Учебная программа по Истории Русской Православной Церкви для 4-го курса1
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ
Отрицательные и положительные стороны синодального периода. Упразднение патриаршества, преобладание государства над Церковью, превращение Церкви в ведомство государственного управления. Количественный рост Церкви. Расцвет богословской мысли. Обилие святости на Руси — в сонме подвижников благочестия, во множестве монастырей и монашествующих. Возрождение старчества.
1 Программа составлена на основе соответствующей программы для Московской духовной семинарии. Внесены изменения с учетом особенностей учебного плана Нижегородской духовной семинарии.
РАЗДЕЛ I. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ПЕТРА I
1. Период местоблюстительства
Смерть патриарха Адриана. Отношение Петра I к православию и православным иерархам. Митрополит Стефан Яворский — Местоблюститель патриаршего престола. Охлаждение отношения Петра I к Местоблюстителю. Ересь Тверитинова. Дело царевича Алексея.
2. Учреждение Святейшего Синода
Новые фавориты Петра: возвышение и падение владыки Феодосия Яновского. Епископ Феофан Прокопович — «живая академия и мозг» Петра I — архитектор синодальной системы. Упразднение патриаршества. Учреждение Духовной коллегии (Святейшего Синода). Принятие «Духовного регламента» — Устава духовной коллегии. Обер-прокурор как «око государево» в Духовном ведомстве.
3. Миссионерство в эпоху Петра
Просветители инородцев и иноверцев в Казанском крае: митрополит Тихон (Казанский) (1701-1724), иеромонах Алексий (Раифский). Просвещение калмыков на Нижней Волге иеромонахом Никодимом (Ленкевичем).
Владыки св. Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещ) — самоотверженные сеятели Слова Божия в Сибири. Успехи Преосвященного Питирима (Нижний Новгород) в обращении старообрядцев.
4. Духовное просвещение
Необходимость организации системы регулярного образования. «Духовный регламент» об обязательности обучения детей священнослужителей. Открытие первых духовных семинарий. Латинизация школы и ее темные стороны. Схоластическое влияние запада на богословскую науку: «Камень веры» Стефана Яворского и сочинения Феофана Прокоповича. Свт. Димитрий Ростовский и его великое творение «Четьи-Минеи».
5. Монастыри и монашество при Петре I
Протестантский взгляд Петра на иночество. Перепись монастырей и монашествующих, множество препятствий к пострижению, закрытие монастырей, превращение их в школы, госпитали, прекращение монашеского летописания.
6. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
Начало раскола русского народа на так называемое «общество» и простой люд. Онемечивание «верхов» и хранение святых устоев «низами». Появление русских «афеистов» и их кощунства. Петровские указы против старины.
РАЗДЕЛ II. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В 1725-1801 ГГ.
1. Русская Церковь в царствование Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны
Понижение Синода указом Сената от 1726 г. в ряду высших государственных учреждений. Образование Верховного тайного совета. Усиление русской партии и сторонников патриаршества при Петре II. Нашествие иноплеменных при Анне Иоанновне и террор Бирона. Архиерейские процессы. Всемогущество Феофана Прокоповича.
2. Русская Церковь в царствование Елизаветы Петровны и Петра III
Русская политика Елизаветы Петровны, изгнание иноземцев. Православный настрой ее, амнистия жертв Феофана Прокоповича. Увеличение в корпорации епископа. Прусские симпатии Петра III. Попытки секуляризации церковных вотчин.
3. Русская Церковь в царствование Екатерины II и Павла I
Екатерина II — поклонница и корреспондентка французских вольнодумцев. Указ 1764 г. о секуляризации церковных земель. Уничтожение 4/5 русских монастырей. Деление монастырей и епархий на три класса. Открытый противник секуляризации Арсений (Мацеевич). Обер-
прокуроры Н. Н. Мелиссино и П. П. Чебыщев. Духовник Екатерины II прот. Иоанн Памфилов. Милости Церкви императора Павла: освобождение от телесных наказаний священников, награды светскими орденами и др. Поддержка Павлом I папы, иезуитов и Мальтийского ордена.
4. Русская Православная Церковь в Польше
Преследование Православия в Речи Посполитой. Святитель Георгий Конисский — мужественный защитник Православия. Разделы Польши — реакция соседних держав на фанатизм католиков. Возвращение униатов к прародительской вере.
5. Приходское духовенство в XVIII веке
Формирование сословия духовного чина: наследственность церковной службы, сословный характер школы. Перепись храмов и священнослужителей. Разборы духовенства. Бедность и бесправие сельского духовенства.
6. Миссионерство в XVIII веке
Просвещение народов Поволжья: Комиссия новокрещенских дел. Святители Лука (Конашевич) и Димитрий (Сеченов). Миссионерство в Сибири. Тобольский свт. Павел (Конюскевич) — ревностный просветитель края. Исповеднический путь борца против секуляризации. Основание Иркутской кафедры и ее святители: Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Нерунович) и Софроний (Кристалевский). Обращение старообрядцев. Братья Денисовы. Образование Единоверческой Церкви (1800).
7. Духовное просвещение в XVIII веке
Количественный рост духовных школ. Централизованное материальное обеспечение школ при Екатерине II. Проекты реформ духовных школ. Сохранение латинского характера образования. Свт. Платон (Левшин) — ревнитель просвещения («Петр Могила Московской академии»).
8. Монастыри и монашество в XVIII веке
Секулярный век и секулярный взгляд на иночество. Тяжкие испытания монастырей и монашествующих в эпоху бироновщины. Указ
Екатерины от 23.02.1764 г. и его последствия. Угроза пресечения монашества. Великий поборник аскетического возрождения — митрополит Гавриил (Петров).
9. Подвижники иноческого благочестия XVIII века
Иеромонах Феодор (Ушаков) — муж святой жизни. Схиархимандрит Паисий (Величковский) — возродитель традиций старчества.
10. Религиозно-нравственное состояние народа в XVIII веке
Народ — хранитель старых, допетровских обычаев и нравов. Блаженная Ксения (Петербургская). Увлечение высшего общества вольтерьянством, рационализмом. Распространение западного мистицизма. Масонство. Новиков, Шварц и др.
11. Церковная жизнь и церковное искусство XVIII века
Тотальный государственный контроль церковной жизни. Прославление св. Димитрия Ростовского, преп. Феодосия Тотемского. Новые церковные праздники в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», «Смоленской» и др. Влияние Запада в церковном зодчестве, иконописи, церковном пении.
РАЗДЕЛ III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ
1. Русская Православная Церковь в царствование Александра I (1801-1825)
Либеральный и сентиментальный государь. Увлечение общества западным мистицизмом. Обер-прокурор А. И. Голицын. Война 1812 г. Осквернение православных святынь инославными. Петербургское Библейское общество и «Сугубое министерство» — проводники масонства. Начало борьбы православной общественности с западным мистицизмом. Преосвященный Иннокентий (Смирнов), архимандрит Фотий. Закрытие Библейского общества. Упразднение «Сугубого министерства».
2. Русская Православная Церковь в царствование Николая I (1825-1855)
Казённо-охранительный режим императора. Запрет перевода Священного Писания, ужесточение цензуры. Усиление обер-проку-рорского надзора. Обер-прокурор Н. А. Пратасов. Патриотическое и самоотверженное служение православного духовенства в Крымской войне (1853-1856).
3. Русская Православная Церковь в царствование
Александра II (1855-1881)
Царь-реформатор. Зарождение церковной публицистики и журналистики. Обсуждение насущных церковных проблем. Засилье обер-прокурора гр. Д. А. Толстого, его реформы. Русско-турецкая война (1877-1878) и отношение к ней Церкви.
4. Русская Православная Церковь в царствование
Александра III (1881-1894).
Александр III — царь-самодержец и миротворец. Обер-прокурор К. П. Победоносцов — реакционный народник, архитектор охранительного курса царя, противник соборов.
5. Приходское духовенство в XIX веке
Изменение правового положения духовенства. Меры по уничтожению сословной замкнутости духовенства. Отмена телесных наказаний при Александре II. Улучшение материального положения духовенства. Введение казённого жалования для приходских священников. Святой Иоанн Кронштадтский — муж святой жизни. Ревностные труды священников А. В. Гумилевского, И. Н. Полисадова, прот. А. В. Рождественского и др.
6. Православие на Кавказе и на западе России
Присоединение Грузии и введение в состав Русской Церкви Грузинской Церкви на правах экзархата. Архиепископ Феофилакт (Русанов). Воссоединение униатов на Западе в 1839 г. Митрополит Иосиф (Семашко). Епископ Маркелл (Поппель).
7. Миссионерство в XIX веке
Учреждение в 1865 г. православного миссионерского общества. Профессор Н. И. Ильминский — просветитель татар. Архимандрит Макарий (Глухарев) — миссионер Алтая. Святитель Макарий (Невский) — продолжатель его трудов. Апостольская проповедь русских миссионеров в Америке: архимандрит Иоасаф (Болотов), преп. Герман (Аляскинский), свят. Иннокентий (Вениаминов). Архимандрит Иакинф (Бичурин) — руководитель Китайской духовной миссии.
8. Духовное образование в XIX веке
Реформы духовного образования в XIX веке. Устав 1814 г. Пратасовские коррективы. Устав 1869 г. — свидетель либеральных реформ 60-х годов. Устав 1884 г.
9. История Духовных академий
История Московской духовной академии. История Киевской духовной академии. История Санкт-Петербургской духовной академии. История Казанской духовной академии.
10. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет
Библейское общество. Перевод Библии на русский язык (1815— 1825) под руководством свт. Филарета. Прот. Герасим Павский и архим. Макарий (Глухарев) — неофициальные переводчики Библии в эпоху Николая I. Издание Священного Писания на русском языке в царствование Александра II. Святитель Филарет. Биография. Церковно-административная деятельность.
11. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров)
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Биография. Труды.
Святитель Феофан Затворник. Биография. Труды.
12. Богословие в XIX веке
Экзегетические и исагогические труды профессора архимандрита Феофана (Бухарева). Преосвященный Михаил (Лузин) — критик отрицательной школы Штрауса, Ренана. «Над Евангелием» еп. Таврического Михаила (Грибановского). Догматисты: архим. Антоний (Амфитеатров), митр. Макарий (Булгаков), Филарет (Черниговский), архим. Сильвестр
(Малеванский), проф. А. Л. Катанский. Великие проповедники: архиеп. Херсонский Иннокентий (Борисов), архиеп. Димитрий (Муретов), прот. Иродион (Путятин).
13. Церковно-историческая наука в XIX веке
Митрополит Платон (Левшин) — первый автор сводного труда по Истории Русской Церкви — «Краткой Российской церковной истории» (1805) в 2-х т. Видные историки Русской Церкви: митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Филарет (Гумилевский). Протоиерей А. Горский — основатель научно-критической школы (История Церкви) в Московской академии. Митрополит Макарий (Булгаков) — создатель фундаментального обобщающего труда по Истории Русской Церкви. Академик Е. Е. Голубинский — автор острокритических цер-ковно-исторических трудов, продолжатель научно-критической школы. П. В. Знаменский и А. Доброклонский — авторы талантливых учебных «Руководств» по Истории Русской Церкви. Известные историки по Общецерковной истории: епископ Порфирий (Успенский), профессор СПбДА И. Е. Троицкий, профессор МДА А. П. Лебедев, профессор СПбДА В. В. Болотов и др.
14. Монастыри и монашество в XIX веке
Перемена отношения правительства к монастырям. Восстановление упраздненных в XVIII веке обителей и основание новых монастырей. Улучшение материального положения монастырей. Широкая благотворительная деятельность монастырей. Умножение и расцвет женских обителей. Борисо-Глебский (под Москвой), Спасо-Бородинский и другие женские монастыри.
Подвижники иноческого благочестия XIX века. Митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) — «младенец в митре». Епископ Харьковский Мелетий (Леонтович) (1784-1840). Епископ Пензенский Амвросий (Орнатский) (1778-1827). Архиепископ Воронежской Антоний (Смирницкий) (1773-1846). Киево-Печерский иеросхимонах Парфений (1790-1855). Старец Иларион (Фокин) (1774-1853). Старцы Валаамского Преображенского монастыря: о. Назарий, о. Леонид (Наголкин), схимонах Феоктист. Настоятель монастыря игумен Дамаскин (Кононов).
Саровская пустынь и преподобный Серафим.
Оптина пустынь в XIX веке. История ее возникновения. Возрождение ее митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Строитель Моисей (Путилов) (1782-1862). Основатель старчества Леонид (Наголкин) (1768-1841). Старец Макарий (Иванов) (1788-1360). Св. Амвросий (Гренков) (1812-1891).
15. Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль в XIX веке
Разделение народа на два круга. Традиционный уклад религиозного быта простого народа. Нравственные издержки «эпохи великих реформ». Этапы развития русской религиозно-философской мысли. Западники. Нигилизм. Славянофилы (А. С. Хомяков: 1804-1860; И. В. Киреевский: 1806-1856; И. С. Аксаков; К. Леонтьев: 1831-1891).
16. Русская Церковь и Православный Восток
Учреждение Св. Синодом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первый ее начальник архимандрит Порфирий (Успенский). Иеромонах Феофан (Говоров). Деятельность второй миссии под руководством архимандрита Кирилла (Наумова). Выдающийся начальник третьей духовной миссии. Архимандрит Антонин (Капустин) и его многообразная деятельность. Возрождение миссии в 1846 г. Святая Гора. Русские на Афоне. Пантелеимонов монастырь.
РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА РУБЕЖЕ XIX И ХХ ВЕКОВ
1. Миссионерство на рубеже Х!Х-ХХ веков
Миссионерские съезды в Казани (1897), Одессе (1898) и Иркутске (1910). Издание журнала «Миссионерское обозрение» (с 1896). Миссионерская деятельность на Камчатке Нестора (Анисимова) (18851962). Св. равноапостольный Николай (Касаткин) — просветитель Японии (1836-1912). Русская духовная миссия в Корее (с 1897).
2. Духовная школа и церковная наука на рубеже веков
Нестроения в духовных школах в начале XX века. «Отзывы» архиереев 1905 г. и их предложения по переустройству системы духовного образования. «Временные правила» 1905 г. Ревизия Духовных академий 1908 г. и ее результаты. Устав Духовных академий 1910-1912 гг. Уровень церковной науки в начале XX века. Известные ученые: М. Д. Муретов,
H. Н. Глубоковский, еп. Антоний (Храповицкий), М. М. Тареев, иеромонах Сергий (Страгородский), о. Павел (Флоренский), архимандрит Иларион (Троицкий), Н. Ф. Каптерев, М. О. Ключевский и др.
3. Церковная жизнь на рубеже веков
«Религиозно-философские собрания» 1901-1903 гг. в С.-Петербурге. Попытка диалога богоискателей и богостроителей с академической духовной профессурой. Рост общественной активности русского духовенства. Социальное служение его. Умножение числа канонизаций. Прославление преподобного Серафима Саровского. «Открытие русской иконы» в 1905 г. Художники-иконописцы В. Н. Васнецов и Н. В. Нестеров. Возрождение древнерусского зодчества. Церковные композиторы П. Г. Чесноков, Гречанинов и др.
4. Русская Церковь на пути к Поместному собору
Общественное движение за возрождение соборности и восстановление патриаршества в начале ХХ века. Создание в 1905 г. особого Совещания при Комитете министров под председательством графа С. Ю. Витте. Попытка обер-прокурора К. П. Победоносцева помешать обсуждению вопроса об изменении статуса Церкви. «Отзывы» епархиальных архиереев за созыв собора. Заседание Предсоборного Присутствия и его Материалы. Резолюция государя о неблаговременности собора в 1907 г. II этап движения за собор и патриаршество (1912-1914). Предсоборное совещание и его деятельность. III этап борьбы за созыв собора (1917). Февральская революция и реакция Св. Синода на нее. Роспуск Св. Синода и формирование Нового Синода. Решение Предсоборного совета созвать собор 15/28 августа 1917 г.
Рекомендуемая литература
I. Барсов Н. Братья Андрей и Семен Денисовы // Православное обозрение. 1865.
2. Барсов Н. К. История мистицизма в России // Христианское чтение. 1876. Ч. I.
3. Барсов Т. О духовном суде // Христианское чтение. 1873. Ч. I.
4. Барсов Т.В. Св. Синод в его прошлом. СПб., 1896.
5. Бедное В. А. Православная Церковь в Польше и Литве. Екатеринослав, 1908.
6. Безсонов П. Судьба нотных певческих книг // Православное обозрение. 1864. Ч. II.
7. Беликов В. Отношение государственной власти к Церкви и духовенству в царствование Екатерины II // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1854-1875.
8. Беляев А. Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил как устроитель монашеской жизни в России // Душеполезное чтение. 1889. Ч. 2.
9. Беляев. Житие и писание старца Паисия Величковского. М., 1847.
10. Благовидов Ф. И. Характер преобразовательной деятельности Петра Великого // Исторический вестник. 1895, №7.
11. Он же. Обер-прокуроры Св. Синода в ХVШ и первой половине XIX столетия. Казань, 1900.
12. Боровкова-Ясидкова. Нил Сорский и Паисий Величковский // Сб. в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911.
13. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
14. Вернадский Г. В. Н. И. Новиков. Пг., 1918.
15. Он же. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917.
16. Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в ХVШ-ХIХ веках. Варшава, 1912.
17. Виктор (Островидов), иером. Иерусалимская Миссия. Харьков, 1909.
18. Воронец Е. Православная миссия в Сибири и отношение к ней государственного правительства // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1887.
19. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи / Сост. И. А. Павловский. Н. Новгород, 1907.
20. Гиппиус. Воспоминания о религиозно-философских собраниях // Наше наследие. 1990, № 4.
21. Глинский Б. Победоносцев. Материалы для биографии // Исторический вестник. 1907, апрель.
22. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука. М., 1992.
23. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2-е. М., 1903.
24. Гурвич Г. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915.
25. Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.
26. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907). СПб., 1907.
27. Он же. Типы современных русских паломников в Святую землю. СПб., 1905.
28. Дневники Николая Японского. Изд-во Хоккайдского университета, 1994.
29. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999.
30. Документы вскрытия мощей преп. Серафима // ЖМП. 1991, №12. С. 40-45.
31. Дроздов И. Святитель Иннокентий. Иркутск, 1903.
32. Духовный регламент // Полное собрание законов. Т. VI, №3718.
33. Е.К. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата за XIX столетие. 1901.
34. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.
35. Жизнеописание епископа Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1831.
36. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 вв. М., 1906-1910.
37. Житие преподобного Серафима. СПб., 1903.
38. Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при Екатерине II . СПб., 1900.
39. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1-2. Париж, 1957.
40. Знаменский П. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880.
41. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформ 1808 г. Казань, 1881.
42. Он же. Законодательство Петра относительно православного духовенства // Православный собеседник. 1863, III.
43. Он же. История Казанской духовной академии. Казань, 1892.
44. Он же. На память о Н. И. Ильминском. Казань, 1892.
45. Иконников В. С. Павел (Конюскевич), митрополит Тобольский // Русская старина. 1892.
46. Иосселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843.
47- К истории созыва Всероссийского Церковного собора. М., 1917.
48. Каннингем. С надеждой на Собор. Лондон, 1990.
49. Карташев А. В. Был ли православным Феофан Прокопович // Сборник в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913.
50. Он же. Очерки по истории Русской Церкви. Т. I. М., 1991.
51. Кедров Н. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886.
52. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970.
53. КорсунскийИ. Иннокентий, митрополит Московский (Вениаминов). Харьков, 1898.
54. Коялович М. О. История воссоединения западных русских униатов старых времен. СПб., 1873.
55. Лебедев А. П. Три очерка по церковной историографии у нас. Сергиев Посад, 1907.
56. Леонид, архиеп. Афон в истории русского монашества (XI-XVIII вв.). Ярославль, 1964.
57. Лопухин А. П. История христианской Церкви в XIX в. СПб., 1908.
58. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
59. Макарий (Булгаков), арх. История Киевской духовной академии. СПб., 1853.
60. Малов, прот. Миссионерство среди мухамолдан и крещеных татар. Казань, 1892.
61. Миротворцев В. В. Меры правительства к преобразованию быта белого духовенства в царствование Александра II // Православный собеседник. 1890, III.
62. Морев И., прот. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского. СПб., 1904.
63. Морозов П. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880.
64. Морошкин И. Феодосий Яновский // Русская старина. 1887, ноябрь.
65. Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. Т. 1-2. 4-е изд. СПб., 1846.
66. Он же. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858.
67. Н. М. Русское монашество в XVIII веке // Странник. 1884, I; 1885, II-III.
68. Нестор (Анисимов), митр. Свои воспоминания. М., 1995.
69. Никольский Б. В. Литературная деятельность Победоносцева // Исторический вестник. 1896.
70. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Ч. 2. Сан-Франциско, 1969.
71. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. В 3-х ч. СПб., 1906.
72. Открытие мощей и прославление преп. Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств, в июле 1903 г. М., 1903.
73. Отчет о состоянии МДА в 1905/1906 учебном году. Сергиев Посад, 1906.
74. Отчеты религиозно-философских собраний // Новый путь. СПб., 1903.
75. Панков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902.
76. Платонов А. Апостол Японии. Пг., 1916.
77. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
78. Позднеев Д. Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика). СПб., 1912.
79. Покровский Н. Феофилакт // Православное обозрение. 1872, III.
80. Попов М. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912.
81. Попов Н. Судьбы Унии в русской Холмской епархии. М., 1874.
82. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905.
83. Он же. Русские подвижники XIX века. Изд. 3-е. СПб., 1910.
84. Поспеловский Д. Б. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
85. Православные монастыри Российской империи / Сост. А. И. Денисов. М., 1900.
86. Предсоборное Присутствие. Журналы и протоколы. В 4-х т. СПб., 1906-1907.
87. Пыпин Д. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX века. Пг., 1916.
88. Самарин Ю. С. Яворский и Ф. Прокопович // Самарин Ю. С. Сочинения. Т. 5. М., 1880.
89. Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Изд. 2-е. СПб., 1903.
90. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. М., 1915.
91. Смирнов С. К. История МДА. М., 1870.
92. Снегирев И. М. Жизнь митрополита Московского Платона. М., 1857.
93. Сосуд избранный. СПб., 1994.
94. Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский // Труды Киевской духовной академии. 1864, №3.
95. Титлинов Б. В. Духовные школы в России в XIX столетии. Вильна, 1908.
96. Титов Ф.И. Святитель Павел, митрополит Тобольский. Киев, 1913.
97. Толстой Д. А. Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г. СПб., 1869.
98. Трегубое С. Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII веке // Странник. 1884, II-III.
99. Устав Православных духовных академий. Сергиев Посад, 1912.
100. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
101. Фотий, архим. Автобиография // Русская старина. 1894-1896.
102. Четвериков С., прот. Оптина пустынь. Изд. 2-е. Париж, 1988.
103. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1892.
104. Он же. История С.-Петербургской духовной академии (1858-1888). СПб., 1889.
105. Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. М., 1993.