УДК 304.44
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
Тихоновская Галина Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт культуры (г. Москва, РФ). E-mail: galina-tikhonovskaya@mail.ru
В статье исследуется феномен культурно-досуговой программы как культурной формы, определяется её роль и место в социокультурном пространстве общества. Представляя культурно-досуговую программу как объект научного исследования, автор акцентирует своё внимание на раскрытии содержания основополагающих функций, которые она выполняет как в структуре досуговой деятельности, так и в социокультурной деятельности. Функции - трансляции ценностно-смысловых мировоззренческих ориентаций, способствующих консолидации и объединению общества вокруг общественно значимых идей; удовлетворения потребности личности в свободном демократическом общении и творческом самовыражении; возрождения, сохранения и трансляции базовых основ народной традиционной культуры; актуализации общественно-значимых событий; организации отдыха и развлечений населения, по мнению автора, определяют культурно-досуговую программу как значимую и востребованную обществом социально-культурную форму. В научной литературе выделяются три взаимосвязанных стороны структуры общения - коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (восприятие, понимание, эмоциональное отношение). Все эти стороны общения находят прямое и реальное отражение в процессе функционирования культурно-досуговой программы, что позволяет их квалифицировать как продуктивную форму социокультурного общения. Создание культурно-досуговых программ невозможно без опоры на базовые основы народных художественных традиций. Наряду с организацией собственно фольклорных программ, в содержание различных других программ, в том числе и светского уровня, прямо или косвенно включаются элементы народных традиций. Интерактивную природу культурно-досуговой деятельности и ее важнейшей составляющей культурно-досуговой программы можно с полным основанием считать генетическим родовым свойством. Культурно-досуговую программу нельзя показать как репертуарный спектакль в театре, она протекает во времени и пространстве «здесь» и «сейчас» и по случаю какого-либо общественно-значимого события с непременным участием целевой аудитории - молодежной, подростковой, семейной, аудитории местного населения, которая, наряду с создателями программы, является субъектом программы, совместно организующим данное досуговое действо.
Ключевые слова: культурно-досуговая программа, культурная форма, артефакт культурный, функции культурно-досуговой программы.
CULTURAL AND LEISURE PROGRAM AS AN OBJECT OF A SCIENTIFIC ANALYSIS
Tikhonovskaya Galina Stanislavovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Cultural and Leisure Activities Department, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russian Federation). E-mail: galina-tikhonovskaya@mail.ru
The article examines the phenomenon of cultural and leisure program as a cultural form determined by its place and role in the socio-cultural environment of society. Presenting the cultural and leisure program as an object of scientific research, the author focuses the attention on the disclosure of the content of the basic functions that it performs as a leisure activity in the structure of socio-cultural activities. The options are
the translation of value of semantic ideological orientations conducive to consolidation and unification of society around the ideas of public interest; meeting the needs of an individual in a free and democratic communication and creative self-expression; revival, preservation and transmission of the basic foundations of the traditional folk culture; mainstreaming of socially significant events; and recreation of the population, according to the author, defining the cultural and leisure program as a significant and essential to the society of social and cultural forms. In scientific literature, there are three interrelated sides of the structure of communication: communicative (exchange of information), interactive (interaction), perceptual (perception, understanding, emotional attitude). All of these aspects of communication, find a direct and real reflection in the process of functioning of a cultural and leisure program, which allows them to qualify as a productive form of socio-cultural communication. Creating cultural programs is impossible without reliance on the basic foundation of folk arts and traditions. Along with proper organization of folklore programmes, the content of various other programs, including a secular level, directly or indirectly, include elements of folk traditions. The interactive nature of cultural and leisure activities and its most important component of the cultural and leisure program, it is reasonable to consider genetic ancestral property. A cultural and leisure program will not show as a repertory performance at the theater, it flows in time and space "here" and "now" and in the event of any socially significant event with the indispensable participation of the target audience - youth, teen, family, audience of the local population - which, along with the creators of the program, is the subject of the program, jointly organizing this leisure action.
Keywords: cultural and leisure program, cultural form, cultural artifact, function of cultural and leisure program.
Необходимость научного осмысления феномена культурно-досуговой программы обусловлена возрастанием роли и значения культурных форм как традиционных, так и инновационных, функционирующих в социокультурном пространстве нашего общества, дополняющих и развивающих социокультурную среду, расширяющих социокоммуникативные процессы в обществе, углубляющих его духовный фон и атмосферу, нацеленных на трансляцию ментальных ценностных смыслов духовного и культурного происхождения.
Культурно-досуговая программа является одной из самых распространённых форм социально-культурной деятельности. Диапазон её функционирования достаточно широк. Культур-но-досуговая программа выступает самым существенным результатом деятельности, в первую очередь, традиционных учреждений культуры -клубов, домов и дворцов культуры, культурно-досуговых центров творческого развития детей и взрослых, парков культуры и отдыха, культурно-исторических комплексов, профилированных учреждений культуры - домов литераторов, музыки, актёров, кино и других. Кроме этого, культурно-досуговая программа находит своё воплощение в туристической и рекламной деятельности, в среде общего и дополнительного образования,
и, как правило, культурные программы выступают дополняющей культурной функцией в период проведения симпозиумов, фестивалей, форумов, конкурсов, спортивных состязаний и др.
Программы различной функциональной направленности являются результатом профессиональной деятельности радио и телевидения. Нельзя обойти вниманием деятельность многочисленных коммерческих структур, оказывающих услуги населению по организации отдыха и развлечений, проведению различных корпоративных программ - праздничных, юбилейных, воскресных и др.
Институциональный статус культурной программы закреплён в словарях, в которых данная программа определяется как «комплекс мероприятий, связанный с созданием, сохранением, восстановлением и распространением определённых художественно-культурных ценностей, объектов, навыков, знаний. Разрабатывается и осуществляется государством и общественными организациями, институтами культуры, СМИ» [6, с. 121-122].
В этой связи досуговая программа, выступая как культурная форма, обладает специфическими характеристиками, принадлежащими к таким понятиям как «артефакт» и «артефакт культурный». Понятие «артефакт» (от лат. - ис-
кусственно сделанный) обозначает любой искусственно созданный объект, любое искусственное образование как физическое, так и идеационное, созданные для функционирования в специализированных сферах культур и системах, представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющихся в различных контекстах использования [5, с. 34]. Понятие «артефакт культурный» имеет значение интерпретации, то есть воплощение какой-либо культурной формы в конкретные продукты как материального, так и духовного происхождения. При этом культурная форма имеет генетические основания и, наряду с инвариантными (неизменными) свойствами, обладает также способностью к вариативности и видоизменению, отличается деятельностью функционирования в зависимости от её социальной актуальности и востребованности [5, с. 34].
Культурно-досуговая программа как значимая социально-культурная форма обладает всеми свойствами, содержащимися в данных определениях, и практически проявляет себя в тех функциях, которые она выполняет в обществе как:
- инструмент трансляции ценностно-смысловых мировоззренческих ориентаций, способствующих консолидации и объединению общества вокруг общественно-значимых идей;
- форма удовлетворения потребности личности в свободном демократическом общении и творческом самовыражении;
- способ возрождения, сохранения и трансляции базовых основ народной традиционной культуры;
- способ актуализации общественно-значимых событий - международных, государственных, региональных и другого масштаба событий;
- форма организации отдыха и развлечений населения.
Остановимся несколько подробнее на указанных функциях культурно-досуговых программ.
Рассматривая трансляцию ценностно-смысловых мировоззренческих ориентаций как одну из важных функций культурно-досуговой программы, отметим следующее. Известно, что смыслы культурные «формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением», при этом «один и тот же смысл может быть выражен, как правило, разными знаковыми средствами» [5, с. 214],
где знаковым средством выступает специфический язык того или иного вида культуры, доступный для восприятия и понимания.
Передача ценностных смыслов происходит в определенных культурных формах, «обладающих внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализированными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащих для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов» [5, с. 423]. Безусловно, в процессе жизнедеятельности общество создавало не только продукты материального значения, но и вырабатывало культурные продукты духовного содержания, в первую очередь, идеи, выступавшие консолидирующим фактором объединения людей. В этом процессе значительную роль играли массовые формы досуга. Зародившиеся в досуговой культуре Древнего мира массовые праздники на протяжении всей истории своего функционирования служили средством возникновения, становления и продуцирования духовных традиций, содержанием которых выступали общественно-значимые идеи, являвшиеся фактором их внедрения и закрепления в общественном сознании. Эта функция не потеряла своей актуальности и в наше время.
Так, например, учрежденный сравнительно недавно праздник - День славянской письменности и культуры стал значительным фактором консолидации российского гражданского общества вокруг общественно-значимой идеи бережного отношения к ценностным духовным традициям предков. Примечательно то, что этот праздник стал отмечаться не только среди славянского этноса, но и других национальностей, живущих на территории России - Республике Татарстан, Чеченской республике и других регионах. Анализируя наши наблюдения за восприятием концертно-зрелищной программы, проходившей на Красной площади в Москве (24 мая 2015 года), можно утвердительно сказать о возросшей потребности массовой аудитории в ценностных смыслах нравственного и патриотического содержания. Эта потребность выявлялась в эмоциональном восприятии текста ведущих программы, в активном включении в исполнение вокальных произведений и других активных реакциях.
«Символы органически входят в живую ткань государственных и религиозных праздников, утверждая идеалы и раскрывая смысл жизни на земле. Классификация символов помогает видеть их различия, изобразительные и смысловые возможности, методику точного их использования в культурно-досуговой деятельности», - отмечает доктор педагогических наук А. Д. Жарков [3, с. 416], что подтверждает значимость рассматриваемой функции, как основополагающей для технологии создания культурно-досуговых программ.
Общение является универсальным средством жизнедеятельности людей, их взаимосвязи и взаимодействия с обществом, группами и отдельными индивидами. Общение, как правило, приобретает специфические черты в конкретных условиях различных форм взаимодействия -экономических, политических, профессионально-производственных, семейных, товарищеских, досуговых.
Научным сообществом накоплен огромный пласт исследований феномена общения в философском, психологическом, педагогическом, социально-культурном и других научных направлениях (А. А. Бодалев, Л. П. Буева, М. С. Каган, Б. Г, Ананьев, А. А, Леонтьев, Б. Д. Парыгин, А. В. Мудрик и др.).
Всестороннее исследование специфики общения в сфере досуга осуществлено в трудах Ю. А. Стрельцова, А. Д. Жаркова, В. С. Садовской и др., в которых общение рассматривается как одно «из важнейших средств социокультурного развития личности» [18, с. 224], «как информационный и ценностно-ориентированный процесс» [8, с. 225], как специфическая форма кооперации, состязания и диалога [10, с. 188], как парадигма духовного общения [3, с. 348].
В научной литературе выделяются три взаимосвязанных стороны структуры общения -коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (восприятие, понимание, эмоциональное отношение). Все эти стороны общения находят прямое и реальное отражение в процессе функционирования культурно-досуговой программы, что позволяет их квалифицировать как продуктивную форму социокультурного общения. В процессе участия в культурно-досуговой программе реципиент по-
лучает определенную информацию, насыщенную мировоззренческими идеями, ценностными смыслами и установками и в этом случае коммуникативный процесс приобретает ту специфику, которую очень точно определил Г. Г. Воробьев: «В отличие от торговой сделки, когда каждая сторона что-то получает и что-то отдает, информационный обмен обладает той прелестью, что никто не лишается того, что имеет, но при этом приобретает то, чего не имел, тем самым обогащая себя» [1, с. 239].
Духовное и творческое обогащение личности - генетическое свойство культурно-досуговой программы, заложенное еще в архетипах культурных форм античной древности, языческой культуре различных этносов. Наряду с развитием Интернета и появлением новой формы общения -виртуального - потребность в непосредственных межличностных контактах не снижается, напротив, актуализируется и приобретает новое содержание, в основе которого глубокая потребность в эмоциональном, общественном контакте, который возникает в условиях культурно-досуговой деятельности, художественно-организованных массовых и групповых формах деятельности.
Интерактивную природу культурно-досуго-вой деятельности и ее важнейшей составляющей - культурно-досуговой программы - можно с полным основанием считать генетическим родовым свойством. Культурно-досуговую программу нельзя показать, как репертуарный спектакль в театре, она протекает во времени и пространстве «здесь» и «сейчас» и по случаю какого-либо общественно-значимого события с непременным участием целевой аудитории - молодежной, подростковой, семейной, аудитории местного населения, которая, наряду с создателями программы, является субъектом программы, совместно организующим данное досуговое действо. А. Д. Жарков, говоря о значении клубной аудитории, называл ее «своего рода технологами культурно-досуговой деятельности» [3, с. 344]. Данное определение функциональной роли клубной аудитории позволяет рассматривать культурно-досуговую программу не только как форму субъектно-объектного, но и субъектно-субъектного взаимодействия, что дает основание для определения специфики технологии создания программ.
Перцептивная сторона общения проявляет себя в восприятиях и отношениях аудитории к культурно-досуговой программе, которые могут простираться от перцептивно-созерцательного уровня до активного творческого участия в ней. Объектом восприятия и отношений, в первую очередь, является содержание программы, которое может иметь разные характеристики его оценки - легкое, серьезное, развлекательное, малосодержательное, бессодержательное и др. Причем, данные характеристики не отрицаются, напротив, технологически целенаправленно моделируются в соответствии с целями и задачами конкретной программы, сложившимися условиями досуговой ситуации.
Создание культурно-досуговых программ, невозможно без опоры на базовые основы народных художественных традиций. Наряду с организацией собственно фольклорных программ, в содержание различных других программ, в том числе и светского уровня, прямо или косвенно включаются элементы народных традиций. А. Д. Жарков, отмечая значимость использования народных традиций в культурно-досуговой деятельности, пишет: «Народные традиции и фольклор могут служить серьезной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев, если учитываются потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы аудитории. Они могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием» [3, с. 419-420].
Народные традиции всегда отличались общественно-значимым содержанием. Патриотические мотивы проявлялись в каждой форме выражения - песнях, танцах, ритуалах, хороводах, обрядах. Следствием народных исторических социокультурных процессов выступает народная педагогика, содержанием которой являются - народная мудрость, мировоззренческие идеалы человеческого бытия, этические нормы поведения человека, поэтика повседневной жизни человека, его труда и праздничного отдыха, которые были и остаются базовой основой культурно-досуговой деятельности и технологии создания культурно-досуговых программ.
Организация официальных праздников и различных других общественно-значимых акций
является важнейшей задачей государства и гражданского общества. Социально-формирующий потенциал праздничных событий доказан не только научными исследованиями (Д. М. Ген-кин, А. Д. Жарков, А. А. Конович, Л. И. Маза-ев, О. И. Марков, Б. Н. Петров, Н. А. Хренов, И. Г. Шароев, А. И. Чечетин), но и всей исторической социально-художественной практикой и, безусловно, современной практикой как всего гражданского общества, так и практикой учреждений культуры.
Закрепление в сознании общества значимых традиций, обеспечение их генетической преемственности, формирование на их основе социально-ориентированного общественного мнения, гражданского самосознания, навыков социально-культурного поведения и общения, сохранение исторической памяти и уважения к прошлому своей страны, к ее нравственным и культурным достижениям может быть обеспечено только системной актуализацией общественно-значимых событий, как постоянным обращением к их историческим истокам, так и к современным тенденциям их осмысления.
И здесь учреждения культуры обладают определенным специфическим преимуществом: находясь в «шаговой доступности» от потенциальной аудитории, выполняют эту задачу с привлечением в содержание культурных программ местного материала - истории судеб значимых людей, в основе которых примеры их высокого нравственного поведения и которые имели непосредственное отношение к тем или иным событиям данной местности, что, в свою очередь, делает общественно значимые события духовно близкими и запоминающимся. И, как отмечает А. Д. Жарков, «в регионе на каждом предприятии, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет методистам определить проблему культурно-досуговой программы» [3, с. 373]. Гордиться своими земляками - нравственная и патриотическая черта личности, и формирование таких качеств - прерогатива учреждений культуры.
Организация отдыха и развлечений является важнейшей функцией деятельности учреждений культуры. Эта сфера охватывает практические все формы культурно-досуговой деятельности, и не случайно большое количество исследований
различных направлений отдыха и развлечений посвящено этому виду деятельности.
Свободное время личности всегда являлось основанием для его реализации в различных учреждениях культуры - театрах, музеях, парках, туристических поездках, в том числе и в учреждениях культурно-досугового типа. В настоящее время выбор форм отдыха и развлечений чрезвычайно широк, однако приоритетное начало принадлежит учреждениям культуры - клубам, домам и дворцам культуры, паркам культуры и отдыха, культурно-досуговым центрам творческого развития, учреждениям дополнительного образования детей и подростков.
Ценностное значение таких форм деятельности учреждений культуры заключается в удовлетворении всей структуры потребностей личности в отдыхе и развлечении:
- рекреации, включающей пассивный и активный отдых, способствующей расслаблению, наслаждению, восстановлению физических и духовных сил личности формами и средствами культурно-досуговой деятельности;
- релаксации, способствующей восстановлению энергетических затрат личности, снятию эмоциональных стрессов и напряжения, возвращению состояния равновесия;
- адаптации, способствующей социально-психологическому приспособлению к различным условиям жизни, системе ценностей и жизненной ориентации;
- коррекции, способствующей возможности исправления, поправки, преодоления аномалий в развитии личности, изменения досуговых моти-
ваций, интересов, потребностей, смысла жизненных ориентаций;
- коммуникации, способствующей оживлению и одухотворению межличностных и межгрупповых отношений во всех формах общения - вербальных, игровых, состязательных, творческого сотрудничества;
- регенерации, способствующей возрождению, возобновлению комфортных состояний души и социально духовных связей личности с обществом в процессе участия личности в различных формах отдыха и развлечений.
Созидательно формирующим результатом реализации рассмотренных функций культурно-досуговых программ, выступают усвоение личностью социально-культурного опыта и традиций, обновление и упорядочение социальной роли личности в обществе в соответствии с ее идеалами, интересами и потребностями, формирование культуры мышления и культуры поведения в социуме и в сфере досуга, создание условий для ее самореализации, самовоспитания и самосовершенствования.
Функциональный потенциал культурно-до-суговой деятельности и ее важнейшей составляющей - культурно-досуговой программы, данным перечнем функций, безусловно, не исчерпывается. Наряду с общими генеральными функциями, присущими всей системе культурно-досуговой деятельности и ее формам, каждая культурно-досуговая программа выполняет ряд частных и специфических функций, которые будут более подробно рассмотрены в последующих наших работах.
Литература
1. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. - М.: Молодая Гвардия, 1998. - 303 с.
2. Дуликов В. З. Артефакты социально-культурной деятельности за рубежом. По мат-лам период. печати: учеб.-метод. пособие по курсу «Социально-культурная работа за рубежом». - М.: МГУКИ, 2008. - 67 с.
3. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности: моногр. - М.: МГУКИ, 2013. - 455 с.
4. Каган М. С. Философская история ценностей. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
5. Культурология. ХХ век. Энцикл. - СПб.: Университет. кн.; 1988. - Т. 1-2.
6. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения: Сл.-справ. - М., 2002.
7. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997. - 240 с.
8. Мосалев Б. Г. Ценностно-смысловой мир культуры: Словарно-понятийная концептуализация / под науч. ред. В. З. Дуликова. - М., 2011. - 265 с.
9. Социокультурная анимация: учеб. прогр. по специальности 0531.00 «Социально-культурная деятельность», специализация «Продюссирование и постановка культурно-досуговых программ», «Технология и постановка шоу-программ» / сост. Г. С. Тихоновская. - М.: МГУКИ, 2004.
10. Стрельцов Ю. А., Стельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.
References
1. Vorob'ev G.G. Tvoya informatsionnaya kul'tura [Your information culture]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1998. 303 p. (In Russ.).
2. Dulikov V.Z. Artefakty sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti za rubezhom. Po materialam periodicheskoy pechati. Uchebno-metodicheskoe posobie po kursu "Sotsial'no-kul'turnaya rabota za rubezhom" [Artifacts of socio-cultural activities abroad. According to the materials of the periodical press. Teaching manual for the course "Social work abroad"]. Moscow, MGUKI Publ., 2008. 67 p. (In Russ.).
3. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti. Monografiya [Theoretical and methodological foundations of cultural and leisure activities. Monograph]. Moscow, MGUKI Publ., 2013. 455 p. (In Russ.).
4. Kagan M.S. Filosofskaya istoriya tsennostey [Philosophical history values]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1997. 205 p. (In Russ.).
5. Kul'turologiya. XX vek. Entsiklopediya [Cultural studies. Of the twentieth century. Encyclopedia]. St. Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 1988, vol. 1-2. (In Russ.).
6. Lisakovskiy I.N. Khudozhestvennaya kul'tura. Terminy. Ponyatiya. Znacheniya. Slovar'-spravochnik [Artistic culture. Terms. Concepts. Values. Dictionary-Handbook]. Moscow, 2002. (In Russ.).
7. Likhachev B.T. Vvedenie v teoriyu i istoriyu vospitatel'nykh tsennostey [Introduction to the theory and history of educational values]. Samara, 1997. 240 p. (In Russ.).
8. Mosalev B.G. Tsennostno-smyslovoy mir kul'tury: Slovarno-ponyatiynaya kontseptualizatsiya [Value-semantic world of culture: vocabulary and conceptual conceptualization]. Ed. V.Z. Dulikova. Moscow, 2011. 265 p. (In Russ.).
9. Sotsiokul'turnaya animatsiya. Uchebnaya programma po spetsial'nosti 0531.00 "Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'", spetsializatsiya "Prodyussirovanie i postanovka kul'turno-dosugovykh programm", "Tekhnologiya i postanovka shou-programm" [Socio-cultural animation. Curriculum 0531.00 on a speciality "Socially-cultural activity," specialization "Production and staging of cultural and leisure programs", "Technology and staging show programs"]. Ed. G.S. Tikhonovskaya. Moscow, MGUKI Publ., 2004. (In Russ.).
10. Strel'tsov Yu.A., Stel'tsova E.Yu. Pedagogika dosuga. Uchebnoe posobie [Pedagogy of leisure. Tutorial]. Moscow, MGUKI Publ., 2008. 272 p. (In Russ.).
УДК 378
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Мухин Алексей Юрьевич, аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: aleksejmukhin@mail.ru
Современное общество испытывает серьезные перемены, которые приводят к изменениям в сфере образования. Следовательно, появляются особые требования и к обучению в высшем учебном заведении, и к воспитанию студентов нового поколения. В данной статье рассмотрена модель развития творческой активности студентов в вузе, основанная на исследовании личностно-деятельностного подхода. Определена цель работы: раскрыть значение личностно-деятельностного подхода и спроектировать модель развития творческой активности студентов в вузе. Выявлена актуальность предмета исследования, которая требует решения ряда сложившихся противоречий. Проанализирована научная литература по заданной проблеме, положительный практический опыт педагогической практики, сделан вывод о том, что развитие творческой активности студентов в вузе возможно осуществить, если будет реализована модель. Раскрыта сущность личностно-деятельностного подхода, его принципы и показатели сформированное™ творческой активности студентов в вузе. В работе актуализируется тема избранного исследования, уточнен предмет и понятийное поле. Все это определило выбор личностно-деятельностного