творческой индивидуальности каждого, учитывается менталитет села, его потребности и возможности.
12. Новым принципом непрерывного профессионального образования в современных условиях становится его социальная открытость, что предполагает его органическую включенность в социально-экономические отношения, способность отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребованных профессий, а также на диктуемые обществом социально-культурные приоритеты.
В дополнение ко всему непрерывное образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях.
Таким образом, выявленные принципы, являющиеся фундаментальной основой функционирования и развития непрерывного образования, позволяют в дальнейшем выделить приоритетные направления развития и проектирования системы непрерывного аграрного профессионального образования.
Библиографический список
1. Маслов, В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа (75 лет): ежегодник. - 1993.
2. Иванова, Л.А. История возникновения идеи непрерывного образования и современное состояние проблемы / Л.А. Иванова // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2001. - Режим доступа: http://www.oim.ru
3. Филатов, С. Оценка качества модели непрерывного образования / С.Филатов, Н. Сухорукова // Высшее образование в России. - 2005. - №8.
4. Новиков, А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика. - 1998. - № 3.
Статья поступила в редакцию 8.12.08
УДК 371:351.851
Е.И. Валяева, соискатель БГПУ, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Социокультурная компетентность предусматривает формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. Социальная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Компетентность проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, профессиональная деятельность, специалист, профессиональные навыки и умения, требования, подготовка специалистов, система принципов.
В современном обществе образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и способов деятельности, принятию нестандартных решений [1, с. 33].
Известно, что именно темпы развития общества и экономики во многом определяют требования к профессиональным навыкам и умениям будущих специалистов. Экономический подъем России обусловил и необходимость улучшения качества подготовки кадров.
С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема образования в целом, которую следует рассматривать в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста [1, с. 34].
Сегодня потребность в педагогических кадрах высока. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста заключается не только в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности, но и в овладении нормами профессионального поведения, осуществление самоанализа и коррекции собственных профессиональных действий.
Для школы необходим педагог, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисковоисследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог средней школы-это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
В педагогической деятельности педагог ассоциируется с активным творческим началом, он инициатор и организатор
совместной деятельности, управляющий процессом общения. На каждом занятии преподаватель создает атмосферу духовного общения, учит мыслить, выражать и формулировать собственные суждения.
В настоящее время и в ближайшем будущем на рынке труда, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться превышение предложения над спросом. Известно также, что динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки [2, с. 72].
Структура подготовки основывается на принципах профессиональной подготовки будущих специалистов. Важным компонентом основной образовательной программы является система принципов обучения, воспитания и развития специалистов и требования к их реализации во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса в колледжах и ВУЗах. В качестве примера мы можем привести следующую систему принципов:
Принцип природосообразности:
- организация образовательного процесса с учетом особенностей возрастного развития обучающихся;
- использование природных и социальных условий жизни человека как фактора его воспитания и обучения;
- организация образовательного процесса, исходя из реальных условий жизнедеятельности обучающихся.
Принцип гуманизма:
- воспитание личности является целью образовательной деятельности;
- гармонизация личности в процессе образовательной деятельности;
- приоритет общечеловеческих ценностей в системе моральных норм и правил;
- актуализация положительных качеств личности с целью превращения их в факторы ее саморазвития.
Принцип демократизации образовательной деятельности:
- повышение внутренней ответственности участников образовательной деятельности как условие развития самоорганизации;
- педагогически целесообразное делегирование управленческих функций, полномочий и ответственности участникам образовательной деятельности.
Принцип экологичности образовательной деятельности:
- организация образовательного процесса обеспечивает сохранение и укрепление здоровья частников;
- создание условий для здорового образа жизни участников образовательного процесса.
Принцип культуросообразности:
- субъекты образовательной деятельности должны обладать достаточным уровнем культурной компетентности;
- творчество в образовательном процессе должно носить культуросообразный характер;
- взаимоотношения в образовательном процессе должны носить культуросообразный характер, тем самым способствовать воспитанию толерантности у субъектов образовательной деятельности.
Источниками принципов могут быть культурные традиции, а также идеи, находящиеся в основе современных социальных и профессиональных тенденций, и научнообоснованные принципы, направленные на совершенствование или модернизацию образовательного процесса в образовательном учреждении.
Выпускники должны исследовать не только экономические, но и социальные, психологические, политические факторы, чтобы адоптироваться к ситуации, сложившейся в трудовой среде.
Исследования, проведенные в Институте среднего профессионального образования Российской академии образования (Г.В. Мухаметзянова, Л.А. Волович, Н.М. Таланчук, Г.И. Ибрагимов и др), показали, что изменение требований к специалистам в первую очередь определяется технологическим переоснащением производства, повышение интеллектуализации труда.
Необходимость в конкурентоспособных, мобильных специалистах диктует потребность в подготовке кадров широкого профиля, в основе которой лежит функциональный подход, что обуславливается быстрой сменой не только объектов, но и средств труда.
Корнейченко Н.В. ассоциирует конкурентоспособность специалиста с успехом, как в профессиональной, так и в личной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах [2, с. 73].
В последние годы, характеризуя индивидуальную степень соответствия требованиям профессии, исследователи все чаще используют понятие «компетентность». Она проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов, в освоении ими ее значения и специфических задач в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.
Болотов В.А. и Сериков В.В. под компетентностью понимают сочетание психических качеств, или психическое состояние, когда человек действует самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладает способностями и умением выполнять определенные функции [3]. Многие исследователи считают, что формирование профессиональной компетенции зависит от уровня профессиональных знаний, профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности, навыков самовоспитания и самообразования [1].
По нашему мнению, социокультурная компетентность является составляющей профессиональной деятельности студента, во - первых, компетентность предполагает постоянное обновление знаний и успешное применение их в конкретных условиях, а также владение новой информацией, а любая профессиональная деятельность особенно педагогическая предполагает обновление знаний в какой - то определенной области, их применение на практики. Во - вторых, компетентность
- это не просто обладание знаниями, а скорее, потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, поэтому компетентность включает в себя как содержательный (знание), так, и процессуальный (умение) компоненты. А мы знаем, что профессиональная деятельность предполагает не только знание существа проблемы, но и умение решать ее практически, т.е. владеть методом решения, и для каждого профессионала это является неотъемлемой частью его деятельности. Нужно отметить, что гибкость метода-второе важное качество компетентности для любого профессионала.
В - третьих, компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения, т.е. он должен обладать критическим мышлением. По мнению М.А. Чошанова, содержание понятия «компетентность» включает в себя следующие основные признаки: мобильность знания, гибкость метода, критичность мышления.
Как видно из проведенного анализа профессиональная компетентность предусматривает прежде всего формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления.
Ряд исследований А.К. Маркова говорят о необходимости формирования социальной компетенции специалиста, понимая под ней совокупность знаний, умений, навыков, необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме (в семье, трудовом коллективе, малой группе). Учеными разрабатываются психолого- педагогические средства и условия социального становления школьников (В.Г. Бочарова, А.В. Петровский, Г.Н. Филонов), рабочих и специалистов среднего звена (Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова), специалистов высшей квалификации (Митина и др). В последние годы основными парадигмами развития педагогического знания стали личностно ориентированное обучение (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якимонская) и педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Ю.М, Орлов). В этих концепциях, акцентируется внимание на формировании личностных свойств и качеств человека, будущего специалиста, его личной и индивидуальной компетенции.
Согласно исследованиям Пан С. [5]. Можно выделить параметры оценки и самооценки социокультурной компетенции будущего специалиста: Он должен знать:
- основополагающие документы: "Стратегию модернизации содержания общего образования", "Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года", "Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования";
- методологические основы личностно ориентированного, индивидуального и компетентностного подходов к обучению и механизмы их реализации;
- содержание образования по предмету на базовом и профильном уровнях;
- методику разработки и организации элективных курсов;
- методику организации проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся. Будущий специалист должен уметь:
- проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской деятельности и социальной практики;
- использовать многообразие видов и форм деятельности уча-
щихся (проектные, индивидуальные и групповые формы деятельности школьников; самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных; социальную практику; дифференциацию учебной среды: классно-
кабинетное пространство, лаборатории т.д.);
- дополнительно к традиционным формам использовать новые виды, формы, методы и средства определения динамики продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающие индивидуальные особенности учащихся;
- строить логику преподавания предмета, исходя из потребностей и возможностей учащихся; диагностировать и контролировать ситуации развития коллектива и каждого школьника; прогнозировать трудности, определять их причины и пути исправления;
- применять методы и технологии обучения, формирующие практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентации;
- использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;
- обеспечить практическую ориентацию образования, формирование компетентностей учащихся (интеллектуальной, коммуникативной, познавательной, информационной, гражданско-правовой и др.);
Библиографический список
1. Якупова, А.Р. Социально - педагогическая компетентность - необходимая составляющая профессиональной деятельности студента технического ВУЗа / А.Р. Якупова, А.А. Матвиенко // Высшее образование. - 2008. - №10.
2. Корнейченко, Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда // Высшее образование. - 2008. - №10.
3. Болотов, В. А. Компетентностная модель от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10.
4. Коканова, Р.А. Формирование профессиональной готовности специалиста // Высшее образование. - 2008. - №10.
5. Пан, С. Подготовка педагога профильной школы // Народное образование. - 2004. - №1.
6. Салманова, Д. А. Социально - педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры // Управление образованием-2008. - №2.
7. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - №2.
Статья поступила в редакцию 15.06.09
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Опросы, проведенные среди работодателей, говорят о том, что важными качествами личности при приеме на работу являются следующие: порядочность, обязательность, надежность, четкость, коммуникабельность. А именно эти качества нужны для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста, независимо от рода деятельности [2, с. 74]. Подготовка современного специалиста по нашему мнению, должна ориентироваться на формирование единства его компетентностей в профессиональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция всех этих компетентностей может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
УДК 371.11
Л.А. Веретенникова, доц. АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается авторская интерпретация ключевых принципов организации педагогического взаимодействия в системе дополнительного профессионального образования. Данные принципы анализируются в аспекте использования их потенциала в проведении комплексного педагогического исследования.
Ключевые слова: ключевые принципы организации образовательного взаимодействия, система дополнительного профессионального образования, гуманистическая направленность управленческой деятельности руководителей.
Современная российская система образования на протяжении многих лет развивается в условиях неопределенности, испытывая интенсивное разновекторное внешнее воздействие. Гармоничное соединение внешних направлений и содержания внутреннего качественного развития образовательных учреждений, селективный подход к вычленению, усиливающих эти векторы, внешних тенденций напрямую зависит от человеческого фактора. Приоритетное значение в этой связи приобретает личность руководителя, берущего на себя ответственность принимать решения. Устойчивость управляемого им объекта находится в зависимости от внутренней устойчивости его как субъекта управленческой деятельности и выстраивается на сформированной и глубоко осмысленной им ценностной профессиональной мировоззренческой позиции, которая выступает ключевым императивом его действий.
Проблема, которая инициировала осуществленное нами исследование, относится к разряду декларативно обозначенной, но без разработанных методологических, теоретических, технологических подходов к ее разрешению. Суть ее заключается в развитии гуманистической направленности управленческой деятельности руководителей системы образования. С одной стороны, призыв к разрешению этой проблемы так давно звучит с различных «общественных трибун», что острота восприятия ее социальной актуальности притупляется. С другой стороны, очевидна следующая тенденция-91 % опрошенных нами педагогов - руководителей считают осуществляе-
мую ими управленческую деятельность гуманистической, но в то же время не могут четко сформулировать ее характеристики. Прочтение данного факта и другой полученной эмпирической информации указывает на то, что большинство управленцев позиционируют себя как гуманистически ориентированных руководителей, но вместе с тем ими не осуществляется внутренняя работа по выстраиванию собственной ценностной профессиональной позиции, которая должна лежать в основе детерминации гуманистической направленности реализуемой ими управленческой деятельности. Только глубоко осмысленное, базирующееся на выверенных теоретико - методологических позициях, переработанных в процессе духовной активности в личностные ценности, профессиональное мировоззрение управленцев может принципиально изменить содержательное наполнение управленческой деятельности как на личностном, так и на системном уровне. Достижение данной цели предполагает приложение целенаправленных усилий субъектов, а для этого необходимо осознание ими этой проблемы в своей профессиональной деятельности и устойчивая мотивация для ее разрешения. Вот именно в данном круге проблем и осуществлялось наше исследование.
Определяя логику и выстраивая структуру опытно - экспериментальной работы, которая проводилась нами на протяжении более десяти лет, а именно с 1996 года, на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Барнаульского государст-