педагогические науки
Зырянова Александра Владимировна, Почиталкина Наталья Евгеньевна, Матушак Алла Федоровна и другие ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИИ К РАБОТЕ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0029
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К РАБОТЕ В РЕЖИМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2020
AuthorlD: 725757 SPIN-код: 7737-5536 ORCID: 0000-0002-7858-8807
Зырянова Александра Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
AuthorlD: 725567 SPIN-код: 8721-8055 ORCID: 0000-0002-9665-1929
Почиталкина Наталья Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
AuthorlD: 414919
SPIN: 6201-7970
ORCID: 0000-0003-0514-0443
Матушак Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков
AuthorID: 362542 SPIN-код: 1241-4904 ORCID: 0000-0002-8698-5757
Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
AuthorID: 725756 SPIN-код: 5921-2793 ORCID: 0000-0001-8013-1091
Беспалова Дарья Сергеевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков
AuthorID: 312933 SPIN-код: 3835-0722 ORCID: 0000-0001-9812-1836
Довгополова Лилия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: разработка модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения. Цель реализуется в процессе решения задач: 1) исследование содержания исследуемого явления - подготовленности студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения; 2) разработка модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения; 3) изучение мнений студентов о результативности модели. Методы: для выполнения задач работы применен метод анализа для исследования содержания изучаемого явления; методы синтеза, обобщения и моделирования для создания модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения; метод письменного опроса для выяснения степени результативности модели. Результаты: В работе исследовано понятие подготовленности. Выяснено, что подготовленность студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения имеет с своей структуре знания форм электронного образования (m-learning, e-learning, видео-технологии); умения (работы на платформах Skype, Viber, Zoom и др., объяснения материала удаленно, корректировки ошибок дистанционно); профессионально важные личностные качества (терпение, культура общения, уверенность в процессе работы). Разработана модель подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения, состоящая из трех блоков и предусматривающая создание внутренней электронной среда вуза, проведение мотивационных мероприятий, этапы подготовки студентов педагогических направлений к электронному обучению (пропедевтический, теоретический, практический, итоговый), а также оценку подготовленности студентов к электронному обучению и коррекцию результата. Вывод о действенности данных заданий сделан на основе письменного опроса студентов, участвующих в подготовке к работе в режиме электронного обучения. Научная новизна: в исследовании разработана модель подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения. Практическая значимость: основные положения и выводы работы могут быть использованы в подготовке будущих учителей.
Ключевые слова: электронное обучение, педагогическое образование, подготовленность к работе в режиме электронного обучения, модель.
TRAINING PEDAGOGICAL STUDENTS FOR WORK IN ELECTRONIC
LEARNING MODE
© 2020
Zyryanova Aleksandra Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor
of the department of foreign languages Pochitalkina Natalia Evgenyevna, candidate of philological sciences, associate professor
of the department of foreign languages Matuszak Alla Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department
of foreign languages
Kusarbaev Rinat Ishmuhametovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of foreign languages Bespalova Daria Sergeevna, candidate of philological sciences, assistant professor
_of the department of foreign languages_
Zyryanova Aleksandra Vladimirovna, Pochitalkina Natalia Evgenyevna, Matuszak Alla Fedorovna and others TRAINING PEDAGOGICAL STUDENTS FOR WORK IN ELECTRONIC ...
pedagogical sciences
Dovgopolova Liliia Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: development of a model for training pedagogical students for work in electronic learning mode. The purpose is realized in the tasks: 1) studying of the content of the phenomenon under study - the readiness of pedagogical students for work in electronic learning mode g; 2) development of a model for training pedagogical students for work in electronic learning mode; 3) studying of students' opinions on the effectiveness of the model. Methods: analysis has been used to study the content of the key phenomenon; methods of synthesis, generalization and modeling have been applied to create a model for training pedagogical students for work in electronic learning mode; a written survey has been implemented to determine the degree of effectiveness of the model. Results: The concept of readiness has been investigated. It has been found that the readiness of pedagogical students for work in electronic learning mode has, within its structure, knowledge of the forms of electronic education (m-learning, e-learning, video technology); skills (of work on the platforms Skype, Viber, Zoom, etc., of explaining the material remotely, of remote correcting); professionally important personal qualities (patience, communication culture, confidence in the work). A model has been developed for preparing pedagogical students for work in electronic learning mode. The model consists of three blocks and provides the support of an internal electronic environment of the university, conducting motivational events, includes stages of preparing pedagogical students for work in electronic learning mode (propaedeutic, theoretical, practical, final), as well as assessing students' readiness for work in electronic mode and correction. The conclusion about the effectiveness of these tasks is made on the basis of a written survey of students participating in the training. Scientific novelty: the study developed a model for training pedagogical students for work in electronic learning mode. Practical significance: the main results and conclusions of the work can be applied in teacher training.
Keywords: e-learning, teacher training, readiness for work in electronic learning mode, model.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Переход России к цифровой экономике требует перестройки структуры и содержания образовательного процесса на основе электронного обучения. Кроме того, современная эпидемиологическая ситуация во всем мире также поддерживает необходимость организацию удаленного обучения, одним из вариантов которого является электронное обучение. Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» закрепило понятие электронного обучения в статье. 16 (п.1) [1]. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности, предусматривающая опосредованное взаимодействие участников образовательного процесса (преподавателей и обучаемых) с применением возможностей информационно-телекоммуникационных сетей. Сегодня все образовательные учреждения переходят на разные варианты электронного обучения (мобильное обучение, проверка работ учащихся через электронную почту, социальные сети и т.д.), поскольку не каждое из них может организовать обучение онлайн. В связи с этим важным аспектом подготовки будущих учителей является вооружение их приемами работы в режиме электронного обучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В последнее время в образование вошло новое терминологическое поле цифровой педагогики [2]. Тема нашей работы относится к терминосистеме цифровой педагогики. Вопросы электронного обучения рассматриваются в науке на протяжении последнего десятилетия. В педагогической литературе изданы работы, посвященные электронному обучению иностранным языкам [36], естественнонаучным дисциплинам [7], спортивным дисциплинам [8], русскому языку [9; 10], информатике [11], истории [12, 13], широко используется электронное обучение в профессиональной подготовке, например, при обучении гостиничному и ресторанному бизнесу [14]. Отдельные узкие вопросы подготовки будущих учителей к электронному обучению, разрабатываются сегодня [15-20]. В научных статьях предлагаются средства электронного обучения, например, создание разнонаправленного метода передачи знаний на основе "1С" [21]. Предлагаемый разнонаправленный метод передачи знаний формирует в образовательном учреждении особую среду. Безусловно, для эффективной работы в электронной среде у студентов должна быть сформиро-
вана цифровая (ИКТ)-компетентность [22; 23]. Пример организации электронной среды приведен в работе П.К. Котенко, В.И. Шевцова на примере образовательных организаций МЧС России [24].
Безусловно, электронное обучение, внедряясь в образовательный процесс основной и высшей школы, вызывает ряд вопросов. Например, педагоги и психологи исследуют психологические предикторы эффективности онлайн-обучения [25], процесс формировании электронной информационно-образовательной среды и связанные с ним новые направления в образовании [26], запускаются проекты электронных школ [27]. Однако удаленное обучение показало, что будущих учителей необходимо готовить к электронному обучению, при этом рассматривая не только частные вопросы, но целостную модель подготовки.
МЕТОДОЛОГИЯ
Для разработки модели подготовки будущих учителей к электронному обучению школьников в работе мы обратимся к методологии. В качестве общенаучной основы исследования будет использован системно-де-ятельностный подход, который позволит на научных основах выстроить модель, а также показать цепочку действий профессорско-преподавательского состава по обучению студентов.
Формирование целей статьи. На основе вышеизложенного, цель работы состоит в разработке модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения.
Постановка задания. Данная цель может быть реа-лизвана в процессе решения ряда задач:
1) исследование содержания исследуемого явления -подготовленности студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения;
2) разработка модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения;
3) изучение мнений студентов о результативности модели.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для выполнения задач работы будут применены следующие методы: метод анализа для исследования содержания изучаемого явления; синтеза, обобщения и моделирования для создания модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения; метод письменного опроса для выяснения степени результативности модели.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результа-
педагогические науки
Зырянова Александра Владимировна, Почиталкина Наталья Евгеньевна, Матушак Алла Федоровна и другие
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИИ К РАБОТЕ ...
тов. В процессе выполнения первой задачи исследования - изучения содержания исследуемого явления - мы проанализировали феномен подготовленности. При этом было установлено, что в структуре подготовленности выделяется ряд компонентов: знаниевый, аксиологический и компонент умений. Таким образом, работа в режиме электронного обучения как форма альтернативного образования включает в себя знания форм электронного образования (m-learning, e-learning, видео-технологии) [28-31]. К умениям относятся умения работы на платформах Skype, Viber, Zoom и др., умения объяснять материал удаленно, умения корректировать ошибки удаленно. Аксиологический компонент предполагает наличие таких профессионально важных личностных качеств как: терпение, культуру общения, уверенность в процессе работы.
Выполняя вторую задачу исследования, разрабатывая модель подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения, мы пришли к выводу, что в структуре модели должны быть конкретизированы целевой содержательный и оценочный блоки. При этом в целевой блок помимо цели разработки модели подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения должна входить внутренняя электронная среда вуза, демонстрирующая технологии электронного обучения; мотивация студентов к электронному обучению. В мотивации, в свою очередь, могут быть выделены мо-тивационные мероприятия: удаленное обучение (например, в период самоизоляции), педагогическая практика на платформах дистанционного обучения (на основе договоров, заключенных вузом со сторонними организациями); дополнительное обучение студентов работе на платформах дистанционного обучения (с получением сертификата о дополнительном профессиональном образовании). В содержательный блок входят этапы подготовки студентов педагогических направлений к электронному обучению: пропедевтический, устанавливающий правила дистанционной коммуникации между участниками образовательного процесса; теоретический, предполагающий вооружение студентов знаниями обучения на основе ИКТ (эта тема может как входить в базовый курс частной дидактики - методики обучения конкретному предмету, так и преподаваться отдельным курсом по выбору); практический, состоящий в проведении студентами пробных фрагментов занятий или целых занятий дистанционно; итоговый, который заключается в проведении реальных пробных занятий. В содержательном блоке мы конкретизируем субъектов взаимодействия в электронном обучении: «студент -преподаватель», «студент - студент», «студент - группа студентов», «студент - обучаемый», «студент - группа обучаемых». Оценочный блок включает в себя описание уровней, методов, критериев подготовленности студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения. Уровень подготовленности может быть высоким, средним и низким. Он определяется на основе научного наблюдения преподавателей-экспертов, самооценивания и взаимооценивания студентов. Критерий отнесения студента к тому или иному уровню - степень сформированности компонентов подготовленности (знаний, умений, профессионально важных личностных качеств). В модели также предусмотрена коррекция. Если студент не достигает высокого уровня подготовленности, он возвращается на одни из этапов подготовки, описанных в содержательном блоке. Таким образом, данный блок является инструментом отслеживания результата модели.
Третья задача исследования была выполнена в процессе письменного опроса студентов, обучаемых по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». В процессе опроса респонденты отвечали на вопросы: «Является ли электронное обучение важным умением для учителя?», «Какие виды
электронного обучения в большей степени интересны Вам как будущим учителям?», «Результативна ли Ваша подготовка к работе в режиме электронного обучения?». В опросе принял участие 81 респондент. Это студенты старших курсов, вторым профилем подготовки которых является английский язык. На первый вопрос мы получили 100% положительных ответов. Что показывает востребованность данного вида подготовки для будущих учителей, наиболее востребованными видами подготовки студенты считают приемы m-learning, например, работу на платформе Viber. Важное место в обучении заняла программа WhatsApp. Результативность модели была оценена положительно в 74,1% ответов.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Ответы респондентов показывают несколько иные предпочтения студентов в электронном обучении, чем в работе Н.Б. Кущевой, В.И. Тереховой [14]. В их исследовании студенты преимущественно пользовались планшетами и ноутбуками, в то время как в нашем исследовании студенты указали на первом месте m-learn-ing (обучение через мобильные телефоны).
Мы согласны с выводом Г.И. Абыласыновой [9] и Н.М. Бадановой [4] о том, что электронное обучение способно повысить эффективность работы учителя, если оно будет поставлено на научную и технологическую основу. Возможность интеграции обучения по основным образовательным программам и программам дополнительного профессионального образования, предусмотренная в нашей модели, согласуется с возможностями электронного обучения для учреждения, указанные в работе Е.В. Авдосенко [3].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
1. Подготовленность к работе в режиме электронного обучения включает в себя знания форм электронного образования (m-learning, e-learning, видео-технологии), умения работы на платформах, объяснять материал и корректировать ошибки удаленно, а также формирование ряда профессионально важных личностных качеств.
2. Модель подготовки студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения основана на создании внутренней электронной среды вуза, формирование мотивации, предусматривающей конкретные действия, например, педагогическую практику на платформах дистанционного обучения. Подготовка будущих учителей по модели включает вооружение студентов знаниями обучения на основе ИКТ, организацию проведении студентами пробных фрагментов занятий или целых занятий дистанционно.
3. 74,1% опрошенных оценивают данную модель работы положительно.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшее рассмотрение проблемы возможно по линии разработки как отдельных приемов работы в электронном обучении, так и новых моделей подготовки будущих учителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон № 273-Ф3 РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.04.2020).
2. Илалтдинова Е. Ю., Беляева Т. К., Лебедева И. В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики //Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 33-43. doi: 10.32744/pse.2019.4.3
3. Авдосенко Е.В. Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных технологий при обучении иностранным языкам /Е.В. Авдосенко //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5. (100). С. 301-305.
4. Баданова Н.М. Электронное обучение как социокультурная составляющая содержания обучения иностранному языку / Н.М. Баданова // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе. 2015. № 2. С. 104-107.
5. Гуро-Фролова Ю.Р. Геймификация процесса обучения иностранному языку в рамках технологий электронного обучения / Ю.Р. Гуро-Фролова // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 684-690.
Zyryanova Aleksandra Vladimirovna, Pochitalkina Natalia Evgenyevna, Matuszak Alla Fedorovna and others TRAINING PEDAGOGICAL STUDENTS FOR WORK IN ELECTRONIC ...
pedagogical sciences
6. Ежгурова А.А. Методические особенности обучения иностранному языку на базе электронной платформы Moodle в рамках педагогической технологии смешанного обучения / А.А. Ежгурова, Л.Г. Просвирнина //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 2 (30). С.16-20.
7. Алексеева К.В. Использование элементов электронного обучения в процессе обучение решению стереометрических задач / К.В. Алексеева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. № 2. С. 131-137.
8. Попова И.М. Особенности обучения профессиональных спортсменов по программам ВПО в вузах неспортивной направленности с использованием электронных методов обучения /И.М. Попова // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-1. С. 368-373.
9. Абыласынова Г.И. Электронное обучение как условие повышения качества обучения русскому языку /Г.И. Абыласынова //Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1388-1393.
10. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В., Гончарова А. В. Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному //Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 307-319. doi: 10.32744/pse.2019.2.23
11. Твердохлебов А.А. Идеи культивирующего принципа наглядности в обучении информатике учащихся основной школы при использовании элементов электронного обучения / А.А. Твердохлебов // Инновационноеразвитие. 2017. № 9 (14). С. 45-47.
12. Макарова Н. Н., Чернова Н. В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете //Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 474-488. doi: 10.32744/pse.2019.3.36
13. Татаринов К.А. Роль электронного обучения в формировании гражданина информационного общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 162-165.
14. Кущева Н.Б. Цифровое обучение и роль преподавателя высшей школы в реализации электронного обучения / Н.Б. Кущева, В.И. Терехова //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 2. С. 17.
15. Соболева Е. В., Перевозчикова М. С. Особенности подготовки будущих учителей к разработке и применению мобильных игровых приложений с обучающим контентом // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 428-440. doi: 10.32744/pse.2019.5.30
16. Яковлева Е.Л., Селиверстова Н.С., Григорьева О.В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 4. С. 226-241.
17. Итинсон К.С. Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 18-20.
18. Кацарова Д.Г. Стимулирование слуховой активности через дополнительные ресурсы в электронном учебнике музыки для седьмого класса // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 14-17.
19. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 31-36.
20. Андриянова М.В. Внутрифирменное обучение персонала в россии: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 27-30.
21. Магомедов Р.М. Дидактические возможности «1С: электронное обучение» для организации дистанционного обучения / Р.М. Магомедов //Академический журнал Западной Сибири. 2019. Т. 15. № 1 (78). С. 26-27.
22. Вяликова, Г. С., Ерофеева, М. А., Плеханова, М. В., Плужникова, Ю. А., Савельева С. С. Моделирование процесса формирования общепедагогической ИКТ-компетентности студентов на основе систем-но-деятельностного подхода // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 39-56. doi: 10.32744/pse.2020.1.3
23. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов //Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 80-93. doi: 10.32744/pse.2019.1.6
24. Котенко П. К., Шевцов В. И. Электронная информационно-образовательная среда в системе государственной аккредитации образовательных организаций МЧС России //Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 430-442. doi: 10.32744/pse.2020.1.31
25. Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. doi: 10.32744/pse.2019.6.26
26. Огурцова Е. В., Тугушева Р. Р., Фирсова А. А. Инновационные спилловер-эффекты информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании //Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 409-421. doi: 10.32744/pse.2019.6.34
27. Frolova E.V., Ryabova T.M., Rogach O.V. Digital Technologies in Education: Problems and Prospects for "Moscow Electronic School" Project Implementation // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. Iss. 4. P. 779-789. doi: 10.13187/ejced.2019.4.779
28. Матушак А.Ф. ИКТ в обучении будущих бакалавров (на примере иностранного языка) /А.Ф. Матушак, Н.В. Уварина //Балтийский морской форум: материалы VII Международного Балтийского морского форума 7-12 октября 2019 года. — Т. 1. — Калининград, 2019. — C. 528-532.
29. Попадич О.О., Прокопенко 1.В., Стечкевич Л.К. 1нтеграцшна трансформа^я методiв навчання у професшнш тдготовц майбуттх
педагогiв //Revista ¡tiinfificá progresiva. 2019. № 1. С. 24-27.
30. Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыгина С.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с образовательными он-лайн-платформами // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 113-115.
31. Пичугина Г.А., Жилякова ДА. Структурирование организации процесса сотворчества //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 55-58.
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», номер заявки МК-20-04-08/3 от 08.04.2020, тема «Организация альтернативного обучения в социокультурном контексте»
Статья поступила в редакцию 15.04.2020
Статья принята к публикации 27.11.2020