3. Жидков В. С. Искусство и картина мира / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - СПб., 2001.
4. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001.
5. Пивоваров Д. В. Философия религии : учеб. пособие / Д. В. Пивоваров. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
6. Рыжов Ю. В. Религия, наука и искусство в системе культуры / В. П. Рыжов // Проблемы системного анализа культуры / Балим Г. М., Рыжов В. П., Рыжов Ю. В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - С. 43-126.
7. Фейнберг Е. Л. Наука, искусство и религия / Е. Л. Фейнберг // Вопросы философии. - 1997. - № 7. - С. 54-62.
Н. Е. Шафажинская
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЕРАРХОВ РУССКОГО МОНАШЕСТВА XIX ВЕКА
Статья посвящена актуальной проблематике истории отечественной культуры, связанной с особенностями богословской, научной и социокультурной деятельностью иерархов русского монашества XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова), Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова), святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Подчеркивается вклад иерархов русского монашества в решение важнейших дел церковного и государственного управления, просвещения и нравственного воспитания народа. Ключевые слова: теория культуры, русское монашество, церковного управление, просвещение, нравственное вопистание.
Развитие и совершенствование трудов русского ученого монашества, как и духовного просвещения в целом, в период царствования Николая I осуществлялось благодаря содействию и покровительству всеми признанных иерархов и столпов Русской православной церкви -Московского митрополита Филарета (Дроздова) и Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).
Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов (1782-1867), стал митрополитом Московским и Коломенским в 1826 году. Он является автором ценных научно-церковных трудов; своей личностью и неутомимой созидательной деятельностью святитель оказал огромное влияние на православное русское общество. Не случайно период его церковного управления часто называют «веком Филарета». Благодаря своему духовному авторитету митрополиту Филарету Московскому, как одному из просвещённейших людей своего времени, приходилось решать высшие дела церковного и государственного управления. Таким был вопрос о духовных училищах, к разработке которого он
был призван еще прежде своего святительства и о решении которого в продолжение всей своей последующей деятельности заботился, а также вопрос о переводе Священного Писания на русский язык. Огромное внимание митрополит Филарет уделял центральному пункту внутренней политики в начале царствования императора Александра II - освобождению крестьян от крепостной зависимости: в 1861 году свт. Филарету было поручено написание Манифеста об освобождении крестьян (18, с. 288). Значительное место в трудах Филарета занимает также вопрос о взаимоотношениях церкви и государства, рассуждение о возвышении духовенства. Так, митрополит Филарет (Дроздов) был глубоко убежден, что для возвышения духовного сословия, для большего сближения церкви с обществом необходимо, чтобы вельможи и благородные мужи «чаще и усерднее вместе с епископом окружали алтарь Господень... и подавали назидательный пример народу, который довольно прилежно окружает епископа в праздники духовные» (8, с. 26).
Митрополит Филарет, человек весь-
ма прогрессивный, интересующийся светской культурой, поэт и тонкий психолог, вел поэтическую переписку с А. С. Пушкиным, написав ему известные стихи «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана...». А. С. Пушкин впоследствии восторженно говорил об этом своей почитательнице Елизавете Михайловне Хитрово в письме (1830): «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это право, большая удача» (3, с. 288). Святитель Филарет оставил обширное литературное наследие: им создан Катехизис, по которому и прежде, и в настоящее время желающие могут изучать основы православной веры; различные богословские сочинения, множество документов по церковно-административным, догматическим и каноническим вопросам; его вдохновленные и содержательные проповеди составляют пятитомное собрание; сотни писем святителя к духовным лицам, общественным деятелям и мирянам изданы отдельными книгами; яркие мысли и изречения представлены во многих сборниках. Все это наследие — свидетельство феноменального дарования и самоотверженной патриотической деятельности владыки.
После смерти владыки писатель Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886) сказал: «Русская Церковь с кончиной митрополита Филарета переживала великий исторический миг. В течение целого полустолетия в Русской Церкви - он, ее представитель и предстоятель (не вследствие внешних условий своего места и звания, а действием личного внутреннего достоинства), в течение же полувека был он и "свидетельствовал" о ней перед всей Европой, пред всем миром инославным. сходила в могилу целая историческая эпоха.» (15).
Особенной любовью к монашеству, духовному просвещению, аскетическим идеалам отличался Киевский митрополит Филарет, в миру Феодор Георгиевич Амфитеатров (1779-1857). В 1813 году он был назначен архимандритом древнего монастыря Иосифа Волоцкого, прославившись своей удивительной добротой,
милостью, кротостью и любовью к пастве (1, с. 3). Будучи настоятелем монастыря, митрополит Филарет стал инспектором Петербургской академии, где удостоился степени доктора богословия, а затем Московской духовной академии; в 1837 году Филарет стал Киевским митрополитом.Занимая высокое положение в церковной иерархии, он всегда оставался смиренным и кротким монахом, главным деланием которого был молитвенный подвиг (7, с. 245). Благодаря стараниям святителя Филарета был устроен скит в Оптиной Пустыни и найдено удобное место для организации Гефсиманско-Черниговского скита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре в целях возрождения старчества как духовного наставничества русского общества.
Киевский митрополит Филарет, в отличие от Филарета - митрополита Московского, не был сторонником перевода Священного Писания на русский язык и преподавания догматического богословия на русском языке, опасаясь того, что богословие в таком виде будет давать широкую огласку еретическим учениям, неполезным людям, духовно не просвещенным (7, с. 246). Филарет (Амфитеатров) не оставил после себя множества сочинений, но его «Беседы» на 5-11 главы Евангелия от Матфея и на Евангелие от Иоанна представляют собой значительный вклад в отечественную экзегетику. В народе Филарету митрополиту Московскому и Филарету митрополиту Киевскому присвоили имена, весьма соответствующие их личностям и характеру служения: московского иерарха называли Филаретом Мудрым, а Киевского - Благочестивым.
Великими представителями русского монашества, духовными писателями и учителями христианской жизни, верными выразителями святоотеческих традиций в русском богословии XIX века явились святители Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) и Феофан Затворник (18151894). Выдающийся деятель русской церкви, учитель современного монашества Игнатий (Брянчанинов) был воспитан на
высоких традициях Оптиной Пустыни (7, с. 274). Наделенный даром литературного творчества, будущий святитель в ранний период иночества написал некоторые из своих произведений, рожденные от созерцания картин природы, из которых он извлекал содержание для своего богословия: «Сад во время зимы» написан в Площанской пустыни; к тому же роду литературного творчества принадлежит и другое его произведение «Древо зимою пред окнами келии», написанное в Саровском монастыре (9, с. 165-168). Духовный опыт, приобретенный свт. Игнатием, стал необходимой основой его дальнейших иноческих подвигов, а также той масштабной социальной, культурной и просветительской деятельности, которая ему предстояла в сане епископа Кавказского и Черноморского (1857). Авторитет архипастыря в обществе и государстве был велик. По назначению вдовствующей императрицы Александры Федоровны он ездил в Царское Село для представления Ее Величеству, где «государыня изволила принимать его в своем кабинете, причем пожаловала ему панагию, украшенную бриллиантами и рубинами.» (2, с. 53).
Особое внимание преосвященный Игнатий обращал на воспитание юношества в подведомственных ему учебных заведениях. Так, он нашел необходимым ограничить меры наказания, бывшие обычными в этих училищах; он настаивал на том, чтобы воспитатели главное внимание обращали на нравственные стороны поведения учащихся, развивали в детях и юношах совестливость «как более гарантирующую их доброе поведение, и тщательно обсуждали правдивость наказаний, соразмеряя их с виновностью; чтобы самые наказания эти были разумно-человечные, без увлечения гневом или горячностью» (2, с. 57).
С большим вниманием и сочувствием весной 1859 года свт. Игнатий отнесся к процессу улучшения жизни крестьян в связи с уничтожением крепостного права. По данному вопросу им были сделаны два предложения, разосланные цир-
кулярно по епархии: в них излагался евангельский взгляд на дело и духовенству было рекомендовано руководствоваться евангельскими истинами при наставлениях прихожан и разъяснениях крестьянского вопроса. Высокая образованность и духовная мудрость святителя Игнатия повлияли на эффективное решение затяжных следственных дел и множества неудовольствий между прихожанами и духовенством, а также конфликтов уездных гражданских властей с духовными. В результате широких социальных и культурных преобразований, осуществленных отцом Игнатием, вверенная ему епархия была приведена в полное благосостояние (7, с. 221).
Среди всех изданных произведений свт. Игнатия наиболее значительными являются: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Беседа старца с учеником», «О терпении скор-бей », «Слово о смерти ». Труды владыки Игнатия стали неоценимым вкладом в развитие культурной жизни России XIX века. В них он раскрывал проблемы религиозно-нравственного состояния всего русского общества, которое в его время далеко отступило от первохристиан-ских идеалов. В великосветском обществе ревнитель благочестия разоблачал постоянные интриги, лицемерие, карьеризм и полное безразличие к религии. В простом народе святитель видел крайний недостаток в духовных познаниях, приверженность форме, суеверия, ослабление вековых христианских устоев, страсть к винопитию, упадок нравственности, следствием чего всегда бывает отступление от веры. Страсть же к деньгам, по словам епископа Игнатия, «прокралась во все сословия и саны» и заглушила все благие побуждения и священные обязанности (4, с. 555-556). Порокам общества святитель Игнатий противопоставил добродетели и рассуждал об этом с представителями государственной элиты, призванными быть эталоном нравственного поведения для общественности. В одном из писем выдающемуся военному и государственному де-
ятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому, с которым святитель Игнатий вел переписку на протяжении двадцати лет, он наставляет: «Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений Св. Иоанна Златоустого; они все есть на французском языке; толкование на Евангелие Матфея, на послание к римлянам, еще кое-что есть и на русском... Думаю: величайшее приобретение для государственного человека взглянуть на землю с этой высоты; не говорю уже, какое это приобретение для христианина и человека, - наследника вечности» (6, с. 436, 438). Движимый глубоко патриотическими чувствами, святитель Игнатий по просьбе своей духовной дочери, писательницы Софьи Ивановны Снесаревой (1823-1904), послал адмиралу П. С. Нахимову в благословение образ святителя Митрофана Воронежского (как благодетеля Черноморского флота) и письмо, которое адмирал зачитал на корабле своим офицерам, воодушевленным после битвы при Синопе (17, с. 570-571).
Святитель Игнатий, будучи талантливым литератором, оказал значительное влияние на многих представителей русской культуры, с которыми его связывали узы крепкой дружбы и многосторонней творческой деятельности. Еще в годы учебы в Инженерном училище в Петербурге будущий святитель посещал литературный салон А. Н. Оленина (1763-1843), директора Императорской Публичной Академии Художеств; литературно-поэтические дарования владыки привлекали внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича. В литературном наследии святителя есть много произведений, относящихся к различным жанрам: лирические размышления, эссе, стихотворения, литературная критика. В число друзей, с которыми о. Игнатий имел переписку, входили композиторы М. И. Глинка и П. И. Турчанинов, художник К. П. Брюллов (5, с. 515).
Среди святых отцов, просиявших в новое время, свт. Игнатий наиболее полно и многосторонне разработал вопрос
о взаимосвязи православной культуры и проблемы творчества, исчерпывающе раскрыв содержание творческой личности с христианской точки зрения (5, с. 515). Отец Игнатий явился славным предтечей самобытных русских писателей-аскетов и богословов - таких, как епископ Феофан Затворник, иеросхимо-нах Амвросий и другие оптинские старцы. Многие известные архипастыри и пастыри конца XIX и начала ХХ века основывались в своей богословской и пастырской деятельности на сочинениях свт. Игнатия (4, с. 703, 706).
Одним из видных иерархов русского монашества XIX века и ярким феноменом в подвижнической, научной и социокультурной деятельности иночества является святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Георгий Васильевич Говоров (1815-1894). По окончании курса в Киевской духовной академии (1837— 1841) иеромонах Феофан, магистр богословия, стал ректором Киево-Софийс-ких духовных училищ и членом Миссии в Иерусалиме. Значительные социокультурные преобразования святитель осуществил в годы управления Тамбовской и Владимирской епархиями: здесь он открыл женские епархиальные училища. Также им были основаны в Тамбове Тамбовские епархиальные ведомости, а во Владимире - Владимирские (10, с. 12-19).
Святитель Феофан, будучи истинным архипастырем, вел огромную созидательную работу, направленную на духовное воспитание, культурное и социальное служение народу: проводил частые богослужения, горячо проповедовал слово Божие, путешествовал с целью личного знакомства с вверенной ему паствой, заботился о духовно-учебных заведениях, церковно-приходских школах, организовал миссионерскую работу, восстанавливал храмы и многое другое. Однако душа святителя жаждала полного уединения, и с июня 1866 года началась его затворническая жизнь в Вышенской пустыни (10, с. 3). Жизнь в затворе продолжалась около 28 лет, и в тиши уединения «горел он, как свеча или
неугасимая лампада перед ликами Христа, Богоматери Заступницы и Святых Божиих» (10, с. 25). Помогая всем бедным и обездоленным, свт. Феофан раздавал им практически всю свою пенсию (10, с. 30).
Многочисленные сочинения свт. Феофана Затворника представляют собой ценный продукт его разносторонней духовной, научной и литературной деятельности. Он был превосходным резчиком, слесарем и хорошим художником; очень любил он священное искусство иконописи. Им написаны многие иконы: «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со креста», «Спаситель в терновом венце», Образы Спасителя, Бо-жией Матери, «Богоявление», образ святителя Тихона Задонского, иконы св. Митрофана Воронежского, свв. Антония и Феодосия, св. Александра Невского и много других картин и икон на полотнах и досках. Есть также портреты прп. Серафима Саровского (10, с. 33).
Многочисленные сочинения святителя - это целая эпоха в развитии православной богословской мысли. Из-за невозможности даже перечислить все произведения, кратко остановимся лишь на некоторых из них. Одним из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающим особое место в русской духовной литературе, является «Евангельская история о Боге Сыне». Это произведение представляет собой удивительный путеводитель по Святому Евангелию - главной Книге, ведущей человека к спасению (11, с. 4). «Начертание христианского нравоучения» - одно из основных творений святителя Феофана по нравственному богословию. В этой книге святитель подробно рассматривает все стороны нравственной жизни христианина, вставшего на путь ко спасению (16, с. 5). В обширном духовном наследии преосвященного его труд «Путь ко спасению» является венцом «Начертания христианского нравоучения», поскольку именно в этом произведении с наибольшей точностью запечатлен образ христианской жизни, направляющей человека по
пути Жизни вечной. Этот труд называют «Лествицей» нового времени (13, с. 4).
Выдающийся ученый-богослов, проявивший себя в различных областях науки, святитель Феофан был убежден, что процесс научного познания необходим, при этом он точно обозначил одну из острейших проблем нашего времени, касающуюся совместимости науки и веры: «Есть люди, которые просиживают дни и ночи над изучением какой-нибудь науки: математики, астрономии, истории и тому подобное, думая, что питают душу истиною, а душа их чахнет и томится, - от чего? От того, что нет истины там, где хотят найти ее. Не потому я так говорю, чтобы наука не могла вмещать истины, но потому, что ныне она оттуда изгнана и заменена то мечтаниями, то предположениями, не редко противными истине» (14, с. 403).
Поразительными являются глубина и широта научных познаний святителя Феофана, позволявшие ему проводить множественные и убедительные аналогии научных фактов и духовной жизни: физико-математические аналогии, физико-химические, гидродинамические, оптические, электрические, биологические, психологические. Постулируя совместимость науки и веры, преосвященный раскрывает сущность православной метафизики, христианской антропологии, христианской психологии и педагогики, христианской гносеологии. Главная идея таких аналогий так сформулирована ученым-богословом: «Делай веру господствующей, а науку подчиненной» (12, с. 18).
Святитель Феофан заново перевел на русский язык собрание наставлений древних Отцов церкви, изданное в пяти томах под названием «Добротолюбие»; написал толкование на все послания апостола Павла; десятки его статей были опубликованы в церковных газетах и журналах; собранные его почитателями письма составили восемь томов (18, с. 294). Санкт-Петербургская Духовная Академия еще в 1882 году в выражение глубокого уважения к неутомимой и многоплодной литературной деятельно-
сти преосвященного Феофана в области православного нравственного богословия и истолкования Священного Писания избрала его своим почетным членом, а в 1890 году за его многочисленные замечательные богословские сочинения возвела в степень доктора богословия.
Богословская, пастырская и социокультурная деятельность иерархов русского монашества, которая во многом определила пульс жизни Русской православной церкви и общественных настроений в России XIX века, выражала
Примечания
1. Александрова Т. Л. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель / Т. Л. Александрова, Т. В. Суздальцева. - М.: Северный паломник, 2004.
2. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками в 1881 году // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. - М.: Паломник, 2001. Т. 1.
3. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века / П. Н. Зырянов. - М.: Издательство «Вербум-М», 2002.
4. Иеромонах Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова / Иеромонах Марк (Лозинский) // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. - М.: Паломник, 2003. - Т. 5.
5. Любомудров А. М. Святитель Игнатий и проблема творчества / А. М. Любомудров // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. - М.: Паломник, 2002. - Т. 4.
6. Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н. Н. Муравьеву-Карскому // Полное собрание творений. - М.: Паломник, 2003. - Т. 5.
7. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви. Синоидаль-ный и новейший периоды (1700-2005) / Протоиерей Владислав Цыпин; издание Сретенского монастыря. - М., 2006.
8. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). Митрополит Филарет о Церкви и государстве / Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
9. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты / Святитель Игнатий (Брян-чанинов). М.: Паломник, 2001. - Т. 1.
10. Святитель Феофан Затворник Вышенский. Житие и акафист / Святитель Феофан Затворник Вышенский. - Рязань: Издательство «Зерна», 2001.
11. Святитель Феофан Затворник. Евангельская история / Святитель Феофан Затворник. - М.: Правило веры, 1997.
12. Святитель Феофан Затворник. Православие и наука / Святитель Феофан Затворник. - М.: Даниловский благовестник, 2005.
13. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению / Святитель Феофан Затворник. - М.: Правило веры, 2003.
14. Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление / Святитель Феофан Затворник. - М., 1998.
15. Статья И. С. Аксакова в день кончины митрополита Филарета / И. С. Аксаков // Москва. - 19.11.1867 г.
16. Творение иже во святых Отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. - М.: Правило веры, 1998.
17. Творения святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского : [собрание писем]. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003.
18. Яковлев А. И. Лекции по истории Христианской Церкви / А. И. Яковлев. - М.: Паломник, 2006.
мысль, высказанную митрополитом Московским Филаретом: «Лучшее богатство государства - христианская нравственность народа» (18, с. 288).
В этом контексте служение Московского митрополита Филарета (Дроздова), митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника Вышенского и многих других представителей просвещённого иночества имеет особую непреходящую ценность для отечественной культуры.