УДК 316.32 ББК 60.52 Н-58
Нехай Вячеслав Нурбиевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», email: slava0482@mail. ru;
Шаов Асфар Аскерович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», e-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ УНИФИКАЦИИ МИРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
(рецензирована)
В статье рассматривается особенности социокультурной глобализации, которая в начале ХХI века становится ведущей мегатенденцией в духовной жизни человечества. В качестве фундаментальных социокультурных факторов глобализации авторы выделяет научно-технический прогресс, мировые миграционные процессы и массовую культуру.
Ключевые слова: глобализация, социокультурная сфера, научно-технический прогресс, миграция, массовая культура.
Nekhai Vyacheslav Nurbievich, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Philosophy and Sociology of FSBEI HPE "Adyghe State University», e-mail: [email protected]
Shaov Asfar Askerovich, Candidate of Philosophy, assistant professor of the Department of Philosophy and Sociology of FSBEI HPE "Adyghe State University», e-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL FACTORS OF GLOBALIZATION OF CONTEMPORARY SOCIETY IN THE UNIFICATION OF WORLD SPACE
(Reviewed)
The article discusses features of the socio-cultural globalization, which at the beginning of the twenty-first century has become the leading megatrends in the spiritual life of mankind. The authors highlight scientific and technical progress and the world migration andpopular culture as fundamental socio-cultural factors of globalization.
Keywords: globalization, socio-cultural sphere, technological change, migration, mass culture.
На рубеже II и III тысячелетий в мире происходят глубокие перемены под воздействием глобализации. Затрагивая экономику, она также активно изменяет и социокультурную сферу, выступая исходным пунктом и конечным результатом ее развития. В качестве исходного пункта, глобализация с помощью нового взгляда человечества на мир, открываемого наукой и культурой и распространяемого с помощью образования, всей системой ценностных ориентаций побуждает народы, цивилизации, массы людей к радикальным переменам в траекториях демографической, экологической, технологической, экономической и политической динамики. Она также предстает и в форме конечного результата, так как итогом данных мегатрендов, охватывающих многие десятилетия и наполненных конфликтами и столкновениями, становится утверждение нового, глобального социокультурного пространства во всей его сложности и многовариантности разных цивилизаций, народов, этносов, изменения в тенденциях социальной стратификации и мобильности [1, с. 273]. Унифицируя социокультурное пространство, глобализация приводит к тому, что в близком соседстве оказываются разные этнические группы, которые отличаются друг от друга не только материальными и социальными условиями бытия, но и находятся на разных этапах культурноисторического развития [2, с. 9]. Это обстоятельство превращает глобализацию в
многофакторный социокультурный феномен, обогащает и усложняет ее содержание за счет включения в ее орбиту постоянно обновляющихся разнородных общественных и культурных компонентов: людей, ценностей, норм и артефактов.
Социокультурная глобализация как универсальный процесс детерминируется следующими факторами:
1) Ускорением развития научно-технического прогресса (НТП), которое привело к научно-информационной технической революции (НТР) во второй половине ХХ века;
2) Интенсификацией мировых коммуникационных и миграционных процессов;
3) Распространением массовой культуры по всей поверхности земной суши, пронизывающей все сферы духовной жизни, деэтнизирующей ценностные ориентации различных народов.
Первый фактор, НТР тесно связан с НТП. В ХХ веке достижения науки оказались в прямой зависимости от ее технической оснащенности, а уровень развития техники стал определяться прежде всего научными достижениями. Современное общество стало свидетелем двух принципиально новых качественных скачков, произошедших в развитии НТП. Первый из них, получивший название НТР, относится к 1930-40 гг. и характеризуется превращением науки в непосредственную производительную силу, а производства в развитых странах - в наукоемкое. Второй скачок, который А.Н. Чумаков именует информационным взрывом, человечество переживает с 80-х годов ХХ столетия по настоящее время, когда во все сферы общественной жизни стали широко внедряться компьютерная техника и микроэлектроника. Отличительной особенностью этого «взрыва» является то, что информация стала важнейшим ресурсом, определяющим уровень и темпы научно-технического и социального развития [3, с. 132-136].
Глобализация все в большей степени приобретает цифровой характер. Культурные ценности, созданные прессой, радио и телевидением не нужно передавать в материальном виде, поскольку с момента появления сети Интернет, передача информации осуществляется в единицах измерения информации (в битах и байтах) через спутник и оптические волокна [4, с. 502]. С середины 90-х годов прошлого века Интернет превращается в глобальную информационную сеть, а число его пользователей за 15 лет выросло более чем в 100 раз, что видно из следующей диаграммы [5]:
Диаграмма 1. Рост числа пользователей Интернета с 1995 по 2010 гг.
Если в 1990-е годы Интернет получил широкое распространение в развитых странах, то в 2000-е годы, по мере проникновения информационных технологий в Азию, Африку и Латинскую Америку, Интернет стал доступным и для жителей развивающихся стран. Кроме того, к началу ХХ1 века функции Интернет в глобализационном процессе
уже вполне определились. К ним относятся:
1) обеспечение функционирования глобальной электронной почты, которая позволяет передавать информацию в разные концы света в течение нескольких минут;
2) распространение мировых, региональных и локальных новостей;
3) обеспечение межкультурного общения людей;
4) организация и осуществление электронных путешествий по всему миру;
5) поиск и предоставление пользователям сети документов, фотографий, аудио- и видеозаписей;
6) обеспечение компьютерных покупок в электронных магазинах и участие в финансовых сделках на фондовых биржах[7, с. 109-110].
Однако, в то же время, Интернет несет в духовную жизнь глобализирующегося социума целый ряд проблем. На наш взгляд, дисфункциональность глобальной сети для человечества проявляется в следующем:
1) формирование в психологии человека, и, в первую очередь, молодежи зависимости от создаваемого виртуального пространства;
2) отрешение пользователей от реальной жизни вследствие постоянного пребывания в киберпространстве;
3) десоциализация личности, которая в процессе пребывания в сети вырабатывает космополитические ценности;
4) массовая пропаганда насилия, секса и деструктивных образцов поведения, приводящая к деформации психики человека;
5) распространение «индустрии обмана», которая проникает в виртуальный, а затем и в реальный мир человека.
Вторым фактором глобализации в социокультурной сфере являются миграционные процессы. Под миграцией населения понимается перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой. Лица, совершающие миграцию, называются мигрантами, или, в зависимости от характера миграции, эмигрантами (выезжающими из того или иного региона), иммигрантами (въезжающими в тот или иной регион) [8]. НТП, международное разделение труда, демографический взрыв и многочисленные этнополитические и социокультурные конфликты привели к активизации миграции.
Миграция стимулирует социокультурную глобализацию, поскольку она вызывает коренные изменения, как в обществах, принимающих мигрантов, так и в социумах, служащих источником миграций. К примеру, в странах Европы и Северной Америки прирост населения происходит преимущественно за счет мигрантов, так как в этих регионах ускоряется старение коренного населения в результате низкого уровня рождаемости [9, с. 5].
В целом, миграционный среднегодовой темп прироста числа международных мигрантов в 2005-2010 гг. был особенно высок в Южной Африке (7,3% в год) и в Южной Европе (5,2%).В абсолютных показателях, в Европе она составила 8,1 млн. человек, в том числе в Южной Европе 3,8 млн. человек, в Северной Америке - 5,8 млн. человек. Наибольшие значительные миграционные потери понесли Азия (1,1 млн. человек), Латинская Америка (804 тыс.) и Африка (1 млн.). По оценкам экспертов ООН, население 86 стран мира (в том числе 36 стран Европы) росло за счет миграционного прироста в 2005-2010 гг. [10].
Каковы же причины внешних миграций? По мнению специалистов, главной была и остается экономическая причина, т.е. желание людей либо трудоустроиться, либо получить более высокооплачиваемую и перспективную работу, соответствующую приобретенной квалификации. Народу с экономическими, внешние миграции вызываются и политическими причинами, приводящими к вынужденной эмиграции не только конкретных личностей, но и целых народов.
Среди других причин миграций можно назвать социальные, семейные, национальные, религиозные. Так, распад британской Индии на три государства по религиозному признаку (собственно Индию и Пакистан, из которого выделился Бангладеш) привел к переселению более 20 млн. человек: индуисты уезжали в Индию, а мусульмане в Пакистан и Бангладеш [11, с. 136-137].
Активное воздействие на глобализацию в социокультурной сфере оказывает международный туризм. В Манильской декларации по мировому туризму 1980г. туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и международных отношений. При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими духовными ценностями являются:
1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
3) равные права в определении своей судьбы;
4) право человека на уважение его достоинства и индивидуальности [12].
Международный туризм интенсифицирует многостороннее сотрудничество между
народами и государствами, превращает некоторые национальные элементы культуры в достояние мировой культуры, знакомит человечество с историческим наследием разных культур, служит средством коммуникации человечества, а также обладает миротворческим эффектом. Благодаря развитию туризма многие обычаи, традиции и нравы народов запечатлелись в сознании всего человечества, а национальные экономики получают мощный импульс к развитию. Так, по экономическим показателям, туристическая отрасль опередила автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной индустрии. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет: от 2 млрд. долл. в 1950 г. до 600 млрд. долл. в 2000 г. [13]. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 2010 г. число туристов составило 935 млн. человек, что на 6,7% больше, чем годом ранее. Наибольший прирост показали Ближний Восток и Азия
- на 14% и 13% соответственно, за ними следуют Северная и Южная Америка - 8%. В Африке и Европе поток туристов увеличился на 3% [14].
Возрастающая взаимозависимость народов, государств и социальных групп, которая укрепляется путем интенсификации межрегиональных коммуникаций, миграционных процессов и туризма, создает осязаемые условия для глобализации социокультурной сферы. Во-первых, глобальная интеракция, хотя и протекающая в различных регионах мира с разной интенсивностью, ускоряет циркуляцию этнокультурных ценностей по всей планете, вырабатывая тем самым культурные универсалии, которые имеют общечеловеческую природу. Во-вторых, глобализация приводит к унификации социальных стандартов, предпочтений, норм и поведенческих установок, формирующие относительно единообразную социокультурную систему, под которой мы понимаем массовую культуру. Данное понятие было введено в 1957 г. Б. Розенбергом и Д. Уайтом, которые выпустили сборник статей «Массовая культура» [15, с. 20].
Сама массовая культура как третий фактор глобализации зарождается только в Новое время на Западе в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, развития технических средств тиражирования и транслирования информации. Особое место в жизни человечества массовая культура заняла в результате процессов социокультурной глобализации во второй половине ХХ века.
В глобальных масштабах массовая культура ХХ1 столетия представлена следующими направлениями:
- индустрия «субкультуры детства»;
- массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства»;
- система национальной «государственной» идеологии;
- массовые политические движения (пацифизм, анархизм, социал-демократия);
- массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистических оппозиций;
- индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного
досуга, различные шоу;
-индустрия оздоровительного досуга;
- система организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи, как индивидуального, так и коллективного пользования;
- разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр до системы виртуальной реальности [16, с. 138]. Основными характеристиками массовой культуры является:
- ориентированность на гомогенную аудиторию;
- опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
- эскейпизм;
- быстродоступность;
- традиционность и консерватизм;
- оперирование средней языковой семиотической нормой;
- занимательность;
- культ жизненного успеха.
Неотъемлемой частью массовой культуры, определяющей характер глобализации в социокультурной сфере, являются молодежные субкультуры.
Субкультура - это сегмент общества, который разделяет определенный набор нравов, образ жизни и ценности, которые отличаются от моделей, принятых в обществе в целом. Существование множества субкультур характерно для крупных и сложных социальных систем. Члены субкультуры участвуют в доминирующей культуре, и в то же время практикуют специфические формы поведения, и используют свой жаргон, единые модели коммуникаций, язык и символы, создают чувство общности внутри субкультуры,
а, следовательно, позволяют ей поддерживать групповую.
Субкультуры классифицируются по различным основаниям. Так, по направленности интересов, М.Н. Топалов [17] выделяет следующие молодежные объединения и группы:
- увлеченные современной РОР-музыкой (рэперы, кислотники, рокеры);
- устремленные к правопорядковой деятельности;
- философско-мистические;
- антисоциальные и асоциальные;
- защитники окружающей среды;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты.
Вышесказанное в очередной раз свидетельствует о том, что глобализация в социокультурной среде в ближайшие два десятилетия будет протекать в активной форме.
Таким образом, процесс глобализации будет усиливать трансформационное воздействие на современное общество, формировать устойчивые и долгосрочные отношения между народами, государствами, конкретными индивидами.
В социокультурной сфере глобализация проявляется в следующем:
1) планета становится «мировой деревней», когда миллиарды людей благодаря СМИ мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земли;
2) унификации вкусов, восприятий, предпочтений;
3) непосредственном знакомстве людей с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (туризм, миграция);
4) в повсеместном распространении унифицированных компьютерных технологий и интернета;
5) в усилении ценностей массовой культуры.
При этом в мире исчезает понятие стороннего наблюдателя глобализации и все социальные объекты, в том числе и малые этносы, втягиваются в ее орбиту.
Литература:
1. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. 346 с.
2. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и
встречи культур. М.: МПСИ, 2009. 80 с.
3. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Велби Проспект, 2005. 432 с.
4. История человечества: научное и культурное развитие. В 8 т. Т.7 / под ред. А. Н. Сахарова. М.: ЮНЕСКО: Магистр-ПРЕСС, 2005. 842 с.
5. Развитие Интернета [Электронный ресурс]. URL: http//www.antula.ru (дата обращения: 20.09.2010).
6. Internet World Stats. Usage and Population Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 04.04.2011).
7. Комаров М. П. Инфраструктура регионов мира. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 346 с.
8. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http// www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.10.2011).
9. Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 432 с.
10. Щербакова Е.М. Международная миграция: тенденции и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: http//www.perspectivy.info/oykumena.htm (дата обращения: 11.04.2011).
11. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1. Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2003. 496 с.
12. Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 10 октября, 1980 г.) [Электронный ресурс]. URL: http//www.intacadem.ru (дата обращения: 13.04.2011).
13. Миронов Ю. Б. Перспективы развития международного туризма [Электронныйресурс]. URL: http//tourib.net (дата обращения: 17.04.2011).
14. Official site of World Tourism Organization UN WTO [Электронный ресурс]. URL: http: unwto.org (дата обращения: 15.04.2011).
15. Rosenberg B., White D. Mass Culture: The Popular Arts in America. N.Y.: Glencoe, 1957. 152 p.
16. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. №6. С. 37-45.
17. Субкультуры. Неформальные движения молодежи [Электронный ресурс]. URL: http//www.subcult.ru (дата обращения: 23.04.2011).
References:
1. Yakovets Y.V. Globalization and the interaction of civilizations. M.: Economy, 2001.
346p.
2. Wolfson B.L. Actual problems of education in the context of globalization and the meeting of cultures. M.:MPSI, 2009. 80 p.
3. Chumakov A.N. Globalization. The contours of a holistic world. M: Welby Prospectus, 2005. 432 p.
4. The history of humanity: scientific and cultural development. In 8 vol. V.7 / ed. A.N. Sakharov. M.: UNESCO, Master-Press, 2005. 842 p.
5. The development of the Internet. [Electronic resource]. - Mode of access: http // www.antula.ru - 20.09.2010.
6. Internet World Stats. Usage and Population Statistics. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.internetworldstats.com/stats.htm. - 04.04.2011.
7. Komarov M.P. Infrastructure of the regions of the world. SPb.: Publishing House of Mikhailov V.A., 2000. 346p.
8. Wikipedia. The free encyclopedia. [Electronic resource]. - Mode of access: http // www.ru.wikipedia.org. 20.10.2011.
9. Dmitriev A.V. Migration: conflictual dimension. M.: Alpha-M, 2006. 432 p.
10. Shcherbakova E.M. International migration: trends and prospects. [Electronic
resource]. URL: http //www.perspectivy.info / oykumena.htm. - 11.04.2011.
11. Maksakovsky V.P. Geographical picture of the world. In 2 b. B. 1. General characteristics of the world. M.: Drofa, 2003. 496p.
12. Manila Declaration on World Tourism (Manila, Oct. 10, 1980). [Electronic resource]. URL: http//www.intacadem.ru. - 13.04.2011.
13. Mironov Y.B. Prospects for the development of international tourism . URL: http // tourib.net. -17.04.2011.
14. Official site of World Tourism Organization UN WTO. [Electronic resource].URL: http:unwto.org. (15.04.2011).
15. Rosenberg, B., White, D. Mass Culture: The Popular Arts in America. N.Y.: Glencoe, 1957. 152 p.
16. Flier A.J. Popular culture and its social function // Social Sciences and the present. 1998. №6. P. 37-45.
17. Subcultures. Informal Youth Movements. [Electronic resource]. URL: http // www.subcult.ru. - 23.04.2011.