Oganesyan M.V., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Human Anatomy, FGAOU I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Shumak A.V., student, International school of "Medicine of Future", FGAOU I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Bolotskaya A.A., student, International school of "Medicine of Future", FGAOU I.M. Sechenov First MSMU Ministry of Health Care of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSIS AND FORMATION OF FUTURE PHYSICIANS MOTIVATION IN STUDYING THE DISCIPLINE OF HUMAN ANATOMY. In the article the basic facts, which are based on a long experience of teachers, are considered. It is influential with formation of outlook of future doctors, when they study a fundamental subject of medical education - anatomy of human. The task of the work is the study of the motivational component in the process of teaching the discipline of Human Anatomy to students of FGAOU I. M. Sechenov First MSMU Ministry of health of Russia (Sechenov University). In the 2018-2019 academic year at the Department of Human Anatomy of Moscow State Medical University n.a. I. M. Sechenov a survey of university students was conducted. It involved 64 students of the 1st year of medical faculty and International school "Medicine of Future". The survey is conducted using Google-form. Correctly created outlook gives the chance to the student to understand his place at the world around, allow to have the principles and ideals of life, personal orientations by future doctors. Essentially important elements at studying of human anatomy are emphasized. The attention is paid to a role of the teacher at the studying. Effectiveness of anatomy contributes to acquire concealed information about regularities for control body.
Key words: anatomy, motivation at teaching, formation of worldview, role of teaching.
Н.А. Ризаева, канд. мед. наук, доц. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ОМ Коломиец, канд. пед. наук, доц., директор, Международный институт профессионального развития педагога, г. Москва, E-mail: [email protected]
В.Н. Николенко, д-р мед. наук, проф. каф. анатомии человека, зав. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет», зав. каф. нормальной и топографической анатомии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
В.А. Кудряшова, канд. мед. наук, доц. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
М.В. Оганесян, канд. мед. наук, доц. каф. анатомии человека, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
А.В. Шумак, студент, Международная школа «Медицина будущего», ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
А.А. Болотская, студент, Международная школа «Медицина будущего», ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
В статье на основании многолетнего опыта преподавателей рассматриваются факты, оказывающие серьезное влияние на формирование мотивации у будущих врачей при изучении основополагающего предмета медицинского образования - анатомии человека. Целью работы стало изучение мотивацион-ной составляющей в процессе преподавания учебной дисциплины «Анатомия человека» студентам ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет». В 2018 - 2019 учебном году на базе кафедры анатомии человека Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (МГМУ им. И.М. Сеченова) было проведено анкетирование студентов вуза. В нём приняли участие 64 студента 1 курса лечебного факультета и Международной школы «Медицина будущего». Анкетирование проводилось с помощью Google-формы. На основе анализа результатов исследования авторы пришли к выводу о том, что правильно сформированные цели в изучении предмета дают возможность студенту понять свое место в окружающем мире, позволяют заложить у будущих медиков жизненные идеалы, принципы, личностные ориентации. Подчеркиваются принципиально важные элементы изучения анатомии человека, уделяется внимание роли преподавателя в процессе обучения. Отмечается, что действенность анатомии способствует овладению скрытыми закономерностями для управления организмом.
Ключевые слова: анатомия, мотивация в преподавании, формирование мировоззрения, роль преподавателя.
Сложный путь познания человеческого организма начинается на первом курсе медицинского вуза и продолжается всё последующее время. Погрузившись в изучение причин различных явлений в человеческом организме, приходишь к выводу об ускользающей истине, однако этому стоит посвятить всю свою сознательную жизнь. Что есть человеческое существо? Как разгадать тайны формирования органов и их систем? Эти и многие другие вопросы встают перед будущими врачами.
При исследовании природы человека учитывается его происхождение, становление и развитие. Единение формы и функций в строении органов и систем человеческого организма не является статическим, а постоянно меняется в процессе развития под влиянием внешней среды. Человек взаимодействует с природой, пытаясь либо приспособиться, либо активно переделать её [1].
Биологическая и социальная среды влияют на развитие и формирование строения тела человека. Человек подвержен влияниям не только биологической среды, развитие его определяется и условиями социального бытия, в связи с чем, подробно рассматривается влияние труда, спорта, условий жизни на строение тела человека [2].
Одним из важнейших направлений реформ, осуществляющихся в обществе, должно стать совершенствование системы образования, определяющей интеллектуальный и духовный потенциал государства. Качество работы врача во многом определяется его подготовкой; огромные резервы для значительного улучшения кроются непосредственно в учебном процессе в медицинском вузе. Эффективность подготовки врача находится в прямой зависимости от того, на каком научном уровне читаются лекции, проводятся практические занятия, насколько творчески подходят к ним преподаватели, учитывают ли они достижения современной медицины.
«Анатомия человека», как важнейшая учебная дисциплина, является основой для изучения медицины. Трудно переоценить важность знания о форме и структуре органов и тканей, о функциональных системах организма в процессе формирования клинического мышления будущих врачей. Преподавание «Анатомии человека» осуществляется с помощью двух основных форм вузовской работы, причем практические занятия занимают в учебном процессе центральное место: они призваны не только вооружать теоретическими знаниями, но и формировать и развивать у студентов практические умения анализа клинических явлений, пробуждать у будущих врачей интерес к исследовательской работе.
В статье на основании многолетнего опыта преподавателей рассматриваются факты, оказывающие серьезное влияние на формирование мотивации у будущих врачей при изучении основополагающего предмета медицинского образования - анатомии человека.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение опыта преподавателей кафедры анатомии человека ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России «Сеченовский университет»; наблюдение за процессом преподавания анатомии человека на практических занятиях; анкетирование студентов, беседы с ними; качественный и количественный анализ данных констатирующего эксперимента.
В 2018-2019 учебном году на базе кафедры анатомии человека Сеченовского университета было проведено анкетирование студентов вуза. В нем приняли участие более 60 студентов 1-го курса лечебного факультета и Международной школы «Медицина будущего». Анкетирование проводилось с помощью средств новых информационных технологий: использовалась Googl-форма. Данные, полученные в ходе анкетирования, явились материалом исследования. Ответы студентов на вопросы анкеты дали возможность уточнить, насколько первокурсники оценивают значимость изучения «Анатомии человека»; определить
предпочтительные способы подготовки к практическим занятиям по анатомии человека; выяснить, с какими проблемами сталкиваются вчерашние школьники в процессе обучения в вузе; понять, используют ли студенты знания по основополагающей дисциплине для достижения физического здоровья; выявить, каким образом знания по изучаемой дисциплине помогают изменить мировоззрение, бороться с недостатками; провести анализ работы преподавателей кафедры анатомии «глазами студентов».
Как показали результаты исследования, более 93% опрошенных студентов Сеченовского университета считают, что знание учебной дисциплины «Анатомия человека» жизненно необходимо будущим врачам. Готовясь к практическим занятиям по анатомии человека, студенты активно используют различные средства обучения, как традиционные, так и инновационные: они предпочитают изучать материал по атласам (около 80%) и учебникам (около 60%), по видеозаписям, сделанным в ходе практического занятия (более 90%), по записям на лекционных занятиях (более 12%) по видеороликам, имеющимся в сети Интернет (чуть более 3%). Необходимо отметить, что в процессе изучения названной дисциплины студенты испытывают серьезные затруднения: они связаны не только с необходимостью запоминания большого по объему материала на русском и латинском языках, но и с отсутствием нужного количества учебных препаратов в анатомическом музее (более 50%). К сожалению, полученные знания по анатомии человека стремится использовать для своего здоровья лишь половина опрошенных, и только чуть более 46% обучающихся отмечают, что благодаря дисциплине «Анатомия человека» они меняют свое мировоззрение, борются с недостатками. Следовательно, на лекционных и практических занятиях по анатомии человека необходимо более тщательно работать над формированием у обучающихся привычек, ведущих к здоровому образу жизни. Кроме того, для понимания организма в целом необходимо активнее использовать методы анализа и синтеза. Последовательное изучение анатомии человека предполагает, прежде всего, исследование систем, поэтому анатомия также называется систематической. Изучая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, используя аналитический метод. Однако в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы и ткани) существуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, начиная с периода возникновения и на протяжении развития и жизнедеятельности. При этом каждая из структур оказывает друг на друга формообразующее влияние. Синтез анатомических знаний проводится на протяжении всего курса анатомии путем вскрытия связи формы с функцией и изучения структуры в аспекте развития под влиянием внешних и внутренних факторов. В конце прохождения курса анатомии все системы изучаются вместе так, как они существуют в живом организме. Особое внимание обращается на их взаимоотношения, и в особенности с нервной системой, которая объединяет организм [3]. При изучении остеологии подчеркивается практическая значимость полученных сведений, акцент делается на понимание возрастных изменений в костной системе. С большим интересом изучаются поперечно-полосатые скелетные мышцы, поскольку четкие знания о функции мышц, приводящих в движение различные звенья человеческого тела, позволяют довести до совершенства различные его части [4].
Курс изучения анатомии человека традиционно начинается с введения в предмет «Анатомия человека», его содержания, основных методов исследования. Философское понятие о взаимовлиянии формы и функции, меняющихся в процессе развития под влиянием социальной и биологической среды, расширяют мировоззрение, усиливают интерес студентов к изучению анатомии человека. Важно подчеркнуть функциональное направление анатомии, так как анатомия -наука о закономерностях развития формы и функций органов тела и систем человека.
История анатомии - базисная часть, формирующая правильную мотивацию в изучении предмета. Жизненный путь выдающихся отечественных анатомов Д.Н. Зернова, П.И. Карузина, ГФ. Иванова, Д.А. Жданова, М.Р Сапина -яркий пример для подражания [4]. Молодое поколение, изучая на практических занятиях их вклад в современную анатомию, стремится не только повторить судьбу великих профессоров, но и внести свою лепту в формирование научных знаний [5]. Студенты, обучающиеся на кафедре анатомии Сеченовского университета, ценят вклад в формирование анатомии заведующего кафедрой Дми-
Библиографический список
трия Аркадьевича Жданова, который проработал здесь с 1956 по 1971 год [6; 7]. Дмитрий Аркадьевич являлся крупным специалистом в области лимфологии, её основоположником в России. За свои заслуги Д.А. Жданов был трижды награждён орденом Трудового Красного Знамени. Будучи лауреатом Сталинской премии и заслуженным деятелем науки РСФСР, Дмитрий Аркадьевич является автором около 200 научных работ и четырёх монографий по вопросам анатомии и истории анатомии [8]. Важную роль в мотивации студентов играет портретная галерея в секционном зале и учебных коридорах, которая предоставляет возможность обучающимся познакомиться с великими анатомами и оценить их вклад в формирование науки [9].
Внутренние органы изучаются в комплексе с сосудами, обеспечивающими их жизнеспособность, подчёркивается особенность их иннервации и важность исследования функциональных единиц паренхиматозных органов, как в зеркале отражающих функцию каждого внутреннего органа [10]. Трудно переоценить значимость изучения мочеполового аппарата. Полученные знания не только помогают формировать у студентов правильные взгляды на функционирование собственных органов, но и позволяют выбрать правильный способ контрацепции, а также защитить молодой организм от внедрения инфекции. Центральная нервная система и органы чувств рассматриваются в их развитии, в сравнительно-анатомическом аспекте, фило- и онтогенезе, в свете приспособления животных к различным условиям среды. Деятельность мозга человека неразрывно связана с трудовой целесообразной деятельностью человека. Только на основе трудовой деятельности у человека появилось и получило своё развитие отвлеченное мышление, подкреплённое речью и совершенством головного мозга [11]. Анатомия органов чувств показывает, что центральная нервная система и органы чувств не только составляют единое целое в функциональном значении, но и имеют общее развитие. Это единство доказано в учении И.П. Павлова об анализаторах. Органы чувств возникают и развиваются как органы, адекватно отражающие внешний мир: под влиянием колебаний воздуха дифференцируется слух, световой энергии - возникает и дифференцируется глаз, под влиянием химических раздражителей дифференцируются органы вкуса и обоняния.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная чертыдают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структур. Кроме того, действенность анатомии способствует овладению скрытыми закономерностями для управления организмом. Таким образом, анатомия, решая указанные выше задачи, имеет большие перспективы [12].
Приоритетными задачами, которые непосредственно связаны с проблемой повышения эффективности процесса преподавания анатомии человека в вузе, с выработкой у студентов навыков учебного труда, являются следующие: научить студентов читать и применять на практике учебную, научную и научно-методическую литературу; привить навыки пользования различными видами справочной литературы; способствовать формированию клинического мышления путем выработки навыков и умений самостоятельно анализировать материал, делать необходимые выводы и обобщения, а также исследовательских навыков; воспитывать интерес к медицине.
Важное место на практических занятиях по анатомии человека должны занимать клинические наблюдения, которые не бывают и не могут быть чистыми наблюдениями: на % это уже эксперимент, цель которого выявить свойства исследуемого объекта, получить необходимые данные для сопоставления и анализа. На практических занятиях по анатомии человека рекомендуется выполнять различные задания, требующие от студентов рассуждения, доказательности, сопоставления, то есть не только высокой клинической подготовки, но и творческого, исследовательского подхода, содействующие развитию практических навыков студентов: конструировать и реконструировать жизненно важные органы и системы; исследуя детали строения органов и систем, выделять клинические аспекты их; иллюстрировать теоретический материал своими примерами в процессе решения ситуационных задач; проводить анализ топо-графо-анатомических взаимоотношений органов, то есть связывать теорию с практикой, что особенно важно при формировании познавательной активности студентов-медиков, которая, несомненно, будет способствовать повышению мотивации у будущих врачей.
1. Виппер Б.Р Искусство Древней Греции. Москва: Наука, 1972.
2. Шведавченко А.И., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А. Некоторые учебные аспекты анатомии. Морфология. 2017; Т. 151. 3: 115 - 116.
3. Шведавченко А.И., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А. Проблемы преподавания анатомии на современном этапе. Морфология. 2017; Т. 151. 3: 116.
4. Никитюк Д.Б., Чава С.В. Михаил Романович Сапин (к 85-летию со дня рождения). Морфология. 2010; Т. 138; 5: 95 - 96.
5. Николенко В.Н., Кудряшова В.А, Макарова В.Д., Ризаева Н.А, Оганесян М.В. Слово об учителе. Памяти замечательного педагога и ученого М.Р Сапина. Вестник Российской академии медицинских наук. 2017; Т. 72. 2: 164 - 168.
6. Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Оганесян М.В., Шумак А.В., Клочкова С.В., Никитюк Д.Б. Доброе слово об академике Дмитрии Аркадьевиче Жданове. Морфология физической культуры, спорта, клинической и авиационно-космической медицины: материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 50-летию кафедры анатомии МГАФК. Москва, 2017.
7. Сапин М.Р К истории старейшей анатомической кафедры анатомии. Врач. В. 3. 2007.
8. Николенко В.Н., Кудряшова В.А, Оганесян М.В., Ризаева Н.А., Закиров Ф.Х. Дмитрий Аркадьевич Жданов - основоположник функциональной анатомии лимфатической системы. Вестник Российской академии медицинских наук. 2018; Т. 73. 1: 69 - 76.
9. Николенко В.Н., Овченков В.С., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Клочкова С.В. Портретная галерея великих анатомов: учебно-воспитательная роль. Морфология. 2018; Т. 153. 1: 86 - 89.
10. Сапин М.Р Анатомия человека: атлас: учебное пособие в 3-х томах. Науч. ред. В.Н. Николенко. Том 1. Москва: Медицина. 2016.
11. Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Шумак А.В. Что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? Современные проблемы науки и образования. 2017; 3: 46.
12. Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А., Оганесян М.В., Шумак А.В., Мовсисян РК. Наставничество как инновационный метод в преподавании анатомии человека. Морфология - науке и практической медицине. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Под редакцией И.Э Есауленко, 2018.
References
1. Vipper B.R. Iskusstvo Drevnej Grecii. Moskva: Nauka, 1972.
2. Shvedavchenko A.I., Kudryashova V.A., Oganesyan M.V., Rizaeva N.A. Nekotorye uchebnye aspekty anatomii. Morfologiya. 2017; T.151. 3: 115 - 116.
3. Shvedavchenko A.I., Kudryashova V.A., Oganesyan M.V., Rizaeva N.A. Problemy prepodavaniya anatomii na sovremennom 'etape. Morfologiya. 2017; T. 151. 3: 116.
4. Nikityuk D.B., Chava S.V. Mihail Romanovich Sapin (k 85-letiyu so dnya rozhdeniya). Morfologiya. 2010; T. 138; 5: 95 - 96.
5. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A, Makarova V.D., Rizaeva N.A, Oganesyan M.V. Slovo ob uchitele. Pamyati zamechatel'nogo pedagoga i uchenogo M.R. Sapina. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2017; T. 72. 2: 164 - 168.
6. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Oganesyan M.V., Shumak A.V., Klochkova S.V., Nikityuk D.B. Dobroe slovo ob akademike Dmitrii Arkad'eviche Zhdanove. Morfologiya fizicheskoj kultury, sporta, klinicheskoj i aviacionno-kosmicheskoj mediciny: materialy V Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 50-letiyu kafedry anatomii MGAFK. Moskva, 2017.
7. Sapin M.R. K istorii starejshej anatomicheskoj kafedry anatomii. Vrach. V. 3. 2007.
8. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A, Oganesyan M.V., Rizaeva N.A., Zakirov F.H. Dmitrij Arkad'evich Zhdanov - osnovopolozhnik funkcional'noj anatomii limfaticheskoj sistemy. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2018; T. 73. 1: 69 - 76.
9. Nikolenko V.N., Ovchenkov V.S., Oganesyan M.V., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Klochkova S.V. Portretnaya galereya velikih anatomov: uchebno-vospitatel'naya rol'. Morfologiya. 2018; T. 153. 1: 86 - 89.
10. Sapin M.R. Anatomiya cheloveka: atlas: uchebnoe posobie v 3-h tomah. Nauch. red. V.N. Nikolenko. Tom 1. Moskva: Medicina. 2016.
11. Nikolenko V.N., Oganesyan M.V., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Shumak A.V. Chto mozhet priblizit' prepodavanie anatomii k potrebnostyam prakticheskoj mediciny? Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 3: 46.
12. Nikolenko V.N., Kudryashova V.A., Rizaeva N.A., Oganesyan M.V., Shumak A.V., Movsisyan R.K. Nastavnichestvo kak innovacionnyj metod v prepodavanii anatomii cheloveka. Morfologiya - nauke iprakticheskoj medicine. Sbornik nauchnyh trudov, posvyaschennyj 100-letiyu VGMU im. N.N. Burdenko. Pod redakciej I.'E Esaulenko, 2018.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 378
Kuchmezov R.A., teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF THE ABILITY OF THE POLICE TO ESTABLISH RELIABLE RELATIONSHIPS WITH THE POPULATION OF DIFFERENT CATEGORIES. The
article identifies the main components of the ability of police officers to establish trustfulness with the population of different categories: cognitive-pedagogical, communicative-reflective, empathic-trust and organizational-partner, which are designed to ensure the productivity of preventive activities, the implementation of preventive measures with citizens of different categories contribute to strengthening public confidence in the police. It is the ability of police officers to establish trust with the population of different categories significantly reduce material and psychological costs in the fight against criminals. The author concludes that the main components of the ability of police to establish a trust relationship with the population of the different categories would improve the efficiency of professional policing. Key words: structure, component, police officer, trust relations, population of different categories.
Р.А. Кучмезов, преп. каф. огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ УСТАНАВЛИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ
В статье выявлены основные компоненты способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий: когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский, которые призваны обеспечить продуктивность профилактической деятельности, осуществление проведения превентивных мероприятий с гражданами разных категорий способствуют усилению доверия общества к полиции. Именно способность сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий значительно снижают материальные и психологические затраты в борьбе с преступниками.
Ключевые слова: структура, компонент, сотрудник полиции, доверительные отношения, население разных категорий.
В рамках разработки основных компонентов способности сотрудников полиции устанавливать доверительные отношения с населением разных категорий, мы прибегли к структурно-функциональному подходу. Указанный подход, с учетом предыдущего теоретического психолого-педагогического и философского материала, помог разобраться в сути и содержание исследуемой способности, выявить его составные части как элементы единого целого. Структурно-функциональный подход состоит из двух важных составляющих - «структура» и «функциональность». Термин «структура» - представляет собой «определённую взаимосвязь и взаиморасположенность ряда составных частей, строение или устройство чего-либо» [1, с. 288]. То есть, структура - это совокупность связей между отдельными частями объекта. Основатель концепции функционализма, французский социолог и функционалист, Эмиль Дюркгейм, указывал на то, что именно структурно-функциональный анализ помог сформулировать проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, обязанностей работников в организации, выполняющие разный набор функционала. Выявление функционала каждого элемента в общем целом - и есть главный принцип структурно-функционального подхода, позволившего разделить на составляющие общую способность полицейского. Структурно-функциональный подход предполагал выявление в способности полицейского устанавливать доверительные отношения составные элементы, которые имеют разное функциональное назначение, но все вместе они составляют общее качество сотрудника.
Исходя и основываясь на предыдущем материале, раскрывающего общее представление, суть и содержание способности полицейского устанавливать доверительные отношения, мы пришли к выводу, что основнымикомпонентами
могут стать четыре компонента - когнитивно-педагогический, коммуникативно-рефлексивный, эмпатийно-доверительный и организационно-партнерский.
Когнитивно-педагогический компонент предполагает и требует от полицейского хорошее знание возрастной педагогики и психологии, особенности подростков, юношества, особенности взрослого населения и граждан пенсионного возраста. Сотрудник полиции, который желает наладить добрые, доверительные отношения с гражданами, должен быть знаком с историей развития возрастной педагогики и психологии, хорошо знать теоретическую базу, психологию развития разных категорий граждан, уметь охарактеризовать отдельные возрастные периоды каждой категории, с которой ему приходится сталкиваться, а также психологические особенности взаимодействия. Знание полицейским основных возрастных психологических особенностей каждой категории граждан, позволит ему оперативно и качественно наладить отношения, грамотно, более эффективно строить процессы взаимодействия. В данное знание также входит понимание полицейским основного предмета возрастной психологии - изучение психологических закономерностей воспитания и коммуникации с разными категориями людей. Помнить, что один из главных принципов построения доверительных отношений в системе «полицейский-гражданин» - это единство возрастной и педагогической психологии, которые образуют единство, рассматривая личность в процессе обучения и ознакомления населения основным положениям уголовного и гражданского кодекса, новшествам в гражданском законодательстве.
Коммуникативно-рефлексивный компонент как способность к коммуникации относят к общей культуре личности, так как, владение искусством общения позволяет человеку разрешать многие профессиональные задачи и многие про-