Научная статья на тему 'Социокультурная компетенция как основной компонент профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков'

Социокультурная компетенция как основной компонент профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2362
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыченкова Любовь Александрова

Дано определение понятия «социокультурная компетенция», раскрыто его содержание как интегративной составляющей социального, общекультурного и индивидуального потенциалов личности будущего учителя иностранных языков и основного компонента его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыченкова Любовь Александрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетенция как основной компонент профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков»

мья; 2 - самореализация в преподавательской деятельности; 3 - самореализация в научно-методической деятельности; 4 - самореализация в воспитательной деятельности; 5 - карьерный рост; 6 - самореализация в творческой деятельности.

Это позволило нам сделать вывод о том, что современные женщины-педагоги опережают в своем стремлении к самореализации в научно-методической деятельности и построению карьеры мужчин, хотя семья, как и прежде, для всех остается на первом месте. Похожие результаты показал и опрос студентов: при приоритете ценностей семейной жизни они хотят быть на виду, занимать лидирующие и руководящие позиции в профессии и жизни.

Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что одним из ведущих факторов, влияющих на организацию бюджета времени современного учителя и студента, в том числе свободное время и его содержание, помимо социального и возрастного, является гендерный.

Проанализировав и сравнив результаты опроса педагогов и студентов, мы пришли к следующим выводам. Время-не пассивное следование человеком за какими-либо процессами, человек сам творит определенные явления и, таким образом, является властелином времени.

Также полученные результаты помогли нам выделить три группы педагогических условий, способствующих воспитанию у будущего учителя культуры организации свободного времени с учетом гендерных особенностей, а именно условия:

• ценностно-коммуникативные, способствующие формированию активной жизненной позиции в сфере организации свободного времени, обеспечивающие поддержку позитивных изменений в сфере профессионального совершенствования, развития и саморазвития в жизни человека;

• организационно-рефлексивные, способствующие осмыслению особенностей собственной организации свободного времени и принятию решения о его позитивном изменении;

• дидактические - обучение тайм-ме-неджменту (умению определять приоритетные цели, навыкам рефлексивного анализа и самостоятельности, репродуктивной и творческой деятельности в организации свободного времени).

Литература

1. Бюджет времени студента: Опыт конкретного социологического исследования. Минск: Вышэйш. шк., 1971. 91 с.

2. Моргун, В.Ф. Опросник реального, желательного и фантастического бюджетов времени человека / В. Ф. Моргун // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. 2007. № 3. С. 64-76.

3. Муравьев, В.Н. Овладение временем / В.Н. Муравьев. М., 1998.

4. Сластенин, В.А. Учитель и время /

B.А. Сластенин // Сов. педагогика. 1990. № 9.

C. 3-9.

Л. А. РЫЧЕНКОВА (Волгоград)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Дано определение понятия «социокультурная компетенция», раскрыто его содержание как интегративной составляющей социального, общекулътурного и индивидуального потенциалов личности будущего учителя иностранных языков и основного компонента его профессиональной компетентности.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Качество образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности учителя, содержание которой определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

© Рыченкова Л.А., 2008

Профессиональная компетентность учителя - понятие многогранное и вместе с тем поддающееся измерению в системе образования.

Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. В психолого-педагогической литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Доктор педагогических наук A.B. Хуторской полагает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность-владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7].

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему научных знаний, способов деятельности (умения действовать по образцу), опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Очевидно, что составляющие профессионально -педагогической компетентности учителей различных дисциплин будут иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

Компетентность учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций. Это следующие компоненты:

• коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции);

• дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);

• рефлексивный (личностная компетенция - регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

Социокультурная компетенция как элемент общей культуры человека, интегративное свойство личности начинает занимать одно из приоритетных мест в социальном заказе общества высшему образованию. В связи с этим возникает необходимость в осознании и актуальности повышения ее роли в учебно-воспитатель-ном процессе вуза.

Понятия «общая культура» и «социокультурная компетенция», дополняя друг друга, находятся в отношении целого и его важной составляющей. Существенными признаками социокультурной компетенции как способности осуществлять деятельность на основе знаний, в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения в рамках определенной сферы профессиональной деятельности, являются:

1) обладание знаниями из области таких социально значимых феноменов, как личность, общество, культура;

2) владение культурными нормами межличностного взаимодействия, выраженное в отношении к Другому и окружающему, уважении личности, ее достоинств и прав, понимании и принятии различий между людьми в культуре.

Следовательно, высокий уровень профессионализма педагога, его педагогической культуры невозможен без освоения фонда культурной информации. Специфика педагогического образования состоит в том, что оно должно быть направлено на широкую общекультурную подготовку. Последняя предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин и углубленное изучение в контексте общечеловеческой культуры конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации. Таким образом, будущий педагог будет погружен в контекст общечеловеческой культуры, языков, видов искусства, способов деятельности во всем их своеобразии.

Итак, успешное применение компетент-ностного подхода в обучении английско-

му языку означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать в реальном мире.

Конец 20-го столетия характеризуется усилением внимания к языку как особому знанию о мире. Это привело к тому, что объектом таких научных дисциплин, как методика, лингвистика, культурология и этнопсихология все чаще становится меж-культурная коммуникация как единый блок исследований.

С начала 90-х гг. в теории и практике преподавания иностранных языков произошли изменения, связанные, в частности, с активизацией поиска новых подходов к обучению языку. Это проявилось как в отборе языкового материала, так и в пересмотре целей и задач обучения, среди которых ведущую роль начинает играть обучение общению на иностранном языке в контексте диалога культур.

Исследования проблемы соизучения языка и культуры, с одной стороны, имеют давнюю традицию, обусловленную известным интересом ученых к их взаимосвязи (Т.Н. Астафурова, Н.В. Барышников, Д.Б. Гудков, В.В. Красных, В.В. Кабакчи,

O.A. Леонтович, С.Г. Тер-Минасова), а с другой стороны, несмотря на наличие целого ряда научных работ общего и частного характера (М.М. Бахтин, B.C. Библер,

А. Вежбицкая, Гумбольдт В. фон, М.С. Каган, В.А. Маслова), продолжают оставаться недостаточно разработанными как в общетеоретическом плане, так и в прикладных аспектах.

Многолетний опыт автора в качестве преподавателя и руководителя педагогической практики студентов 5-го курса факультета иностранных языков показал, что уровень их социокультурной компетенции не соответствует уровню, который предполагается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку. Главными причинами этой проблемы являются отсутствие мотивации учащихся, недостаточное количество часов по программе, отсутствие плановых стажировок в странах изучаемых языков и ряд других.

Недостаточно изученной является проблема формирования социокультурной компетенции будущего учителя иностранных языков. Теоретическое переосмысление подходов, содержания, принципов, методов и приемов обучения, их взаимодействия приобретает в этой связи нема-

ловажное значение. Актуальной остается также проблема отбора материала.

Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам в системе непрерывного языкового образования признано формирование коммуникативной компетенции. Для того чтобы эффективно формировать данную компетенцию у своих учащихся, сам учитель должен иметь необходимый и достаточный уровень её сформированносги. В.В. Сафонова рассматривает коммуникативную компетенцию как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих [4]. Больше всего вопросов связано с формированием социокультурной компетенции. В одних документах Совета Европы (Threshold Level, Vantage, Common European Framework и т.д.) она рассматривается как часть коммуникативной компетенции, в других выделяется в самостоятельную компетенцию наряду с информационной, социально-политической, коммуникативной и готовностью к образованию через всю жизнь в качестве базовой компетенции, обеспечивающей любому выпускнику возможность адаптации и самореализации в современном поликультурном мире.

Г осударственный образовательный стандарт высшего профессионального лингвистического образования второго поколения предусматривает развитие социокультурной компетенции студентов, овладение которой важно не только для переводчиков, но и для учителей иностранного языка. Учителю необходима межкультурная, социокультурная компетенция. Понятие «диалог культур» предполагает не только знакомство с чужой культурой, но и способность представить свою собственную. Именно этим обусловлено большое воспитательное значение иностранного языка как учебного предмета. При этом культура должна пониматься не только в фольклорно-лубоч-ном варианте (самовар, кокошники) или в узком смысле (театры и галереи), а достаточно широко. Коммуникативно значимыми аспектами культуры являются: правила поведения; обращение на ты/вы; то, о чем прилично и неприлично говорить в обществе; средства информации; политические взгляды; деньги; работа; материальная жизнь; дом; одежда; роль мужчины и женщины; воспитание детей; отношение к старости.

Коммуникативная компетенция, необходимая учителю, может быть сформирована прежде всего в процессе реальной коммуникации. Поскольку возможности реального общения с иностранцами, как правило, ограничены, здесь важную роль могут сыграть Интернет, электронная почта, телеконференции. Чтобы учитывать профессиональную направленность на всех этапах обучения, необходим план развития профессиональных навыков и умений по курсам. Подготовке будущего учителя должна способствовать и организуемая кафедрой внеклассная работа.

Целью формирования социокультурной компетенции является развитие личности, способной выйти за пределы своей культуры и осуществить функции медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности. Медиатор культур -это посредник между собственной личностью, являющейся воплощением родной культуры, и личностью собеседника - носителя культуры иноязычной; человек, обладающий стратегиями выработки общего, единого для коммуникантов значения происходящего (речевых и неречевых действий) , гармонизации отношений участников межкультурного общения и достижения на этой основе результата - продукта межкультурного общения. Социокультурная компетенция студентов - будущих учителей иностранного языка заключается в умении осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях страны (стран) изучаемого языка. Таким образом, социокультурная компетенция -это способность и готовность осуществить межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достижения положительного для обеих сторон результата общения.

Содержание социокультурной компетенции включает следующие компоненты:

• лингвострановедческий (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);

• социолингвистический (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);

• социально-психологический (владение социально-культурно обусловленны-

ми сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);

• культурологический (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон);

• личностно-развивающий.

Социокультурная компетенция предполагает наличие культурных знаний в широком смысле, соотнесенных с ситуацией общения, в то время как социолингвистическая компетенция связана со знанием правил речевого поведения и взаимодействия в разных сферах общения (повседневной, деловой, научной и др.). Являясь основой культурной грамотности, социокультурная компетенция определяет понимание обучаемыми национально-культурных особенностей лексических единиц. В её основе лежит: 1) умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, социальных слоев общества;

2) готовность представлять свою страну и её культуру с учетом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия; 3) признание права разных культурных моделей, а значит, и формируемых на их основе представлений (норм жизни верований) на существование; 4) готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

Таким образом, социокультурная компетенция - это способность и готовность осуществить межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достижения положительного для обеих сторон результата общения.

В структурно-функциональной модели социокультурной компетенции выделяются следующие компоненты: когнитивный, деятельностно-практический и лич-ностно-смысловой. Формирование социокультурной компетенции студентов педагогического вуза происходит в рамках двух этапов - начального и продвинутого - и предполагает следующие уровни: низкий -уровень информированной личности, средний - уровень деятельностного участника

межкультурного общения и высокий - уровень медиатора культур.

Социокультурная компетенция предполагает соответствие общения нормам, принятым в инокультурной среде, а для этого требуется овладеть одновременно формами речевого и неречевого поведения, свойственного носителям данной культуры, и умением ориентироваться в иноязычной среде, правильно вести себя в повседневных ситуациях в стране изучаемого языка. Параллельно необходимо овладеть средствами и способами передачи фактов собственной культуры на иностранном языке, т.е. приобрести качества медиатора культур.

Компетентный педагог должен обладать психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности. В современных условиях это готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять страну при межкультурных интер-акциях, относиться с уважением к духовным ценностям других культур. Соответственно основная цель обучения иностранному языку как специальности может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетенции студентов, т.е. при ее формировании необходимо воспитывать коммуникативно активную личность, способную обеспечить адекватное межкуль-турное общение, диалог культур.

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 10.

2. Воробьев, Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка / Г.А. Воробьев // Иностр. яз. в шк. 2003. №2. С. 30-35.

3. Мирославская, И.Н. Педагогический опыт [Электронный ресурс] / И.Н. Мирославская. Режим доступа: ЬИр:// www.yspu.yar.ru/ уез1шк/рес)адодю11е5к1у ору1/293/.

4. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.

5. Соловова, Е.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекция 8: Социокультурная компетенция:

что это такое? / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков // English: еженед. газ. для тех, кто преподает и изучает. 2005. № 24. С. 36-42.

6. Стратегия модернизации образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: ООО «Мир книги», 2001.

7. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / A.B. Хуторской // Эйдос [Электронный ресурс]: Интернет-журнал. 2005. 12 дек. Режим доступа: http://www/eidos/ra/joumal/2005/1212/ htm/. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» , e-mail: [email protected].

В.Ф. РОССЕИНА (Волгоград)

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рассматривается роль иностранного языка в развитии личности будущего учителя иностранного языка в формировании его гуманистической направленности в условиях учебно -научно -педагогического комплекса.

Новый этап развития мировой педагогической мысли характеризуется гуманизацией образования, что предполагает изменение общего взгляда на образование в направлении более глубокого его понимания как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических способах взаимодействия его участников. Изменяется представление о личности, которая кроме социальных качеств наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее индивидуальность, независимость, способность к выбору, рефлексии, самоопределению, саморегуляции и саморазвитию. Подвергается пересмотру отношение к ученику как объекту педагогического воздействия, за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего

© Россеина В.Ф., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.