УДК: 616-082:316.74(043)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ПАЦИЕНТОВ, ПОЛУЧИВШИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
И.Б. Набережная1, Д.А. Захаров2, Ж.Б. Набережная1, Э.Н. Сурхаева2
1ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Астрахань, Россия
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Александро-Мариинская областная клиническая больница» г. Астрахань, Россия
Аннотация. Целью данного исследования было проведение социологического опроса пациентов по вопросам осведомленности и доступности относительно оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В задачи входило: проведение анкетирования среди пациентов, статистическая обработка собранного материала и анализ полученных данных. Проанализировав полученные результаты, следует отметить не достаточный уровень осведомленности респондентов в этой области, так как основным источником информации являлись лечащие врачи. Также были выявлены как положительные моменты в получении высокотехнологичной медицинской помощи, такие как: короткое время ожидания направления на ВМП, так и его оказание после подачи документов; так и отрицательные, а именно большой объем документов и очереди к врачам и в лаборатории.
Ключевые слова: анализ, анкетирование, высокотехнологичная медицинская помощь, информированность, пациенты, респонденты.
Развитие медицины без высоких технологий в настоящее время невозможно. Их внедрение направлено на повышение уровня оказываемой медицинской помощи самым различным слоям населения и на улучшение состояния их здоровья [2]. Подобные технологии используются российской системой здравоохранения достаточно давно, но до сих пор остается актуальна проблема совершенствования оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) [5]. Своевременное оказание ВМП зависит от информационной просвещенности, не только врачей [1; 4], но и пациентов [3].
С целью оценки информированности пациентов в вопросах оказания ВМП и уровня сложности ее получения, было проведено социологическое
исследование путем анкетирования пациентов, получивших данный вид помощи. Анкета состояла из 30 вопросов, позволяющих изучить информированность пациентов в зависимости от возрастно-полового состава, места жительства, образования, сферы деятельности и материальной обеспеченности, а также изучить вопросы доступности ВМП.
В анкетировании приняли участие 155 пациентов. По тендерному составу 47,7% респондентов пришлось на мужчин и 52,3% на женщин. Возрастной состав пациентов распределился следующим образом: 20—29 лет — 1,9%, 30—39 лет — 4,5%, 40—49 лет — 13,6%, 50—59 лет — 35,5%, 60 и старше — 44,5%. Основная часть опрошенных пациентов находилась в возрасте старше трудо-
—--—-
~ 56 ~
способного. Такое соотношение является вполне закономерным, это обусловлено тем, что потребность в ВМП у лиц данной возрастной категории выше, так как они чаще страдают различными хроническими заболеваниями и обращаются за медицинской помощью.
Из числа проанкетированных пациентов 55% приходилось на жителей города Астрахани и 45% на жителей районов Астраханской области. Из принявших участие в исследовании респондентов 40% не состояли в браке. Из них основная масса находились в разводе или являлись вдовцами (вдовами). В основном, это представители старших возрастных групп.
Анализ структуры респондентов по социальному статусу показал, что на момент исследования 42,6% были пенсионерами, 19,4% — рабочими, 14,2% — инвалидами, 7,7% — служащими, 3,2% — безработными, 12,9% дали неоднозначный ответ. Согласно опросу 45,8% респондентов имели средне-специальное образование, 28,4% — высшее, 21,9% — среднее и только 3,9% — начальное образование.
Так же респондентам было предложено оценить свой уровень материальной обеспеченности: большинство, а именно 64,5%, считают себя материально не обеспеченными, из них 2/3 не способны оплачивать свое лечение. Из 14,8% респондентов, считающих себя материально обеспеченными, лишь 17,4% способны оплачивать свое лечение в полном объеме, 60,9% могут оплатить частично и 21,7% считают, что при необходимости оплатить свое лечение не смогут. Из общего числа опрошенных оплатить свое лечение в полной мере способны лишь 7,1%, в определенных пределах — 38,7% и не имеют такой возможности — 54,2%.
Около 80% респондентов страдают хроническими заболеваниями. Из них за медицинской помощью ежемесячно и от 3 до 6 раз в год обращаются 35% и 31% соответственно, 23% обращаются раз в полгода, 8% — крайне редко и 3% получают ее чаще, чем раз в месяц. Из 20% опрошенных, не имеющих хронических заболеваний, 38,7% обращаются в медицинские учреждения крайне редко, 41.9% — раз в полгода, по 9,7% — ежемесячно или 3—6 раз в год.
Несмотря на то, что опрос был проведен среди пациентов получивших ВМП, с данным поняти-
ем знакомы 54,8%. Каждый пятый ничего не знает о данном направлении, а у 23,3% ответ на данный вопрос вызвал затруднения.
Впервые о ВМП 59,3% пациентов узнали от лечащего врача, то есть большинство лечащих врачей информированы в вопросах оказания ВМП. Вторым по популярности источником получения информации явились средства массовой информации — 19,3%, из беседы о ВМП узнали 9,7%, Интернета — 6,5%, специальной литературы — 0,7% и 4,5% указали на другие источники.
По результатам анкетирования выяснилось, что в структуре оказания ВМП преобладали следующие профили: кардиология — 45,2%, гематология — 26,5%, офтальмология — 12,9%, травматология и ортопедия (в основном эндопротезирова-ние) — 8,4%. Подобное распределение вполне закономерно, так как более половины объемов оказания ВМП приходится на лечение заболеваний, занимающих в структуре общей заболеваемости и смертности, одно из лидирующих мест.
Чаще всего на ВМП отправляют лечащие врачи стационаров и поликлиник (45,2% и 35,4% соответственно), заведующие отделениями в 12,9% случаев и врачи консультативной поликлиники в 6,5%. На момент оказания ВМП 23,2% пациентов страдали заболеванием, по поводу которого получили данную помощь, лишь месяц, 25,8% — полгода, 17,4% — около года, 13,6% — от 1 года до 3 лет и 20% — более трех лет.
Важное значение при анкетировании уделялось изучению вопросов доступности ВМП, поэтому ряд вопросов был посвящен проблемам сбора документов и времени ожидания для ее получения. Направление на ВМП 53,6% респондентов ожидали менее двух недель, 21,9% — менее месяца, 10,9% — более месяца и 13,6% — более трех месяцев. На сбор документов 48,4% опрошенных потратили одну неделю, 24.5% — две недели, 12,3% — три недели, 9,0% — месяц и 5,8% — более месяца.
Более половины опрошенных основной проблемой при оформлении документов считают большой объем необходимой документации и очереди на консультации к врачам и в лаборатории (29,0% и 22,6% соответственно), 9,7% столкнулись с материальными расходами, 31,0% — не столкнулись
—--—-
~ 57 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
с какими-либо трудностями при оформлении документов, а 7,7% указали на несколько причин одновременно.
Оказание ВМП после подачи документов 75,5% ожидали около месяца, 19,3% — полгода, 3,9% — от полгода до года, 1,3% — один год.
Известно, что ВМП оказывается бесплатно, поэтому было интересно выяснить, знают ли пациенты какая сумма денежных средств была выделена на оказание им ВМП. Точную сумму смогли назвать лишь 10% респондентов, остальным сумма была не известна.
При оценке положительных моментов в оказании ВМП 55,5% опрошенных считают данный вид помощи единственной возможностью для тяжелобольных, 17,4% отмечают экономию денежных средств, а 14,2% — времени и 12,9% не смогли дать однозначный ответ.
Отрицательным моментом респонденты считают длительный сбор документов и ожидание ответа от медицинской организации (28,4% и 20,0% соответственно), 8,4% — не информированность врачей и пациентов, а 43,2% отметили отсутствие таковых.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что из-за высокой доли респондентов с низким уровнем материальной обеспеченности и возможности оплатить при необходимость свое лечение, бюджетные источники финансирования данного вида помощи и в дальнейшем будут играть
ведущую роль в оплате высокотехнологичных медицинских услуг.
Следует отметить положительные стороны в оказании ВМП, такие как: короткое время ожидания как направления на ВМП, так и его оказание после подачи документов. Из отрицательных сторон целесообразно выделить большой объем документов и очереди к врачам и в лаборатории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ информированности врачей о высокотехнологичной медицинской помощи / И.Б. Набережная, Д.А. Захаров, Ж.Б. Набережная, Э.Н. Сурхаева // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Том 18. № 1. С. 201—204.
2. Баклушина Е.К., Ермошина Т.В. Реализация прав пациентов при оказании высокотехнологичной медицинской помощи // Медицинское право. 2007. № 4. С. 24—26.
3. Ермошина Т. В. Информированность врачей и пациентов о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи // Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых Ив-ГМА. Иваново, 2008. С. 130.
4. Набережная И.Б., Захаров Д.А., Набережная Ж.Б. Уровень информированности врачей относительно оказания высокотехнологичной медицинской помощи // Врач-аспирант. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 254— 258.
5. Перхов В.И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью // Здравоохранение. 2010. № 2. С. 29—38.
A SURVEY OF PATIENTS
RECEIVING HIGH-TECH MEDICAL CARE
I.B. Naberezhnaya1, D.A. Zakharov2, J.B. Naberezhnaya1, E.N. Surkhayeva2
1 Astrakhan state medical University Astrakhan, Russia
2Aleksandro-Mariinsky regional clinical hospital Astrakhan, Russia
Annotation. The aim of this study was to conduct a sociological survey of the patients regarding of awareness and availability concerning rendering high-tech medical aid. The tasks included: the realization of a survey among patients, the statistical analysis of the collected material and analysis of the data. After analyzing the results, it should be noted an insufficient level of awareness of the respondents in this area, as the main source of information was physicians. Also there were identified some positive aspects in obtaining high-tech medical care, such as short waiting time of doctor's appointment to HMC and its rendering after filing the documents; and negative, namely the large volume of documents and the queue to the doctors and in the labs.
Key words: analysis, questionnaire, high-tech medical care, awareness, patients, respondents.
—--—-
~ 58 ~
---—
REFERENCES
1. Naberezhnaja I.B., Zaharov D.A., Naberezh-naja Zh.B., Surhaeva Je.N. Analiz informirovannosti vrachej o vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi. Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke», 2016, vol. 18, no. 1, pp. 201—204.
2. Baklushina E.K., Ermoshina T.V. Realizacija prav pacientov pri okazanii vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi. Medicinskoe pravo, 2007, no. 4, pp. 24—26.
3. Ermoshina T.V. Informirovannost' vrachej i pacien-tov o porjadke okazanija vysokotehnologichnoj medicinskoj
pomoshhi. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyhIvGMA. Ivanovo, 2008. P. 130.
4. Naberezhnaja I.B., Zaharov D.A., Naberezhnaja Zh.B. Uroven' informirovannosti vrachej otnositel'no okazanija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi. Vrach-aspirant. Voronezh, OOO Izd-vo «Nauchnaja kniga», 2015. P. 254—258.
5. Perhov V.I. Sovremennye aspekty obespechenija naselenija RF vysokotehnologichnoj medicinskoj pomo-shh'ju. Zdravoohranenie, 2010, no. 2, pp. 29—38.