ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-5-244-250 EDN: https://elibrary.ru/webceu NIION: 2015-0066-5/24-143 MOSURED: 77/27-011-2024-05-342
Виталий Юрьевич Бельский1, Андрей Львович Золкин2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Анализируются понятия универсальных и социокультурных компетенций современного образования в контексте признания фундаментального значения традиционных духовно-нравственных ценностей. Рассматриваются мировоззренческие и методологические основания смены универсальных компетенций либеральной модели образования на систему социокультурных компетенций цивилизационного типа, соответствующих культурно-исторической и духовно-нравственной традиции России. В статье раскрывается концептуальное и практическое значение традиционных духовно-нравственных ценностей в определении содержания социокультурных компетенций. Предлагается практическая интерпретация духовно-нравственных ценностей применительно к мировоззренческому воспитанию молодежи в современной российской системе образования. Обосновывается вывод о необходимость научного синтеза традиции и современности в определении значения духовно-нравственных ценностей для развития России.
Ключевые слова: образование, универсальные компетенции, социокультурные компетенции, российская цивилизация, духовно-нравственные ценности
Для цитирования: Бельский В. Ю., Золкин А. Л. Социокультурные компетенции и традиционные духовно-нравственные ценности в современном образовании // Вестник экономической безопасности. 2024. № 5. С. 244-250. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-5-244-250. EDN: WEBCEU.
Vitaly Yu. Belsky1, Andrey L. Zolkin2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The concepts of universal and socio-cultural competencies in modern education in the context of recognizing the fundamental importance of traditional spiritual and moral values are being analyzed. The ideological and methodological grounds for changing the universal competencies of the liberal model of education to a system of socio-cultural competencies of a civilizational type corresponding to the cultural-historical and spiritual-moral tradition of Russia are considered. The article reveals the conceptual and practical significance of traditional spiritual and moral values in determining the content of socio-cultural competencies. A practical interpretation of spiritual and moral values in relation to the ideological upbringing of youth in the modern Russian education system is proposed. The author substantiates the conclusion about the need for a scientific synthesis of tradition and modernity in determining the importance of spiritual and moral values for the development of Russia.
Keywords: education, universal competencies, socio-cultural competencies, Russian civilization, spiritual and moral values
For citation: Belsky V. Yu., Zolkin A. L. Socio-cultural competencies and traditional spiritual and moral values in modern education. Bulletin of economic security. 2024;(5):244-50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-5-244-250. EDN: WEBCEU.
© EemcKHH B. №., 3O^KHH A. J., 2024
Социокультурные компетенции и традиционные духовно-нравственные ценности в современном образовании
Original article
Socio-cultural competencies and traditional spiritual and moral values in modern education
1. Введение: постановка проблемы
Понятия «компетенция» и «компетентность» сегодня широко используются для формулировки целей и задач современного образования. Значение термина «компетенция» обычно ограничивается словарным переводом: «компетентный (лат competens, competentis -надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [1]. Полученный смысл термина сближается с понятием навыка, умения и противопоставляется классической «знаниевой» модели образования как слишком абстрактной и отвлеченной от «реальной» жизни по сравнению с практико-ориентированной поведенческой моделью. На практике развитие компетентностного подхода зачастую ограничивалось лишь терминологическим переводом прежних знаний-умений-навыков в понятийную систему компетенций с добавлением изолированных бессистемных образовательных параметров без какого-либо внятного рефлексивного обоснования. Зачастую под ярлыком компетентностного подхода подразумевалась уже полностью устаревшая и дискредитировавшая себя бихевиористская модель образования.
Подобный подход мы встречаем в статье Г. П. Мартынова и С. С. Янкелевич «Универсальные компетенции в учебном процессе современного университета» [2] на основе этимологического смысла термина «универсальная компетенция» педагогическая проблема превращается в поведенческую проблему оценки рынка труда. Дэвид Макклелланд [3] еще в 70-х гг. XX в. выделил и соответствующие базовые свойства компетенции: а) компетенции должны быть измеримыми; б) компетенции должны надежно отличать лучших работников от средних и худших [4, с. 143]. Этот подход имеет свою логику и в практическом отношении может считаться вполне полезным в сфере деятельности HR-менеджмента, однако его распространение на педагогическую сферу означает отмену образования как такового, подмену его прикладным обучением.
В отечественные нормативные документы по образованию вошли восемь компетенций, которые в целом не только вполне полезны, но даже необходимы любому человеку. Первая и вторая универсальные компетенции нацелены на формирование системного мышления и рационального поведения. Шестая, седьмая и восьмая компетенции связаны с саморазвитием, заботою о безопасности и здоровье, что само по себе возражений не вызывает. Однако, третья (социальная) компетенция, требующая лишь реализовывать свою роль в команде, и пятая (культурная) - способность воспринимать культурное разнообразие, носят явно ограниченный характер и не соответствуют современному этапу развития российского общества.
Наша позиция заключается в том, что понятие «компетенции» многозначно и можно выделить три значения: лексикографическое (этимологическое), теоретическое и метафорическое (в смысле научной метафоры). Соот-
ветственно и педагогическая теория компетенций будет иметь иной характер, нежели поведенческая концепция HR-менеджмента. Это, во-первых. А во-вторых, список универсальных компетенций носит крайне ограниченный либеральный и в чем-то даже протестантский характер, фиксируют задачи образования формированием рационального поведения толерантного, но фактически безучастного к культурным ценностям изолированного индивида. Поскольку список универсальных компетенций составлен в период расцвета либерализма, постольку он не соответствует реалиям современности. Его следует дополнить компетенциями, фиксирующими особенные, свойственные цивилизационным традициям, формы организации социокультурной жизни. Термин же «универсальный» не должен нас вводить в заблуждение: единичное связывается с общим только через особенное. Идея «наднациональности» универсальных компетенций была связана с проектом глобализации, разрушающей национальные идентичности. Завершение данного проекта в его либеральном виде свидетельствует о кризисе прежнего понимания универсальных компетенций, поскольку та социальная реальность, под которую они были сконструированы, не состоялась. Однако возврат к «национальным» компетенциям не является тривиальным, поскольку подразумевает как этнические, так и ци-вилизационные идентичности.
2. Становление компетентностного подхода в философии образования и педагогической науке
Главная особенность введения в научный оборот понятия «компетенция» заключалась в том, что оно имеет теоретический характер, его значение не исчерпывается повседневным словоупотреблением, оно отсылает нас к некоторой скрытой от непосредственного наблюдения реальности. Слово «компетенция» было превращено в теоретическое понятие в связи с его применением Ноамом Хомским к теории языка, изложенной в работе «Язык и мышление» [5]. Ученый проводил фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Лишь в идеализированном случае употребление является непосредственным отражением компетенции, которое есть реализация некоторого скрытого когнитивного механизма универсальной языковой способности. Компетенция не навык, не употребление, а характеристика мышления. «Мы приписываем мышлению, - отмечал Хомский, - в качестве врожденного свойства общую теорию языка, которую мы назвали «универсальной грамматикой» [5, р. 75.]. Ее первоначальное состояние является фиксированной биологической функцией, зрелая же стадия компетенции есть генеративная процедура, которая взаимодействует всеми когнитивными системами сознания/мозга, чтобы производить семантическую и фонетическую интерпретацию выражений.
Как видим, «компетенция» - это теоретическое понятие, описывающее не навык, а активность сознания/
мозга, реализуемую в языке/мышлении/деятельности. Компетентностная модель преодолевает и критикует бихевиоризм в педагогике с его идеологией внекуль-турного (ценностно-нейтрального, внеличностного) рецептурного практицизма. Поэтому в дальнейшем категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию. Компетентностный подход переориентирует педагогику в сферу когнитивной науки, которая изучает то, как мы воспринимаем мир, как мыслим, и как выражаем результаты этого мышления. Поэтому конфликта «знаний» и «компетенций» на самом деле никакого нет. Компетенции - это тоже знания, но специфические. Если научное знание характеризуется всеобщностью и необходимостью, фиксируется в виде закономерностей, выраженных логическим способом, то компетенции -это такие знания, которыми обладает человек, даже если он не знает ни одного закона природы, но в состоянии осуществлять генеративные процедуры порождения осмысленных выражений, которые, так или иначе, выражаются в его поведении, хотя и не полностью.
Уже в 1970-1990 гг. через психологию и менеджмент был осуществлен переход к понятию «социальные компетенции». В книге британского психолога Джона Равена «Компетентность в современном обществе» [6], вышедшей в 1984 г., компетентность понималась как феномен, определяющий эффективность поведения, но с акцентом на его когнитивную и эмоциональную сферы. Среди большого списка, представленного автором, мы можем обнаружить такие компетенции как «вовлечение эмоций в процесс деятельности» или «готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство», здесь же «критическое мышление» и «способность принимать решения». Подобных компетенций Равен насчитывает несколько десятков, все они не заменяют знания, а позволяют достичь творческой продуктивности в человеческой деятельности.
Следующий этап развития компетентностного подхода связан с формированием ЕС и проводимой реформой образования, предполагающей определение ключевых качеств, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. Количество компетенций стало существенно меньшим, сравнительно с подходом Равенна, их формулировки приобрели более высокую общность. При всем разнообразии отдельных исследовательских подходов, были приняты определения ключевых компетенций, которыми должны быть оснащены молодые европейцы, в отличие от исторически враждовавшими друг с другом британцами, немцами, французами, итальянцами и т. д. Таким образом, социальный заказ налицо - формирование цивилизационной идентичности, которая должна была прийти на смену идентичности национальной, этнической - задача скорее политическая, нежели психологическая. Во-первых, это политические и социальные компетенции, определяющие способность индивида участвовать в поддержании демократических
институтов; во-вторых, компетенции, связанные с жизнью в мультикультурном обществе, в третьих, компетенции, относящиеся к коммуникации; в-четвертых, компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, в-пятых, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
На четвертом этапе своего развертывания компе-тентностная модель связывается с «Болонским процессом» и становится основой идеологии глобализации, «конца истории» и фактического разрушения всех иден-тичностей традиционного общества, на смену которым должны были прийти абстракции «работы в команде», мультикультурности и либеральных ценностей. Проектируемые социокультурные ориентиры развития человечества полагались в качестве «наднациональных» и универсальных, но в настоящее время эти ориентиры все больше и больше раскрывают свой негативный характер. Оборотной стороной первоначально оптимистической модели стало радикальное разрушение традиционных идентичностей, включая семью и половую определенность и активное продвижение откровенно манипулятивных и репрессивных практик. Именно этот двойной тренд стал апофеозом и сутью современной либеральной системы образования, которая все еще агрессивно претендует на универсализацию своих принципов.
Происходящие в мире изменения в области понимания целей образования, соотносимые с задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса о социокультурных компетенциях цивилизационного типа для обеспечения образованием более полного, личностного и социально-культурного результата.
3. Универсальные и социокультурные компетенции в современном мире
Современный мир приближается к историческому повороту: кризис глобализации, связанный с постепенной утратой мировой финансовой элитой своего господствующего положения, порождает активизацию психоисторической войны в сфере ценностей. Запад продолжает защищать свое господство не только с помощью военной силы и экономических санкций, но и посредством либерального понимания миропорядка, структурирования общества и этической позиции индивида. Либеральный миропорядок является инструментом неоколониальной эксплуатации человечества со стороны Запада.
Благодаря усилиям Российской Федерации и при поддержке стран БРИКС и стран «Глобального юга», постепенно происходит оформление альтернативы западному империалистическому глобализму - цивили-зационного принципа многополярности, который отрицает проектируемые системные характеристики унифицированного глобального общества. В настоящее время
развитие общества все чаще демонстрирует нелинейный характер: цивилизационные характеристики каждого общества становятся объективными препятствиями осуществлению глобализации и связанному с этим процессом гегемонией «золотого миллиарда».
Одним из результатов осмысления вышеуказанных процессов и явлений становится постепенное признание: освоение человеком ценностей и норм, необходимых для формирования личностью мировоззрения, соответствующего данной культуре - а значит, и особенностей социализации и инкультурации в системе образования и воспитания - в западной и российской цивилизациях имеют существенные, вплоть до противоположностей, различия. Идея универсальных компетенций теряет смысл не потому, что ложная, а потому что слишком абстрактная. Универсальные компетенции как общее с необходимостью должны быть опосредованы особенным - социокультурными компетенциями. Важность этой проблемы определяется принципом - без мировоззрения нет личности, без личностей нет общества. Исторический поворот нашего времени предполагает решительную трансформацию мировоззренческих ориентиров: либеральные установки должны уступить место традиционным духовно-нравственным ценностям.
Уходящая западно-центристская культурная система исходила из догмы о том, что экономическое развитие общества невозможно без предварительного признания либеральных политических и мировоззренческих принципов, требующих решительного разрыва с культурно-исторической традицией. Практика показала, что следование этой догме разрушает государственный суверенитет Российской Федерации, а значит, содержит угрозу национальной безопасности страны. Либеральная идеология формирует человека, психологически и идеологически противостоящего своей стране, чуждого гражданственности и патриотизму, беспочвенного позера, действующего либо готового действовать во вред не только своей стране, но и самому себе [7].
Президент Российской Федерации В. В. Путин выступил на Международном форуме объединенных культур «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?» 11-14 сентября 2024 года. Президент отдельно отметил, что Россия - одна из самых многонациональных стран мира, а залог развития культур - в постоянном взаимодействии и взаимообогащении. «Знаем, какая мощная созидательная сила заложена в единстве разных культур и традиций. Это единство - исток нашей национальной идентичности, таких основополагающих ценностей нашего народа, как взаимопомощь, справедливость, милосердие, историческая память и преемственность поколений, крепкая семья, патриотизм и гражданственность», - подчеркнул российский президент [8].
Идейно-правовые основания для противодействия либеральной идеологии саморазрушения сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №2 474 «О национальных целях раз-
вития Российской Федерации на период до 2030 года»
[9], в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N° 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
[10], а также в Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [11].
Данные Указы стали важнейшими нормативными актами, задающим перспективу дальнейшего развития нашего общества. Россия как государство-цивилизация дистанцируется от неоколониальной и паразитарной цивилизации Запада и выступает за новый справедливый мировой порядок во имя развития всего человечества. Поскольку в Указах выдвигается новая стратегия социального развития России, постольку в сфере образования, воспитания и морально-психологической подготовки необходима существенная корректировка мировоззренческой модели, с целью достижения стратегического и прагматического единства развития общества и личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. В Советском Союзе это была система классовых ценностей, связанных с идеологией марксизма-ленинизма и избирательно относящаяся к российской духовной и государственно-политической традицией. Постсоветская Россия присоединилась в целом к западным странам, целенаправленно осуществляющих либеральную политику разрушения традиционных культурно-нравственных ценностей, направленную против культурного традиционализма и исторической государственности как таковых [12].
Следует признать, что ряд стран стремились и стремятся так или иначе сочетать несколько ценностных систем в своем развитии. Япония в свое время достигла значительных экономических успехов, объединяя национальные традиционные ценности общинного жизненного уклада с либеральной демократией и рыночной экономикой. Китайская Народная Республика также совершила рывок в своем развитии, пытаясь синтезировать как минимум три системы: традиционное конфуцианство, опыт социалистического строительства и современную рыночную экономику под руководством коммунистической партии. В обоих последних случаях традиционный компонент сводился к сложившемуся еще в древности архаическому жизненному укладу общинной жизни, который хотя и в некоторой степени противостоит либеральному индивидуализму, но все же используется как ресурс мобилизации населения для создания экономики капиталистического типа.
Подход современной России к политике ценностей принципиально иной: провозглашаемые базовые ценности представляют собой не архаичные формы организации социальной жизни, не древние фольклорные образцы поведения и мифологического миропонимания, а фундаментальные нравственные константны, выстраданные русским народом в своем развитии и определяющие даже не идеологию, а онтологию - стратегию
существования - человеческого общества в целом, позволяющую человеку оставаться человеком в любых обстоятельствах жизни, вне зависимости от реализации специфического социального проекта. Эти нравственные константы должны стать основой справедливого миропорядка, противостоящего атавистической западной цивилизации, материальное процветание которой основывалось на принципе реализации преимуществ научно-технического и социально-организационного характера с целью достижения глобального доминирования, торможения развития эксплуатируемого человечества и его дегуманизации, а также отчуждения от гуманистических ценностей собственного населения путем репрессивного зомбирования средствами массовой информации и манипулятивной системой образования.
Выход России из поставленной Западом перед человечеством ловушки ценностного саморазрушения во имя (зачастую мнимого) научно-технического и экономического развития существенно меняет стратегию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации как в концептуальном, так и в прагматическом отношениях. В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
К традиционным ценностям Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 относит жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные духовно-нравственные ценности определяются не в кабинетах ученых или резиденциях политиков, они внутренне связаны с самим процессом становления и исторического развития российской цивилизации в целом. Эти ценности не исчерпываются учением какой-либо религиозной конфессии, они также не ограничиваются отдельным периодом истории (например, советским периодом), хотя каждый из них принес русскому народу неоценимый и зачастую трагический духовно-нравственный опыт. Этот опыт должен лечь в основу формирования самосознания русского человека, его культурной идентичности и этической позиции.
Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность [13]. Нравственная система русской культуры, общественной психологии и менталитета определяется цивилизационным кодом духовно-нравственных ценностей [14].
4. Основные выводы
В результате исследования поставленной проблемы мы приходим к трем основным выводам теоретического и практического характера. Во-первых, термин «компетенция» имеет как минимум три основных значения: лексикографическое (поскольку это заимствованный термин), теоретическое (в трансформационно-генера-тивной лингвистике) и метафорическое (в педагогической антропологии). Первое значение тесно связано с бихевиористская концепцией менеджмента и соответствующей критериальной и количественной оценкой деловой активности. Теоретическое понятие относится к фиксации особого рода знания - знания языка, которое лишь выражается в поведении и деятельности, но обладает когнитивным фундаментом. Перенос данного понятия компетенции в педагогическую науку пока представляет собой по своей сути использование научной метафоры, у которой есть серьезные основания, поскольку образование, обучение, воспитание - это когнитивные процессы, однако развернутой теории здесь пока не имеется.
Во-вторых, понятие компетенции востребовано в образовании в силу проблематичности того понимания знания, которое является целью образования. Проблема порождается конфликтом теоретического и практического. В современную эпоху научное знание носит либо релятивистский, либо фаллибилистский характер. В первом случае абсолютное знание недостижимо, во втором - носит характер отрицательного предела цели развития науки. Поэтому идея научности образования сводится к фиксации того, что выпускник изучит несколько теорий, которые к моменту его начала самостоятельной деятельности уже устареют. Скорее тогда выпускник должен знать язык науки в смысле быть способным к построению осмысленных (истинных) предложений. Время заучивания справочников наизусть проходит в силу доступности информации. Сегодня выпускник должен стать субъектом осмысленной профессиональной деятельности, поскольку эпоха позитивистского образования ограниченного заучиванием фак-туальных предложений, уходит в прошлое.
В-третьих, универсальные компетенции сегодня -это либеральные компетенции, в фокусе которых находится рациональный индивид, способный к созданию ассоциаций (команд), но при этом действующий в социокультурной пустоте - нейтральный, мультикультурный и толерантный индивид. Это человек из социального антимира, порожденного концепцией «конца истории» Френсиса Фукуямы. Поэтому следует добавить, по крайней мере, еще две компетенции: во-первых, понимание цивилизационного характера развития России, определяющего своеобразие ее социально-политического, социально-экономического и социокультурного развития и, во-вторых, способность формировать мировоззрение и принимать решения с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности Российской цивилизации и противостоять программе социокультурного регресса, воплощенную в либеральном западном проекте.
Идея компетенций не может пониматься в контексте программы замены знаний навыками, отказа от теоретического образования в пользу практического обучения. Скорее компетенции указывают на то, что цели образования не могут ограничиться лишь пассивным воспроизводством знания. Образование выступает в единстве практического, теоретического и философского измерений жизни человека в современном мире.
Список источников
1. Краткий словарь иностранных слов. М., 1952.
2. Мартынов Г. П., Янкелевич С. С. Универсальные компетенции в учебном процессе современного университета // Актуальные вопросы образования. 2020. № 1. С. 8-13.
3. Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 117-126.
4. Кудрявцева Е. И. Компетенция как ключевое понятие актуальной теории и практики менеджмента // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 140148.
5. Chomsky N. Language and Mind. Camb., Mass. 1978.
6. Равен Д. Компетентность в современном обществе. М., 2002.
7. Бельский В. Ю., Золкин А. Л. Этика образования и современные культурные практики // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 12-16.
8. Стенограмма выступления В. В. Путина на Пленарном заседании международного форума объединенных культур // URL: https://prezident.org/tekst/ stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-mezhdunarodnogo-foruma-obedinyonnyh-kultur-12.html/
9. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Бельский В. Ю., Васечко А. А., Золкин А. Л. Системная модель образования и формирование культурной идентичности личности в условиях достижения цивилизационного суверенитета // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 289-295.
13. Бельский В. В., Золкин А. Л. Суперпозиция культурных моделей, цивилизационный синтез и особенности русского Просвещения // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 11. С. 92-99.
14. Шестак А. Духовное просвещение и просвещение курсантов Московского университета МВД России // Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России - фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел. М. : Издательство «Щит-М», 2009. C. 19-23.
References
1. Short dictionary of foreign words. M., 1952.
2. Martynov G. P., Yankelevich S. S. Universal competencies in the educational process of a modern university // Current issues of education. 2020. № 1. P. 8-13.
3. Belkina V. V, Makeeva T. V. The concept of universal competencies of higher education // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. № 1. P. 117-126.
4. Kudryavtseva E. I. Competence as a key concept of the actual theory and practice of management // Managerial consulting. 2011. № 2. P. 140-148.
5. Chomsky N. Language and Mind. Camb., Mass. 1978.
6. Raven D. Competence in modern society. M., 2002.
7. Belsky V. Y., Zolkin A. L. Ethics of education and modern cultural practices // Psychology and pedagogy of official activity. 2022. № 3. P. 12-16.
8. Transcript of Vladimir Putin's speech at the Plenary session of the International Forum of United Cultures // URL: https://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-mezhdunarodnogo-foruma-obedinyonnyh-kultur-12.html/
9. Decree of the President of the Russian Federation № 474 dated July 21, 2020 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // LRS «ConsultantPlus».
10. Decree of the President of the Russian Federation № 809 of November 9, 2022 «On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and
Strengthening of Traditional Russian spiritual and moral values» // LRS «ConsultantPlus».
11. Decree of the President of the Russian Federation № 229 of March 31, 2023 «On Approval of the Concept of Foreign Policy of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».
12. Belsky V. Yu., Vasechko A. A., Zolkin A. L. The system model of education and the formation of a person's cultural identity in the conditions of achieving civilizational sovereignty // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 5. P. 289-295.
13. Belsky V. V., Zolkin A. L. Superposition of cultural models, civilizational synthesis and features of the Russian Enlightenment // Social and humanitarian knowledge. 2023. № 11. P. 92-99.
14. Shestak A. Spiritual enlightenment and enlightenment of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Moral and patriotic education of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - the fundamental basis for the training of highly professional specialists of internal affairs bodies. M. : Publishing house «Shield-M», 2009. P. 19-23.
Информация об авторах
В. Ю. Бельский - профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, профессор;
А. Л. Золкин - профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент.
Information about the authors
V. Yu. Belsky - Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Philosophical Sciences, Professor;
A. L. Zolkin - Professor of the Department of Philosophy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 19.09.2024; одобрена после рецензирования 01.11.2024; принята к публикации 03.12.2024.
The article was submitted 19.09.2024; approved after reviewing 01.11.2024; accepted for publication 03.12.2024.
Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России
Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-методическое пособие. Михайлова С. Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и компетентностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым.
Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.