Из опыта организатора здравоохранения
© Л. М. Когония, А. Ю. Федотов, 2012 УДК 614.2:616-006.04-082
Л. М. Когония, А. Ю. Федотов
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ЛЕЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ГУЗ Онкологический диспансер № 2 САО Москвы
Для определения состояния онкологической помощи изучено мнение пациентов ГУЗ Онкологический диспансер № 2 Москвы. Отмечены недостатки в организации работы учреждения. Установлено, что большинство респондентов считают эффективной бесплатную государственную систему оказания медицинской помощи. Результаты опроса подтвердили также, что одним из компонентов системы помощи больным, страдающим онкологическим заболеванием, является создание условий его психологической поддержки. Ключевые слова: социологический опрос, онкологические пациенты, качество жизни, диспансерная служба
THE SOCIOLOGIC SURVEY OF ONCOLOGIC PATIENTS FOR THE PURPOSE TO IDENTIFY THE TREATMENT PROCESS PROBLEMS
L.M. Kogoniya, A.Yu. Fedotov
The oncologic dispensary № 2, Moscow
The results of survey confirmed that one of systemic components of medical care ofpatients with oncologic diseases is the organization of conditions for psychological support.
Key words: oncologic patients, quality of life, dispensary service, sociologic survey
Одним из условий совершенствования системы диспансерного наблюдения над онкологическими больными является сохранение специализированной диспансерной помощи, имеющей свои традиции, в сочетании с новыми направлениями развития отечественной онкологической службы [1, 2]. При этом важна оценка качества организации помощи на уровне первичного звена [3—5]. Поскольку основу первичного звена отечественной онкологии составляет диспансерная служба, было изучено мнение 535 пациентов, находившихся на диспансерном учете с мая 2009 г. по май 2011 г. в ГУЗ Онкологический диспансер № 2 (ОД № 2) Москвы [6, 7]. Для выполнения этой задачи были разработаны анкеты-опросники, которые явились базой для анализа проведенного социологического опроса.
Результаты опроса еще раз подтвердили положение о том, что одним из компонентов полноценной системы помощи больным, страдающим онкологическими заболеваниями, является создание условий психологической и социальной поддержки [3—5].
В ходе социологического опроса 45,5% респондентов указали на улучшение медицинского обслуживания в ОД № 2 за последние 1—3 года, 30,1% считали, что оно не изменилось, 20,8% затруднились дать свои оценки, а 5,6% указали на то, что медицинское обслуживание в данном ЛПУ ухудшилось.
Среди недостатков в организации работы ОД № 2 респонденты выделили наличие очереди у кабинета общей онкологии (35,5%) и химиотерапии (29,8%), недостатки в работе регистратуры (9,3%) и др. (таблица). Было выявлено, что у 56,5% опрошенных на посещение ОД № 2 уходит более 3 ч.
В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что 70,9% респондентов удовлетворены, 26,1% удо -
Л. М. Когония — д-р мед. наук, проф., зам. главврача (Lali51@ yandex.ru); А. Ю. Федотов — канд. мед. наук, главврач (8-499-45096-00).
влетворены не в полной мере и 3% не удовлетворены результатами медицинского обслуживания в ОД № 2.
Установлено также, что в современных условиях особого внимания требует решение проблемы лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь больным, страдающим онкологическими заболеваниями. Среди респондентов 11,6% отметили отсутствие необходимых препаратов в аптеке ОД № 2, 6,2%; сталкивались с нерегулярной поставкой препаратов в течение месяца и 5,8% — с нерегулярной поставкой препаратов в начале месяца.
Несомненно, выявленные проблемы в организации лечебно-диагностического процесса должны быть учтены руководством данного ЛПУ при выработке управленческих решений и определении приоритетов для вложения финансовых средств.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время 77,4% пациентов независимо от возраста, образования и социального положения считают эффективной бесплатную государственную систему оказания медицинской помощи.
Большинство (97,5%) опрошенных указали на то, что в ОД № 2 практически не взимаются неформальные платежи за медицинские услуги, 2,5% респондентов утверждали, что имело место вымогательство денег с пациентов. Такая информация важна для администрации, поскольку требует принятия соответствующих мер. Наряду с вышесказанным 92,2% респондентов считают возможным подарить врачу цветы, конфеты, остальные пациенты относятся к этому отрицательно, считая, что за свою работу врач получает заработную плату.
Среди респондентов 83,7% считают, что заработная плата врача в современных условиях должна быть от 50 до 100 тыс. руб.
Таким образом, анкетирование позволило получить информацию от респондентов:
♦ об организации оказания медицинской помощи в ОД № 2 Москвы в современных условиях, а также о существующих проблемах в системе;
Отношение опрошенных к организационным просчетам в работе диспансера в зависимости от их возраста
Возраст респондентов Сбои в работе регистратуры Сбои в работе медсестер Неэтичное поведение врача Грубость врача или медсестры Очереди у кабинета общей онкологии Очереди у кабинета химиотерапии Отсутствие препаратов в аптеке Нерегулярная поставка препарата в начале месяца Нерегулярная поставка препарата в течение всего месяца
20—39 лет 1 — — — 4 8 2 — 1
40—49 лет 6 — — 1 18 22 10 5 5
50—59 лет 16 — 2 3 68 54 23 6 10
60—69 лет 10 — 3 3 57 42 15 8 9
70—79 лет 13 1 1 1 33 29 11 11 5
80 лет и старше 2 — — — 8 3 1 1 2
Не указано 3 1 1 1 7 6 2 1 2
Итого... 51 2 7 9 195 164 64 32 34
♦ о психологических и социальных проблемах пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями;
♦ об удовлетворенности респондентов результатами оказания медицинской помощи в данном ЛПУ и о факторах, влияющих на этот показатель;
♦ об отношении респондентов к платным медицинским услугам.
Выявленные в ходе социологического исследования недостатки в оказании и организации медицинской помощи целесообразно использовать для внесения предложений по их устранению. Полученные данные, освещающие широкий круг вопросов организации и доступности онкологической медицинской помощи, взаимосвязи оценок с позиций различных групп респондентов, могут стать основой для принятия целенаправленных управленческих решений по улучшению медицинского обеспечения населения онкологической медицинской помощью в ОД № 2 по следующим направлениям:
♦ повышению доступности онкологической медицинской помощи для пациентов путем дальнейшего совершенствования организации работы подразделений ОД № 2 (регистратуры, кабинета химиотерапии и др.), в том числе с использованием системы нормирования труда;
♦ дальнейшему улучшению оснащенности лечебно-профилактического учреждения современным оборудованием, лекарственными средствами и медицинскими расходными материалами;
♦ улучшению поставок лекарственных препаратов;
♦ созданию условий для психологической поддержки пациентов;
♦ развитию информационного обеспечения управления в данном ЛПУ;
♦ дальнейшему совершенствованию (внедрению) системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников, ориентированной на качество и результаты оказанных медицинских услуг;
♦ дальнейшему совершенствованию кадровой политики, в том числе регулярному проведению подготовки и непрерывному повышению квалификации медицинского персонала данного ЛПУ;
♦ улучшению преемственности между различными ЛПУ, оказывающими онкологическую медицинскую помощь населению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шведова С. А., Кицул И. С. // Главврач. — 2008. — № 1. — С. 68.
2. ShireyM. R. // Am. J. Crit. Care. — 2006. — Vol. 15. — P. 256.
3. Брум А., ДжеликоХ. Как жить с вашей болью. Как справиться с кризисом. — М., 1995.
4. Жеребцов Л. А. // Вестн. ассоц. заслуж. врачей РФ. — 2008. — № 1 (3). — С. 18.
5. Мурдыбаев К. // Журн. социол. и соц. антропол. — 1998. — Т. 1, вып 2. — С. 23—29.
6. Вялков А. И. // Главврач. — 2008. - № 1. — С. 88.
7. Мартынчик С. А. // Вестн. ассоц. заслуж. врачей РФ. — 2008. — № 1 (3). — С. 21.
Поступила 08.02.12