Научная статья на тему 'Культурно-исторический патриотизм как форма российского цивилизационного самосознания'

Культурно-исторический патриотизм как форма российского цивилизационного самосознания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / РОССИЙСКОЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PATRIOTISM / CULTURAL AND PATRIOTIC PUBLICATIONS / LOCAL LORE / RUSSIAN CIVILIZATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Николай Николаевич

Изучается феномен подъема культурно-исторического патриотизма российской интеллигенции на рубеже XX и XXI веков, проявившийся в возникновении большого количества периодических и повторяющихся изданий культурно-исторического направления; выявлены исторические предпосылки и социокультурный контекст этого явления, проанализировано его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examines the phenomenon of the rise of cultural-historical patriotism of the Russian intelligentsia at the turn of XX and XXI centuries, manifested in the emergence of a large number of periodic and recurring publications of cultural and historical areas; identified the historical background and socio-cultural context of this phenomenon, analyzed its development.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторический патриотизм как форма российского цивилизационного самосознания»

УДК 316.7

Васильев Николай Николаевич

главный специалист по информационным технологиям

АО «Саратовский полиграфический комбинат», г. Саратов, Россия 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59, e-mail: [email protected]

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ФОРМА

РОССИЙСКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО САМОСОЗНАНИЯ

Nikolai N. Vasiliev

Chief specialist in information technology Joint-stock company 'Saratov polygraphic combine'

410004, Saratov, Russia, 59, Chernyshevsky Str., 59, e-mail: [email protected]

CULTURAL AND HISTORICAL PATRIOTISM AS A FORM OF RUSSIAN CIVILIZATION SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация. Изучается феномен подъема культурно-исторического патриотизма российской интеллигенции на рубеже XX и XXI веков, проявившийся в возникновении большого количества периодических и повторяющихся изданий культурно-исторического направления; выявлены исторические предпосылки и социокультурный контекст этого явления, проанализировано его развитие.

Ключевые слова: патриотизм, культурно-патриотические издания, краеведение, российское цивилизационное самосознание.

Abstract. Examines the phenomenon of the rise of cultural-historical patriotism of the Russian intelligentsia at the turn of XX and XXI centuries, manifested in the emergence of a large number of periodic and recurring publications of cultural and historical areas; identified the historical background and socio-cultural context of this phenomenon, analyzed its development.

Keywords: patriotism, cultural and patriotic publications, local lore, Russian civilizational identity.

Патриотизм как духовное явление многогранен по содержанию и многообразен по формам своего проявления. Формы эти тесно связаны с содержанием духовного мира человека, его мировоззрением, уровнем

© Васильев Н.Н., 2017

культуры. Культура и история Отечества являются естественными фундаментальными основами патриотической личности. «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя, - писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. - Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков» [5].

В этом контексте культурно-исторический патриотизм является одной из форм национального и, шире, цивилизационного самосознания. Его проявления для русской интеллигенции всегда были очень важны. Внимание и уважение к памятникам истории и культуры, творческое собирательство (коллекционирование), краеведческую работу можно отнести к коренным устремлениям представителей русской интеллигенции.

В дореволюционной России краеведение широко и повсеместно культивировалось элитарными слоями интеллигенции как элемент и форма национального самосознания со времен Н.М. Карамзина. Это явление было также распространено в среде разбогатевших выходцев из крестьян. Разночинная интеллигенция в основном была как бы «без роду и племени», и значительная ее часть ненавидела Россию, русскую культуру и историю, бессознательно отождествляя их с тиранией: обида за бедствия предков и родственников застилала глаза. Именно эта часть интеллигенции сыграла роковую роль в развале России в начале ХХ века.

В послереволюционное время выжившая в революционной буре интеллигенция в своих основных ролях часто не допускалась до активного участия в общественной жизни. Одной из найденных «отдушин» стали исторические и культурные изыскания, краеведение. Большевистская власть с первых месяцев своего существования удивительным образом проявила тонкое и глубокое понимание потребности и важности сохранения и использования культурного наследия для поддержки усилий государства по созданию новой общественной системы. Уже в ноябре 1917 года была образована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников старины, а через год созданы губернские коллегии по делам музеев. Двадцатые годы ХХ века стали золотым десятилетием советского краеведения.

К началу 1930-х годов сложилась широкая сеть краеведческих музеев, организаций, кружков, превышающая по масштабам дореволюционный уровень более чем в десять раз. Эта массовая система имела свой централизованный

руководящий орган - Центральное бюро краеведения. И тут большевики усмотрели в сложившейся системе краеведения угрозу в качестве организованной идеологической силы. Действительно, краеведение оказывает определенное влияние на формирование патриотизма и культурно-исторических предпочтений, а через это имеет в обществе политическое влияние. В конце 20-х - начале 30-х годов большевики стали опасаться этого влияния и провели большую «профилактическую работу» - подвергли краеведов тотальным репрессиям. В результате краеведение в СССР в сложившемся виде было полностью разгромлено [7].

В последующие годы краеведение - обезглавленное, обескровленное и запуганное репрессиями - существовало исключительно в отведенных ему официальных рамках: в музеях и обществах любителей истории родного края под строгим контролем партийного аппарата. Культурно-исторический патриотизм вроде бы поддерживался и даже насаждался властью, но весьма однобоко, как патриотизм исключительно советский: прославлялась новая, пролетарская, культура и воспевалась новая, светлая, страница истории, а прошлое культурное наследие пользовалось весьма ограниченным вниманием, как продукт и наследие эксплуататорских классов. Отчасти это разбавлялось почитанием произведений искусства, изобретений и научных достижений дореволюционной эпохи, но в основном считалось, что все лучшее и достойное уважения появилось на свет после революции.

Однако общество, будучи живым организмом, изменяется и развивается даже при тоталитарной власти. Постепенный, плавный, хотя и неравномерный подъем культурного патриотизма стал происходить в 60-70-е годы ХХ столетия по мере «раскрепощения» общественных отношений и общего социокультурного развития.

Более интенсивный, бурный подъем культурного патриотизма произошел во второй половине 80-х годов: ситуация стала кардинально меняться в связи с ослаблением партийного и идеологического давления на общество. Возникли и стали укрепляться два направления общественных движений: одно (антисоветчики, диссиденты) деструктивное, разрушительное по своему содержанию; другое - духовно скрепляющее общество, создающее для него опору на историческую память, высокие достижения культуры. Протестные настроения хотя и носили по большей части пассивный характер, но энергично вызревали, развивались, расширяли сферу своего распространения, обретали большую внутреннюю силу.

При всей видимой противоположности этих двух социокультурных явлений у них имелось определенное генетическое родство. Культурный патриотизм, обращенный в досоциалистическое прошлое Отечества, отчасти также был одной из форм духовного протеста (или мягче - несогласия): если раньше было нельзя, то сейчас мы именно так и будем делать. Но с другой стороны и в еще большей степени это определялось результатами духовного развития советского общества, которое было очень сильным и происходило, несмотря на партийное руководство обществом, а во многом и благодаря влиянию этого руководства (клубы по интересам, научно-просветительская работа). Существенным стимулом роста культурного патриотизма, а также религиозного сознания, было с широкомасштабное празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году.

На этом фоне проявился интересный социокультурный феномен, состоящий в том, что в конце 80-х и в 90-е годы прошлого века возникло и выпускалось много периодических и повторяющихся изданий культурно-исторического характера. Феномен этот свидетельствовал о важности осознания того, что, по выражению В.В. Путина, «культура - главная объединяющая субстанция нации» [6], и явился материализацией такого видения общественной обстановки того времени.

Развитие социокультурной и духовной сфер общества, как, видимо, и всякое развитие, происходит неравномерно. В периоды стабильности и устойчивости формы духовной жизни становятся как бы чем-то самодовлеющим и скрывают внутреннюю жизнь и борьбу сущностных, содержательных моментов, в тень уходят вариантность, разнообразие, изменчивость. Другое дело переходные и тем более переломные периоды. Эти своеобразные «изломы» общества при внимательном их рассмотрении дают возможность лучше понять содержание, движущие силы, цели и тенденции общественных процессов. При смене форм общественных явлений это содержание открывается более ясно и отчетливо. К числу таких переломных периодов для нашей страны, несомненно, относятся последние два десятилетия ХХ века.

В этот период в общественной и духовной жизни Отечества происходили очень важные переходные социокультурные процессы и проявился целый ряд новых явлений и тенденций: произошло уменьшение идеологического давления на общество, началось возрождение религиозного и национального самосознания, причем не только в узкоэтническом виде, как например, в Грузии, а еще и в глубинном, цивилизационном.

Среди периодических и повторяющихся изданий культурно-исторического направления, возникших в конце прошлого века, прежде всего следует отметить центральные, общероссийские издания:

- «Памятники Отечества», альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Издавался с 1980 по 1997 год;

- «Наше наследие», иллюстрированный культурно-исторический журнал. Издается с 1988 года;

- «Родина», исторический иллюстрированный журнал. Издается с 1989 года;

- «Российский ежегодник '89» и «Российский ежегодник '90», альманахи;

- «Отечество», краеведческий альманах. Издавался с 1990 по 2000 год.

Кроме этого, в существовавших и ранее научно-популярных журналах,

таких как «Знание - сила», «Наука и жизнь», «Техника - молодежи», значительно возросло количество материалов культурно-исторического содержания, вплоть до целых тематических номеров [см., напр.: 2].

В этот же период, а также в первое десятилетие текущего века возникло большое количество региональных и местных изданий, например:

- «Уральская старина», литературно-краеведческий альманах. 19942008 годы (10 выпусков);

- «Костромская земля», краеведческий альманах Костромского фонда культуры. С 1990 года;

- «Краеведческие записки», Иркутск. 1994-2010 годы;

- «Наша родина - Иваново-Вознесенск», Ивановский областной ежемесячный исторический журнал. 2006-2010 годы;

- «Отечество», краеведческий альманах. Калининград, 2003-2009 годы.

По имеющимся данным, с 1988 года по настоящее время было

зарегистрировано и издавалось более 330 изданий культурно-исторического, краеведческого направления [3].

Такой подъем публикационной активности явился одним из следствий новых возможностей и свобод, возникших в рассматриваемый период. И очень важно, что он стал проявлением патриотических устремлений, по крайней мере, части отечественной интеллигенции, так как содержание публикаций имело огромное познавательное и воспитательное значение, формировало уважение и любовь к отечественной истории и культуре, восприятие их как бесценного наследия, которое надо не только сохранять и оберегать, но и использовать для развития общества на его основе.

В обсуждаемых изданиях и их публикациях можно заметить некоторые отличия от основного потока краеведения, который является как бы информационной археологией - накоплением фактов и артефактов. Здесь культурно-исторической тематике дополнительно стали присущи еще и некоторые эмоциональные (гордость) и сущностные стержни, доминанты. Хотя, наверное, и это можно считать некоторой разновидностью краеведения. Во всяком случае, духовная основа одна: любовь к Отечеству и его части -своей малой родине.

Справедливости ради надо отметить, что в последние десятилетия ХХ века публикационная активность резко выросла и в других сферах: например, в критике, порой очень жесткой, многих явлений истории и культуры Отечества, в первую очередь социалистического периода. Это тоже интересное явление, достойное, по-видимому, специального изучении и оценки.

Анализируя рассматриваемый феномен, следует особо выделить роль центральных изданий и их важное отличие от региональных. Последние выросли практически естественным путем на почве краеведения, издавна культивируемого в среде российской интеллигенции и еще «теплившегося» на региональном и местном уровне. Здесь проявились только заметный подъем «духовного статуса» и использование новых возможностей. Центральные же издания - это в некотором смысле качественно новое явление в российском (советском) обществе, по крайней мере, с дореволюционных времен. Для них была характерна очень большая географическая и временная широта охвата практически всего культурно-исторического пространства России (СССР).

В подъеме культурно-исторического патриотизма проявилось наличие нескольких важных обстоятельств. Это реальная, законная возможность для работы общественных организаций и объединений такой направленности и для публикации соответствующих материалов. (Такая возможность появилась во второй половине 80-х годов). Это наличие энтузиастов и подвижников, готовых самоотверженно взяться за общественно важное дело и отчасти забыть о том, как жестоко была разгромлена общегосударственная система краеведения в 30-е годы. Наконец, это наличие материальных возможностей (финансирования, бумаги). В последние два десятилетия ХХ века эти проблемы хотя и с трудом, но решались энтузиастами через институты власти, общественные организации и благотворительную поддержку частных лиц. Находились не только частные спонсоры, но и органы власти и общественные организации, бравшие под свое крыло издания культурно-патриотического направления.

Понятно, что новые явления в жизни общества возникают тогда, когда это становится «можно» после длительного периода «нельзя». Но ведь для того чтобы возможное стало действительным, требуется, чтобы это кому-то было «нужно». Поэтому отметим, что потребность внимательного изучения, осознания и наследования культурных достижений предков сохранялась у многих представителей отечественной интеллигенции как духовная потребность (наряду с религиозностью, в тесной связи с ней как по содержанию, так и по форме).

В связи с обсуждаемыми изданиями очень интересен и тот факт, что исторические обстоятельства появления этих изданий обнаруживают тесную связь с деятельностью подвижников и патриотов России: академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова («Памятники Отечества», академика Дмитрия Сергеевича Лихачева («Наше наследие»), журналиста Владимира Петровича Долматова («Родина»), искусствоведа, литературоведа Юрия Александровича Бычкова («Российский ежегодник»), журналиста, краеведа Алексея Сергеевича Попова («Отечество»).

В регионах же практически каждое из изданий - результат маленького подвига. И в столицах, и на периферии находились подвижники, которые сыграли огромную роль в поддержании и формировании культурно-исторической памяти нашего народа.

Судьбы рассматриваемых изданий также очень поучительны. Многие из них закрыты в конце 2000-х годов или даже ранее. Альманах «Памятники Отечества», например, прекратил свое существование вскоре после смерти его основателя и бессменного редактора академика И.В. Петрянова-Соколова. Огромную разрушающую роль сыграли кризисные экономические явления.

Одной из общих и глубоких причин прекращения выпуска изданий культурно-исторического направления можно считать проявления глобализации: индивидуальные сознания замыкаются на проблемах, связанных с развивающимся культом благосостояния. Патриотизм становится «немодным». В связи с этим, с одной стороны, угасает интерес к культурно-исторической тематике, а с другой - любые печатные издания (книги, журналы) становятся все более дорогим удовольствием. Кроме того, современные информационные технологии (Интернет, электронные книги, мобильная связь) в узкоутилитарном плане значительно более выгодны и эффективны, что делает использование бумажной литературы малопривлекательным.

Особое обстоятельство имело место в деятельности региональных и местных изданий: исчерпание региональной и местной культурно-

исторической тематики. Впрочем, тематическое исчерпание или неисчерпание связано также с тем, как издатель определяет для себя пространственно-временные и духовные границы, грани исследуемой тематики. До настоящего времени продолжают выходить не более десятой части региональных и местных изданий из числа зарегистрированных в последние три десятилетия. Практически все они финансируются органами власти и бюджетными организациями.

Таким образом, мы наблюдаем затухание культурно-патриотического движения в духовной жизни российского общества. Оно (затухание) является следствием и одним из проявлений разносторонних и масштабных процессов цивилизационной деградации, происходящих в нашем обществе в тесной связи с социальными изменениями [1]. Указанное затухание в определённой степени является также отражением развития, видоизменения форм духовных проявлений в современном обществе. В силу этого, с учетом реалий современного периода, очень важно находить возможности для продолжения исторических исследований и публикаций социокультурной направленности, имеющих очень большое патриотическое значение. Эти исследования и публикации являются скрепляющим материалом для сохранения и дальнейшего формирования нашего российского цивилизационного самосознания, поддержания и укрепления великого духовного и социокультурного явления - российской цивилизации (культурно-исторического типа, системообразующего фактора, согласно философско-историческому учению Н.Я. Данилевского). Можно сказать, что надо укреплять не национальное самосознание (это «динамит», который может оказаться весьма разрушительным), а цивилизационное самосознание и самотворение.

В настоящее время нужны новые формы представления, популяризации, пропаганды и распространения культурно-исторической информации, включения ее в процессы воспитания и становления подрастающего поколения (например, сайты культурно-исторической направленности), не обязательно с определенной периодичностью публикации материалов.

Культурно-исторический патриотизм актуален как одна из форм и одно из направлений реализации интеллигенцией своей позитивной, укрепляющей общество роли и цивилизационной миссии - очень важного элемента необходимого для выживания и развития России. Как сказал Д.С. Лихачев, «память - это не только сохранение прошлого, но и забота о будущем» [4]. Это очень важно помнить всегда и, наверное, особенно важно - в текущий период истории Отечества, когда, скорее всего, происходит еще один «излом».

Список литературы

1. Васильев Н.Н. Трансформация менталитета и жизнеспособность российской цивилизации // Интеллигенция и мир. - 2016. - № 3. - С. 85-103.

2. Знание - сила. - 1991. - № 2. - 99 с.

3. Краеведческая периодика России. - URL: http://kraeved.lfond.spb.ru/names (дата обращения: 12.11.2017).

4. ЛихачевД.С. Любить родной край // Отечество : Краевед. альманах. - М., 1990.-Вып. 1. - URL: http://annales.info/other/ot1_pred.htm (дата обращения 11.10.2017).

5. Лихачев Д С. Письма о добром и прекрасном : Письмо сорок первое. Память культуры. - URL: http://капканы-егэ.рф/index.php/kшzhnaya-polka/662-d-s-Hkhachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom?showall=&start=42 (дата обращения 11.10.2017).

6. Путин: культура - главная объединяющая субстанция нации // Независимая газета. -2014. - 24 апр. - URL: http://www.ng.ru/politics/2014-04-24/3_president.html (дата обращения: 12.11.2017).

7. Смирнова Т. Судьбы репрессированных краеведов / Интервью взяла С. Фадеева. -URL: http://urokiistorii.ru/article/53469 (дата обращения: 12.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.