Гаврилов Э.Л., Хоманов К.Э., Шевченко Е.А.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ, КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ
ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ, КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гаврилов Э.Л.1, Хоманов К.Э.2, Шевченко Е.А.1 УДК 616-082.001.4 (470):316.6
1 Фонд независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», Москва
2 ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Москва
PUBLIC OPINION POLL AS A MECHANISM FOR EVALUATING THE AVAILABILITY AND QUALITY OF MEDICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Gavrilov E.L., Homanov K.E., Shevchenko E.A.
История социологических опросов населения насчитывает почти 200 лет, однако первые опыты оказались неудачными. Впервые, в 1824 году, попытку оценить общественное мнение совершила газета Harrisburg Pennsylvanian в целях выявить фаворита на выборах президента США в 1825 году. Это так называемый «Соломенный опрос» показал, что с двукратным преимуществом должен был победить Эндрю Джексон, однако новым президентом тогда стал Джон Квинси Адамс [1]. Опрос имел большой общественный резонанс и вызвал интерес со стороны прессы, но проблема выборки, формулировки вопросов, объективность анализа никого не интересовала, что и явилось причиной расхождения результатов опроса и прогноза.
В нашей стране до 1905 года социология, как наука была под запретом [14], и первые социологические опросы относятся к 1911-1917 годам. Они проводились в среде учащихся и имели целью получить представление о мировоззрении учащейся молодежи; о «шкале» духовных, этических и эстетических ценностей, которые господствовали в умах и сердцах молодых людей [14].
Термин «социология медицины» (СМ) впервые появляется в конце XIX века, термин впервые ввел Ч. МакИнтар в 1895 г. [8]. А в отечественной науке первое определение термина СМ мы встречаем в Философской энциклопедии (1970): СМ - отрасль социологии, «изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии» [2]. В Кратком энциклопедическом словаре по социологии данная отрасль определялась как «область социологии, изучающая социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции, структуру и кадры организации здравоохранения и медицины, роль здоровья в функционировании и развитии общества, в формировании и жизнедеятельности индивида». А.В. Решетников характеризует СМ как науку «о меди-
цине как о социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающие социальные процессы, протекающие в данном институте» [12]. Как отмечает Е.В. Дмитриева: «Эти определения различаются по глубине и степени охвата вопросов, относящихся к «полю» СМ, подчеркивая важность изучения социальных факторов состояния здоровья и болезней, анализа здравоохранения» [5].
В свою очередь, социологические опросы населения, направленные на выявления уровня удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи, как один из методов СМ, является важнейшим элементом обратной связи для функционирования, саморегуляции и развития всей системы здравоохранения, подобно системе обратной афферентации в теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональные системы, по П.К. Анохину, самоорганизующиеся и саморегулирующиеся динамические центрально-периферические организации, объединенные нервными и гуморальными регуляциями, все составные компоненты которых взаимодействуют обеспечению различных полезных для самих функциональных систем и для организма в целом адаптивных результатов, удовлетворяющих его различные потребности. Оценка параметров достигнутых результатов в каждой функциональной системе постоянно осуществляется с помощью обратной аффе-рентации [15].
Удовлетворение потребностей пациентов является одним из четырех критериев качества медпомощи, рекомендованных ВОЗ для оценки системы здравоохранения в рамках страны, при этом система управления качества должна включать обязательный компонент - «оценку», что позволяет организаторам здравоохранения оценить результаты своих действий, сопоставить полученные результаты с поставленными целями, своевременно скорректировать негативное влияние проводимых мероприятий [9].
Гаврилов Э.Л., Хоманов К.Э., Шевченко Е.А. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ, КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В первом десятилетии XXI века после социального и демографического кризиса 90-х системе здравоохранения РФ удалось решить ряд важнейших задач, таких как преодоление «Русского креста» - демографического кризиса 1992 года, когда смертность населения превысила рождаемость (рис. 1), переоснащение медицинских организаций современной медицинской техникой для диагностики и лечения заболеваний разной степени тяжести, обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, строительство специализированных медицинских организаций в субъектах РФ для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилям кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология-ортопедия, акушерство-гинекология, в рамках сосудистой и травматологической программ была сформулирована и выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи, а также была создана новая парадигма экономической модели здравоохранения. Казалось, что состояние социальной аномии1 в системе здравоохранения навсегда ушли в прошлое [11, 12], однако новая реформа здравоохранения, так называемая «оптимизация», запланированная на 2014-2018 годы, направленная на преобразование сети медицинских организаций государственной (муниципальной) системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации, как показывают социологические опросы населения, вновь ставят вопрос перед врачом и пациентом об их месте в системе и делает неочевидными их экономические и социальные взаимоотношения.
Отражение этому нашлось в результатах социологических опросов населения по вопросам доступности и качеству медицинской помощи в РФ, проведенных в мае-июле 2015 года, независимо друг от друга тремя группами исследователей: ООО «S-Media», Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Статистическая погрешность исследований составляет 1,4%, 3,6% и 3,5%, соответственно, и являются достоверными.
По данным соцопроса ООО «S-Media», в котором приняли участие 5013 человек из 7 федеральных округов РФ, общее положение дел в российском здравоохранении 55% респондентов оценивают, как плохое. При этом каждый восьмой поставил оценку «очень плохо» и почти каждый второй респондент охарактеризовал ситуацию в отечественном здравоохранении скорее, как плохую.
Наиболее негативно ситуацию в здравоохранении оценивают в городах до 100 тыс. человек и сельской местности, здесь 56,7% и 53,2, соответственно, при ответе на вопрос отметили ответы «скорее плохо» и «очень плохо».
При этом изучение динамики изменений ситуации показывает, что, хотя 49,6% не видят существенной разницы 21,2% полагают, что ситуация в здравоохранении ухудшается. И хотя 21,7% отмечают улучшение, процент резко негативных высказываний почти в 2 раза выше резко позитивных - 4,4% и 2,3%. Таким образом, общий негативный тренд проводимых реформ является более весомым.
В качестве основных проблем респонденты назвали высокие цены на лекарственные препараты - 55% опрошенных, второй по частоте упоминания стала проблема очередей и плохой организации работы медицинских учреждений - 40,8%, на третьем месте по значимости сложности получения консультации узкого специалиста и дефицит медицинских кадров - 36,8% и 32,2%, соответственно. Необходимо отметить, что в соответствии с данными отчета, для пациентов из сельской местности проблемы сокращения медицинских организаций и низкой доступности стационарного лечения являются более значимыми, чем для жителей городов.
Основным отрицательным результатом реформ здравоохранения респонденты видят снижение объемов бесплатной медицинской помощи, на это указали 50,1% респондентов. 17,2% пациента ответили, что так или иначе оплачивали медицинскую помощь при обращении в государственные (муниципальные) медицинские организации, при обращении в поликлиники полностью или частично оплачивают медпомощь 15,1% опрошенных, а пациентам стационара приходится платить в 25,4% случаев. Проблемы сокращения доступности приема специалистов узкого профиля отмечают 35,7%, снижение уровня квалификации врачей - 28,9% опрошенных.
Данные получены в социологическом опросе ВЦИОМ показывают еще большую озабоченность граждан ростом платных услуг: 45% не согласны с тем, что медицинские услуги предоставляются «бесплатно», т.е. по
17,0. 16,0. 15,0. 14,0. 13,0. 12,0. 11,0. 10,0. 9,0. 8,0.
7,0.
1 Это понятие, введенное в научный оборот социологом Э. Дюркгеймом, означает такое состояние общества, когда прежние нормы и ценности отвергнуты большинством и уже не являются регуляторами общественных отношений, а новые еще не сложились
— Рождаемость на 1000 человек населения
— Смертность на 1000 человек населения
Рис. 1. Показатели рождаемости и смертности в период 1980-2015 гг. по данным Росстата
Гаврилов Э.Л., Хоманов К.Э., Шевченко Е.А.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ, КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ
ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
полису ОМС. Снижение доступности врачей - узких специалистов в связи с сокращением и укрупнением больниц отметили 50% респондентов, при этом из пула обращавшихся за медицинской помощью в течение последних двух лет этот процент выше - 54%. 39% всех опрошенных отмечают, что сокращение и укрупнение больниц усложнило получение места в стационаре, 43%
- затрудняются ответить на этот вопрос, из обращавшихся за медицинской помощью в течение последних двух лет 40% респондентов считают, что реформа здравоохранения усложнила получение места в стационаре, 40% затрудняются ответить на этот вопрос и только 20% считают, что оптимизация облегчила процесс госпитализации.
Закрытый опрос респондентов в возрасте 25-55 лет, живущих в городах с населением от 100 тыс. человек, показал, что большинство опрошенных считает, что бюджетные средства необходимо направлять прежде всего на здравоохранение - 37% опрошенных. Показательно, что рост пособий и пенсий и повышение расходов на образование занимают только второе и третье место, соответственно, 31 и 27%. На наш взгляд данные результаты указывают на серьезные проблемы, с которыми сталкиваются граждане РФ при необходимости получения медицинской помощи.
Результаты опроса ФОМ показывают те же основные проблемы отечественной системы здравоохранения. Данные позволяю также более детально ранжировать уровень озабоченности граждан теми или иными проблемами в зависимости от населенных пунктов, в которых они проживают. Так, высокие цены на лекарства и медикаменты беспокоят 66% населения, чаще всего этот ответ отмечали в Москве (69%), городах с населением 50-250 тыс. человек (68%) и в городах миллионерах (67%). На втором месте стоит нехватка врачей, специалистов
- 51% опрошенных, чаще всего с этой проблемой сталкиваются в поселках городского типа, городах с населением менее 50 тыс. человек, городах с населением 50-250 тыс. человек (по 56%) и в сельской местности (50%). Рост доли платных услуг в государственном здравоохранении и плохая организация приема пациентов в поликлиниках и больницах делят третье место, каждый из этих вариантов набрал по 38% ответов респондентов. Рост доли платных услуг чаще всего отмечали респонденты из городов с населением более миллиона жителей (57%) и из Москвы (50%). Плохая организация приема в поликлиниках и больницах отмечается в городах с населением от 50 до 250 тыс. жителей, в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн жителей и в городах миллионерах - по 45% респондентов выбрали этот ответ.
Данные результаты показывают, что реорганизация стационарных медицинских организаций в сельской местности, поселках городского типа и районных центрах без адекватного развития первичной врачебной медико-санитарной помощи и развития стационарзамещающих технологий привела к централизации специализирован-
ной медицинской помощи в областных центрах, росту нагрузки на персонал и, как следствие, снижению доступности помощи и росту неудовлетворенности населения медицинскими услугами.
Надо отметить, что о росте платных услуг в здравоохранении свидетельствует сравнение данных за июль 2007 года и июль 2015 года. Если в 2007 году на вопрос: «Вам приходилось или не приходилось за последний год платить за какие-либо медицинские услуги в лечебных учреждениях?» утвердительно отвечали 42% опрошенных, то в 2015 году процент вырос до 46%.
Изменилось и соотношение легальных и теневых платежей. Если в 2007 году официально оплачивали медицинские услуги 25% респондентов, то в 2015 году - уже 34%. Процент опрошенных, плативших только официально сократился с 11 до 5% [16].
Социологические опросы помогают оценить не только доступность, но и качество медицинской помощи.
По данным ФОМ 48% опрошенных считают, что получить качественную медицинскую помощь в населенном пункт, где они проживают, сложно, 31% респондентов дали противоположный ответ и 21% воздержались. Интересным представляется факт, что респонденты, являющиеся медицинскими работниками, либо у которых в семье есть медицинские работники, чаще выбирали ответ «сложно»: - 54% и 51%, соответственно. При ранжировании по частоте обращения в медицинскую организацию выяснилось, что чем чаще респондент обращался за медицинской помощью, тем чаще выбирал ответ «сложно». Также, видят трудности в получении качественной медицинской помощи жители сел (54%) и городов с населением от 50 до 250 тыс. жителей (таблица 1) [17].
Результаты опрос выявляют общие негативные тенденции проводимой реформы здравоохранения, такие как снижение доступности медицинской помощи прежде всего для жителей небольших населенных пунктов и сельской местности, рост доли платных медицинских услуг и снижение качества медицинской помощи. Во многом указанные проблемы стали следствием непродуманного территориального планирования при проведении мероприятий оптимизации. Отсутствие возможности своевременно получить медицинскую помощь, дефицит врачей, большое плечо эвакуации пациента в стационар негативно отражается на показателях доступности и качества медицинской помощи, является объективным фактором снижения удовлетворенности граждан медицинской помощью.
Результаты проведенных социологических опросов должны лечь в основу мероприятий органов исполнительной власти в сфере здравоохранения по устранению выявленных негативных последствий проводимой реформы. Используя полученную от граждан обратную связь, необходимо выделить те проблемы доступности и качества медицинской помощи, решение которых требует первоочередных усилий. Применение социологических
Гаврилов Э.Л., Хоманов К.Э., Шевченко Е.А. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ, КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Табл. 1. Распределение ответов на вопрос: «В целом, как вам кажется, в вашем городе (посёлке, селе) легко или сложно получить качественную медицинскую помощь?»
Население в целом Отношение к медицине Были в медицинском учреждении за последний год Тип населенного пункта
медики есть медики в семье нет медиков в семье ни разу 1 раз 2-3 раза 4-5 раз 6 раз и больше Москва города 1 млн и более города от 250 тыс. до 1 млн города от 50 до 250 тыс. города менее 50 тыс., ПГТ села
Доли групп 100 6 19 74 24 19 28 11 17 9 13 19 17 16 25
легко 31 32 33 30 32 35 33 30 21 35 28 43 27 25 28
сложно 48 54 51 47 39 45 49 52 63 45 44 36 58 50 54
затрудняюсь ответить 21 14 16 23 29 20 19 18 17 20 27 21 16 25 19
методов в здравоохранении должно способствовать качественному развитию и совершенствованию системы, достижению поставленных программными документами целей, таких как снижение смертности, одновременно обеспечив исполнение социальных гарантий государства перед гражданами.
Литература
1. Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. Фонд «Общественное мнение», 2005 г.; Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: Центр социального прогнозирования, 2006.
2. Добронравов Н. Социология медицины / Философская энциклопедия, М., 1970. - Т. 5. - С. 98.
3. Галанова Г.И. Подходы к оценке качества амбулаторно-поликлинической помощи населению // Экономика здравоохранения. 1998. - №2/26. - С. 43-45.
4. Галанова Г.И. Реализация национального проекта «Здоровье» с точки зрения-руководителей практического здравоохранения.
5. // Социологические исследования. - 2003. - № 11. - С. 51-57.
6. Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики / отв. ред. Л.С. Шилова, Л.В. Ясная. М.: Изд-во ИС РАН, 2000. - 182 с.
7. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. - 204 с.
8. Краткий словарь по социологии, ред. Гвишиани Д.М.; Лапина, Н.И. / ред. М.: Политиздат, 1989, 479 с.
9. Лазарева О.И. Социологическая оценка качества медицинской помощи в системе управления здравоохранением региона: дис.... канд. соц. наук. - Чита, 2011.
10. Медик В.А. Социально-психологическая природа самооценок здоровья студентов и подходы к их измерению / В.А. Медик, А.М. Осипов // Медицинский академический журнал. - 2004. - Т. 4. - № 1. - С. 80-87.
11. Решетников А.В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000. - 238 с.
12. Решетников А.В. Эволюция и проблемы современной медицины // Экономика здравоохранения. № 5, 6/45 2000. - С. 64-66.
13. Смелсер Н. Социология экономической жизни // Американская социология /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1972. - С. 188-193.
14. Соболев В.С. Из истории социологических исследований среди учащейся молодежи России в начале XX века. Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 3. - С. 111-121.
15. Судаков К.В. Теория функциональных систем. Под ред. Нувахова Б.Ш. - М., 1996. 89 с.
16. Фонд «Общественное мнение» «Платная медицина. Как часто люди пользуются платными медуслугами? Значимы ли для семейного бюджета расходы на врачей?» / www.fom.ru/Zdorove-i-sport/12355.
17. Фонд «Общественное мнение» «Как оцениваются доступность медпомощи, квалификация врачей и оснащенность медучреждений?» / www.fom.ru/Zdorove-i-sport/12346.
18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2001. - 596 с.
19. Donabedian A. Evaluating the Quality of Medical Care Electronic resource. - Access mode: http://www.milbank.org/quarterly/830416donabedian.pdf.
20. Freidson E. (1970a), Profession of Medicine: A Study of the Sociology of Appelied Knowledge, New York: Harper Pow.
21. www.s-media.su/about/index.html.
22. www.wciom.ru.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Шевченко Евгений Александрович e-mail: [email protected]