Библиографический список
1. Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одарённости: автореф. дис. ... канд. искусствовед.
- Л., 1989.
2. Сулейманов, РФ. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 2004.
3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л., 1947.
4. Дранков, В.Л. Природа таланта Шаляпина. - Л., 1973.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
6. Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник / В.М. Муни-
пов, В.П. Зинченко. - М., 2001.
Bibliography
1. Kirnarskaya, D.K. Muzihkaljno-yazihkovaya sposobnostj kak komponent muzihkaljnoyj odaryonnosti: avtoref. dis. ... kand. iskusstvoved. - L., 1989.
2. Suleyjmanov, R.F. Psikhologiya professionaljnogo masterstva muzihkanta-instrumentalista: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - SPb., 2004.
3. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M.; L., 1947.
4. Drankov, V.L. Priroda talanta Shalyapina. - L., 1973.
5. Ananjev, B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. - M., 1977.
6. Munipov, V.M. Ehrgonomika: chelovekoorientirovannoe proektirovanie tekhniki, programmnihkh sredstv i sredih: uchebnik / V.M. Munipov,
V.P. Zinchenko. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 15.02.13
УДК 374.2 Kokorina K.A. SOCIOCULTURAL DESIGN IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF REGIONAL CULTURAL POLICY. This paper describes the regional cultural policy of the Altai Territory, cultural policy of regional authorities, the strategy of cultural policy measures to ensure the regional program of cultural policy.
Key words: regional cultural policy, cultural policy of the local, regional program of cultural policy.
К.А. Кокорина, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
В работе описаны проблемы региональной культурной политики Алтайского края, направления культурной политики региональных властей, стратегия культурной политики, мероприятия по обеспечению региональной программы культурной политики.
Ключевые слова: региональная культурная политика, локальная культурная политика, региональная программа культурной политики.
Сегодня в российском обществе важнейшая роль в развитии культуры принадлежит государству, которое призвано внести наибольший вклад в регуляцию сферы культуры на рынке. Многое в культуре проистекает стихийно, отсюда возникает спор: нужно ли управлять институтами, формирующими культуру и ее продукт, и должно ли это делать государство? В условиях нестабильности Российского государства оно, видимо, еще долго будет главным субъект культурной политики, который может и должен внести свой вклад в формирование инновационных основ, целей и задач культурной политики общества.
Неоднократные изменения в органах управления культурной сферой разрушили ее структуру. В Алтайском крае источники ресурсов и организационные механизмы, посредством которых осуществлялась государственная культурная политика, себя изжили. Это свидетельствует о том, что в настоящее время важнейшими задачами администрации Алтайского края в культурной политике являются создание социально-оправданных учреждений культуры (т.е. тех, которые отвечают требованиям современности и пользуются спросом у потребителя), поддержки социального партнерства, общественных организаций для поддержки учреждений культуры, формирования понимания «духовных и культурных ценностей»; сохранение культурного наследия, организация предпринимательской деятельности [1].
Сегодня подход к культуре в администрации Алтайского края власти меняется. Возрастает значение понимания роли государственного управления в развитии культуры и политики. Принципиальное значение имеют культурные процессы, происходящие в обществе, воплощение которых в жизнь осуществляют социальные институты, институты культуры. Следовательно, необходимо иметь четкую программу преобразований, технологий, подготовки кадров, которые могли бы создать условия для благоприятного развития культурной политики Алтайского края.
Культурная политика Алтайского края по-прежнему представляет собой комплекс действий по решению проблем в ряде
институтов специализированной сферы культуры. Это развитие культурных связей с зарубежными странами, поддержка театральных коллективов и концертных учреждений, работа библиотек и музеев, деятельность по охране исторических комплексов и мемориалов, содействие в профессиональной подготовке специалистов в области творческой деятельности и культурных услуг. Данные институты культуры призваны обеспечить воспроизводство ряда актуальных форм культурной активности в пределах ведомственной компетенции, финансовых средств, кадрового инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день. Специфика культурной политики в немалой степени сопряжена с наличием ряда институциональных направлений управленческого воздействия.
Направления культурной политики, которые не закреплены за Министерством культуры Российской Федерации, а входят в круг ответственности других министерств и ведомств, требуют разработки общих межведомственных программ. Речь идет о поддержке развития этнонациональных культур, культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, молодежной программе, об образовательной политике, охране культурных памятников и использовании историко-культурного наследия, о поддержке деятельности архивов, о развитии народного творчества и культурно-досуговой деятельности населения, деятельности федеральной службы по телевидению и радиовещанию [2].
В период реформирования заметно ослабла политика, направленная на формирование общенационального уровня региональной культуры; не развиваются те сегменты общенациональной художественной практики, которые ориентируются на региональные и муниципальные образования, на такую категорию населения, как дети и молодежь.
Но неверно считать, что в управленческих структурах не было попыток проанализировать место культурной политики региона в преобразованиях [3]. Целый ряд ведомств, регулиру-
ющих деятельность разных учреждений культуры, ведут интенсивный поиск тех направлений и форм управленческой активности, которые отвечали бы новым запросам отечественной практики. Администрация Алтайского края инициирует обсуждение проблем культурной политики, материалы которого публикуются в ведомственной печати. Анализируя культурную политику государства на региональном уровне, следует признать, что пока она остается пассивной, имеет зачастую весьма опосредованное отношение к процессам самообновления социокультурных сторон локального развития.
Одни ученые и эксперты, разрабатывая технологии государства в культурной политике, говорят о необходимости перехода от политики сглаживания региональной дифференциации к стратегии выравнивания, стимулирующей региональное развитие с опорой преимущественно на собственный инновационный потенциал. Другие же говорят о необходимости сохранения единого социального культурного пространства страны с сильным центром и развитыми регионами, сравниваемыми по качеству и уровню жизни [4]. Эти два направления региональной культурной политики - сохранение механизма выборочной помощи центра, с одной стороны, и формирование структур самостоятельного локального развития с упором на активизацию своего внутреннего потенциала - другой, должны объединяться в рамках общих усилиями той и другой стороны по умножению региональных ресурсов, взаимно дополняя, а не конфликтуя друг с другом. Центру предстоит разработать единую политику распределения полномочий в социокультурной сфере и перераспределения трансфертов при одновременном углублении практики выполнения целевых федеральных программ социокультурного развития регионов и государства. Особенности локальной культурной политики отличаются большей конкретностью и многообразием форм решения жизненных и культурных проблем населения, нежели политика центра [5].
Перечисляя важнейшие направления культурной политики региональных властей, в качестве главных следует выделить следующие:
- регулирование занятости населения и снижения уровня безработицы;
- налаживание социального партнерства между разными субъектами культурно-досуговой деятельности;
- политика в области охраны семьи, материнства и детства;
- принятие мер по социальной защите населения;
- развитие системы культурно-досуговых учреждений;
- политика в области градостроительства, современной инфраструктуры, решение задач архитектурно-планировочного характера, постройка жилья, совершенствование дорожно-транспортных сетей, сетей связи, бытовое обслуживание, торговля, центр досуга;
- политика в области воспитания и общего образования детей, молодежи, профессиональной подготовки и переподготовки молодежи и взрослого населения;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование художественно-творческих процессов;
- развитие инфраструктуры досуга; организация отдыха и свободного времени, проведение праздников, памятных дат;
- сохранность исторических памятников культурного наследия, поддержание культурной среды в целом [6].
Вместе с тем существует перечень ряда проблем, которые решаются в Алтайском крае, где они особенно актуальны, или для этого существуют объективные предпосылки, зачастую создаваемые в рамках процесса самоорганизации, а также там, где проявляется политическая воля местной власти. К таким проблемам следует отнести проблемы миграционной политики, межнациональных отношений и сохранение традиционных культур ряда этносов), проблемы социоэкологической политики. Помимо этого администрация Алтайского края задаётся вопросом повышения доходов, уровня и безопасности жизни населения, а также разрабатывают меры по устройству переселенцев и иностранных граждан. Весьма часто в Алтайском крае приходится вести борьбу с криминалом и распространением наркотиков, по-новому осмысливать вопросы поддержания здоровья и воспитания подрастающего поколения и организовывать досуг населения.
В Алтайском крае также идет широкий поиск направлений регионального развития, что стимулирует отработку новых целей, задач, методов культурной политики на местах. Культурные задачи декларируются политическими лидерами в период предвыборной кампании. Хотя чаще всего стратегические цели культурного развития региона и самого государства никак не связаны с целями политическими или хозяйственными. При этом цели регулирования культурной сферы либо размыты и в усло-
виях кризиса невыполнимы, либо, по существу, являются лишь конкретными задачами.
В последние годы Алтайский край делает попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д. Попытаемся сформулировать методологические основы региональной культурной политики. Культурная политика - это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:
1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем;
2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ;
3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных [4].
Структура региональной социокультурной программы не имеет жестко заданной формы. Тем более, не может идти речь об унификации содержания тех иди иных ее разделов. В то же время в процессе социально-культурного проектирования к настоящему времени наметилась определенная структура, которая отражает процесс проектирования и позволяет проследить логику обоснования тех или иных проектных решений, а также увидеть связь между теоретическими элементами программы (цели, приоритеты и т.п.) и конкретными проектами, а также мерами по их реализации.
Поскольку региональная программа чаще всего является продуктом деятельности конкретных людей, выполняющих проектное задание, то во вводной части программы помещается ее паспорт, отражающий атрибуты заказчика и исполнителя программы, фамилии разработчиков, консультантов, рецензентов, сроки проектирования, источники финансирования проекта. Первый раздел «Общая характеристика территории», второй раздел: «Исторические особенности и культурный потенциал территории», третий раздел: «Тенденции и проблемы развития культурной жизни», четвертый раздел: «Концепция развития культурной жизни территории», пятый раздел «Содержание программы», шестой раздел: «Меры по обеспечению реализации программы поддержки и развития сферы культуры», седьмой раздел: «Этапы реализации программы поддержки и развития сферы культуры». Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя:
1) создание организационно-экономических условий развития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства);
2) координация субъектов культурной политики (создание Совета директоров учреждений культуры; Научно-экспертного и координационного Совета; Справочно-консультативного центра обмена опытом и обучения и др.);
3) информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и программ и т.д.), где инновационным лидером может быть Центр досуга;
4) кадровое обеспечение реализации программы: подготовка, повышение квалификации и реквалификация кадров культуры; организация стажировок клубных работников в ведущих досуговых Центрах Барнаула; организация мероприятий по повышению престижа профессии (например, программа передач о лучших работниках отрасли, публикации в прессе); социальная поддержка работников культуры; привлечение к реализации программ специалистов других организаций, общественности, где инновационным лидером может стать Центр подготовки, переподготовки, реквалификации работников культуры;
5) материально-техническое оснащение сферы культуры: инвентаризация и паспортизация материально-технической базы с целью мобилизации скрытых и слабо развитых ресурсов; создание справочно-информационной системы, оперативно фиксирующей изменения в степени загруженности материальной базы учреждений культуры;
6) финансовое обеспечение программы: обоснование источников финансирования программы из федерального, облас-
тного, городского, районного бюджета; совершенствование системы местного налогообложения; внебюджетные источники финансирования проектов и программ. В качестве организационного лидера здесь может выступать: Фонд поддержки и развития культуры; Целевые Фонды под приоритеты и конкретные проекты; Специализированный страховой Фонд, который создается при финансовых структурах - в составе планово-экономической службы органа управления культурой - за счет использования в быстром коммерческом обороте части временно не задействованных средств и доходов объектов культуры. В зада-
Библиографический список
чи специальных страховых Фондов входит обеспечение регулярного финансирования программы (в т.ч. и зарплаты), а также наращивание инвестиций в культуру.
Таким образом, структура региональной программы культурной политики указывает и на алгоритм ее разработки и реализации, т.е. обозначает последовательность решения задач: от характеристики «проблемного поля» в рамках той или иной сферы социально-культурной жизни к целевым координатам, намечающим параметры ее оптимального состояния, а затем к практическим мероприятиям, необходимым для решения проблем.
1. Брижатова, С.Б. Основное содержание технологий разработки региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг.: монография. - Барнаул, 2008.
2. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб., 2007.
3. Горлова, И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты: автореф. дис. д-ра филос. наук. - М., 2007.
4. Горлова, И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. - Краснодар, 2007.
5. Культурная политика России: история и современность. Два взгляда на одну проблему. - М., 1998.
6. Балакшин, A.C. Сущность и содержание понятия «Культурная политика» // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского.
- Н. Новгород, 2008. - Сер. Социальные науки. - Вып. 1(3).
Bibliography
1. Brizhatova, S.B. Osnovnoe soderzhanie tekhnologiyj razrabotki regionaljnihkh programm sociokuljturnogo razvitiya v Rossii 1990-kh gg.: monografiya. - Barnaul, 2008.
2. Markov, A.P. Osnovih sociokuljturnogo proektirovaniya: ucheb. posobie / A.P. Markov, G.M. Birzhenyuk. - SPb., 2007.
3. Gorlova, I.I. Kuljturnaya politika v usloviyakh perekhodnogo perioda: federaljnihyj i regionaljnihyj aspektih: avtoref. dis. d-ra filos. nauk. -
M., 2007.
4. Gorlova, I.I. Kuljturnaya politika, kuljturologicheskoe obrazovanie: regionaljnihyj aspekt. - Krasnodar, 2007.
5. Kuljturnaya politika Rossii: istoriya i sovremennostj. Dva vzglyada na odnu problemu. - M., 1998.
6. Balakshin, A.C. Suthnostj i soderzhanie ponyatiya «Kuljturnaya politika» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo. -
N. Novgorod, 2008. - Ser. Socialjnihe nauki. - Vihp. 1(3).
Статья поступила в редакцию 27.02.13
УДК 374.2(343) Kokorin E.V. SOCIOCULTURAL RESOCIALIZATION EXEMPT FROM PUNISHMENT IN LEISURE. This paper describes the problem of re-socialization of the means of liberated socio-cultural activities. The approaches to the solution of practical problems of social and cultural entities exempt from punishment.
Key words: resocialization, liberation, social and cultural activities, the prison psychology.
Е.В. Кокорин, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В работе описана проблема ресоциализации освобожденных средствами социально-культурной деятельности. Описаны подходы для решения практических проблем социального и культурного характера лиц освобожденных от наказания.
Ключевые слова: ресоциализация, освобожденные, социально-культурная деятельность, пенитенциарная психология.
В современных условиях, когда преступность, в том числе и рецидивная, неуклонно растет, а пенитенциарные учреждения не в состоянии проводить эффективную работу по перевоспитанию осужденных в связи со многим рядом проблем, вопрос о ресоциализации освобожденных от наказания средствами социально-культурной деятельности является важным и своевременным. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и чаще всего, к повторному совершению преступлений. Необходимость изучения понятия ресоциализации лиц освобожденных от наказания вытекает из резкого изменения условий их жизни, из новизны обстановки, к которой они должны приспособиться. Приспособление человека, который долгое время находился в изоляции от общества к макросоциальной среде к условиям жизни на свободе, к конкретному коллективу или группе, семье и другим микросоциальным условиям проходит с большими затруднениями. Устроиться на работу после освобождения из мест лишения свободы не так просто. Ведь зачастую предприятия не хотят, чтобы в числе сотрудников оказался человек с «запятнанной репутацией». Хотя во многих организациях по закону должно быть предусмотрено для таких людей 0,5% рабочих мест от общей численности сотрудников. Не следует ожидать большой
заинтересованности руководителей в том, чтобы они брали на работу освободившихся из мест лишения свободы.
Актуальность данной темы определяется необходимостью поиска новых подходов для решения практических проблем социального и культурного характера лиц освобожденных от наказания во избежание совершения ими повторных преступлений. Значимость и своевременность темы определяется также отсутствием конкретной интерпретации понятия «ресоциализация» и недостаточной разработанностью данного вопроса в соответствующей области социально-культурной деятельности.
В литературе по пенитенциарной психологии, исправительно-трудовому праву, криминологии в последнее время стали все чаще рассматриваться проблемы ресоциализации судимых лиц. Ведь стихийное протекание приспособления лиц освобожденных от наказания к новым социальным условиям под влиянием негативных обстоятельств приводит к неблагоприятным последствиям - рецидивной преступности. Для предупреждения рецидива со стороны освобожденных от отбывания наказания, для продолжения начатого в процессе исполнения наказания воспитательного воздействия и достижения целей наказания необходимы управление и контроль государственных органов и общественных организаций за их поведением в быту и на производстве.