Научная статья на тему 'Социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры'

Социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ДОСУГ / ДОСУГОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL AND CULTURAL MECHANISMS / LEISURE / LEISURE NEEDS / FESTIVE CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Анастасия Александровна

В статье рассматриваются различные степени и уровни проявления социокультурных механизмов формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры; выявляются различные формы работы с молодёжью на основе организации праздника; применяются новые технологии в развитии досуговых потребностей молодёжи; анализируются взаимосвязи между праздничной культурой и досуговыми потребностями молодёжи. Автор раскрывает основные направления реализации социокультурных механизмов в системе социально-культурного развития личности. В статье расширены представления о сущности праздничной культуры на основе новых методологических знаний в области социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL MECHANISMS OF LEISURE NEEDS FORMATION OF YOUTH BY MEANS OF FESTIVE CULTURE

The article examines various degrees and levels of manifestation of social and cultural mechanisms of shaping the leisure needs of youth by means of festive culture; various forms of work with youth are identified based on the organization of a holiday; new technologies are applied in the development of the leisure needs of youth; the relationship between the festive culture and the leisure needs of youth is analyzed. The author reveals the main directions of implementation of socio-cultural mechanisms in the system of socio-cultural development of the individual. The article expands on the essence of the festive culture based on new methodological knowledge in the field of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «Социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Анастасия Александровна ХАЙРУЛЛИНА,

педагог кафедры социально-культурной деятельности и педагогики Казанского государственного института культуры, Казань, Республика Татарстан, Россия

е-mail: vinogorova@mail.ru

В статье рассматриваются различные степени и уровни проявления социокультурных механизмов формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры; выявляются различные формы работы с молодёжью на основе организации праздника; применяются новые технологии в развитии досуговых потребностей молодёжи; анализируются взаимосвязи между праздничной культурой и досуговыми потребностями молодёжи. Автор раскрывает основные направления реализации социокультурных механизмов в системе социально-культурного развития личности. В статье расширены представления о сущности праздничной культуры на основе новых методологических знаний в области социально-культурной деятельности. Ключевые слова: социокультурные механизмы, досуг, досуговые потребности, праздничная культура, социокультурное пространство.

SOCIAL AND CULTURAL MECHANISMS OF LEISURE NEEDS FORMATION OF YOUTH BY MEANS OF FESTIVE CULTURE

Anastasiya A. Khairullina, Teacher of the Department of Social and Cultural Activity of the Kazan State Institute of Culture and Arts, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia

e-mail: vinogorova@mail.ru

The article examines various degrees and levels of manifestation of social and cultural mechanisms of shaping the leisure needs of youth by means of festive culture; various forms of work with youth are identified based on the organization of a holiday; new technologies are applied in the development of the leisure needs of youth; the relationship between the festive culture and the leisure needs of youth is analyzed. The author reveals the main directions of implementation of socio-cultural mechanisms in the system of socio-cultural development of the individual. The article expands on the essence of the festive culture based on new methodological knowledge in the field of socio-cultural activities.

Key words: social and cultural mechanisms, leisure, leisure needs, festive culture, social and cultural space.

Состояние современного российского социально-культурного пространства, формирование досуговых потребностей молодёжи обусловли-

ваются объективными тенденциями развития культуры, интенсификацией и углублением использования информационных технологий и мультимедиа, появлением новых социальных ценностей и институтов и в целом новым вектором цивилизационного развития общества, его стремлением к новым культурным вершинам, связанным с выходом на мировой уровень.

Выявление социокультурных механизмов формирования досуго-вых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры является одной из важнейших проблем социально-культурной деятельности. Социокультурные механизмы - это системные, интегрированные формы, методы, условия, приёмы, определяющие развитие социально-культурной сферы на основе активизации личности в системе удовлетворения её досуговых потребностей. Социокультурные механизмы связаны с использованием новейших и традиционных досуговых систем, реализацией личностью современных инновационных технологий в условиях подбора креативных решений и культурного самоопределения. Социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры во многом определяются традициями и ценностями, связанными с новыми возможностями социально-культурного пространства и с новыми технологиями социально-культурной праздничной среды.

Важным социокультурным механизмом формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры является информационная открытость, обеспечение доступа молодёжи к полной и объективной информации о проведении праздничного мероприятия, его целях и направленности, специфики организации. Так, А. Я. Флиер отмечает, что одним из важных социокультурных механизмов является локальная культурная система, которая представляет собой информационное поле, некую информационную непрерывность, развивающуюся между людьми в условиях обеспечения социальной интеграции общества. Важно, подчёркивает учёный, выделить систему идеальных ценностей, исторические системы воспроизводства культуры, новые понятия и смыслы, которые транслируются в электронных средствах массовой информации [4]. И. И. Назаров, анализируя информационную открытость, обеспечение доступа молодёжи к полной и объективной информации о проведении праздничного мероприятия, его целях и направленности, специфики организации, считает, что современная праздничная культура насыщена традиционными элементами. Размещённые в Интернете фотографии праздничной культуры позволяют увидеть значительную трансформацию традиций праздника в современной реконструкции его проведения. Это позволяет расширять круг его участников, выходя за рамки исключительно действия, и позволяет принимать участие в празднике всем желающим [3]. Т. П. Ванченко отмечает, что праздник как целост-

ная структура воздействует на все социально-физиологические аспекты жизнедеятельности человека, оказывая значительное влияние на его мышление и воображение [2].

Формирование досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры имеет свои особенности. Праздничная культура - это интегративная система важнейших социокультурных категорий, реализуемых в условиях социально-культурной деятельности, которая определена культурологическими, педагогическими, социологическими, философскими и социальными концепциями, базирующимися на категориальном каркасе организации и проведения праздника, на выявлении его сущности. Важнейшими показателями праздничной культуры являются: социальные ценности, реализуемые в конкретном празднике, традиции и обычаи, культурные нравы страны, обряды и церемонии, таинства и сакральный смысл, социальное предназначение и индивидуальные решения, инновационные техногенные направления и материально-техническая база, трансцендентная сущность праздничного действия. Праздничная культура - это всегда совокупность нескольких видов творчества и сценарно-режиссёрских решений, песни и танца, пантомимы и игры, розыгрышей и загадок, анимации и шоу, творческих выступлений и конкурсов, фестивалей и смотров. Хотим отметить, что роль искусства в процессе социальной трансляции культурных смыслов имеет преимущественные позиции в условиях пропаганды в системе Интернет и мультмедиа, где гуманитарная составляющая данных систем определяется функцией служения культурному воспитанию и развитию молодёжи. Информация по вопросам организации праздников размещается специалистом структурного подразделения социально-культурной сферы на официальном сайте и на информационных стендах в помещениях для работы с молодёжью.

Важным социокультурным механизмом формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры является использование финансовых и социально-культурных ресурсов коммерческой сферы организации праздников. Современные праздники, связанные с event-технологиями, направлены на организацию корпоративных мероприятий с инновационными, подчинёнными общим организационным целям задачами. При этом главное внимание уделяется индивидуальным решениям, субъективному восприятию праздника, будь то "event''-обед или "event''-событие. Even - это система событийного маркетинга, направленная на организацию специальных мероприятий: презентаций, конференций, церемоний, торжеств, праздничных услуг. Продуманная организация и спланированная инсценировка являются залогом успеха достижения цели event-мероприятия, что влияет на эффективность работы предприятий, заказывающих данные услуги.

Финансовые и социально-культурные ресурсы коммерческой сферы организации праздников отвечают современным экономическим тенденциям, покольку используют новейший реквизит и инновационные мультимедийные технологии. Коммерческая сфера досуга - очень гибкая и очень быстро улавливающая спрос и предложения социально-культурной сферы организации праздников, она имеет широкую техническую и материальную оснащённость за счёт мобильной коммерческой ценовой политики.

Наиболее важным является подход к изучению праздника как специального мероприятия, инициированного и финансируемого компанией для персонала, являющегося средством поддержания организационной культуры. Вопрос об организации корпоративных праздников становится очень актуальным, так как связан с имиджевым PR-подходом любой корпорации как социально-культурной общности. Здесь важна качественная подготовка и разработка праздничной программы для конкретной аудитории. Такие праздники имеют своей целью обеспечение совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Они способствуют формированию корпоративной и профессиональной этики и определяются ресурсами его инициатора, спонсоров и участников. Успех праздника во многом зависит от качества социально-культурной анимации как одного из привлекательных видов современной досуговой деятельности.

Ещё одним из важных социокультурных механизмов формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры является межведомственная государственно-общественная система управления сферой организации праздников для молодёжи. Государство регулярно объявляет гранты, организовывает конкурсы и смотры для молодёжи, способствует созданию ведомственных структур, связанных с системами поиска и привлечения молодёжи к различным праздничным мероприятиям, организовывает массовые праздничные действия на бесплатной основе во время празднования государственных праздников, способствует формированию социальной и культурной инфраструктуры, опираясь на распоряжения местных органов власти, министерств и ведомств. Межведомственные структуры связаны со спецификой реализации традиционных и инновационных подходов в организации праздников для молодёжи. Важно отметить, что в своей совокупности эти подходы призваны обеспечивать личности удовлетворение духовных потребностей, повышение степени выраженности индивидуального стиля художественно-творческой деятельности, расширение числа возможностей для самореализации в организованной праздничной среде.

В частности, межведомственная государственно-общественная система управления сферой организации праздников для молодёжи Республики Татарстан, подчиняясь Министерству культуры республики,

разрабатывает структуру, содержание, планы проведения государственных праздников, направленных на художественное образование молодёжи при комплексном сочетании социокультурных и государственных ценностей. Государство выполняет контроль за определённым уровнем профильной подготовки специалистов, занимающихся организацией праздников, курирует содержание современной праздничной культуры в учреждениях социокультурной сферы, оказывает продуктивное влияние на систему художественного творчества и эстетического воспитания молодёжи.

Исходя из этого, социокультурные механизмы могут рассматриваться как системы моделирования или проектирования исследуемого процесса и определяются не только условиями реализации, но и факторами. Они реализуются на основании определённых закономерностей и связаны со многими направлениями функционирования социально-культурной среды и различных уровней социума.

Ещё одним важным социокультурным механизмом формирования досуговых потребностей молодёжи является реализация культурных явлений в системе досуговой деятельности на основе норм социального взаимодействия.

В социально-гуманитарных науках отмечается, что культура досуга человека обусловлена социальной практикой, направленной на регуляцию культурных ценностей, а следовательно, тех культурных явлений, которые ей наиболее интересны. Если рассматривать интерес молодёжи к конкретным культурным явлениям, то на первом месте стоят праздники, так как именно они привносят положительные эмоции в жизнь, дают возможность отдохнуть от забот и повеселиться. Однако праздничная культура должна выполнять конкретную цель - формировать досуговые потребности молодёжи. В данном аспекте речь идёт именно о празднике как о культурном явлении и его функциональных возможностях в условиях формирования личности молодого человека.

Механизмы реализации культурных явлений очень сложны, они определяются эстетическими, духовными, нравственными потребностями людей. Тем самым расширяется сфера праздника как культурного продукта, который учитывает интересы и желания личности, влияет на её культурный уровень. В этом случае играют роль доминантные показатели праздника как явления культуры:

• праздник является инструментом государственного управления в сфере культуры и искусства;

• праздник связан со сложными, контрастивными и противоречивыми контекстами исторической эпохи;

• праздник имеет политическую, экономическую, социальную, культурную и другие формы реализации;

• любой праздник имеет культурное или социальное содержание, в котором важнейшую роль играет идеология;

• праздник может выступать как ведущий фактор в целенаправленном и активном внедрении необходимой системы ценностей в массовое сознание;

• праздник - это культурные традиции, которые бытуют и бытовали в обществе;

• праздник - это творческая деятельность, которая направлена на сохранение и продолжение трансформируемой матрицы ценностей;

• праздник - это современный социально-гуманитарный контент.

Праздничная культура является одной из важнейших сфер развития

личности и определена следующими направлениями:

• во-первых, праздничная культура - это отражение государственных ценностей в условиях прославления каких-либо знаменательных дат или событий, особенно это касается исторических фактов нашего государства, это подтверждение государственного статуса на мировом уровне;

• во-вторых, праздничные мероприятия способствуют формированию социальной культуры и досуговых потребностей молодёжи, так как связаны с выполнением многих социальных ролей - творческих, коммуникативных, культурных, художественных, компетентностных, а также определяют систему межличностных отношений, имеющих большое значение для молодёжного возраста;

• в-третьих, праздник - это накопление молодёжью социокультурного опыта, который в конечном счёте и определяет качество досуговых потребностей личности;

• в-четвёртых, с приобретением социокультурного опыта у молодёжи развиваются важные навыки - культурное самоопределение в условиях досуга, эмоционально-ценностное отношение к миру, развитие ориен-таций на культурное саморазвитие, применение которых опосредовано системой мировоззренческих позиций.

На наш взгляд, социокультурные механизмы связаны со многими культурологическими функциями функционирования социально-культурной среды. Социально-культурная среда обеспечивает реализацию социокультурных механизмов в системе праздничной культуры на основании следующих закономерностей:

• соответствие организации праздника возрастным и психологическим факторам;

• наличие материально-технической базы;

• использование новых технологий в организации праздника;

• реализация традиционных ценностей в условиях определённой праздничной культуры и новых ценностей в условиях новых праздничных тенденций;

• развитие социального менталитета на основе внедрения новых технологий использования творческого потенциала личности;

• расширение базовых конгломеративных и инновационных структур в условиях социума на основании обновления общества.

Важным социокультурным механизмом формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры является опора на традиции и обряды, национальные ценности и культурные архетипы. Праздничная культура - это некое институциализированное действие, связанное с ритуальностью, торжественностью и временной длительностью. Так, Д. Б. Бурменская исследует феномен праздника как средство консолидации индивидов с целью сохранения своей группы и сохранения национальных культурных традиций. Как отмечает автор, в условиях социальной нестабильности важно проследить взаимосвязь трансформаций самого праздника, его основных функций и празднующей социальной группы [1]. Многие народы мира трепетно и бережно хранят свои праздничные ценности, связанные с гостеприимством и культурой быта, семейными традициями и прославлением отчизны. Культура личности человека определяется не только стремлением к инновационному и креативному началам, она базируется на фундаментальных основаниях, идущих с древних времён. Новые ценности всегда взаимодействуют со старыми ценностями, определяются ими, способствуют развитию молодёжи в системе социальной активности на пользу обществу и государству.

Важным социокультурным механизмом является качественная подготовка специалистов социокультурной сферы к организации праздников с различными молодёжными возрастными группами. Данные специалисты должны обладать рядом важных качеств, которые присущи не всем априори и которые ещё необходимо развивать в условиях профессионального обучения. Организаторы праздников, как правило, это творческие личности с креативным мышлением, набором коммуникативных навыков, мобильные и гибкие, способные к нестандартным творческим решениям и готовые к разным ситуациям, они должны быть лидерами по натуре, чтобы влиять на людей и организовывать их во время праздничных мероприятий. Подготовкой таких специалистов занимаются специализированные факультеты социокультурного образования, имеющие профессиональные профильные программы и методики.

Культура организации и проведения праздничных мероприятий в нашей стране развивается, и эта сфера становится востребованной в социально-культурном секторе развлечений и досуговых услуг, как в коммерческой, так и государственной сфере, поэтому и специалисты такого направления должны иметь профессиональную квалификацию, так как непрофессиональные организаторы досуга не способны на сегодняшний

день реализовать все требования к квалифицированной досуговой среде в силу незнания функционирования её законов.

Итак, в целом, на наш взгляд, можно выделить следующие социокультурные механизмы формирования досуговых потребностей молодёжи средствами праздничной культуры: качественная подготовка специалистов социокультурной сферы к организации праздников с различными молодёжными возрастными группами; информационная открытость, обеспечение доступа молодёжи к полной и объективной информации о проведении праздничного мероприятия, его целях и направленности, специфики организации; межведомственная государственно-общественная система управления сферой организации праздников для молодёжи; использование финансовых и социально-культурных ресурсов коммерческой сферы организации праздников; опора на традиции и обряды, национальные ценности и культурные архетипы; реализация культурных явлений в системе досуговой деятельности на основе норм социального взаимодействия.

Литература

1. Бурменская Д. Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы : дис. на соиск. учён. степени кандидата философских наук : 09.00.11 / Бурменская Дарима Баировна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Чита, 2011. - 157 с.

2. Ванченко Т. П. Трансформация мышления в празднике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6.

- С. 59-63.

3. Назаров И. И. Отражение обрядовых традиций кумадинцев Алтайского края в современной праздничной культуре // Культурное наследие Сибири. - 2016.

- № 2. - С. 109-115.

4. Флиер А. Я. Исследования культуры как инструмент познания общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

- 2017. - № 4. - С. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.