УДК 338.434:631.155.6
социологическое исследование реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых сельских семей и специалистов
д.в. сердобинцев,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
Поволжский НИИ экономики и организации АПК
а.ю. усанов,
доцент кафедры экономического анализа и аудита E-mail: [email protected]
Российский государственный аграрный университет — МсХА им. К.А. Тимирязева
В статье проведен мониторинг реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. в Республике Татарстан. Рассмотрены итоги ее реализации в 2008—2009 гг. Приводятся результаты социологического исследования отношения молодых сельских семей и специалистов к проводимым мероприятиям по улучшению жилищных условий.
Ключевые слова: мониторинг, анкетирование, молодые семьи и специалисты, Республика Татарстан.
В целях мониторинга Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. (далее — Госпрограмма) Минсельхозом России совместно с Российской академией сельскохозяйственных наук (разработка методики и координация исследований проводились Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова) проводились необходимые исследования во всех федеральных округах в 2008—2009 гг. В Приволжском
федеральном округе (в республиках Башкортостан и Татарстан, в Оренбургской и Саратовской областях) мониторинг проводился Поволжским научно-исследовательским институтом экономики и организации агропромышленного комплекса (ПНИИ ЭО АПК).
В Приволжском федеральном округе за 2 года было опрошено 3 808 респондентов, т.е. ежегодно в каждом регионе анкетировалось 476 чел., включая 210 владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ), 100 руководителей сельхозорганизаций (СХО), 60 членов крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), 30 руководителей сельскохозяйственных кооперативов (всех видов), а также 50 молодых семей (или специалистов) и 1 руководитель регионального информационно-консультационного центра (при этом было опрошено по 50% участников и неучастников мероприятий Госпрограммы). Помимо анкетного опроса проводилось исследование экспертного мнения 25 специалистов и чиновников сельского хозяйства в форме интервью.
В Республике Татарстан реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2009 г.
- 11
проходила в сложнейших условиях засухи и финансового кризиса. По предварительным данным республиканского Министерства сельского хозяйства и продовольствия, в результате рыночных перекосов цен на зерно и молоко сельхозформирования Республики Татарстан недополучили только по этим двум видам продукции 4 млрд руб., что составляет 10% от их годовой денежной выручки.
В большинстве хозяйств наблюдаются дефицит оборотных средств, рост просроченной кредиторской задолженности. Заморожены строительство и реконструкция десятков объектов животноводства и инфраструктуры.
В этих условиях удержать позитивную динамику развития отрасли удалось прежде всего за счет накопленного ранее запаса прочности, масштабного применения ресурсосберегающих технологий, приоритетной бюджетной поддержки сельского хозяйства и реализации комплекса антикризисных мер. Антикризисные мероприятия по их методам и подходам далее сгруппированы в четыре основных блока:
1) организационные мероприятия характеризовались масштабным привлечением административного ресурса, включая глав районов, усилением организационной работы, направленной на стабилизацию и оздоровление сельхозпроизводства;
2) финансовые мероприятия характеризовались тем, что сельхозформирования получили сезонные кредитные ресурсы на проведение весенних полевых и уборочных работ. Всего 696 сельхозпредприятиями было привлечено 11,1 млрд руб. (2008 г. — 12,6 млрд руб.), из них 54% — это ресурсы Россельхозбанка;
3) кадровые мероприятия характеризовались тем, что на базе республиканских учебных заведений прошли обучение и обучаются в настоящее время около 2 тыс. специалистов и работников сельского хозяйства. Была усилена работа по замене несостоятельных руководителей и сведена к минимуму просроченная задолженность по зарплате сельхозработников (до 2,8 млн руб.). Следует отметить, что средняя зарплата выросла на 12% и составила 8 000 руб.);
4) работа с малыми формами хозяйствования характеризовалась тем, что каждая седьмая сельская семья получила льготные кредиты на развитие своего частного подворья (в 2009 г. около 10 тыс. семей получили кредиты на сумму 2,2 млрд руб.). На общественные работы за последние годы в сельхозпредприятия было устроено 36 тыс. чел., по
программе самозанятости организовали в сельской местности собственное дело 8,5 тыс. безработных, 601 сельский предприниматель получил гранты правительства Республики Татарстан на общую сумму 200 млн руб. В результате реализации комплекса указанных мероприятий и была сохранена позитивная динамика роста аграрного сектора.
По направлению социологического исследования реализации мероприятий по улучшению жилищных условий за 2 года (2008—2009 гг.) было исследовано 100 молодых семей и специалистов (на момент проведения опроса в 2009 г. объем выборки участников составил 13,89%) по четырем основным разделам:
1) характеристика респондента. По половому признаку респонденты в 2009 г. (50 чел.) разделились следующим образом: 60% — женщины, 40% — мужчины. Средний возраст респондентов составил 30 полных лет. В 2008 г. было 60% мужчин и 40% женщин, средний возраст составлял 35 лет.
Основное место работы большинства респондентов — сельскохозяйственная организация (44%), далее следуют: учреждения социальной сферы (36%), крестьянское (фермерское) хозяйство (10%), орган управления (8%) и прочие (2%). Основным местом работы в 2008 г. были СХО — 54%, в К(Ф)Х работали 6% , в социальной сфере — 28%, в органах управления — 10% от общего числа респондентов.
Среди опрошенных (в 2009 г.) 52% руководителей и специалистов среднего звена, 42% рабочих, служащих, работников младшего обслуживающего персонала, 6% руководителей и специалистов высшего звена. Годом ранее специалистами высшего звена работали 20%, специалистами среднего звена и рабочими — 40%, служащими — 40%.
Большинство опрошенных имеет высшее и неполное высшее образование (58%), имеют среднее профессиональное образование 26%, имеют начальное профессиональное образование 10%, имеют среднее общее образование (10—11 классов) 4%, имеют основное общее образование (8—9 классов) 2%. В 2008 г. больше половины опрошенных (52%) имели высшее образование, 20% — среднее профессиональное образование, 6% — начальное профессиональное образование, 16% — среднее общее образование, 6% — основное общее образование;
2) жилищные условия и материальное положение респондента. Оценка респондентами своего материального положения и жилья представлена в табл. 1.
К фактам улучшения условий жизни (в селе), которые произошли в 2009 г., респондентами было отнесено: строительство (ремонт) школы — это отметили 42% респондентов, строительство (ремонт) дороги — 42% респондентов, открытие (ремонт) медицинского учреждения — 32% респондентов, прочие улучшения — 34% респондентов, строительство (ремонт) детского сада — 28% респондентов, открытие нового магазина — 16% респондентов, строительство (ремонт) клуба — 14% респондентов, открытие учреждения бытового обслуживания — 4% респондентов (однако 8% респондентов заявили, что никаких изменений не произошло). В 2008 г. ответы были такими: отремонтирована школа (86% респондентов), отремонтирована дорога (68% респондентов), открыт новый магазин (60% респондентов), отремонтирован детский сад (18% респондентов), отремонтирован клуб (18% респондентов), отремонтирован стадион (12% респондентов), открыта парикмахерская или баня (10% респондентов), отремонтировано медучреждение (6% респондентов), строительство домов для работников агрохолдинга (2% респондентов).
Примерно 3/4 опрошенных (78%) отмечают, что никаких ухудшений в условиях жизни в их селе за 2009 г. не произошло, остальные сетовали на то, что перестал ходить автобус (16%), закрыт магазин (12%), закрылись баня и клуб (по 2%);
3) участие в Госпрограмме. Подавляющее большинство — 92% респондентов знают об осуществлении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. (в 2008 г. об этом факте знали 86% респондентов). Почти 3/4 опрошенных (74%) знают, кто и на каких условиях в рамках Госпрограммы (или программы «Социальное развитие села до 2012 г.») может улучшить свои жилищные условия (в 2008 г. этот показатель соответствовал 88%). Половина респондентов (50%) не участвовали в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Госпрограммы в 2009 г. (как и в 2008 г.) по причинам, указанным на рис. 1.
Следует отметить, что у 60% респондентов не было выбора способа обеспечения жи-
Таблица 1 Характеристика имущественного положения молодых семей (специалистов), участвовавших в мониторинге,%
Показатель 2008 г. 2009 г.
Характеристика жилья:
— отдельный дом 64 54
— часть дома 26 30
— отдельная квартира 8 8
— коммунальная квартира 2 6
— общежитие, гостиница — 2
Жилье находится в собственности:
—главы или членов семьи 76 72
—организации (ведомственное жилье) 10 22
—муниципалитета 8 4
—арендодателя 6 2
Характеристика состояния жилья:
— хорошее 12 4
— удовлетворительное 74 64
— требует капитального ремонта 10 30
— ветхое, аварийное 4 2
Наличие инженерного оборудования в
доме, квартире:
— водопровод 98 86
— канализация 62 46
— центральное отопление 22 36
— ванна, душ 14 14
— горячее водоснабжение 14 14
— газ природный 82 100
— газ баллонный 14 —
— телефон 38 36
Оценка материального положения
семьи (на что хватает средств):
— недостаточно средств даже на еду 2 —
— средств достаточно только на еду 20 30
— средств достаточно на еду и одежду 40 56
— средств достаточно на товары длитель- 38 14
ного пользования (кроме автомобиля)
Размер общей площади на 1 члена се- 14,52 10,48
мьи, м2
Отсутствие необходимости
Превышение фактической цены над расчетной
Отсутствие возможностей строить самому Трудная процедура оформления Отказ местной администрации Отсутствие средств на строительство
Рис. 1. Основные причины неучастия молодых семей (специалистов) в программе по улучшению жилищных условий, %
- 13
льем (в 2008 г. его не было у 84%). У всех участников в случае найма жилья у работодателя (или органа местного самоуправления) не было предусмотрено договором с работодателем (органом местного самоуправления) права на приватизацию нанимаемого жилья. В 2008 г. 8% респондентов считало, что при выкупе жилья предусмотрены льготы.
Многие (56% респондентов) узнали о возможности улучшить свои жилищные условия путем участия в Программе из газет, радио, телевидения, 52% респондентов узнали об этом в местной администрации, а 20% — от родственников и знакомых. В 2008 г. о возможности улучшить свои жилищные условия путем участия в Программе из средств массовой информации узнали 60% респондентов, в местной администрации — 68% респондентов, от родственников и знакомых — 36% респондентов. Далее респондентами была оценена работа органов управления (районных и областных) по доведению информации о возможности участия в Госпрограмме: информация доводится оперативно (48% респондентов), информация не доводится (28% респондентов), информация поступает с опозданием и/или не в полном объеме (24% респондентов).
Основные показатели участия молодых семей (специалистов) в мероприятиях Госпрограммы по
улучшению жилищных условий граждан представлены в табл. 2.
Среднее соотношение средств, израсходованных на приобретение (строительство) жилья в 2009 г., составило следующую пропорцию: 30% — собственные средства, включая помощь родственников, 70% — субсидия. В 2008 г. собственные средства составляли 50%, субсидии — 44%, средства работодателя — 2%, другое — 4%.
В среднем от начала оформления документов до получения улучшенного жилья может уйти до года (ранее это занимало 39 дней). Это связано с занижением объемов и временной задержкой финансирования из федерального центра в 10 раз (в 2008 г. жилищные условия улучшили около 2 000 семей и специалистов, а в 2009 г. — около 300). Также значительная часть респондентов (94%) считают, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. стало сложнее получить помощь для улучшения жилищных условий, и этой же части опрошенных (94%) известно об антикризисных мерах в области сельского хозяйства. При этом 47% респондентов считают, что предпринятые меры были эффективны для улучшения ситуации в регионе в 2009 г. (28% респондентов заявили, что меры сработали лишь частично, а 9% респондентов
Таблица 2
Основные показатели участия молодых семей (специалистов) в мероприятиях Госпрограммы
Показатель 2008 г. 2009 г.
Вариант улучшения жилищных условий, %:
— приобретение готовой квартиры (дома) 4 20
— строительство дома 88 80
— долевое строительство с переводом субсидий застройщику 4 —
— ипотечный кредит с частичным погашением за счет субсидий 4 —
Общая площадь жилья, полученного по Госпрограмме (в среднем на 1 участника), м2:
— нормативная 77,60 32,20
— фактическая 95,54 71,90
Стоимость строительства (приобретения) 1 м2 жилья (в среднем на 1 участника), тыс. руб.:
— расчетная (в пределах нормативной площади) 8,21 30,72
— фактическая 13,72 18,36
Наличие инженерного оборудования в новом доме, квартире, %:
— водопровод 100 96
— канализация 92 68
— центральное отопление 28 86
— ванна, душ 8 12
— горячее водоснабжение 28 4
— газ природный 92 100
— телефон 32 —
Общая площадь на 1 члена домохозяйства, м2 19,17 18,95
Упрощение постановки на учет в качестве нуждающихся
Усиление разъяснительной работы
Расширение возможностей по повышению доходов
Увеличение объемов строительства жилья
Упрощение процедуры оформления документов
10 20 30 40 50 60 70 80
Затрудняюсь ответить Влияние не оказали Оказали несущественное влияние Оказали существенное влияние
Затрудняюсь ответить Влияние не оказали Оказали несущественное влияние Оказали существенное влияние
3
□ 2008 г.
□ 2009 г.
0 10 20 30 40 50 60 70
б
I I I
□ 2008 г.
□ 2009 г.
Рис. 2. Ответы молодых сельских семей и специалистов на вопросы о влиянии и совершенствовании Госпрограммы, %: а — ответы на вопрос о мерах, которые способствовали участию молодых семей (специалистов) в программе по улучшению жилищных условий; б — ответы на вопрос о том, какое влияние оказали ПНП и Госпрограмма на уровень жизни жителей вашего села; в — ответы на вопрос о том, какое влияние оказали ПНП и Госпрограмма на развитие сельского хозяйства в вашем районе
0 10 20 30 40 50 60 70
сомневаются в их эффективности, при этом 17% респондентов затруднились с ответом).
Основные трудности, которые испытали участники при получении жилья на льготных условиях возникли: при оформлении документов (эти трудности возникли у 64% респондентов); при заключении договора с работодателем (трудности возникли у 28% респондентов); при покупке жилья и строительстве жилья с подрядчиком (трудности возникли у 8% респондентов). В 2008 г. трудности при оформлении документов испытали 76% респондентов, трудности при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий — 20% респондентов, у 12% респондентов возникли трудности с продавцом строительных материалов, а у 16% респондентов не возникло никаких трудностей;
4) перспективы участия в Госпрограмме. Ответы респондентов — молодых специалистов и членов молодых семей на вопросы о перспективах
участия, совершенствовании и влиянии мероприятий приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК» и Госпрограммы представлены на рис. 2.
Аграрный сектор Республики Татарстан во многом определяет состояние экономики и социальную обстановку в республике. Сельскому хозяйству постоянно оказывается значительная финансовая поддержка, интенсивно внедряются всероссийские и региональные программы развития АПК. Работники сельского хозяйства, жители села увидели положительное влияние Госпрограммы на развитие АПК Татарстана.
Среди главных мер, способствующих расширению участия в программе по улучшению жилищных условий можно выделить механизм упрощения процедуры оформления документов и факт увеличения объемов строительства жилья и объектов инфраструктуры. Необходимо отметить, что в Республике Татарстан в сельской местности проживают
а
в
945 тыс. чел., функционируют 326 тыс. ЛПХ, 4 267 К(Ф)Х. Для их поддержки оказывается помощь в создании сельскохозяйственных потребительских и кредитных кооперативов. В дополнение к Госпрограмме разработана и реализуется программа повышения производительности и устойчивости развития К(Ф)Х и других малых форм хозяйствования. Уровень бюджетной поддержки в расчете на 1 га пашни превышает 1 тыс. руб. В целях повышения эффективности господдержки проводится ее корректировка с учетом соблюдения технологической дисциплины, выплаты налогов, прироста сельхозпродукции в расчете на бюджетный рубль.
Приоритетное развитие в республике принадлежит животноводству, при этом особое внимание обращается на восстановление поголовья свиней и овец. Для поддержки растениеводства, кроме расширения посевов районированными и высококлассными семенами, в республике следует шире применять химические средства защиты растений и совершенствовать ценовую политику, обеспечивающую рентабельность и уверенность в реализации зерна.
Общая оценка Госпрограммы чиновниками от АПК, сельхозтоваропроизводителями и сельскими жителями в целом положительная. Однако при этом одной из главных проблем остается проблема значительного опережения роста цен по сравне-
нию с темпами роста цен на сельхозпродукцию. В этой ситуации большое значение должно уделяться внедрению передовых, ресурсосберегающих технологий и эффективных методов маркетинга. Требуется расширение спектра услуг (в основном по растениеводческой отрасли), совершенствование системы кредитования, лизинга, увеличение объемов субсидирования и дотаций на сельскохозяйственную продукцию и предоставление субсидий в фонд финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов. В результате, все это позволит усовершенствовать меры господдержки, повысить отдачу бюджетных средств, что в итоге положительным образом скажется не только на эффективности сельского хозяйства Республики Татарстан, но и в целом на эффективности АПК России.
Список литературы
1. Черняев А.А., Глазунов В.И. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. в Приволжском федеральном округе. Саратов, 2009.
2. Планы и программы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. URL: http://www.agro.tatar.ru/rus/plans.htm.
4 октября 2011 г. в Москве крупнейшая консалтинговая компания России
юридическая фирма «Клифф» проводит бизнес-завтрак «Электронные платежи. Правовые и налоговые вопросы»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
В программе мероприятия:
* новые и старые субъекты платежных систем, отраженные в Федеральном законе № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», их основные права и обязанности;
* что изменится у действующих игроков и что надо пересмотреть при осуществлении их деятельности;
* основные документы, которые необходимо привести в соответствие с новым законом;
* как построить новую платежную систему и что необходимо учесть при ее построении;
* особенности бухгалтерского учёта;
* налоговые аспекты электронных платежей (квалификация в целях исчисления налогов, НДС, налог на прибыль).
CLIFF
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 504-34-61, (495) 504-34-65 либо e-mail: [email protected], [email protected], Кутин Виталий
www.cliff.ru