В социально-культурной деятельности как компоненты выделяют: «отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимися и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности е её индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей, отношение к образованию, как социокультурному процессу движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры» [7].
К составляющим социокультурного подхода относят, как мы уже отметили и такой вид деятельности как социально-педагогическая. Социально-педагогическая деятельность рассматривается по - разному, как процесс, результат, как направление, как составляющая и др. В электронном мире можно найти множество трактовок определения этого вида деятельности. Приведём некоторые примеры:
- «Социально-педагогическая деятельность понимается как деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат»,
- «Социально-педагогическая деятельность - профессиональная социально-педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения (предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких-либо негативных качеств, привычек».
В.С. Торохтий при рассмотрении различных направлений изучения социально-педагогической деятельности, отмечает, что: «социально-педагогическая деятельность, как любая профессиональная деятельность, ориентируется на определенную теорию, и использует её принципы и методы, содержание в реализации своих целей. Реализуя социально-педагогические идеи, взгляды, концепции, социально-педагогическая деятельность одновременно апробирует и подтверждает на практике их жизнедеятельность в общественных отношениях, дает эмпирическую базу для дальнейшего развития педагогической науки» [8, с. 312 - 313].
Автор трактует социально-педагогическую деятельность как многоплановую, многоуровневую активность различных специалистов в целях развития и удовлетворения разных потребностей и интересов субъектов этой деятельности в социальной адаптации, для поддержки личностного развития, социальная
Библиографический список
защита, повышение конкурентоспособности в профессиональном сообществе, используя потенциальные возможности, как самого социума, так и социальных групп для решения проблем личности. Как любой подход, социально-педагогический наделен определенными характеристиками (принципами, методами, направленностью и т. д.):
Рассматривая принципы социально-педагогической деятельности, часто их отождествляют с принципами социальной педагогики, что правомерно относится и к принципам педагогики вообще. Назовем их - принцип природосообразности (по Коменскому), принцип культуросообразности (по Дистервегу), принцип соци-умности или социокультурной направленности. Среди характеристик социально-педагогического подхода большинство авторов рассматривают следующие группы методов и методик в процессе социализации (разрешения проблем личности или группы; развития (восстановления) потенциалов социума; изучения потенциалов социума и их реализации). Характеристикой социально-педагогической деятельности называют адресную направленность. Эта деятельность направлена на работу с семьей, конфессиями, в здравоохранении, школе, пенитенциарных учреждениях, в учреждениях интернатного типа, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами. Рассматривая адресную направленность социально-педагогической деятельности в контексте социокультурного подхода и социально-культурной деятельности, можно констатировать расширение поля исследования, приписываемого ранее социально-культурной деятельности (как поле досуга и свободного время провождения), практически всем социально-образовательным организациям и учреждениям, организациям социальной сферы.
Завершая рассуждения по вопросу социокультурного подхода можно сделать вывод о том, что социокультурная сфера требует все большего категориального аппарата для описания явлений социума (социально-культурная деятельность, социально-педагогическая деятельность, социоориенти-рованные технологии, социокультурная концепция и др.), что требует более пристального изучения с учетом системных изменений в современном мире. Социальная деятельность общества становится ведущей в аспекте социокультурной модернизации образования, выполняя важную роль в зарождении и воспитании социальных норм и установок, ценностных ориентаций подрастающего поколения, стереотипов поведения, помогает образованию закладывать ростки души, проникать до значительной глубины, как отмечал в свое время Протагор: «Образование не дает ростков душе, если оно не проникает до значительной глубины».
1. Собкин В.С., Писарский П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Москва: Центр социологии образования РАО, 1998.
2. Асмолов А.Г Социокультурная модернизация образования. Вопросы образования. 2008; 1: 65 - 86.
3. Тюгашев Е.А. Социокультурная педагогики и социокультурный подход: валюативная и рефлексивная интерпретации. Сибирский учитель. 2016; 4: 59 - 64.
4. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. Санкт-Петербург: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.
5. Дюмазедье Ж.Р Available at: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=62
6. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию школы (фрагмент понятийного словаря). Директор школы. 2011; 7.
7. В помощь студенту. Available at: http://shporiforall.ru/shpory/ekzamen-po-skd/25-sushhnost-i-struktura-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
8. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации идей социальной педагогики на практике. Социальная педагогика: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2016; 312 - 373.
References
1. Sobkin V.S., Pisarskij P.S. Tipy regional'nyh obrazovatel'nyh situacij v Rossijskoj Federacii. Moskva: Centr sociologii obrazovaniya RAO, 1998.
2. Asmolov A.G. Sociokul'turnaya modernizaciya obrazovaniya. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1: 65 - 86.
3. Tyugashev E.A. Sociokul'turnaya pedagogiki i sociokul'turnyj podhod: valyuativnaya i refleksivnaya interpretacii. Sibirskij uchitel'. 2016; 4: 59 - 64.
4. Cirul'nikov A.M. Sistema obrazovaniya v 'etnoregional'nom isociokul'turnom izmereniyah. Sankt-Peterburg: Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva, 2007.
5. Dyumazed'e Zh.R. Available at: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=62
6. Cirul'nikov A.M. Sociokul'turnyj podhod k razvitiyu shkoly (fragment ponyatijnogo slovarya). Direkiorshkoly. 2011; 7.
7. Vpomosch'studentu. Available at: http://shporiforall.ru/shpory/ekzamen-po-skd/25-sushhnost-i-struktura-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
8. Torohtij V.S. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak sredstvo realizacii idej social'noj pedagogiki na praktike. Social'naya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Yurajt, 2016; 312 - 373.
Статья поступила в редакцию 01.07.19
УДК 372
Terekhova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
OPTIMIZATION OF LECTURES IN TEACHING HIGHER MATHEMATICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A TECHNICAL UNIVERSITY. The article analyzes and summarizes various approaches to a problem of increasing activity of students-future engineers in the process of lectures on higher mathematics. Analysis of scientific research and methodological work make it possible to state that the lectures do not exhaust the educational potential, still occupies a leading place in the organization of training in a technical university, but only if there is a creative, innovative approach to its implementation. The article provides recommendations on how to optimize the organization of lectures in higher mathematics through: integration, emphasizing the need to teach higher mathematics in solving vocational and applied problems; use the method of rhetorical questions; the contents of the lectures with intentional errors; application of the problem approach.
Key words: higher mathematics, lecture lesson, integration, professional and applied tasks, problem situation.
Н.В. Терехова, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье осуществлены анализ и обобщение различных подходов по проблеме повышения активности студентов - будущих инженеров в процессе лекционных занятий по высшей математике. Анализ научных исследований и методических работ позволил установить, что лекционное занятие не исчерпало образовательный потенциал, по-прежнему занимает ведущее место при организации обучения в техническом вузе, однако лишь при наличии творческого, новаторского подхода к его проведению. В статье предоставлены рекомендации по оптимизации организации лекций по высшей математике посредством: интеграции, подчеркивающей необходимость подготовки высшей математике при решении профессионально-прикладных задач; использования метода риторических вопросов; содержания лекционного занятия с преднамеренными ошибками; применения проблемного подхода.
Ключевые слова: высшая математика, лекционное занятие, интеграция, профессионально-прикладные задачи, проблемная ситуация.
Введение
Подготовка высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов всегда, а сейчас особенно в связи со стремительным развитием науки и техники все больше требует высокого уровня применения математики. В условиях массовой компьютеризации и информатизации всех сторон жизни, обеспечение надлежащего уровня фундаментальной математической подготовки студентов технических вузов на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность, потому что математика играет важную роль в формировании таких качеств современного специалиста, как профессиональная компетенция, творческое мышление, навыки самостоятельной научной работы. Математика является основой изучения физики, астрономии, химии, общетехнических и специальных дисциплин. Математические методы и математическое моделирование широко используются для решения практических задач различных отраслей науки, техники, экономики, производства.
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, математическая подготовка должна давать необходимые знания и умения, способствующие формированию мировоззрения и соответствующие современному уровню знаний и уровню общей и профессиональной культуры общества, обеспечивать возможность овладения комплексом профессионально ориентированных дисциплин и позволить научно обоснованно решать инженерные задачи.
Необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса в вузах, в частности технических, привела к модернизации образования. Проблема модернизации математического образования состоит в организации обучения курса высшей математики, в частности лекций, которые направляют его, определяют содержание и уровень, в построении системы обучения с использованием перспективных информационных технологий, в повышении качества обучения и формировании компетентного специалиста.
Вопросам математической подготовки студентов высших технических учебных заведений на сегодня и уделяли внимание такие ведущие математики-методисты как В.А. Байдак [1], О.А. Малыгина [2], С.А. Розанова [3], В.А. Тестов [4] и др. Они единодушны в том, что решение проблемы повышения качества математической подготовки студентов высших технических учебных заведений связано, прежде всего, с глубоким освоением студентами основ математической науки, умением видеть и использовать внутрипредметные и межпредметные связи, прикладной направленностью курса высшей математики.
Цель данной статьи - анализ и обобщение различных подходов к процессу активизации учебной работы студентов во время лекционных занятий.
Основная часть
Лекционные занятия, широко применяемые в вузах, используются для развернутого теоретического сообщения, научного анализа и обоснования сложных и объемных научных проблем. Их типичными признаками являются системность, логическая последовательность, строгая структурность, научная обоснованность, продолжительность; наличие плана и рекомендуемой литературы; вводная часть и характеристика конкретных общенаучных аспектов; раскрытие и детализация учебной проблемы; заключительные выводы педагога; ответы на вопросы студентов.
Ф.В. Шарипов [5, с. 144] разделяет учебных лекций на традиционные (содержание материала дается в готовом для запоминания виде), проблемные (анализируется определенная научная или практическая проблема) и умственные (основывается на переплетении разговорных фрагментов лекции с ответами слушателей или исполнением ими определенных теоретических или практических задач).
Е.П Ивашкин и Л.П. Жукова [6], анализируя традиционную лекцию, выделяют следующие её недостатки:
1) тема и содержание лекции, методика и темп изложения, как правило, не зависят от качества восприятия и усвоения материала; лекция обычно направлена на «усредненного» студента;
2) преподаватель идет на «уплотнение» информации, не ориентируясь на возможности восприятия и усвоения, стремится осветить необходимый объем материала за ограниченное время;
3) деятельность студентов сведена к попыткам наиболее полно записать объяснения преподавателя, воспроизвести с доски формулы, рисунки, схемы;
4) преподаватель на практике не участвует в организации дальнейшей ра-
боты студентов над изложенным материалом, не контролирует подготовку студентов к следующей лекции.
В такой ситуации активизация процесса обучения возможна лишь за счет ускоренной диктовки, что приводит к ошибкам, которые потом переносятся на решение задач и будущую профессиональную деятельность.
Ученые-педагоги высказывали мнение, что лекция как метод преподавания недостаточно активизирует учебную деятельность студентов, так как во время проведения лекции они пассивно воспринимают информацию [7; 8]. Присоединение России к Болонскому процессу, и как следствие - реформирование высшего образования, возобновили дискуссию о целесообразности лекционного изложения материала в высших учебных заведениях. Мы разделяем точку зрения, что лекция не исчерпала свой образовательный потенциал и продолжает занимать ведущее место в организации учебного процесса в высшей школе, но при условии творческого, инновационного подхода к её использованию.
Во время лекционного преподавания перед каждым преподавателем возникает проблема активизации учебно-познавательной деятельности студентов. При соответствующей подготовленности студентов можно также применять лекции: курсовые и монографические, дискуссии, консультации и т. п.
Понятно, что эти виды лекций активизируют учебно-познавательную деятельность студентов и способствуют повышению эффективности дидактического процесса. Они характеризуются проблемностью и концептуальностью.
Подбирая вид проведения лекции, преподаватель должен учитывать уровень образования студентов, наличие у них определенных навыков и умений, содержание и особенности учебной дисциплины. Итак, лекцию, независимо от её вида, можно проводить, только имея уверенность в её целесообразности, в соответствующей подготовленности студентов и их способности к активной работе.
Удачное чтение лекции требует от преподавателя умения подать учебный материал, определенной интонации, темпа речи, мимики и жестикуляции. Решение о методике проведения лекции принимает сам преподаватель. По нашему мнению, от преподавателя во время лекции требуется:
- доведение до студентов за кратчайшее время как можно большего объёма учебного материала;
- оказание профессиональной помощи в самосовершенствовании студентов;
- формирование и развитие мотивации учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельностей, причем учебно-познавательная мотивация впоследствии перерастет в профессиональную мотивацию, что является компонентом базового уровня профессиональной мобильности будущих специалистов.
Попытаемся проанализировать и обобщить различные подходы к процессу активизации учебной работы студентов во время лекции.
Во время изучения высшей математики важно, чтобы студент действительно понял и хорошо усвоил основные понятия, полученные на лекции, а не имел о них весьма смутное, расплывчатое представление. Необходимо построить лекционный курс так, чтобы студенты осознавали основные идеи высшей математики, понимали их связь с инженерной практикой, пытались овладеть самим процессом творческого инженерного мышления [9].
Усвоение только внешней конечной формы, записанной в виде символов, -формализация обучения, всегда неполноценна, так как не может дать истинных знаний для применения их на практике. Поскольку предмет высшей математики достаточно серьезен и сложен, необходимо стараться, как говорил известный математик Блез Паскаль: «... не упускать возможности сделать его немного занимательным» [10, с. 41]. Поэтому, мы согласны с тем, что необходимо так организовать обучение, предоставить такое учебное пособие, чтобы студенту было учиться одновременно интересно и доступно.
На первой лекции, открывающей тему, целесообразно показать её место и роль в системе других разделов высшей математики, математических, общеинженерных и специальных дисциплин, в которых будут применяться понятия и методы, рассматриваемые при изучении темы. Всё это помогает студентам убедиться в необходимости изучения математических понятий.
Кроме того, при проведении лекций широко применяется прием постановки риторических вопросов: звучит вопрос преподавателя, студенты сосредотачивают на нем внимание, а преподаватель, после небольшой паузы, сам дает ответ на поставленный вопрос. Например, рассматривая тему: «Дифференцирование
основныхклассовфункций», паеподаватель лолррибст-^(^9-
тов на степенно-показательных функциях и ставит вопрос: «Каким образом найти кроозродБую оу таконокрасса функцой?у СЛдажы^(^нре^^т^ачи^!^ют свое вви-ыанпр,посзользу аемерфокфен ц^^^а у я доя них ненова и о сновнтс пранилт дифференцирования они усвоили еще в школе, но с этим классом функций они не встрочауисрльдеуравнозврчнтольнсюуаузогуенодопатмлрртжорнърс-няет метод логарифмирования, повторяя путем постановки вопросов основные
ЫСО^НПОКТИОрр^фМОй.
Средством активизации в этом случае выступает вопросительная инто-н ацироторая моИнлозует унииснне орудено^^^^/ойя и контрыльнь.ыво-просы: после рассмотрения каждого вопроса лекции преподаватель задает не-скеликя ро-тос ов, которые требуют однозначного краткого ответа, что требует от студентов внимательно слушать и понимать преподавателя.
Опаерелеунае рестозанемает фореироуаннт уменыйкыиспектирования лекционного материала, поскольку составление конспекта во время лекции -рруо иыреыстк аррвинтцнп деяоепьпоыпюуоереонТУ'Гратотно составленный конспект является помощником в подготовке к занятиям. Но, к сожалению, рАЫLШн<лвocккДc^иoвнeмo<плАпo нлаоыюо на-ыкжми раныпейтнрыкапвя лекционного материала, поэтому уже на первой встрече с ними преподаватели ыапамвраюсриптавплр кж^<^со^1^^(нвания, что пригодится в дальнейшем при изучении учебной дисциплины. По нашему мнению, конспект лекций должен со-аормст н:
- точно сформулированную тему лекции, её цель и задачи;
- eнврeкыoтыйaйyмы(e0язаыелыоСзытпол ньжеонуЛ,
- текст содержания (с выделением основного и второстепенного);
- заданьяжрясаюостоятеыьиоо работы.
Интуреснымррадосвос, на нжш взгля^ а¡Фяeocяпертрoeниeыoыeежяpыя лекции с преднамеренными (заранее запланированными) ошибками при условии порурения самытвнимасеыюыхатдаеятов.^к правило.присротивллзиовоы держания лекции преподаватель использует факты, примеры, подтверждающие ыео^тыпесктапооыжетвр
Вместе с тем, можно использовать на лекциях проблемный подход. Напри-юерпекиерюыде к рруоЫоенерыым иытагеалюмстрдерлам, ае^л^г^^сары^р^^Ьз задачу вида
Как видим, подынтегральная функция непрерывна при 0<х < 2 и имеетбес-ророирыНтазрыв в поуке уУо Мгуев-тьи иоиомые над етшотл иуве это го и нте-грала и не начали решать его как обычный определенный интеграл, премируются депол нителн ными быллерм.
Итак, студенты задумываются над тем, как выйти из созданной ситуации. Постарызка прыбсммиьрморросопыаэеакензененвмрового м^т^р^к^гжаотособ-ствуез ыкзуалиыа^винвмарвя торьео нр во^иятии, иои ра ос-
мыслении нового материала, стимулирует студентов вместе думать над матери-нл ом и доходить до собственных выводов, формирует личное мнение студента.
Возбуждать интерес к математике у студентов надо постоянно, постепенно от одного занятия к другому, начиная с первой же лекции, подчеркивая, что большая общность математических понятий и утверждений, которые являются отражением свойств объектов и явлений реального мира, делает возможным успешное применение математических методов и выводов в решении различных проблем науки и техники.
При изучении дифференциальных уравнений следует заметить, что различные по своей природе физические явления описываются одинаковыми дифференциальными уравнениями. Многие задачи физики, техники, естествознания связаны с движением (путь планеты, траектория электрона в электронном микроскопе и другие), с изучением явлений в неразрывной среде (вопросы теории упругости, гидромеханики, аэромеханики), с распространением тепла, с диффузией, с вопросами электростатики и прочее.
На занятиях целесообразно приводить примеры, когда жизненные ситуации приводили к задачам, которые решались математическими методами, что затем задачу обобщали и получали новые математические понятия (например, задача о площади криволинейной трапеции привела к понятию определенного интеграла). Надо также сообщить студентам, что развитие статистической физики, кристаллографии, теории относительности, теории элементарных частиц привели к тому, что некоторые разделы математики стали прикладными, что особую роль приобрела дискретная математика, а также, что математические науки составляют теоретическую основу кибернетики.
Наряду с традиционными типами учебных лекций, которые проводятся в вузе во время изучения фундаментальных дисциплин, мы предлагаем проводить лекции-конференции и лекции-консультации.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов или слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключении выступающий подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы. Такие лекции проводятся:
- в начале изучения темы в целях определения круга интересов студентов;
- в сеуерине изучения темы в целях привлечения внимания студентов к основным вопросам курса и систематизации знаний;
- в юнца изучения темы в целях определения перспектив развития усво-еврого серерпаоия.
Приведём пример одной из таких лекций.
м уроуессе изучения двухлетнего курса высшей математики студенты знакомятся со многими известными математиками и их разработками в математи-уеыкеокауке.Име нно поэтому в конце второго курса мы рекомендуем провести деловую игру «Научная конференция на тему: Вклад выдающихся математиков в рмвнтиеоаакс».
Методические материалы включают в себя алгоритм проведения, сценарий, функции участников игры, систему стимулирования.
Цель занятия - наряду с обобщением знаний из высшей математики, ознакомить студентов с автобиографией известных математиков, развить у них умения организации и проведения научных конференций, публичного выступления, научных исследований (формировать умение вести исследования, которые входят в состав гностической составляющей базового уровня профессиональной мобильности).
Игровое занятие проводится со студентами 2 курса. Для этого выделяется 2 часа лекций и час консультаций.
Сценарий игры полностью соответствует обычной научной конференции. Ма педготовотельном этапе избирается оргкомитет, который составляет информацию о научной конференции, включающую в себя тематические направления, реолсмлит таМотьI, требования к оформлению докладов и сроки их представления, реквизиты ответственных лиц за каждое тематическое направление, оформ-мения авдитооои до дня конференции. По сценарию игры в оргкомитет входит мва п ревоуувотол я и 7 студентов 2 курса.
После подачи докладов начинается второй этап игры, на котором проходит зысядениосргкомитета по рецензированию и отбору докладов на конференцию, составляется программа конференции, определяются ответственные за её на-иоуттенис ыиеоатание приглашений для участников-докладчиков, оформление стенгазеты с фотографиями математиков.
П ленарное заседание проходит во время лекции по высшей математике на втором курсе. На пленарном заседании присутствуют все студенты. После этого заслушиваются доклады по направлению математического наследия выдающихся ученых. Заседания двух секций, председателями и секретарями которых должны стать студенты, проходит во время консультаций.
Для любой игры должна быть создана система стимулирования, поэтому для тооотеиие студентов в нашей игре система стимулирования должна заключаться не только в баллах за выступление с докладом, но также для «респонден-яор»,котырыы по нимают участие в обсуждении и оценке докладов. Оценивание докладов проходит по нескольким уровням и позициям. Для этого «респонден-е^мо^^жюрвл^ь заполнить анкету:
иуката вамей оценки докладчика научной конференции
Уровни: А - высокий; В - средний; С - низкий
№ № ФИО докладчика Уровень интересности доклада Уровень выступления докладчика Уровень ответов докладчика на вопросы
11
Если результаты оценки доклада студентами совпадают с экспертными оценками, студенты также получают баллы. Академическая группа, которая набирает большее количество баллов «респондентов» получает дополнительные премиальные баллы.
По нашему мнению, применение деловых игр при изучении фундаментальных дисциплин помогает не только усвоению теоретических знаний студентами, но и предоставляет возможность слабым студентам проявить себя перед другими с лучшей стороны, получить чувство удовлетворения, положительные эмоции, поверить в свои силы, а главное - способствует формированию личностных качеств будущего специалиста, необходимых для формирования профессиональной мобильности.
Лекция-консультация допускает изложение материала по типу «вопрос-ответ» или «вопрос-ответ-дискуссия». Такие лекции следует проводить в конце семестра как один из видов систематизации изученного материала и выяснения пробелов в знаниях студентов.
Выводы
Итак, мы считаем, что эффективность произвольной лекции зависит от:
1) скрупулезной подготовки основных положений лекции и их научной и методической обоснованности;
2) удачного, непринужденного начала лекции;
3) четкого произнесения терминов, расшифровки и записи их на доске;
4) доступного, последовательного и доходчивого изложения материала и его связи с будущей профессиональной деятельностью;
5) постоянного поддержания двустороннего интеллектуально-эмоционального контакта с аудиторией;
6) использования обратной связи, желательно после каждого раздела задавать контрольные вопросы;
7) стремления сделать лекцию не только источником определенных знаний, но одновременно предоставить ей консультационную и ори-
Библиографический список
ентировочную функций по дальнейшему самостоятельному изучению и исследованию студентами конкретной учебно-познавательной проблемы;
8) применения во время лекции разнообразных приемов активизации внимания студентов и актуализации их знаний.
Перспективы дальнейших исследований видим в использовании новых информационных технологий и применении профессионально-ориентированных подходов во время лекционных занятий.
1. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина. Москва: ФЛИНТА, 2011.
2. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода. Москва: Издательство ЛКИ, 2008.
3. Розанова С.А. Математическая культура студентов технических университетов. Москва: Физматлит, 2003.
4. Тестов В.А. Стратегия обучения математике. Москва: Технологическая школа бизнеса, 1999.
5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Москва: Логос, 2012.
6. Ивашкин Е.Г., Жукова Л.П. Организация аудиторной работы в образовательных организациях высшего образования. Нижний Новгород: НГТУ, 2014.
7. Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогические аспекты. Теория и практика общественного развития. 2014; № 21: 272 - 279.
8. Асташова Т.А. Современная лекция глазами студентов: пути развития. Открытое образование. 2017; Т. 21; № 4; 34 - 42.
9. Терехова Н.В. Профессиональная направленность математической подготовки студентов. Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. науч. трудов. Тюмень, 2017: 352 - 355.
10. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль. Москва: Просвещение, 2001
11. Терехова Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения математических дисциплин. Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. науч. трудов. Тюмень, 2017: 355 - 358.
References
1. Bajdak V.A. Teoriya i metodika obucheniya matematike: nauka, uchebnaya disciplina. Moskva: FLINTA, 2011.
2. Malygina O.A. Obuchenie vysshej matematike na osnove sistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2008.
3. Rozanova S.A. Matematicheskaya kultura studentov tehnicheskih universitetov. Moskva: Fizmatlit, 2003.
4. Testov V.A. Strategiya obucheniya matematike. Moskva: Tehnologicheskaya shkola biznesa, 1999.
5. Sharipov F.V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly. Moskva: Logos, 2012.
6. Ivashkin E.G., Zhukova L.P. Organizaciya auditornojraboty v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya. Nizhnij Novgorod: NGTU, 2014.
7. Fomina A.S. Smeshannoe obuchenie v vuze: institucional'nyj, organizacionno-tehnologicheskij i pedagogicheskie aspekty. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 272 - 279.
8. Astashova T.A. Sovremennaya lekciya glazami studentov: puti razvitiya. Otkrytoe obrazovanie. 2017; T. 21; № 4; 34 - 42.
9. Terehova N.V. Professional'naya napravlennost' matematicheskoj podgotovki studentov. Matematicheskie metody i modeli v upravlenii, 'ekonomike i sociologii: sb. nauch. trudov. Tyumen', 2017: 352 - 355.
10. Kolyagin Yu.M. Russkaya shkola i matematicheskoe obrazovanie. Nasha gordost' i nasha bol'. Moskva: Prosveschenie, 2001
11. Terehova N.V.Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v processe izucheniya matematicheskih disciplin. Matematicheskie metody i modeli v upravlenii, 'ekonomike i sociologii: sb. nauch. trudov. Tyumen', 2017: 355 - 358.
Статья поступила в редакцию 01.07.19
УДК 023
Turanina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Library-Information Activity, Belgorod State Institute of Arts and Culture
(Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Kolganov I.V., postgraduate, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: [email protected]
LIBRARY IMAGE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMEN IN NATIVE AND FOREIGN LIBRARIANSHIP. The relevance of the study is caused by a weak correlation between the development level of library image and informational function of a library. Some authors explain this by a stable relationship between a librarian and a book, as well as by a low level of public knowledge about the job of a librarian. Thus, a library image is poorly dependent on how real libraries work. Investigations of library image are motivated by a fact that the negative library image affects not only the readers perception of the library, but also its funding. The purpose of the research is to conceptualize and discuss Russian and foreign library research, related to library image and library professions. The library image is a result of usage of PR-technologies. The low prestige of library professions consists of two factors: first, users and authorities unawareness about possibilities and importance of libraries, second, the position of library as a social institution. Up to half of library workers choose their job because of various life circumstances or by chance, but not because of their personal preferences. A librarian is usually understood as a minor-like figure in the society that occupies his place on the periphery of education or scientific activity, because this profession and library education unwittingly induce their own negative image. School and children's libraries could be called the weakest link in terms of the library image.
Key words: library image, librarian job image, school libraries, librarian education.
Н.А. Туранина, д-р филол. наук, проф., зав. каф. библиотечно-информационной деятельности, Белгородский государственный институт искусств
и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
И.В. Колганов, аспирант, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, E-mail: [email protected]
ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ
Актуальность работы обусловлена слабой корреляцией между уровнем развития информационной функции библиотек и имиджем библиотеки, ряд авторов обуславливает это устойчивой связью библиотекаря и книги, а также низким уровнем знаний общественности о библиотечной профессии, т. е. имидж библиотеки слабо зависит от того, как работают реальные библиотеки. Интерес к изучению имиджа библиотек вызван тем, что негативный имидж влияет не только на восприятие библиотеки читателями, но и на её финансирование. Целью статьи является осмысление отечественных и зарубежных библиотековедческих исследований, касающихся имиджа библиотеки и библиотечных профессий. Низкий престиж библиотечной профессии складывается из двух факторов: неосведомленности пользователей и властных структур о возможностях и значении библиотек, а также позиции самой библиотеки как социального института. Положительное отношение общественности к библиотекам не тождественно таковому у библиотечных работников. Детерминирование причин, ведущих к негативному восприятию библиотеки, обнаруживает широкий спектр мнений: библиотека воспринимается как убежище для индивида, не согласного с существующими порядками, а сама позиция библиотекаря является уязвимой и двойственной, поскольку он вынужден учитывать государственную идеологию, одновременно пытаясь сохранить подобие объективности. У библиотекаря нет положительного имиджа, в том числе и вследствие того, что
У8