7. Rubinshtejn S.L Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2017.
8. Sidorov N.I. Social'noe predprinimatel'stvo ipredprinimatel'stvo v social'nojsfere (Teoriya ipraktika). Moskva, 2015.
9. Shiyanov E.N. Pedagogika: obschaya teoriya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Stavropol', 2007.
10. 'E'konin D.B. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Pod redakciej V.V. Davydova, V.P. Zinchenko. Moskva: «Pedagogika», 1989.
Статья поступила в редакцию 28.05.19
УДК 378
Rizaeva N.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Sechenov University) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Nikolenko V.N., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Head of Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Sechenov University) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Kudryashova V.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Sechenov University) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Oganesyan M.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Sechenov University) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
El Taravi Ya.A., student, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Mursalova A.N., student, I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIOLOGICAL RESEARCH OF STUDENTS' PROGRESS AT THE DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY. The article presents results of a sociological survey of students of medical, pediatric, dental faculties, medical and preventive affairs, the faculty of higher nursing education and psychological and social work and the International School "Medicine of Future" on the system of educational services at one of the main departments of medical sciences - Human Anatomy. According to the results of the survey, the combination of classical and modern technologies of training at the Department require further improvement in connection with the need to strengthen the activity and subject components in the teaching of human anatomy. Introduction of schemes, tables and workbooks is a necessary condition for the continuity of knowledge in the study of students of subsequent disciplines. The key role of the personality of the teacher for strengthening of motivation of a subject anatomy of the person is noted. The work introduces a system of mentoring in practical classes on human anatomy to accompany students on a complex and exciting way in the study of the subject.
Key words: students, medical specialties, human anatomy, academic performance, survey.
Н.А. Ризаева, канд. мед. наук, доц. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) г. Москва, E-mail: [email protected]
В.Н. Николенко, д-р мед. наук, проф. каф. анатомии человека, зав. каф. анатомии человека ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва; зав. каф. нормальной и топографической анатомии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
В.А. Кудряшова, канд. мед. наук, доц. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
М.В. Оганесян, канд. мед. наук, доц. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
Я.А. Эль-Тарави, студент, Международная школа «Медицина будущего», ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
А.Н. Мурсалова, студент 1 курса, Международная школа «Медицина будущего», ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ УСПЕВАЕМОСТИ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
В статье представлены результаты социологического опроса студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, медико-профилактического дела, факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы и Международной школы «Медицина будущего» о системе образовательных услуг на одной из основных кафедр медицинских наук - анатомии человека. Рассмотрены вопросы целей и задач изучаемой дисциплины. Согласно результатам опроса, сочетание классических и современных технологий обучения на кафедре требуют дальнейшего усовершенствования в связи с необходимостью усиления деятельностного и субъектного компонентов в обучении анатомии человека. Введение схем, таблиц и рабочих тетрадей является необходимым условием для преемственности знаний при изучении студентами последующих дисциплин. Отмечена ключевая роль личности преподавателя для усиления мотивации предмета анатомия человека. Введена система наставничества на практических занятиях по анатомии человека с целью сопровождения студентов на сложном и увлекательном пути в изучении предмета.
Ключевые слова: студенты, медицинские специальности, «Анатомия человека», успеваемость, анкетирование.
Истоки кафедры нормальной анатомии человека Сеченовского университета уходят к 1755 году, когда по указу Императрицы Всероссийский Елизаветы I Петровны впервые был учреждён первый в Российской Империи Университет -Московский государственный университет Становление Медицинского факультета внутри университета в 1758 году началось с первой прочтённой лекций по химии. При этом кафедра анатомии человека была полностью сформирована только в 1764 году Тогда она называлась «кафедра анатомии, хирургии и баби-чьего искусства». В течение двух с половиной веков кафедра совершенствовалась, многие выдающиеся выпускники внесли свой вклад в ее развитие. Сегодня изучение нормальной анатомии, базовой и важной дисциплины, по-прежнему не утратило своей актуальности. Анатомия - первая серьезная дисциплина, с которой сталкивается каждый студент в самом начале учебного пути - на первом курсе [1]. Точные знания формы и строения человеческого тела позволяют создать правильное представление о здоровье и болезни, о профилактике и лечении заболеваний [2]. Данная дисциплина важна для врачей разных специальностей, особенно будущих хирургов, радиологов, травматологов и представителей других профессий. Ежегодно сотрудники кафедры замечают, как трудно студентам
адаптироваться к новой обстановке, изменению ритма жизни, связанного с поступлением в Университет [3]. Многие первокурсники испытывают повышенную усталость, часто находятся в стрессовом состоянии [4]. Это сказывается на дальнейшем изучении материала и приводит к возникновению пробелов в знаниях, которые необходимо ликвидировать [5]. Кафедра всегда учитывала мнение студентов, поэтому для решения данной проблемы в 2018 году на базе кафедры анатомии человека был проведен опрос 335 студентов Сеченовского университета - обучающихся 1-6 курсов. Анкетирование состояло из различных вопросов, охвативших широкий круг проблем. Благодаря этому мы сможем помочь студентам повысить уровень знаний, а значит, улучшить качество образования.
В 2017 - 2018 учебном году на базе кафедры анатомии человека ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) было проведено анкетирование учащихся ВУЗа. В нем приняли участие 335 студентов 1-6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического (ОДИС - образовательный департамент института стоматологии) факультетов, медико-профилактического дела (МПФ), факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ВСО и ПСР) и Международной школы «Медицина
будущего» (МШМБ). При этом стоит отметить, что анкетирование проводилось как с помощью печатного материала, в качестве раздаточного материала студентам (рис. 1), так и с помощью Google-формы, что позволило распространить анкету среди студентов 3-6 курсов, которые вследствие завершения курса анатомии не посещают кафедру нормальной анатомии человека.
Анкета состояла из 45 вопросов, взаимосвязанных между собой и затрагивающих схожие проблемы. С целью анализа полученных данных анкета была разделена на тематические блоки:
1 блок
Раскрывает влияние индивидуальных факторов на качество изучения предмета, включает 14 вопросов.
Приведём примеры вопросов:
1. Влияет ли уровень сложности предмета, его важность для будущей профессии на качество усвоения материала?
По мнению студентов, сложность предмета и его важность для будущей профессии мотивируют к глубокому изучению анатомии человека.
2. Оказывают ли влияние на возможность формирования практических навыков использование фантомов и муляжей? Опрошенные считают, что применение фантомов и муляжей делает занятия более увлекательными, что позволяет им применять теоретические знания на практике.
3. Может ли повлиять посещаемость занятий на качество обучения на кафедре? Студенты убеждены, что нет, потому что важна лишь личная заинтересованность студента в предмете, желание каждый раз уходить с занятия по анатомии с новым багажом знаний, который пригодится в будущем. Отсутствие одногруппников не может сказаться на успеваемости.
2 блок
Раскрывает роль профессорско-преподавательского состава (ППС) в образовательном процессе, включает 14 вопросов.
Примеры вопросов:
1. Влияет ли умение преподавателя заинтересовать изучением предмета? Влияет, считают студенты. Даже самую скучную тему преподаватель может преподнести так, что невозможно забыть. Нередко личность преподавателя может служить образцом для подражания, что мотивирует студентов подробнее изучать материал.
2. Может ли требовательность преподавателя к дисциплине повлиять на качество обучения? Респонденты уверены, что у требовательного преподавателя студенты просто вынуждены знать материал на должном уровне. Процесс изучения потребует много времени, но, как считают студенты, качественные знания останутся с ними на всю жизнь.
3 блок
Раскрывает применение неклассических образовательных технологий, включает 4 вопроса.
Примеры вопросов:
1. Как влияет объяснение темы с помощью наглядных пособий на качество усвоения материала на кафедре анатомии человека? Наглядные пособия позволяют лучше запомнить материал, создать представление о том или ином механизме.
2. Необходим ли устный разбор темы на лекции или семинаре? Несомненно, считают респонденты. Особенно желательно разбирать клинические случаи на семинарах/лекциях.
4 блок
Раскрывает ли влияние внеучебной деятельности на кафедре на качество изучения предмета? Включает 4 вопроса.
Примеры вопросов:
1. Способствует ли участие в школе препарирования успешной учебе на кафедре? Многие студенты считают, что участие в школе препарирования позволит им закрепить полученные знания, приблизиться к будущей профессии хирурга, а кому-то поможет эффективнее подготовиться к экзамену.
2. Способствует ли участие в олимпиаде по анатомии человека успешному изучению материала? Результаты опроса показали, что большинство студентов, к сожалению, не знали о проведении данной олимпиады. Над решением данной проблемы кафедра анатомии человека уже сейчас интенсивно работает и надеется, что в следующий раз многие студенты смогут принять в ней участие.
Разделение вопросов по блокам позволило нам понять, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на успеваемость студентов, какие аспекты необходимо учитывать при составлении нового учебного плана. Мнение респондентов относительно каждого блока поможет профессорско-преподавательскому составу ликвидировать проблемы в изучении анатомии путем внедрения новых технологий в образовательный процесс.
В процессе исследования были получены следующие результаты.
Влияет ли уровень важности предмета для будущей профессии? Опрос показал следующие результаты: 89,2 % уверены, что данный фактор влияет на изучение предмета, 5,1 % не влияет, 5,7 % затруднялись ответить (рис. 1).
Влияют ли условия обучения (организация учебного процесса)? Больший процент опрошенных (94,3%) убеждены в том, что условия обучения играют важную роль, 3,3% студентов затруднялись ответить на данный вопрос, а 2,4% считают, что условия обучение не столь важны в образовательном процессе (рис. 2).
Влияет ли посещаемость занятий на обучение? По мнению 72,7% по-
сещаемость занятий может сказаться на учебе, 15,9% считают, что не влияет данный фактор, у 11,4% данный вопрос вызвал затруднение (рис. 3).
Влияют ли отношений в учебной группе на образовательный процесс? Опрос показал следующие результаты: 72,7 % считают, что отношения в группе влияют на их учебу. Отношения в группе не важны для некоторых респондентов (15,9 %), а 11,4 % не смогли дать однозначного ответа (рис. 4).
Рис. 1. Влияние уровня важности предмета для будущей профессии
Рис. 2. Влияние условий обучения (организации учебного процесса)
Щ Влияет ф Не влияет # Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Влияниепосещаемости занятий
л
/ 17% 1
Щ Влияет Ф Не влияет
Ф Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Влияние отношений в учебной группе на образовательный процесс
Роль профессорско-преподавательского составоПППС) в образовательном процессе.
Влияютлилоныекачества лрелаЭавателя,уровеньзнаний, стипьпре-подавания? Подавляющее большинство (96,1%) уверены, что личные качества препонаеателя афают ляевув рлль вобразователы-юм процлссе,1,8%уваре" ны, что не влияет, 2,1% затруднялись ответить (рис. 5).
I Влияет I Не влияет Затрудняюсь ответить
Рис.5. Вли яни т л ичлыь сазеств пр еподазапеля
Окапывантсеоияндлсровень и объем знаний преподавателя по дисциплине? 97,6 % опрошенных считают, что уровень знаний преподавателя влияет на учебный процесс, для 0,9 % не влияет, 1,5 % не смогли дать однозначного ответа (рис. 6).
I Влияет > Не влияет Затрудняюсь ответить
Отразится ли на обучении возможность формирования практических навьжовнафантомахоуяяжах?Наибольшийпроценто прошенных (94,9%) убеждены в том, что эта возможность влияет на изучение дисциплин, у 3% дан-ныоеогрес вь 1звалшатруднеоия, 24% считаюо, рте формиюоеаноекракпичеккиа навыков не влияет на изучение материала (рис. 11).
Ф Влияет Ф Ме влияет • Затрудняюсь ответить
Рис. б.Вли яние уровняиобъема знанийпреподаиателя
Важна ли ученая степень преподавателя в образовательном процессе? Для 68,5% ученая степень преподавателя не важна, 22,3% затруднялись ответить, 9,2% важен данный критерий (рис. 7).
Ф Влияет ф Не влияет
Затрудняюсь ответить
Рис. 11. Влояние возможности формирования практачаских
Скаылкетсяплна ьзученыилаторилла пбесяеннаоость студентов оа-плкднымхпособиями? По мнению большинства (95,5%) респондентов, 3% не смогли дать точного ответа, а 1,5% убеждены, что не сказывается (рис. 12).
Рис. 7. Влияние ученой степени преподавателя в образовательном процессе
Влияет ли опыт преподавательской деятельности на изучение дисциплины? 55,4 % респондентов сч^т^и^"^, опьепреподаваиельскойдеятельности влияет на изуче сие анатомии, 27,7% полагают, что не влияет, 17% не смогли дать однозначного о вета (рис. 8).
ар Воиоет ^ Юе кнтяен • Затрчдняюкь осветить
* Влияет ► Не влияет Затрудняюсь ответить
4ие. И2. Ылояаюл ебзсдвтеавосфч дмиылвопи пагшеоныюваосрПиаоы
Эффвптышро пи пеученьп ЗО-аоататаое? Огуденты пчирают дакнрмспо-соб изучения анатомии: интересным (76,8%), полезным (59,8%), необходимым (36,6%), еепостреб-иапннм (Д,Т°/о). Оспалььыи рпстонсрь^п^езпсюто дапнрй методике илиникогда егонепрактиковали(рис. 13).
Рио. Ь. ЕЗляяпнп ыымрр пеыдыавнцеочткпЬ дроюп^опььсзсею на изучение дисциплины
Важно ли умение преподавателя логично, доступно, понятным языком излаааеоч лыыеычел? Опрос нзкзнан апеуун^ие р^^челфчыытли рельшвЫ пзнуыуз опрошенных (99,7%) с уверенностью заявляют, что данный фактор влияет на об-Ьазовптеаьчыо прццечч и ааясоЮтяшо фатешнямо дзучсидю шеозрмала, о%% затруднялись ответить (рис. 9).
Ф Влияет ф Не влияет • Затрудняюсь ответить
к-258 (76,8%)
очс.р. Вриыыие умднко ытяоысватдлп ^^сту зыи к;^4лгатпс^т^окпг тр е°увиыю
Важно ии уоенюе ерчшоНаестюле зниетд/зеровють П9%^о^9тшп97% стр-деьноноажнлонеои умеоио п <^ооь врЖч
но, столько же °оотонфентоа че расдян оптлечи^ чу аянчы° роорс^ч
(рис. ЯО).
Ф Влияет Ф Не влияет ф Затрудняюсь ответить
Интересно Полезно Необходимо Не востребовано "5(5,7
Не знал, что это 29 {8,6 %)
Никогда не прэттковагась [—1 (0,3
Рис. 13. Изучение 3D-анатомии
Эффективно ли использование карточек контроля для подготовки к ьанртеяы ро ноетомио чилормсап еезз.рьзаеы оеподо, р1,п% считаюмнарточкт наиболее оптимальными для получения базисных знаний, 22,9% считают необ-ждимим о иррювк^ при озичоеир юоониизкких пиресьсиКш-ИОд - земчняхт а^а^с^еач^жиу атлас, 36,9% неинаеаесныаануыекаеточки. Остальные опро-шекрыокотнyмuялиcв отзотато.
Влияет ли на изучение анатомии участие в школе препарирования? 31% опрошенных хотят участвовать в данной школе и после экзамена, 30,1 % считают одним из самых эффективных способов изучения анатомии, 28,3% не знали о существовании школы, 4,5% считают данный способ изучения дисциплины неэффективным (рис. 14).
оптимальные для получения базисных знаний необходимы при изучении клинических дисциплин заменяют анатомический атлас
Рис. 10. Влияние умения п|эеподав^теля з^интенрессзвать предметом
Рис. 14. Участие в школе препарирования
На сколько эффективно участие в олимпиаде по анатомии человека? 57,7% студентов не знали о проведении, 20,2% считают, что олимпиада развивает возможности игрового восприятия предмета, 12,2% считают очень эффективным способом подготовки к экзамену, 8,9% не считают возможным способом изучения анатомии (рис. 15).
# не энал (а) о конкурсе
# очень эффективный способ подготовки к экзамену развивает возможности игрового восприятие предмета
# не считаю возможным способом изучения анатомии
# стоит изменить формат проведения
# Не учавствовал
# Умение показать свои навыки
Рис. 15. Участие в олимпиаде по нормальной анатомии человека
Эффективно ли внедрение практики наставничества на кафедре нормальной анатомии человека? По мнению 46% опрошенных, практика настав-ничестваявляетсянеобходимымэлементом обучения,28% ненуваютея в помощи наставника, 11% активно пользуются помощью наставника, 10% хотят в будущелутить2аотавниуом,2%пе ипели свдего твютона (иис.УИ).
В анкетировании присутствовали стандартные вопросы: информация о курсе и факультете респондента. Так, почти половина опрошенных обучается на 4-6 курсих.Взгляд сдаршек.рвникоа на метудикупуеиодаванияунетоминиСеое-новском Университете является наиболее показательным, так как эти студенты непосредвтсенво сталяинаютсвс клнннческпмиднвцпнлппамм. Дынная гяуппа студентов уже освоила тесно связанные с анатомией человека предметы, как лучевая дипгяогтива, тмавматооогия, пмтплогтага^^не^мибУ э%Нпм^1^ос старшекурсники более осознанно подходят к вопросу важности грамотного пре-подавааияп^т^уша^то^^я^^ьетси фуадементом ^(^п^^^оев
Разделение вопросов анкеты на тематические блоки было обосновано анализом полученныхрезультатов.
Бмог 1 Вльяаие ендевuдyелпнпlе фактор^^т еанесгнвое^чдния обмета. Среди многочисленных вопросов, содержащихся в данном блоке, наиболее важнымяанодаающимвет каррекпис всеютая так, .е-
спонденты убеждены, что организация учебного процесса напрямую влияет на качествсусзпенимвпавпП. Поэпоее паоподаяапелв япыяетмяобе-
спечение системы условий для проведения интересного, информативного семинара, не ктеоноаетупентамбядетпредлол^снонхтавпение карт, схем и рабочих
Считают необходимым элементом обучения
не нуждаются в помощи наставника
активно обращаются за помощью к наставнику
стремятся стать наставником
Б
%
10%
»« & 460/.
Л
Рис. 16. Внедрение практики наставничества
ниccовоeмe2няlмиуeс^юлoниммиабyпeняяпo ФГОС 3+ [6]. Учитывая также, что, по мнению респондентов, отношения в учебной группе сяятт нм качестпеяопусаепых знепия,пдмпмдaвателю кок четгема аеихоло-гу необходимо обеспечить дружественные отношения в группе, а в противном млтчеенeомпуeавтн eннжо2ие■<aнeотнa з нaгиНсзпЗлсeмпивнocтн ыяатоаш ений студентов [7].
Бппк2.%омь %ПС в офазовесм7снд% поецете. Так как анпто1аио аервая серьезная дисциплина, с которой сталкивается студент на 1 курсе, поэтому пре-пздaветeлнмндты2интaвaттyю явюяется аонай из ключювнlяШпгпp веоановле-няи бy%y%егмппьчб[е]■ Па^еулнтатем ворона, л июлокючест^г) препадыв ателя, его уровень знаний, а также стиль преподавания являются наиболее фундамен-теплыми для песооваестмв. Ини эпомпвонтотаатиеь, чщупoоиeпию сенентов, наличие ученой степени преподавателя, а также стаж работы никак не влияют на егопр е спмспбвосси,птаие вапффлкпи в нонтнизучения д исци-
плины. Наиболее важным критерием студенты отмечают умение преподавателя заинтересовать предметом. Согласно этим данным, мы можем опровергнуть по-
Днафрагма [diaphmgma) и мышцы задней йрюшной стенки
Ьид гасим. нщ сар^ач*
МИОЛОГИЯ
tí
Диафрагма, тонка я широкая «ыивд отдаотаошая грудную гкыюсть от брюшной, имеет ни купола, обращенного выпуклостью о грудную полость.
Соответственно началу у диафрагмы различают 3 чветк
■ реберная - тчивепз на внутренней поверхности швстм-евмя »ваших ребер;
■ грудмнная — на задней поверхности грудины;
■ поясничная — начинается не передней поверхности повеничны« появоиков, образуя правую м леву нот. в такяе от иедмалыньк и мтеральны* до» брвзных связан Медиальные чист иахм ограничивают дал отверегшг: за виее. аортальное - для аорт и грудного /ваафатнеавого протаю, переднее,, геецевоаноа — для литаеюла и блуждающ« нервов. 3 сухожнльмом центре имеется отверстие для имяглея nonoí вами,
У диафрагмы имеются mcci треугольной формы, где мышечные волокна отсутствуют
Это участей мекду грудинки* и реберной частями даафрагчы. в также мен-ay реберной и поясничной частям*. Это парные грусино^яберный треугольник ((rtjoiun jieraoosofs) и поиснично-реАернын tpeyt оным ((/уоллт\ №лэОоео${ой($}г которые могут быть мечггвми обрвэоватя диафрагмахьти грыж.
Диафрагш является дыхательной мышцей. при сокращении она уплощается, orfyDíaetüs. увеличивай обм» грудной ПОЛОСТИ (акт Вдоха}. При расслаблении диафрагмы она поднимаем*, объем грубой гапост* при это* уменьшается ts*r выдохе)-.
■ Реб^щя честь jup^par*; 1. Forumen дате спи» Érv iWcris • Qieepcre нижней поло! юц I. HkXusssopfrogcvs • ГМшеесдное вгверегае;
4. Ug prewfíim т«йс1пилп . ОЖНВДЯ ддоебрвздя свдка;& ШсКвдоВси ■ А» тагыиширсгв^СОадлйЫпотА^иуто«» - Лши мша диафзагиь, 7. М дю-
иышиа: t- М psoas тфг * Б№И* тнэшчнер ининя; V. Fмею ttaroootaitai; • По-яоннчно-груаиаи фастя. Hl Ous делнля а>орпл?ргх№ • Премв ноя« диафрагмы; 12.bg1 arruatum toiemte ■ Лагприы«« дугоо6ра5.ия ¡rairaia; tt Ug. атжЛит moflí-ote - arae.14. Рю iitnäate draphragmaici * Поасничмаи
чаоъ дмфра<п«< Селешп ondlmjnr • Суе№криьнь# центр; Ж fliw jfeflwto dkf-ortropmcícs • Г вуа*1«я часть диаораг им
Рис. 17. Карточки контроля
нятие о том, что студент может самостоятельно изучать анатомию человека, не посещая большую часть семинарский занятий.
Блок 3. Применение неклассических образовательных технологий. Несомненно, стандартные методики изучения дисциплины, по мнению респондентов, до сих пор остаются актуальными: применение наглядных пособий, устный разбор темы на лекциях/семинарах, работа с препаратами (трупным материалом). Однако в XXI веке кафедра анатомии человека Сеченовского университета, одного из передовых вузов в стране, должна соответствовать международным стандартам качества в обучении студентов. Поэтому применение нового, высокотехнологичного оборудования для изучения дисциплины является фундаментальным в современных реалиях медицинской науки. Был опробован один из инновационных способов преподавания дисциплины - карточки контроля для подготовки к занятиям по анатомии человека. По результатам анкетирования, данная методика усвоения материала нашла большой отклик у студентов (рис. 17).
Наряду с этим, популярность также приобретает методика изучения предмета с помощью интерактивного анатомического стола «Пирогов», недавно установленного в анатомическом музее Сеченовского университета. У студентов появилась возможность изучать такую дисциплину, как 3D-анатомия. Методика послойного изучения различных частей тела и отдельных органов с особенностями их топографии является, по мнению опрошенных, интересной и понятной, а для ряда студентов необходимой для успешного усвоения изучаемого материала.
Студентов более старших курсов, которые в той или иной мере столкнулись с настоящей врачебной практикой, привлекает проведение мастер-классов по клинической анатомии, в том числе дистанционных, над усовершенствованием которых сейчас активно ведется работа на кафедре.
Блок 4. Внеучебная работа на кафедре. Вопросы из данного блока были направлены на изучение роли креативного подхода к практике преподавания анатомии человека. Участие в конкурсе анатомического рисунка, посещение заседаний школы препарирования, а также участие в олимпиаде по анатомии человека вызывает неподдельный интерес у большинства опрошенных.
Так, международный конкурс анатомического рисунка «IMAGO ANATOMICA VESALIUS» ежегодно открывает свои двери для участников со всей страны и ближнего зарубежья, что также усиливает интерес студентов Сеченовского университета к проводимому конкурсу.
Студенты Сеченовского университета с большим энтузиазмом принимали участие в внутривузовской олимпиаде по анатомии, а в декабре 2018 года и в I
Библиографический список
Московской Международной Универсиаде по анатомии человека «АНАТОМ и Я», где команда нашего университета заняла почетное I место. Это является ярким примером нестандартного и креативного подхода к обучению студентов на кафедре анатомии человека.
Одним из ключевых вопросов, вызывающих интерес у сотрудников кафедры анатомии человека, является отношение опрошенных студентов к практике наставничества в рамках преподавания дисциплины. Среди участников анкетирования лишь 3 поколения знают, что представляет из себя данный проект. Именно эта часть опрошенных студентов считает, что подобная практика является необходимым элементом обучения на кафедре. При этом многие опрошенные стремятся стать наставниками.
Стоит пояснить, что система наставничества базируется на принципе «равный равному» [9]. Иными словами, отличившиеся студенты 1 курса в дополнительное время не просто занимаются анатомией человека в стенах кафедры, но и учат этому своих менее успешных сверстников. Перед студентами есть пример ответственного обучающегося, который сопровождает своих слушателей, умеет грамотно преподнести сложный материал, а также является примером для своих подопечных [10].
В итоге проведённого социологического исследования можно сделать следующие выводы:
• Однозначно, что анатомия человека является основным, базовым предметом медицинской науки, поэтому необходимо создавать условия для преемственности в изучении предмета.
• Поскольку анатомия человека - наука с богатой историей, для успешного изучения необходимо сочетание классических методов изучения предмета (препарирование) с современными методами ^ анатомия, использование муляжей, фантомов, конкурсы анатомического рисунка, олимпиады, участие в СНК).
• Роль личности преподавателя - ключевое звено в образовательном процессе. В соответствии с современными технологиями обучения необходимо ввести деятельностный компонент в изучение предмета анатомии человека.
• Для эффективности проведения семинарских занятий необходимо создать условия для обучающихся с введением карт, схем и рабочих тетрадей, которые студенты смогут использовать на старших курсах.
• Проблемы, отмеченные студентами в ходе опроса, предлагается решить при помощи внедрения практики наставничества. Данная система не имеет аналогов среди кафедр анатомии человека других университетов, и мы верим, что наставники смогут справиться с поставленными задачами.
1. Змеев С.И. Всю жизнь за партой. Учительская газета. 1992; 32.
2. Коломиец О.М. Учебная деятельность студента медицинского ВУЗа на занятии: ее структура и содержание. Сеченовский вестник. 2013; 4 (14): 86 - 90.
3. Акименко ГВ., Михайлова Т.М. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете: психологические особенности и проблемы. Инновационное развитие науки и образования: монография. Пенза, 2017: 143 - 151.
4. Костина Л.А., Миляева Л.М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе. Фундаментальные исследования. 2014; 11-2: 433 - 437.
5. Kolomiets O., Predushchenko O. College students research activity. Comparative education and teaching training. 2009. Sofia. Bureau for Educational service. Volume 7: 147 - 151.
6. Коломиец О.М. Особенности построения учебного пособия по предмету с позиций деятельностного и системного подхода к обучению. Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. Серия Педагогическая антропология 2004; Вып. № 484: 126 - 136.
7. Абаева Е.В. Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации (на этапе вхождения в вузовское пространство). Диссертация ... кандидата психологических наук. Краснодар, 2003.
8. Коломиец О.М. Реализация преподавателем вуза профессиональной компетенции по организации учебной деятельности студента. Интеграция науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 - 14 июня 2018 г., г. Уфа). Уфа: РИО ОМЕГА САЙНС, 2014: 47 - 49.
9. Невская Л.В., Эсаулова И.А. Система развития инновационного кадрового потенциала предприятий. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2013; 21: 72 - 76.
10. Люсова О.В., Бурова С.С. Ответственность как условие самоактуализации личности студентов. Психологическое и педагогическое сопровождение студентов ВУЗа в современном социокультурном пространстве: материалы научно-практической конференции с международным участием (6 - 7 декабря 2018 г., г. Астрахань). 2018: 145 - 150.
References
1. Zmeev S.I. Vsyu zhizn' za partoj. Uchitel'skaya gazeta. 1992; 32.
2. Kolomiec O.M. Uchebnaya deyatel'nost' studenta medicinskogo VUZa na zanyatii: ee struktura i soderzhanie. Sechenovskij vestnik. 2013; 4 (14): 86 - 90.
3. Akimenko G.V., Mihajlova T.M. Adaptaciya studentov k usloviyam obucheniya v medicinskom universitete: psihologicheskie osobennosti i problemy. Innovacionnoe razvitie nauki i obrazovaniya: monografiya. Penza, 2017: 143 - 151.
4. Kostina L.A., Milyaeva L.M. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov k obucheniyu v medicinskom vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 11-2: 433 - 437.
5. Kolomiets O., Predushchenko O. College students research activity. Comparative education and teaching training. 2009. Sofia. Bureau for Educational service. Volume 7: 147 - 151.
6. Kolomiec O.M. Osobennosti postroeniya uchebnogo posobiya po predmetu s pozicij deyatel'nostnogo i sistemnogo podhoda k obucheniyu. Psihologicheskie i pedagogicheskie problemy razvitiya obrazovaniya. Vestnik MGLU. Seriya Pedagogicheskaya antropologiya 2004; Vyp. № 484: 126 - 136.
7. Abaeva E.V. Psihologicheskaya podderzhka lichnosti na nachal'nom 'etape professionalizacii (na 'etape vhozhdeniya v vuzovskoe prostranstvo). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Krasnodar, 2003.
8. Kolomiec O.M. Realizaciya prepodavatelem vuza professional'noj kompetencii po organizacii uchebnoj deyatel'nosti studenta. Integraciya nauki i obrazovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (13 - 14 iyunya 2018 g., g. Ufa). Ufa: RIO OMEGA SAJNS, 2014: 47 - 49.
9. Nevskaya L.V., 'Esaulova I.A. Sistema razvitiya innovacionnogo kadrovogo potenciala predpriyatij. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2013; 21: 72 - 76.
10. Lyusova O.V., Burova S.S. Otvetstvennost'kak uslovie samoaktualizacii lichnosti studentov. Psihologicheskoe ipedagogicheskoe soprovozhdenie studentov VUZa v sovremennom sociokul'turnom prostranstve: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (6 - 7 dekabrya 2018 g., g. Astrahan'). 2018: 145 - 150.
Статья поступила в редакцию 29.05.19