УДК [008:36]:[323.1:352.071(1-2Щ571Л4)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. НОВОСИБИРСКА)
О. А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения РАН
В статье в рамках социокультурного подхода в качестве объекта регулирования этнонациональной политики рассмотрено межэтническое сообщество города. Такой подход позволяет расширить область администрирования и включить в рассмотрение ряд социокультурных детерминант, существенно влияющих на межэтнические отношения в городе, но не учтённых в текущем курсе этнонациональной политики. На основе анализа данных экспертных интервью, проведённых в Новосибирске, выявлены социокультурные детерминанты, связанные с необходимостью адаптации принимающего сообщества к мигрантам, анклавизацией, ограниченной эффективностью существующих методов гармонизации межэтнических отношений.
Ключевые слова: межэтническое сообщество, социокультурные детерминанты, муниципальная этнонациональная политика, Новосибирск, миграция.
Анализ детерминант (здесь: факторов, обусловливающих то или иное явление) служит для понимания закономерностей развития социальных систем. В рамках социокультурного подхода, основанного на идеях П. Сорокина и развиваемого применительно к реалиям современного российского социума в новосибирской школе этносоциологии [1], выявление социокультурных детерминант предполагает комплексный анализ влияния социальных, культурных, экономических, демографических и политических процессов на сообщество. В традиции школы объектом детерминации рассматривается межэтническое сообщество - специфическая форма социокультурной интеграции локального общества, которая складывается в социокультурных локусах интенсивного и продолжительного межэтнического взаимодействия. Такое сообщество характеризуется комму-нальностью, доходящей до содружества [2, с. 150], благодаря тому, что у взаимодействующих этнических групп вырабатываются определённые стабильные практики бесконфликтных межэтнических взаимодействий. При таком подходе каждая из этнических групп в рамках межэтнического сообщества сохраняет собственную этнокультурную отличительность, а их взаимодействие обеспечивает многоаспектное развитие всего сообщества.
Современные крупные города, имеющие сложившийся этнокультурный облик, тоже могут рассматриваться в качестве межэтнических сообществ. Интенсивные миграционные процессы последних лет являются существенным вызовом для устоявшейся структуры их межэтнических сообществ. Миграция изменяет не только распределение долей разноэтнического населения в городе, но и вызывает качественные трансформации межэтнического сообщества на уровне структурно-функциональной организации и социально-антропологических характеристик, что ведёт к реорганизации межэтнических отношений в городском сообществе и его социокультурной трансформации [3, с. 9].
Новосибирск - один из крупнейших городов Российской Федерации, который изначально формировался как населённый пункт с разноэтническим составом населения. Однако в последние десятилетия этнические пропорции в городе существенно изменились, в основном из-за увеличения численности представителей народов Средней Азии и Кавказа. В этой связи особо значимой задачей для муниципального управления видится анализ напряжённости межэтнических взаимоотношений в пространстве города. По результатам массового опроса 2014 года, проведённого сотрудниками ИФПРСОРАН при участии автора, видно, что межнациональные отношения в городе оцениваются опрошенными жителями, скорее, как терпимые, чем хорошие. На фоне усиления миграционных процессов респонденты ожидают дальнейший рост напряжённости этих отношений. Почти половина всех респондентов допускают возможность конфликтов на национальной почве. Главными локальными проблемными зонами, которые могут стать или уже стали очагами межнациональной напряжённости, по мнению опрошенных, являются места концентрации людей по этническому принципу, прежде всего - выходцев из регионов Кавказа и Средней Ази [4].
Социокультурная жизнь межэтнического сообщества города находится в непрерывном развитии, изменения среды формируют новые социокультурные детерминанты, оказывающие существенное влияние на межэтническую ситуацию в городе. Для практики административного управления детерминанты развития межэтнического сообщества могут быть переосмыслены как детерминанты этнонациональной политики, то есть актуальные характеристики объекта административного регулирования, которые следует учитывать для улучшения адаптации принимаемых мер к локальной ситуации. Диагностика состояния разных сторон межэтнических отношений может быть осуществлена на основе выводов этносоциологических исследований.
В данной работе выявление и описание социокультурных детерминант, существенно влияющих, на наш взгляд, на межэтническое сообщество Новосибирска, но пока не нашедших отражения в текущем курсе этнона-циональной политики, сделано на основе анализа результатов экспертного опроса, проведённого в Новосибирске в 2016-2017 годах сотрудниками ИФПРСОРАН и НГТУ. К участию в исследовании были привлечены эксперты, соприкасающиеся с темой межэтнических отношений в Новосибирске: работники вузов и научных институтов, специалисты администраций и культурных учреждений города, авторитетные представители диаспор и организаций гражданского общества.
Как показали выводы исследования, одной из значимых детерминант формирования межэтнической напряжённости являются сложности социально-экономического плана. Напряжённый социальный фон, сформиро-
ванный экономическими трудностями, нестабильной политической ситуацией, снижением уровня благополучия населения, находит выход накопившейся негативной энергии в области межэтнических отношений [4]. Проблема адаптации местного населения к изменяющейся в результате активных миграционных процессов этносоциальной ситуации, которая формирует устойчивое чувство незащищённости принимающего сообщества и, как следствие, его низкий уровень толерантности, стоит особенно остро.
Другая детерминанта имеет отношение к изменениям в территориально-этнической структуре городского сообщества: экспертами было зафиксировано появление на карте Новосибирска мест концентрации этнических мигрантов в виде анклавов подобных поселений [5]. Эти территории воспринимаются принимающим сообществом как выбивающиеся из общей этнической картины города: местных жителей тревожит «замусоренность» таких территорий, угроза собственной безопасности, низкий уровень культуры поведения мигрантов, плохое знание ими русского языка. Эксперты отмечали, что мигранты, населяющие такие территории, адаптированы (имеют работу, жильё, потребляют бюджетные ресурсы города), но не включены в область культурно-ценностного обмена.
Ещё одна значимая детерминанта, ставшая причиной целого ряда проблем в области межэтнических отношений, связана с ограниченной эффективностью мер, принимаемых административными структурами города для налаживания коммуникации между принимающим населением и мигрантами. Увеличение числа мигрантов в Новосибирске, как и в других крупных городах, привело к формированию в пространстве города ряда устойчивых этнокультурных образований в виде диаспор, однако контакты диаспор и принимающего сообщества ограничены и поверхностны [6]. Как считают эксперты, рядовой горожанин сталкивается с диаспорами лишь на городских праздниках и фестивалях, где в привлекательной форме представляются обычаи, традиции и фольклор этнических групп. Однако такой способ интеграции новых этнических групп с межэтническим сообществом, как представляется, не работает; более того, оно приводит к искажённому пониманию сути другой культуры, замене её на упрощённый, схематический эрзац.
Приведённые детерминанты могут влиять на обострение межэтнической ситуации в городе. В этих условиях стратегической задачей органов управления должно выступать повышение общего уровня благосостояния населения города и обеспечение его благоприятного социального самочувствия, внимательное наблюдение за изменениями в этнотерриторальной структуре и поиск принципиально новых механизмов коммуникации принимающего сообщества и мигрантов.
Акцентируем, что муниципальная этнонациональная политика должна рассматривать в качестве своего объекта не только острые моменты, требующие быстрого реагирования - межэтническую напряжённость или конфликты, как это часто происходит на практике. В поле зрения этой политики должно находиться межэтническое сообщество в целом [7, с.124]. Такой взгляд позволяет зафиксировать социокультурные детерминанты, существенно влияющие на состояние межэтнического сообщества города, но не учтённые в текущем курсе муниципальной этнонациональной политики, и, не дожидаясь эскалации напряжения межэтнических отношений, точечно решать назревающие проблемы.
Библиографический список
1. Костюк, В. Г. Новосибирская школа этносоциологии: этапы становления, основные результаты / В. Г. Костюк, О. А. Персидская // Гуманитарные науки в Сибири. - 2007.- № 1. - С. 14-18.
2. Абрамова, М. А.Основные факторы интеграции межэтнических сообществ России / М. А. Абрамова, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк // Сибирский философский журнал. - 2017.- Т. 15. - № 1. - С. 149-158.
3. Попков, Ю. В. Феномен города как межэтнического сообщества / Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев // ЭКО. - 2017.- № 10. - С. 7-19.
4. Персидская, О. А. Мигранты в межэтническом сообществе Новосибирска: специфика взаимной адаптации / О. А. Персидская, Ю. В. Попков, И. А. Скалабан // Вестник НГУЭУ. - 2016.- № 3. - С. 229-239.
5. Madiukova, S. A. Ethnic enclave sasasocial and territorial phenomenon (basedonthecityof Novosibirsk) / S. A. Madiukova, O. A. Persidskaia // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2017.- Т. 10. - № 7. - С. 983-994.
6. Персидская, О. А. Этническая диаспора в городе: образ в глазах принимающего сообщества / О. А. Персидская // Социальные и пространственные измерения современного мегаполиса: материалы IX социологических чтений памяти В. Б. Голофаста. - СПб.: Норма, 2017. - С. 247-255.
7. Попков, Ю. В. Государственная национальная политика как фактор межэтнической интеграции российского общества / Ю. В. Попков // SiberianSocium. - 2017.- Т. 1, № 1. - С. 114-131.
© Персидская О. А., 2018
УДК 304.5+378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА: СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЕКТОР
В. В. Петров, В. М. Филатова
Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирский государственный университет
В работе обозначены роль и место системы образования в условиях социокультурных трансформаций. Показано, что в условиях капитализации знаний влияние студенческого сообщества на формирование образовательного запроса ожидаемо возрастает. Выявлены ключевые факторы, определяющие действия современного студенчества в отношении развития университета.
Ключевые слова: информационное общество, университет, образовательный запрос, капитализация знаний, студенческое сообщество.