4. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 510. Л. 52-52 об.
5. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 511. Л. 9.
6.ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 511. Л. 32.
7. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 59. Л. 2 об.; Д. 511. Л. 32 об., 42-42
об., 55, 89, 90-91 об., 174-174 об.
8. Толочко А.П. Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910 — 1914 гг.). — Томск, 1989. - С. 97.
9. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 226-227 об.
10. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 80-80 об.
11. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 230-231 об.
12. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 524. Т.11. Л. 301-305 об.
13. Морозов К.Н. Партия социалистов-революционеров в 1907- 1914 гг. - М., 1998. - С. 611.
14. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 230-231 об.
15. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 511. Л. 89-89 об.
16. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 523. Л. 9; Д. 526. Л. 47 об.
17. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 527. Л. 62-63, 71-72.
18. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 530. Л. 8, 10, 21-27 об., 28 об.-47, 48 об.-59, 62-69, 81-83, 88-88 об. 92 об.-95 об., 101 об., 108 об. — 110 об.
19. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 527. Л. 60-61, 72-72 об.
20. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 529. Л. 142-142 об., 173-176, 183183 об., 198.
21. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 510. Л. 109; Д. 511. Л. 127 а.
22. Партия социалистов-революционеров. Док. и мат. : в 3-х т. Т.1. 1900 - 1907 гг. - М., 1996. - С. 121, 113.
23. Курусканова Н.П. Нелегальная печать сибирских эсеров в период борьбы с самодержавием (1901 - февраль 1917 гг.) : учеб. пособие. - Омск, 2000. - С. 52-54.
24. Курусканова Н.П. О состоянии полиграфической базы эсеровского подполья Сибири в период нового революционного подъема(1911-19 июля 1914 гг.) // Человек в меняющемся мире. -Омск, 2002. - С.78.
25. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 511. Л. 9.
26. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 511. Л. 32-32 об.
27. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 527. Л. 71 об.
28. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 59. Л. 2 об.-3; Д 529. Л. 66-67 об., 70-71.
29. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 23 об., 44 об.
30. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 529. Л. 148.
31. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1 .Д. 526. Л. 57 об.-58 об.
32. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 209 об.
33. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 526. Л. 110 об., 139 об.
34. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 527. Л. 18-18 об.
35. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 523. Л. 9 об.
КАДИКОВ Эльдар Рашитович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры дореволюционной отечественной истории и документове-дения.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.01.2009 г.
© Э. Р. Кадиков
УДК 930 о. В. ЧУДАКОВ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ФОРМИРОВАНИЕ
ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
ОРГАНАМИ ГОРОДСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
(1914 - ФЕВРАЛЬ 1917 гг.)____________
Рассматриваются основные направления в формировании доходной части бюджетов органов городского самоуправления в Западной Сибири в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 гг.).
Ключевые слова: Первая мировая война, городское самоуправление, бюджетная политика, доходы.
Органы городского самоуправления в рамках своей деятельности особое внимание уделяли формированию бюджетов, прежде всего доходной части. Согласно Городовому положению 1892 г., доходы городов, в зависимости от способа их извлечения, можно объединить в следующие группы: 1) доходы с городских имуществ и оброчных статей и с муниципальных предприятий; 2) налоги и сборы; 3) пособия городам из казны и 4) разные поступления.
Городские доходы крупных городов Западной Сибири за период с 1913 г. по 1917 г. значительно
выросли (например, в Омске - в 2 раза, в Кургане -в 2,5 раза, в Новониколаевске - в 2,2 раза, в Тобольске - в 1,8 раза), а в среднем доходная часть бюджетов крупных городов в Западной Сибири увеличилась за этот период в 1,7 раза [1].
Весьма значительную роль в годы Первой мировой войны, как и раньше, играли источники поступлений первой группы: сборы с городских имуществ и оброчных статей и поступления с городских сооружений и предприятий. Наиболее прогрессирующим доходом, который начинал играть все более и более круп-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
ную роль в период 1913-1917 гг., надлежит признать поступления от муниципальных предприятий. Сумма их увеличилась: в Омске — в 4 раза, в Тобольске — в 3 раза, в Кургане — в 8,7 раза, в Новониколаевске — в 2,8 раза, в Тюмени — в 2,3 раза, в Томске и Бийске (за 1913-1916 гг.) — в 1,8 раза [2]. Увеличение этих доходов свидетельствовало о наличии в городах Западной Сибири коммунального хозяйства, в системе которого действовали крупные капиталистические предприятия — электрические станции, водопроводы, ломбарды, ассенизационные обозы, переправы, скотобойни, аптеки и др. Городские предприятия давали в 1915 г. валового дохода: в Омске — 220 635 руб. (15,5 % бюджета), в Тобольске — 144 194 руб. (37 %), в Тюмени — 143 116 руб. (21,4 %), в Кургане — 96 470 руб. (20,2 %), в Томске — 347 692 руб. (17,6 %). В 1915 г., например, доход от электрической станции и водопровода составил в Томске — 160 тыс. руб., в Омске — 87 тыс. руб. [3].
Достаточно заметным по своей значимости из источников доходов этой группы в городских бюджетах были доходы с городских имуществ и оброчных статей: в Омске они увеличились с 1913 г. по 1917 г. в 2,2 раза, в Кургане — в 1,9 раза. В остальных городах Западной Сибири произошло лишь незначительное увеличение доходов: в Тюмени — в 1,25 раза, в Новониколаевске — в 1,4 раза, в Томске (за 1913-1916 гг.) — в 1,15 раза и т.д. [4]. Этот вид дохода формировался, в основном, за счет обложения имущих слоев горожан — взималась плата с торговавших на базарах, с кузнецов и с владельцев кирпичных заводов, арендовавших у города участки земли под свои заведения, за выпас скота и т.п.
Вторую группу источников поступления в городские бюджеты составляли налоги и сборы. Основными источниками второй группы доходов являлись: а) оценочный сбор с недвижимых имуществ, принадлежащих частным физическим и юридическим лицам; б) сборы с промысловых свидетельств; в) с заведений трактирного промысла и с пивных лавок; г) прочие сборы (взимаемые в пользу города при совершении, засвидетельствовании, протесте и предъявлении по взысканию разных актов; за клеймение и употребление мер и весов; с аукционных продаж движимого имущества, производимых при участии должностных лиц общественного управления) [5]. Все эти сборы и их высшие размеры, кроме трактирного сбора, устанавливались и были фиксированы законом. На усмотрение городских дум было оставлено вводить или не вводить высший размер сбора.
Некоторые сборы вводились самими городскими думами: с извозного промысла, с лошадей и экипажей, содержащихся частными лицами, с собак, с перевозного промысла, с велосипедов и автоматических экипажей, больничный сбор, телеграфный и др. Установленный законом 2 марта 1910 г., так называемый попудный сбор, то есть сбор с грузов, привозимых в город и вывозимых из него по железной дороге, разрешался городам государственной властью только на основании ходатайств о том городских дум.
Одним из самых крупных доходов этой группы являлся оценочный сбор, получаемый городами с недвижимых имуществ. В Омске он увеличился с 1913 г. по 1917 г. в 2 раза, в Тюмени — в 1,6 раза, в Кургане — в 1,5 раза, в Новониколаевске — в 2,5 раза. В Бийске и Томске оценочный сбор за период 1913 -1916 гг. увеличился незначительно — в 1,4 и 1,1 раза соответственно [6]. В годы Первой мировой войны в городах Западной Сибири взимание государственного налога с недвижимых имуществ по-прежнему регулирова-
лось законом от 6 июня 1910 г., в основу которого была положена чистая доходность имуществ, которая облагалась шестипроцентным государственным сбором с отчислением 1 % в городской бюджет [7]. В свою очередь, городские думы определяли способы взимания этого налога: либо с чистого дохода этих имуществ, составляющего 5 %, как это было в Бийске, либо 1 % от стоимости недвижимого имущества (в Кургане, Тюмени, Омске и других городах). Так как Городовое положение 1892 г. предоставляло преимущество в органах местного самоуправления владельцам недвижимой собственности, то естественно, что городской оценочный сбор не занимал в городских бюджетах того места, какое ему могло бы принадлежать при ином составе городского представительства. Между тем оценочный сбор в пользу города совершенно не успевал за ростом благосостояния городского населения. Размеры оценочного сбора варьировались по отношению к бюджетам городов от 3,3 % до 19 % [8]. Стоит отметить, что от оценочного сбора были освобождены государственные и церковные имущества, а также имущества, стоимость которых была менее 100 рублей.
В то же время, из-за нехватки финансовых средств, городские общественные управления стали чаще прибегать к разного рода налоговым мероприятиям, одним из которых являлось повышение процента обложения городской недвижимости. Например, Тобольская Городская дума по докладу Особой комиссии о результате произведенной переоценке недвижимых имуществ приняла за норму обложения при исчислении городского оценочного сбора с недвижимых имуществ 7 %, оцененных по чисто приносимой доходности, и 1 % обложения для имуществ, оцененных по стоимости [9].
Бюджетная комиссия Тюменской городской управы высказалась за то, чтобы к 1916 г. была произведена общая переоценка недвижимых имуществ, что должно было послужить увеличению поступлений оценочного сбора, а также устранению тех неравномерностей обложения, которые наблюдались по отношению к некоторым имуществам [10]. В этой связи, 30 декабря 1915 г. Тюменская городская дума постановила увеличить существующий размер городского оценочного сбора с недвижимых имуществ на 50 %, освободив от него имущества стоимостью менее 300 руб., поэтому поступление оценочного сбора должно было увеличиться на 17 883 руб. [11].
В Новониколаевске ввиду чрезвычайных расходов, вызванных войной, Городская дума на заседании 16 октября 1914 г. постановила повысить в 1915 г. процент обложения оценочным сбором недвижимых имуществ с 0,75 % до 1 % [12]. Поскольку общая сумма оценки всех недвижимых имуществ в городе в 1914 г. составляла 5 млн 792 тыс. руб., то благодаря повышению оценочный сбор на 1915 г. определялся в 57 тыс. руб. против 41 тыс. руб. в 1914 г., что было немаловажно для городского бюджета [13].
9 ноября 1916 г. в Министерстве финансов было принято решение о передаче городам государственного квартирного налога [14]. Значительно были повышены налоги для промышленности и торговли, было введено обложение увеселительных зрелищ, на 50 % увеличен квартирный налог.
Словом, вся совокупность налоговых мероприятий, которые уже были проведены и которые еще только предстояло провести, должна была служить наполнению городских бюджетов.
В годы Первой мировой войны очень сильно сократились поступления в городские бюджеты от тор-
говли и промыслов. В Омске в 1916 г. эти доходы снизились по сравнению с 1913 г. в 2 раза, в Кургане — в 1,8 раза, в Бийске — в 1,45 раза, Томске — в 1,3 раза и т.д. [15]. Это было связано с прекращением поступления самого крупного сбора — трактирного, так как со вступлением России в войну было принято постановление о введении «сухого закона», в связи с чем все спиртные напитки запрещались к продаже.
Солидный вес в доходной части бюджетов городов составляли источники поступления третьей группы — «пособия городу и возврат расходов» — ибо доходы первых двух групп не могли покрыть многообразные и крупные расходы, которые планировались органами городского самоуправления. «Пособия городу и возврат расходов» в доходной части бюджетов за период с 1913 г. по 1917 г. увеличились в среднем в 3,4 раза (в Омске — в 3,2 раза, в Кургане — в 4,7 раза, в Новониколаевске — в 3,5 раза, в Томске (с 1913 г. по 1916 г.) — в 1,5 раза, в Бийске (с 1913 г. по 1916 г.) — в 4,2 раза, достигая в некоторых городах Западной Сибири 30— 40 % бюджета [16].
Одним из источников поступления доходов этой группы являлось возмещение казной расходов, произведенных городами из своих средств, например, по содержанию полиции, учебных заведений, по расквартированию войск в городах, по размещению военнопленных и др. Однако такое пополнение бюджета из государственной казны далеко не всегда поспевало за произведенными затратами. Так, Томским городским общественным управлением в 1914 г. на нужды мобилизации было израсходовано с начала войны 235 580 руб. В 1915 г. предстояло выделить на эти цели еще не менее 82 890 руб. Но государственная казна возвратила городу первоначально только 85 112 руб. [17]. Лишь в 1915 г. Томску было возмещено дополнительно 117 223 руб.: за расквартирование войск и за расходы, произведенные городом на нужды мобилизации [18].
Четвертую группу источников доходов в бюджетах городов Западной Сибири составляли «разные поступления». В нее включались все те статьи поступлений, которые не вошли в предыдущие. Например, в бюджете города Омска в 1916 г. в эту группу входили пени за несвоевременный платеж сбора с собак и велосипедов; сбора за извозный промысел; сбора и платы за прочие оброчные статьи; за содержание лиц в городской богадельне; от продаж недвижимых иму-ществ; от продажи движимых имуществ и др. [19]. Эта группа поступлений с 1913 г. по 1917 г. увеличилась в Омске — в 3,7 раза, в Тобольске — в 1,5 раза, в Тюмени — в 1,7 раза, а в Томске, Новониколаевске и Бийске произошло незначительное снижение [20].
Таким образом, анализ источников формирования бюджетов городов Западной Сибири показывает, что практически вся сумма их составлялась за счет обложения горожан, доходов с городских имуществ и предприятий.
Несмотря на значительные отклонения действительных расходов от сметных ассигнований, городские управы использовали различные способы восстановления бюджетного равновесия, чтобы свести сметы без дефицита. Причиной дефицитов были несоответствующее возрастанию городских доходов увеличение некоторых расходов, слишком неравномерное распределение сборов с недвижимости в пользу города и казны, а главным образом — недостаточность предоставленных городам финансовых прав. Это выражалось в том, что городские финансы находились в жестких рамках «правил о составлении, рассмотрении и исполнении городских смет и отчетов
по исполнению этих смет» Городового положения 1892 г. Как следствие, итоги расходных смет копейка в копейку совпадали с итогами доходных, а многие росписи даже сводились с превышением доходов над расходами. Для этого применялся прием сбалансирования двух росписей. Это делалось двумя способами: 1) одни городские управления заводили в своих росписях очень крупную статью «на экстраординарные расходы»; 2) если такая статья неодобрительно встречалась губернатором, городские управления использовали «вздутие» сметы, то есть вели дело к систематическому увеличению всех сметных назначений против действительной надобности, для того, чтобы получить таким образом возможно большую сумму свободных остатков, распоряжение которыми по Городовому положению зависело исключительно от городских дум.
До войны финансовое положение городов Западной Сибири было вполне благополучным. В течение пяти лет, с 1909 г. по 1914 г., почти каждый год заканчивался в большей или меньшей степени, но превышением итога поступивших доходов над суммой произведенных расходов. Но война нанесла удар по финансовому благополучию городов. И хотя первый год войны — 1914 г. — закончился еще для некоторых городов без дефицита, то уже с 1915 г. появляется дефицит, который превышал иногда 100 тыс. руб. Например, годовой дефицит Тюмени на 1917г. выразился в сумме 187 578 руб. 59 коп. [21]. Конечно, в образовании столь значительного дефицита городского самоуправления в Тюмени главную роль играли непосильные для финансовых средств города расходы по платежу недоимок и на пособия по содержанию реального училища. По этому поводу 29 декабря 1916 г. Городской думой было возбуждено ходатайство о сложении с города платежей по недоимкам и об освобождении от пособия по содержанию реального училища. Вторым фактором, влияющим на размер дефицита, служил не возмещаемый городу расход в сумме 50 тыс. руб. на выдачу квартирного пособия семействам запасных нижних чинов [22].
Хотя, на первый взгляд, кажется, что размер дефицита возрастал прогрессивно с увеличением размера бюджета, но на самом деле причинная связь между тем или другим явлением очень небольшая. Действительно, бюджет рос не только в расходной, но и в доходной части, а причины роста той и другой части между собой различны. Рост доходов городов являлся, с одной стороны, естественным ростом экономических сил городского населения, а с другой — он служил показателем расширения городского хозяйства. Рост расходной сметы являлся естественным, пока касался увеличения тех расходов, которые вызывались расширением городского хозяйства и созданием новых городских предприятий, но в этом случае увеличение расходов обычно компенсировалось приростом дохода и это не отражалось на балансе бюджета. Но как только увеличение расходов начинало происходить вне зависимости от увеличения доходов, это являлось уже признаком упадка городского хозяйства. Справедливости ради надо сказать, что дефицит являлся результатом не беспорядочного или неосторожного ведения городского хозяйства, а следствием тех обширных задач, стоящих перед управлением города, которые городское управление не могло игнорировать, а должно было выполнять, руководствуясь теми налоговыми источниками, которые предоставлялись городу законом.
Одной из главных проблем городских самоуправлений в 1914 - начале 1917 гг. являлась, прежде всего,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
ограниченность финансовой базы. Городовое положение 1892 г. предопределило ее узость, предельность обложения, что не давало возможности к установлению новых налогов или сборов, помимо тех, которые уже имелись, а все источники существующих налогов использовались в полной мере и в плане их увеличения вряд ли представлялось возможным сделать что-либо больше. Расширять же муниципальные предприятия во время войны городским властям было затруднительно, а сократить расходы по ведению городского хозяйства, без явного его расстройства, являлось недопустимым. Под влиянием войны отрицательное воздействие этих факторов на бюджеты городских самоуправлений усилилось. Городские думы, в связи с обострением финансового кризиса, стали прибегать к новому нажиму на доходность городских предприятий: к повышению таксы на воду, ассенизационные обозы, электрическую энергию, к заключению разного рода займов, ссуд и т.п.
Библиографический список
1. Толочко А.П.,Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие : монография. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. — С. 156.
2. Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в годы Первой мировой войны (июль 1914 — февраль 1917 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Омск, 2002. — С. 18.
3. Николаев В. Городское дело в Сибири // Сибирские записки. - 1916. - № 2. - С. 112.
4. Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие : монография. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. - С. 157.
5. Городовое положение 11 июня 1892 г. со всеми к нему приложениями, узаконениями, касающимися городских управлений; разъяснения по городским делам по март 1910 г. / сост. А.А. Колычев. - СПб., 1910. - Ст. 130, 131, 133, 135. - С. 343, 347, 352, 353.
6. Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюцион-
ный период: становление и развитие : монография. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. - С. 156.
7. Вестник Омского городского общественного управления. -1911. - № 42. - С. 15.
8. Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие : монография. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. - С. 156.
9. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1354. Л. 371.
10. ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1277. Л. 79.
11.ТФ ГАТюмО. Ф. И-152. Оп. 35. Д. 1393. Л. 33.
12. РГИА. Ф. 92. Оп. 1. Д. 876. Л. 13.
13. Городские финансы // Вестник Омского городского общественного управления. - 1915. - № 1. - С. 26.
14. Известия Петроградской городской думы. - 1917. -№2-3. - С. 93.
15. Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в годы Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2002. - С. 18.
16. Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в годы Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 гг.) : автореф. дис. . канд. ист. наук. - Омск, 2002. - С. 19.
17. Известия Томского городского общественного управления. - 1915. - № 9. - С. 95.
18. Николаев В. Городское дело в Сибири // Сибирские записки. - 1916. - № 2. - С. 114.
19. ГАОО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 29. Л. 58.
20. Толочко А.П., Коновалов И.А., Меренкова Е.Ю., Чудаков О.В. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период — становление и развитие : монография. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2003. - С. 157.
21. РГИА. Ф. 1288. Оп. 7. Д. 170. Л. 588.
22. РГИА. Ф. 1288. Оп. 7. Д. 170. Л. 593.
ЧУДАКОВ Олег Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2009 г.
© О. В. Чудаков
Книжная полка
Хрестоматия по истории России [Текст] : учеб. пособие / А. С. Орлов [и др.] ; МГУ им. Ломоносова, Ист. фак. — М. : Проспект, 2009. — 588, [1] с. : табл. — Библиогр. в середине кн. — ISBN 978-5-39200493-5.
В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия.
Для студентов, учащихся старших классов средней школы, абитуриентов, всех интересующихся отечественной историей.
Гуменюк, А. Н. Музейная практика студентов [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Гуменюк, И. Г. Пен-дикова ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. — 91, [1] с. : ил. — Библиогр.: с. 54. — ISBN 978-5-81490658-8.
В пособии представлена информация, необходимая студенту-дизайнеру для прохождения музейной практики и для выполнения отчетной работы после ее завершения. Приведены различные варианты творческих заданий, которые студент выполняет во время практики. Описан порядок выполнения отчетной работы, ее оформления и подготовки к защите.
Пособие предназначено для студентов второго курса специальностей 070601 «Графический дизайн», 230203 «Информационные технологии в дизайне» и полностью соответствует программе учебной дисциплины «Музейная практика».
Пособие может быть полезно также преподавателям, осуществляющим руководство музейной практикой студентов.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru