педагогические науки
Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна и другие СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0030
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© 2020
SPIN: 4917-6380 AuthorID: 726756 ORCID:0000-0002-5838-492X
Калугина Елизавета Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
SPIN: 1241-4904 AuthorID: 362542 ORCID: 0000-0002-8698-5757
Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
SPIN: 6201-7970 AuthorID: 414919 ORCID: 0000-0003-0514-0443
Матушак Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков
SPIN: 3255-8254 AuthorID: 306981 ORCID: 0000-0003-3285-4425
Мухаметшина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: представить результаты исследования по формированию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в условиях социокультурной среды дополнительного образования детей. Материалы и методы: основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также проектирование и описание модели формирования профессиональных компетенций, отражающей специфику включения ресурса социокультурной среды дополнительного образования детей в профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка. Результаты: раскрыта специфика организации дополнительного образования детей в педагогическом вузе, проанализированы сущностные особенности формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка; выявлены возможности социокультурной среды для повышения качества профессиональной подготовки. Научная новизна: в статье впервые описаны масштабы включения ресурса социокультурной среды в систему дополнительного образовании. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о формировании профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка.
Ключевые слова: социокультурная среда, профессиональные компетенции, личностных качествах будущего учителя, профессионализм, моделирование, будущий учитель иностранного языка, дополнительное образование детей.
SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF CHILD SUPPLEMENTARY EDUCATION AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A FOREIGN LANGUAGE FUTURE TEACHERS
© 2020
Kalugina Elizaveta Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of foreign languages Kusarbaev Rinat Ishmuhametovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of foreign languages Matuszak Alla Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department
of foreign languages
Mukhametshina Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages Pavlova Olga Yuryevna, candidate of historical sciences, associate professor, head of the department of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: to present the results of a study on the formation of professional competencies of a foreign language future teachers in the sociocultural environment of child supplementary education. Materials and methods: the main methods are the analysis of scientific literature, the generalization and systematization of pedagogical experience on the problem, as well as building and description of a model for the formation of professional competencies, reflecting the specifics of including the socio-cultural environment resource in the training of a foreign language future teachers in the system of child supplementary education. Results: the specifics of the organization of child supplementary educationin a pedagogical university are disclosed, the essential features of the formation of professional competencies of foreign language future teachers are analyzed; the possibilities of a sociocultural environment for improving the quality of vocational training are revealed. Scientific novelty: the article describes for the first time the extent of including the socio-cultural environment resource in the system of supplementary education. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering issues on the formation of professional competencies of a foreign language future teachers.
Keywords: sociocultural environment, professional competencies, personal qualities of a future teacher, professionalism, modeling, future teacher of a foreign language, supplementary education._
Kalugina Elizaveta Vladimirovna, Kusarbaev Rinat Ishmuhametovich, Matuszak Alla Fedorovna and others SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF CHILD SUPPLEMENTARY EDUCATION ...
pedagogical sciences
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество в настоящее время таково, что для подрастающего поколения необходимо создать такую среду, которая предоставляла бы им максимальную возможность для личностного, профессионального, творческого развития.
Профессиональное становление учителей главным образом зависит от качества педагогической подготовки студентов.
Это является основанием утверждать, что акцент, в первую очередь, необходимо делать на мотивационной, когнитивной и операционно-деятельностной готовности выпускника педагогического вуза к осуществлению деятельности в учреждениях, направленных на дополнительное обучение, что выражается в педагогической направленности его личности и развитии профессиональных компетенций.
Система дополнительного образования содержит в себе все ключевые звенья педагогического процесса, в связи с чем учитель является главным ориентиром, от которого зависит качество обучения.
В последнее время требования к учителям претерпели значительные изменения, связанные со значимыми сферами жизни общества. Содержание, мотивационное звено, структура и представления педагога об окружающей действительности должны соответствовать существующим реалиям. Социокультурные приоритеты определяются рядом причин. Среди них главенствующими являются материальные условия, благодаря которым мы наблюдаем изменения в иерархии потребностей населения [1, 2].
Это является неоспоримым доказательством того, что индивидуальные характеристики будущего учителя, которые определяют его потенциал при построении собственного профессионального пути в названных условиях, должны базироваться социальном опыте (институты, нормы, ценности, модели действий, поведения и взаимодействия) [3, 4].
Таким образом, проблема развития внутренних профессиональных ресурсов в рассматриваемой системе заслуживает особого внимания со стороны педагогической науки, а вопрос значимости обеспечения социокультурной среды для успешной самореализации будущих учителей остается актуальным и корректируется лишь профессиональными задачами.
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель настоящей статьи - наглядно продемонстрировать результаты исследования по формированию специфических профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в условиях социокультурной среды, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Задачи исследования:
- рассмотреть специфику организации изучаемой профессиональной деятельности педагога, проанализировать сущностное своеобразие специфических задач, отвечающих требованиям соответствующей специальности благодаря использованию ресурсов социокультурной среды в образовательном процессе;
- спроектировать и описать модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в условиях социокультурного пространства дополнительного образования детей;
- раскрыть возможности современной действительности для более эффективной подготовки специалистов.
Основным методом нашего исследования является анализ научно-педагогической литературы, который позволил определить концептуальное значение целого комплекса научных идей о профессионально важных качествах будущего учителя (Г.Н. Григорьевой, К.М. Дурай-Новаковой, Е.В. Калугиной, И.А. Колесниковой, О.Э. Михайловой, Т.Н. Петровой, М.Г. Харитонова, С.Ф. Шатилова и др.) [1,5,6]; специфику социокультурной деятельности (В. Л. Бенина, Г.М. Бирженюк, О. С.
Газмана, Т.Г. Кисилевой, Н.Б. Крыловой, А.Ф. Матушак, В.Е. Триодина, И.Г. Цукермана, Д.В. Шамсутдиновой и др.) [2-4,7,8]; теории коммуникативной культуры как базовой основы социокультурной компетентности личности (В.М. Басовой, И.А. Виноградовой, И.А. Зимней, М.И. Лукьяновой, Т.А. Кривченко, Р.И. Кусарбаева, О.В. Мухаметшиной, В.В. Сафоновой и др.) [9-16]; в том числе в системе дополнительного образования (А.К. Бруднова, Р.Б. Вендеровской, Ю.А. Верхотуровой, В.А. Горского, И.Ю. Кульчицкой, B.C. Лазарева, H.A. Менчинской, В.П. Симонов, В.В. Селиной, А.Н. Щетинин и др.) [1,17].
Изучая педагогическую деятельность в рассматриваемой структуре, следует отметить, что учитель является специалистом, непосредственно реализующим дополнительные общеобразовательные программы различного характера, а также занимается повышением актуализации изучения и качества знаний учащихся в области иностранного языка, культурного развития, кругозора, созидательной энергии, получения необходимых знаний для становления международно-ориентированной личности, осуществляющей межкультурного взаимодействия [1].
Он оказывает влияние на формирование творческих коллективов, обеспечивает сохранность контингента учащихся, принимает активное участие в создании инновационных образовательных программ, осуществляет их непосредственную реализацию, несет ответственность за качество обучения, обеспечивая выбор технологий, форм, приемов, содержания деятельности.
Оказание консультативной поддержки родителям по вопросам развития способностей детей является неотъемлемой частью в рассматриваемой образовательной области.
Деятельность будущего учителя должна быть нацелена в первую очередь на развитие познавательной деятельности, решение вопросов, возникающих в процессе обучения и напрямую соответствующих жизненным нуждам своего подопечного, что в перспективе, позволит учащимся быть конкурентоспособным в условиях реалий современной действительности.
Среди основополагающих нравственных качеств будущего специалиста следует упомянуть, в первую очередь, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, кроме того умение понимать потребности и интересы учащихся; обладать чувство юмора; проявлять активность и творческие способности на высшем уровне, а также быть готовым к постоянному внутреннему развитию [18-19].
Приобретение профессионального опыта является определяющим фактором, который является своеобразным индикатором развития личности учащегося. Профессионализация учителя (развитие профессионализма) представляет собой наиболее полный безостановочный процесс, в рамках которого происходит становление личности педагога путём разрешения специфического комплекса противоречий [1].
Способность будущего специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность осуществляется в одновременном взаимодействии сразу двух компетенций: коммуникативной и общепедагогической (методической), которая рассматривается как основной показатель профессиональной компетентности педагога.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проблема приобретения профессиональных знаний и навыков практической деятельности (работы) молодых специалистов, как субъектов инновационной деятельности в условиях дополнительного образования и научного поиска способов обеспечения системных изменений профессионально-педагогической деятельности, считается одной из важных [20].
Проектирование модели, в ходе создания которой учитываются ресурсы социокультурных реалий допол-
педагогические науки
Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна и другие СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...
нительного образования детей, осуществляется для рассмотрения того, как происходит формирование профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в виде целостного педагогического процесса в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения [17].
При этом следует иметь целостное представление о будущей системе, в целях возможности соотнесения с оригиналом, по степени - достоверной, по объёму -полной.
Данная модель рассматривается нами как совокупность закономерных, функционально-связанных элементов, представляя собой целостную систему, включающую следующие блоки: целеполагания, содержательный, организационный, деятельностный и результативный.
Целью рассматриваемого проектирования является организация процесса получения знаний профессиональной (педагогической) деятельности начинающих преподавателей иностранного языка в условиях система воспитательной деятельности и внеклассной работы с детьми как фактора качественной подготовки в педагогическом вузе (рисунок 1). Содержательный блок модели обнаруживает себя в виде совокупности нескольких компонентов, среди которых мы выделяем: диагностически-целевой, организационно-координационный, учебно-методический, консультативно-практический [20, 21].
Выявление познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений; осознание собственных профессиональных возможностей; создание индивидуальной образовательной траектории в выбранной профессиональной сфере, отвечающей в полной мере поставленным целям; создание условий для организации научно-исследовательской и проектной деятельности представляет собой множество приоритетных сторон, качественно отличающих формирование соответствующих компетенций от традиционной формы организации обучения в вузе [17, 22].
В условиях педагогического университета подготовка молодых специалистов проводится с учётом уже функционирующей организационной структурой, в которой основополагающую роль играет весь профессорско-преподавательского состава университета: каждого субъекта и подразделения [23].
Для эффективной организации специализированной деятельности в вузе необходима коррелированность содержательного и организационного аспектов в процессе становления профессиональных навыков. Поэтому в организационном блоке нашей модели рассмотрены особенности исследуемой системы, которой свойственны принципы (открытости, вариативности, непрерывности, гибкости, индивидуализации, модульности), а также тесная взаимосвязь таких этапов, как диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический. Стоит отметить, что ресурсы социокультурной среды, активно используемые в образовательном процессе, играют немаловажную роль в функционировании данной модели [21].
Социокультурная среда трактуется нами как пространство для совместной деятельности студентов, детей и подростков, преподавателей, сотрудников высшего образовательного учреждения, которое предоставит широкий спектр ценностей, будет способствовать более полному знакомству с культурной средой, формами культурной самореализации.
Структура данной области определяется рядом специфических черт, направленных на всестороннее развитие личности учащихся.
Целый ряд внешних факторов, которые влияет на формирование гармонично развитой личности. Разделим их на следующие группы: макрофакторы (страна, общество, государство, этнос, религия); мезофакторы (географическое положение (регион, город), муниципальное положение, СМИ; микрофакторы (семья, государствен-
ные, частные и религиозные организации). Все они создают культурное и социальное окружение будущего учителя, а также оказывают прямое влияние на деятельность педагогического вуза в целом [2-4, 9-11].
К внутренним компонентам социокультурного пространства относят микросоциум педагогического вуза и системы дополнительного образования в нем, состоящий из студентов, детей и подростков, преподавателей и сотрудников и связей между ними [2, 3]; информационный обмен, существующий внутри в ходе образовательного процесса; состояние физической среды вуза и уровень технической обеспеченности; общее направление подготовки учащихся, учебный план, образовательные программы, расписание; психологические установки субъектов учебного процесса; воспитательный процесс, осуществляемый в форме организации культурных и до-суговых мероприятий (совместные праздники, экскурсии, мастер-классы, квесты)[22].
ВЫВОДЫ
Новатором в формировании педагогических навыков будущих учителей иностранного языка в комплексе воспитательных и внеклассных мероприятий является ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
В 2012 году на базе Института непрерывного и дополнительного образования был создан Центр дополнительного образования детей и подростков «РИФЕЙ» (далее - Центр), функционал которого заключается в реализации содержания дополнительных общеобразовательных программ для детей и подростков образовательных организаций г. Челябинска и Челябинской области [1].
Одним из направлений работы Центра является Языковой клуб дневного пребывания детей и подростков «CITY CAMP» (далее - Языковой клуб), который выступает инновационной площадкой, где осуществляется деятельность по совершенствованию знаний учащихся в области английского языка; расширению эрудиции; нарастанию творческой инициативы, углублению художественного видения; повышению интереса к изучению языковых особенностей и традиций другой страны [16], готовности стать международно-ориентированной личностью, осознающей необходимость межкультурного сотрудничества.
Деятельностный блок отображает основные направления работы: проведение тренингов, мастер-классов, квестов и семинаров для развития лингвистических способностей слушателей на английском языке; организацию досуга детей в каникулярное время; привлечение к участию в творческих мероприятиях; реализацию общественно значимых инициатив; осуществление профори-ентационной работы [24,25].
Разработанная нами модель содержит также и результативный блок, который предполагает характеристики уровней сформированности профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в комплексной воспитательной и учебной деятельности. Такая форма работы обеспечивает возможность эффективного контроля результативности образовательного процесса посредством оценивания готовности будущих педагогов к поиску моделей поведения в нестандартных ситуациях.
Таким образом, предлагаемая нами структура в качестве приоритетной цели ставит повышение качества педагогического образования путём активного внедрения ресурсов социокультурной среды [17]. При этом немаловажным фактором является учёт формирования у будущих учителей иностранного языка необходимых профессиональных компетенций, позволяющих осуществить процесс вхождения выпускника в свою специальность наиболее благоприятным и психологически комфортным, а также обеспечивающих эффективное решение будущим педагогом всесторонних профессиональных задач.
Kalugina Elizaveta Vladimirovna, Kusarbaev Rinat Ishmuhametovich, Matuszak Alla Fedorovna and others SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF CHILD SUPPLEMENTARY EDUCATION ...
pedagogical sciences
Социальный заказ, выраженный в Концепции долгосрочного ооциально-экономш'шского ражития Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральном государственном
стандарте
Цель: организация процесса формирования профессиональных компетенций у будущих учт иностранного языка в условиях дополнительного образования детей как фактора подготовки в педагогическом вузе
Компоненты
диагностически- I I организационно_целевой_I координационный
учебно-методический
консультативно-практический
it
Ректор
Проректор по учебной работе
Проректор по научной работ
Отдел Отдел Отдел Отдел научных Институт
управления учебных и довузовского исследований и непрерывного и
реализацией произ - инновационной д ополнительного
образовательных водственных профориентацион деятельности образования
программ прак тик ной работы
Центр дополнительного образования детей и подростков «РИФЕИ»
—=
Институты / факультеты
Преподаватели
3
Кураторы
Специалисты отделов
Профессионализация будущих учителей иностранного языка
Принципы: открытость, вари: непрерывность, гибкость, индиви^ализация, модульность
Этапы: диагностический, проектировочный, реализационный,
ресурсов СОЦИОКУЛЬТУРНОИ СРЕДЫ в обр
Языковой клуб дневного пребывания детей и подростков «CITY CAMP»
Функционал:
Направления работы: ■ проведение тренингов, мастер-семинаров для
■ организация досуга детей в _
каникулярное время; _
■ привлечение к участию в творческих мероприятиях;
■ реализация общественно значимых инициатив;
■ осуществление профориентационной работы
гражданского самосознания и культуры межнационального общения;
углубление знаний страноведческого,
культурно-эстетического характера; ценностей иноязычной культуры; интеллектуальных, творческих,
собн
мотивации к изучению иностранных
активизация самостоятельной работы; формирование практических навыков общения с людьми-представителями других национальных культур
Уровни
Результат:реализация выпускником ЮУрГГПУ профессиональных компетенций в педагогической деятельности
Рисунок 1 - Модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в системе дополнительного образования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калугина Е.В. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в системе дополнительного образования детей / Е.В. Калугина, Р.И. Кусарбаев, О.В. Мухаметшина, А.Ф. Матушак //Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (49) . С. 36-42.
2. Варченко Т.Г. Социокультурный аспект в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Т.Г. Варченко //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 10-5. С. 30-32.
3. Вершинина А.Ю. Социокультурный подход в профессиональной подготовке педагога / А.Ю. Вершинина // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2019. № 1 (5). С. 16-20.
4. Захарова Е.В., Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе /Е.В. Захарова, Н.В. Посельская // Сибирский педагогический журнал. -2012. № 4. -С. 268-273.
5. Калугина Е.В. Реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности / Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №10. С. 30-35.
6. Калугина Е.В. Тьюторство как инструмент формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка /Е.В. Калугина, Р.И. Кусарбаев, А.Ф. Матушак, О.Ю. Павлова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. №3. С. 62-70.
7. Matushak A.F. Teacher-student culture of trust in educational process: prognostic aspect, Trust and conflict in intercultural processer. Edizioni universita di macerata. 2016, pp.29-42.
8. Matuszak A.., Practical training system in pedagogical education: students'opinions. Matuszak A., Pavlova O., Zyryanova A., Kalugina E. 6th SWS International Scientific Conferences on social sciences. 2019. pp. 393400.
9. Кусарбаев Р.И. Компетентностный подход как ключевой компонент системы качества профессиональной подготовки студентов при обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях / Р.И. Кусарбаев // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. 2015. С. 161-165.
10. Кусарбаев Р.И. Успешная межкультурная социализация студентов в процессе иноязычного образования в российском вузе/ Р.И. Кусарбаев, О.Ю. Павлова, Е.В. Калугина, А.Ф. Матушак//Alma mater
(Вестник высшей школы). 2018. № 8. С. 47-52.
11. Максимчик О.А. Социокультурная компетенция учителя иностранных языков / О.А. Максимчик // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 3 (12). С. 66.
12. Перова А.К. Педагогические условия формирования социокультурного компонента в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка / А.К. Перова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 306-310.
13. Дорошин Б.А. Ментальность как социокультурный феномен в антропокосмическом измерении //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 28-34.
14. Шилина Н.В., Аксенова Г.И. Условия формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 196-198.
15. Самчик Н.Н. Развитие социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 57-59.
16. Галацин Е.А. Формирование коммуникативной культуры будущих инженеров в процессе диалогического англоязычного обучения // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 25-27.
17. Калугина Е.В. Тьюторское сопровождение обучения иностранному языку в образовательном пространстве Челябинского государственного педагогического университета / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №1. С. 115-123.
18. Афанасьева О.Ю. Целеполагание как фактор повышения эффективности планирования урока иностранного языка / О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №9. С. 14-18.
19. Павлова О.Ю. Подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету / О.Ю. Павлова, Е.В. Калугина, Р.И. Кусарбаев, А.Ф. Матушак // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. №3. С. 124-133.
20. Калугина Е.В. Моделирование процесса формирования тью-торской компетенции у будущих педагогов / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №7. С. 44-48.
21. Калугина Е.В. Индивидуализация как основной принцип тью-торского сопровождения процесса обучения иностранным языкам / Е.В. Калугина //Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2013. №4(13). С. 53-36.
22. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
23. Петрук Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 289-291.
24. Тюмасева З.И. Феномен тьюторства в здоровьесбережении: факторы риска и устойчивости / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Г.В. Валеева, А.А. Саламатов, Е.В. Калуина // Образование и наука. 2018. Т.3. №3. С. 139-157.
25. Matushak A.F. Teaching tutoring support of pupils to pedagogical graduate students. Matushak A.F., Kalugina E.V., Matuszak Z. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. № 3.4. pp. 771-778.
Исследование поддержано грантом ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» «Организация альтернативного обучения в социокультурном контексте», номер заявки МК-20-04-08/3 от 08.04.2020
Статья поступила в редакцию 13.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020