Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве... УДК 364.466[378.12+378.14-057.875]
А. Ф. Яфальян, доктор педагогических наук, профессор Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия)
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье характеризуются особенности социокультурного партнёрства, критерии оценки качества партнёрских отношений, основные принципы самовыражения субъектов социокультурного сотрудничества. Предлагаются пути развития партнёрских отношений между студентами и педагогами современной отечественной образовательной организации высшего образования, один из которых - учебное сотрудничество в игровой форме. Заявленная проблема рассматривается через призму конвенциональной эстетики, в рамках нравственно-эстетического отношения к социокультурному партнёрству. Характеризуются формы и содержание творческого взаимодействия субъектов отношений сотрудничества, структура партнёрского творческого дела.
Ключевые слова: социокультурное партнёрство, конвенциональность партнёрства, нравственно-эстетическая основа партнёрства, студенческая молодёжь.
Социокультурное партнёрство зачастую сводится к профессиональной деятельности. Партнёрство между студентами и преподавателями часто недооценивается. Однако потребность в «деловых» отношениях между ними очевидна. Будущим специалистам и педагогам необходимо учитывать проблемы взаимоотношений, принимать взаимовыгодные решения. Это позволит им достичь более качественной подготовки к будущей деятельности.
Обоснуем подход к социокультурному партнёрству со следующих теоретических позиций: основой таких отношений является конвенциональная эстетика [1], идеи Л. С. Выготского о генетическом единстве психологии и эстетики [2], взгляды Л. П. Печко на выразительность как эстетическую категорию [3], принципы и система самовыражения [4].
1. Социокультурное партнёрство для студентов носит учебный характер по содержанию, игровой или вариативный по форме. Такая «учеба - игра» готовит их к работе, к позитивному мышлению, к умению понимать ситуации и быть готовыми к профессиональному деловому общению.
2. Социкультурное партнёрство по своей сути конвенционально. Конвенциональность позволяет наладить оптимальные взаимовыгодные отношения в социуме.
3. Социокультурное партнёрство - по форме эстетично (для студентов это выражается в понимании понятий «красота - безобразие», «возвышенное», «прекрасное», «трагическое», «героическое», «драматическое») и по содержанию этично («добро - зло», «справедливость», «добросовестность»).
4. Партнёрство формирует самостоятельность в поведении и в мышлении, проявляется в ярком самовыражении, которое понимается как творческая профессиональная самостоятельность.
5. Социокультурное партнёрство - это, прежде всего, взаимоотношения с окружающими, направленные на установление деловых взаимосвязей.
Учебное сотрудничество становится социокультурным партнёрством, если оно конвенционально, эстетично и нравственно. Социально обусловленные нравственно-эстетические взаимоотношения в коллективе (коллектив нами понимается как сообщество, в котором не учитываются признаки развитого коллектива, по А. С. Макаренко) определяются договоренностью, условностью и целесообразностью, то есть конвенциональностью.
Качество партнёрства зависит от нравственных установок и определяется:
1) степенью эмпатии (понимает - не понимает, чувствует - не чувствует);
2) уровнем доброжелательности (симпатизирует, безразличен);
3) психологической доступностью (свободен, доверчив, откровенен).
Качество отношений является важнейшей составляющей в любой системе партнёрских отношений: непонимание может привести к ложным выводам, недоброжелательность - к отторжению и разрушению взаимосвязей, неловкость - к боязни наладить отношения.
Партнёрские отношения зависят от педагогов и направлены на личностный рост студентов. Традиционный путь взаимоотношений в системе «студент - педагог» представляет собой цепь предписаний: студентам объясняются ошибки, предписываются меры, даются знания о целесообразном образе поведения. Такой путь создает, по К. Роджерсу [5], атмосферу «искусственных» отношений. Искусственные отношения не конвенциональны и являются предметом изучения неконвенциональной эстетики взаимоотношений, которая не предполагает определённых норм поведения.
Конвенциональность партнёрских отношений предполагает создание нравственно-эстетической основы взаимодействия двух сторон, понимание двухсторонней выгоды принятых решений, духовного смысла и получение эстетического удовольствия от происходящего. Конвенциональная природа взаимоотношений в данном случае становится очевидной.
Освоение конвенциональных правил, норм в студенческой среде может проходить более продуктивно с использованием элементов игры в сфере общения. Общение должно включать такие конвенциональные компоненты, как: установка, условия, цель и результат взаимоотношений.
1. Конвенциональная установка зависит от педагога. Под установкой, направленной на эстетические действия, понимается необходимость исполнять гармонично, ритмично, качественно. Установка на нравственно-эстетическое восприятие ситуации представляет собой направленность внимания студентов на нравственные качества и их эстетическое переживание. Разумный, свободный выбор партнёрских отношений, их осознание и приятие других и себя - это те установки, которые характерны для отношений нравственно-эстетических по направленности. Необходимо учитывать следующие установки в нравственно-эстетических взаимоотношениях «студент -педагог»:
- снятие давления. Эстетическое отношение - это «ослабленная» связь, гармоничные отношений и умеренность влияния на студента;
- развитие эмоционального напряжения во взаимоотношениях происходит по сценарию: возникновение проблемы, нарастание эмоциональной напряженности, поиск оптимальных путей выхода из ситуации, кульминация, как осмысление и открытие пути, разрядка, катарсис;
- постепенное снижение или «замещение» отрицательных отношений на положительные, представляет собой включение положительной психологической установки, по Л. Хей.
Активность в партнёрских отношениях является стимулом к действию, катализатором действий, его непрерывным двигателем. Побуждать студента и поддерживать его энергию, которая вызывает изменения, то есть вдохновляет его - вот главная функция педагога.
2. Конвенциональные условия определяются нравственно-эстетической средой, создаваемой педагогами. Любые искусственные отношения необходимо замещать такими проявлениями, как:
- искренность, чистота помыслов, внутренняя и внешняя согласованность мыслей, чувств, поступков педагога;
- глубинная эмпатия, которая сохраняет баланс во взаимоотношениях;
- желание понимать и принимать даже неубедительные, на первый взгляд, высказывая студентов;
- нахождение меры, гармонии во взаимоотношениях, естественного хода развития событий, «легкое» управление взаимоотношениями - переключение с негативных на позитивные отношения;
- вдохновение во взаимоотношениях (от напряжения к катарсису).
3. Конвенциональная цель предполагает изначально учитывать интересы двух сторон. Нередко студенты не задумываются о противоположной стороне взаимоотношений. Это является проявлением эгоизма, заложенного природой, как чувства самосохранения. В социуме важно научить будущих специалистов конвенциональным взаимоотношениям, которые позволят учитывать «взаимовыгодность» постановки совместных целей, учитывающих интересы обеих сторон.
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве...
4. Конвенциональный результат всегда положителен, позитивен и приводит к улучшению любой ситуации в партнёрских отношениях. В данном случае роль педагога заключается в психологическом сопровождении и организации партнёрских отношений, нравственных по содержанию и эстетических по форме. Нравственно-эстетические взаимоотношения можно строить лишь на положительных вербальных конструкциях, без внутреннего осуждения.
Конвенциональными партнёрские отношения в студенческом коллективе могут стать лишь при условии единства сознательных, подсознательных и бессознательных процессов: думаю, переживаю и действую в одном направлении. Оказание педагогом ментальной помощи в установлении партнёрских отношений должно стать стимулом к его поведению и психическому принятию новых способов действия по следующей схеме (сценарию), который по этапам совпадает с изложенным выше сценарием эмоционального напряжения:
1) обозначение проблемы и определение её глубинных причин;
2) включение положительной психологической установки;
3) поиск путей выхода из ситуации;
4) составление плана действий;
5) обязательно реальный выход из ситуации.
Формирование у студентов партнёрских отношений в контексте конвенциональной эстетики нами осуществляется в условиях учебной и внеучебной деятельности. Основные идеи можно изложить следующим образом.
1. Личность определяется отношениями и способами действий. Отношения характеризуют стилевые (или инструментальные, по В. С. Мерлину) свойства личности.
2. Партнёрские отношения в контексте конвенциональной эстетики характеризуются разнообразными средствами выразительности: стилем, тоном, тактом, ритмом, динамикой, темпом, пластикой. Выразительными в диалоге становятся такие признаки речи как размерность, динамика, темп, ритм, которые раскрывают характер данной личности.
3. К нравственно-эстетической выразительности взаимоотношений необходимо отнести целесообразность, пользу, надежность, долгосрочность, которые в сочетании рождают гармонию, меру. Мера становится «инструментом измерения» партнёрских отношений, гармония - условием естественного соотношения элементов и целого, катарсис - процессуальным переживанием партнёрского диалога.
4. Партнёрские отношения в студенческом коллективе влияют на интроверсию -экстраверсию, активность - реактивность, энергичность, импульсивность, экспрессивность, эмоциональную стабильность личности.
5. Конвенциональность партнёрских отношений является ядром любой деятельности, в которые вступает личность. Такие отношения представляют собой завершенную, гармоничную систему, предполагающую эмоциональную связь в деловых взаимоотношениях.
6. В контексте партнёрских отношений выразительность соотносится с гармоничностью внутреннего мира личности и внешних её проявлениях в виде монолога или диалога, в выражении чувств в мыслях, мыслей в поступках.
7. Выразительность взаимоотношений придает эстетический характер, динамизм и действенность, позволяет партнёрским отношениям быть в активной форме, приводит к самодвижению и достижению поставленной цели.
8. Нравственно-эстетическое содержание отношений как выражение взаимосвязи всегда проявляется в выразительном действии, в тонком чувствовании взаимоотношений и мудром осмыслении партнёрского акта.
9. Самовыражение личности как самопроизвольный акт в партнёрских отношениях может быть лишь при условии свободного, естественного, гармоничного, то есть нравственно-эстетического проявления личности. В педагогическом процессе это возможно лишь при условии конвенциональной установки на нравственно-эстетическое восприятие окружающих и самого себя.
Объективность методологической основы подтверждает опыт автора по разработке и внедрению в практику образовательных учреждений методики под названием «Школа самовыражения». Основная цель учебно-игрового партнёрства: «мудро мыслить, тонко чувствовать, благородно действовать».
Языком самовыражения может стать любое социокультурное явление. Дело строится вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания, аудиального или визуального образа. К «буквам» в социокультурном партнёрстве относятся цвета, звуки, пространство, время, линия, ритм, грации, пластика, динамика, темп, интонация, тембр, мера, гармония, тон, колорит, стиль, форма общения и сотрудничества. Все они отражают мир. Эти элементы мира можно классифицировать, выделив группы аудиальных, визуальных и кинестетических средств выразительности. Такой богатый спектр «букв мира» не случаен - лишь многообразие может отразить богатство действительности, материальной и духовной жизни. В древней Индии, например, у раджи все придворные должны были владеть не менее чем 150 профессиями.
Партнёрские отношения для студентов должны носить социально значимый характер: сделать что-либо важное, значительное для окружающих. Мы предлагаем организовывать работу в виде партнёрского творческого дела, которое предполагает самостоятельный выбор студентами обязанностей и несение за них ответственности. Мы выделяем следующие этапы партнёрского творческого дела:
1) подготовительный (выбор дела, обязанностей, определение содержания, материалов и т. д.);
2) технологический: выбор средств и методов мероприятия;
3) организационный: организация дела в какой-либо форме (концерт, конференция, «трибуна»);
4) процессуальный: проведение мероприятия, в котором отслеживаются партнёрские взаимоотношения и творческий потенциал дела;
5) аналитический: групповая и индивидуальная рефлексия по поводу партнёрских взаимоотношений.
Каждое дело должно быть социально значимым: проблемы могут быть разные: чистота города, экология среды, охрана птиц и животных. Можно выпустить газету, выступить на конференции с предложениями.
Каждое дело проходит в разных формах в зависимости от цели: в виде мастерской, социокультурной анимации, исследовательской лаборатории, «конференции», путешествия (например, в мир музыки). Вхождение в партнёрское творческое дело может начинаться с пословицы, поговорки, образного выражения, которое будет готовить к совместной работе. Дело строится вокруг проблемы или вещи, слова или мысли, звуков или мелодии, красок или рисунка, предмета или образа. Предлагается разнообразный материал: практический, духовно-практический, духовный. Можно работать по схемам, таблицам, моделям, в виде обобщенных образных символов мира. Новый материал используется с целью подготовки к итоговому мероприятию-делу. Предлагается придумать название, девиз или цитату дела.
Формы работы и структура партнёрского творческого дела. Важно вовлекать студентов и чередовать разнообразные формы работы в виде монологов, парные задания в виде диалогов. Работа в тройках (трио) и четверках (квартеты) вовлекает студентов в полилоги, когда нужно выслушать не одного человека, а нескольких, и вовремя вступить в общение. Групповые формы (малые группы - 3-5 человек; средние группы - 6-8 человек; большие группы - 9-12 человек) предполагают управление со стороны педагога или выбранного студентами «руководителя» группы. Коллективные формы работы (полный состав группы) на начальном этапе проводит педагог.
Структура мастерской зависит: от содержания, характера материала, цели и этапов дела. При выборе роли в творческом деле можно привлекать образы художественных героев, придумать партнёров, с которыми они хотели бы посотрудничать. Любое дело может завершаться или включать конкурсы, концерты, встречи, соревнования, телепередачи, походы, экскурсии. Студенты сами назначают или выдвигают себя в качестве ведущих (если это концерт), организаторов, оформителей, художников, фотографов, костюмеров и т. д.
Для решения конфликтов или примирения сторон можно использовать «взрослые» консилиумы, консультации у независимых людей; если психологическая помощь поставлена хорошо, то студенты могут обращаться с проблемами к профессиональному психологу. Такая работа оказывает сильное воздействие на студентов. Она вызывает вдохновение, уверенность в успехе и мощный стимул к продуктивной деятельности. Социокультурное партнёрство между студентами и педагогами требует выполнения следующих условий:
Раздел 2. Социально-культурная деятельность в евразийском пространстве.
- подготовка нового типа педагога;
- воспитание специалиста с новым мировоззрением;
- использование интенсивных методов общения, направленных на сотрудничество;
- пафос изложения сути дела;
- идея полного самовыражения в процессе сотрудничества: нужно «прожить» любой процесс от начала до конца.
Важным и необходимым компонентом процесса становится рефлексия: участники анализируют свои чувства, мысли, позиции, взгляды, отношения, которые, в конечном счете, раскрывают миропонимание личности. В любом процессе важен личный смысл, в котором отражается личный опыт, личные чувства. Итог работы в группе определяет полученное пережитое новое знание, которое становится кирпичиком для дальнейшего самостоятельного строительства. Данный опыт используется в условиях партнёрского творческого дела, которое направлено на:
- активизацию «ассоциативного поля» и образного мышления;
- использование методов вдохновения, воодушевления, оживления;
- «игру» с элементами сотрудничества и стимулирование деятельности;
- «спонтанную» ситуацию, которая предполагает нахождение выхода;
- атмосферу комфорта, заинтересованности, непринужденности;
- открытие взаимовыгодных отношений, как сотворчества;
- импровизация в процессе организации партнёрского творческого дела;
- создание нравственно-эстетических ситуаций и актуализация опыта.
Итак, социокультурное партнёрство носит учебно-игровой характер, предполагает общение и сотрудничество студентов с сокурсниками и преподавателями в форме партнёрского творческого дела, является конвенциональным по сути и направленным на нравственно-эстетическое становление будущего специалиста.
Список литературы
1. Бычков, В. В. Эстетика : учебник. - 3-е изд. - Москва : Гардарики, 2007. - С. 355-361.
2. Выготский, Л. С . Психология искусства. - Москва : Педагогика, 1987. - 344 с.
3. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности. - Ульяновск, Москва : Изд-во Ульяновского гос. технического ун-та, 2008. - 363 с.
4. Яфальян, А. Ф. Школа самовыражения. - Ростов на Дону : Феникс, 2011. - 444 с.
5. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва : Прогресс ; Универс, 1994. - 479 с.
Alla F. Yafalian, Dr. of Pedagogical Sciences, Professor Mussorgsky Ural State Academy of Music (Ekaterinburg, Russia)
SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP BETWEEN STUDENTS AND LECTURERS
Abstract. The article discloses some peculiarities of social and cultural partnership, criteria for assessment of partnership quality, key principles of self-expression of participants of social and cultural cooperation relationships. The author offers ways of development of partnership between students and lecturers, professors of a today's Russian educational organization of higher education; one of them is an educational cooperation in game style. The named problem considers through a lens of conventional aesthetics, moral and aesthetical attitude towards social and cultural partnership. Also, the article considers several forms and content of creative interaction between cooperation parties, gives a review of structure of collaborating creative act.
Keywords: social and cultural partnership, conventionality of partnership, moral and aesthetical basis of partnership, student youth.