аспектов: разнообразие концептуальных подходов к разработке социоло-
33
ISSN 1029-3388
гии культуры как учебной дисциплины; дискуссионный характер предмета социологии культуры как специфической области научного знания; методология трансформации теоретических знаний.
1. Разнообразие концептуальных подходов к разработке социологии культуры как учебной дисциплины.
Анализ существующих учебных пособий по данной дисциплине позволил вычленить ряд проблем. Например, А.В. Матецкая справедливо отмечает тот факт, что социология культуры - это становящаяся область знания, несмотря на давнюю традицию изучения культурных феноменов. Она одобряет разнообразие авторских подходов, позиций и представлений к ее разработке (Л.Г. Ионин, Ф.И. Минюшев, А.И. Шендрик и др.), поскольку те отражают ведущиеся в отечественной и зарубежной науке дискуссии о предмете изучения социологии культуры, ее месте в структуре социологического знания и в системе наук о культуре.
Автор учебного пособия «Социология досуга и культуры» Г.Е. Зборовский отмечает, что во многих учебных пособиях по социологии культуры вопросы методики и техники ее эмпирических исследований по существу не рассматриваются. Г. Зборовский в качестве исключения называет учебное пособие «Социология культуры» основателя Уральской школы социологов Л.Н.Когана. Таким же исключением можно считать и пособие С.Н.Плотникова «Социология культуры», где реализована идея исследования духовной культуры.
Ценными с точки зрения теоретического изложения и содержания инструментально - практических текстов, являются материалы, связанные с изучением социологии культуры в учебных пособиях Н.Г.Багдасарьян и ее школы.
Выявленные проблемы позволили определить название и сформулировать основную цель предлагаемого учебного пособия «Социология культуры: теория и практика», которой является формирование у студентов целостной системы знаний о развитии социологии культуры, содержании и принципах духовной жизни общества. Сформулированная цель конкретизирована в ряде задач:
- осознание методологической значимости социологического знания культуры для последующей практической деятельности;
- формирование социальной культуры будущего специалиста;
- овладение знаниями об основных этапах возникновения и развития социологии культуры, о содержании основных социологических концепций;
- овладение категориальным аппаратом современного социологического знания культуры;
- формирование научных представлений о наиболее актуальных проблемах культуры в современном обществе;
- осмысление специфики социологического исследования культуры, особенностей его методологии и методики.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- использовать разнообразные историко-культурные данные в аспекте их социологической интерпретации и оценки;
- уметь в научной и учебной деятельности применять различные методы социального осмысления культурных текстов, опираясь на методологические принципы различных систем социологии культуры;
- использовать разнообразные методики социологической обработки культуроло-
34
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
гических феноменов и процессов;
- анализировать социокультурные ситуации и процессы текущей современности на материале данных социологических исследований культуры и соответствующих методов анализа этих данных.
В содержание пособия включена теоретическая часть, содержащая такие темы, как «Предмет социологии культуры», «Структура и функции культуры в социальном пространстве», «Духовные факторы как социальные регулятивы», «Исследование культуры в зарубежной и отечественной социологии», «Методологические подходы к изучению культуры в социологии» и другие. Большое значение в практикоориентированной деятельности студента имеют сведения, отраженные в таких параграфах, как «Социологические исследования культуры» и «Программа социологического исследования сферы культуры».
2. Дискуссионный характер предмета социологии культуры. Социологию культуры как специфическую область научного знания отличает разнообразие подходов к определению ее предмета, его широкий охват. По мнению большинства исследователей, это связано с множественностью вариантов понимания многоэлементного и разнородного по составу феномена «культура». Культура имеет свои стороны, аспекты, свойства и формы существования (наука, искусство, техника, религия, мораль и т.д.); институты, организации и учреждения (правовые, досуговые, образовательные, политические и т.д.); разные культурные процессы; формы обслуживания, общения людей и др.
В социологии культура рассматривается как сложное, динамичное образование, которое имеет социальную природу, что выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, и обеспечивает взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Социологи под «культурой» в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле «культура» воспринимается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, как деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей.
Социология культуры - одно из направлений современной гуманитарной науки, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания. «Социологическая энциклопедия» дает следующее определение: «Социология культуры» - это «отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношение в обществе, а также между обществом и природой» [7, с.529 - 530].
Разнообразие подходов к определению предмета социологии культуры дает ученым возможность дискутировать по поводу наличия двух отраслей знания: социологии культуры и культурсоциологии. В первом случае предпринимается попытка описания и анализа культуры в аспекте включенности культурной компоненты в социальную жизнь общества и его подсистем (культура труда, быта, общения и т.д.), т.е. культура высту-
35
ISSN 1029-3388
пает производной от социума. Во втором случае речь ведется об изучении культуры социологическими средствами, то есть социум становится «производным» от культуры. Социолог Л.Г. Ионин считает, что поскольку в современном мире социальные структуры размываются, любые структуры становятся менее жесткими, они утрачивают былую объективность и становятся интерсубъективными, ибо порождаются в повседневной деятельности индивидов. В этом смысле культурсоциологическая и микросоциологическая проблематика в социологии становится наиболее значимой [2]. Эта дуальность, вероятно, преследует цель продемонстрировать следующее: социальные формы коллективного бытия людей рождаются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными нормами, образцами, нравами, обычаями. Эти нормы легитимации и регуляции являются институционализированными, формируемыми и распространяемыми посредством системы специальных культурных институтов (религиозных, художественных, образовательных, информационных и других), функционирование которых подчинено определенным социальным закономерностям жизни общества.
Существует точка зрения, что рамки у социологии культуры отсутствуют. По сути, вся социология занимается культурой, расставляя, разумеется, свои акценты. Ибо и социальные институты, и социальные структуры, и социальная динамика, и соци—альные технологии, как и многое другое в жизни общества, связаны с культурой. А.В. Матец-кая справедливо отмечает тот факт, что в некоторых социологических словарях даже отсутствует специальная статья «социология культуры», зато есть такие статьи, как «социология искусства», «социология массовых коммуникаций», «социология музыки и танца», «социология науки», «социология образования, «социология религии», «социология права», «социология промышленности», «социология семьи», «социология личности». Однако эти области социологического знания тоже описывают разные части и формы культуры. И даже социальные аспекты структур, организаций наполнены культурным содержанием. То есть культура, если придерживаться данной точки зрения, - это содержание социальной жизни и это механизм, регулирующий социальное общежитие
[4]. Сегодня культура - это не только «высокое», не только шедевры, созданные гением человеческого духа, но и поведенческие образцы, и технологии социального взаимодействия, и ценности и многое другое.
В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир, находящийся вне человека, и культура как мир человека. В свою очередь, последнее также можно разделить на три группы: культура - мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура - мир духовной жизни человека; культура - живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Все это верно, так как культура двумерна: с одной стороны, культура - мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой - качественная характеристика живой человеческой деятельности.
Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно, но «разнообразие трактовок того, что же на самом деле изучает или должна изучать социология культуры, лишь свидетельствует о тонкой грани в концептуализации важнейших категорий и принципов социокультурного знания» [5, с.89].
Е.А.Попов полагает, что существует три основные проблемы поливариантности значений понятия «социология культуры»:
- расслоение методологического пространства современной социологии, разгра-
36
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
ниченного частными взглядами на социальные проблемы, отсутствие универсализации социогуманитарного знания;
- противоречивость мнений и убеждений относительно самой культуры;
- приоритет прикладного начала в выяснении бытования человека, общества и культуры как доминирующего вектора конкретного социологического исследования.
Е.А.Попов предлагает собственное видение предмета данной области знания, считая социологию культуры наукой о духовно - нравственной детерминации социальных изменений. По его мнению, в этом статусе данная отраслевая социология, внимание которой направлено на формы проявления культурного целого, могла бы избежать многих системных противоречий, среди прочих - неизменной ориентации на «градус» общественного мнения в оценке состояния культуры, определяемый чаще всего увлечениями, модой, эстетическими вкусами или привычками. Но в этом случае изменения в культуре связываются с порочными процессами вестернизации, глобализации, которым традиционно приписывается негативное воздействие по отношению к доминирующей культуре и ее субкультурам. Ученый связывает проблему выявления предмета социологии культуры с уровнями ее изучения, их соотношением в теории и практике современных социологических исследований.
Традиционно в социологии культуры различают три уровня исследования. К первому уровню относят общесоциологическую теорию, объектом которой выступает система в целом, а культура - элемент этой системы. При этом рассматриваются наиболее общие закономерности социума: структура, функции, динамика. Второй уровень исследования в социологии культуры составляют специальные социологические теории культуры, например, социология образования, социология искусства, социология управления, социология религии и др., в которых анализируются всевозможные функции, связи, факторы, закономерности, взаимодействия и т.п. Третий уровень исследования - эмпирико-социологический. Объектом в исследованиях подобного рода являются отдельные элементы культуры (например, виды, формы, типы, процессы художественной культуры, оценки произведений, посещаемость учреждений культуры, престиж работников культуры и т.д.). Сужение предметного поля социологии культуры связано с отмежеванием прикладной стороны социологического исследования от его теоретической концептуализации. Прикладное исследование лишено рефлексии, в нем важен математический уклад. Тем не менее, исследование должно быть методологически обоснованным, с присутствием мировоззренческой рефлексии. «Распространенным заблуждением социологов в этой связи является отвержение культурной онтологии как таковой и однозначное утверждение приоритетов прикладного начала в изучении культуры над теоретической рефлексией, имеющей большее отношение к философии культуры» [5, с.91].
В связи с новыми условиями меняется и содержание социологии культуры, она все больше становится культурным анализом изучения закономерностей социокультурных изменений. И.И. Квасова считает, что большинство социологов видят предметом социологии систему изменений общественной реальности, включающую подсистему общественно - культурных ориентаций, представляющих собой всеобщую мотивацию, наблюдаемую у людей независимо от их социальных, классовых, партийных различий и пристрастий. Она приводит в пример представителей «социологии досуга» и «социологии массовых коммуникаций», которые продемонстрировали важную закономерность: одни и те же идеи, образцы, стандарты, вкусы проникают в самые различные профес-
37
ISSN 1029-3388
сиональные, возрастные, национально - этнические субкультуры. Тем самым, система производства сознания, культурного обмена становится глобальной [3].
В настоящее время социологи все чаще обращаются к культуре как инструменту объяснения происходящих социальных трансформаций, в этой связи возрастает актуальность проблематики социологии культуры с позиций духовно - нравственной детерминации социальных изменений. Такое видение социологии культуры, на наш взгляд, созвучно развиваемой в отечественной психологии идее единства процесса формирования личности как профессионала и профессионала как личности и активного субъекта жизнедеятельности в целом, что сегодня ярко отражается в компетентностной модели федеральных государственных стандартов. Знания, умения и навыки, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сторону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализируются только при личностном принятии и осознании большого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готовности к творчеству [6, с. 10].
3. Методология трансформации теоретических знаний.
Эффективность деятельности специалиста сферы культуры во многом связана с тем, насколько успешно он применяет теоретические знания в решении практических задач. В некоторых случаях такие задачи занимают ведущее место в структуре его профессиональной деятельности. Тем не менее, социальное бытие человека не ограничивается жесткими профессиональными функциями, он реализует множество социальных ролей, которые делают его бытие полноценным и личностно осмысленным. Проблема трансформации теоретических знаний в учебном пособии «Социология культуры: теория и практика» решается в разделе «Практикум». Включенные в состав практикума тесты, вопросы и темы для обсуждения, практические задания, темы для рефератов и эссе обладают воспитательным и морально - нравственным потенциалом. Процесс усвоения материалов учебного пособия организуется с учетом внедрения интерактивных методов обучения, позволяющих преодолеть формализм в усвоении знаний.
Подбор и разработка инструментально - практических текстов осуществлялись с учетом принципа развивающего обучения, личностной ориентированности процесса обучения, технологичности. В практикуме используются материалы авторских научных исследований.
В рамках учебных занятий студенты принимают активное участие в ролевых и деловых играх, разрабатывают программы социологического исследования культуры в конкретном тематическом аспекте, обосновывают социокультурные проекты, проводят «студенческие лекции», выступают с научными докладами, работают с первоисточниками, пишут эссе и т.д. Это способствует эффективности различных видов контроля остаточных знаний: текущего, промежуточного и итогового.
Данное пособие призвано не только углубить знания студентов по изучаемому курсу, но и научить их самостоятельной работе с лекционным материалом, учебниками, словарями. Обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с научной литературой, периодическими изданиями, Интернет - ресурсами; активно осваивают методы социологического исследования и т.д. Широкое применение качественных и количественных методов социологического исследования культуры возможно в период прохождения производственной и преддипломной практик, а также написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Сколько бы рекомендаций ни давали специалисты, практика создает множество
38
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
новых, интересных и продуктивных вариантов изучения того или иного материала. В этом учебном пособии автор обобщил собственный опыт преподавания одного из учебных предметов, который может послужить ориентиром для новых поисков.
Литература
1. Васильева Е.Н. От «культпросвета» к социокультурному образованию. Тюмень: Типография «Печатник», 2007. С.75.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. 431 с.
3. Квасова И.И. Социология культуры. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2005. 186 с.
4. Матецкая А.В.Социология культуры: учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 317 с.
5. Попов Е.А. Что изучает социология культуры // Социс. 2011. № 1. С. 89, С.91.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: «Когито - Центр», 2002. С.10.
7. Социологическая энциклопедия. Т.2. М.: Мысль, 2003. С. 529 - 530.
39