практиках, составляющих основу воспитательного потенциала русской народной традиционной культуры, а также обогащение их новыми приемами и средствами. Обращение к нашим народным традициям, к изучению опыту предков, способность осво-
Библиографический список
ить их ценностный мир жизнедеятельности, приобщение к культурным и духовным традициям своего народа - это своеобразный источник накопления жизненной энергии необходимой для стабильного и успешного развития России.
1. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания с древних времен до наших дней. - М., 2000.
2. Салеева, О.П. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы воспитания молодежи. - М., 2003.
3. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.
4. Мальченкова, В.В. Особенности профилактики деликвентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами / В.В. Мальченкова, Б.А. Федулов // Современные проблемы науки и образования, 2012. - № 4.
5. Энциклопедия русских обычаев / сост. Н.А. Юдина. - М., 2000.
6. Коробкова, Л.И. «Цветок, дитя и ангел» // Жизнь: вестник. - 2007. - № 2.
Bibliography
1. Modzalevskiyj, L.N. Ocherk istorii vospitaniya s drevnikh vremen do nashikh dneyj. - M., 2000.
2. Saleeva, O.P. Pedagogicheskoe nasledie A.S. Makarenko i sovremennihe problemih vospitaniya molodezhi. - M., 2003.
3. Meljnikov, M.N. Russkiyj detskiyj foljklor. - M., 1987.
4. Maljchenkova, V.V. Osobennosti profilaktiki delikventnosti devushek-podrostkov socialjno-pedagogicheskimi i pravovihmi sredstvami / V.V. Maljchenkova, B.A. Fedulov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya, 2012. - № 4.
5. Ehnciklopediya russkikh obihchaev / sost. N.A. Yudina. - M., 2000.
6. Korobkova, L.I. «Cvetok, ditya i angel» // Zhiznj: vestnik. - 2007. - № 2.
Статья поступила в редакцию 11.07.14
УДК 376
Kokorin Ye.V, Murzina Ye.l. SOCIOCULTURAL FACTORS OF ADAPTATION OF CONVICTS IN THE SOCIETY. In
the article adaptation of convicts to conditions of the society after imprisonment under the influence of various sociocultural factors is analyzed. We offer a complex view of a problem of adaptation of convicts in the society in which, along with social parameters, the special attention is paid to the environmental characteristics connected with assimilation of culture of correctional institutions in general and to the development of social and adaptive behavior. Key words: convicts, correctional institution, sociocultural factors, social work.
Е.В. Кокорин, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]; Е.И. Мурзина, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ОБЩЕСТВЕ
В статье анализируется адаптация осужденных в условиях общества после освобождения из мест лишения свободы под влиянием различных социокультурных факторов. Предложен комплексный взгляд на проблему адаптации осужденных в обществе, в котором, наряду с социальными параметрами, уделяется особое внимание средовым характеристикам, связанным с усвоением культуры исправительного учреждения в целом и выработкой социально-адаптивного поведения.
Ключевые слова: осужденные, исправительное учреждение, социокультурные факторы, социальная работа.
Проблемы пенитенциарной системы в Российской Федерации, ставшие в последние годы открытыми для обсуждения, безусловно, являются острыми для нашего общества. В 1996 году Россия вошла в Совет Европы, твердо заявив о своем намерении привести нашу пенитенциарную систему в соответствии с требованиями Всемирной Декларации прав человека. Россия занимает первое место в мире по числу заключенных: на сто тысяч населения их приходится 750 человек. Особенно остро в местах лишения свободы стоит проблема взаимоотношений осужденных с семьей, которая является одним из тех фундаментальных благоприятных факторов, способствующих исправлению, осужденного, его успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы и его интеграции в обществе. Выявление роли, места и функций социально-культурной деятельности в процессе адаптации осужденного позволит наиболее лучше организовывать воспитательную, психологическую работу с осужденными [1].
Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительных учреждений. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и других форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитания. Обязанность изучения личности закреплена в Законе, по которому «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных, обстоятельств, совершенных ими преступлений».
Социальная работа призвана смягчить тяготы, помочь тем, кто не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами, с помощью различных социокультурных факторов. Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытовое обустройство (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семей-но-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности [2].
Одним из основных видов социальной адаптации, применяемым практически ко всем объектам социальной работы, является социально-психологическая адаптация, то есть такое взаимодействие личности и культурной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Как правило, большинство осужденных социально-дезадаптированы или характеризуются преобладанием неадекватной активности. Одно из важнейших направлений работы с ними -реадаптация, то есть восстановление адаптационных способностей, для чего применяются различные психологические методы и социальные технологии.
С проблемой социальной адаптации, быть может, как никто другой сталкиваются осужденные, которым после освобождения необходимо в короткий срок восстановить социально-культурные значимые навыки. С другой стороны помощь в социальной адаптации необходимо оказать и их близким, то есть семье осужденного, так как за это время могли произойти значительные изменения в их жизни, а также возможно они (семья) сами не знают какой линии поведения и общения придерживаться и как лучше помочь. Таким образом, можно говорить о двойственном характере оказания помощи в адаптации: с одной стороны, это помощь осужденному в усвоении новых и восстановлении старых навыков и ролей, с другой стороны, помощь семье и близкому его окружению в подготовке к его выходу на свободу [3, с. 7].
Успех социальной адаптации зависит от трех факторов: 1) мировоззрения, черт характера, интеллекта и т. п. бывшего осужденного; 2) наличии устойчивой социальной среды обитания: жилье, семья, взаимоотношения на работе с коллективом, удовлетворенность профессией, если она была до заключения, или той, которую приобрели в местах лишения свободы; 3) и от условий заключения, где он находился, от коллектива, который его окружал, характера организации трудового процесса и т.д. Социальная адаптация считается успешной, если бывший осужденный налаживает прочные социальные связи (семья, успех в трудовой деятельности, взаимоотношения с товарищами и т.п.), когда прекращаются негативные связи и искореняются пороки поведения. Многое зависит и от сроков адаптации, как правило, этот процесс завершается к трем годам, а для преобладающей части - к одному году. Самое трудное время для адаптации, начальное - от 3 до 6 месяцев.
В исправительных учреждениях важнейшие задачи социального работника и персонала должны состоять в том, чтобы: вместе с осужденным составить план обучения и работы на период лишения свободы; помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом; организовать свободное время, досуг и порекомендовать виды обучения; поддержать контакт между заключенными и их родственниками; оказывать психологическую помощь родственникам; помогать заключенному в регулировании правовых, финансовых и других вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе, насколько это возможно, подыскать жилье и работу. Социальные работники, и психологи, и сотрудники исправительных учреждений должны ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных, родственных связей и отношений.
Известный криминолог Г.И. Шнайдер говорит, что «задачи воспитательного воздействия на осужденных во время досуга сводятся к тому, чтобы создавать в пенитенциарных учреждениях максимально благополучную социальную атмосферу и вызывать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода из мест лишения свободы. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву». Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению жизненных сил человека [4, с. 1-2].
Исследование различных аспектов процесса социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, так и внешние. Анализ действующего законодательства свидетельствует, что понятие постпенитенциарной адаптации не имеет определения. В научной литературе и нормативно-правовых актах встречаются разные значения указанного понятия основные из них это: постпенитенциарное влияние и социальная адаптация.
Одной из форм социальной и трудовой реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является постпенитенциарное влияние, к которому следует относить систему мер социального, трудового и административного контроля и надзора за освобожденными, оказание им помощи в получении места жительства и трудоустройства, налаживании социальных и семейных связей, воспитания у них честности и правомерного поведения, организация контроля за их поведением, а в необходимых случаях - применение к ним административно-правовых и социальных мер принуждения с целью недопущения ими совершения повторных преступлений.
Постпенитенциарное влияние - это система мероприятий, направленных на убеждение осужденных в объективной необ-
ходимости правомерного поведения на свободе и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве и на организацию контроля за их поведением, вплоть до применения административных и уголовно-правовых мер принуждения с целью недопущения становления их на путь совершения повторных преступлений [5].
Социальная адаптация - это процесс усвоения освобожденными лицами социального опыта с целью возвращения их к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе [6]. Относительно социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы представляется употребление термина «постпенитенциарная адаптация», под которым понимается двусторонний процесс приспособления личности осужденного к социальной среде, напрямую связан с комплексом мероприятий, проводимых государственными учреждениями, органами и институтами общественности, носящие добровольный или принудительный характер в целях закрепления результатов исправления и предупреждения совершения новых преступлений.
Изучив понятие социальной адаптации, предоставляется правильным охарактеризовать социальную адаптацию как двухсторонний процесс приспособления личности к социокультурной среде, а под социализацией следует понимать многогранный процесс, включающий в себя как биологические, так и социокультурные механизмы.
Как отмечает Гречанюк С.К., социальная адаптация не является автоматически продолжающимся процессом. В некоторых случаях она может протекать неудовлетворительно, особенно если окружающая социальная среда освобожденного от наказания не содержит достаточного подкрепления и обеспечения положительными взглядами, устремлениями и ориентацией, которые передаются ему при постоянном непосредственном общении с другими людьми. Поэтому проблема исследования социальной адаптации освобожденных от наказания превращается в проблему надлежащего обеспечения нормального вхождения бывшего осужденного к жизнедеятельности социума. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания невозможна без предоставления помощи со стороны государственных и общественных институтов [1].
В современных условиях рыночных преобразований в России проблема социальной и трудовой адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не решается полностью, большинство уволенных не могут найти работу, зарегистрироваться, стать на учет в центрах занятости, получить нормальную медицинскую, правовую, психологическую помощь, жилье. Такие условия жизни на свободе побуждают освобожденных совершать повторные преступления и возвращаться снова в учреждения исполнения наказаний. По статистике, рецидив составляет 10% - 15%, но если не решать вопрос дальнейшей жизни освобожденного, этот показатель может быть выше.
Согласно проведенному исследованию можно сделать определенные выводы:
1. Необходимо ввести в научный термин «постпенитенциарная социокультурная адаптация лиц, осужденных к лишению или ограничению свободы» и провести анализ содержания совместимых с ним понятий, а также, с целью упорядочения законодательной базы правового регулирования социальной и трудовой реабилитации освобожденных от отбывания наказания, необходимо принять Положение «О центрах реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания».
2. Взаимодействие пенитенциарных учреждений с подразделениями органов внутренних дел подтверждает ее актуальность для предупреждения совершения преступлений как осужденными, так и другим лицами. В расширенном виде взаимодействие рассматриваемых субъектов происходит в следующих формах: обмен информацией; совместная деятельность при чрезвычайных обстоятельствах; техническое сотрудничество.
3. Одна из составляющих исправительной деятельности пенитенциарных учреждений - это надлежащая организация процесса подготовки к освобождению, но в этой сфере существуют существенные просчеты. Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, на наш взгляд, необходимо: изменить формальное отношение к процессу подготовки к освобождению осужденных, может быть реально достигнуто после смены стереотипов деятельности персонала пенитенциарных учреждений, усилить контроль за реализацией законодательства в сфере предоставления социальной помощи освобожденным; постоянно прово-
дить совместные координационные совещания руководства пенитенциарных учреждений, соответствующих руководителей территориальных управлений пенитенциарной системы, представителей соответствующих подразделений органов внутренних дел и работников служб занятости; постоянно обмениваться информацией о реальном состоянии по работе с освобож-
Библиографический список
денными; разграничить полномочия различных институтов по проведению определенных мероприятий с освобожденными.
Все эти меры будут способствовать нормальному приспособлению лиц, освобожденных после отбывания наказания, к условиям свободы, позволят им стать на путь исправления, перевоспитания и быть законопослушными гражданами России.
1. Актуальные проблемы девиантного поведения / под ред. B.M. Левина. - М., 2005.
2. Аминев, Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога. - Уфа, 2012.
3. Двенадцать вопросов о правах заключенных // Семья. - 2011. - № 50.
4. Линьков, А. Исправительная система нуждается в исправлении // Парламентская газета. - 2000. - 20 мая.
5. Конституция РФ. - М.,1995.
6. Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1986. Bibliography
1. Aktualjnihe problemih deviantnogo povedeniya / pod red. B.M. Levina. - M., 2005.
2. Aminev, G.A. Instrumentariyj penitenciarnogo psikhologa. - Ufa, 2012.
3. Dvenadcatj voprosov o pravakh zaklyuchennihkh // Semjya. - 2011. - № 50.
4. Linjkov, A. Ispraviteljnaya sistema nuzhdaetsya v ispravlenii // Parlamentskaya gazeta. - 2000. - 20 maya.
5. Konstituciya RF. - M.,1995.
6. Kriminaljnaya motivaciya / pod red. V.N. Kudryavceva. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 05.04.14
УДК 323.39, 379.8
Kokorina K.A. A STATE AND CULTURE: REALIZATION OF CULTURAL POLICY IN RUSSIA AND IN ALTAI KRAI.
The paper analyzes the complexity of the contemporary cultural policy of Russia and Altai Krai. The research shows how the state cultural policy in Russia in the period of reforms, associated with the formation of the "new" world of Russian citizens, were held. A role of cultural industries in shaping public consciousness has also been distinguished. Some similarities of cultural policies in Russia and Altai Krai are singled out.
Key words: regional cultural policy, local cultural policy, regional program of cultural policy, culture-forming institutions, tool-kit of a culture.
К.А. Кокорина, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВО И КУЛЬТУРА: РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И АЛТАЙСКОМ КРАЕ
В статье анализируется сложность современной культурной политики России и Алтайского края. Показано проведение государственной культурной политики в России в периоды реформ, связанных с формированием «нового» мировоззрения российских граждан. Отмечена роль сфер культуры в формировании общественного сознания, выделены общие черты проведения культурной политики в России и Алтайском крае.
Ключевые слова: региональная культурная политика, локальная культурная политика, региональная программа культурной политики, культурпроизводящие институты, инструментарий культуры.
Современная культурная политика рассматривается, прежде всего, как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе соответствующих институтов, как система новых принципов, государственной и общественной составляющих в социальной и в культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное - как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры.
Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроиз-водящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день.
Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилиза-ционного процесса, действовать в рамках его социально-синер-гических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки
искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончались.
Отсюда первый и наиважнейший принцип культурной политики: не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентироваться на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов социокультурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении, стимулировать его ускоренную модернизацию по объективно наметившемуся пути. Теодор М. Миллз, в частности, пишет: «Будучи крошечными социальными системами, группы стоят перед проблемой, типичной для любой системы: как адаптироваться к реальности непосредственно данной ситуации, как достичь групповых целей, как сохранить сплоченность группы и как удовлетворить потребности ее членов» [1, с. 43].
Второй существенный принцип - правильное определение объекта этой политики. Если объектом оперативного управления культурой являются преимущественно культуропроизводя-щие и культуро-сохраняющие организации (институты), то объектом культурной политики должно быть все общество в целом, и отсюда масштабы воздействия этой политики проектируются как общенациональные (общегосударственные). Неоднородность российского общества (национальная, социальная, кон-