УДК 316.346.32-053.6
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© 2016
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университета (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)
Аннотация. В статье рассматривается социально-трудовой потенциал молодежи в контексте развития регионов. Автор акцентирует внимание на молодёжи, которая является социальным ресурсом общества. Молодёжь, активно включается в сферы образования и экономической занятости, не осознает стартовых возможностей своего здоровья, ослабляет их в результате не совсем здорового образа жизни, и, следовательно, сужает свои возможности активной жизни. Это не столько результат беспечности молодости, сколько последствий действия объективных факторов. В статье автор рассматривает регион, как необходимое развитие в рамках социально-экономических программ, связанных с развитием социальной инфраструктуры. В этих условиях важно выбрать рациональные пути решения социальных проблем. Разработанные и теоретически обоснованные инновационные технологии развития и формирования потенциала молодежи, связанного с мобильностью, представляют собой предпосылки для конструирования региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи.
Ключевые слова: потенциал, регион, население, развитие, показатель, инновация, труд, общество, технологии, ориентация, ресурс, образование, траектория, мобильность, поколение, статус, перемещение, молодежь.
SOCIAL AND LABOUR POTENTIAL OF YOUTH AS AN INDICATOR OF THE REGION
© 2016
Ivanova Tatiana Nikolaevna, Doctor of Social Sciences, associate professor, professor of "Sociology"
Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, st Belorusskaya, 16B, e-mail: IvanovaT2005@tltsu.ru)
Abstract. The article deals with the social and labor potential of the youth in the context of regional development. The author focuses on the youth, which is a social resource for society. Young people are actively involved in education and economic employment, he is not aware of his starting opportunities for health, weakens them as a result of not quite zdo-rovogo lifestyle, and therefore narrows their opportunities aktiv-noy life. It's not so much carelessness of youth result, but the effects of the operation of objective factors. The author considers the region as a necessary development in the framework of socio-economic programs for the development of social infrastructure. In these circumstances, it is important to choose a rational way of solving social problems. Developed and theoretically grounded innovative technology development and formation of the potential of youth-related mobility are prerequisites for the construction of the regional model of social and labor mobility of young people.
Keywords: potential, region, population, development, indicator, innovation, labor, society, technology, orientation, resource, education, trajectory, mobility, generation status, the movement of young people.
Изучение и формирование социально-трудового потенциала молодежи требует социальной переориентации экономических преобразований на макро - и мезо-уровнях [1]. Единственно приемлемой нормой оценки развития регионального бытия должна стать ориентация на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни молодежи. Устойчивое социально-экономическое развитие в значительной степени обусловлено потенциалом, отсюда очевидна актуальность исследования ресурсной обеспеченности, в том числе и в социально-трудовой сфере [2].
Понятие «социально-трудовой потенциал» имеет неоднозначное толкование у различных авторов.
Исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова [3], рассматривают социально-трудовой потенциал молодежи в виде системы, выделяя на основе ресурсно-функционального признака следующие подсистемы - трудовую, интеллектуально-волевую и социально-инфраструктурную. На основании этого мы предлагаем структуру социально-трудового потенциала.
Как отмечают Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова социально-трудовой потенциал молодежи - это резервы наращивания потенциала рабочей силы и повышения эффективности ее использования. Возможности улучшения образовательной и профессиональной структуры трудовых ресурсов выражаются в интеллектуально-волевом потенциале. Резервы региона в развитии социальной инфраструктуры, улучшении качества и доступности, предлагаемых ею услуг находят отражение в социально-инфраструктурном потенциале. Что касается демографического аспекта, то он выделен нами в самостоятельный ресурсный блок на том основании, что является базовым для формирования социально-трудового потенциала молодежи и характеризует возможности улучшения качества населения региона через изменение количества реального и потенциального трудоспособного населения [3].
Актуальность исследования социально-трудового потенциала обусловлена необходимостью наращивания потенциала рабочей силы и повышения её использования. В связи с этим возрастает значимость разработки новых подходов к изучению и регулированию социально-трудовой мобильности молодежи, являющейся важным стратегическим ресурсом современного общества [4].
На сегодняшний день существует ряд методик исследования социальной и трудовой мобильности личности. Наиболее известными являются: «методика измерения социальной мобильности». Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Если для описания шага социальных перемещений используется понятие статус, то обычно говорят о перемещении из низшего в высший статус — восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус — нисходящая мобильность.
Если для описания шага социальных перемещений используется понятие поколение, то говорят о межпоколенной и внутрипоколенной мобильности.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции, чем их родители. Если межпоколенная мобильность в обществе невелика, то это означает, что в нем существует глубокое неравенство.
Внутрипоколенная мобильность - один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни меняет социальную (ые) позицию (и). Иначе она называется социальная карьера.
Объем мобильности - число индивидов, сменивших социальные позиции за определенный промежуток времени.
Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то
относительным объемом и указывается в процентах.
Степень мобильности в обществе определяется следующим:
1) диапазоном мобильности в обществе.
Диапазон мобильности, характеризующий данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.
Методика построения индексов уровня жизни и ре-сурсообеспеченности Н.Е. Тихоновой [5]. Индекс уровня жизни определяется путем суммирования показателей шкал материальной депривации и благосостояния. Индекс ресурсообеспеченности включает 8 шкал: экономический ресурс, квалификационный ресурс (субшкалы «Навыки» и «Образование»), социальный ресурс (субшкалы «Сети повседневных контактов и поддержки» и «Связи»), властный ресурс, культурный ресурс (субшкалы «Запросы и досуговое поведение» и «Условия социализации»), личностный ресурс, символический ресурс и физиологический ресурс.
Образ, уровень и качество жизни определяют уровень инвестирования в человеческий капитал. Здоровье и физическое развитие, полученное образование, профессиональная квалификация, психоэмоциональные качества и мотивационные установки определяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от наёмной трудовой или предпринимательской деятельности.
Человеческий потенциал — это совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного производства [6-13]. Этот потенциал начинает формироваться в детском, подростковом и юношеском возрасте в процессе социализации, образования и воспитания.
Молодёжь является социальным ресурсом общества. Она, в конечном счёте, определяет будущее [14-20]. В первое десятилетие нового века уровень занятости удерживается за счёт работающего старшего поколения. Однако уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на надлежащем уровне, восполнить социально-трудовой потенциал общества, как в количественном, так и в качественном выражении.
Уровень требований современного производства выше физических возможностей молодого поколения. Лишь 10% выпускников школ могут считаться совершенно здоровыми. 45-50% выпускников имеют морфо-функциональные отклонения. Существует объективное противоречие между представлениями студентов о своём самочувствии и их реальным состоянием здоровья.
Сохраняется ситуация, при которой молодёжь, активно включаясь в сферы образования и экономической занятости, не осознает стартовых возможностей своего здоровья, ослабляет их в результате не совсем здорового образа жизни, и, следовательно, сужает свои возможности активной жизни. Это не столько результат беспечности молодости, сколько последствий действия объективных факторов. Вполне трудоспособных молодых людей, тем более имеющих значительный социально-трудовой потенциал, в современной России не так уж много.
Социально-трудовой потенциал включает в себя следующие основные компоненты:
- социальный потенциал (состояние здоровья, социальные условия, ценности, вопросы образования, семьи, жизни, эмоций и чувств, статуса);
- образовательный потенциал (наличие знаний и возможности молодого человека к усвоению новых знаний);
- профессиональный потенциал (наличие профессиональной подготовки и возможности молодого человека в области овладения различными видами трудовой деятельности);
- квалификационный потенциал (наличие опреде-
лённого профессионального уровня и способность его повышения, освоения более сложного труда).
Важным показателем дееспособности в общественной и личной (семейной) жизни выступает трудовой потенциал молодого человека.
Это совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других его возможностей. Одни молодые люди уже готовы к использованию своего трудового потенциала, в общественно полезной деятельности, у других он может быть востребован лишь в будущем.
Высоким является уровень требований к социально-психологической выживаемости в современном обществе. Одним из доказательств реального существования такой проблемы является возникновение среди молодёжи устойчивого страха «остаться безработным» или заболеть. Особое беспокойство в современной ситуации, наряду с обострением демографических процессов, вызывает снижение качества человеческого потенциала, а, стало быть, и трудового потенциала, духовного здоровья молодого человека. 18-23-летние, как правило, уже имеют, по крайней мере, среднее образование и определенную профессию. Но довольно часто эта профессия в обществе остаётся невостребованной. Молодёжи необходимо адаптироваться к самостоятельной жизни (социализироваться), активно включаться в процесс общественного производства именно в современных, т.е. далеко в не простых условиях.
В сбережении населения, особенно молодежи, в её профессиональной социализации роль образования трудно переоценить. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Образованность человека предполагает его социальную компетентность необходимую для успеха в жизни, в том числе для сохранения семьи, укрепления здоровья, воспитания детей, успешной конкуренции на рынке труда. Непрерывность образования, высокое качество образовательных услуг в значительной степени определяет высокое качество жизни.
Профессии, по которым готовятся специалисты в разной степени востребованы на региональных рынках труда. Всё определяется как спросом на этих специалистов, так и уровнем зарплаты. Установившийся в одно время в общественном сознании приоритет экономического и юридического образования оказывается в противоречии с основными тенденциями развития современного рынка труда. Противоречие между образовательными ориентациями молодёжи и реальными кадровыми потребностями современного общества углубляется и охватывает практически все основные молодёжные группы. Это неизбежно приводит к усилению конкуренции молодых людей на рынке труда, и чаще всего приводит к ухудшению реальной возможности получения ими работы в соответствии с желаемой профессией. Молодые люди стремятся расширить свою профессиональную подготовку сразу по нескольким специальностям.
Так, например, анализ профессиональной социализации, проведённый в российских вузах, свидетельствует о том, что она наименее эффективна в технических вузах. Именно там наиболее низкий процент студентов, стремящихся работать по специальности. Профессиональная социализация оказывается успешной только в тех случаях, если молодой человек не только готов работать по специальности, которую он изучал ряд лет, но когда он обладает рядом качеств необходимых для любой профессии. Необходима ценностная установка на добросовестный труд, исполнительскую дисциплину и творчество.
Эффективность профессиональной социализации в значительной степени зависит от престижности специальности [21-25]. В наилучшем положении находятся российские вузы, готовящие кадры по престижным профессиям. Престижность специальности определяет также мотивацию поступления в вуз, модель обучения,
качество образования, число выпускников, освоивших определённые профессиональные роли.
Особенность современного этапа развития общества состоит в расширении спектра потенциальных возможностей выбора социального статуса для представителей молодых поколений, проходящих стадию активной социализации. Но это обусловливает серьёзные проблемы общественного, семейного и личностного характера.
Исследуя проблемы мотивации к труду, Э. Фромм разделил типы характеров людей на две основные группы: 1) индивиды с характерами так называемой «плодотворной» ориентации и 2) индивиды с характерами «неплодотворной» ориентации. Особый интерес представляет выделение в числе характеров с «неплодотворной» ориентацией типы характеров, которым, по мнению Э. Фромма, присуща так называемая «рыночная ориентация» [26].
Для современной молодёжи характерно стремление приспособиться к новым условиям хозяйствования и в соответствии с требованиями времени выбрать себе профессию. Более того, в будущем молодые люди готовы к смене профессий. Согласно проведенным социологическим исследованиям, решение молодых людей устроиться на работу определяется следующими мотивами:
- стремлением получить материальную независимость 66,3%;
- необходимость содержать семью 38,0%;
- потребностью в самоуважении, престижностью быть работающим человеком 37,5%;
- иметь интересную работу 24,1%;
- желанием «быть на людях», а не сидеть дома 20,0%;
- с мнением родных, знакомых 7,9% [27].
Но современное общество ставит молодежь в трудное положение. За чертой официального прожиточного минимуму находится одна треть молодых людей, а система профессионального образования такова, что до половины выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образовательного уровня оказываются невостребованными, более двух третей получивших профессиональное образование работают не по специальности, более половины из них заняты неквалифицированным и малоквалифицированным трудом.
Поэтому намерены сменить место жительства или переехать в Москву, областной или краевой центр 55,6% опрошенных. Из них 63,1% готовы сделать это, желая иметь приличный заработок, а только 32,6% чтобы максимально реализовать свои профессиональные возможности. Таким образом, миграционные потоки идут преимущественно в более благополучные в экономическом отношении регионы. Основу их составляют рабочие высокой квалификации, студенты, молодые специалисты, но это ещё более углубляет и обостряет межрегиональные различия.
В первую очередь проблемы занятости отражаются на такой, многочисленной группе, как молодёжь. Именно эта социально-демографическая группа стремится поскорее перейти из положения объекта в положение субъекта социально-трудовой деятельности. Молодёжь как социальная страта является одной из самых многочисленных и разнообразных по своей структуре и составляет около 33 млн. человек в возрасте 14-29 лет или 36% от численности всего населения в трудоспособном возрасте.
Определённая часть молодых людей пытается разрешить противоречие между довольно высокими потребительскими запросами и реальным материально-финансовым обеспечением их полноценного удовлетворения путём более раннего вступления в трудовую деятельность. Это тем более оказывается необходимым в условиях снижения уровня материального положения молодёжи. Это проявляется в увеличении числа молодых людей дополнительно подрабатывающих без отрыва от основного занятия - учебы в образовательных учреждениях. Растёт число поступающих на постоянную работу 258
и обучающихся, без отрыва от производства. Они, как правило, учатся на вечерних и заочных отделениях.
Большое распространение получило стремление молодёжи пройти краткосрочную подготовку на разнообразных курсах, семинарах, стажировках. Легко заметить, что на региональном рынке «модные» профессии пользуются спросом. Они востребованы, поэтому они пользуются успехом и у молодых россиян.
В настоящее время снижен возраст для поступления на работу, приём на работу, согласно новому Трудовому кодексу РФ допускается с 14 лет.
Какой возраст можно считать наиболее благоприятным для активного (целенаправленного) приобщения несовершеннолетних к взрослому производительному труду. В свое время Н.И. Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном преобразовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественно общественного, т.е. того, в котором со временем придётся действовать. Это — прежде всего. Затем последовательным результатом такого понимания должно быть возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам правды и добра. И, наконец, в задачу воспитания как результат того и другого должно постепенно входить в задачу образования нравственных современных убеждений, образования твёрдой и свободной воли и, следовательно, воспитания тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества» [27].
Нижняя граница молодёжного возраста чаще всего связывается исследователями с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. По мнению ряда учёных, нижняя граница молодёжного возраста, определяемая в настоящее время в России в 14-15 лет, должна быть понижена. Материальные трудности, которые испытывает семья, заставляет тысячи 12-14-летних несовершеннолетних идти работать.
Эта тенденция характерна не только для России. По данным Международной организации труда (МОТ), в развивающих странах работают 52 миллиона детей моложе 15 лет. Еще в начале 80-х годов в развитых странах почти 55 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 16 лет вынуждены были работать [28].
Взросление молодого человека означает его раннее приобщение к самообслуживанию, стремлению к материальной поддержке семьи, а собственный заработок становится для молодого человека основным или даже единственным средством удовлетворения его растущих материальных и духовных потребностей.
Так как престиж производительного труда в обществе упал, то многие молодые россияне давно уже не верят в возможность получить в своей стране интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с их трудовым вкладом и тем более на уровне мировых стандартов.
Это нашло отражение в сознании. По сравнению с прошлым периодом произошли существенные изменения в трудовой мотивации молодежи:
- готовы много работать и хорошо зарабатывать
50,3%;
- предпочитают иметь спокойную, стабильную работу, обеспечивающую основные социальные гарантии
34,8%;
- предпочитают иметь интересную работу независимо от заработка 6,4%;
- желают не работать и не учиться, но иметь всё, что хочется 6,3%. [28]
Как отмечал К.Д. Ушинский: «Труд неприятен нам как узда, накинутая на наше сердце, стремящееся к вечному, невозмутимому счастью. Но без этой узды, предоставленное необузданности своих стремлений, сбивается с дороги и, если оно порывисто и возвышенно, быстро достигает бездонной пропасти ничем неутолимой скуки Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
и мрачной апатии; если, же оно мелко, то будет погружаться, за днём, тихо и незаметно, в тину мелких, недостойных человека хлопот и животных инстинктов» [29].
Значительная часть молодых россиян приобретает иллюзию, что в этой жизни можно довольно легко разбогатеть. Нужно лишь не упустить подходящий случай. Для части молодых россиян поиск такого случая связывается не с честным напряженным трудом с использованием глубоких профессиональных знаний и умений, а с криминальной противоправной практикой. В этом плане большинство «новых русских» являются наглядным и вместе с тем социально неприглядным примером внезапного обогащения.
Самыми престижными стали профессии людей, связанные с предпринимательством и бизнесом. Ориентация молодёжи на такие профессии и виды занятий имеет определённые разновидности. В одних случаях она связана с глубоким знанием рыночной экономики, менеджмента, кредитно-финансовой системы, иностранных языков, хозяйственного и международного права и т.п. В другом случае она выражает, как правило, примитивные, нецивилизованные виды занятий предпринимательской деятельностью. В этом случае вполне достаточно минимума экономических знаний, и расчёт строится в основном на силу, хитрость, изворотливость, взятки, связь с криминальным миром и коррумпированной бюрократией. Труд в общественном сознании превратился преимущественно в средство индивидуального (семейного, группового) самообеспечения.
По мнению ряда специалистов, у современных молодых россиян отношение к труду как к самоценности (с точки зрения его содержания) вытесняется в их сознании оценкой смысла труда как средства достижения различного рода прагматических целей. У молодых россиян невысоко ценится бережливость, добросовестность, мастерство и профессионализм, ответственность и самоотдача.
В ценностных ориентациях верхнего слоя (предпринимателей) преобладает возможность самореализации, карьерного роста. Их не смущает и утомительный труд. «В отличие от этого, остальные социальные слои и, в первую средний слой, демонстрируют скорее традиционный для советской интеллигенции набор оценок своей работы: она интересна и сопровождается хорошим психологическим климатом в коллективе... мы имеем дело с типичным различием между инноваторами-предприни-мателями и «белыми воротничками», с одной стороны, и «синими воротничками»... Наиболее комфортно чувствует себя средний слой, у представителей которого более сбалансированным является набор позитивных моментов их трудовой деятельности и относительно слабее выражены негативные её стороны» [30].
Но работник, став субъектом рыночных отношений, осуществляет профессиональный и экономический выбор, несёт ответственность за его последствия в виде условий труда, получаемой заработной платы, возможностей для развития своих способностей.
К числу ключевых социально-трудовых проблем, обусловленных процессами экономического реформирования на макро - и мезоуровнях и влияющих на эффективность экономики Самарского региона, относятся:
— низкий уровень жизни молодежи (отсутствие жилья, капитала и т.д.);
— отсутствие системы государственных социальных стандартов и финансовых нормативов;
— низкий уровень социальной инфраструктуры в Самарском регионе (необходимо создать условия для инвестирования средств в данную сферу);
— проводимая налоговая реформа в стране, в частности, введение единого налога на пользование недрами и пересмотр на государственном уровне пропорций распределения поступающих средств между центром и регионом.
Решение указанных проблем должно осуществлять-
ся в рамках четко определенных параметров стратегического развития экономики региона, что в свою очередь требует уточнения теоретических положений выбора стратегий. Также исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова, используя матричный метод, выделяют следующие стратегии территориального развития:
- стратегия выживания, при активной поддержке со стороны государства;
- стратегия специализации, предполагающая развитие одной базовой отрасли в регионе с сопутствующим развитием производственной инфраструктуры;
- стратегия диверсификации, состоящая из стратегии активной диверсификации, направленной на создание многоотраслевого комплекса и стратегии пассивной диверсификации, то есть постепенного развития новых производств и отраслей;
- стратегия рационализации, означающая поддержание развития ряда отраслей (двух-четырех) при ограниченности ресурсного обеспечения [3]. На наш взгляд стратегия развития социально-трудового потенциала, должна осуществляться с учетом темпа роста экономики и типологии социально-трудовой мобильности молодежи [31].
В регионе необходимо развитие социально-экономических программ, связанных с развитием социальной инфраструктуры. В этих условиях важно выбрать рациональные пути решения социальных проблем [32-36]. Для успешной реализации социально-экономических программ в регионе необходимы а) системы сберегательных программ, в которых должны участвовать финансовые структуры федерального уровня; б) региональные программы, предусматривающие использование ресурсов муниципального и федеральных бюджетов; в) наличие сильного регионального бюджета и доходов населения на уровне 30 - 40 тысяч рублей в месяц; г) ссуды на приобретение жилья предприятиями своим сотрудникам, что снимет нагрузку с местных и региональных бюджетов, а предприятиям дает возможность закрепить высококвалифицированные кадры и обеспечить приток молодежи.
Таким образом, разработанные и теоретически обоснованные инновационные технологии развития и формирования потенциала молодежи, связанного с мобильностью, представляют собой предпосылки для конструирования региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Филиппов В.Э. Социальный потенциал современной молодёжи в условиях модернизации Российского общества: Социологический анализ.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. - 22 с.
2. Адам Ф. Подменик Д. Социальный капитал в европейских исследованиях // Социологические исследования. 2010. №11. С. 35-48.
3. Тонышева Л.Л., Чейметова В.А. Социально-трудовой потенциал территории: выбор стратегии развития http://law.admtyumen.ru/noframe/ п^&М=466201045&пИ [Дата обращения 20.07.2015г.]
4. Фомин Н.Н. Специфика трудовой миграции в Московском регионе // Социологические исследования. 2010. №4. С. 130-133.
5. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Тихонова Н.Е. - М.: Институт социологии РАН, 2007. 320 с.
6. Шестакова И.Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 37-42.
7. Семикина А.В. Инновационное социальное развитие как условие повышения конкурентоспособности человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 51-53.
8. Суслова О.М. Человеческий капитал как критерий социального неравенства постиндустриального
общества // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 127-133.
9. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Методика оценки величины человеческого капитала сельскохозяйственных организаций на основе данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 167-171.
10. Афонин Ю.А., Галкина О.В. Управленческая культура как фактор перехода к новой концепции управления «человеческим ресурсом» // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 13-16.
11. Прихач А.Ю., Попова Н.В., Казымов Ф.А. Человеческий капитал и научно-технический прогресс: взаимовлияние и развитие // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 372-379.
12. Щербакова О.Ю. Вопросы взаимодействия потребностей кадрового потенциала региона и спроса рынка труда // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 207-209.
13. Пестов И.П. Формирование методики оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал на основе концепции стоимостного управления // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 141-144.
14. Иванова Т.Н. Современная молодежь как социально-трудовой ресурс общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 15-17.
15. Бухнер А.А. Методологический потенциал конструктивизма в изучении социального контекста участия молодёжи в становлении гражданского общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 72-74.
16. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на качественные характеристики современного человека // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
17. Горбачева Н.Б. Современные концепции молодежи в изучении межпоколенной коммуникации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 29-31.
18. Фадеева Т.В. Адаптационное поведение студенческой молодёжи с разным уровнем здоровья в социальном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 98-100.
19. Иванова Т.Н., Лившиц Ю.А. Профессиональное становление студента - гуманитария // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 60-63.
20. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 130-132.
21. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149.
22. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99-102.
23. Лившиц Ю.А. Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 47-52.
24. Разуваев С.Г., Гусарова Ю.В. Профессиональная социализация будущих специалистов в многоуровневом образовательном комплексе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 170175.
25. Иванова Т.Н. Субкультура как альтернативная форма социализации личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 78-81.
26. Фромм Э. Человек для себя. Мн., 1992. С.66-115.
27. Молодёжь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. Сборник материалов. М., 2009. С.109.
28. Пирогов Н.И. Умом и сердцем: мысли о воспитании. М., 1980. С. 174.
29. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М., 2007. С.129.
30. Молодёжь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. Сборник материалов. М., 2009. С 110.
31. Горбачева Н.Б. Экономическая социализация как социальная зрелость молодого поколения // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 247-251.
32. Иванова Т.Н. Процессуальные и результатные показатели как оценка эффективности конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 73-76.
33. Иванова Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 126129.
34. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.
35. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
36. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59.
Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»