СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ
О.А. Тогусаков, д-р филос. наук, профессор, член-корреспондент НАН КР, вице-президент НАН КР
Жанышбек у. Азамат, младший научный сотрудник
Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики (Кыргызской Республики, г. Бишкек)
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие гражданского общества в Кыргызстане, как сложная система. Дается краткая характеристика к базовым ценностям гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, государство, модернизация, культура, индивид.
Формирование гражданского общества представляет собой сеть независимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю граждан. Условия жизнедеятельности общества должны соответствовать к реалиям времени. Все его члены должны обладать конкретной собственностью, правом использовать её и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие развитой и богатой социальной структуры, отражающей разнообразие интересов различных групп и слоёв. Жизнь подтвердила, что бедность неразвитость социальной структуры всегда служили питательной средой для диктаторских режимов. Социальная база гражданского общества - это средний класс. Он включает в частности научный управленческий и административный персонал. Именно средний класс обеспечивает не только научный и технический прогресс, но и придаёт устойчивость обществу в политическом и экономическом отношении. Гражданское общество возникает, когда открывается возможность участия индивидов в государственной деятельности. Наличие или отсутствие гражданских прав и свобод служит индикатором состояния и уровня развития гражданского общества.
Процесс формирования гражданского общества это многоуровневый нелинейный процесс возникновения и конструирования в социальном пространстве. Его содержание способы осуществления временные сроки и векторная направленность детерминируется ступенью развития соци-
альной системы. Гражданское общество -это не только система, как, например, государство, но и живая жизнь народа, характерная для определенной стадии общественного развития. Оно возникает из потребности в динамическом равновесии между системным и жизненным мирами. С самого начала оно выступает как связующее звено между ними. Жизненное начало, формируемое общей духовностью и народными традициями, является определяющей стороной дихотомии системный мир - жизненный мир. Поэтому попытки отдельных исследователей рассматривать гражданское общество как одну из многих сфер жизнедеятельности социума вряд ли обоснованы. Ведь гражданские отношения, регулируемые таким обществом, охватывают все сферы проявления общественных отношений. Даже личная жизнь индивида неотделима от гражданственности. Люди, игнорирующие гражданские интересы, изолируя себя от всего общества, способны подпадать под влияние асоциальных тенденций, вплоть до природных инстинктов. Поэтому для строения гражданского общества как целостного и качественного феномена необходимо возникновение и последующая адаптация трёх его систем: системы субъектов, системы институтов, и культурной подсистемы. Эти три подсистемы могут, рассмотрены как независимые оси организации элементов гражданского общества. Предпосылками процесса появления гражданского общества в социальной системе лю-
бого типа является наличие индивидов, обладающих фундаментальными правами, и свободами, закреплёнными в соответствующих в законодательных актах. Существование в социальном пространстве системы свободных от прямого государственного вмешательства полей необходимых для развёртывания институтов структур гражданского общества. Становления гражданского общества от степени развитости экономических отношений, развитости и личной свободы индивидов. Гражданское общество в настоящее время рассматривается с учётом уже сложившихся конкретных обстоятельств, которые нацеливают говорить не столько, о том как должно быть, а выяснить причины того, что уже есть.
Общемировая тенденция повышения интереса к проблеме развития гражданского общества в нашей стране проявляется особенно ярко в связи с необходимостью реформирования сложившейся социально-политической ситуации. Идея построения гражданского общества требует постоянного научного осмысления и относится к разряду приоритетных гуманистических целей всего человечества. Гражданское общество открытое саморазвивающееся образование, в котором центральное место занимает человек индивид личность. В гражданском обществе свободные люди индивиды объединяются в одно целое. Ещё Имануэль Кант определял государство как организацию людей, объединённых законом. Трактовка Канта в определённой степени перекликается с пониманием гражданского общества Г. Гегелем [1, С. 2333]. Он видел в эпохе торжества гражданского общества, такое положение вещей, при котором люди благодаря участию государства собственным трудом приносят пользу себе и другим. Согласно Гегелю, гражданское общество включает в себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов.
Проблема взаимоотношений государства и личности является одной из ключевых в современном гуманитарном знании. При социокультурном подходе в центре внимания находится взаимодействие типа общества и личности. На разных историче-
ских этапах неоднозначно решался вопрос о том, чьи интересы важнее государства или гражданского общества. В советский период коллективные интересы считались приоритетными, со времени приобретения Кыргызстаном независимости большинство кыргызстанцев считают приоритетными свои собственные индивидуальные интересы. Это не удивительно, уже на протяжении 25 лет население страны предоставлено самому себе [2, С. 33-38]. Нет практических никаких социально-правовых гарантий со стороны государства, хотя государство даёт немало гарантий на бумаге. Так изменение ценностных ориентаций в сфере гражданственности привело к безысходности многих граждан страны. Потому как интересы государства и потребности гражданского общества чрезвычайно важны и не могут быть полной мере реализованы с ущемлением одной из сторон. Только гармоничное сочетание интересов гражданского общества и государства могут привести к развитию обе стороны. Но нельзя отрицать тот факт, что наилучших результатов в собственной самореализации личности можно только добиться гражданском обществе. Ведь гражданское общество - эта такая форма общественного устройства, где реализовать свои возможности могут большинство граждан. Гражданское общество - это общество активных индивидов способных отстаивать свои интересы.
Нужно отметить, что гражданское общество формируется с появлением самостоятельного индивида наделённого определённым комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом ответственность перед обществом. В этом же состоит проблема для граждан нашей страны. Еще одной проблемой, является формированием гражданского общества, а также ликвидация явных сословных и имущественных привилегий, нужно повысить роль самой личности её возможности всесторонней реализации в обществе. Таким образом, перечисленные проблемы, препятствуют скорейшему становлению гражданского общества, главными из которых являются:
- расслоения общества наличие социальных ярких контрастов, отчуждение по имущественному и территориальному признаку;
- отсутствие системности гражданских структур, низкий уровень оперативности гражданских образований;
- слабость структурированных интересов отсутствие ярко выраженной позиции;
- пассивность участия граждан в общественно-политической жизни страны.
Перечисленные тенденции, оказывающие влияние на облик гражданского общества в Кыргызстане вызваны как историческими особенностями развития нашего общества, так и современными [3, С. 4346]
Анализируя современную социально-политическую, ситуацию в Кыргызстане следует отметить, что в стране национальная идея способствовала бы единению народа. Национальная идея - это достаточно гибкий механизм краткий по содержанию на объёмный по смысловой расшифровке, включающий в себя элементы прямой аналогии современности и будущего. Учитывая социальное различие, внутри любого этнического общества национальная идея может быть модифицирована под запросы определённых слоев, но при этом она должна быть абсолютно одинаковой. Специфика нашего гражданского общества заключается, что достижение справедливости и порядка в Кыргызстане традиционно соотносилось с наличием сильного кровнородственного клана [4, С. 65-70].
Государство в идеале должно стать гражданским и социальным. На формирование социально ориентированного государства воздействует не только внутренние факторы становления гражданского общества. Определяющее влияние оказывает и общая эволюция государственности направления на формирования мировых надгосударственных органов и организаций. Следовательно, на эволюцию гражданского общества оказывают влияние две тенденции. Одна ведёт к преобразованию, укреплению государственных образований. Вторая тенденция ведёт к идеологии и практике повышения социальной ценности государства. Формирование граждан-
ского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли закона и права. Признаками гражданского общества являются открытость, глобальность свобода, в том числе доступ информации.
В настоящее время между государством и гражданским обществом существует множество противоречий. Главное из которых заключается в отсутствии по настоящему сильного гражданского общества. Понятие свобода в гражданском обществе часто используется в корыстных целях.
Основная сложность гражданского общества в Кыргызстане обусловлена в первую очередь с тем, что создание полноценных гражданских институтов в современном мире требует глубоких модерни-зационных трансформаций затрагивающих самые традиционные основы. Иначе говоря, модернизация должна затронуть не только политические и правовые институты она должна затронуть и культуру общества. Одним из критериев позволяющим достаточно объективно судить о состояния гражданского общества, является уровень культуры общества. Здесь наблюдается очевидная прямая связь, а именно чем ниже уровень культуры, тем менее развиты институты гражданского общества.
Особенность национальной правовой культуры заключается в восприятии прав личности не в качестве абсолютной ценности, а в качестве средства для служения обществу. Например, право воспитания детей рассматривается как средство для исполнения обязанностей по формированию личности порядочного и нравственного человека. Право на власть и управление понимается как средство для исполнения обязанности служения, а не привилегия [5, С. 21-27].
Таким образом, чтобы построить сильное гражданское общество нужно учитывать и то, что базовой ценностью служит и исторический опыт нашего народа, его примерное законопослушание и достаточно развитое правосознание. Однако современные политики иногда пренебрегают вечными ценностями, утверждая, будь-то в полиэтническом обществе традиционные
ценности не приемлемы. Тем не менее, исторический опыт последних двух десятилетий показывает, что кыргызский народ, - один из самых восприимчивых новшеству толерантный народ, который за последние четверть века претерпел бесконечные модернизации и реформы. Известно, что все реформы осуществляются на основе права, поэтому законопослушность нашего человека беспримерна но - не бесконечна.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы приходим к следующим выводам. Практика новейшей истории страны заставляет по-новому взглянуть на гражданское общество и заставляет нас
предложить изменение ее ценностных оснований и ориентаций. Нужно быть реалистом и набрать смелости признать, что обсуждение базовых ценностей общества без конкретной новой программы останется лишь важным элементом дискуссий, но не практики строения гражданского общества [6, С. 65-78].
В настоящее время гражданское общество в Кыргызской республике находится зачаточном состоянии. Для его развития необходимо существенное улучшение качества жизни кыргызстанцев. Социокультурные условия являются определяющими при становлении гражданского общества.
Библиографический список
1. Бектанова А.К. Генезис гражданского сектора // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №3 (45).
2. Бектанова А.К. Социокультурная трансформация в Кыргызстане // Тамбов Грамота. - 2016. - №65.
3. Смоленский М.Б. Правовая культура и гражданское общество. - М., 2001.
4. Дугин А.Г. Теория Евразийского государства. - М., 1998.
5. Мицкевич А.В. Взаимодействие права и нравственности. - М., 2004.
6. Селезнёв И.А. Гражданское общество и культура. - М., 2008.
SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF CIVIL SOCIETY
IN KYRGYZSTAN
O.A. Togusakov, doctor of philosophy, professor, corresponding member of the National academy of sciences of the Kyrgyz republic, vice president of the National academy of sciences of the Kyrgyz republic
Janyshbek u. Azamat, junior researcher
Institute of philosophy and political legal studies of the National Academy of sciences of the
Kyrgyz Republic
(Kyrgyz Republic, Bishkek)
Abstract. This article examines the development of civil society in Kyrgyzstan as a complex system. A brief description of the basic values of civil society is given. Keywords: civil society, state, modernization, culture, individual.