УДК 316
DOI 10.23683/2227-8656.2018.6.3
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЮГЕ РОССИИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ1
INTER-ETHNIC INTERACTION IN THE SOUTH OF RUSSIA AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH2
Денисова Галина Сергеевна
Доктор социологических наук, профессор, Институт истории и международных отношений, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: denigs@aaanet.ru
Лубский Анатолий Владимирович
Доктор философских наук, профессор, профессор, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: avlubsky@gmail.com
Galina S. Denisova
Doctor of Sociological Sciences, Professor,
Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: denigs@aaanet.ru
Anatoly V. Lubsky
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: avlubsky@gmail.com
1 Статья выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00545-0ГН «Институциональные практики в межэтническом и межрелигиозном взаимодействии на Юге России: междисциплинарный анализ и оценка потенциала использования в укреплении общероссийской идентичности».
2 The article is supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 16-03-00545-OGN "Institutional practices in inter-ethnic and inter-religious interaction in the south of Russia: interdisciplinary analysis and assessment of the potential of use in strengthening the all-Russian identity".
Войтенко Валерия Петровна
Кандидат философских наук, старший преподаватель, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: leravvp@mail.ru
В статье рассматриваются межэтнические взаимодействия в южнороссийских регионах как предмет различных дисциплинарных научно-исследовательских практик. В центре внимания исследователей находятся такие вопросы, как особенности этнополити-ческой ситуации на Юге России, конструктивные и деструктивные факторы, влияющие на ее динамику, факторы межэтнической напряженности и конфликтогенности в региональных сообществах, влияние миграционных потоков на межэтнические отношения, деятельность органов государственной власти, гражданских и этнических организаций, этнических диаспор в сфере межнациональных отношений, институциональные практики, связанные с регуляцией межэтнических отношений и разрешением межэтнических конфликтов, профилактикой национализма и ксенофобии. Критический анализ научной литературы, посвященной межэтническим взаимодействиям на Юге России, свидетельствует о том, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении этих вопросов, межэтнические отношения как целостная этнонациональная реальность еще нуждаются в концептуальном осмыслении. Этому должна способствовать разработка многомерных методологических конструктов междисциплинарного научного исследования межэтнических взаимодействий в региональных сообществах на Юге России.
Ключевые слова: национальная политика; этнополитическая ситуация; межэтнические взаимодействия; институциональные практики межэтнических взаимодействий, этнические организации; этнические диаспоры; миграционные потоки; межэтническая напряженность; этническая конфлик-тогенность.
Valeria P. Voytenko
Candidate of Philosophical Sciences, Lecturer, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: leravvp@mail.ru
The article deals with interethnic interaction in the South Russian regions as a subject of various disciplinary research practices. The researchers focus primarily on such issues as the peculiarities of the ethno-political situation in the South of Russia, constructive and destructive factors affecting its dynamics, factors of interethnic tension and conflict in regional communities, the impact of migration flows on interethnic relations, the activities of public authorities, civil and ethnic organizations, ethnic diasporas in the sphere of inter-ethnic relations, institutional practices related to the regulation of interethnic relations and the resolution of interethnic conflicts, prevention of nationalism and xenophobia. A critical analysis of the scientific literature on inter-ethnic interactions in the South of Russia shows that despite the progress made in the study of these issues, interethnic relations as a holistic ethno-national reality still needs conceptual understanding. This should be facilitated by the development of multidimensional methodological constructs of interdisciplinary scientific research of inter-ethnic interactions in regional communities in the South of Russia.
Keywords: national policy; ethno-political situation; interethnic interaction; institutional practice; ethnic interaction; ethnic organizations; ethnic diasporas; migration flows; ethnic tensions; ethnic conflicts.
Введение
В настоящее время наблюдается актуализация познавательного интереса к проблематике, связанной с межэтническими взаимодействиями в полиэтнических регионах Российской Федерации. Исследователи отмечают, что в разных полиэтничных макрорегионах России (Северный Кавказ, Поволжье, Север, Дальний Восток) масштаб и противоречивость современной этнической жизни имеют собственный темп и собственную интенсивность (Аствацатурова, 2010. С. 61; Денисова, 2018). Каждая этническая группа, вовлекаясь в этнополитические процессы российского и регионального масштабов, привносит в них собственный опыт межэтнического взаимодействия. Этот интерес обусловлен тем, что в условиях вызовов, с которыми столкнулась современная Россия, необходимо решать задачи, направленные на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) на основе гармонизации межнациональных отношений в российском обществе (Конструирование общероссийской идентичности ... , 2016. С. 3-5). Сегодня эти задачи решаются в рамках Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, основными целями которой являются: 1) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации; 2) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; 3) гармонизация межнациональных отношений; 4) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; 5) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов (О Стратегии государственной национальной политики ... , 2012).
Национальная политика и этнополитическая ситуация
В научной литературе уже рассматривались различные аспекты реализации национальной политики, направленной на регулирование межэтнических отношений в России (Национальная политика в России ..., 2016. С. 93-178), с акцентом на существующих проблемах и противоречиях (Виноградова, 2016). Так, некоторые авторы, положительно оценивая целевые ориентиры национальной политики, отмечают, что в ней не проработан в должной мере механизм, обеспечивающий взаимосвязь процессов, связанных с укреплением единого российского гражданского самосознания и сохранением этнокультурного многообразия российского общества (Frolova, 2015). В частности, в стратегии, как считают исследователи, эти направления национальной политики рассматриваются как самостоятельные и независимые друг
от друга, и поэтому на практике доминирующим оказывается первое из них (Попков, 2015. С. 48-49). В связи с этим исследователи, обращая внимание на то, что в стратегии не был сформулирован основной вектор этнонационального развития (Кузиванова, 2014), отмечают неэффективность имеющихся институтов этнонациональной политики (Шабаев, 2014. С. 223).
Кроме того, отсутствие надлежащей координации между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в сфере национальной политики препятствует, как отмечают авторы, «достижению межнационального согласия и построению гражданской идентичности. Отчасти такое положение связано с тем, что нет ясного понимания о том, как вести национальную политику на местах» (Болотина, 2016. С. 36-37). Во многом это обусловлено тем, что некоторые доктринальные основания национальной политики уже на этапе ее формирования не были результатом равноправного диалога государства и общества, а также органов федеральной и региональной власти (Волков, 2017). Так, федеральные органы государственной власти, регулируя межэтнические отношения в регионах, стремятся уйти от социально-групповой трактовки этноса, в то время как органы региональной власти и национально-культурные объединения в полиэтнических регионах именно в социально-групповой коннотации этноса видят источники своей легитимности (Волков, 2017). Полиэтнические региональные сообщества на Юге России являются одними из наиболее чувствительных к вопросам федеративного устройства и реализации национальной политики на региональном уровне (Лубский, 2000).
ТЛ С С _
В научной литературе уже рассматривался целый ряд вопросов, связанных с межэтническими отношениями на Юге России в начале XXI в. В этом плане интерес вызывает коллективная монография, посвященная сложившейся этнополитической ситуации в СевероКавказском федеральном округе (Аствацатурова, 2010). Характеризуя эту ситуацию, авторы рассматривали позитивные и негативные сценарии ее развития, анализируя конструктивные и деструктивные факторы, влияющие на ее динамику. В качестве конструктивных факторов позитивного сценария развития округа авторы, с одной стороны, называли «укрепление федеральной власти, законности и правопорядка; эффективное функционирование СКФО в целях снижения региональной конфликтогенности, обеспечения безопасности, борьбы с криминалитетом и коррупцией; ликвидацию террористической опасности; дезавуацию экстремистских настроений; нейтрализацию национализма, ксенофобии» (Аствацатурова, 2010. С. 241). С другой - в качестве конструктивного фактора они выделяли сложившуюся на Северном
Кавказе такую форму макрорегиональной этнокультурной лояльности, которая проявляется в сочетании этнической, региональной и общероссийской гражданской идентичностей. При этом авторы подчеркивали, что для предотвращения и разрешения этнополитических конфликтов наиболее актуальной является стратегия укрепления общероссийской гражданской идентичности (Аствацатурова, 2010. С. 65-108).
В качестве деструктивных факторов негативного сценария развития Северо-Кавказского федерального округа авторы выделяли прежде всего терроризм, имущественное расслоение, разный уровень жизни и носившую этнотерриториальный характер безработицу, обострявшие межэтнические отношения, а также миграцию, вызывавшую конфликты между мигрантами и принимающими сообществами и порождавшую этнонационализм и бытовую ксенофобию в локальных сообществах (Аствацатурова, 2010. С. 161-181).
Научный интерес представляет также системный анализ сложившей ситуации в сфере межэтнических отношений в СевероКавказском (Межэтнические и конфессиональные отношения ... , 2013) и Южном федеральных округах (Межэтнические отношения и религиозная ситуация ... , 2014), позволивший выявить факторы межэтнической конфликтогенности в региональных сообществах, а также роль органов власти и институтов гражданского общества (среди которых особое место занимают национально-культурные общественные организации) в регулировании межэтнических отношений. При этом исследователи, рассматривая причины этносоциальной неэффективности административных решений в сфере межэтнических отношений в регионах, отмечают в первую очередь недостаточное внимание органов государственной власти к национально-культурным потребностям и гражданским правам, недооценку конфликтогенного потенциала в молодежной среде, низкий контроль внутренней миграции (Волобуева, 2015. С. 29). В связи с этим в полиэтнических регионах на Юге России необходимо, как считают авторы, наладить систему эффективно действующего этнополитического мониторинга, органически встроенного в административный менеджмент межэтнических отношений в целях деэскалации межэтнической напряженности, а также активизации диалога и взаимодействия региональных органов власти, этнических и гражданских организаций (Имплементация зарубежных моделей . , 2017. С. 236-260).
Рассматривая динамику этнополитической ситуации на Северном Кавказе, исследователи в целом делают вывод о том, что «результаты экспертного опроса не позволяют говорить об устойчивости позитивных тенденций в Северо-Кавказском регионе. В ближайшем будущем
там ожидается рост напряженности. Негативные последствия, вызванные мировым кризисом и экономическими санкциями, а также непредсказуемость и запутанность международных внешнеполитических отношений неизбежно повлекут за собой этнополитическую нестабильность и усиление кризисных процессов на Северном Кавказе» (Авксентьев, 2016).
Межэтническая напряженность и этносоциальные процессы
В последнее время был опубликован ряд научных статей, подготовленных на основе экспертных опросов, посвященных межэтнической напряженности и этносоциальным процессам на Юге России. При этом авторы обращают внимание на то, что эксперты неоднозначно оценивают уровень межэтнической напряженности на Юге России, определяемой целевыми установками, ценностно-мировоззренческими ориентациями и потребностями этносов. В связи с этим эксперты предлагают различные способы ослабления межэтнической напряженности в регионах: от учета социальных интересов региональных сообществ как основы межэтнического согласия до проведения жесткой централизованной государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем большинство экспертов, как отмечают авторы, полагают, что одних экономических, политических и этнокультурных механизмов для предотвращения межэтнической напряженности на Юге России недостаточно. В связи с этим эксперты считают целесообразным расширить политико-правовой и научный инструментарий, базирующийся на социологических и социально-психологических методах изучения межэтнической напряженности, с целью снижения конфликтогенного потенциала межэтнических взаимодействий в региональных сообществах (Жаде, 2016).
В статьях раскрывается также содержание основных факторов межэтнической напряженности в регионах, связанных с тем, что, во-первых, обнажились старые проблемы в области межэтнических отношений, о которых умалчивалось ранее; во-вторых, в условиях глобализации стали размываться этнокультурные ценности как основа эт-нонациональных идентичностей. Большое влияние на межэтническую напряженность в регионах оказывают, как отмечают авторы, также экономические, миграционные и этноконфессиональные факторы.
Рассматривая взаимосвязь межэтнической напряженности и этносоциальных процессов на Юге России, авторы обращают внимание на то, что межэтническая напряженность может оказывать, с одной стороны, негативное влияние на этносоциальные процессы в регионе, усиливая негативный характер межэтнических отношений; а с другой -
позитивное воздействие на этносоциальные процессы, формируя в региональных сообществах потребность в межэтническом согласии (Жа-де, 2016).
Отмечая значимость межэтнического согласия в региональных сообществах на Юге России, авторы считают, что особое значение в достижении этого согласия имеет объединяющий потенциал общероссийской гражданской идентичности, базирующейся на патриотизме как национальной идеи, «смысл и ценность которой должны быть направлены на укрепление единства многоэтничного российского народа» (Хунагов, 2016). В связи с этим особое значение приобретает, как отмечают авторы, формирование новых ценностно-мировоззренческих ориентаций на основе гражданской культуры при сохранении этнокультурного разнообразия. Большую роль в достижении межэтнического согласия в региональных сообществах авторы отводят средствам массовой информации, которые должны культивировать значимость этнокультурной и этнорелигиозной толерантности как основы единства многонационального народа России (российской нации). Авторы подчеркивают также особую значимость регулирования этносоциальных процессов в региональных сообществах на уровне повседневных социальных практик (Хачецуков, 2017).
Институциональные практики регуляции межэтнических взаимодействий
Рассматривая управленческие практики в сфере межнациональных отношений в южнороссийских регионах, авторы, во-первых, обращают внимание на недопустимость силового вмешательства в систему межнациональных отношений, разрушающего процессы самоорганизации этнополитических процессов. Во-вторых, они считают необходимым исключать управление регионами как самоорганизующимися этносоциальными системами путем привлечения управленческих кадров извне, слабо разбирающихся в сложностях сложившихся в них этнополитических ситуаций. В-третьих, как полагают авторы, в регионах требуется тонкая перенастройка социокультурных институтов на формирование представлений о конструктивной роли взаимосвязи общероссийской и этнической идентичностей в региональных сообществах (Этносоциальные процессы ... , 2015. С. 137-145).
В научной литературе особое внимание уделяется формальным и неформальным институциональным практикам, связанным с регуляцией межэтнических взаимодействий и разрешением межэтнических конфликтов, профилактикой национализма и ксенофобии, а также развитием диалоговых форм межэтнического взаимодействия в полиэт-
нических сообществах. При этом исследователи отмечают, что на Юге России в сфере межэтнических взаимодействий постоянно возникают коллизии между формальными и неформальными институциональными практиками регулирования межэтнических взаимодействий. Более того, эти коллизии сопровождаются, как считают исследователи, укоренением в сфере регулирования межэтнических отношений неформальных институциональных практик, зачастую оказывающих на формальные институциональные практики искажающее или вытесняющее воздействие. В результате в полиэтнических региональных сообществах происходит блокирование механизмов национальной политики, направленных на деэтнизацию социальных и политических процессов (Национальная политика в России ... , 2016. С. 93-150).
Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что в полиэтнических регионах на Юге России существует противоречие между доктринальными установками на уровне всевозможных концепций, программ, законодательных актов и реальными политическими, идеологическими и культурными практиками (Тинкуев, 2012). Во многом это обусловлено, как считают исследователи, неэффективностью административных решений в сфере межэтнических отношений, а также недостаточным вниманием к национально-культурным потребностям и гражданским правам в региональных сообществах (Волобуева, 2015. С. 29). В связи с этим некоторые исследователи справедливо отмечают, что никакие институциональные практики гармонизации межнациональных отношений не будут иметь положительного эффекта без конфликтологической экспертизы вызов, угроз и рисков в этнополити-ческой сфере (Усманов, 2013).
Институциональные практики, связанные с предотвращением и разрешением межэтнических конфликтов на Юге России, являются традиционной темой научной литературы конфликтологического характера (Авксентьев, 2002). Изучая, например, неформальные практики, направленные на предотвращение межэтнических конфликтов в локальных сообществах в Карачаево-Черкесии, исследователи отмечают, что совместное соседское проживание этнокультурных групп здесь не привело к эффекту плавильного котла. «Однако в основных сферах общественной жизни взаимодействие между национальными общинами достаточно четко выстроено, пусть и не всегда симметрично. Особенно заметно это взаимодействие в школьном образовании, но также в местном самоуправлении, малом бизнесе (работа на торговых точках, на полях), сделках (аренда и продажа паев, продажа скота и т.п.)» (Казенин, 2012. С. 86-102). Здесь родители предпочитают отдавать детей в школы со смешанным национальным составом, в которых
существенно ниже конфликтность среди подростков, группирующихся по этническому принципу. Кроме того, православные храмы и мусульманские мечети стараются помогать верующим независимо от их религиозной принадлежности и вовлекать их в совместные действия. Верующие разных религий поддерживают религиозные праздники друг друга, оказывают по возможности материальную помощь бедным.
Особое значение в урегулировании этнических конфликтов в региональных сообществах на Северном Кавказе придается неформальным практикам миротворческой деятельности. В частности, исследователи отмечают, что «анализ позитивных практик урегулирования этнических конфликтов в Дагестане показывает, что в роли миротворцев здесь привычно видеть авторитетных официальных и неофициальных лиц, действующих не по четко спланированному сценарию вмешательства в конфликт, а чаще всего спонтанно, по собственной инициативе или по просьбе представителей местной власти и общины» (Ади-ев, 2011. С. 115).
Внимание исследователей привлекает также деятельность национально-культурных организаций и этнических диаспор в сфере межнациональных отношений на Юге России. При этом исследователи отмечают, что практики создания национально-культурных организаций по экстерриториальному принципу и формирование различных общественных институтов при региональных органах власти как площадок представительства этнических интересов, без наделения этих организаций соответствующими символическими, финансовыми и статусными ресурсами, не привели к ожидаемым результатам - развитию поли-субъектности в реализации национальной политики и реализации принципа государственно-общественного партнерства в регионах (Национальная политика в России ... , 2016. С. 93-127). Рассматривая деятельность этнических диаспор в сфере межнациональных отношений, исследователи выделяют в ней прежде всего этнокультурное и этнополитическое направления. Основными задачами деятельности диаспор в рамках этнокультурного направления являются сохранение и развитие этнического языка и этнических традиций; создание культурных центров, фондов и учреждений культуры и образования; содействие участию граждан в просветительской и благотворительной деятельности; организация этнокультурных праздников и фестивалей. В рамках этнокультурного направления к основным задачам деятельности диаспор относятся защита гражданских прав и свобод; борьба с национализмом и расизмом; развитие сотрудничества с другими национальными объединениями; защита интересов членов автономии в государственных органах власти (Аствацатурова, 2002. С. 379-562). В
последнее время внимание исследователей привлекают такие вопросы, связанные с деятельностью этнических диаспор в сфере межнациональных отношений, как социальное воспроизводство и интеграция диаспор (Лубский, 2017), диаспоры как фактор формирования и сохранения этнической идентичности (Bedrik, 2017), роль диаспор в интеграции мигрантов в принимающие сообщества (Bedrik, 2017).
Характеризуя институциональные практики, связанные с профилактикой национализма и ксенофобии в полиэтнических сообществах на Северном Кавказе, исследователи отмечают, что стержнем этих практик, с одной стороны, выступают разработка и внедрение социальной рекламы интегративного гражданского общероссийского содержания, формирование привлекательных образов, брендов, представлений и коллективных мифов, с другой - нейтрализация соотнесения негативных черт преступности, криминала и клановости с этнической принадлежностью, а также предупреждение провокационных националистических и ксенофобских акций (Bedrik, 2017).
Основой неформальных институциональных практик в сфере межнациональных отношений в региональных сообществах выступает диалог. Рассматривая формирование новых диалоговых форм межнационального взаимодействия в качестве инструмента достижения межэтнического согласия в полиэтнических регионах на Юге России, исследователи подчеркивают, что «отсутствие диалога между учеными, между властью и интеллигенцией, между властью и наукой подрывает творческий потенциал общества, создает напряженность в обществе, тормозит его развитие и воспроизводство» (Ляушева, 2015. С. 135).
Этническая принадлежность, миграционные потоки и межэтнические взаимодействия
На характер межэтнических взаимодействий в региональных сообществах на Юге России оказывает влияние, как отмечают исследователи, восприятие этнической принадлежности индивида как значимого неформального ограничения для социальной мобильности и реа-
____^ __ТЛ С
лизации принципа социальной справедливости. В южнороссийских регионах этническая принадлежность в наибольшей степени влияет на трудоустройство индивида на престижную работу, а также на работу в системе органов государственной власти. Этническая принадлежность выступает также фактором социального расслоения и межгрупповых взаимодействий в локальных сообществах (Национальная политика в России ... , 2016. С. 93-127). При этом исследователи отмечают, что «условием получения дивидендов от этнической принадлежности являются трудоемкая работа по поддержанию социальных связей, а так-
же обязательное участие в материальных и нематериальных обменах с другими членами этнической группы» (Григорьева, 2017. С. 86). Этническая принадлежность сказывается также при заполнении статусных профессиональных ниш в региональных сообществах. Однако, изучая, например, растущее присутствие кавказских общин в статусных иерархиях южнороссийских территорий, исследователи склонны оценивать его не как этническую экспансию, а как свидетельство комплексной интеграции кавказского населения в жизнедеятельные циклы «русских» регионов Южного федерального округа и всего российского общества в целом. Тем не менее такое этническое представительство в определенных сферах профессиональной деятельности вызывает, как подчеркивают исследователи, раздражение и порождает тревогу у местного населения (Сущий, 2017. С. 14).
В связи с ростом на Юге России миграционных потоков внимание исследователей стали привлекать вопросы, связанные с изучением влиянием этих потоков на межэтнические отношения в региональных сообществах. В центре внимания исследователей оказались прежде всего такие вопросы, как реализация национальной политики и управленческие практики в сфере регулирования миграционных потоков в контексте межэтнических отношений (Бедрик, 2016), роль институтов гражданского общества в управлении миграционными процессами (Трунян, 2010), трудовая миграция и особенности трудовой адаптации этнических мигрантов (Скрипниченко, 2009), особенности криминальных моделей экономического поведения мигрантов (Анжиров, 2010). Кроме того, в социологических работах получил освещение ряд вопросов, связанных с изучением конфликтогенного потенциала этнических мигрантов и их взаимоотношений с принимающими сообществами на Юге России (Курабцев, 2010; Стукалова, 2017).
Резюме
Критический анализ научной литературы, посвященной межэтническим взаимодействиям на Юге России, свидетельствует о том, что предметом научных исследований уже были самые разнообразные аспекты этих взаимодействий. Однако для большинства этих исследований характерны дисциплинарная фрагментарность полученных научных знаний и парадигмальная ограниченность научно-исследовательских практик. Вызов, который бросает социальным наукам сложность межэтнических взаимодействий в региональных сообществах на Юге России, предполагает изучение этих взаимодействий в рамках концептуального мышления как целостной этносоциальной реальности. В связи с этим научно-исследовательские практики изуче-
ния межэтнических взаимодействий в южнороссийских регионах нуждаются в разработке многомерных методологических конструктов в рамках междисциплинарных социально-гуманитарных исследований.
Литература
Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2002. 138 с.
Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д. Этнопо-литическая ситуация на Северном Кавказе: экспертная оценка // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 92-99.
Авксентьев В.Д., Гриценко Г.Д., Дмитриев В.В. Региональная конфликтология. Экспертное мнение / под ред. М.К. Горшкова. М. : Альфа-М, 2007. 208 с.
Адиев А.З. Земельный вопрос и этнопо-литические конфликты в Дагестане. Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 144 с.
Анжиров И.В. Влияние этнических факторов на рост преступности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах : ав-тореф дис. ... канд. философ. наук. Краснодар, 2010. 30 с.
Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). Ростов н/Д.; Пятигорск : Изд-во СКАГС, 2002. 628 с.
АствацатуроваМ.А., Казиев TA. Профилактика национализма и ксенофобии в сообществах Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2014. № 8. С. 7-9.
Аствацатурова М.А., Тишков В.А., Хоперская Л.Л. Конфликтологические модели и мониторинг межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе. М. : Росинформагротех, 2010. 264 с.
Бедрик А.В. Трудовая адаптация этнических мигрантов в условиях социальных рисков (на примере Ростовской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2007.
Бедрик А.В., Лубский А.В. Антропоток и трансформация этнодемографической структуры населения Ростовской области // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 7. С. 131-138.
References
Avksentyev, V.A., Babkin, I.O., Medvedev, N.P., Khots, A.Yu., Shnyukov, V.V. (2002). Stavropol region: ethnoconflictological portrait. Stavropol: SSU Publishing House.
Avksentyev, V.A., Gritsenko, G.D. (2016). Ethnopolitical situation in the North Caucasus: expert assessment. Sotsiologicheskiye issledo-vaniya, 1, 92-99. (in Russian).
Avksentyev, V.D., Gritsenko, G.D., Dmitriev, V.V. (2007). Regional conflictolo-gy. Expert opinion / ed. M.K. Gorshkov. M.: Alfa-M.
Adiev, A.Z. (2011). The land issue and ethnopolitical conflicts in Dagestan. Rostov-on-Don: Publishing house SKNTS VShU SFU.
Anzhirov, I.V. (2010). The influence of ethnic factors on the growth of crime in the Southern and North Caucasus Federal Districts. Abstract dis. Cand. philos. sciences. Krasnodar.
Astivtsaturova, M.A. (2002). Diasporas in the Russian Federation: formation and management (North Caucasus region). Rostov-on-Don; Pyatigorsk: Publishing house SKAGS.
Astvytsaturova, M.A., Kaziev, T.A. (2014). Prevention of nationalism and xenophobia in the communities of the North Caucasus Federal District. Vestnik Yessentukskogo instituta up-ravleniya, biznesa i prava, 8, 7-9. (in Russian).
Astvytsaturova, M.A., Tishkov, V.A., Khop-erskaya, L.L. (2010). Conflictological models and monitoring of interethnic conflicts in the North Caucasus region. M.: Rosinforma-grotekh.
Bedrik, A.V. (2007). Labor adaptation of ethnic migrants in conditions of social risks (on the example of the Rostov region). (Abstract, Candidate Dissertation, Rostov-on-Don).
Bedrik, A.V., Lubsky, A.V. (2016). An-thropotok and transformation of the ethno-demographic structure of the population of the Rostov region. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, 7, 131-138. (in Russian).
Бедрик А.В., Сериков А.В. Крупный южнороссийский город как среда межэтнического взаимодействия (на примере г. Ростова-на-Дону) // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. С. 123-131.
Болотина И.И., Исаева А.Ю. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 36-37.
Виноградова Е.А., Носова Н.П. Реализация современной национальной политики в Российской Федерации: проблемы и противоречия//Academy. 2016. № 6 (9). С. 106-109.
Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Публичный диалог как основа ценностной политики в сфере межэтнических отношений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 147-153.
Волков Ю.Г., Денисова Г.С., Лубский А.В. Регулирование межэтнических отношений: формирование ценностной политики и региональные практики управления в современной России // Власть. 2017. Т. 25, № 7. С. 13-22.
Волобуева Д.В. Правовое регулирование в сфере межэтнических отношений в Ставропольском крае // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2015. № 1 (16). С. 25-30.
Григорьева К.С. Этничность как социальный ресурс и барьер (на примере этнических общин Краснодарского края) // Мир России. 2017. № 1. С. 71-102.
Денисова Г.С. Ценностная политика Российской Федерации в сфере гармонизации межэтнических отношений // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 7. С. 164-170.
Денисова Г.С., Герман М.А., Денисов В.И., Сущий С.Я. Атлас демографической динамики, гражданской идентичности и межэтнических отношений в Ростовской области. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования. 2018. 188 с.
Жаде З.А., Шадже А.Ю., Ильинова Н.А. Экспертное сообщество об этносоциальных процессах и причинах межэтнической напряженности на Юге России // Теория и практика общественного развития. 2016. № 7. С. 9-15.
Bedrik, A.V., Serikov, A.V. (2016). Large South Russian city as an environment of inter-ethnic interaction (on the example of the city of Rostov-on-Don). Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, 11, 123-131. (in Russian).
Bolotina, I.I., Isaeva, A.Yu. (2016). Analysis of the Strategy of the state national policy of Russia until 2025. Izvestiya Tul'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki, 1, 36-37. (in Russian).
Vinogradova, E.A., Nosova, N.P. (2016). Realization of modern national policy in the Russian Federation: problems and contradictions. Academiya, 6 (9), 106-109. (in Russian).
Volkov, Y.G., Denisova, G.S., Lubsky, A.V. (2017). Public dialogue as the basis of value policy in the sphere of interethnic relations. Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleni-ye. Uchenyye zapiski SKAGS, 2, 147-153. (in Russian).
Volkov, Y.G., Denisova, G.S., Lubsky, A.V. (2017). Regulation of interethnic relations: the formation of value policy and regional management practices in modern Russia. Vlast, 25, 7, 13-22. (in Russian).
Volobueva, D.V. (2015). Legal regulation in the field of interethnic relations in the Stavropol Territory. Izvestiya Akademii upravleniya: teoriya, strategii, innovatsi, 1 (16), 25-30. (in Russian).
Grigorieva, K.S. (2017). Ethnicity as a social resource and barrier (on the example of ethnic communities of the Krasnodar Territory). Mir Rossii, 1, 71-102. (in Russian).
Denisova, G.S. (2016). Value policy of the Russian Federation in the field of harmonization of interethnic relations. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, 7, 164-170. (in Russian).
Denisova, G.S., German, M.A., Denisov, V.I., Sushchy, S.Ya. (2018). Atlas of demographic dynamics, civic identity and inter-ethnic relations in the Rostov region. Rostov-on-Don: Science and Education Foundation.
Zhade, Z.A., Shadje, A.Yu., Ilinova, N.A. (2016). Expert community on ethnosocial processes and causes of interethnic tension in the South of Russia. Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya, 7, 9-15. (in Russian).
Жаде З.А., Шадже А.Ю., Ляушева С.А. Состояние этносоциальных процессов и уровень межэтнической напряженности на Юге России: экспертное мнение // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 18-23.
Имплементация зарубежных моделей национальной интеграции, ценностной политики и институциональных практик в сфере межэтнических отношений в российских условиях / отв. ред. Ю.Г. Волков. М. : Социально-гуманитарные знания, 2017. 332 с.
Казенин К. Элементы Кавказа. Земля, власть и идеология в северокавказских республиках. М. : Регнум, 2012. 176 с.
Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2016. 244 с.
Кузиванова О.Ю. Национальная политика России: институциональное измерение // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 6 (72). С. 111-113.
Курабцев В.Л. Южный федеральный округ: новая волна миграции // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 77-80.
Лубский А.В. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 34-38.
Лубский А.В., Бедрик А.В., Сериков А.В. Историческая родина как фактор интеграции и социального воспроизводства диаспоры (на примере Ростовской области) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 6 (97). С. 40-45.
Лубский А.В., Бедрик А.В., Сериков А.В. Социальный институт диаспоры в контексте обеспечения национальной безопасности России // Гуманитарий Юга России.
2016. № 5. С. 63-73.
Лубский А.В., Бедрик А.В., Стукалова Д.Н. Социальный статус этнического лидера (на примере этнических диаспор Ростовской области) // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки.
2017. № 4. С. 10-15.
Лубский А.В., Сериков А.В., Терещенко А.А. Функциональная роль диаспор и потенциал интеграции мигрантов (на примере Ростов-
Zhade, Z.A., Shadje, A.Yu., Lyausheva, S.A.
(2016). The state of ethnosocial processes and the level of interethnic tension in the South of Russia: expert opinion. Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya, 5, 18-23. (in Russian).
Implementation of foreign models of national integration, value policies and institutional practices in the field of inter-ethnic relations in the Russian context (2017) / Yu. G. Volkov (Ed.). M.: Social and humanitarian knowledge.
Kazenin, K. (2012). Elements of the Caucasus. Land, power and ideology in the North Caucasian republics. M.: Regnum.
Constructing the All-Russian Identity in the Context of Interethnic and Inter-Religious Interaction (2016) / Yu. G. Volkov (Ed.). Rostov-on-Don: Foundation for Science and Education.
Kuzivanova, O. Yu. (2014). National Policy of Russia: institutional dimension. Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura, 6 (72). 111-113. (in Russian).
Kurabtsev, V.L. (2010). Southern Federal District: New Wave of Migration. Sotsiolog-icheskiye issledovaniya, 8, 77-80. (in Russian).
Lubsky, A.V. (2000). North Caucasus - the periphery of the Russian civilization. Nauchna-ya mysl'Kavkaza, 2, 34-38. (in Russian).
Lubsky, A.V., Bedrik, A.V., Serikov, A.V.
(2017). Historical homeland as a factor of integration and social reproduction of the diaspora (on the example of the Rostov region). Guman-itarnyye i sotsial'no-ekonomicheskiye nauki, 6 (97), 40-45. (in Russian).
Lubsky, A.V., Bedrik, A.V., Serikov, A.V.
(2016). Social Institute of the Diaspora in the context of ensuring the national security of Russia. Gumanitariy Yuga Rossii, 5, 63-73. (in Russian).
Lubsky, A.V., Bedrik, A.V., Stukalova, D.N.
(2017). The social status of the ethnic leader (on the example of the ethnic diasporas of the Rostov region). Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennyye nauki, 4, 10-15. (in Russian).
Lubsky, A.V., Serikov, A.V., Tereshchenko, A.A. (2016). The functional role of diasporas and the potential of integration of migrants (on
ской области) // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2016. № 11. С. 4-54.
Ляушева С.А., Шадже А.Ю. Диалог: методология формирования межэтнического согласия в регионе // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 9. С. 150-157.
Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе : экспертный доклад / под общ. ред. В.А. Тишкова. М.; Ставрополь; Пятигорск, 2013. 98 с.
Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах Южного федерального округа : экспертный доклад за первое полугодие 2014 г. / под ред. Г.С. Денисовой. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования, 2014.
Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта / отв. ред. Ю.Г. Волков. М. : Социально-гуманитарные знания, 2016. 422 с.
О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36512.
Попков Ю.В. Мультикультурализм, интер-культурализм, интернационализация в социокультурной динамике // Сибирский философский журнал. 2015. Т. 13, № 2. С. 48-55.
Скрипниченко Л.С. Внешняя трудовая миграция: институциональный анализ общероссийских и региональных практик (на материалах Краснодарского края) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2009. 28 с.
Стукалова Д.Н. Управленческие практики снижения конфликтогенного потенциала миграционных потоков в Ростовской области : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2017. 36 с.
Сущий С.Я. Представители народов Кавказа в статусных социально-профессиональных сообществах Юга России: тенденции постсоветского периода // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 3-16.
Тинкуев М.Н. Формирование и регулирование межнациональных отношений: на примере Республики Дагестан : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. 26 с.
Трунян Г.Р. Социальные практики негосу-
the example of the Rostov region). Gumani-tarnyye sotsial'no-ekonomicheskiye i ob-shchestvennyye nauki, 11, 4-54. (in Russian).
Lyausheva, S.A., Shadzhe, A.Yu. (2015). Dialogue: a methodology for the formation of inter-ethnic harmony in the region. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, 9, 150-157. (in Russian).
Interethnic and confessional relations in the North Caucasus Federal District (2013): expert report / Tishkov V.A. (Ed). M.; Stavropol; Pyatigorsk.
Interethnic relations and religious situation in the subjects of the Southern Federal District: expert report for the first half of 2014 (2014) / G.S. Denisova (Ed.) Rostov-on-Don: Science and Education Foundation.
The national policy in Russia: the possibility of implementation of foreign experience (2016) / Yu. G. Volkov (Ed.). M.: Socio-humanitarian knowledge.
On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/36512.
Popkov, Yu.V. (2015). Multiculturalism, in-terculturalism, internationalization in socio-cultural dynamics. Sibirskiy filosofskiy zhurnal, 13, 2, 48-55. (in Russian).
Skripnichenko, L.S. (2009). External Labor Migration: An Institutional Analysis of All-Russian and Regional Practices (Based on Materials from the Krasnodar Region). (Abstract, Candidate Dissertation, Krasnodar).
Stukalova, D.S. (2017). Management practices to reduce the conflict potential of migration flows in the Rostov region. (Abstract, Candidate Dissertation, Rostov-on-Don).
Sushchy, S.Ya. (2017). Representatives of the peoples of the Caucasus in the status of so-cio-professional communities of Southern Russia: trends in the post-Soviet period. Sociolog-icheskie issledovaniya, 5, 3-16. (in Russian).
Tinkuev, M.N. (2012). Formation and regulation of interethnic relations: the example of the Republic of Dagestan. (Abstract, Candidate Dissertation, Moscow).
Trunyan, G.R. (2010). Social practices of
дарственных организаций в управлении миграционными процессами : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2010. 25 с.
Усманов Р.Х., Тажиев Н.М. Конфликто-генные факторы и новые вызовы этнополи-тической стабильности южных регионов России и Прикаспия // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 3 (36). С. 188-197.
Хачецуков З.М., Афасижев Т.И. Регулирование этносоциальных процессов: социальные практики на Юге России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 4 (209). С. 251-257.
Хоперская Л.Л., Харченко В.А. Локальные межэтнические конфликты на Юге России: 2000-2005 гг. Ростов н/Д. : Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. 49 с.
Хунагов Р.Д., Жаде З.А., Шадже А.Ю. Эксперты о формировании межэтнического согласия на Юге России // Теория и практика общественного развития. 2016. № 8. С. 13-18.
Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Стратегические вызовы и локальные модификации в реализации государственной национальной политики Российской Федерации // Вестник Российской нации. 2014. № 6.
Этносоциальные процессы: региональное измерение / гл. ред. Р.Д. Хунагов, ред. А.Ю. Шадже, С.А. Ляушева, науч. ред. М.К. Горшков. Майкоп : Качество, 2015. С. 137-145.
BedrikA.V., SerikovA.V., LubskyA.V. Slavic Diasporas of Southern Russia: Socio-cultural and International Factors of Reproduction of Identity // Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. 2017. Vol. 20, Iss. 3. Р. 248-254.
Frolova A.S., Lubsky A.V., Posukhova O.Y., Serikov A.V., Volkov Y.G. Ideological grounds for Settlement of Inter-Ethnic Relations in Modern Russia: Competition of Ideas and Ideology of Humanism // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 4. P. 58-63.
Поступила в редакцию
non-governmental organizations in the management of migration processes. (Abstract, Candidate Dissertation, Rostov-on-Don).
Usmanov, R.Kh., Tazhiev, N.M. (2013). Conflict factors and new challenges to the eth-nopolitical stability of the southern regions of Russia and the Caspian Sea. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura, 3 (36), 188-197. (in Russian).
Khachetsukov, Z.M., Afasizhev, T.I. (2017). Regulation of ethnosocial processes: social practices in the South of Russia. Vest-nik Adygeyskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya 1: Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya, 4 (209), 251257. (in Russian).
Khoperskaya, L.L., Kharchenko, V.A. (2005). Local interethnic conflicts in the South of Russia: 2000-2005. Rostov-on-Don: SSC RAS Publishing House.
Khunagov, R.D., Zhade, Z.A., Shadje, A.Yu.
(2016). Experts on the formation of inter-ethnic harmony in the south of Russia. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 8, 13-18. (in Russian).
Shabaev, Yu.P., Sadokhin, A.P. (2014). Strategic challenges and local modifications in the implementation of the state national policy of the Russian Federation. Vestnik Rossiyskoy natsii, 6. (in Russian).
Ethnosocial processes: regional dimension / R.D. Khunagov, A.Yu. Shadje, S.A. Lyausheva, M.K. Gorshkov (Eds.). Maikop: Quality, 2015, 137-145.
Bedrik A.V., Serikov A.V., Lubsky A.V.
(2017). Slavic Diasporas of Southern Russia: Socio-cultural and International Factors of Reproduction of the Identity. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 20, 3, 248-254.
Frolova A.S., Lubsky A.V., Posukhova O.Y., Serikov A.V., Volkov Y.G. (2015). Ideological grounds for Settlement of Inter-Ethnic Relations in Modern Russia: The Competition of Ideas and the Philosophy of Humanism. The Mediterranean Journal of Social Sciences, 6, 4, 58-63.
23 ноября 2018 г.