СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ДИСПЛЕЯ И НАТУРАЛИЗАЦИЯ ТЕЛА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ БОДИБИЛДИНГЕ
Вячеслав Андреевич Дейграф*
Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия
Цитирование: Дейграф В.А. (2017) Возвращение гендерного дисплея и натурализация тела в соревновательном бодибилдинге. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(3): 136-160.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования гендерного дисплея в соревновательном бодибилдинге. Исследование проведено на основе наблюдения соревнований СЗФО по бодибилдингу в Санкт-Петербурге c 13 по 15 октября 2016 г. и анализа правил соревнования Федерации по бодибилдингу и фитнесу России. Соревнования по бодибилдингу представляют собой «конкурс на лучшее телосложение, достигнутое с помощью занятия спортом», однако в правилах соревнований имеются определенные критерии фемининности для женщин и маскулинности для мужчин. В 2011 и в 2012 г. были введены номинации «фитнес-бикини» для женщин и «пляжный бодибилдинг» для мужчин. Данные номинации включают в себя более явно выраженную демонстрацию гендерного дисплея во время соревнований. В России с 2014 по 2016 г. число участников этих категорий на чемпионате России выросло более чем в 3 раза. Целью исследования является анализ того, как происходит изменение телесных образов в соревновательном бодибилдинге и чем этом может быть объяснено. Согласно результатам исследования, новые номинации пользуются спросом, потому что они привносят более явную презентацию гендерного дисплея на сцене соревнования, в отличие от других номинаций, где подобная презентация была сведена к минимуму. Также данные номинации подразумевают более «естественные» и физически здоровые модели тела, которым хотят соответствовать выступающие спортсмены.
Ключевые слова: гендерный дисплей, гендерный фрейм, социология спорта, социология тела, бодибилдинг, фитнес, гендерная социология, культуризм
Введение
Пристальное внимание к собственному телу становится неотъемлемой частью жизни современного общества. Особенно ярко это выражается в среде молодежи, где существуют конвенциональные представления
* Е-mail: deigrafva@gmail.com
о телесной культуре. Восприятие «телесной худобы» как нормы приводит к осознанию собственных телесных недостатков и заставляет людей приобретать навыки по управлению телом (Крупец, Нартова 2014). Подобными навыками являются занятия спортом и контроль за рационом. По данным на 2015 г. 61 % жителей России утверждают, что активно занимаются спортом, а 49 % следят за питанием*.
Однако помимо культа стройности, на сегодняшний день появляются новые требования, которые приписывают «красивому телу» не только худобу, но и наличие иных качеств: пропорциональность телосложения и наличие определенной мышечной массы (Choi 2003). На протяжении двадцатого века образ «идеального тела» в США достаточно сильно трансформировался, заметен определенный сдвиг в сторону более мускулистого телосложения, как среди мужчин, так и среди женщин (Vertinsky 1999).
Сегодня во всем мире проходят институционально оформленные соревнования по выявлению наилучшего спортивного телосложения. В отличие от конкурсов красоты, например, «Мисс Вселенная», где учитываются личностные качества конкурсанток, а также имеются ограничения по росту и возрасту, в соревнованиях по бодибилдингу и фитнесу в первую очередь оцениваются именно тела спортсменов, которые являются результатом занятий спортом. Соревнования по бодибилдингу** проводятся различными спортивными федерациями, самой популярной из которых является Международная федерация бодибилдинга IFBB (International Fédération of Bodybuilding), российским филиалом выступает ФБР (Федерация бодибилдинга России).
На 2016 г. в соревнованиях по бодибилдингу и фитнесу в России было представлено 8 номинаций: 4 мужских и 4 женских (без учета возрастных и весовых категорий). Каждая номинация содержит в себе ряд формальных критериев, по которым оцениваются участники. Данные критерии помимо объективных спортивных составляющих («Тело спортсмена должно содержать низкий процент подкожного жира», «Спортивная форма должна быть
* Конечно, данный показатель вызывает серьезные сомнения. Однако тот факт, что годом ранее на вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом?» ответили лишь 52 %, говорит о том, что все большее количество людей хотят видеть себя занимающимися спортом. Спорт и здоровый образ жизни становятся нормой, соответственно, нежелание заниматься спортом и следить за своим телом становятся девиантными качествами (ВЦИОМ 2016).
** Бодибилдинг (от англ. body — тело, building — строительство) — процесс наращивания мышечной массы путем занятия физическими упражнениями и определенной диетой с целью достижения эстетической красоты тела. В России бодибилдинг также называют культуризмом.
достигнута с помощью занятий спортом» (Новая редакция...) включают стандарты, закрепляющие определенные формы маскулинности и феми-нинности и практики презентации своего тела на сцене. Например, в номинации «пляжный бодибилдинг» от конкурсантов-мужчин требуется продемонстрировать «cпортивный здоровый и привлекательный внешний вид» (Правила номинации.), а в номинации «фитнес-бикини» судьи учитывают «физическую привлекательность, которая включает в себя лицо, женственность, тонус кожи, осанку и общее впечатление» (Новая редакция.).
Несмотря на то, что бодибилдинг является официальным видом спорта и в нем выдаются спортивные звания «кандидата в мастера спорта», «мастера спорта» и т. д., данный вид спорта не является олимпийским и в настоящее никак не финансируется государством*. Для привлечения денежных ресурсов и популяризации бодибилдинга организаторы соревнований придумывают новые номинации. В 2011 г. появилась категория для женщин «фитнес-бикини» («women's bikini-fitness»), а в 2012 г. номинация «пляжный бодибилдинг» («men's physique») для мужчин. Стоит отметить, что общее число участников соревнований во всех номинациях растет, но самыми быстрорастущими категориями по числу участников за последние 2 года являются именно «фитнес-бикини» и «пляжный бодибилдинг» (рис. 1), которые предписывают участникам определенные гендерные модели поведения и презентации себя на сцене. В данной работе будет представлен анализ того, какие изменения телесных образов отмечаются сегодня в соревновательном бодибилдинге, и чем это может быть объяснено.
Статья имеет следующую структуру. Сначала будет представлена теоретическая рамка и методология исследования. Затем будет дано краткое описание истории развития данного спорта и ключевых номинаций, которые в дальнейшем будут проанализированы. В эмпирической части работы будет дано объяснение, почему новые номинации получают популярность среди выступающих спортсменов.
Гендерный подход к исследованию спорта
Тело как продукт социокультурного производства неразрывно связано с тендерными отношениями. Современное восприятие тела в западных обществах сложилось во второй половине двадцатого века, когда медицина, спорт, реклама и порнография стали неотъемлемой частью культуры. Тело начало становиться важнейшим элементом социального взаимодействия
* В США и в России федерации бодибилдинга сами находят средства на организацию соревнований и продвижение спорта. Некоторые государства, например Кувейт, спонсируют подготовку и поездки на соревнования по бодибилдингу.
200 Н Год 2014
1 Год 2016
Мужской Пляжный Женский Фитнес -бодибилдинг бодибилдинг классический бикини
бодибилдинг
Рис. 1. Количество участников соревнования в чемпионате России по бодибилдингу и фитнесу Источник: (Итоговый протокол...)
среди самых разных слоев населения. Именно в этот период, в начале 1950-х гг. начали ежегодно проводиться соревнования по бодибилдингу*.
Спортивные соревнования являются институтом, который структурирует гендерные отношения. Существует ряд видов спорта, которые принято считать «мужскими» и «женскими». Например, футбол, бокс и тяжелая атлетика являются видами спорта, где в основном представлены мужчины**, а художественной гимнастикой и синхронным плаванием занимаются, как правило, женщины. В случае, если индивид решает заниматься видом спорта, который принято приписывать другому полу, например, девушки, занимающиеся единоборствами, или мужчины, занимающиеся бальными танцами, на них может оказываться давление со стороны разных социальных групп. Французский социолог Каролин Чимо в исследовании мужчин, которые занимаются художественной гимнастикой, актуализирует проблему
* Один из самых престижных конкурсов по бодибилдингу «Мистер Вселенная» впервые состоялся в 1948 г.
** Стоит отметить, что женщины завоевывают свое право участвовать в спортивных соревнованиях лишь во второй половине ХХ в. Голландский феноменолог Фредерик Байтендейк в 1953 г. прокомментировал тему женского футбола: «Футбол как игра является демонстрацией мужественности, такой, какой мы понимаем ее в традиционном виде, согласно конституции тела. Именно поэтому ни одна женщина не была успешной в футболе» (Pfister 2010: 235).
демонстрации ими своей маскулинности (Chimot, Louveau 2010). Ее информанты-мужчины приводили множество примеров, когда разные социальные группы и институты (семья, школа, представители других видов спорта и даже партнеры по спортивной секции) оказывали на них давление и уговаривали прекратить заниматься художественной гимнастикой.
Несмотря на то, что женщины выступают на тех же соревнованиях, что и мужчины, во многих видах спорта существуют стандарты, определяющие, как должны выглядеть мужчина и женщина. Например, в фигурном катании, как в одиночным, так и в парном, есть определенные паттерны того, как должны выглядеть и двигаться мужчины и женщины. В спортивной гимнастике есть «женские» снаряды (бревно, брусья разной высоты) и «мужские» (параллельные брусья, кольца, конь). Некоторые исследователи утверждают, что у каждого спорта есть «свой гендер», т. е. наличие определенных рамок, ограничивающих внешний вид и поведение спортсменов согласно ген-дерным стереотипам (Pfister 2010). Несмотря на то, что сейчас женщины принимают все больше участия в соревнованиях, неравенство не перестает снижаться. Приход женщин в спорт и преодоление гендерных стереотипов в данном случае не являются синонимичными понятиями.
В конце 1980-х гг. появились исследования женщин-бодибилдеров, описывающие их практики конструирования фемининности (Bolin 1998). Проблема заключается в том, что они имеют мускулистое тело, которое принято относить к мужскому телосложению. Камилла Обель использует термин «мышечная женственность» (muscular femininity), который заключает в себе парадоксальность существующих культурных образов, когда женщинам в бодибилдинге приходиться сочетать экстремальное мышечное развитие и «женственный» образ (Obel 1996). После того как женщины начали выступать на соревнованиях по бодибилдингу, стали вводиться определенные правила для конкурсанток, где «женственность» выступала критерием для судей. Уэйн Демиллиа, являвшийся на начало 2000-х гг. вице-президентом Международной федерации бодибилдинга и фитнеса, объяснил это тем, что организаторам было трудно продавать билеты на соревнования (Boyle 2005). Установление «женственности» критерием судейства является культурным неприятием альтернативного образа тела и признания того, что зрители готовы смотреть только на те тела, которые они могут поместить в четкую дихотомию «мужское/ женское». Атлеты, которые выходят на сцену, вынуждены конструировать свой образ так, чтобы с первого взгляда можно было определить принадлежность к полу. Женщинам на соревнованиях по бодибилдингу приходится конструировать «фемининную мышеч-ность» (whole feminine package), в которой развитая мускулатура сочетается с ярким макияжем, прической и плавными движениями на сцене (Boyle 2005).
Гендер является базовым культурным фреймом, на основе которого выстраиваются различные идентичности (Ridgeway 2011). В различных социальных институтах (школа, армия, семья) существуют глубоко укорененные верования, согласно которым мужчины и женщины должны соответствовать определенным ожиданиям (Ridgeway, Correll 2004). В правилах соревнований по бодибилдингу закреплены нормы того, как должны выглядеть мужчина и женщина, в то время как институтом, который закрепляет модели телесных образов, выступает спортивная федерация. Подробнее об этом в следующем параграфе.
Тело выступает определенным «лейблом» (inscription) гендера и говорит о гендерной принадлежности больше, чем любые другие характеристики человека (Butler 1993). Спортсмены для участия в соревнованиях вынуждены активно демонстрировать свою гендерную принадлежность, это указано в правилах соревнований. Соревнования по бодибилдингу и фитнес-инду-стрия в целом являются примером гендерной системы, где подчеркиваются биологические различия между мужчинами и женщинами и выстраиваются четкие границы между тендерными отношениями (Connell 1987). Правила для разных номинаций выступают институционально оформленным разделением гендерных ролей.
Тело также может служить элементом демонстрации принадлежности к определенной социальной группе. Елена Бердышева на основе исследования рынка стоматологических услуг Москвы утверждает, что здоровые и красивые зубы являются атрибутом благосостояния в обществе (Бердышева 2014). То же самое можно сказать и об атлетическом телосложении. Красивое тело помимо сексуальности демонстрирует наличие у индивида желания к самосовершенствованию, соблюдению определенного рациона и тренировок, что повышает статус таких индивидов в глазах общества (Vertinsky 1999). Однако здоровое и красивое тело не всегда являются синонимичными категориями. Например, «голливудская улыбка» имеет достаточно отдаленное отношение к понятию здоровья, т. к. зубы обретают неестественный белый цвет и удаляются интактные (здоровые) клыки (Бер-дышева 2014). Профессиональный спорт также зачастую выступает антагонистом здорового образа жизни. Известны случаи, когда бодибилдеров уносили со сцены на носилках из-за мышечного спазма, вызванного обезвоживанием организма. Занятия спортом, будь то бокс, тяжелая атлетика или спортивная гимнастика, сопряжены с постоянной возможностью получить травму, а регулярные и изнурительные тренировки могут оказать негативное влияние уже после завершения спортивной карьеры.
В одной из ключевых работ, оказавших влияние на гендерную социологию, Ирвинг Гофман анализирует то, как представлены женщины и мужчины в рекламных фотографиях (Goffman 1987). Он выявил, что с по-
мощью визуальных средств производятся гендерные различия. Мужчина, как правило, представлен в образе «защитника», в то время как женщина не выполняет активные функции в принятии решений. Подобная субординация наблюдается и на фотографиях с фотосессий бодибилдеров. Например, на ранних фотографиях Арнольд Шварценеггер демонстрирует свою мускулатуру в позе древнегреческой статуи, в то время как женщи-ны-бодибилдеры расположены у него в ногах. Гендерный дисплей — это визуально выраженные различия между мужчиной и женщиной, которые производят субординацию в обществе. Бодибилдинг является спортом, где почти обнаженные тела участников, а, следовательно, и их гендерный дисплей выставлены на показ. Следовательно, подход И. Гофмана можно применить и к исследованию гендерного дисплея в соревновательном бодибилдинге.
Методы исследования
Основным методом исследования является полевое наблюдение, которое проводилось на открытом чемпионате Северо-Западного федерального округа по бодибилдингу и фитнесу в Санкт-Петербурге. Данный чемпионат проходил с 13 по 15 октября 2016 г. Общее время наблюдения составило 23 часа. Наблюдение осуществлялось из зрительного зала. При наблюдении акцент делался на следующих аспектах: сколько участников в каждой из номинаций, какое количество зрителей присутствует в зале, как атлеты демонстрируют себя на сцене и как к ним обращается судья-комментатор. Например, когда выступали юноши и девочки до 9 и до 13 лет, то судья сделал следующее высказывание: «Здесь решает в основном генетика. Среди наших юных участников выигрывает тот, кто выбрал правильных родителей», — делая акцент на том, что в детских категориях участники оцениваются не по мышечным кондициям, а по пропорциям и приписанным характеристикам (соотношение длины ног и рук к длине корпуса).
Также анализировались правила проведения соревнований и критерии оценивания спортсменов в каждой номинации, которые выложены на официальном сайте Федерации бодибилдинга России и к которым мы будем далее обращаться. Отдельно анализировался обучающий семинар для судей Федерации бодибилдинга и фитнеса России, который выложен в Интернет, общей длительностью 4,5 часа*, а также статьи и видеоматериалы, на специализированных интернет-ресурсах.
* Семинар выложен на канале «Сильные знания» интернет-ресурса youtube. com в 3-х частях. Ссылки на цитаты из этого семинара будут указаны далее в тексте.
Спортивные номинации в соревновательном бодибилдинге
В 1946 г. в Монреале была создана Международная федерация бодибилдинга и фитнеса 1БББ. Изначально была представлена только категория «мужской бодибилдинг». На волне популярности соревнований по мужскому бодибилдингу в 1960-е гг. начали проводиться первые соревнования среди женщин, однако на подобных турнирах оценивалась скорее общая привлекательность, нежели мускулатура, которая развивается в ходе спортивных тренировок. В 1980 г. на главном конкурсе по бодибилдингу «Мистер Олимпия» впервые была введена номинация «женский бодибилдинг», тогда стали оценивать уже не общий внешний вид спортсменки, а именно мышечное развитие.
Как уже говорилось ранее, бодибилдинг, или культуризм не является олимпийским видом спорта и на сегодняшний день во многих странах, в том числе и в России, не поддерживается государством. Именно поэтому федерации в разных странах должны самостоятельно привлекать деньги для проведения соревнований и развития спорта*. Во многом именно этим объясняется тот факт, что организаторы 1БББ стараются вводить новые номинации, т. к. каждый участник обязан платить взнос за участие в соревнованиях. Соответственно, чем больше участников соревнований, тем больше зрителей, которые покупают билеты. На январь 2016 г. на соревнованиях по бодибилдингу и фитнесу представлено всего 8 номинаций, 4 мужских и 4 женских (см.: Зачем девушкам мышцы?). Для анализа были выбраны 4 категории (2 мужские и 2 женские), которые определяют диаметрально противоположные внешние образы тела и презентации на сцене: «мужской» и «женский бодибилдинг», «фитнес-бикини», «пляжный бодибилдинг». Далее будет представлено подробное описание каждой из них.
Мужской бодибилдинг
Мужской бодибилдинг берет свое начало из цирковых выступлений силачей еще с конца XIX — начала XX в. (БШоп 1989). Однако регулярные соревнования начали проводиться лишь в 1950-е гг. на таких конкурсах, как «Мистер Америка» и «Мистер Вселенная». В СССР подобные соревнования впервые состоялись в 1988 г., однако были некоторые отличия: атлетам необходимо было выполнить норматив по плаванию на дистанции 50 метров
* Все соревнования делятся на любительские и профессиональные. После победы на определенных любительских соревнованиях спортсмены имеют право получить «профессиональную карту» и возможность участвовать в профессиональных, коммерческих турнирах, где имеется возможность выиграть денежные призы. Самым крупным коммерческим турниром является конкурс «Мистер Олимпия», который каждый год проводится в Лас-Вегасе.
и нормативы по силовому троеборью. Позже данные нормативы были убраны из соревновательной программы.
Арнольд Шварценеггер, один из самых титулованных культуристов и известный актер в своей биографии пишет: «Любой поклонник культуризма, способный совершить путешествие на машине времени из середины 60-х в середину 90-х годов и посмотреть на современных носителей титула "Мистер Олимпия", мог бы подумать, что на Землю высадился десант инопланетян — такими огромными были участники соревнований» (Шварценеггер 2008: 30). Иными словами, спорт постоянно развивался, и от участников требовались все большие мышечные объемы и меньший процент жира под кожей. Пик развития так называемых «монстров массы»* пришелся на конец 1990 — начало 2000-х гг. На сегодняшний день большая мышечная масса и рельеф мускулатуры продолжают оставаться главным критериями для категории «мужской бодибилдинг». Подобные стандарты верны и для российского бодибилдинга. Рассмотрим более подробно требования, которые предъявляются к спортсменам. Александр Назаренко, вице-президент Санкт-Петербургской федерации по бодибилдингу и главный судья-комментатор чемпионатов России, характеризует «мужской бодибилдинг» следующим образом: «Данная категория называется "обычный бодибилдинг". Я даже не знаю, как его по-другому назвать, может быть, "брутальный" или "экстремальный" бодибилдинг. Должны у спортсмена присутствовать "сепарация" — разделение одной мышечной группы от другой и "дефиниция"— деление мышечных волокон одной мышечной группы» (Александр Назаренко. Часть 2).
Пляжный бодибилдинг
В американских и европейских турнирах данная категория называется Men's Physique. Участники выступают в пляжных шортах, до колена, а мышечные объемы должны быть меньше, чем в номинации «мужской бодибилдинг». Данная категория была введена в 2012 г., в России участников данной номинации в публичном дискурсе называют «пляжниками» (Пляжники, они такие.). Поскольку в данной номинации не требуется демонстрации больших объемов и рельефа, а мышцы бедер закрыты пляжными шортами, то порог вхождения на соревнования ниже, чем у номинации «мужской бодибилдинг».
Что оценивают судьи в данной номинации? В официальных правилах указано следующее: «Общее спортивноатлетическое телосложение, прини-
* Подобное обозначение атлетов 1990-х годов можно встретить во многих спортивных изданиях: «Железный фактор», «Железный мир», «Железный рейтинг».
мая во внимание все физическое развитие участника. Пропорциональность, симметричность и сбалансированность телосложения; состояние и тонус кожи; соотношение плеч и талии: презентабельность» (Мужская номинация.). Также в правилах указано, что за «экстремальную мышечность» судьи обязаны снижать баллы и в общую оценку входит также умение спортсмена ярко представить себя на сцене*.
Павел Ершов, судья соревнований по бодибилдингу, утверждает: «Задача данной номинации — показать обыкновенным людям, что они могут так же выйти на пляж и стать там лучшими» (Александр Назаренко. Часть 2). Большое внимание уделяется тому, какой образ атлет создает на сцене. Умение позировать, представить себя большую роль, чем в других мужских категориях.
Однако в России, как и во многих других странах, данную номинацию не хотели включать в официальные соревнования. Аргументы, которые высказывали противники данной номинации, можно разделить на две группы: «пляжники» не настоящие бодибилдеры и «пляжники» — гомосексуалы. Рассмотрим оба эти аргумента. В «мужском бодибилдинге» соревнующиеся атлеты должны тратить больше времени и денег на подготовку, т. к. в этой номинации необходимы большие мышечные объемы с крайне низким процентом жира в организме. Сергей Зебальд, чемпион России по бодибилдингу в весовой категории «+100», утверждает: «Полно гимнастов, акробатов, которые выглядят намного круче, чем эти "мэнс физики". Не нужно путать божий дар с яичницей. Я за настоящий спорт» (Пляжники, они такие.). Представители «обычного» или «экстремального» бодибилдинга выступают защитниками своего гегемонного положения в иерархии образов тела в данном виде спорта. Этому способствует тот факт, что представители номинации «мужской бодибилдинг» могут получать официальные звания «кандидата в мастера спорта», «мастера спорта», в то время как так называемые «пляжники» данной возможности не имеют: «В "пляжном бодибилдинге" и в "фитнес-бикини" нет спортивных званий. Это конкурс! Это конкурсы красоты и там нет званий вообще, расслабьтесь. Тут разное соотношение наград и уровня» (Александр Назаренко. Часть 3).
* В 2015 и 2016 гг. абсолютным чемпионом России в номинации «пляжный бодибилдинг» стал Дмитрий Селиверстов. В масс-медиа были большие дискуссии о критериях данной номинации в этом спорте, т. к. Дмитрий Селиверстов обладал меньшими мышечными объемами, но при этом яркой внешностью. Особенно его выделяла среди других атлетов борода и манера позирования. Он также позиционирует себя в медиапространстве в образе «Императора» и ведет собственные проекты под названием «Воля императора» и «Императорский класс».
Многие спортсмены называют участников данной номинации гомосек-суалами, тем самым стигматизируя их. Например, победитель одного из крупнейших турниров по бодибилдингу в мире «Arnold classic» Денис Гусев говорит, что как только данная номинация появилась, то в сети стали появляться статьи, выставляющие номинацию «пляжный бодибилдинг» как «средство по превращению спортсменов в гомосексуалов» (Пляжники, они такие...).
На семинаре по обучению судей Александр Назаренко высказал следующие критерии при оценивании участников номинации «пляжный бодибилдинг»: «Некоторые участники красят губы и брови перед выходом на сцену, чтобы поярче выглядеть. Это конечно, перебор, но презентация здесь играет важную роль. Здесь важна прическа, подача и желательно выработать свой собственный стиль» (Александр Назаренко. Часть 2).
Однако, несмотря на пренебрежительное отношение «брутального» бодибилдинга, данная номинация набирает высокую популярность (рис. 1), и число «пляжников» на последнем чемпионате России превышало число бодибилдеров более чем в 1,5 раза. Изменения гендерного дисплея в соревновательном бодибилдинге затрагивают как мужские, так и женские номинации. Далее мы рассмотрим женские категории «женский бодибилдинг» и «фитнес-бикини».
Женский бодибилдинг
В 1980-1990-е гг. занятие бодибилдингом становится достаточно популярным среди женщин. Исследователи феминистского направления утверждают, что занятия в тренажерном зале явились следствием третьей волны феминизма, т. е. борьбы с патриархатными образами (Heywood 1998). Практики укрепления мускулатуры помогают женщинам чувствовать себя более независимыми, достигая того, что достигают мужчины. Как уже говорилось, соревнования по бодибилдингу среди женщин, с теми же требованиями, какие предъявляются мужчинам, стали проводиться лишь к началу 1980-х гг. Однако уже к концу 2000-х гг. популярность женского бодибилдинга начала снижаться. Многие винят в этом персонально 10-кратную победительницу турнира «Мисс Олимпия» Айрис Кайл: она задала крайне высокие стандарты развития мышечных объемов, к которым начали стремиться и другие участницы соревнований (Смерть женского.).
В 2013 г. Международной федерацией по бодибилдингу было решено ввести номинацию «классический женский бодибилдинг», в которой от участниц требуется менее развитая мускулатура, а в 2015 г. номинацию «женский бодибилдинг» отменили. Это произошло по причине снижения количества фанатов данной категории. Организаторы соревнований связывают это с тем, что «мышечные объемы у женщин начали зашкаливать,
и "фрик-шоу" начало слегка надоедать» людям (Александр Назаренко. Часть 3). Гипертрофированная мускулатура у женщин разрушает привычный тендерный фрейм, согласно которому женщинам не принято предписывать категории силы. «Брутальный» женский бодибилдинг не смог конкурировать с более фемининной номинацией. В США номинация «классический женский бодибилдинг» называется «women's physique»*. В данной категории участниц оценивают по следующим основным критериям: «Здоровое, подтянутое, спортивное, мускулистое тело и красивый презентабельный внешний вид» (Правила по женскому.). «Классический женский бодибилдинг» создавался как альтернатива «женскому бодибилдингу», для выступления в котором от участниц требуется минимальное количество жира в организме, достигаемое обезвоживанием тела. В «классическом женском бодибилдинге» за излишнюю гипертрофию мышц и рельеф судьи имеют право снижать баллы. Также в данной номинации от участниц требуется демонстрировать фемининность, как в телосложении, так и в самопрезентации на сцене. Об этом свидетельствуют обязательные позы, в которых должны стоят участницы в сравнениях на сцене. Например, при позировании кисти должны быть раскрыты, а не сжаты в кулак, при боковых позах необходимо тянуть носок, а движения должны быть плавными. Вот так характеризуют данную номинацию во время обучающего семинара среди судей: «Прежде всего, судья должен иметь в виду, что он судит соревнования по бодибилдингу среди женщин и что основная цель состоит в том, чтобы выявить идеальное женское телосложение. Самый важный аспект — мышеч-ность, но все же женской фигуры. Применяются те же аспекты, которые были описаны для оценки мужского телосложения, но мышечность не должна быть чрезмерной и массивной, как у мужчин. Тело женщины не должно быть истощено, вследствие "сушки". Оценивается и умение спортсменки держаться на сцене» (Редакция правил.).
После отмены номинации «женский бодибилдинг» многие участницы перешли в категорию «классический женский бодибилдинг», сбросив при этом мышечную массу. Помимо требований демонстрировать феминин-ность на сцене, конкурсанткам установили лимит в мышечных объемах и рельефе, в то время как для мужских категорий таких ограничений нет. Изменения тенденций в женском соревновательном бодибилдинге во многом связаны с появлением наиболее «фемининной» номинации, речь о которой пойдет далее.
* Стоит отметить, что в 2005 г. была введена номинация «классический мужской бодибилдинг», где основными критериями выступают: эстетика, пропорции и симметрия телосложения. Однако появление данной номинации не привело к исчезновению более «массивного», «фрикового» мужского бодибилдинга.
Фитнес-бикини
Номинация «фитнес-бикини» была введена в соревнования по бодибилдингу в 2011 г. В данной номинации от участниц требуется красивая и привлекательная фигура, но без явной мышечной гипертрофии и рельефа. Основная задача данной номинации, как и «пляжного бодибилдинга», — это популяризация бодибилдинга, привлечение большего количества участников. Организаторы соревнований много раз отмечали, что для выступления в данной категории не требуются годы изнурительных тренировок, и выступить в данной номинации может любой желающий.
В данной категории от участниц требуется еще большая демонстрация собственной фемининности: «В бикини основная задача, в отличие от других категорий, сделать мощный низ и менее выраженный верх. Ноги и ягодицы должны доминировать над другими частями тела. Бикини — это женственность. Женственность не предполагает больших мышечных объемов и сверхрельефа мышц, и, конечно же, никаких вен. Это не бодибилдинг» (Александр Назаренко. Часть 2). Данная номинация сопоставима по критериям с номинацией «пляжный бодибилдинг», где помимо оценки мускулатуры большое внимание уделяются образу спортсмена на сцене. В правилах отмечается: «Также оцениваются прическа и привлекательность лица*, общее атлетическое развитие, пропорциональность атлетического развития, состояние и тонус кожи, способность себя представить и грациозность. Телосложение должно быть оценено на уровне всего мышечного тонуса, достигнутого через спортивные занятия. Мышцы должны быть плотными, упругими, с маленьким количеством жира. Телосложение не должно быть чрезмерно мускулистым, а также и не плоским, исключены глубокая мышечная сепарация и венозность. Спортсменки с излишней мускулистостью, а также с плоским телом ставятся на последние места» (Александр Наза-ренко. Часть 3).
В 2014 г. в номинации «женский бодибилдинг» на чемпионате России выступало всего 5 участниц, в 2016 г. в номинации «классический женский бодибилдинг» было уже 12 конкурсанток. Однако данный прирост не идет ни в какое сравнение с тем, какую популярность набирает категория «фитнес-бикини». В 2016 г. на чемпионате России в данной номинации выступало свыше 170 участниц. Номинации «фитнес-бикини» и «пляжный бодибилдинг» обретают большую популярность среди выступающих спортсменов. Соответственно, возникает вопрос: почему одни образы тела становятся более популярными, а другие, как, например, «женский боди-
* Интересно, что субъективный критерий «привлекательность» достаточно часто фигурирует в правилах для женских номинаций, в то время как для мужских номинацией этого критерия нет.
билдинг», исчезают и становятся скорее артефактом того, каким может быть женское тело. Далее будет представлен ряд объяснительных моделей, которые помогут понять изменение гендерного фрейма, произошедшие с 2011 по 2016 гг. в соревновательном бодибилдинге.
Регуманизация тела и возвращение гендерного разделения в соревновательный бодибилдинг
Появление женского бодибилдинга предполагало расширение культурных представлений о фемининности. Мускулистое женское тело должно было пошатнуть доминирующие представления о красивом и сексуальном теле (Johnston 1996). Крис Шиллинг, профессор университета Кента в Великобритании, использует для описания идентичности женщин-бодибил-деров термин «гендер вне закона» (gender outlaw) (Shilling, Bunsell 2009). Данная метафора описывает не формальный закон, а скорее гендерные стереотипы относительно внешнего вида человека. Особенностью бодибилдинга является то, что видимость спортивных достижений для окружающих более очевидна, чем в любом другом виде спорта. Если чемпион мира по боксу может никому не доказывать силу своего удара, а чемпион по легкой атлетике может выглядеть как обычный человек, который не занимается спортом, то чемпиону по бодибилдингу невозможно не демонстрировать свою мускулатуру. Поэтому профессиональным бодибилдерам приходится сталкиваться с постоянной критикой со стороны общества и придумывать различные оправдательные модели, которые смогут объяснить окружающим, почему они не соответствуют общественным представлениям. Например, женщины-бодибилдеры утверждают, что чувствуют дефицит маскулинности среди мужчин и поэтому вынуждены это компенсировать самостоятельно через развитие мускулатуры (Shilling, Bunsell 2009). Также используются объяснения, основывающиеся на эссенциалистских свойствах фемининности. Например, Людмила Тубольцева, чемпионка мира по бодибилдингу, утверждает, что существует множество женщин, которые не занимаются бодибилдингом, но при этом не обладают фемининной внешностью, а наличие мышечной массы не делает женщин, занимающихся бодибилдингом менее женственными (Интервью с Людмилой...).
Исследователи женского бодибилдинга утверждают, что спортсменки, которые занимаются наращиванием мускулатуры, сопротивляются нормативной модели фемининности, т. к. бросают вызов культурным представлениям о том, как должна выглядеть женщина (Bartky 1997). Среди социологических исследований бодибилдинга была обнаружена сильная диспропорция в количестве работ по данной тематике. Исследований женского бодибилдинга в несколько раз больше, чем исследований, посвященных мужскому бодибилдингу (Andreasson, Johansson 2013; Chananie-Hill, McGrath, Stoll
2012; Ndalianis 1995). Многие авторы проблематизируют появление мускулистого женского телосложения как вызов нормативным моделям и отстаивают позицию, что у мужчин нет необходимости вписываться в эти модели. Однако если посмотреть на то, как развивался мужской бодибилдинг после 1980-х гг., то можно убедиться, что гипертрофированное мужское тело также бросает вызов нормативным ожиданиям. В популярности гендерных моделей большую роль будет играть то, какие образы закреплены за ними в общественных представлениях.
Категории «пляжный бодибилдинг» и «фитнес-бикини» предлагают более «естественные» образы тела с меньшей мышечной массой и рельефом, в то время как представители «экстремального» или «брутального» бодибилдинга могут вызывать негативную реакцию, поскольку их тела отличаются от стереотипных образов «нормального тела». Подобную реакцию могут вызывать люди с большим количеством татуировок на теле или пирсингом. Британский историк культуры Питер Берк отмечает, что одним из ключевых способов конструирования «другого» является приписывание ему животных черт или характеристик различных мифологизированных созданий (Burke 2001). Подобный принцип конструирования «другого» используется и по отношению к бодибилдерам-мужчинам и бодибилдерам-женщинам, которых медиа-ресурсы и сами спортсмены называют «монстрами».
Кенет Салтман, профессор университета Колорадо, называет тело боди-билдеров «моделью военизированного тела» (militarized bodybuilder body) (Saltman 1993). Огромное тело с низким содержанием жира является, по ее мнению, демонстрацией силы и готовности применять эту силу. Отражение данного тезиса можно найти в российском историческом контексте. В 1990-е гг. в Москве слова «качок» и «качалка» во многом ассоциировались с криминальными структурами. Подобная ассоциация связана с так называемым бандами «люберов», городской субкультурой, главной характеристикой которых являлось именно «накачанное тело» (Кто такие люберы...).
Категория маскулинности в бодибилдинге зачастую связывается с металлом или железом. На сервисе youtube.com есть русскоязычные каналы под названиями: «Железный рейтинг», «Железный мир», «Живая сталь», «Железный фактор». В популярном видеоролике чемпион России по бодибилдингу Игорь Выборнов, отвечая на вопросы интервью, замечает: «Мне часто говорили: "У тебя есть машина?", — я отвечаю: "Нет, зачем она мне? Я и есть машина"». Рэйвен Коннелл в книге «Мужчины и мальчики» описывает конструирование маскулинности на примере австралийского сёрфера по прозвищу «Железный человек» (Connell 2000). Данное прозвище отражает мотивацию, дисциплину, самопожертвование спортсмена. Тело в спорте объективируется в виде технического устройства, которое необходимо для достижения определенных результатов. Подтверждением тому служит, что
женщины и мужчины на соревнованиях по бодибилдингу имеют одну общую раздевалку*.
Тело в спорте перестает быть сакральным: тела бодибилдеров, мужчин или женщин, нарушают общественные представления о нормальном теле, т. к. объективируются, дегуманизируются, становясь своего рода «машиной» по наращиванию мышечной массы. Однако номинации «пляжный бодибилдинг» и «фитнес-бикини» не предписывают атлетам перечисленных выше характеристик. В этих номинациях тело используется для демонстрации своей красоты, например, как следует из названия, на пляже. У атлетов номинации «пляжный бодибилдинг» появляется возможность быть соревнующимся спортсменами, но при этом оставаться в рамках «нормального» тела**. «В целом мы относимся к этой категории, как и тяжеловесы к своей категории. Мы также тренируемся 6раз в неделю, мы употребляем спортивное питание, фармакология не отрицается. Да, визуально они больше. Но разницы в тренировках особой нет. Есть разница в генетике и в количестве калорий. (...) Никто не хочет выглядеть как Ронни Колеман*** или Кай Грин, это уродливо, это некрасиво», — так Константин Иванов, выступающий спортсмен категории «пляжный бодибилдинг», объяснил свою мотивацию выступать в данной номинации (Интервью с Константином Ивановым).
Стоит отметить, что появление новой номинации изначально произошло в женском соревновательном бодибилдинге, и только потом в мужском. Номинация «фитнес-бикини» была введена Международной федерацией бодибилдинга и фитнеса в 2011 году, на год раньше, чем номинация «пляжный бодибилдинг». Если соревнования по женскому бодибилдингу начали проводиться на 30 лет позже, чем по мужскому, то возвращение к более традиционным представлениям о теле, наоборот, произошли сначала у жен-
* Данный факт был установлен во время наблюдения на чемпионате Санкт-Петербурга по бодибилдингу. Соревнования проходили в спортивно-концертном комплексе «Петербургский». Сама сцена и трибуны занимали небольшую долю пространства от общего комплекса и при необходимости организаторы могли бы выделить раздельное пространство для переодевания. Тем самым пространство перестает быть сегрегированным на «мужское» и «женское» и перестает производить гендерные различия в публичном пространстве (Оойшап 1987).
** На номинации «пляжный бодибилдинг» и «фитнес-бикини» можно смотреть как на модели сексуального тела. В номинации «пляжный бодибилдинг» самой важной мышечной группой является пресс, а в «фитнес-бикини» — ягодицы. Однако эта тема заслуживает более детального анализа с использованием иных теоретических рамок.
*** Восьмикратный Мистер Олимпия (1998-2005) (Прим. авт.).
щин, а затем у мужчин. Отсюда следует вывод, что женское тело в соревновательном бодибилдинге подвергается нормированию намного больше, нежели мужское.
«Натурализация» и телесное здоровье в бодибилдинге
В связи с тем, что бодибилдинг не является олимпийским видом спорта и Международная федерация бодибилдинга и фитнесса не подконтрольна Всемирной антидопинговой ассоциации, далеко не на всех соревнованиях присутствует допинг-контроль*. Многие спортсмены в публичных интервью отмечали, что в данном виде спорта без допинга невозможно выиграть соревнования даже на уровне чемпионата области. К тому же некоторые спортсмены публично заявляют о том, какие препараты они принимают и в каких дозировках (Rich Piana — любимый курс стероидов...). Существуют даже определенные пособия от выступающих спортсменов о том, как правильно употреблять фармпрепараты (Первый курс для новичка)**.
Организаторы соревнований высказываются негативно относительно употребления допинга. Александр Назаренко, главный судья на соревнованиях по бодибилдингу в Санкт-Петербурге, так говорит об этом: «Честно говоря, я не знаю еще ни одного чемпиона России по бодибилдингу, который бы не использовал препараты на подготовке. Может быть, они, конечно, существуют, просто я о них не знаю. Все выступающие атлеты, которые добились высоких достижений на уровне чемпионата России или Кубка России, принимали "фармакологию", просто делали это с умом» (Александр Наза-ренко. Часть 2). Однако буквально через минуту он резко осуждает использование фармпрепаратов и приводит в качестве примера случаи смерти спортсменов: «Сейчас становится абсолютно нормальным лозунг "Победа или смерть". Задумайтесь над этим, что в этом тяжелом спорте люди ставят на кон свою жизнь. (...) Или есть ряд случаев, когда у женщин пропадают месячные, у мужчин проблемы с печенью или потенцией. Это ужасно, когда люди из нашего спорта выходят инвалидами» (Там же).
Большой резонанс в спортивной среде вызвала смерть двух спортсменов: Ильдара Кабирова, победителя в категории до 100 килограммов чемпионата Санкт-Петербурга, который умер в сентябре 2015 г., и Алексея
* Александр Назаренко, один из главных судей в ФБР, на судейском семинаре говорил, что допинг недопустим на международных соревнованиях, и специально проводятся допинг-тесты сборной России перед тем, как она отправится на чемпионат мира. Однако, судя по всему, допинг-контроль не осуществляется на региональном уровне и на международных коммерческих турнирах.
** Под курсом в спорте понимается определенный период, в течение которого принимаются фармакологические добавки. — Прим. авт.
Имярикова, чемпиона Московской области в номинации «классический бодибилдинг», который скончался в сентябре 2016 г. Причины смерти обоих атлетов не были оглашены, однако в тематических интернет-форумах велись оживленные дискуссии о применении данными атлетами фармпрепаратов, и говорилось о том, что именно запрещенные препараты послужили причинами смерти*. Это также повлияло на создание у «брутального» бодибилдинга негативного имиджа уже внутри самого сообщества спортсменов, которые интересуются данным видом спорта.
Категория «пляжный бодибилдинг» противопоставляется так называемому «брутальному» бодибилдингу в том числе и тем, что у спортсменов есть возможность участвовать в соревнованиях без применения фармпрепаратов, т. к. нет необходимости иметь большие мышечные объемы, а также не приветствуется излишний рельеф мышц**. Об этом также свидетельствует официальная позиция президента Федерации бодибилдинга и фитнесса России: «У дисциплины "пляжный бодибилдинг» в нашей стране огромное будущее. C ее развитием бодибилдинг становится по-настоящему массовым спортом. Это своего рода противовес традиционному бодибилдингу, в котором спортсмены должны готовиться 10-15 лет, прежде чем выйти на крупный турнир и составить кому-то конкуренцию. В то время как соревноваться и выступать на турнирах хотят очень многие. Задача нашей Федерации — создавать и формировать программу оздоровления нации. (...) А задача любого вида спорта — быть рекламой физкультуре и здоровому образу жизни. Пляжный бодибилдинг является такой рекламой. Не надо иметь огромных мышц, чтобы заявить о себе» (Дубинин: пляжный бодибилдинг).
Натурализация или эссенциализация происходит и в женских категориях. Номинация «фитнес-бикини» противопоставляется женскому бодибилдингу и направлена на создание более «женственных», а значит и «естественных» образов. Отсутствие необходимости набирать «экстремальную» мышечную массу, добиваться сверхрельефа, а главное, принимать фармпрепараты формирует более «естественный» образ тела у спортсменов в номинациях «фитнес-бикини» и «пляжный бодибилдинг».
* На форуме сайта Do4a.com, посвященного бодибилдингу и фитнесу, присутствовали, например, такие высказывания: «Лучше натурально, а то и так здоровье у многих не идеальное», «Стероиды все-таки влияют на сердце», «Имхо вредят не столько стероиды, сколько сама подготовка. Такой стресс для организма вкупе с тренировками и препаратами это не есть гуд» (Do4a.com. Форум).
** Поскольку на соревнованиях отсутствует допинг-контроль, нельзя утверждать, что спортсмены номинации «пляжный бодибилдинг» выступают без использования препаратов. Однако «натуральность» и «естественность» являются своего рода «лейблами» данной номинации.
К концу ХХ в. сформировались «женские спортивные движения» (women's sports movement), которые направлены на заботу о здоровье и создание «правильного», стройного тела (Pfister 2010). С созданием подобных движений связывают появление целого ряда физкультурных направлений, например, по йоге или аэробике, где в основном представлены женщины и целью является поддержание здорового тела, а не состязательность. В современных обществах женщины интенсивнее заботятся о своем теле, чем мужчины (Здравомыслова, Темкина 2015: 593-652). Однако в современном соревновательном бодибилдинге не только женщины, но и мужчины выступают за сохранение собственного здоровья, о чем свидетельствует рост числа участников в номинации «пляжный бодибилдинг». Как сказал один из участников номинации «пляжный бодибилдинг» в репортаже канала «Железный рейтинг»: «Я против приема препаратов. Я хочу выглядеть красиво круглый год, а не две недели в году, как "качки-химики". Пляжный бодибилдинг для меня — это отличный способ выступить на сцене без сильного вреда для здоровья» (Пляжники, они такие.).
В соревновательном бодибилдинге забота о теле становится не только женской, но и мужской практикой. Таким образом, мы можем выявить процессы, направленные на усиление заботы о собственном теле в данном спорте. Увеличение внимания собственному здоровью, отказ от допинга и, как следствие, натурализация данного вида предопределяет структурные изменения в соревновательном бодибилдинге.
Заключение
Рост популярности номинаций «пляжный бодибилдинг» и «фитнес-бикини» связан с рядом причин. Во-первых, тела спортсменов в данных номинациях не ассоциируются с образом «иного» и, соответственно, не вызывают публичной негативной реакции. Во-вторых, данные номинации представляют более «естественные», а значит, «нормальные» модели тела, как с точки зрения общественных норм, так и с точки зрения использования допинга при подготовке к соревнованиям. В-третьих, новые номинации возвращают более явно выраженное гендерное разделение того, как должны выглядеть мужчина и женщина. В 1980-е гг. развитие мышечных объемов и рельефа в соревновательном бодибилдинге, как в мужских, так и в женских номинациях, привело к тому, что гендерный дисплей спортсменов перестал быть объектом внимания на сцене, а тело стало приобретать исключительно инструментальные функции. Новые номинации обязывают участников ярко демонстрировать свой гендерный дисплей, в частности, в создании образа и презентации себя на сцене. Участницы номинации «фитнес-бикини» вписываются в конвенциональные представления о фемининности, выходя на сцену на высоких каблуках, с ярким
макияжем и прической и демонстрируя слаборазвитую мускулатуру. Аналогично этому спортсмены категории «пляжный бодибилдинг» должны создать образ и уделять большое внимание внешнему виду и презентации на сцене.
Соревнования по бодибилдингу задают определенные тренды для всей фитнес-индустрии, например, плакаты с победителями соревнований помещают в фитнес-клубы в качестве эталона тела, к которому следует стремиться. При росте популярности номинаций «фитнес-бикини» и «пляжный бодибилдинг» именно эти модели тела станут доминировать не только на сцене соревнований, но и в повседневных практиках занятий спортом посетителей тренажерных залов. Учитывая, что участники соревнований должны платить деньги за выступление, а зрители — оплачивать билеты, то можно утверждать, что более выраженное гендерное разделение коммерциализируется Федерацией бодибилдинга и фитнеса, как мировой, так и российской. Данный вывод представляет большой интерес для дальнейших исследований. У исследований соревновательного бодибилдинга имеются большие перспективы. В данной работе не были рассмотрены два важных аспекта, которые могут дополнить картину изменения гендерного фрейма в данном спорте. Во-первых, было бы крайне интересно рассмотреть соревновательный бодибилдинг через призму сексуальных образов выступающих атлетов. У каждого вида спорта есть свои институционально оформленные правила того, как должен выглядеть и вести себя спортсмен во время соревнований. Эти правила формируют сексуализированный фрейм, в который должен быть помещен спортсмен, будь то футболист, хоккеист или теннисист. В соревновательном бодибилдинге сексуальность образов будет играть немаловажную роль, т. к. участники соревнуются в купальниках, с практически обнаженным телом. Во-вторых, в данной работе не был представлен анализ того, как экономические агенты конкурируют за прибыль, которую можно получить в данной индустрии. Многие спортсмены соревновательного бодибилдинга имеют контракты с производителями спортивного питания, одежды и спортивной экипировки. Появление новых номинаций создало высококонкурентную среду, в которой фирмы готовы заключать контракты с атлетами, чьи тела пользуются наибольшей популярностью на сцене. Следует ожидать, что в соревновательном бодибилдинге продолжат появляться новые номинации, которые будут вносить новые образцы тела и, соответственно, гендерного дисплея, представляя интерес для социальных исследователей.
Выражение благодарности
Выражаю благодарность Анне Темкиной и Даниилу Жайворонку за ценные рекомендации к данному тексту.
Литература
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. (2015) 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петер бурге.
Бердышева Е. (2014) Социальное конструирование качества на московском рынке стоматологических услуг. Экономическая социология, 15(5): 9-44.
Крупец Я., Нартова Н. (2014) «Худой значит нормальный»: управление телом в среде городской молодежи. Журнал исследований социальной политики, 12 (4): 523-538.
Шварценеггер А. (1993) Энциклопедия современного бодибилдинга. В трех томах. Т. 1. М.: Физкультура и спорт.
Andreasson J., Johansson T. (2013). Female Fitness in the Blogosphere: Gender, Health, and the Body. SAGE Open, 3 (July-September), 1-10.
Bartky S.F. (1988) Femininity and the modernization of patriarchal power. In: Diamond I., Quinby L. (eds.) Feminism and Foucault: Reflections on Resistance: 6186.
Bolin A. (1998). Muscularity and Femininity: Women bodybuilders and women's bodies in culturo-historical context. Fitness as cultural phenomenon: 187-212.
Boyle L. (2005). Flexing the tensions of female muscularity: How female bodybuilders negotiate normative femininity in competitive bodybuilding. Women's Studies Quarterly, 33(1/2): 134-149.
Bridges T.S. (2009). Gender capital and male bodybuilders. Body & Society, 15(1): 83-107.
Burke P. (2001). Eyewitnessing. The Uses of Images as Historical Evidence. London: Reaktion.
Butler J. (1993). Bodies that Matter: On the Discursive Limits of Sex. London: Routledge.
Chananie-Hill R.A., McGrath S.A., Stoll J. (2012). Deviant or normal? Female bodybuilders' accounts of social reactions. Deviant Behavior, 33(10): 811-830.
Chimot C., Louveau C. (2010). Becoming a man while playing a female sport: The construction of masculine identity in boys doing rhythmic gymnastics. International Review for the Sociology of Sport, 45(4): 436-456.
Choi P.Y. (2003). Muscle matters: Maintaining visible differences between women and men. Sexualities, Evolution & Gender, 5(2): 71-81.
Connell R.W. (1987). Gender and power: Society, the person and sexual politics. Stanford University Press.
Connell R.W. (2000). The Men and the Boys. University of California Press.
Connell R.W. (1993). The big picture: Masculinities in recent world history. Theory and society, 22(5): 597-623.
Dutton K.R., Laura R.S. (1989). Towards a history of bodybuilding. Sporting traditions, 6(1): 25-41.
Goffman E. (1987). Gender Advertisements. NY.: Harper Torchbooks.
Heywood L. (1998). Bodymakers: A cultural anatomy of women's body building. Rutgers University Press.
Johnston L. (1996). Flexing femininity: Female body-builders refiguring 'the body'. Gender, Place and Culture: A Journal of Feminist Geography, 3(3): 327-340.
Ndalianis A. (1995). Muscle, Excess & Rupture: Female bodybuilding & gender construction. Media Information Australia, 75(1): 13-23.
Obel C. (1996). Collapsing gender in competitive bodybuilding: researching contradictions and ambiguity in sport. International review for the sociology of sport, 31(2): 185-202.
Pfister G. (2010). Women in sport-gender relations and future perspectives. Sport in Society, 13(2): 234-248.
Ridgeway C.L. (2011). Framed by gender: How gender inequality persists in the modern world. Oxford University Press.
Ridgeway C.L., Correll S.J. (2004). Unpacking the gender system: A theoretical perspective on gender beliefs and social relations. Gender & society, 18(4): 510-531.
Saltman K.J. (2003). The strong arm of the law. Body & Society, 9(4): 49-67.
Shilling C., Bunsell T. (2009). The female bodybuilder as a gender outlaw. Qualitative research in sport and exercise, 1(2): 141-159.
Stokvis R. (2006). The emancipation of bodybuilding. Sport in Society, 9(3): 463479.
Vertinsky P. (1999). Making and marking gender: Bodybuilding and the medi-calization of the body from one century's end to another. Culture, Sport, Society, 2(1): 1-24.
Источники
Александр Назаренко. Обучающий семинар судей по бодибилдингу. Часть 2. Сильные знания. Youtube портал. [https://www.youtube.com/watch?v=ZNuoADHjJ_g] (Дата обращения 15.01.2017).
Александр Назаренко. Обучающий семинар судей по бодибилдингу. Часть 3. Сильные знания. Youtube портал. [https://www.youtube.com/watch?v=_av16T-LoY8] (Дата обращения 15.01.2017).
ВЦИОМ: число россиян, занимающихся спортом, достигло максимума. РИА новости. 20.05.2015. [https://ria.ru/sport/20150520/1065455422.html] (Дата обращения 22.10.2016).
Дубинин: «Пляжный бодибилдинг — новый вид спорта». Чемпионат. [https://www.championat.com/other/article-203002-vladimir-dubinin--o-pljazhnom-bodibildinge.html] (Дата обращения: 19.01.2017).
Зачем девушкам мышцы? Разобрались, какие номинации есть в женском бодибилдинге и кто в них выступает. Daily News. [http://gubdaily.ru/blog/obzor/ zachem-devushkam-myshcy-razobralis-kakie-nominacii-est-v-zhenskom-bodibildinge-i-kto-v-nix-vystupaet/] (Дата обращения 10.11.2016).
Интервью с Константином Ивановым. Железный рейтинг. Группа в социальной сети «Вконтакте». [https://vk.com/videos-31415213?section=album_543035
79&z=video-31415213_170903405%2Fclub31415213%2Fpl_-31415213_54303579] (Дата обращения 20.02.2017).
Интервью с Людмилой Тубольцевой и Екатериной Романовой. Lady fitness. [http://ladyfitness.ru/php/articles.php3?id=47] (Дата обращения 15.02.2017).
Итоговый протокол чемпионата России по бодибилдингу и фитнесу, проводившийся 24-26 октября 2014 года в Екатеринбурге. [http://www.fbfr.ru/docx/ 1477262604_file_prot.docx]; [http://www.fbfr.ru/attachments/article/674/Russia-2014%20full.doc] (Дата обращения 22.10.2016).
Кто такие люберы — советские субкультуры с окраин. Furfur. [http://www. furfur.me/furfur/culture/culture/176341-lyubera] (Дата обращения 13.02.2017).
Мужская номинация «Пляжный бодибилдинг» (men's physique). Федерация бодибилдинга и фитнеса России. Официальный сайт. [http://www.fbfr.ru/index. php?option=com_flexicontent&view=items&cid=217:latest-news2&id=634:-q-q-mens-physique&Itemid=162] (Дата обращения 22.10.2016).
Новая редакция Правил проведения соревнований на 2011 год. Федерации бодибилдинга и фитнеса России. Официальный сайт. [http://www.fbfr.ru/index. php?option=com_flexicontent&view=items&cid=287:rules&id=384:rules-2011&Itemid=176] (Дата обращения 22.10.16)
ПЕРВЫЙ КУРС для новичка. Живая сталь. [https://www.youtube.com/ watch?v=bASqJhvsu2g] (Дата обращения 20.02.2017).
Пляжники, они такие, пляжники. Железный Рейтинг. 25.04.2014. [https:// www.youtube.com/watch?v=_DjgTYh6JLQ&t=317s] (Дата обращения 17.01.2017).
Правила номинации «пляжный бодибилдинг». Федерация бодибилдинга и фитнеса России. Официальный сайт. [http://www.fbfr.ru/index.php?option=com_ flexicontent&view=items&cid=287:rules&id=634:-q-q-mens-physique&Itemid=176] (Дата обращения 22.10.2016).
Правила по женскому классическому бодибилдингу. Федерация бодибилдинга и фитнеса России. Официальный сайт. [http://www.fbfr.ru/index.php? option=com_flexicontent&view=items&cid=287:rules&id=767:2015-04-04-20-42-00&Itemid=176] (Дата обращения 15.02.17).
Редакция правил проведений соревнований по бодибилдингу на 2011 год. Федерация бодибилдинга и фитнеса России. Официальный сайт. [http://www.fbfr. ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&cid=287:rules&id=384:rules-2011&Itemid=176] (Дата обращения 15.02.2017).
Смерть женского бодибилдинга. Ironman. [http://ironman.ru/news. php?id=5396] (Дата обращения 10.02.2016).
Do4a.com. Форум. [https://do4a.com/threads/] (Дата обращения 20.02.2017).
Rich Piana — любимый курс стероидов. [https://www.youtube.com/watch?v= wWybMGVcIGI] (Дата обращения 20.02.2017).
THE RETURN OF GENDER DISPLAY AND BODY NATURALIZATION IN COMPETITIVE BODYBUILDING
Viacheslav Deygraf*
European University at St. Petersburg, St. Petersburg, Russia
Citation: Deygraf V. (2017) Vozvrashcheniye gendernogo dispLeya i naturalizatsiya tela v sorevnovatel'nom bodibildinge [The Return of gender display and body naturalization in competitive bodybuilding]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 2017, 20(3): 136-160 (in Russian).
Abstract. The article presents the results of a study on gender display analysis in competitive bodybuilding. The study based on observation of bodybuilding competitions in St. Petersburg from October 13 to October 15 in 2016 and an analysis of the rules of the Federation for Bodybuilding and Fitness of Russia. Bodybuilding competitions are "a contest for the best physique achieved by athletics", however, in the rules of the competition there are certain femininity criteria for women and masculinity for men. In 2011 and 2012, the categories of "women's Bikini-Fitness" for women and "men's physique" for men were emerged. These nominations include a more explicit demonstration of the gender display during the competition. In Russia from 2014 to 2016 the number of participants in these categories in the Russian championship has grown more than 3 times. The aim of the study is to analyze how changes in body images take place in competitive bodybuilding and how this can be explained. According to the results of the research, new nominations are in demand, because they bring in a more explicit presentation of the gender display on the stage of the competition. While in other categories such presentation was minimized. Also, these nominations mean more "natural" and physically healthy body models that the athletes want to match. Keywords: gender display, gender frame, sociology of sport, sociology of body, sociology of gender, bodybuilding, fitness
References
Andreasson J., Johansson T. (2013) Female Fitness in the Blogosphere: Gender, Health, and the Body. SAGE Open, 3(July-September), 1-10.
Bartky S.F. (1988) Femininity and the modernization of patriarchal power. In: I. Diamond, L. Quinby (eds.) Feminism and Foucault: Reflections on Resistance: 61-86.
Berdysheva E. (2014) Sotsial'noye konstruirovaniye kachestva na moskovskom rynke stomatologicheskikh uslug [The Social Construction of quality in the Moscow market of dental services]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology], 15(5): 9-44 (in Russian).
Bolin A. (1998) Muscularity and Femininity: Women bodybuilders and women's bodies in culturo-historical context. Fitness as cultural phenomenon, 187-212.
Boyle L. (2005) Flexing the tensions of female muscularity: How female bodybuilders negotiate normative femininity in competitive bodybuilding. Women's Studies Quarterly, 33(1/2): 134-149.
* E-mail: deigrafva@gmail.com ТНЕ JOURNAL OF SOCIOLOGY AND SOCIAL ANTHROPOLOGY
Bridges T.S. (2009) Gender capital and male bodybuilders. Body & Society, 15(1), 83-107.
Burke P. (2001) Eyewitnessing. The Uses of Images as Historical Evidence. L., Reaktion.
Butler J. (1993) Bodies that Matter: On the Discursive Limits of Sex. London: Routledge.
Chananie-Hill R.A., McGrath S.A., Stoll J. (2012) Deviant or normal? Female bodybuilders' accounts of social reactions. Deviant Behavior, 33(10): 811-830.
Chimot C., Louveau C. (2010) Becoming a man while playing a female sport: The construction of masculine identity in boys doing rhythmic gymnastics. International Review for the Sociology of Sport, 45(4): 436-456.
Choi P.Y. (2003) Muscle matters: Maintaining visible differences between women and men. Sexualities, Evolution & Gender, 5(2): 71-81.
Connell R.W. (1987) Gender and power: Society, the person and sexual politics. Stanford University Press.
Connell R.W. (1993) The big picture: Masculinities in recent world history. Theory and society, 22(5): 597-623.
Connell R.W. (2000) The Men and the Boys. University of California Press.
Dutton K.R., Laura R.S. (1989) Towards a history of bodybuilding. Sporting traditions, 6(1): 25-41.
Goffman E. (1987) Gender Advertisements. N.Y.: Harper Torchbooks.
Heywood L. (1998) Bodymakers: A cultural anatomy of women's body building. Rutgers University Press.
Johnston L. (1996) Flexing femininity: Female body-builders refiguring'the body'. Gender, Place and Culture: A Journal of Feminist Geography, 3(3): 327-340.
Krupets Y., Nartova N. (2014) «Khudoy znachit normalnyy»: upravleniye telom v srede gorodskoy molodezhi ["Thin means normal": the management of the body among urban youth]. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki [The Journal of Social Policy Research], 12(4): 523-538 (in Russian).
Ndalianis A. (1995) Muscle, Excess & Rupture: Female bodybuilding & gender construction. Media Information Australia, 75(1): 13-23.
Obel C. (1996) Collapsing gender in competitive bodybuilding: researching contradictions and ambiguity in sport. International review for the sociology of sport, 31(2): 185-202.
Pfister G. (2010) Women in sport-gender relations and future perspectives. Sport in Society, 13(2): 234-248.
Ridgeway C.L. (2011) Framed by gender: How gender inequality persists in the modern world. Oxford University Press.
Ridgeway C.L., Correll S.J. (2004) Unpacking the gender system: A theoretical perspective on gender beliefs and social relations. Gender & society, 18(4): 510-531.
Saltman K.J. (2003) The strong arm of the law. Body & Society, 9(4): 49-67.
Schwarzenegger A. In: Entsiklopediya sovremennogo bodibildinga [Encyclopedia of modern bodybuilding]. In three volumes. Volume 1. M.: Physical Culture and Sports, 1993 (in Russian).
Shilling C., Bunsell T. (2009) The female bodybuilder as a gender outlaw. Qualitative research in sport and exercise, 1(2): 141-159.
Stokvis R. (2006) The emancipation of bodybuilding. Sport in Society, 9(3), 463-479.
Vertinsky P. (1999) Making and marking gender: Bodybuilding and the medicalization of the body from one century's end to another. Culture, Sport, Society, 2(1): 1-24.
Zdravomyslova E.A., Temkina A.A. (2015) 12 lektsiy po gendernoy sotsiologii: uchebnoye posobiye [12 lectures on gender sociology: a textbook]. St. Petersburg: European University at St. Petersburg (in Russian).