Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал городского пространства как фактор формирования патриотического сознания у подростков и молодёжи'

Социокультурный потенциал городского пространства как фактор формирования патриотического сознания у подростков и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
574
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА / МОЛОДЕЖЬ / ПОДРОСТКИ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIO-CULTURAL POTENTIAL / HISTORICAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE CITY / YOUTH / TEENS / IDENTITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панина Елена Александровна

В статье рассматриваются социокультурный потенциал городской среды в аспекте формирования духовно-патриотического сознания у подростков и молодежи и вовлечения молодого поколения в процессы сохранения, изучения, использования и управления историко-культурным наследием города. Представлены результаты опроса, проведенного среди студентов колледжей и вузов, а также школьников старших классов с целью выявления у них представлений о культурно-историческом наследии города Майкопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines socio-cultural potential of the urban environment in the aspect of formation of spiritual and patriotic consciousness among adolescents and young people and involvement of younger generation in the processes of preservation, study, use and management of historical and cultural heritage of the city. It presents the results of a survey conducted among students of colleges and universities, as well as high school students to identify their perceptions of cultural and historical heritage of the city of Maikop.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал городского пространства как фактор формирования патриотического сознания у подростков и молодёжи»

УДК316.346.32-053.6(470.621-25)

ББК 60.55

П-16

Панина Елена Александровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник управления научной деятельностью Майкопского государственного технологического университета, e-mail: [email protected]

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ (рецензирована)

В статье рассматриваются социокультурный потенциал городской среды в аспекте формирования духовно-патриотического сознания у подростков и молодежи и вовлечения молодого поколения в процессы сохранения, изучения, использования и управления историко-культурным наследием города. Представлены результаты опроса, проведенного среди студентов колледжей и вузов, а также школьников старших классов с целью выявления у них представлений о культурно-историческом наследии города Майкопа.

Ключевые слова: социокультурный потенциал, историко-культурная среда города, молодежь, подростки, самоидентификация, духовно-нравственное воспитание, патриотическое сознание.

Panina Elena Alexandrovna, Candidate of Sociology, a senior scientific employee of the Scientific management department of Maikop State Technological University, e-mail: [email protected]

SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF URBAN SPACE AS A FACTOR OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS FORMATION IN TEENAGERS AND YOUTH

(reviewed)

The article examines socio-cultural potential of the urban environment in the aspect of formation of spiritual and patriotic consciousness among adolescents and young people and involvement of younger generation in the processes of preservation, study, use and management of historical and cultural heritage of the city. It presents the results of a survey conducted among students of colleges and universities, as well as high school students to identify their perceptions of cultural and historical heritage of the city of Maikop.

Keywords: socio-cultural potential, historical and cultural environment of the city, youth, teens, identity, spiritual and moral education, patriotic consciousness.

В настоящее время на всех уровнях активно обсуждаются вопросы участия молодежи и подростков в деле современного использования социокультурного наследия регионов и городов как средства формирования духовно-патриотического сознания. Восприятие городского пространства, определение собственного места в этом пространстве (самоидентификация) - все это является фоном, формирующим отношение человека к историко-культурному наследию. Городская среда как фактор саморазвития личности в том или ином контексте всегда становился предметом анализа со стороны специалистов разных научных и практических областей - культурологии, философии, социологии, психологии, педагогики и т.д. [1]. Так, социолог М.Ю. Сибирева считает актуальной задачу «переосмысления влияния городской среды на жизнь человека» в условиях трансформации основных институтов социализации современного городского

пространства [2, с. 3]. Культуролог О.Б. Симонова убеждена, что городской образ жизни и городская культура являются определяющими в формировании канонов и стандартов существования человека: сегодняшний город мультикультурен, он является полем столкновения и переплетения интересов и потребностей разнообразных групп населения, рождения и внедрения социокультурных установок, что актуализирует проблему исследования знаковых средств, с помощью которых человек реализует свою идентичность в городской жизни [3].

Предполагается, что существует ряд закономерностей взаимовлияния исторической атмосферы города и различных моделей поведения жителей. И прежде всего - это ориентация на решение собственных житейских проблем и повседневных задач, что является сегодня ведущей характеристикой большего числа городских жителей. В связи с этим внедрение смыслов социокультурного, в том числе и архитектурного наследия городской среды в сознание подростков и молодежи является важным средством обретения социокультурной идентичности и поднятия культурного уровня населения в регионе.

Наличие историко-культурной среды является неотъемлемым признаком практического любого города. Однако, зачастую историко-культурная среда понимается лишь в градостроительном аспекте. При таком подходе акцент неизбежно делается на реставрации и консервации отдельных памятников, участков исторической застройке, то есть преимущественно на охране вещественных элементов. При этом из поля зрения упускается тот факт, что историко-культурная среда - понятие более емкое, неразрывно связанное с сохранением, формированием и существованием исторической памяти. Жители городов являются носителями и хранителями этой памяти. Они не только пользуются памятниками, но и формируют критерии отношения к ним. Если в сознании населения размыты или утрачены культурные и исторические значения памятников, вложение средств в их охрану теряет всякий смысл. [4, с. 14)]. Поэтому выделение части населения, имеющей перед собой иные ориентиры, ориентиры, в которых историческая культура играет, к примеру, нравственную, воспитательную роль, является инструментом выражения активной гражданской позиции, позволит в дальнейшем с большей эффективностью работать по мобилизации молодого населения в процессы развития историко-культурной среды города.

В настоящее время вопросам патриотического воспитания подростков уделяется большое внимание. Именно в процессе патриотического воспитания происходит приобщение молодого поколения к культуре своего народа, отеческому наследию, вызывающее патриотические чувства и способствующее наиболее полному раскрытию личности. В этом смысле конкретная социокультурная среда города наиболее приближена к этим процессам и может выступать базовым компонентом патриотического воспитания [5]. Основные задачи патриотического воспитания личности в России решаются в ходе реализации последовательно принятых Правительственных Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ...» на 2001-2005, 20062010, 2011-2015, 2016-2020 годы, целью которых является создание системы патриотического воспитания молодежи России. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее -Программа) подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. По данным Программы, в

2013-2014 годах проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравствен-ному воспитанию. Основной задачей мониторинга стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы, развитие материально-технической базы системы патриотического воспитания. По данным мониторинга, доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6% общего количества молодых граждан в стране. Практически во всех субъектах Российской Федерации мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы. Реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных. [6].

Важной ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». [7]. В данной ситуации город можно также рассматривать как прекрасную проектную среду. Использование социокультурных ресурсов города - памятников истории и культуры, исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, духовности и самобытности, может способствовать решению задач по формированию патриотического сознания у подростков. К примеру, на сегодняшний день в городе Майкопе существует 80 архитектурных и исторических памятников, каждый из которых имеет свое богатое прошлое. Данные объекты, находясь постоянно на виду, неизбежно должны становится темой для общения и обсуждения горожан между собой.

Однако результаты проведенного нами исследования позволяют говорить о наличии лишь фрагментарных знаний об историческом и культурном наследии родного города у подростков и молодежи. Опрос проводился среди студентов колледжей и вузов, а также школьников старших классов с целью выявления у них представлений о культурно-историческом наследии города Майкопа. Всего было опрошено 300 человек (53% девушек и 47% юношей) в возрасте от 15 до 22 лет. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что в целом отношение подростков и молодежи к историко-культурному наследию города лежит в рамках социально одобряемого поведения и поэтому часто носит демонстративный характер. Большинство респондентов (87%) на вопрос «Проявляете ли Вы интерес к истории своего города» ответили положительно. Однако дальнейшие ответы, требующие более глубокой осведомлённости об истории Майкопа, демонстрируют у опрошенных достаточно фрагментарные знания. Например, лишь 16% респондентов правильно ответили на контрольный вопрос анкеты «Где находилась первая улица старого Майкопа?», 49% затруднились ответить, 35% дали неверный ответ. На вопрос «Какие архитерктурные памятники в городе Майкопе Вы знаете?» - треть

опрошенных (36%) назвали здание Железнодорожного вокзала, 21% - Пожарную каланчу и 12% - Солодовенный цех пивоваренного завода. Основная масса опрошенных респондентов (94%) согласны с утверждением, что знать историю родного города необходимо, при этом 67% респондентов отметили, что считают неинтересными для себя традиционные формы пополнения знаний о родном городе (в частности речь идет о чтении краеведческой литературы, посещении музеев, выставок, библиотек и пр.). Большинство участников опроса (76%) согласились с тем, что более полезной и запоминающейся могла бы быть лекция-прогулка по памятным местам или слайд-лекция о культурных и исторических достопримечательностях и памятных датах города, а абсолютное большинство респондентов (95%) поддержали идею проведения познавательных мероприятий совмещенных с активными досуговыми формами. На вопрос «Хотели бы Вы лично поучаствовать в спортивно-познавательном мероприятии по популяризации культурно-исторического наследия родного города?» 75% опрошенных ответили утвердительно, 8% затруднились ответить, и 4% дали отрицательный ответ (рис. 1).

Наиболее приемлемой досуговой формой проведения культурно-познавательного мероприятия большинство опрошенных (74%) считают велосипедную прогулку или квэст. Квесты подразумевают использование в качестве основного средства передвижения велосипед и, иногда, ролики. Это позволяет значительно расширить зону проведения досугового мероприятия, а также разнообразить задания, например, формулируя их при помощи логических загадок. В качестве контрольных точек выбираются различные культурные места города. Это могут быть как официальные скульптуры, памятники, исторические здания, музеи, так и неформальные достопримечательности.

Таким образом реквест представляет собой командное соревнование с элементами логической игры, велосипедного состязания и экскурсии по достопримечательностям. При этом 51% отметили, что располагают личным велотранспортом, 17% имеют возможность одолжить велосипед у друзей или знакомых, а 26% готовы взять велосипед в прокате (для таких участников мероприятия нами были заключены договоры с недорогими велопрокатами). Большинство опрошенных (62%) выразили готовность потратить 150-200 руб. на призовой фонд мероприятия, а оставшуюся от покупки призов сумму израсходовать на приведение в порядок конкретного памятника в г. Майкопе (рис. 2).

Распределение ответов респондентов на вопрос "Готовы ли Вы лично поучаствовать в спортивно-познавательном мероприятии?"

да

затрудняюсь ответить

Рис. 1

Распределение ответов респондентов на вопрос "Какую сумму Вы готовы потратить на призовой фонд мероприяти-?отов потратить 150-200 руб.

■ Готов потратить 200-300 руб.

■ Готов потратить 300 руб. и более

■ Не готов тратиться

■ Затруднились ответить

Рис. 2

Таким образом, 75% молодежи готово принимать личное участие в мероприятиях, направленных на сохранение и использование культурно-исторического пространства города. Именно молодежь является мощным ресурсом, который необходимо непосредственно вовлекать процессы сохранения, изучения, использования и управления историко-культурным наследием города. Данный факт необходимо принимать во внимание и при разработке муниципальных и республиканских программ по духовно-партиотическому воспитанию, в которых необходимо уделять внимание пропаганде в молодежной среде истории родного города, распространению информации о его знаменитых жителях, архитектурных, природных и исторических памятниках.

Оценка информированности об истории родного города и заинтересованности молодёжи и подростков в получении необходимой информации позволяет нам, с одной стороны, предварительно оценить уровень исторической культуры целевой аудитории, а с другой стороны, разработать новые эффективные формы популяризации культурного наследия города и воплотить их в мероприятиях по формированию духовно-патриотического сознания у детей и подростков. Реализация подобных мероприятий позволяет решать задачи по вовлечению молодежи и подростков в процесс познания историко-культурного наследия города; активизации творческо-познавательной деятельности подростков и молодежи посредством; формированию эмоционально-ценностного отношения к культурному наследию родного города; объединению усилий официальных структур органов государственной и муниципальной власти, учреждений, образовательных заведений, педагогов, практиков, в решении актуальных задач молодежи региона.

Литература:

1. Чичканова Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2014. №4(23). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/101PVN414.pdf,

2. Сибирева М.Ю. Ранняя социализация в городской среде: дис. ... канд. социол. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2011. 205 с.

3. Симонова О.Б. Языки городской культуры: дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет». Ростов н/Д, 2007. 136 с.

4. Селезнева Е.Н. Историко-культурная среда как среда памяти. (Памятники в контексте историко-культурной среды). М., 1990.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. М., 2008. 512 с.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493).

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. 2009. Сент. (№17).

References:

1. Chichkanova T.A. The space of the city as a subject of pedagogical research (to the problem statement) [Electronic resource] // Naukovedenie: online journal. Number 2014. 4 (23). Access: http://naukovedenie.ru/PDF/101PVN414.pdf,

2. Sibireva M.Y. Early socialization in the urban environment: dis. ... Cand. of Sociology/ Saint Petersburg State University. SPb., 2011. 205 p.

3. Simonova O.B. Languages of urban culture: dis. ... Cand. of Philosophy: 24.00.01 / FSBEI HE "Southern Federal University". Rostov n / d, 2007. 136p.

4. Selezneva E.N. Historical and cultural environment as a storage medium. (Monuments in the historical and cultural environment of the context). M., 1990.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: a textbook. M., 2008. 512p.

6. The state program 'Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 20162020 " (approved by the Russian Government dated 30 December 2015 № 1493).

7. The concept of spiritual and moral development and education of a citizen's personality of Russia / A.Y. Danyluk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov // Herald of education. 2009. Sept. (Number 17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.