Научная статья на тему 'Социологическая оценка удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг как критерий эффективности управления медицинским вузом'

Социологическая оценка удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг как критерий эффективности управления медицинским вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология медицины
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАНИЕМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ВУЗОМ / MEDICAL EDUCATION / QUALITY / EDUCATIONAL SERVICES / SATISFACTION / STUDENT / EFFECTIVENESS / MANAGEMENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Андрей Вениаминович, Присяжная Н. В., Богачанская Н. Н., Павлов С. В., Казакова А. А.

В статье раскрывается влияние перехода к рыночным отношениям на трансформацию структуры и динамики образовательных процессов, повышение требований к системе образования, изменение административно-управленческих подходов к организации деятельности высшей школы. В новых социально-экономических условиях одним из основных индикаторов эффективности вуза выступает удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых услуг. На основе результатов изучения уровня удовлетворенности студентов составляющими образовательного процесса показано, что высокую эффективность управления деятельностью вуза может обеспечить только движение к конвергентности содержания образовательных программ высшей школы, уровня профессиональных компетенций студентов-выпускников и требований рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетников Андрей Вениаминович, Присяжная Н. В., Богачанская Н. Н., Павлов С. В., Казакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological evaluation of students'' satisfaction of quality of educational services as a criterion of effectiveness of management of medical university

The article reveals impact of transition to market relationships on transformation of both structure and dynamics of education processes, increase of requirements to education system and alteration of administrative managerial approaches to organization of functioning of higher school. In new social economic conditions the satisfaction of consumers with quality of given services is one of basic indicators of effectiveness of university. On the basis of analysis of level of satisfaction of students with components of educational process it is demonstrated that high effectiveness of management of university functioning can be ensured by progression to convergence of content of educational programs of high school, level of professional competences of graduating students and demands of labor market.

Текст научной работы на тему «Социологическая оценка удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг как критерий эффективности управления медицинским вузом»

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОИ ПРОФЕССИИ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.23:378.661

Решетников А.В.1, Присяжная Н.В.1, Богачанская Н.Н.1, Павлов С.В.1, Казакова А.А.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

МЕДИЦИНСКИМ ВУЗОМ

1НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 119991, г. Москва, Россия; 2МИД Росии, 119105, Москва, Россия

Для корреспонденции: Решетников Андрей Вениаминович, [email protected]

В статье раскрывается влияние перехода к рыночным отношениям на трансформацию структуры и динамики образоввательных процессов, повышение требований к системе образования, изменение административно-управленческих подходов к организации деятельности высшей школы. В новых социально-экономических условиях одним из основных индикаторов эффективности вуза выступает удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых услуг. На основе результатов изучения уровня удовлетворенности студентов составляющими образовательного процесса показано, что высокую эффективность управления деятельностью вуза может обеспечить только движение к конвергентности содержания образовательных программ высшей школы, уровня профессиональных компетенций студентов-выпускников и требований рынка труда.

Ключевые слова: медицинское образование; качество образовательных услуг; удовлетворенность студентов образованием; эффективность управления медицинским вузом.

Для цитирования: Социология медицины. 2015; 14 (1): 3—9.

ReshetnikovA.V.1, PrisiajnaiaN.V.1, BogachanskaiaN.N.1, PavlovS.V.1, KazakovaA.A.2 THE SOCIOLOGICAL EVALUATION OF STUDENTS' SATISFACTION OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AS A CRITERION OF EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF MEDICAL UNIVERSITY 'The research institute of sociology of medicine, health care economics and medical insurance of the I.M. Sechenov first Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia; 2The ministry of foreign affairs of Russia, 125212 Moscow, Russia The article reveals impact of transition to market relationships on transformation of both structure and dynamics of education processes, increase of requirements to education system and alteration of administrative managerial approaches to organization of functioning of higher school. In new social economic conditions the satisfaction of consumers with quality of given services is one of basic indicators of effectiveness of university. On the basis of analysis of level of satisfaction of students with components of educational process it is demonstrated that high effectiveness of management of university functioning can be ensured by progression to convergence of content of educational programs of high school, level of professional competences of graduating students and demands of labor market.

Keywords: medical education; quality; educational services; satisfaction; student; effectiveness; management; university

For citation: Sociologia meditsini. 2015; 14 (1): 3—9.

Социоструктурные трансформации конца XX века, повлекшие тотальные изменения на уровне всех социальных институтов, неизбежно обусловили серьезное переустройство деятельности высшей школы. В настоящий момент ведущая роль образования как социального института для государства, общества, граждан проявляется не только в поступательном накоплении высокообразованного трудового резерва для экономического развития страны и достижения показателей мирового уровня по ряду отраслей народного хозяйства, но и в формировании демографически значимой социальной группы граждан, имеющих определенный набор профессиональных знаний, умений и навыков, потенциально востребованных на современном рынке

труда, а также серьезный объем социальных установок и личностных ресурсов для выстраивания стратегии успешной коммуникации в современном обществе. Безусловно, формирование высококонкурентных базовых показателей профессиональной компетентности молодых специалистов зависит в первую очередь от уровня и качества образовательных услуг учебного учреждения.

Сегодня в России в системе высшего образования обучаются 5,2 млн студентов [1], при этом образование как один из ведущих социальных институтов выступает основой жизнеустройства и социально-статусного становления личности. Заметим, что высшая школа в процессе формирования профессиональных компетен-

ций одновременно способствует воспитанию у студентов определенного «профессионального» мировоззрения и социальных установок, позволяющих в дальнейшем обеспечить наиболее эффективную адаптацию в профессиональной социально-культурной среде. Так, справедливо отмечено, что в каждом социальном институте «формируется своя подсистема социальной культуры, которая модифицирует ее ценности в данной конкретной области деятельности» [2, С. 308].

Возвращение к рыночным отношениям, повлекшее изменение динамики образовательных процессов и повышение требований к системе образования в целом, обусловило коренное изменение административно-управленческих подходов к организации деятельности вуза. В новых социально-экономических условиях одним из основных индикаторов эффективности вуза выступает удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых услуг, а значит, справедливо утверждение А.А. Спиридоновой и Е.Г. Хомутовой, что «обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг выводит на первый план вопросы управления качеством вузов»[3, С. 91].

Именно поэтому данные об уровне и качестве предоставляемых образовательных услуг жизненно необходимы не только для текущей оценки эффективности деятельности, но и для перспективного развития и поддержания имиджа вуза, сохранения его положительной репутационной истории и престижа. Кроме того, одним из аспектов оценки качества образовательной деятельности высшей школы является изучение образовательного запроса потребителей для пополнения/обновления списка образовательных услуг и актуализации содержания действующих образовательных программ.

Заметим, что качество образования и широкий диапазон имеющихся знаний, умений, навыков закладывают базу, константу социального благополучия человека, определяющим образом влияют на его жизненную и профессиональную траекторию развития, позволяя специалисту поступательно наращивать трудовой потенциал, объем социальных интеракций и экономические резервы, и, таким образом, получение образования можно рассматривать как социально-эффективные долгосрочные инвестиции. На взгляд Ф.Э. Шереги, «жизненная траектория личности есть постоянное стремление к статусности, иными словами, стремление занять в социальной структуре общества или в экономических терминах — в общественном разделении труда — тот статус, который обеспечивает наиболее благоприятную позицию в распределении общественных благ» [4, С. 2].

Признавая, что ключевую роль в вопросах формирования трудового высокообразованного резерва страны играют именно вузы, нельзя забывать и о том, что решающее значение для получения качественной профессиональной подготовки играют личная заинтересованность студента в усвоении знаний, его мотивированность на последовательное освоение программы подготовки, осмысление новых знаний, активность на практических занятиях и в целом уровень его удовлетворенности обучением. Таким образом, общий уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг вуза складывается не только из объема и качества предоставляемых услуг, но и из удовлетворенности студентов своей образовательной активностью, конкурентоспособностью и перспективами реализации имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Не случайно в учебном процессе наиболее ярко проявляется взаимозависимость уровня удовлетворенности и мотивации: при высокой мотивированности студентов на активное освоение учебной программы, уровень их удовлетворенности обучением выше, и в равной степени удовлетворенность текущей учебной ситуацией повышает мотивированность на дальнейшее обучение [5]. Как указывает А.В. Решетников, «удовлетворенность можно рассматривать как индикатор соотношения системы потребностей и установок индивидуума, проявляющихся в его фактических требованиях, с его оценкой возможности их реализации» [2, С. 123]. Таким образом, удовлетворенность образовательными услугами потребителей будет повышаться при обеспечении возможности реализации учащимися полученных знаний, умений и навыков на высоком конкурентном уровне и с высокой долей уверенности в профессиональном мастерстве.

Вместе с тем удовлетворенность — преимущественно субъективная категория, и в научной литературе нет единого подхода к ее определению. Так, Е.И. Середа и К.С. Рябова отмечают, что «ключевыми компонентами удовлетворенности в учебно-профессиональной деятельности студентов являются удовлетворенность своим положением в группе, своим состоянием во время учебы, профессиональным выбором и межличностными отношениями» [6, С. 175].

Е.Г. Блинова под удовлетворенностью студентов понимает «субъективную, эмоционально-окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений» [7]. Н.Ю. Есенкова определяет удовлетворенность как «систему отношений студентов к процессу и содержанию учения, которая отражает особенности переживания образовательного процесса в вузе и уровень личностно-профессионального развития» [8].

А.С. Спасский выделяет в структуре удовлетворенности учебно-образовательной деятельностью три уровня: удовлетворенность социальным статусом, удовлетворенность выбранной профессией и специальностью, удовлетворенность конкретной учебно-образовательной ситуацией. Он дает такую градацию удовлетворенности учебой студента: высокая (65,6%); выше среднего (43,44%); средняя (42,19%); низкая (7,81%) [9].

Вместе с тем удовлетворенность — динамично меняющийся показатель, на колебания которого влияют не только непосредственно качество образовательных услуг, организация образовательной деятельности, сопутствующие образованию аспекты, но и общая социально-экономическая ситуация в стране, семейные и личные обстоятельства. Формирование понимания динамики и векторов колебания уровня удовлетворенности студентов высшей школы образовательными услугами, безусловно, требует детального изучения — при этом наиболее целесообразным методом регулярного мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством профессиональной подготовки является социологическое исследование. Заметим, что именно социологический подход позволяет оценить всю систему взаимоотношений, выявить причинно-следственные связи как на уровне субъектных отношений, так и на уровне процессов, исследовать особенности адаптации системы высшего образования в условиях институциональных изменений.

В настоящий момент ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова является одним из наиболее из-

вестных вузов страны, имеющих вековую историю образовательной, научной, клинической деятельности. Уникальными имиджевыми особенностями Первого МГМУ являются наличие собственных научных школ, высокая репутация диплома в профессиональном сообществе, представительная учебная и серьезная лечебная база. Для понимания динамики уровня удовлетворенности потребителей услуг в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова регулярно проводятся медико-социологические исследования, позволяющие получить объективные данные, которые выступают информационной основой для совершенствования и корректировки различных направлений деятельности вуза, включая учебную и внеучебную работу со студентами, расширение возможностей их участия в инновационных проектах Университета, а также более полного учета их образовательных потребностей и интересов.

Материалы и методы

В рамках ежегодного мониторингового социологического исследования, инициированного ректором Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, членом-корреспондентом РАН профессором П.В. Глыбочко, в 2014 г. проведен опрос с целью изучения удовлетворенности студентов обучением в Университете1. В социологическом исследовании приняли участие 348 студентов. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос, отбор единиц для участия в анкетном опросе проводился выборочным методом. В опросе приняли участие студенты II—V курсов обучения четырех наиболее крупных факультетов: лечебного (56,3%), медико-профилактического (12,2%), стоматологического (16,9%) и фармацевтического (14,6%). Такая структура выборки позволила получить целостную картину удовлетворенности студентов составляющими учебного процесса Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на разных временных этапах получения медицинского образования, а также выявить особенности восприятия изучаемых показателей обучающихся разных факультетов и специальностей.

Соотношение девушек и юношей, принявших участие в опросе, составило 2:1, что совпадает с гендер-ной структурой генеральной совокупности. Учитывая, что большинство студентов принадлежит к возрастной категории от 18 до 24 лет, вопрос о возрасте респондентам не задавался. Большинство (62,5%) опрошенных студентов получают высшее профессиональное образование в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова за счет средств федерального бюджета, 37,5% на договорной основе.2 Заметим, что финансирование обучения студентов оказывает влияние на их восприятие и оценку образовательных услуг, предоставляемых Университетом, а также на общий уровень их удовлетворенности обучением.

Результаты исследования

Исследование показало что, обучением в Университете полностью удовлетворены и, скорее, удовлетворе-

1 Социологический опрос «Изучение удовлетворенности студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова составляющими образовательного процесса» (и=348, Москва, НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2014).

2 Здесь и далее показатели рассчитаны от общего числа ответивших. Среднее число ответивших на данный вопрос не превышает 348.

ны 63,7% опрошенных, что по градации А. С. Спасского относится к высокому уровню удовлетворенности. Интересно, что удовлетворенность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета и на договорной основе, различается. Оценки последних более критичны. Так, если в 2014 г. среди «бюджетников» удовлетворены обучением 67,1%, то среди респондентов, обучающихся на платной основе, удовлетворены качеством получаемого образования около 59%. Хотя необходимо отметить, что удовлетворенность вторых последовательно повышается: в 2012 г. этот показатель составил 51,5%, в 2013 г. 53,1%, а в 2014 г. уже 59%. Исследование показало, что наиболее удовлетворены обучением в Университете студенты женского пола II—IV курсов бюджетной формы обучения.

Удовлетворенность студентов образовательными услугами

На уровень общей удовлетворенности обучением в Университете оказывают влияние факторы, касающиеся различных сторон учебного процесса. Участникам опроса было предложено оценить изменения, произошедшие в Университете за последний год, по семи направлениям (см. рисунок). Оценка проводилась по 5-балльной шкале с полюсами значений от 1 (положение значительно ухудшилось) до 5 (значительно улучшилось).

Студенты отметили существенное повышение качества лекционных занятий, расширение участия студенчества в научной деятельности Университета, улучшение технического оснащения аудиторий, оптимизацию условий для поддержания и укрепления здоровья студентов, а также совершенствование организации вне-учебной работы. При этом уровень профессионализма преподавателей и качества практических занятий, по мнению опрошенных, стабилен и сохранился примерно на прежнем уровне.

Если условно разделить параметры оценки на две группы: непосредственно учебный процесс (привлечение к научной деятельности студентов, качество лекционных и практических занятий, профессиональный уровень преподавателей) и сопровождающие образование условия (здоровьесберегающие условия, техническое оснащение аудиторий, внеучебная работа), то обе группы демонстрируют прирост средних оценок (баллов), что отражает положительный характер изменений, произошедших в Университете за последний год. Так, составляющие непосредственно учебного процесса, по мнению студентов, улучшились по средним оценкам на 6%, а условия, сопутствующие учебному процессу, в 2014 г. оцениваются респондентами в среднем на 11,3% выше.

Однако сравнение средних баллов по отдельным параметрам оценки изменений образовательной и околообразовательной деятельности Университета показывает, что средние баллы, характеризующие непосредственно учебный процесс, в целом выше характеризующих сопровождающие образование условия. Это дает основание для вывода, что на средние показатели удовлетворенности студентов обучением в Университете негативно повлияло, скорее, не качество учебного процесса, которое оценивается как высокое, а условия, в которых он протекает.

Заметим, что одним из важнейших индикаторов качества получаемого образования является фактическое трудоустройство и возможность эффективной трудо-

Обеспечение условий для поддержания и укрепления здоровья студентов

Организация внеучебной работы

Привлечение студентов к научной деятельности, инновационным проектам

Техническое оснащение аудиторий и лабораторий

Качество практических занятий

Качество лекционных занятий

Профессиональный уровеннь преподавателей

2,6

'ШШШШШШШ\ 2,43

Щ 2,£ ¡9

'штмжжш см Iю-км

ШШШШШШШШШ 2.93

2,74

3,23

^ 2,76

3,42

ШШШШШШШШШШ 3-45

3,27

шшшшшшшшшшш^

11111111

3,93

3,97 4,01

0 0,5 1 1,5

2 2,5 Баллы

2013 г.

3 3,5 4 4,5

2014 г.

Оценка характера изменений,

произошедших в Университете в течение года (средний балл).

вой деятельности молодых специалистов. В данном исследовании не ставилась задача оценки востребованности выпускников Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на рынке труда. Однако респондентов просили оценить (соотнести) качество получаемых знаний, умений, навыков по выбранной специальности с требованиями рынка труда, которые в той или мере были известны. Большая часть учащихся признает, что качество образовательных услуг Университета соответствует требованиям рынка труда.

Потребности студентов в дополнительных знаниях, умениях и навыках

Одним из положительных моментов выступило стремление студентов к повышению уровня профессиональной квалификации: 44,6% высказали пожелание получить дополнительные знания, умения и навыки по специальности, 33,5% затруднились с ответом, 21,9% уверены, что знаний в рамках учебной программы им достаточно.

Опрошенным также была предоставлена возможность конкретизировать свои пожелания в части получения дополнительных знаний, умений и навыков. Ответы на открытый вопрос были преимущественно общими, но анализ смыслового наполнения ответов позволил выстроить группы ответов по ранжиру: 40% голосов отдано увеличению объемов практики по специальности с «живыми» пациентами, 30% у позиции «совершенствование практических навыков — «работа руками» и 11,8% приходится на вариант «увеличение практики с медицинским оборудованием». Таким образом, студенты преимущественно хотели бы усовершенствовать свои практические навыки, накопить опыт профессиональных манипуляций и пользования специальным оборудованием, что не является неожиданным.

Помимо триады знания — умения — навыки по специальности, для повышения качества образования и достижения высокого уровня профессиональной ком-

петентности студенты видят необходимость получения дополнительных немедицинских знаний, умений и навыков в области психологии (50%), организации здравоохранения (45,3%) и юриспруденции (42%). Чуть меньшее число респондентов заинтересованы в знаниях в области ^-технологий и пользования компьютером (36,3%), экономики (29%), маркетинга (28,3%), социологии (26%), педагогики (26,7%) и менеджмента (21,6%).

Качество образования и удовлетворенность студентов образовательными услугами зависят не только от непосредственного содержания профессиональных программ. Одним из важнейших аспектов обеспечения эффективности обучения является организация образовательного процесса в Университете. Обучение в высшей школе существенно отличается от других уровней образования в первую очередь объемами учебной нагрузки на студентов. Вместе с тем рациональная организация учебного процесса может значительно уменьшить возникающие у студентов трудности.

Инновационные проекты в Университете

Современная ситуация на рынке труда обусловливает повышение требований к системе образования, в первую очередь к регулярности обновления и актуализации содержания учебных программ. Заметим, что для медицинских специальностей качество образования должно соответствовать самым высоким требованиям, поскольку рабочая деятельность будущих специалистов связана с сохранением здоровья населения и имеет социально-значимую роль. Для обеспечения конкурентоспособности образования на рынке образовательных услуг Университет должен динамично модернизировать имеющиеся образовательные программы подготовки, стремиться усовершенствовать материально-техническую и научную базу, повысить качественную подготовку как студентов, так и кадрового состава, а также внедрять новые образовательные, научно-исследовательские и лечебные практики.

Для обеспечения подготовки высокопрофессиональных медицинских кадров с 2011 г. в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова началось внедрение ряда инновационных проектов. Так, в декабре 2011г. создано структурное подразделение ЦИОП «Медицина будущего», основной задачей которого является не только совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, но и формирование у них инновационного мышления, развитие творческих способностей, аналитического мышления, стремления к самообразованию и повышению профессиональной компетентности.

В апреле 2013 г. Первый МГМУ им. И.М. Сеченова открыл «Университетскую виртуальную клинику» — прототип учебного учреждения будущего, который предоставляет студентам широкие возможности отработки навыков практических медицинских манипуляций на медицинских тренажёрах и роботах, симулирующих различные травмы и критические состояния, что позволяет автоматизировать навыки медицинской

помощи пациентам без риска случайной врачебной ошибки при оказании помощи пациенту.

На базе Университетской виртуальной клиники в апреле 2013 г. был открыт учебный центр врачебной практики PRAXI MEDICA, ориентированный на совершенствование навыков практикующих медицинских специалистов преимущественно в части оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Кроме того, в Университете активно развивается практика проведения тематических школ мастерства, к работе в которых привлекается все большее число студентов.

Так, по данным опроса 2014 г., 55,9% студентов знают об инновационных образовательных проектах Университета, при этом респонденты, принявшие участие в инновационных проектах Университета, преимущественно были вовлечены в работу ЦИОП «Медицина будущего» (35,2% ответивших), Учебного центра врачебной практики PRAXI MEDICA (14%) и Университетской виртуальной клиники (14%). Кроме того, еще 11,3% из этой группы приняли участие в школах мастерства студентов. Заметим, что студенты, принявшие участие в школах мастерства и деятельности центра отработки практических навыков «Медицина будущего», достаточно высоко оценили данные инновационные проекты (3,7 и 3,6 балла по 5-балльной системе оценки соответственно).

Вместе с тем существует значительная группа (29,6%) студентов, которые до настоящего момента не принимали участия в инновационных проектах Университета, а значит, потенциально могут быть вовлечены в работу инновационных проектов вуза.

На вопрос: «в каких инновационных проектах Университета Вы хотели бы участвовать?» получены данные, демонстрирующие, что наибольшим интересом у студенчества пользуются школы мастерства и центр отработки практических навыков «Медицина будущего» — в этих проектах планируют принять участие 42,2 и 26,7% студентов соответственно. Возможности Университетской виртуальной клиники серьезно интересуют 11,3% будущих специалистов. Учебному центру врачебной практики PRAXI MEDICA отдали предпочтение 8,5% респондентов. Самостоятельной научной работой по специальности (вне инновационных центров Первого МГМУ) планируют заниматься еще 5,6% студентов. Не планируют принимать участие в инновационных проектах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова всего 5,6% опрошенных студентов.

На основе данных анкетирования можно сделать вывод, что развитие инновационных проектов на базе Университета интересно студентам. Однако очевидно, что развитие инноваций, призванных помогать будущим медикам в выработке практических навыков при освоении профессии врача, необходимо всесторонне освещать в наиболее удобных для студенчества средствах массовой информации.

Участие студентов в научных

мероприятиях Университета

Одним из условий получения актуальных знаний о новых достижениях по специальности, становления научного мировоззрения студента, актуализации имеющихся знаний и обмена опытом в рамках профессионального сообщества выступают научно-практические мероприятия, такие как конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары.

Вместе с тем участие в такого рода мероприятиях зависит исключительно от активности участника: на сайте Университете регулярно вывешиваются объявления о предстоящих мероприятиях, многие организаторы мероприятий делают информационную рассылку, вывешивают объявления на досках. Тем не менее, по результатам опроса, активно участвуют в научно-общественной жизни Университета суммарно 25,6% студентов, посещающих научные мероприятия Первого МГМУ им. И.М. Сеченова не реже одного раза в квартал. Еще 15,8% опрошенных посещают конференции один раз в полгода. Однако 32,8% студентов Университета не принимают участия ни в каких научно-практических мероприятиях, к этой группе опрошенных близка доля студентов, участвующих в конференциях один раз в год и реже (10,8%). Еще 14,7% респондентов затруднились с ответом.

Также в рамках опроса были получены данные о регулярности ознакомления студентов с научными и профессиональными публикациями: регулярно читают новые научные издания и публикации по специальности суммарно 55,2% опрошенных, тогда как 24,9% не читают никаких научных публикаций, а еще 19,9% затруднились с определением регулярности своего ознакомления с научными изданиями. В качестве основных причин низкой читательской активности студенты указывают высокую учебную нагрузку, а также недостаточную информированность о новых научных статьях и изданиях по специальности.

Внеучебная работа в Университете

Неотъемлемой частью обучения в Университете, помимо собственно учебного процесса, является внеу-чебная работа, которая также влияет на общий уровень удовлетворенности студентов обучением. Для получения комплексной оценки внеучебной работы участникам исследования было предложено оценить ситуацию по двум ключевым направлениям: спортивно-оздоровительному и культурно-общественному.

Охрана и укрепление здоровья студентов

Обучение и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Крайне важно, чтобы условия обучения и жизнедеятельности студентов способствовали сохранению и укреплению их здоровья. Особенно важно это для медицинского вуза, в связи с чем Университет уделяет значительное внимание тому, чтобы в процессе обучения студенты могли укреплять свое здоровье и заниматься спортом.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова — участник конкурса «ВУЗ здорового образа жизни». В Университете разработана и применяется комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на период 2010—2015 гг. В рамках программы развиваются новые спортивные направления, организуются спортивные мероприятия для студентов.

Сегодня все большее число молодых людей осознает приоритетность здоровья и проявляет личную ответственность за его сохранение и укрепление. Данные настоящего опроса показали, что большинство (88,2%) студентов заботится о своем здоровье. Несмотря на то что общее число студентов, придерживающихся здорового образа жизни, растет (с 86,7% в 2013 г. до 88,2% в 2014 г.), детализация данных показывает, что активные методы сохранения и укрепления здоровья пользуются все меньшей популярностью среди студентов, заме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щаясь «ленивыми» методами (в частности, соблюдением режима питания и сна).

Так, 59% студентов указали, что для поддержания собственного здоровья воздерживаются от вредных привычек, 49,7% учащихся занимаются спортом (в 2013 г. спортом занимались 56,9%), 27,2% соблюдают режим питания, а 23,1% выдерживают режим и распорядок дня, еще 12,1% от общего числа опрошенных указали, что закаливаются, 11,8% студентов не делают ничего для сохранения собственного здоровья.

Из числа тех, кто следит за своим здоровьем, 57,2% используют для этого возможности Университета. Так, 26,6% студентов пользуются стадионом «Буревестник», 16,5% занимаются спортом в спортивных залах, 7,8% посетили спортивно-оздоровительный лагерь «Сеченовец». Кроме того, 16,7% студентов регулярно обращаются в Клинико-диагностический центр Университета.

Помимо этого, 34,3% опрошенных принимали участие в спортивных и культурно-оздоровительных акциях Первого МГМУ им. И.М. Сеченова — универсиадах, спартакиадах, спортивных соревнованиях. Есть и такие, кто хотел бы участвовать в спортивных мероприятиях Университета (11,6%), но по разным причинам этого не делает (например, в Университете отсутствует база для желаемого вида спорта, либо состояние их здоровья не позволяет заниматься спортом). Часть студенческой молодежи говорит, что у них «нет для спорта времени и сил».

Понимая необходимость всестороннего развития личности учащегося и приоритетную важность не только сохранения здоровья учащихся, но и формирования здоровьесберегающего поведения у будущих врачей, администрацией Университета ежегодно проводится большая работа в этом направлении. При этом, по оценкам студентов, наиболее высокий средний балл по 5-балльной системе оценки получили такие направления работы, как организация ежегодной диспансеризации и медицинского обслуживания (3,29), совершенствование санитарно-гигиенических условий в учебных помещениях (3,16), спортивно-оздоровительная работа (3,08).

Общественная и культурная жизнь в Университете

Обучение в Университете не ограничивается учебным процессом и спортивной составляющей. Это еще и насыщенная общественная и культурная жизнь, благодаря которой студенческие годы запоминаются особенно ярко. Университет предоставляет своим студентам широкие возможности для самореализации в различных направлениях общественной жизни.

Как показывают данные, у студенческой молодежи на первом месте находится участие в добровольных общественных объединениях: студенческом совете (40,2%), профсоюзе (26%) и старостате (18,5%). Отмечается рост популярности волонтерских движений: 19,6% студентов хотят в них участвовать, при этом самыми привлекательными проектами являются донорство крови и медико-социальный отряд «Маленький принц».

Кроме того, 17,4% активной студенческой молодежи являются членами спортклуба «Феникс», еще 13% участвуют в научной жизни Университета. Примерно каждый десятый студент, принявший участие в культурных мероприятиях Университета в 2014 г., участвовал в рабо-

те студенческого телевидения, а каждый одиннадцатый принимал участие в работе клуба «New Art».

При этом участвующие в работе общественных организаций Университета дают достаточно высокие оценки качеству их деятельности. Как показывают данные, наивысшие оценки (в исчислении по среднему баллу) студентов отданы деятельности студенческого совета (4,3 балла) и волонтерскому центру (4 балла). Второе место делят студенческое научное общество имени Н.И. Пирогова, студенческий спортклуб «Феникс» и студенческое телевидение (3,8 балла по каждому проекту). Студенческий клуб «NewArt» и профком студентов получили по 3,5 балла.

Заметим, что все оценки лежат в плоскости «выше среднего», однако существует необходимость внесения ряда усовершенствований в работу общественных организаций Университета.

Быть или не быть врачом?

Одним из наиболее важных аспектов удовлетворенности обучением является мотивированность студентов на работу по специальности. Во многом на решение молодежи влияет уровень их удовлетворенности выбранной профессией, понимание уровня собственной компетентности, готовность к выполнению рабочих задач, уверенность в своих силах.

Известно, что медицинское образование является одним из самых сложных в части высокой нагрузки, необходимости соответствовать высоким требованиям профессии по объему знаний, умений и навыков, моральным качествам, эмоциональной готовности. Однако реалии профессионального рынка труда и социально-экономические условия зачастую ставят перед молодыми специалистами серьезный выбор между работой по профессии и трудоустройством не по специальности, а «по зарплате». «Не случайно в течение первых 5 лет работы меняют свою квалификацию или профессию в среднем 60% молодых специалистов, окончивших вузы» [4, С. 6].

Заметим, что 84% студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова выразили готовность работать по профессии, что также подтверждает уверенность студентов в качестве полученных знаний. Готовых работать по профессии среди студентов-«бюджетников» и студентов, обучающихся на коммерческой основе, равное количество. Тем не менее 6% учащихся заранее уверены, что не будут работать по профессии, еще 10% опрошенных затруднились с ответом.

Заключение

Одним из важнейших направлений деятельности вуза для обеспечения ему конкурентных преимуществ является последовательный мониторинг удовлетворенности студентов обучением, позволяющий получать оперативные данные о динамике потребительских запросов, а также своевременно выявлять изменения ожиданий учащихся в части содержательного наполнения учебной программы и условий обучения для совершенствования образовательной деятельности и оптимизировать образовательную составляющую вуза административно-управленческими методами. При этом оптимизация деятельности вуза в своей основе имеет задачу обеспечения наилучшего качества образовательных услуг, высокого профессионализма кадрового профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава, хорошей материально-технической базы.

Признавая, что в современных социально-экономических условиях «востребован только работник нового качества, имеющий квалификацию, которая соответствует современным требованиям и, что важно, соответствующее отношение к работе» [10, С. 222], высшая школа неизбежно ориентируется на ведущие социальные тренды в организации образовательного процесса, сближении (конвергенции) программ подготовки с требованиями рынка труда по отрасли, во внедрении новых методов обучения и обеспечения повышения социальной комфортности получения образования.

Безусловно, удовлетворенность студентов обучением зависит не только от качества непосредственно образовательных услуг и содержательного наполнения программ подготовки. Во многом на показатели удовлетворенности влияют состояние материально-технической базы, наличие и достаточность объектов социальной инфраструктуры, специфика организации внеучебной и досуговой деятельности, создание в вузе благоприятной среды, обеспечивающей сохранение и поддержание здоровья обучающихся.

Вместе с тем перспективы получения пролонгированных «дивидендов» от получения серьезной профессиональной подготовки в высшей школе выдвигают качество образования на первый план внимания не только отдельных индивидов, но и семьи, общества, государства. При этом удовлетворенность студентов качеством образования отражает общую эффективность деятельности вуза, как образовательную, так и сопутствующую образованию. Кроме того, в настоящий момент формируется понимание того, что связь уровня образования с социальным благополучием человека позволяет рассматривать качество образования как ведущий индикатор социальной эффективности деятельности вуза.

Таким образом, проведенное исследование удовлетворенности студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова составляющими образовательного процесса позволило сформировать понимание, что эффективность управления деятельностью вуза может обеспечить только движение к конвергентности содержания образовательных программ высшей школы, уровня профессиональных компетенций студентов-выпускников и требований рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная служба государственной статистики. Обращение к http://www.gks.ru

2. Решетников А.В. Социология медицины: Руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.

3. Спиридонова А.А., Хомутова Е.Г. Исследование удовлетворенности студентов: подход, ориентированный на запросы потребителей. Университет. Управление: практика и анализ. 2012; 3: 91—5.

4. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования. Альма матер. 2010; 1: 21—8.

5. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М.; 1988.

6. Середа Е.И., Рябова К.С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов ВУЗа. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013; 3: 171—6.

7. Блинова Е.Г., Гегечкори И.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания в медицинском ВУЗе. Современные проблемы науки и образования. 2014; 2; Обращение к ресурсу: www. science-education.ru 18.03.2015.

8. Есенкова Н. Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза: Дисс. ... канд. психол. наук. Курск; 2010.

9. Спасский А.С. Удовлетворенность учебой студента как фактор эффективности управления образовательным процессом в вузе: Дисс. ... канд. социол. наук. М.; 2002.

10. Константиновский Д.Л. Институт образования: мифы и реальность. В кн.: Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук; 2002: 219—25.

Поступила 24.04.2015

REFERENCES

1. Federal State Statistics Service. Appeal to http://www.gks.ru (in Russian)

2. Reshetnikov A.V. Sociology of Medicine: Management. [Soci-ologiya mediciny: menedzhment]. Moscow: GEOTAR-media; 2010. (in Russian)

3. Spiridonova A.A., Khomutova E.G. Research of satisfaction of students: the approach focused on inquiries of consumers. Univer-sitet. Upravleniye: praktika i analiz. 2012; 3: 91—5. (in Russian)

4. Sheregy F.E. Not functionality of the Russian higher education. Al'ma mater. 2010; 1: 21—8. (in Russian)

5. Orlov Yu.M., Tvorogova N.D., Shkurkin V.I. Stimulation of Motivation to the Doctrine. [Stimulirovanie pobyzhdeniya k ucheni-yu]. Moscow; 1988. (in Russian)

6. Sereda E.I., Ryabova K.S. Satisfaction with a vocational education as component of subjective wellbeing of students of higher education institution. Vestnikpskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2013; 3: 171—6. (in Russian)

7. Blinova E.G., Gegechkori I.V., Zhernakova G.N., Tol'kova E.I. Assessment of degree of satisfaction of students with quality of teaching in medical school. Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. 2014; 2; Appeal to a resource: www.science-education. ru 18.03.2015. (in Russian)

8. Esenkova N.Yu. Features of Motivational Processes and their Influence on Satisfaction of Students of Medical School: Diss. Kursk; 2010. (in Russian)

9. Spasskiy A.S. Satisfaction with Study of the Student as a Factor of Effective Management of Educational Process in Higher Education Institution: Diss. Moscow; 2002. (in Russian)

10. Konstantinovskiy D.L. Institut of education: myths and reality. In: Where There is Russia? Formal Institutes and Real Practicians. [Institut obrazovaniya: mify i realnost. V kn.: Kuda idet Rossiya? Formalnye instituty i realnye praktiki]. Moscow: Moscow Higher School of Social and Economic Sciences; 2002: 219—25. (in Russian)

Received 24.04.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.