УДК 316.3
Ожерельева О.Ю.1
социокультурные активы человеческого капитала
современной РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с развитием человеческого капитала как социокультурного актива современной России, необходимостью институциональных изменений, инновационных стратегий и управленческих решений для осуществления социокультурной модернизации.
Ключевые слова: культура, личность, человеческий/культурный капитал, модернизация, образование, качество человеческого капитала.
Ozherelyeva O.
SOCIOCULTURAL ASSETS OF HUMAN CAPITAL OF MODERN RUSSIA
Abstract. The paper deals with the main problems related to the development of human capital as a sociocultural asset of modern Russia, to the need for institutional changes, innovative strategies and management decisions for socio-cultural modernization.
Keywords: culture, personality, human/cultural capital, modernization, education, quality of human capital.
«Культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера» [1]. В современном глобальном мироустройстве развитие личностного потенциала сотрудников, их обучение и переквалификация являются стратегическими факторами, социокультурным активом, которые определяют долгосрочные стратегии и конкурентоспособность любой страны. Работа и образование обеспечивают человеку средства к существованию, предоставляют возможность реализовать свои личностные и профессиональные амбиции, вносить вклад в дальнейшее развитие современного общества.
Инновационные стратегии, производительность труда напрямую зависят от уровня квалификации работников, овладение современными производственными или управленческими навыками. Социокультурные факторы развития страны становятся фундаментом
инновационных изменений, условием и критерием их реализации, преимущественно, в части развития человеческого /культурного капитала. «Нет ничего более важного, чем качество человека. Мы вступили в эру мировой конкуренции за программное наполнение человеческого капитала» [2].
Концепции и стратегии проведения современных российских реформ, как правило, не содержат управленческих механизмов по их имплементации. Финансовые и политические власти современной России говорят о необходимости стимулирования экономического роста, модернизации управления и обновления элиты, формирования и развития человеческого капитала. Однако при реализации реформ разрабатываются управленческие схемы, которые зачастую не отвечают первоначальным концепциям проводимых реформ. Превращение человеческого капитала в актив отечественной экономики требует отдельной государственной стратегии.
1 Ожерельева Ольга Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected] Olga Ozherelyeva, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of History, Law and Humanities, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]
В глобальном мире человеческий капитал, представляющий максимальную ценность, обладает абсолютной текучестью. Можно констатировать тенденцию в экономике нашей страны, которую пока не удается изменить
- «миграция таланта из Российской Федерации и миграция низко квалифицированной рабочей силы в Российскую Федерацию» [3]. Данная тенденция ухудшает добавленную стоимость российской экономики.
По оценке экспертов Гайдаровского форума, в ближайшем будущем Россия может столкнуться с ростом массовой миграции работоспособного населения. Чтобы этого избежать, необходимо развивать такие социальные сервисы, как страхование от безработицы и выявление профессиональных заболеваний, повышать стоимость оплаты труда. Российская экономика должна увеличивать долю высокооплачиваемых рабочих мест с высоким уровнем производительности. Для этого нужно предотвратить процесс замещения более квалифицированных российских работников мигрантами.
Главное - это приток низкоквалифицированных мигрантов, отмечает вице-премьер О. Голодец, такая политика дестимулирует работодателей в переходе к высокопроизводительным местам. «Наш генеральный курс
- это действительно преодоление в нашей экономике вот этой темы, связанной с низкооплачиваемыми рабочими местами. На территории России, по разным оценкам, продолжают трудиться около 7 млн. человек из других государств. И это, прежде всего люди, которые занимаются низкоквалифицированным трудом», - отметила она, «...такое большое количество мигрантов, которые занимаются низкоквалифицированным трудом, предъявляет к нам как к государству очень серьезные социальные издержки, то есть мы за них все равно платим - платим за образование детей мигрантов, несем серьезные социальные расходы»... Такая политика дестимулирует работодателей по отношению к техническому перевооружению, это снижает наши темпы перехода к, так называемым, высокопроизводительным местам... В то же время более полутора миллионов хорошо образованных и конкурентоспособных россиян работают в
настоящее время за рубежом, и такой отток кадров - опасная тенденция [4].
Человеческий капитал перестал быть сугубо экономическим термином и постепенно перемещается в сферу государственной службы. А. Аузан считает, что человеческий капитал -это главный актив не российской экономики. Российская экономика должна базироваться не на сырье, а человеческом капитале. Качество человеческого капитала в государстве тесно связано с демократизацией общества, а эффект от демократизации можно получить только при институциональных изменениях и повышении грамотности бюрократии [5, с. 243-248].
Кардинальное изменение современной ситуации в России должно повлечь за собой изменения на соответствующих уровнях институтов и культуры, а также переход к иной стратегии экономического развития и управления. До настоящего времени основным конкурентным ресурсом мирового позиционирования России остаются минеральные ресурсы. А потенциальным ресурсом мирового позиционирования России может и должен стать высококачественный человеческий капитал с важнейшими социокультурными характеристиками. Необходимы новые стратегии развития не просто человеческого капитала, а его коннотации - культурного капитала.
Культурный человеческий капитал суть система гуманитарной образованности и профессионального образования (квалификационные знания, умения и навыки). Культурный человеческий капитал формируется в активном социокультурном процессе, инвестируется в него. Модернизационные социокультурные изменения активно поддерживаются населением, когда личность, социальная группа или общность реализует свои жизненные стратегии. Активными субъектами социокультурной модернизации в любой стране всегда были люди, обладавшие развитым гражданским самосознанием, осознанием человеческих прав в сфере политики, экономики и духовной жизни. Ценнейший ресурс, обладающий большим творческим, трудовым и интеллектуальным потенциалом, является человеческий/культурный капитал.
Социокультурные факторы (состояние культурного человеческого капитала, ценностная система, качество образования) как способствуют, так и препятствуют дальнейшей модернизационной трансформации России. Инвестиции в теоретико-практическое и научное образование значительно повышают уровень и объем знаний современного человека, вносят решающий вклад в формирование и накопление знаний, способствуют повышению эффективности функционирования социальных сфер общества. Политические элиты стремятся модернизировать экономико-политическую сферу в условиях социокультурной/ социогуманитарной рецессии. За пределами глубокого интереса органов власти остаются специфика и степень воздействия социокультурных факторов на эффективность позиционирования экономических и политических институтов. Процессы социокультурной трансформации проявляют себя в пространстве складывающихся социальных практик общества в целом и составляющих его общностей. Долгосрочные перспективы развития России должны учитывать, то, что экономика, политика и культура взаимосвязаны и взаимообусловлены, а значит и движение должно быть однонаправлено.
При этом драйвером развития экономики большинства развивающихся государств по-прежнему, остается дешевый труд. Однако эта экономическая стратегия может быть угрозой для всех сфер общества из-за изменений, вызванных, так называемой, четвертой промышленной революцией. В государствах с достаточно развитой экономикой, высоким качеством образования и доходами населения в основе развития находятся высокотехнологичные «ноу-хау». Но именно они пребывают в ситуации риска, потому что стимулирующие развитие и внедрение технологий в различные сектора экономики могут остаться без новых человеческих ресурсов. «Мир стоит перед лицом кризиса талантов. Поэтому государствам жизненно необходимо адаптировать свои системы образования, обучения и повышения квалификации работников к требованиям будущего. Например, внедрять и развивать эластичные навыки» [3].
Фундаментальные идеи исследования, проведенные командой World Economic Forum «The Human Capital Index 2017» состоят в том, что основной единицей человеческого капитала являются знания и навыки людей, которые позволяют создавать экономические ценности. Именно универсальные ценности помогут объединить усилия представителей бизнеса, сферы образования, региональных властей и молодежи для решения общих задач по развитию человеческого капитала и в России. По итогам рейтинга (данного исследования) у России достаточно высокая позиция сложилась благодаря высокому уровню грамотности и образованности людей, а также незначительным показателям безработицы и неполной занятости. Однако эти достижения не соответствуют текущему недостаточно высокому качеству системы образования, обучения и повышения квалификации персонала, профессионально-технической подготовки специалистов, скудными ресурсами квалифицированных сотрудников для высокотехнологичных секторов экономики. Что указывает на необходимость приложения дополнительных усилий в развитии и совершенствовании высококвалифицированных кадров и готовности страны к четвертой промышленной революции [6].
Для проведения исследований и формирования эффективной государственной политики по вопросам развития человеческого капитала необходимо прогнозирование его развития, раскрытия и совершенствования. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование позволит дать представление о тенденциях развития человеческого капитала под влиянием институциональных факторов, оценит траектории ожидаемых изменений, возможности социокультурных трансформаций для управленческих решений. В управленческой практике региональных властей постепенно утверждается понимание роли ценностей населения в успехах или неудачах региона и страны в целом, в том числе и экономических.
В региональном пространстве России наиболее проблемными с точки зрения развития потенциала человеческого капитала по дан-
ным исследователей остаются Уральский и Северо-Кавказский округа. В регионах Северо-Кавказского федерального округа прогноз развития человеческого капитала благоприятен для Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республики. Негативные тенденции отмечаются в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике. В связи с этим необходимо пересмотреть стратегию политики развития человеческого капитала в регионе СКФО. Любое развитие - это поиск компромисса, но в успешном развитии человеческого капитала главное - то, насколько человеку комфортно в той среде обитания, в которой он живет.
Россия на протяжении полутора веков своей истории успешно производила и экспортировала человеческий капитал. В современных условиях нашей страны и региона, это может стать приоритетной темой специализации России в международном разделении труда. Индустрия современного российского образования и науки может стать способом произ-
водства высококачественного человеческого капитала не только наших молодых людей, но и студентов из других стран, что будет приносить доходы стране и конкретному региону, хотя, и потребует институциональных, управленческих, социокультурных изменений для создания инклюзивный среды.
В теории человеческого капитала отмечается, что образовательная составляющая является базовой, динамичной и эффективной. Образование служит улучшению здоровья, знаний, качества жизни, уровня доходов населения, развитости инфраструктуры, промышленных технологий, жилищных условий, социокультурной среды, региональной дифференциации, кадровому обеспечению экономических сфер деятельности и росту экономических систем на разных уровнях управления. Именно инвестиции в человеческий капитал обеспечили в прошлом опережающее развитие всем постиндустриальным странам современного мира, что может стать отправной точкой развития и нашей страны и отдельных ее регионов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Путин В.В. Выступление на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству (Псков) [Электронный ресурс]. 03.02.2014. URL: http://politikus.ru/v-rossii/16695-minkultury-izlozhilo-osnovy-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki.html
2) «Нет ничего более важного, чем качество человека»: интервью с Даниилом Дондуреем [Электронный ресурс] // Ведомости. 2013. 16 августа. URL: http:/seance.ru/blog/govorit-daniil-dondurej/
3) Агамирзян И. Человеческий капитал - основа развития 2035 [Электронный ресурс]. URL: /http ://2035 .media/2017/01/16/agamirzi an-interview/
4) «Социальное развитие: исторические уроки и грядущие вызовы» [Электронный ресурс]. URL: http://gaidarforum.ru/news/na-gaydarovskom-forume-proshla-ekspertnaya-diskussiya-chelovecheskiy-kapital-na-gosudarstvennoy-i-mu/
5) Аузан А.А. О возможности перехода к экономической стратегии, основанной на специфике человеческого капитала в России // Журнал НЭА. 2015. № 2 (26). С. 243-248.
6) РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20171219/1511268422.html