териев духовного статуса. На первый план вышли прикладные техники, позволяющие каким-либо образом улучшить свою жизнь, например ма-нипулятивные. Вообще, концепции новейших магических школ пронизаны духом индивидуализма.
Таким образом, магия есть специфическое явление в духовной жизни общества, несущее черты религии и науки, однако принципиально отличающееся от них.
Целью магии является примирение результатов естественных наук, современных соответствующим авторам учений с религиозным взглядом на мир.
Магия эволюционирует подобно остальным элементам культуры параллельно с ней. Источником данной эволюции является эволюция естественнонаучных представлений.
Основными чертами современной магии являются её предельная психологизация, индивидуалистическая направленность и ориентация на социальное преуспевание.
Список литературы:
1. Василенко Л.И. Магия в наши дни: старое зло или новое благо? / Знание за пределами науки. - М., 2000.
2. Оккультизм и магия в современном мире. Беседа И. Т. Касавина с членом-корреспондентом РАН В.С. Степиным / Магический кристалл. -М.: Республика, 2001.
3. Сафронов А.Г. Религия и магия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ. Т. 4. / Под общ. ред. П.Т. Петрюка, Р.Б. Брагина. - Харьков, 2006.
К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ МОЛОДЁЖИ
© Ульянова И.С.
Тольяттинский государственный университет сервиса, г. Тольятти
Изменения, произошедшие в России в 90-е годы, обусловили возникновение целого комплекса противоречивых проблем. Высокая скорость политических, социальных, экономических изменений оказывает влияние на положение и развитие молодёжи в современной России. И, хотя все группы населения подвержены модернизации, тревога связывается напрямую с подрастающим поколением, потому что именно молодёжь находится в авангарде потребления, и именно
она попадает первой под различные влияния. Старшее поколение всегда ставило задачей нравственно и интеллектуально подготовить молодёжь, передать ей весь багаж своих знаний, опыта, чтобы молодые могли принять на себя ответственность за дальнейшее развитие общества. Современное общество, заинтересованное в сохранении своей культуры, в эффективном сочетании традиционного и инновационного развития, должно обратить внимание на социализацию молодёжи, на её ориентацию к изменяющемуся бытию современного человечества.
Смена социально-экономической формации, произошедшей в России в 90-х г.г. прошлого столетия, повлекла за собой перестройку иерархии ценностей. Разрушение некоторых из них, казавшихся ранее незыблемыми, стало причиной неопределённости в судьбах молодёжи. За прошедшие несколько десятилетий в среде молодёжи произошли и продолжают происходить сложные процессы, результатом которых стала переоценка культурных ценностей предшествующих поколений, а также нарушение преемственности в передаче социокультурного опыта. Представители современной молодёжи родились в одной стране, а повзрослели в другой. Именно поколения, рождённые в 70-80-х гг., несут особую нагрузку смены мировоззренческих и ценностных ориентиров. Их внутренний мир формировался без государственного идеологического давления и без определённых государственных программ. Им пришлось пройти через нестабильность, недостаток средств к существованию, утрату чувства определенности в отношении будущего, возрастание влияния преступного мира и наркомании [5, С. 254].
Каким же образом можно представить достоверную картину ценностных ориентаций современной молодёжи?
Ценность - понятие и философское, и социологическое, означающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых - нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности, ценности сознания) [7, Т 5, С. 462]. Ценностная система представляет собой некую «совокупность, в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений субъекта с окружающим миром» [4, С. 6]. Социальные ценности и социальные идеалы вырастают из интересов миллионов людей, а теория оформляет эти интересы и выражает их в понятиях, что обеспечивает понятность идеала каждому члену общества. В противном случае, то есть, когда обществу предлагается очередная идея переустройства, которая не выражает интересы, по крайней мере, большинства членов общества, неизбежен либо крах идеи, либо крах самого общества [6, С. 33].
В результате несовершенной молодёжной и культурной политики, с одной стороны, но продуманной линии средств массовой информации, пропагандирующих культурные ценности общества потребления - с другой, произошло отторжение молодого поколения от традиционных культурно-исторических ценностей. СМИ стали основным фактором социализации молодёжи, старательно пытаясь вытеснить при этом семью, образование, общественные организации. С развитием информационных технологий ценность честного общественно-полезного труда в сознании молодёжи всё более вытесняется ценностями материального успеха, обеспеченностью. Ценности рыночной экономики, несмотря на трудности переходного периода, обладают притягательной силой и получают поддержку наиболее продвинутых социальных групп. У молодых людей, ориентирующихся на рыночную экономику, формируются ценности делового человека: инициативность, предприимчивость, стремление рисковать [3]. Понятие «хорошая работа», например, ассоциируется у молодежи с такими факторами, как «достойная заработная плата» - 26,7 %, «интересная, содержательная работа» - 23,3 %, «возможность должностного и карьерного роста» - 17,8 %, «относительно свободный график труда» - 5,1 %, «комфортные условия труда» и «возможность постоянного повышения квалификации» - 4,3 % [1]. Процесс передачи материального и духовного наследия от старшего поколения молодым наследникам практически остановился. Ценности, которыми жили поколения старших, в новой исторической ситуации оказались в прошлом, не используются молодым поколением, а новые ценности, предложенные новым государством, новой школой и новыми средствами массовой информации, агитации и пропаганды, зачастую оказываются мнимыми. Однако базовые ценности прошлого - справедливость, безопасность, уверенность в будущем, гордость, радость, отсутствие страха, стабильность, составляют суть онтологической безопасности. Молодой человек в поисках смысла жизни оценивает окружающий мир с точки зрения специфических для его возраста потребностей. В молодые годы идёт процесс формирования ценностных установок. Семья - первичный институт социализации личности, именно здесь формируются основные нормы поведения индивида, ценности, связанные с организацией приватной жизни человека. Для большинства и сегодня опорой остаётся частная жизнь и ближайшее окружение. Как раз в этом маленьком мире срабатывают «нормы и ценности оберегающего, охраняющего характера». В семье реализуется потребность в живом общении и мышлении. Ассоциация семейной жизни с удовлетворением важнейших эмоционально-психологических потребностей проявляется в утверждении, что «семья - это теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка» - 44,8 % юношей и 63,6 % девушек. По своей значимости это стоит на первом месте [1]. Однако если происходящие в современном об-
ществе изменения вызывают - с одной стороны, актуализацию традиционных механизмов самосохранения, то с другой стороны, происходит пересмотр привычных норм внутрисемейных отношений, меняются представления молодёжи о внутреннем содержании семьи. Так большинство юношей считают, что ведение домашнего хозяйства - это роль жены -61,6 %, а выполнять функцию основного добытчика и «кормильца» в семье должен муж - 56,8 %. Соответственно, 57,8 % опрашиваемых девушек согласны отвечать за ведение домашнего хозяйства; и 53,8 % представительниц прекрасной половины современной молодёжи готовы зарабатывать деньги [1]. Таким образом, у молодых людей наблюдается установка на традиционный тип семейных отношений в быту, тогда как девушки склоняются к эгалитарному типу, то есть хотят делить все обязанности поровну.
Социальные преобразования в современной России вызвали существенные изменения объекта аксиологического исследования. Изменилась общественная структура, цели, условия, нормы, убеждения субъектов общества. В результате разрушения инфраструктуры образования и культуры, навязываемой модели западной культуры в духовном мире молодёжи преобладают авторитеты общества потребления, усугубляется процесс индивидуализации. В качестве особенностей современной социальной ситуации выделяются динамизм, неравномерность, противоречивость развития ее разных составляющих, неопределённость будущего, которое уже не обладает линейностью и проницаемостью; рост социальной мобильности населения; повышение роли образования, дохода, личных качеств в процессах социального структурирования и др. Новые качества жизни как результат социальных изменений не остались без внимания современного человека [2, С. 5]. Молодое поколение более адекватно трансформационным процессам, происходящим в современном российском обществе. Определённая открытость и гибкость сознания помогает молодым людям быстро освоиться с преимуществами новой социальноэкономической ситуации. Однако вместе с потенциальной возможностью адаптивного и лёгкого включения в новые рыночные отношения, молодёжь отличает: зависимость, неопытность, бесправие, а точнее, слабое знание своих прав. Подобная противоречивая позиция, с одной стороны, предоставляет более широкое пространство возможных выборов, но с другой - усложняет выработку собственной стратегии. Поэтому очевидно, что без знаний, опыта старших, без их поддержки не обойтись. Взрослое поколение, не проявляя давления, контролируя процессы, происходящие в молодёжной среде, не должно забывать, что молодёжь занимает собственную прогрессивную позицию. Ведь каждое новое поколение - шаг на пути совершенствования общества.
Список литературы:
1. Город молодых. Социологическое исследование. - Тольятти, 2007.
2. Демин А. Адаптация молодёжи к социальным изменениям. Социальные изменения в Росси и молодёжь. вып. 9. - М., 1997.
3. Динамика ценностей населения реформируемой России. Отв. ред. Н.И. Лапин, М. Беляева. - М.: Институт философии РАН, 1996.
4. Кузнецов В. Эволюция ценностных ориентаций российской молодёжи в условиях социальных трансформаций общества. Диссертация на соискание учёной степени доктора социологических наук. - М., 2000.
5. Молодёжь ХХ1 века. Толерантность как способ мировосприятия. -Н-Новгород, 2005.
6. Сергеев В.К. Молодёжь и город: лицом к лицу. - М.: РИЦ ИСПИ РАН 2002.
7. Философская энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1970. - Т. 5.