ПРАВО И ОБЩЕСТВО
LAW AND SOCIETY
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К БОДИБИЛДИНГУ (КУЛЬТУРИЗМУ) КАК КАНОНУ МУЖЕСТВЕННОСТИ
БЕЛИНСКАЯ ДИНА ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: may_1981@mail.ru
В статье рассматриваются данные разведывательного социологического исследования, посвященного изучению бодибилдинга (культуризма) как стратегии социального поведения, где мужественность рассматривается как некий канон, к которому должны стремиться современные молодые люди. Приведены мнения посетителей тренажерных залов г. Тамбова о восприятии бодибилдинга, отношении к нему как типу социального поведения.
Ценность здоровья всегда была актуальной, и осознание важности здорового образа жизни, привлекательного телесного имиджа для достижения успеха играет важную роль в стремлении личности все больше внимания уделять своему физическому состоянию. В этих условиях изучение бодибилдинга как совокупности социальных практик, влияющих на формирование образа мужественности, утверждающихся в России, представляется актуальным. Бодибилдинг предусматривает обретение желаемых телесных пропорций за счет изменения мускулатуры тела. Социальные установки, мотивы людей на формирование определенного типа телосложения, как и представления об образе мужественности, и того, что влияет на этот образ, разнятся, что еще раз говорит об актуальности выбранной темы исследования.
В итоге социологического исследования делается вывод, что мужественность ассоциируется не только с внешними данными, например, физическими параметрами тела, но и духовной составляющей, ценностными ориентациями современного мужчины. Респонденты, принявшие участие в исследовании имеют активную жизненную позицию, стараются соответствовать своему социальному статусу, даже если речь идет о спортивных тренировках.
Опрошенные знают о том, что такое бодибилдинг, и в целом занимаются «телостроительст-вом», однако не усердствуют в этом процессе, особенно девушки, поскольку отмечается негативное отношение к маскулинизации женского тела. Мужчины отдают предпочтение большим физическим нагрузкам, чем девушки, старясь при этом поддерживать хорошую физическую форму. Это не удивительно, учитывая распространенные визуальные образы мужественности и женственности в продуктах современной массовой культуры.
Ключевые слова: мужественность, бодибилдинг, культуризм, здоровый образ жизни, спорт.
Примеры стремления человечества к физическому совершенству можно найти еще в древности.
Древние греки считали физкультуру с отягощениями вернейшим средством оздоровления и формирования телосложения. Инки, майя, китайцы, индусы, японцы и другие представители древних цивилизаций, живя в тяжелейших условиях, привнесли в наш мир примеры атлетических упражнений, способствующих совершенствованию тела [1]. Арнольд Шварценнеггер в книге «Энциклопедия современного бодибилдинга» отмечает следующее. В 1920-е и 1930-е гг. стало очевидно, что физическое развитие тесно связано со здоровьем человека, и что силовая тренировка является наилучшим способом для достижения максимального роста мускулов за минимальное время. В 1939 г. в Мэдисон-
сквер-гарден был проведен конкурс на титул «Мистер Америка», хотя среди участников по-прежнему были не настоящие культуристы, прошедшие специальную подготовку, а представители разных видов спорта, позировавшие во всевозможных костюмах, начиная от боксерских шорт и заканчивая жокейскими бриджами [2].
Конечно, не все согласны с мнением о том, что бодибилдинг является спортом, однако есть и другая точка зрения, отстаивающая соревновательные принципы, достижения и множество разнообразных упражнений, готовящих тело к демонстрации. Например, бодибилдинг как систему спортивной подготовки юных атлетов рассматривает С. А. Осинцев. Он отмечает, что бодибилдинг имеет существенные организационно-методические особенности, кото-
рые заключаются, прежде всего, в ограничении и строгости дозирования нагрузок и средств восстановления в соответствии с уровнем тренированности, состоянием здоровья, биологическим возрастом и конституцией занимающихся [3].
В контексте нашего исследования спортивное событие как бы отходит на второй план, уступая место социальному, влияющему на образ человека в целом, на то, можно ли считать «телостроительство» своеобразным компонентом мужественности. Мужественность представляет собой комплекс аттитюдов, ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, мужественность (маскулинность) - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли [4].
Так, А. А. Ситников предлагает рассматривать бодибилдинг как социальную практику, то есть оп-ривыченное действие, соответствующее социокультурным образцам телесности, которое направлено на здоровый образ жизни (так называемые кондиционные практики), достижение высокого статуса в профессиональном сообществе (соревновательные практики), а также на достижение и закрепление успеха в тех сферах деятельности, где предъявляются специфические требования к телу (прикладные практики) [5].
В целях определения отношения к бодибилдингу как канону мужественности было проведено социологическое исследование среди посетителей тренажерных залов. Всего в исследовании приняло участие 73 человека, из них 56,2 % мужчин и 43,8 % женщин. В возрастном отношении преобладают молодые люди от 18 до 24 лет (65,8 %) и от 25 до 34 лет (28,8 %), от 35 до 44 лет - 5,5 % опрошенных (в этой возрастной группе были опрошены только мужчины). Социологическое исследование проводилось методом раздаточного анкетирования, использовалась случайная выборка. При обработке данных использовался пакет программного обеспечения SPSS 17.0 для Windows.
Актуальность исследования обусловлена разнообразными практиками, связанными с культурой тела, когда человек желает быть похожим на представителя своей референтной группы, будь то боди-билдер или йог. Бодибилдинг, появившись в Европе в конце XIX столетия, быстро распространился на территории США, и уже оттуда популяризировался как образец для подражания в рамках процесса вес-тернизации и американизации у нас в стране. Начиная с середины 1990-х гг., в России существенно увеличилось число тренажерных залов, фитнес-клубов и их посетителей, однако в целом интерес к физической культуре и спорту в стране снизился,
что является следствием сложных социально-экономических и социокультуных последствий трансформационного периода.
Большинство посетителей тренажерных залов имеют неполное высшее или высшее образование (83,6 %), среднее образование (15,1 %), ученую степень имеют 1,4 % опрошенных. 79,5 % в данным момент не женаты (не замужем) и не имеют детей, 17,8 % респондентов женаты (замужем) и с детьми. В целом опрошенные оценивают свой уровень доходов как средний (45,2 %), что им позволяет тратить некоторую сумму денег на посещение тренажерного зала. 17,8 % рассматривают свой уровень дохода как низкий, 11 % - ниже среднего и только 4,1 % - как высокий.
Полученные в ходе социологического опроса данные свидетельствуют о том, что посетители тренажерных залов в свободное время предпочитают посещать тренажерный зал (20,9 %), гулять по городу (14,4 %), спать (13,9 %), слушать музыку (12,4 %) и многое другое (рис. 1).
Женщины, в отличие от мужчин, предпочитают посещать кинотеатр, торговые центры и смотреть телепередачи. Представители сильного пола отдают предпочтение посещению тренажерного зала и сну в большей степени, чем женщины.
Мы видим, посещение тренажерного зала может свидетельствовать об ориентации респондентов на здоровый образ жизни. Отвечая на вопрос о том, что нужно делать, для того, чтобы иметь крепкое здоровье, опрошенные отметили такие варианты, как правильно питаться, высыпаться, вести активный образ жизни, выполнять определенный комплекс физических упражнений, не курить и не пить (рис. 2).
Принципиальной разницы между вариантами ответов мужчин и женщин обнаружено не было. Любые виды спорта подходят для поддержания в тонусе собственное тело. Какие же виды спорта готовы освоить респонденты для этого? Посетители тренажерных залов готовы заняться йогой (24,1 %), пилатесом (20,7 %), фитнесом (19 %), бегом (17,2 %) и бодибилдингом (12,1 %) (рис. 3).
Женщины готовы освоить йогу, пилатес, фит-нес в большей степени, чем мужчины. Тогда как мужчины больше готовы к занятиям бодибилдингом, бегом и иными видами спорта. Среди вариантов ответа «другое» были упомянуты легкая атлетика и плавание.
Тем не менее, несмотря на то, что в опросе принимали участие посетители тренажерных залов, многие из них не делают утреннюю зарядку, таковых 61,6 % (рис. 4).
Рис. 1. Предпочитаемые занятия в свободное время
Рис. 2. Поведение современного человека, стремящегося иметь крепкое здоровье
Рис. 3. Вид спорта для поддержания в тонусе своего тела
Рис. 4. Занятие физической зарядкой по утрам
Делают зарядку по утрам порядка 5 мин. преимущественно женщины, а вот мужчины, если делают утреннюю зарядку, то 15 мин. и больше (рис. 4). Возможно это связано с тем, что женщина имеет больше дел по утрам, необходимо приготовить завтрак и собраться не только самой, но и собрать детей.
При этом большинство опрошенных считают спорт неотъемлемой частью их жизни. Так ответи-
78,1 % посетителей тренажерных залов не занимаются бодибилдингом (культуризмом), 16,4 % занимаются бодибилдингом на любительском уровне и только 5,5 % опрошенных на профессиональном уровне. Никто их тех, кто занимается бодибилдингом не принимал участие в профессиональных конкурсах для бодибилдеров. 11 % занимаются бодибилдингом два года, по
ли 54,8 % респондентов. 27,4 % с этим мнением не согласны, и еще 17,8 % затруднились ответить. Такие данные не удивительны, поскольку непосредственным объектом нашего исследования были люди, посещающие тренажерные залы, уделяющие большое внимание физической культуре и соответственно готовые к занятию спортом (рис. 5).
5,5 % занимаются бодибилдингом один год или три года.
Среди причин, толкнувших опрошенных к занятиям бодибилдингом, были отмечены такие, как возможность моделирования своего тела (что, в конечном счете, позволяет изменить свои физические данные), возможность поддержки хорошей спортивной формы и развития силы воли, направленной на достижение поставленных целей.
Рис. 5. Занятие спортом является неотъемлемой частью жизни
Рис. 6. Причины для занятий бодибилдингом
Лишь немногие отметили вариант «возможность знакомства с интересными людьми», это связано с тем, что наши опрошенные не участвуют в конкурсах для бодибилдеров и рассматривают бодибилдинг как средство для совершенствования своего тела, прежде всего.
Почти все, кто занимается бодибилдингом, готовы и в дальнейшем продолжать свои занятия. Так ответили 77,8 % посетителей тренажерных залов, 3,9 % не хотели бы заниматься в дальнейшем бодибилдингом. Среди тех, кто ранее не занимался бодибилдингом, желающих его освоить не так
много - 22,2 %. 96,1 % не занимаются и не хотели бы заниматься бодибилдингом (рис. 6).
Проведенное исследование выявило мотивы людей, не желающих заниматься спортом. Среди причин лень стоит на первом месте - 28 %. На втором месте находится такой ответ, как отсутствие свободного времени - 19,4 %, далее следуют отсутствие интереса - 18,3 % и занятость на работе -11,3 %. Среди менее популярных мотивов мы видим - плохое состояние здоровья, вредные привычки, отсутствие спортивной базы и отсутствие денег (рис. 7). Разницы в ответах мужчин и женщин не выявлено.
Рис. 7. Мотивация людей, не желающих заниматься спортом
Вернемся к обсуждению бодибилдинга как канону мужественности. Действительно ли мы можем считать тех, кто занимается бодибилдингом более мужественными, чем тех, кто им не занимается? Для начала мы спросили посетителей тренажерных залов, знают ли они что такое бодибилдинг.
Полученные данные говорят нам о том, что многие рассматривают бодибилдинг, прежде всего, как технико-эстетический вид спорта - 56,2 %, как красивое накаченное тело - 24,7 %. Для 16,4 %
этот вопрос не вызвал интереса. Среди других вариантов ответа были указаны такие, как «особое отношение к телу» и «демонстрация своего телосложения».
Среди опрошенных посетителей тренажерных залов немало тех, кто положительно относится к мужчинам, занимающихся бодибилдингом -58,9 %, тогда как к женщинам, предпочитающих бодибилдинг, относятся отрицательно - 57,5 % (рис. 8).
Рис. 8. Отношение к мужчинам и женщинам, занимающимся бодибилдингом
Помимо этого, женский культуризм вовсе не ассоциируется у респондентов с независимым, волевым и сильным характером. Такой вариант выбрали 50,7 % опрошенных.
Далее в ответах респондентов видна некоторая растерянность. Опрошенные знают, что такое бодибилдинг, некоторые сами занимаются бодибилдингом, однако отношение к тому, как влияет бодибилдинг, в большей степени на мужчину, делает ли он мужчину более мужественным - не однозначное. Так, и мужчины и женщины считают, что
современному мужчине необходимо посещать тренажерный зал и заниматься спортом. Таковых, судя по полученным данным, оказалось 87,7 %.
То, что мужчины, занимающиеся бодибилдингом, выглядят более мужественно, согласились многие. 46,6 % респондентов согласились с этой точкой зрения. Но отметим, что несогласных чуть больше трети, и каждый пятый затруднился ответить. Следовательно, сложно определить является ли мужчина более мужественным, если он занимается именно бодибилдингом (рис. 9).
Рис. 9. Мужчины, занимающиеся бодибилдингом (культуризмом) выглядят более мужественно
Многие согласились и с тем, что основным в бодибилдинге является создание чувства уверенности и улучшение представлений о самом себе (43,8 %). 42,5 % затруднились ответить на этот вопрос и 13,7 % выразили свое несогласие с представленным мнением. Такое распределение вариантов ответа, как нам кажется, связано с тем, что для людей, регулярно посещающих тренажерный зал, играет немаловажную роль то, как они выглядят. Поэтому бодибилдинг вполне может быть рассмотрен с той позиции, что красивое тело, кроме иных качеств, может способствовать увеличению чувства уверенности в себе.
Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что новая мода предъявляет свои требования к
Что же понимают под мужественностью наши опрошенные? На предложенный открытый вопрос многие не ответили. Среди тех, кто высказал свою точку зрения, доминирует мнение о том, что современный мужественный человек - это сильный, ответственный, уверенный в себе мужчина; это также добрый, волевой и заботливый; щедрый и умный и многое другое. Среди предложенных респондентами ответов были и те, которые описывают современного мужественного человека через понятия брутальности - «легкая щетина и сильные руки», «фигуристый человек с бородой». Но таких вариантов было меньше. То есть мужественность в большей степени определяется не столько внешними параметрами (физические параметры тела), сколько внутренним состоянием человека (духовные качества мужчины).
Тем не менее, нельзя забывать и о внешних данных. Несмотря на то, что оценка мужественно-
телу: оно должно быть крепким, мускулистым, а не мягким, дряблым. С этим согласились 79,5 % опрошенных. Следовательно, бодибилдинг может быть рассмотрен как некий ресурс для успеха в определенного рода профессиях, популярных сегодня, например, модели, актеры, телохранители, звезды шоу-бизнеса. Многие затруднились выразить свое мнение по этому поводу, а таких оказалось 32,9 %, большинство (42,5 %) согласились с представленной выше точкой зрения.
Чрезмерно развитая мускулатура, и, соответственно, рельефность тела, по мнению большинства посетителей тренажерных залов, противоречит распространенным в культуре представлениям о телесной красоте (57,5 %) (рис. 10).
сти опирается на внутренние качества человека, внешность оценивается прежде всего. Возможно, в связи с этим 90,4 % посетителей тренажерных залов согласились с тем, что занятия спортом позволяют стать мужчине более мужественным.
Но сам по себе бодибилдинг не является тем фактором, который определенно способствует формированию образа мужественного человека (рис. 11).
Таким образом, не обязательно заниматься именно бодибилдингом, достаточно выбрать какой-либо вид спорта по душе и поддерживать свой организм в тонусе. Близкие данные были получены и на вопрос о влиянии правильного образа жизни на развитие качеств настоящего мужчины. Так ответили 74 % респондентов. Не считают опрошенные респонденты в качестве обязательного параметра мужественности как службу в вооруженных силах, так и сексуальную силу мужчины.
Рис. 10. Чрезмерная мускулистость вступает в противоречие с распространенными в обществе и культуре представлениями о телесной красоте
Рис. 11. Бодибилдинг (культуризм) - один из способов формирования образа мужественности в современном обществе
Проанализировав все вышепредставленные результаты, можно сделать вывод о том, что посетители тренажерных залов обладают необходимыми знаниями по вопросу занятий бодибилдингом и пытаются совершенствовать свое тело по мере возможности.
Несмотря на то, что большинство опрошенных сейчас находятся в хорошей форме (50,7 %), многие не довольны своим телом. Таких 45,2 % (рис. 12).
При этом женщины больше, чем мужчины недовольны своим телом и при оценке своей формы отзываются нелестно о своей фигуре. Возможно в связи с этим отмечается рост количества девушек, посещающих тренажерные залы, стремящихся путем физических нагрузок сформировать более привлекательный телесный имидж. Показательно, что после каждой тренировки, как обязательный элемент, выступает фотография в профиль перед зеркалом, говорящая об успехах в тренировках.
Рис. 12. Довольны ли своим телом респонденты
Подводя итоги проведенного социологического исследования, отметим следующее.
Мужественность в большей степени определяется не столько внешними параметрами (физические параметры тела), сколько внутренним состоянием человека (духовные качества мужчины). Таким образом, бодибилдинг сам по себе не воспринимается как канон мужественности, скорее речь идет о любых видах спорта, улучшающих телесный имидж человека.
Посетителей тренажерных залов можно охарактеризовать как людей с активной жизненной
позицией, старающихся принимать решения самостоятельно и реально оценивающих свое собственное положение в обществе и телесный имидж, что позволяет им выбирать эффективные виды тренировок для достижения своих целей.
В целом посетители тренажерных залов обладают необходимыми знаниями по вопросу занятий бодибилдингом и пытаются совершенствовать свое тело, по мере возможности преодолевая свою лень. Девушки имеют повышенный интерес к телесности, однако предпочитают спокойные виды спорта, не отягощенные сильной физиче-
ской нагрузкой. Кроме того, обращает на себя внимание негативное отношение к маскулинизации женского тела.
Бодибилдинг интегрировался в образ жизни посетителей тренажерных залов. Задачами тренировок выступают не только развитие телосложения, но и поддержание хорошей физической формы, а также ведение здорового образа жизни.
Основным ориентиром здорового образа и стиля жизни современного человека должно стать достижение и сохранение высокого уровня здоровья не только в условиях получения высшего профессионального образования, но и в процессе осуществления эффективной трудовой деятельности и других социальных функций в зрелом возрасте, а также благополучного жизненного долголетия.
Литература
1. Жижин К. С. Бодибилдинг: личный опыт врача. Ростов н/Д, 2008. С. 6-7.
2. Шварценнеггер А., Доббинс Б. Энциклопедия современного бодибилдинга. Т 1. М., 1993. С. 9.
3. Осинцев С. А. Моделирование тренировки юных спортсменов в бодибилдинге // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2009. № 3. С. 72.
4. Белинская Д. В. Институциональные практики маскулинности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 1 (105). С. 181.
5. Ситников А. А. Особенности социальных практик бодибилдинга в современной России: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2004. С. 7.
References
1. Zhizhin K. S. Bodibilding: lichnyj opyt vracha. Rostov n/D, 2008. S. 6-7.
2. Shvartsennegger А., Dobbins B. Entsiklopediya sovremennogo bodibildinga. T 1. M., 1993. S. 9.
3. Osintsev S. А. Modelirovaniye trenirovki yunykh sportsmenov v bodibildinge // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Ural'skij region. 2009. № 3. S. 72.
4. Belinskaya D. V. Institutsional'nye praktiki maskulinnosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. № 1 (105). S. 181.
5. Sitnikov А. А. Osobennosti sotsial'nykh praktik bodibildinga v sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. M., 2004. S. 7
* * *
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE RELATION TO BODYBUILDING (BODY BUILDING) AS TO THE COURAGE CANON
BELINSKAYA DINA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: may_1981@mail.ru
In article the author considered data of the prospecting sociological research devoted to studying of bodybuilding (body building) as strategy of social behavior where courage is a certain canon to which modern young people have to aspire. There are opinions of visitors of gyms of Tambov on perception of bodybuilding, the attitude towards him as to type of social behavior.
Health value always was actual, and awareness of importance of a healthy lifestyle, attractive corporal image for achievement of success plays an important role in aspiration of the personality more and more attention to give to the physical state. In these conditions bodybuilding studying as a set of social practices, influencing formation of an image of courage, claimed in Russia, is actual. Bodybuilding provides finding of desirable corporal proportions due to change of muscles of a body. Social installations, motives of people on formation of a certain type of a constitution, as well as idea of an image of courage, and that influences this image, differ that once again speaks about relevance of the chosen research subject.
As a result of sociological research the author made the conclusion that courage is not only associated with the external data, for example, physical parameters of a body, but also a spiritual component, valuable orientations of the modern man. Respondents who took part in research have active living position, try to correspond to the social status even if it is about sports trainings.
Respondents know what is bodybuilding, and in general are fond of «body building», however aren't zealous in this process, especially girls as there is a negative attitude to a masculinization of a female body. Men give preference to big physical activities, than girls, growing old thus to keep a good physical shape. It isn't surprising, considering widespread visual images of courage and feminity in products of modern mass culture.
Key words: courage, bodybuilding, body building, healthy lifestyle, sport.
D. V. BELINSKAYA ^ щ ^ 3, 2015