Научная статья на тему 'Социокультурная среда учреждения общественного воспитания как условие формирования этнической идентичности детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока'

Социокультурная среда учреждения общественного воспитания как условие формирования этнической идентичности детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сеньчукова Ирина Викторовна

Статья посвящена формированию этнической идентичности детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в условиях социокультурной среды учреждения общественного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда учреждения общественного воспитания как условие формирования этнической идентичности детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока»

I.V. Sen'chukova

The socio-cultural medium of the establishment of public education as the condition of forming the ethnic identity of the children of the small peoples of the North and the Far East

The article is devoted to the formation of ethnic identity of the children of indigenous peoples of the North and the Far East under the conditions of socio-cultural environment of the institutions of public education.

Keywords: multicultural education, ethnic identity, institution of public education, socio-cultural environment.

Социокультурная среда учреждения общественного воспитания как условие формирование этнической идентичности детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока

Сеньчукова Ирина Викторовна — главный методист КГОУ ДПО «Хабаровский институт развития образования» (г. Хабаровск). E-mail : irensenj @gmail .com

Статья посвящена формированию этнической идентичности детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в условиях социокультурной среды учреждения общественного воспитания.

Ключевые слова: поликультурное образование, этническая идентичность, учреждение общественного воспитания, социокультурная среда.

В настоящее время отличие России от большинства других стран заключается в объединении на ее территории национальных сообществ, различающихся уровнем социокультурного развития.

Такой полиэтнический состав населения при свободном сосуществовании и активном взаимодействии разных этнических традиций и языков придаёт образовательному и культурному потенциалу России открытость и устойчивость.

Сегодня в основу российского образования положены такие системные принципы, которые позволяют превратить его в эффективный социокультурный механизм, способствующий этнической целостности общества и решающий задачи духовно-нравственного воспитания ребенка как гражданина Российской Федерации, которые отражены в Законе РФ «Об образовании» и федеральных образовательных стандартах второго поколения.

В то же время, обеспечить решение задачи, связанной с духовно-нравственным воспитанием школьника, может только целостная инновационная система поликультурного образования, которая учитывает государственные, национальные и этнокультурные интересы всего общества.

Развитие поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии системы образования в стране, которая исходит из необходимости сохранить социокультурное многообразие, самобытность каждой этнической группы, создавая тем самым фундамент для становления гражданской и этнической идентичности подрастающего поколения.

На данный момент развитие поликультурного образования детей и молодежи остается актуальной проблемой для всех регионов и территорий России, в том числе и для Дальнего Востока.

В связи с этим, постулируются принципы защиты и развития образовательными учреждениями Дальневосточного региона этнических культур и национальных культурных традиций.

Это предполагает, что образовательные учреждения будут соблюдать следующие принципы, положенные в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

- национально-культурное основание процесса воспитания;

- открытость воспитательного процесса;

- воспитание гражданской ответственности у ребенка.

Под национально-культурным основанием воспитательного процесса рассматривается систематическое приобщение подрастающего поколения к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям Российской Федерации, использование в процессе обучения и воспитания детей родного и русского языков.

Под открытостью воспитательного процесса понимается развитие у ребенка способностей и склонностей к межличностным и межкультурным контактам (необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире).

Под воспитанием гражданской ответственности у ребенка рассматривается гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской гражданской идентичности обучающихся, которые являются гражданами России, оставаясь полноправными членами различных этнокультурных сообществ.

Это обязывает восстановление этнокультурных и этносоциальных функций образовательных учреждений в соответствии с национально-культурными интересами детей, согласно задачам поликультурного образования, одной из которых является воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков этносов как необходимых инструментов социализации подрастающего поколения и важнейшей основы становления их гражданской и этнической идентичности.

Данная задача особенно актуальна для учреждений общественного воспитания, к коим относятся детские дома и школы-интернаты. Объясняется это тем, что данные учреждения, где проживают дети из числа малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, являются более «обрусевшими», чем национальными учреждениями. И, хотя, родной язык изучается как предмет, это не решает в полной мере проблемы национально-культурной и гражданской идентичности, а также духовно-нравственного

развития обучающихся в аспекте принятия ими моральных норм и национальных ценностей своего этноса.

В связи с этим, основной целью учреждений общественного воспитания для данной категории детей становится: подготовка воспитанников к последующей самостоятельной жизни в условиях межкультурного взаимодействия; формирование позитивного социального опыта и интеграции в этническое сообщество; развитие поликультурной составляющей личностного образования.

Вместе с тем, знакомство с деятельностью детских домов и школ-интернатов на территории Хабаровского края показало, что у детей из различных этнических сообществ произошла утрата национально-культурных корней и потеря языковой среды общения. И, как результат, у многих воспитанников сформировано негативное отношение к традиционным отраслям хозяйствования, имеет место пренебрежение к родному языку, национальной истории и культуре на фоне полной ассимиляции с русскоязычными детьми, частичного принятия русских традиций, ценностей и норм.

В настоящее время выпускники учреждений общественного воспитания чаще других детей испытывают этнические, социальные и бытовые проблемы. К ним можно отнести: трудности языковой коммуникации, отсутствие социально-бытовых навыков для проживания в естественной среде обитания своего этноса.

Именно поэтому детские дома и школы-интернаты как учреждения общественного воспитания не являются в полной мере теми социальными институтами, которые осуществляют многогранное и разноплановое влияние на становление социальных и этнических ценностей и идеалов ребенка из малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

Как показал анализ педагогической литературы, для процесса поликультурного образования детей необходимо проектирование такой образовательной среды учреждения общественного воспитания, которая, являясь средой воспитания с национально-культурной акцентуацией, создавала бы условия для становления этнической и гражданской идентичности у обучающихся, соответствующей государственному устройству Российской Федерации.

Однако в практике работы учреждений данного типа имеются противоречия, в которых, с одной стороны, потребности детей из различных этнических сообществ в полноправной жизнедеятельности в условиях местожительства своего этноса, а с другой - отсутствие специальных условий в учреждениях, способствующих социализации и этнической идентичности детей данной категории (постоянной языковой коммуникации с носителями языка, отсутствие умений и навыков осуществлять национальные промыслы и др.).

С этой точки зрения, нам представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, какой должна быть социокультурная среда учреждения общественного воспитания для поликультурного образования воспитанников из различных этнических сообществ. Здесь основным результатом выступает этническая идентичность ребенка как уровень развития толерантности

воспитанника по отношению к собственной этнической группе, которая позволяет рассматривать ее как равноправного субъекта общения в полиэтнической среде.

Вместе с тем, самосознание у воспитанников детских домов и школ-интернатов, в большинстве случаев, трансформируется по типу гипоидентичности (отчуждение от собственной этнической группы), что характеризуется нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности. Данное обстоятельство связано с ощущением этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, иногда негативизма по отношению к ним.

С целью предупреждения проявления гипоидентичности у воспитанников учреждений общественного воспитания целесообразно придерживаться следующих принципов в организации учебно-воспитательного процесса:

- сохранение целостности культурного и образовательного пространства детского дома или школы-интерната;

- приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов Севера и Дальнего Востока.

Но поскольку учреждения общественного воспитания являются закрытыми учреждениями, в которых дети практически изолированы от естественной среды своего этноса, то это ставит перед педагогическим коллективом задачу в «этническом окультуривании» социальной среды детского учреждения для формирования модели поведения ребенка как гражданина России и участника собственной этнокультурной традиции.

Так как этническая идентичность как результативность поликультурного образования детей в значительной степени будет определяться тем, насколько эффективно учреждение образования задействует национально-культурную составляющую в проектировании своей социокультурный среды воспитания, то нам целесообразно определиться в том, какой она должна быть.

Под социокультурной средой учреждения общественного воспитания мы будем рассматривать совокупность факторов и условий, способствующих формированию позитивной гражданской и этнической идентичности ребенка, приобщения его к культуре своего народа, осознания принадлежности к российскому культурному сообществу, содержащихся в социальном, культурном пространственно-предметном и

этнодеятельностном окружении.

Это, в свою очередь, придает образовательной среде учреждения новое качественное состояние (в зависимости от вариантов взаимосвязи структурных компонентов). К этим компонентам относятся следующие составляющие среды, которые могут принадлежать как внутренней среде учреждения, так и внешней социокультурной среде: культурный пространственно-предметный, этнодеятельностный и этнокоммуникативный.

В зависимости от доминирующего компонента нами выделены варианты взаимодействия образовательной среды учреждения с широкой социокультурной средой:

Культурный пространственно-предметный - это такой вид взаимодействия, когда в структуру среды учреждения общественного воспитания включается культурная, этническая и символическая организация жизненного пространства ребенка, настенная информация, различные предметы и символы его этнической группы.

Трансляция этнокультурной информации в структуре среды учреждения понимается как механизм адаптации ребенка к этническому сообществу и сохранение его этнического достоинства, необходимого для межкультурного сотрудничества.

Этнокоммуникативный вариант - представляет собой создание социальных ситуаций этнокоммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча ребенка с субъектами социокультурной среды, носителями национального языка, традиций, национальных промыслов. Когда в структуру среды учреждения общественного воспитания включаются: коммуникационная сфера из представителей этносоциума (взаимоотношения, общение, настроения), ценности, установки, особенности субъектов социокультурной среды.

Коммуникативной основой этнической идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей не только русским, иностранным, но и национальным языком. Развитие такого полингвального обучения детерминируется общими тенденциями диалога культур и расширением межкультурной коммуникации.

Функциональное двуязычие, то есть общение на родном (нерусском) и на русском языках, должно дополняться различным соотношением времени общения ребенка на разных ступенях его образования. Так, на долю родного (нерусского) языка приходится больший объем на начальной стадии воспитания и обучения воспитанника, а в основной школе в качестве языка обучения, наряду с русским и родным (нерусским) языками, может быть использован также иностранный язык, практическое владение которым становится насущной потребностью современного человека. Такое соотношение языков обучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском измерениях, задаваемых социокультурными ориентирами российского образования.

Этнодеятельностный вариант предполагает, что в структуру среды учреждения общественного воспитания включается совокупность различных видов этнической деятельности (игры народов Севера, собирательство лечебных трав, вышивание национальных костюмов, изготовление национальных сувениров и др.).

Включение воспитанников в различные виды этнической деятельности способствует формированию и развитию универсальных умений и компетенций, в том числе освоению ими актуальных культурных норм и принятию общезначимых образцов деятельности и поведения.

Вместе с тем, в учреждении общественного воспитания возможна и интеграция культурного пространственно-предметнного,

этнодеятельностного и этнокоммуникативного компонентов среды. Главное,

чтобы варианты взаимодействия позволяли значительно расширить социальный опыт ребенка, способствовали его этнической и гражданской идентичности и обеспечивали возможность адаптироваться в полиэтническом пространстве Дальневосточного региона, России и мирового сообщества.

Сегодня практикой доказывается, что существующая трансляция культуры этноса через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. И только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт этнического общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, представителями этноса, могут стать надежным фундаментом развития этнической идентичности.

Поэтому оптимальная модель социокультурной среды учреждения общественного воспитания для детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока создается путем педагогического партнерства с субъектами социокультурной среды, в котором индивидуально-этническое развитие интегрировано во все основные виды деятельности обучающихся и обеспечено критериями социально-этнической востребованности, национально-ценностной состоятельности и личностной ответственности.

Таким образом, этническая идентичность детей в условиях учреждений общественного воспитания напрямую зависит от наличия в них специально организованных социальных и национально-культурных условий, которые должны быть особым образом организованы, как уникальная социокультурная среда.

В настоящее время социокультурная модель образовательной среды учреждения общественного воспитания для детей малочисленных народов Севера и Дальнего Востока апробируется на базе МОУ школы-интерната для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей городского поселения рабочего поселка Охотск муниципального образования Хабаровского края.

Литература и источники:

1. Волкова, Л. В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе : дис... на соис. уч. степени канд. пед. наук / Л. В. Волкова. - Н. Новгород, 2010. - 200 с.

2. Иордан, М. В. Этническая идентичность в контексте техногенной цивилизации : (методологический подход) / М. В. Иордан // Социальная теория и современность. - М., 2003. - Вып. 12. - С. 26 - 32.

3. Исламшина, Т. Г. Кризис полиэтничного общества и возрождение этнических ценностей : автореф. дис... на соис. уч. степени доктора социол. наук / Т. Г. Исламшина. - Уфа, 1993.

4. Исламшина, Т. Г. Этнические ценности полиэтнического общества / Т. Г. Исламшина. - Казань : Издательство КГТУ (КАИ), 2008.

5. Стефаненко, Т. Этнопсихология / Т. Стефаненко. - М. : Институт

психологии РАН, 1999.

Смотри ниже

Модель социокультурной среды учреждения общественного воспитания

Создание условий для гражданской и этнической идентичности детей малочисленных народов Севера

ПРИНЦИПЫ

оптимизации языковой среды обитания детей;

реалистичности; комплексности;

единства и взаимодополняемости; деятельностного подхода

ЗАДАЧИ

формирование гражданской дентичности; развитие потребности в овладении языком этноса; формирование навыков национального промысла; определение места ребенка в этносоциуме;

подготовка к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях

СОДЕРЖАНИЕ (направления деятельности)

1. Языково-коммуникационное.

2. Психолого-адаптационное.

3. Социально-культурное (трудовое, творческое).

4. Культурно-адаптационное.

5. Учебно-образовательное.

6.Профессионально-ориентационное

ТЕХНОЛОГИИ

В заимодействия образовательной среды с социокультурной средой этноса:

- культурно пространственно-предметное;

- языково-коммуникативное

- деятельностное

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Обеспечение языково-коммуникативной позиции ребенка.

Поддержание и развитие всех форм и проявлений динамики гражданского и этнического развития ребенка. Восстановление и развитие важнейших форм социальной и национальной жизнедеятельности ребенка. Включение детей в специально организованную энодеятельность,

направленную на усвоение социальных ролей, идеалов и национальных ценностей.

Мониторинг уровня гражданской и этнической идентичности ребенка, направленный на разработку и корректировку индивидуальных программ воспитания

циализациинационального воспитания, профессионально-трудовой подготовки

РЕЗУЛЬТАТ

качество языковых знаний, умений, навыков позволяющих общаться и взаимодействовать с представителями своего этноса и другими людьми самостоятельное выполнение практических действий; позиция социально адаптированы в гражданском обществе и этносоциуме включены в этническое общество (входят в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.