Научная статья на тему 'Социальный состав и образовательный ценз чинов местного самоуправления Акмолинской области в 1890-х-1917 гг'

Социальный состав и образовательный ценз чинов местного самоуправления Акмолинской области в 1890-х-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КРИТЕРИИ ОТБОРА / SELF-GOVERNMENT / PROPERTY QUALIFICATIONS / INVESTIGATIONS / CRITERIA OF THE SELECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носков Вадим Александрович

Статья посвящена проблемам качества обеспечения органов местного самоуправления в Акмолинской области Степного края профессиональными кадрами в конце XIX начале XX вв. Наибольший интерес вызывает вопрос о социальном происхождении, образовании, имущественном цензе, занимаемой государственной должности или места в кругу предпринимателей, табельном чине и заслугах перед властью и общественностью. В рамках исследования предпринята попытка соотнести успешность деятельности избранного лица в области самоуправления с указанными критериями отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Носков Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social level and educational qualification of officials in local self-government in Akmolinsk region in 1890s till 1917

The author deals in this article with the problem of quality provision of the organs of the local self govenment in Akmolinsk region of the Steppe Territory by the professional personnel at the end XIXth beginning XXth centuries. Most interest is the question of social origin, education, property qualifications of Civil and Military Service and other positions and ranks of the authority and society. In the frames of these investigations the author attempts to argue a link of successful activity of the elected person in the field of self government with specified criteria of the selection.

Текст научной работы на тему «Социальный состав и образовательный ценз чинов местного самоуправления Акмолинской области в 1890-х-1917 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

УДК [316.343:378]:342.25(571)

В. л. носков

Омский государственный аграрный университет

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ ЧИНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1890-Х—1917 гг.___________________________

Статья посвящена проблемам качества обеспечения органов местного самоуправления в Акмолинской области Степного края профессиональными кадрами в конце XIX — начале XX вв. Наибольший интерес вызывает вопрос о социальном происхождении, образовании, имущественном цензе, занимаемой государственной должности или места в кругу предпринимателей, табельном чине и заслугах перед властью и общественностью. В рамках исследования предпринята попытка соотнести успешность деятельности избранного лица в области самоуправления с указанными критериями отбора. Ключевые слова: местное самоуправление, профессиональные кадры, исследование, критерии отбора.

Обращаясь к проблеме эффективности городского самоуправления в конце XIX — начале XX вв., автор в данной статье освещает вопрос сословного происхождения и образовательного ценза чинов омского местного самоуправления на материалах широкого круга источников.

В основе Городового положения 1870 г. лежали принципы всесословного представительства, имущественного и возрастного ценза, разделения распорядительной и исполнительной властей, самоуправления городского общества [1]. Образовательный ценз оставался на втором месте после имущественного ценза. Возможно, что в этом была причина как медлительности действий чинов самоуправления, так и их частых ошибок и некомпетентности. А ведь на городскую управу возлагались следующие обязанности:

— заведование делами городского хозяйства;

— исполнение постановлений Думы;

— составление проектов городского бюджета;

— взимание расходование городских сборов;

— наблюдение за правильностью производства торговли.

С другой стороны, органы местного самоуправления не могли полностью распоряжаться городскими средствами, их деятельность не должна была выходить за пределы города. Они не могли также оказывать влияние на деятельность городской полиции, которая находилась в ведении Министерства внутренних дел [2]. Однако в 90-х гг. XIX в. законодательство о городском управлении было пересмотрено в плане ограничения полномочий городских дум и управ и расширения контроль-надзорных функций государства в данной сфере, что выразилось в принятии 11 июня 1892 г. нового Городского положения [3].

В результате реформирования городского законодательства в 1892 г. кардинально изменился механизм воздействия дум и управ. Это объяснялось тем, что городская управа была включена в общую систему государственных органов и подчинена бюрократическому аппарату. Управа оказалась связанной

двойной зависимостью — от Думы и от местной губернской администрации. Основной проблемой функционирования всего механизма городского самоуправления стало разделение исполнительной и распорядительной власти между его органами, а также отсутствие оптимального разграничения в компетенции между органами городского самоуправления и административными органами и должностными лицами [4].

Реформирование системы городского самоуправления в России согласно принятому в 1892 г. новому Городовому положению проводилось по двум основным направлениям: 1) по линии дальнейшего ограничения избирательного права и 2) путем расширения контрольно-надзорных функций государственных органов за деятельностью городского самоуправления [5]. Достаточно широкое распространение в городах Западной Сибири получила такая форма хозяйствования, как сдача городских предприятий, а иногда целой отрасли городского хозяйства, в подряд. Как правило, подрядный способ был удобнее для управы в организационном плане и выгоднее в финансовом. Например, паромная переправа через Иртыш в Омске (два парохода и паромы) до 1906 г. эксплуатировалась хозяйственным способом под надзором члена управы Леонтьева [6].

Повышение образовательного ценза потребовало и изменения Городового положения 1892 г. К предметам городского управления стали относиться:

— заведование сборами и повинностями в пользу города;

— благоустройство города;

— заведование капиталами и имуществом городского населения;

— попечение о бедных;

— здравоохранение и ветеринарная служба;

— противопожарная служба;

— заведование народным образованием, музеями, библиотеками, театрами;

— контроль над местной промышленностью;

— контроль за выполнением воинской повинности;

— попечение об устройстве православных храмов.

Однако инициатива образованных чинов, вплоть до составления городского бюджета (в рамках решений Городской думы) должна была быть одобрена губернатором. Думское постановление проходило следующие инстанции:

— губернское присутствие по городским делам имущества;

— Министерство внутренних дел;

— Комитет министров или Государственный совет.

Причем не нормами закона, а «собственными усмотрениями» [7]. Следует добавить также, что ни одна, даже временная должность, в городском управлении не могла быть заменена без согласия администрации. Согласно ст. 7 Городового положения 1892 г. городское и общественное управление обладало всеми признаками юридического лица, владеющего и распоряжающегося своим имуществом и имеющего право вступать в имущественные сделки с частными лицами [8].

Таким образом, для самоуправления требовались грамотные исполнители и распорядители, компетентные в юридических и торговых, технических делах. Нужны были подготовленные кадры из состоятельных сословий, в первую очередь из дворян.

Ставка правительства на свою опору — дворянство — не оправдалась. После того как органы самоуправления, лишаемые инициативы и самостоятельности, постепенно стали превращаться в простых исполнителей верховных руководящих указаний, дворянские круги потеряли интерес к городской службе. Даже дворяне, у которых были средства и возможности участвовать в общественной жизни на местах, держались от нее в стороне, настолько велика была их неприязнь ко всякой государственной службе. Что касается Сибири, то здесь дворяне, в большинстве своем чиновники, не были заинтересованы состоять гласными Думы еще и потому, что имели другие каналы для давления на городские дела [9]. Выходцы из крестьян и купечества чаще всего исполняли эти не престижные для дворянства должности. Да и среди последних часто не хватало имеющих систематическое специальное образование людей, поэтому часто большинство гласных манкировало своими обязанностями и передоверяло их исполнение тем лицам, кто был не особо отягощён знаниями, но стремился увеличить свой капитал на доходных управленческих откупах. Например, согласно принятой в 1882 г. Омской Городской думой инструкции богадельни должны были находиться в ведении исполнительной комиссии, а фактически ими единолично управлял член управы Н. М. Галкин. Инструкция эта ни разу не пересматривалась [10]. Рассматривая сословный состав Омской Городской думы, следует отметить, что на первое 4-летие по Городовому положению 1892 г. из 22 гласных было 5 человек (22,7 %) из дворян, чиновников и духовенства, 13 человек (59,0 %) — из купцов и почетных граждан, 4 человека (18,2%) — из мещан, крестьян и ремесленников.[11] И четвертое 4-летие: из 60 гласных лиц из дворян, чиновников и духовенства было 38,3 %, из купцов и почетных граждан — 23,3 %, из мещан, крестьян и ремесленников — 34,9%. Появилась и графа «прочие» [12].

Таким образом, в местном самоуправлении преобладали разночинцы и выходцы из крестьян и купечества.

Что же касается ведения в Думе и управе финансовой и статистической отчётности, то здесь дело

обстояло вообще неважно. Примером безхозяйствен-ности и низкой правовой культуры может служить тот факт, что, скажем, в Омске имело место до 1906 г. отсутствие правильной отчетности по финансам городской управы, а до 1908 г. имело место полное отсутствие здесь инвентаризации городского имущества, неосведомленность об объекте хозяйственного управления, разбросанность сведений, относящихся к городской земле, по разным отделам канцелярии городской управы. Все это стало причиной, например, широко распространившихся самовольных захватов городской земли. По смене думского руководства в 1908 г. был возбужден ряд судебных дел по прежним недостаткам в Городской управе [13]. Конечно же, в г. Омске — административном центре области — была возможность с 1850-х гг. получить приличное для того времени среднее образование, в первую очередь, для представителей имущих слоев. Однако наиболее активное открытие всесословных учебных заведений приходится на вторую половину 1880-х — начало 1910-х гг.; среди них было 3 мужских и 5 женских гимназий [15]. В Омске по докладу училищной комиссии Дума учредила в 1911 г. в составе управы особый училищный стол, в котором стали сосредотачиваться все школьные дела города и все делопроизводство в комиссии. С 1910 по 1914 гг. в Омске были открыты также средние учебные заведения: 2-я мужская гимназия, сельскохозяйственное училище, учительский институт. Органами местного самоуправления были осуществлены в полном объеме подготовительные работы по открытию в Омске сельскохозяйственного института [16]. Выпускники этих учебных заведений, не погибшие в годы империалистической и Гражданской войн и не уехавшие в эмиграцию, не репрессированные ВЧК-ОГПУ, пополнили собой уже местные советские органы.

При сравнении масштабов на 1900-е гг. по архивным данным Городской управы (ГАОО.-Ф.172). Всего население города Омска составляло 137241 человек. Они избирали 60 гласных. Среди населения лиц из дворян, чиновников, духовенства было 13,20 %, а в Думе — 38,3 %; из купцов и почетных граждан соответственно 3,9 % и 23,3 %, из мещан, крестьян и ремесленников — 69,6 % и 34,9 % [17]. По данным на 1910 г., образовательный уровень гласных городской Думы был следующим (из 60 гласных): неграмотных нет, домашнее образование имели 24 человека (35 %), среднее образование — 29 человек (48 %), высшее — 10 человек (17 %) [18].

Новации в организационной структуре органов городского самоуправления проходили также и по линии реорганизации делопроизводства управ, пересмотра штатов их служащих, увеличения отделов управ [19]. Успех и плодотворность работы органов городского самоуправления зависели, прежде всего, от умения сообразовываться с конкретными условиями данной местности, с требованиями времени и имеющимися материальными и людскими ресурсами. Со сменой администрации в 1908— 1910 гг. и повышением квалификации членов управы и областного руководства произошли значительные перемены. Приоритет был отдан гражданской профессиональной специализации. И дело не заставило себя ждать. В 1912 г. в Омске началось строительство водопровода, а в 1913 г. и первой городской электростанции. Строительство первого закончилось в 1915 г., а второй — в 1921 г. [20].

Следует привести для примера данные по ряду известных по публикациям чинов Омского городского самоуправления.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009

Эдуард Иванович Эзет (1838/39 — 1891/92 гг.) 8 лет возглавлял Омскую Городскую думу. Из разночинцев. В 1860 г. окончил Императорскую С.-Петербургскую академию художеств. С 1863 г. — городовой архитектор г. Омска. С 1877 г. — чиновник по технической части при генерал-губернаторе Западной Сибири Н. Г. Казнакове. По инициативе Эзета в г. Омске было открыто несколько приходских школ и учреждена бесплатная народная библиотека [21].

В 1893 г. в выборах в Городскую думу по новому городовому положению Городским головой был избран сын купца, юрист по образованию Н. П. Остапенко (?) [22]. Он занимал этот пост до 1910 г. При нем был построен Драматический театр, Московские торговые ряды, была обустроена Базарная площадь.

Василий Александрович Морозов (?), действительный статский советник, был городским головой с 1910 по 1918 гг. При нем городское хозяйство было приведено в должный порядок, а сам Морозов инициировал многие начинания, среди которых: преобразование молочной школы в сельскохозяйственное училище, устройство торговых классов и ходатайство об организации на базе сельхозучилища Сибирского сельскохозяйственного училища [23]. Вместе с Акмолинским областным губернатором действительным статским советником, выпускником Петровско-Разумовской сельскохозяйственной и лесной академии им. Петра Великого А. Н. Неверовым проявил активное участие в организации Первой Западно-Сибирской, сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки 1911 г. (далее: Первая Западно-Сибирская выставка) [24].

Гласный Омской городской Думы генерал-лейтенант Георгий Ефремович Катанаев (1848— 1921 гг.) был выходцем из семьи казачьего офицера станицы Атбасарской Акмолинской области. Образование получил в Сибирском кадетском корпусе (1866 г.). Кроме этого, 3 года учился в Петровско-Разумовской академии и почти три года на правах вольнослушателя — в Николаевской академии Генштаба. Имел опыт военной службы, а также экспедиций и преподавания истории и географии. Был комиссаром на Первой Западно-Сибирской выставке 1911 г. Для казачьего самоуправления много сделал будучи председателем Войскового хозяйственного правления. Кроме того, был одним из семи учредителей и почетным членом, а также в 1893— 1897 гг. председателем Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО), председателем Кустарного комитета Акмолинской области, членом Омского отдела императорского Московского общества сельского хозяйства (ООИМОСХ) и основатель еженедельника «Сибирские войсковые ведомости» (1916г.) [25].

Гласный Омской городской думы, член ЗСОИРГО Филипп Филиппович Штумпф (1864— 1921гг.) был выходцем из немецких колонистов Саратовской губернии. Образование и степень кандидата сельскохозяйственных наук получил в императорском Томском университете. Имея связи в торговых, биржевых и предпринимательских кругах, был одним из инициаторов и организаторов Омского отделения Московского сельскохозяйственного общества (1899— 1901 гг.), Омской торгово-промышленной биржи (1904 г.); торговой школы (1909 г.) и Коммерческого училища (1910 г.). Наряду с В. П. Балиевым, Г. Е. Катанаевым и другими общественными деятелями был устроителем, участником и лауреатом Первой Западно-Сибирской выставки. Работал во многих комиссиях Городской управы, в том числе и в Стро-

ительной комиссии по постройке в г. Омске среднего сельскохозяйственного училища (1912—1919 гг.) [26].

Миней Яковлевич Мариупольский (?) — бывший гласный Думы — был купцом и происходил из крестьян. Его родители еще в 1880-е гг. владели значительными капиталами. В Омск Мариупольские приехали после проведения Транссиба. Здесь семья развернула масштабную предпринимательскую деятельность, скупала с.-х. продукцию, открыла трактиры, устроила лучший в Омске завод. Они же основали акционерное общество «М.Мариупольские и сыновья» [27].

Гласный Думы датчанин Серен Христианович Рандруп (?) имел техническое образование и был поверенным в дела в Сибири от правительств Дании и Великобритании. Разбогатев в 1890-х гг. на комиссионной торговле сибирским сливочным маслом и свиной щетине, он открыл в 1902 г. в г. Омске большой завод с.-х. орудий и машин. Серен Христианович был членом ООИМОСХ, Биржевого комитета и Биржевого общества, участником Первой Западно-Сибирской выставки в Омске в 1911 г., участвовал в ходатайствах об открытии в Омске сельхозинститута, коммерческого училища и курсов для монтеров с.-х. машин [28].

Иннокентий Павлович Лаптев (1872— 1917 гг.), общественный и политический деятель, депутат Госдумы (1906 г.) окончил Омскую классическую гимназию и Лазаревский институт восточных языков. Служил помощником инспектора в Омской казённой палате, а также в других городах Сибири и Степного края. В Госдуме I и II созывов представлял Сибирское казачье войско («войсковое население Акмолинской, Семипалатинской областей и Томской губернии») [29]. Лаптев был гласным Омской городской думы (1910— 1914гг.), где входил в состав комиссии по постройке водопровода и председательствовал в финансовой комиссии. Иннокентий Павлович также был действительным членом ООИМОСХ и ЗСОИРГО, ав 1911 г. и комиссаром (наравне с Катанаевым и др.) Первой Западно-Сибирской выставки. В 1915 г. При его председательстве проходил в 1916 г. Съезд сельскохозяйственных деятелей и кооператоров в Омске, на котором И.П. Лаптев поддержал идею открытия первого сибирского сельхозинститута на базе уже имевшегося к тому времени среднего училища (ОССХУ) [30].

Николай Демьянович Буяновский (1880-? гг.), происходящий из крестьян Подольской губернии. Окончил церковно-приходскую школу, учительствовал. Затем служил в Балтском казначействе, одновременно занимаясь самообразованием. После учился в Но-вобургской учительской семинарии, завершил образование в 1902 г. в учительской семинарии в Бессарабии и занимался преподавательской деятельностью. В 1909 г. перешел на банковскую службу и в 1910 г. был назначен в Омск директором отделения Русско-Азиатского банка. На протяжении нескольких лет был гласным Омской Городской думы, а с июля по ноябрь 1918 г. — ее председателем.

Вячеслав Павлович Балиев (1882—1936) окончил Московскую земледельческую школу и Петровско-Разумовскую академию. Балиев принимал деятельное участие в организации высшей сельскохозяйственной школы в Сибири — Сибирского сельхозинститута, был профессором кафедры механизации [31].

Таким образом, с развитием городского и сельского самоуправления в Акмолинской области в последней трети XIX — первых десятилетиях XX вв. большую значимость приобрел образовательный ценз лиц (чинов) его представляющих. Это сказывалось и как на управлении хозяйством, на ведении

дел и на отчетности по их исполнению. То есть это влияло, в общем, на характер и темпы развития региона. При этом велика была зависимость кадрового состава и доходов местного самоуправления от губернской власти. На характер присутствия того или иного чина самоуправления оказывала влияние именно внутриполитическая государственная система.

Библиографический список

1. Коновалов, И.А. Местное самоуправление в Омске в XVIII — начале XX вв. [Текст] / И.А.Коновалов / Изв. Ом. гос. ист.-краев. музея. — № 5. — Омск : ОГИКМ, 1997. — С. 22; Е. Ю. Меренкова; Организационно-правовые основы деятельности городского самоуправления в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. [Текст] : монография / Е. Ю. Меренкова. — Омск : Омская академия МВД России, 2006. - С. 3; Пугачева Н.М. Омская городская дума [Текст] / Н. М. Пугачева / П. П. Вибе, Омский историко-краеведческий словарь / П. П. Вибе, А. Л. Михеев, Н.М. Пугачева. — М. : Отечество, 1994. — С.169.

2. Там же. С. 23.

3. Меренкова, Е. Ю. Организационно-правовые основы деятельности ... С. 3.

4. Там же. С. 3.

5. Там же. С. 171.

6. Там же. С. 151.

7. Коновалов, И. А. Местное самоуправление в Омске в XVIII —

начале ХХ вв...С. 24; Вестник Омского городского самоуправ-

ления. — Омск, 1911. — № 8. — С. 9.

8. Там же. С. 138.

9. Рабцевич, В. В. Социальный состав органов городского самоуправления Западной Сибири в 80-х годах XVШт — первой четверти XIX в. [Текст] / В. В. Рабцевич / История городов Сибири досоветского периода. — Новосибирск, 1977. — С. 87; Р. Пайпс Россия при старом режиме [Текст] / Пайпс. — М. : Прогресс, 1993. — С. 249; Е. Ю. Меренкова Организационно-правовые основы деятельности ... С. 37.

10. Там же. С. 165.

11. ГАОО. - Ф. 172. - 0П.1.- Д.11. - ЛЛ. 76-97; Ф. 172. -0п. 1. - Д. 176. - л.13.

12. Там же.

13. ГАОО. - Ф.172. - 0п.1. - Д.131. - Л.5.

14. Пугачева, Н. М. Учебные заведения Омска [Текст] / Н. М. Пугачева / П. П. Вибе [и др.] ... 1994. - С. 272-274.

15. Меренкова, Е. Ю. Организационно-правовые основы деятельности городского самоуправления ... С. 169; А. Л. Толочко / Городское самоуправление в Омске в дореволюционный период [Текст] / А. Л. Толочко, И. А. Коновалов. - Омск : ОмГУ, 1997. -С. 59-60.

16. ГАОО. - Ф. П2. - 0п. 1 . - Д. 176. - Л.13.

17. Меренкова, Е. Ю. Организационно-правовые основы деятельности ... С. 74.

18. Меренкова, Е. Ю. Там же. С. 172.

19. Там же. С. 145; РГИА. - Ф. 1288. - Оп. 9. - Д. 118. - Л.40.

20. Пугачева, Н. М. Эзет Эдуард Иванович [Текст] / Н.М. Пугачева / П. П. Вибе [и др.] ... 1994. - С.307-308; И. Г. Деветьярова ; Краткие сведения об инженерах и архитекторах, работавших в Омске или проектировавших для города в XVIII- первой четверти ХХ вв. [Текст] / И. Г. Деветьярова / Изв. ОГИК музея. - № 2. -1993. - С. 109-116.

21. Коновалов, И. А. Местное самоуправление в Омске в ХУШ -

начале ХХ вв....С. 25.

22. Пугачева, Н. М. Омская Городская дума [Текст] / Н. М. Пугачева / П. П. Вибе [и др.] ... 1994. - С.169.

23. Коновалов, И. А. Местное самоуправление в Омске в XVIII -

начале ХХ вв....С. 25.

24. Вибе, П. П. Катанаев Георгий Ефремович [Текст] / П. П. Вибе / [и др.] ... 1994. - С. 107- 108; А. М. Лосунов. Катанаев Георгий Ефремович [Текст] / А. М. Лосунов / Изв. Ом. регион. отд-е Рус. геогр. об-ва. Выдающиеся ученые и деятели культуры Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества и ОРО РГО. - Вып. (12)19. -Омск : Изд-е Ом. рег. отд. РГО, 2007. - С.139-140.

25. Пугачева, Н. М. Штумпф Филип Филиппович [Текст] / Н.М. Пугачева // П. П. Вибе [и др.] ... 1994. - С.З05; Н. М. Пугачева. Штумпф Филип Филиппович [Текст] / Н. М. Пугачева / Изв. Ом. регион. отд-е Рус. географ. об-ва. Выдающиеся ученые ... 2007. -С. 204.

26. Киселев, А. Г. Омские предприниматели в конце XIX-начале ХХ вв. [Текст] / А.Г.Киселёв // П. П. Вибе [и др.] ... 1994. -С. 180.

27. Там же. С. 81.

28. Баах, С. В. Материалы к биографии омских депутатов Государственной думы, избиравшихся в 1906- 1907 и в 1993 гг. [Текст] / С. В. Баах, А. П. Сорокин / Вопросы методологии и истории в работах молодых учёных : сб. науч. статей аспирантов ОмГПУ, ОмПУ, СГПИ / Под ред. В. Н. Худякова и А. Г. Киселёва / Мин-во обр. РФ, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 99.

29. Там же.

30. Червоненко, В. Н. Учёные Омского сельскохозяйственного института. (1918-1923). [Текст] / В.Н. Червоненко ; под ред. Н. К. Крючкова ; Ом. сель.-хоз ин-т. - Омск, 1994. - С. 217; Доклад В. П. Балиева [директора МИС] [Текст] / В. П. Балиев / Омск — естественный центр для первого сельскохозяйственного института в Западной Сибири (с агрономическим, лесным, куль-туртехническим и ветеринарно-зоотехническим отделением) : сб. статей ; сост. А.Н. Гладышев, В. П. Балиев [и др.]. - Омск: [б. и.], 1914. - С. 49-67.

НОСКОВ Вадим Александрович, аспирант кафедры истории и регионального развития.

Статья поступила в редакцию 04.12.2008 г.

© В. А. Носков

Книжная полка

Когут, М. Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.) [Текст] I М. Т. Когут. — Омск і Изд-во ОмГТУ, 2009. - 116 с.

Издание содержит конспекты лекций по разделам дисциплины «История России» с древнейших времен до конца XVIII в. и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» и других исторических специальностей дистанционной и заочной форм обучения.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (76) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.