УДК 316.4
Петрова Елена Викторовна
д-р социол. наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ e-mail: elenapet_05@mail.ru
Petrova Elena
Doctor in Sociological Sciences, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Udeh e-mail: elenapet_05@mail.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2018-10-155-159
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
2016-2017 ГГ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Аннотация. Рассмотрено развитие этносоциальных процессов в Республике Бурятия на основе анализа результатов экспертного опроса, проведенного в 2016-2017 гг. Дана оценка межнациональных отношений и перспектив их развития как стабильных и позитивных. Выявлены факторы, которые могут привести к дестабилизации ситуации: снижение уровня жизни населения, этническая обусловленность шансов на социальное продвижение, деструктивное влияние средств массовой информации и Интернета, ослабление системы интернационального воспитания. Сделан вывод об основных направлениях сохранения межнационального согласия в республике. Ключевые слова: межнациональные отношения, Бурятия, этносоциальные процессы, экспертный опрос, интернациональное воспитание.
SOCIOLOGICAL MONITORING 2016-2017 OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Abstract. The development of ethno-socialprocesses in the Republic of Buryatia on the base of expert survey's results analysis, conducted in 2016-2017, have considered. The estimation of interethnic relations and prospects of their development as stable and positive has made. The factors that can lead to destabilization of the situation: a decrease in the standard of living of the population, the ethnic conditioning of the chances for social progress, the destructive influence of the mass media and the Internet, the weakening of the system of international upbringing have identified. A conclusion has drawn on the main directions for preserving interethnic harmony in the republic.
Keywords: interethnic relations, Buryatia, ethno-social processes, expert survey, international upbringing.
Изучение социальных процессов и общественных проблем, поиск путей их решения и разработка стратегических направлений развития общества является одной из фундаментальных научных задач. Современное российское общество характеризуется этническим, культурным, языковым и конфессиональным разнообразием, которое объективно порождает различного рода проблемы взаимодействия между социальными группами. Серьезными факторами, влияющими на жизнедеятельность этносоциальных групп, являются геополитические условия и внешние угрозы. Также большое значение имеют особенности развития социально-политических процессов, связанные с экономическим развитием территории, демографическими тенденциями, социальной стратификацией, противостоянием политических элит в период избирательных кампаний и как результат — политизацией этничности. Поэтому важнейшим направлением исследований современного общества является изучение взаимодействия различных этносоциальных групп, проблем их развития и выработка концептуальных подходов, способствующих сохранению стабильности российского общества и межнационального согласия в нем.
Одной из форм изучения общественного мнения населения Российской Федерации (далее - РФ) по межнациональным отношениям является социологический мониторинг, концепцию которого разработало Федеральное агентство по делам национальностей (далее ФАНДН РФ) и начало само осуществлять в масштабе страны, а также рекомендовало проводить в регионах [1; 6; 7].
© Петрова Е.В., 2018
Статья подготовлена в рамках государственного задания ФАНО России (проект XII.191.1.1. Трансграничье России, Монголии и Китая: история, культура, современное общество, номер госрегистрации № АААА-А17-117021310269-9 (The transboundary spaces of Russia, Mongolia and China: history, culture, contemporary society))
Республика Бурятия (далее - РБ) — традиционно полиэтнический регион, где основными этническими группами являются русские (64 %) и буряты (30 %). При этом в республике проживают более 160 национальностей, имеющие длительный исторический период спокойного взаимодействия между собой. В 2016-2017 гг. в Бурятии для изучения межнациональных отношений и ресурса межнационального согласия в современных условиях сектором социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СО РАН) по заказу и при финансовой поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ и Правительства РБ в рамках социологического мониторинга было проведено исследование в формате экспертной панели. Методами сбора информации стали анкетирование и фокус-группы. В 2016 г. в анкетировании приняли участие 110 экспертов и состоялось две экспертные площадки в формате фокус-групповых дискуссий (21 чел.). Тематика дискуссий касалась существующих и потенциальных рисков, угроз, вызовов для стабильности межнациональных отношений в республике и проблем этнокультурного развития в ней. В исследовании 2017 г. приняли участие 116 экспертов, а также проведено две экспертные площадки по обсуждению проблем патриотического воспитания и формирования ценностей межнационального согласия и навыков межэтнического общения существующие на всех уровнях образования и воспитания в РБ (дошкольные учреждения, школы, ссузы, вузы).
Результаты исследования свидетельствуют о стабильности в межэтническом взаимодействии Бурятии (табл. 1) [2; 3].
Таблица 1
Распределение ответов на вопросы: «Как бы Вы оценили в настоящее время состояние межнациональных отношений в России, Бурятии?»
Варианты ответов Распределение ответов, в % от числа ответивших
2016 г., РФ 2016 г., РБ 2017 г., РБ
Доброжелательные 1,82 11,82 8,62
Спокойные 32,73 47,27 54,31
Внешне спокойные, но внутренне напряженные 53,64 39,09 28,45
Напряженные 7,27 1,82 3,45
На грани открытых столкновений 0,91 - -
Затрудняюсь ответить 3,64 - 5,17
Составлено автором по материалам социологического мониторинга 2016-2017 гг.
Оценка перспектив развития межнациональных отношений в ближайшие годы в стране в целом и в РБ представлены в таблице 2, в которой приведено распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили перспективы развития межнациональных отношений в России и Бурятии в ближайшие 2-3 года?».
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили перспективы развития межнациональных отношений в России и Бурятии в ближайшие 2-3 года?»
Варианты ответов Распределение ответов, в % от числа ответивших
2016 г., РФ 2016 г., РБ 2017 г., РБ
Улучшатся значительно 2,73 5,45 6,03
Улучшатся незначительно 26,36 20,91 15,52
Останутся на прежнем уровне 47,27 54,55 59,48
Ухудшатся незначительно 11,82 11,82 11,21
Ухудшатся значительно 5,45 2,73 1,72
Затрудняюсь ответить 6,37 4,54 6,04
Составлено автором по материалам социологического мониторинга 2016-2017 гг.
Эксперты выразили мнение, что такая благоприятная ситуация в сфере межнациональных отношений, когда и оценки позитивные, и перспективы обозначены как благополучные, является результатом интернациональной политики и воспитания советского периода истории страны. Однако в настоящее время требуется приложить серьезные усилия для ее сохранения и развития. И связано это с существующими угрозами и вызовами, как внутренними, так и внешними.
В ходе работы экспертной панели определены основные факторы, которые потенциально могут дестабилизировать межнациональное согласие в республике. Условно мы их обозначили как социально-экономический, информационный, этносоциальный, образовательно-воспитательный, основным среди которых является социально-экономический [4].
Ниже представлены формулировки ответов из разных вопросов, касающихся влияния на межнациональное согласие социально-экономического фактора:
- «снижение общего уровня жизни и доходов населения представляет наибольшую угрозу для возможной дестабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в республике» - 47,7 % (2016 г.), 55,17 % (2017 г.);
- «социальное расслоение общества в первую очередь влияет на ухудшение межнациональных отношений и может способствовать появлению конфликтных ситуаций на национальной или религиозной основе» - 52,73 %, (2016 г.), 50,86 % (2017 г.).
Более 80 % экспертов уверены, что социальные сети и Интернет могут влиять на дестабилизацию межнациональных отношений в республике, за счет «распространения информации экстремистского характера» -62,93 % (2016 г.), 58,62 % (2017 г.) и «создания негативных образов» - 38,18 % (2016 г.), 24,14 % (2017 г.). Эксперты выразили обеспокоенность, что для Бурятии может быть опасной характерная для многих регионов России тенденция, связанная с «увеличением числа экстремистских материалов и постов, культивирующих язык вражды в Интернете» - 51,58 % (2016 г.), 47,4 % (2017 г.).
Практически все опрошенные обращали внимание на процесс политизации этничности, всплеск которой наблюдается в период предвыборных кампаний, и предлагали меры для ее контроля и регулирования (работа экспертных площадок, консультативных Советов при Главе республики, публикация обращений в средствах массовой информации, проведение социологических исследований).
В исследовании мы выяснили мнение экспертов о влиянии национальности человека на возможность реализации своей вертикальной восходящей социальной мобильности в республике.
Независимо от своей национальной принадлежности эксперты сделали вывод о том, что национальность влияет на возможность:
- «занять высокий пост в органах власти республики» - 61,9 % (2016 г.), 57,8 % (2017 г.);
- «устроиться на более лучшую работу» - 51,8 % (2016 г.), 52,6 % (2017 г.);
- «открыть свое дело» - 12,0 % (2016 г.), 17,3 % (2017 г.);
- «получить квалифицированную медицинскую помощь» - 12,0 % (2016 г.), 10,4 % (2017 г.);
- «получить высшее образование» - 7,41 % (2016 г.), 10,34 % (2017 г.) [5, с. 126].
Кроме того, большинство экспертов уверены, что «распределение должностей по этническому, земляческому, родственному признакам может способствовать появлению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве в республике» - 63,64 % (2016 г.), 62,93 % (2017 г.) [4, с. 121].
Несмотря на то, что эксперты признали влияние национальности на восходящую вертикальную социальную мобильность в Бурятии, сами они продемонстрировали вполне толерантное отношение к другим национальностям и приемлемо минимальную социальную дистанцию, что, несомненно, является позитивным ресурсом для сохранения межнационального согласия в республике.
Так, половина опрошенных готова к самым близким отношениям с людьми других национальностей (брачным), а большинство - быть друзьями или коллегами. Для 63,8 % экспертов не имеет значение национальность коллег по работе и только 3,5 % предпочли бы для работы коллектив из представителей одного этноса.
Также был выявлен еще один фактор, который потенциально может привести к конфликтам в межнациональном общении республики. Это образовательно-воспитательный, то есть, прежде всего, речь идет об ослаблении системы интернационального и патриотического воспитания детей и молодежи. Эксперты выражали обеспокоенность тем, что работа по патриотическому и интернациональному воспитанию
на всех ступенях образования в республике в целом ведется, но недостаточно, некомплексно и несистемно, без изучения ее результативности, эффективности и конкретного влияния на детей и молодежь, ограничиваясь проведением отдельных мероприятий. Основные проблемы, считают эксперты, связаны с недостатком научного, методического, кадрового, информационного, финансового обеспечения этой деятельности, а также отсутствием необходимого взаимодействия учреждений образования друг с другом, с учреждениями культуры, туризма, государственными и муниципальными учреждениями, национально-культурными центрами и т. д.
По итогам работы панели разработаны научно-практические рекомендации для органов государственной и муниципальной власти, средств массовой информации, общественных организаций республики, направленные на сохранение межнационального согласия, предотвращение угроз и вызовов, культивирование позитивного опыта межэтнического общения, прежде всего, в системе образования. Для получения более развернутых данных о проблемах этносоциального развития в текущем году начато проведение массового опроса населения республики.
Межнациональные отношения - важная сфера для обеспечения стабильности этносоциальных процессов в современном обществе, поэтому одним из направлений развития полиэтнического региона является регулирование межнациональных отношений на государственном уровне, выработка стратегических задач и подходов, способствующих сохранению межнационального согласия и опирающихся на результаты систематического изучения взаимодействия различных этносоциальных групп, проблем их жизнедеятельности и этнокультурных интересов, в том числе в формате социологического мониторинга.
Библиографический список
1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. утв. Указом Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_139350/ Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.09.2018).
2. Бильтрикова, А. В. и др. Факторы межнациональных отношений: некоторые результаты экспертного опроса в Республике Бурятия / А. В. Бильтрикова, А. С. Бреславский, В. Г. Жалсанова // Социодинамика. - 2018. - № 9 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://e-tabene.ru/pr/article_27309.html (дата обращения: 17.09.2018).
3. Жалсанова, В. Г. и др. Межнациональное согласие и патриотическое воспитание в современной Бурятии (по материалам социологического исследования) / В. Г. Жалсанова, А. С. Бреславский, А. В. Бильтрикова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.5 (дата обращения: 07.09.2018).
4. Петрова, Е. В. Межнациональное согласие в Республике Бурятия: оценки и мнения участников экспертной панели // Известия Иркутского государственного университета. Серия: «Политология. Религиоведение». — 2017. — Том. 21. — С. 118-126.
5. Петрова, Е. В. Мониторинг межнациональных отношений в полиэтнических регионах: организация работы экспертной панели в Республике Бурятия // Вестник БНЦ СО РАН. — 2017. — № 2. — (26). — С. 124-129.
6. Хайкин, С. Р. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей / С. Р. Хайкин, С. Б. Бережкова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2016. — № 5. — С. 97-110.
7. Хайкин, С. Р. Социологический мониторинг и стратегия реализации национальной политики: вызовы и ожидания от экспертного сообщества. VI социологическая Грушинская конференция. — М., 2016. — С. 9 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docplayer.ru/41994574-Sociologicheskiy-monitoring-i-strategiya-realizacii-nacionalnoy-politiki-vyzovy-i-ozhidaniya-ot-ekspertnogo-soobshchestva.html (дата обращения: 07.09.2018).
References
1. Strategiya gosudarstvennoi natsionalnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 g [The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025], utv. Ukazom Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/17165 (accessed 17.09.2018).
2. Bil'trikova A. V., Breslavskij A. S., Zhalsanova V. G. Faktory mezhnatsionalnykh otnoshenii: nekotoiye rezul'taty ekhspertno-go oprosa v Respublike Buryatiya [Factors of interethnic relations: some results of expert survey in the Republic of Buryatia]. Sociodinamika, 2018, I. 9. Available at: http://e-tabene.ru/pr/article_27309.html (accessed 17.09.2018).
3. Zhalsanova V. G., Bil'trikova A. V., Breslavskij A. S. Mezhnacionalnoe soglasie i patrioticheskoe vospitanie v sovremennoi-Buryatii (po materialam sociologicheskogo issledovaniya) [Interethnic harmony and patriotic upbringing in modern Buryatia (on materials of sociological research)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2018, I. 8. Available at: https://doi. org/10.24158/tipor.2018.8.5 (accessed 07.09.2018).
4. Petrova E. V. Mezhnacionalnoe soglasie v Respublike Buryatiya: otsenki i mneniya uchastnikov ekspertnoi paneli [Interethnic harmony in the Republic of Buryatia: evaluation and opinions ofparticipants of the expert panel]. Izvestiya Irkutskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: «Politologiya. Religiovedenie», 2017, T. 21, pp. 118-126.
5. Petrova E. V. Monitoring mezhnacionalnykh otnoshenii v polietnicheskikh regionakh: organizatsiya raboty ekspertnoi paneli v Respublike Buryatiya [Monitoring of the interethnic relations in polyethnic regions: organization of expert panel work in the Republic of Buryatia]. Vestnik BNC SO RAN, 2017, I. 2 (26), pp. 124-129.
6. Haikin S. R., Berezhkova S. B. Sotsiologicheskii monitoring meznatsionalnykh i mezhkonfessionalnykh otnoshenii Federal'nogo agentstva po delam nacional'nostej [Sociological monitoring of interethnic and inter-confessional relations of Federal Agency for Nationalities Affairs]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ehkonomicheskie i social'nye peremeny, 2016, I. 5, pp. 97-110.
7. Haikin S. R. Sotsiologicheskii monitoring i strategiya realizatsii nacionalnoi politiki: vyzovy i ozhidaniya ot ehkspertnogo soob-shchestva. [Sociological monitoring and strategy of realization of national policy: challenges and expectations from the expert community]. IV sociologicheskaya Grushinskaya konferenciya. M., 2016, p. 9. Available at: https://docplayer.ru/41994574-So-ciologicheskiy-monitoring-i-strategiya-realizacii-nacionalnoy-politiki-vyzovy-i-ozhidaniya-ot-ekspertnogo-soobshchestva.html (accessed 07.09.2018).