Научная статья на тему 'Социокультурные особенности социальной ответственности российского предпринимательства'

Социокультурные особенности социальной ответственности российского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
470
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ENTREPRENEUR / STATE / SOCIETY / BUSINESS / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIOCULTURAL FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ромашова Людмила Олеговна

В статье рассматривается влияние социокультурных факторов на социальную ответственность предпринимательства; выделяются критерии оценки социальной ответственности предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural Features of the Social Responsibility of Russian Business

In the article the influence of sociocultural factors on the social responsibility of business is considered. The criteria for the evaluation of business social responsibility are distinguished.

Текст научной работы на тему «Социокультурные особенности социальной ответственности российского предпринимательства»

Социокультурные особенности социальной ответственности российского предпринимательства

Л. О. Ромашова (Московский гуманитарный университет)*

В статье рассматривается влияние социокультурных факторов на социальную ответственность предпринимательства; выделяются критерии оценки социальной ответственности предпринимательства.

Ключевые слова: предприниматель, государство, общество, предпринимательство, социальная ответственность, социокультурные факторы.

В России одним из активных субъектов социально-экономической деятельности является предприниматель. Ведя самостоятельно хозяйственную деятельность на свой страх и риск, он создает собственную систему ценностей, в определенной степени ориентированную на уже существующую нормативную систему.

Экономическое поведение предпринимателя определяется социокультурными факторами. Предприниматель, являясь центральной фигурой в рыночной экономике, взаимодействует с государством, обществом, с различными социальными группами и организациями. Успех такого взаимодействия определяется ролью ценностных ориентаций в социально-экономической культуре общества. Культура общества обусловлена набором норм и системой ценностей, определяющих поведение предпринимателей. Наличие прав и возможностей устанавливает границы действий предпринимателя и способствует развитию субкультуры. Предпринимательская субкультура выступает своеобразной проекцией культуры общества, реализуемой через социально-экономические отношения.

Предпринимательство осуществляется в определенных социокультурных условиях, порожденных менталитетом народа, культурой общества, сложившими традициями,

действующими законами. Все эти культурные элементы в совокупности придают социокультурную направленность предпринимательской деятельности, преобразуя ее потребности, мотивы, ориентиры, цели и оказывая значительное влияние на практическую деятельность. Внутреннее содержание, механизмы деятельности поддерживают социальную направленность предпринимательства. Она проявляется в культурных традициях, идеологии, ценностях, деловых поступках и т. д. Социальный курс предпринимательства характеризует его эффективность, успешность, устойчивость и живучесть. Жизнеспособность предпринимательских структур определяется состоянием и уровнем развития социальных сторон деятельности. Критериями успешной деятельности компании являются деловая репутация, ее социальная активность, надежность, привлечение значительного количества клиентов и т. д. Ориентация на социальные установки, общественные ценности, традиции оказывает существенное влияние на степень социальной ответственности.

Социальная ответственность малого предпринимательства становится неотъемлемым элементом его имиджа. Осуществление этой направленности возможно при реализации основной экономической функции предпринимательства — получения прибы-

* Ромашова Людмила Олеговна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: LOR7@ yandex.ru

ли. За счет прибыли решаются социальные задачи, в частности формируется предпринимательский слой населения, внедряются различного рода инновации, создаются дополнительные рабочие места, складывается конкурентная среда, отчисляются налоги в государственную казну и т. д. Решение социальных задач повышает ответственность участников предпринимательской деятельности. Социальная ответственность предпринимательства — это социально сознательное организующее действие предприятия в рамках предъявленных требований и существующих норм. Социальная ответственность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Ее целенаправленность подчеркивает осознанность и понимание общественной роли предпринимателя.

Повышается социальная значимость малого предпринимательства, и вместе с этим меняется к нему отношение со стороны общества. Социологическое исследование «Малое предпринимательство в условиях рыночных отношений», проведенное в 2010 г. с участием автора, показало, что около 41% из 210 опрашиваемых граждан России положительно оценивают деятельность малого предпринимательства, 18% — негативно и 4% не определились со своим мнением. Поскольку отношение формируется на основе степени удовлетворения потребностей населения (качество услуг и товаров, экологическая характеристика, возможность самозанятости и т. д.), это предопределяет особый уровень социальной ответственности предпринимательства.

В современной рыночной экономике в результате демонополизации государственной собственности, разрушения плановой экономики, повышенного соперничества за выгодные условия произошла деформация системы ценностей. Смена нравственных ориентаций в основном сопровождается менее привлекательными для общества идеями. Конкуренция как неизбежный атрибут рыночных отношений, наряду со своими положительными особенностями, порождает

и ряд негативных явлений (социальное неравенство, социальная напряженность, недоверие, чувство зависимости, излишняя осторожность, конформизм и т. д.), что накладывает определенный отпечаток на формирование коммерческих установок предпринимателей. Конкуренция заставляет предпринимателя искать выгоду себе даже в ущерб другим. Состязательность и соперничество вынуждают предпринимателей бороться за лучшие условия существования, а порой и за выживаемость.

Эгоистический принцип предпринимательского поведения превосходить соперни-ков-конкурентов выходит на первый план. Оттесняется гражданская позиция предпринимательства, осознание ее социальносозидательной миссии, а именно моральной ответственности перед обществом. Деформируются деловые отношения. Активно проявляющиеся боевые качества оттесняют социальные приоритеты. Жестокая конкурентная борьба разрушает этические, моральные принципы, а также человеческие отношения. Активность предпринимательства направлена прежде всего на реализацию своих основных потребностей: выживание, безопасность, устойчивость в развитии. Кроме того, современная деловая жизнь диктует свои псевдогуманные принципы (победа любой ценой). Нравственная неразборчивость существенно затрудняет развитие российского бизнеса. Предприниматель чаще всего занимает ту позицию, которая существенно влияет на наращивание прибыли.

Поэтому социальная ответственность носит порой искаженный характер. С одной стороны, рациональное прагматическое поведение способствует жизнестойкости предприятия, с другой — разрушает социальные и моральные нормы. Найти компромисс между собственной выгодой и общественной пользой — это и есть определенная социальная ответственность предпринимателя. Это подтверждает и один из моральных принципов социальной ответственности, говорящий о стремлении к всеобщему

благу. Способность ставить свои и общественные интересы на одинаковом уровне, отказ от ненормативного поведения в своей хозяйственной деятельности становятся определяющей позицией социального предпринимательства.

Социально ответственного предпринимателя привлекают, с одной стороны, прибыль, с другой — общественно полезная, предпринимательская выгода с учетом потребительского интереса. Как заметил Г. Форд, «задача предприятия — производить для потребления, а не для наживы и спекуляции» (Форд, 1989: 18). Реализуя свои экономические пристрастия, предприятия затрагивают интересы как отдельных сообществ, так и в целом всего общества. Как представитель социально-экономического процесса, предприниматель в качестве активного хозяйственного субъекта способен средствами инновационной деятельности повысить конкурентоспособность, преодолеть затянувшийся экономический кризис и в конечном счете способствовать обеспечению благосостояния населения. Возникает всеобщая заинтересованность делового сотрудничества общества и бизнеса.

Для консолидации субъектов общественных отношений важно учитывать стандарты и критерии в отношении социальной ответственности. Критерии социальной ответственности позволят субъектам бизнеса осознать ее результативность, экономическую и социальную выгодность и признать ее базовым фактором конкурентоспособности.

Можно выделить ряд направлений, по которым возможна оценка социальной ответственности: качество произведенного продукта или оказываемых услуг; защита окружающей среды, экологическая безопасность; социальная защита работников; соблюдение законодательства; активность в социальных программах региона (участие в общественных организациях, благотворительных акциях); репутация предприятия.

Эффективность социального управления и уровень социальной ответственности ма-

лого предпринимательства можно проследить по следующим направлениям:

1) миссия организации, акцентирующая внимание на социальных вопросах предприятия;

2) реализация социальных программ;

3) проведение социальных мероприятий.

Большое значение в решении общественных проблем имеет взаимодействие государства, общества и бизнеса, выступающих в качестве партнеров, спонсоров. Такая политика ориентирована на долгосрочное развитие и является условием роста и процветания предпринимательства. Социальная ответственность должна выступать одним из элементов миссии предприятия и воздействовать без ущерба своей деятельности на общество и культуру в целом. Эта стратегия предпринимательства ведет к выигрышу и процветанию общества.

Социальная ответственность предпринимательства базируется на следующих позициях:

— правовой (степень соответствия деятельности предпринимателя законодательству и разоблачение незаконных действий со стороны клиентов);

— этической (следование моральным нормам, ценностям и правилам поведения);

— филантропической (включает элемент пожертвования, занятие благотворительностью).

Правовое направление основывается на соблюдении законодательства и правил, установленных предприятием и обществом. К ним можно отнести своевременную оплату всех видов налогов; соблюдение законодательных норм в области трудового права, охраны окружающей среды; обеспечение безопасности, здоровья, прав человека; обязательств в сфере социальной политики.

С позиции морально-этической ответственности предпринимательства во главе угла стоит неукоснительное соблюдение этических стандартов. Суммарный вред от неэтичного делового поведения значительно превышает экономическую выгоду. Бизнес невозможен без соблюдения норм этики. Это

следует из необходимости поддерживать контакты с партнерами, выполнять договорные обязательства, заключать контракты с потребителями и поставщиками, вести деловые переговоры и т. д. Реакция на нечестное деловое сотрудничество ставит под сомнение престиж предприятия и его руководителей. Это, несомненно, отражается на количественных показателях развития, прибыли. Нравственная устойчивость неразрывно связана с перспективой. Любой обман рано или поздно обернется против недобросовестных предпринимателей. А репутация не поддерживается временным вознаграждением и сиюминутной выгодой, а оценивается длительными отношениями. Деловая этика — стержень современной культуры предпринимательства.

Одной из форм социальной ответственности предпринимательства являются добровольные пожертвования прибыли на социальные нужды в качестве благотворительности, спонсорства, меценатства. Сохранение доброго имени на рынке важнее, чем экономический интерес. Устойчивое представление о социальной справедливости способствует проявлению конкретных действий. Общественное сознание в рыночной экономике меняется от абсолютизации прибыли как главной цели бизнеса до признания высокой значимости социальных ценностей.

В настоящий момент в России имеют место проявления асоциально настроенного предпринимательства. Не многие предприниматели обладают высокими качествами гуманизма и осознают свою роль в процветании общества. Нередки нарушения Трудового кодекса по отношению к своим работникам, деловых обязательств перед клиентами, партнерами, хищническое использование сырьевых ресурсов и т. д.

Очевидно, что длительное игнорирование социальных проблем в перспективе разрушительно скажется на имени предприятия. В этой связи следует отметить огромную роль государства. Половина из опрошенных нами (54,5%) отметила, что успешное развитие малого предпринимательства зависит

в равной степени как от государства, так и от бизнеса, 41% отметили, что пока еще недостаточно принимаются меры для поддержки малого предпринимательства со стороны властей.

Государство, обладающее определенным набором инструментов, способно обеспечивать и контролировать социальную деятельность предпринимателей.

В рамках социальной направленности экономики и роста социального предпринимательства возможны следующие действия:

1) координация действий государства и предпринимательских структур и установление между ними партнерских отношений;

2) гласность, информирование о содержании конкретных мер государственной поддержки предпринимательства;

3) повышение социального статуса предпринимательства через привлечение его к участию в социальных программах;

4) определение приоритетных стратегических направлений в социальной сфере и привлечение предприимчивых людей;

5) информирование о благотворительных акциях и социальных инициативах, позиционирующих предприятия в глазах общественности;

6) поощрение предприятий, акцентирующих внимание на удовлетворении потребностей населения, особенно социально незащищенных граждан;

7) поддержка инновационных предприятий, осуществляющих активное внедрение и реализацию нововведений, научно-технических достижений.

Государство как основной субъект развития предпринимательства обладает системой мер правового воздействия. Разумный баланс интересов всех субъектов хозяйственной деятельности, который способна поддерживать государственная политика, — основа экономической и социальной стабильности в обществе. Цивилизованное предпринимательство, которое действительно стремится оправдать социальные и культурные ожидания государства и общест-

ва, должно адекватно реагировать на изменения общественной ситуации, решать социальные и экономические проблемы России. А в обстановке дефицита государственных инвестиций в социальную сферу основным ресурсом решения общественных проблем и социального развития общества становится социально ответственное предпринимательство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Форд, Г. (1989) Моя жизнь, мои достижения. М. : Финансы и статистика. — 206 с.

SOCIOCULTURAL FEATURES OF THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF RUSSIAN BUSINESS L. O. Romashova (Moscow University for the Humanities)

In the article the influence of sociocultural factors on the social responsibility of business is considered. The criteria for the evaluation of business social responsibility are distinguished.

Keywords: entrepreneur, state, society, business, social responsibility, sociocultural factors.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Ford, G. (1989) Moia zhizn’, moi dostizheniia. M. : Finansy i statistika. — 206 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.