DOI: 10.17805/trudy.2016.5.6
социальный портрет работающего студента
М. С. Короткова (Московский гуманитарный университет)
Аннотация: В статье анализируются вопросы вторичной занятости студентов, объективные и субъективные причины подработки, основные сферы студенческой трудовой деятельности, преимущества и недостатки совмещения работы и учебы. На основе различий в мотивации выделяются разнообразные категории работающих студентов, тенденции в развитии студенческой занятости.
Ключевые слова: студенчество; духовное воспроизводство; экономическое воспроизводство; высшее образование; работа; подработка; учеба; работодатель; мотивы вторичной занятости
social portrait of the working student
M. S. Korotkova (Moscow University for the Humanities)
Abstract: The article examines the issues of students' secondary employment of students, both objective and subjective reasons for taking up part-time work, the main areas of student labor, the advantages and drawbacks of combining work and study. On the basis of differences in motivation, we classify working students into several categories, with an additional focus on trends in student employment.
Keywords: students; mental reproduction; economic reproduction; higher education; work; moonlighting; study; employer; motives for secondary employment
Введение
Студенчество как особая социально-демографическая молодежная группа в полной мере интегрирована в сферу образования, где реализуется ее общественно-полезная деятельность — учеба. По тому, насколько молодежь включена в сферу образования и как это отражается на ее личности, можно говорить о ней как о субъекте духовного воспроизводства (Чупров, Зубок, 2000: 33). Освоение высшего образования требует от студентов систематических умственных, физических и временных затрат, а
НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
2016 № 5
значит любая другая деятельность, в том числе трудовая, для них должна быть вторичной.
Для студентов дневной формы обучения получение знаний, навыков, будущей специальности возможно при наличии устойчивого финансового фундамента родительской семьи, позволяющего на протяжении 4-6 лет не включаться в систему экономического воспроизводства.
Однако снижение уровня жизни большей части населения при одновременном быстром распространении высоких стандартов жизни приводят к быстрому росту жизненных потребностей при гораздо меньших возможностях их удовлетворения за счет таких традиционных источников, как стипендия и помощь родителей. Прибавив к этому безработицу и развитие услуг платного образования можно понять, почему студенты обращаются к поискам дополнительных заработков, почему на рынке труда занято несколько миллионов студентов и еще большее их число ищут работу. Профессиональная и жизненная карьера современного студенчества складывается в новой модели образовательно-трудовой занятости.
Преимущества и недостатки вторичной занятости
Право студентов на совмещение учебы с работой (без ущерба для освоения образовательной программы и при выполнении индивидуального учебного плана) обозначено в статьях Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. И, хотя право быть вторично занятым прописано в законе, ряд вузов (МосУ МВД, МГМУ им. И. М. Сеченова и др.) в силу специфики расписания и объема заданий не оставляют возможности своим учащимся для совмещения работы и учебы. Подработка негативным образом сказывается на успеваемости, ее интенсивности и успешности.
В условиях конкуренции, перенасыщенности рынка труда, в отсут-ствиидолжных знанийи опыта студенты занимают позиции,нетребующие квалификации: официант, курьер, мерчендайзер, продавец-консультант, маркеровщик, грузчик, аниматор, кассир и др. Работа «ногами» изнуряет физически и морально, приводит к пропускам занятий, задолженностям. При этом студент, занятый даже такой не слишком интеллектуальной работой, формируется как новый социальный тип работника: с высокой трудовой мотивацией, более адаптированный к современным условиям рыночной экономики, динамичный, выносливый, более социально зрелый. Трудовая деятельность способствует профессиональной социализации, однако далеко не за этим, в первую очередь, идут работать студенты.
Мотивы подработки
По результатам Всероссийского исследования вторичной занятости студентов, проведенного Д. Л. Константиновским, Г. А. Чередниченко,
48
Е.Д. Вознесенской в 2009 г., когда было прошено 1812 человек, основной мотив студенческой занятости — стремление приобрести материальную самостоятельность, заработать собственные деньги (Константиновский, Чередниченко, Вознесенская, 2002: 85). Больше всех материально заинтересованными в подработке оказываются две категории студентов: женатые и имеющие детей, а также обучающиеся на внебюджетной основе. Первым необходимо обеспечивать свою семью, вторым — оплачивать свое обучение в учебном заведении.
Вторым побудительным мотивом, по которому студенты идут работать, выступает забота о своем послевузовском трудоустройстве. Работа позволяет приобрести ценимые работодателями профессиональные качества (самоорганизация, навык работы в команде, ответственность, нацеленность на результат), расширяет сферы общения, деловые контакты, позволяет накопить практический и социальный опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме на работу в большинство престижных компаний.
Если говорить о связи мотивов подработки с социально-экономическим статусом работающих студентов, то необходимостью налаживать контакты больше всех озабочены студенты, относящие себя к имущественным стратам «обеспеченные», «зажиточные», «богатые». Среди студентов с таким трудовым мотивом несколько больше девушек. Данную категорию студентов можно назвать прагматиками, которые, заботясь о получении удовлетворяющей их запросы работы в будущем и стремясь выполнить одно из основных требований современных работодателей к работнику — наличие опыта работы по профессии, начинают накапливать опыт трудовой деятельности (Пасовец, 2011: 25-27).
Около трети совмещающих учебу и работу студентов ориентировано на работу как средство материальной помощи родителям. В большей степени это стремление характерно для студентов с низким имущественным статусом (категории «бедные», «необеспеченные»), обучающихся на бюджетной основе. Если учитывать не самоидентификацию студентов с определенным имущественным статусом, а средний уровень денежных доходов в семье, то мы увидим, что поддержка данного мотива работающими студентами снижается с повышением уровня среднедушевого дохода семьи. Другими словами, чем выше доход семьи, тем ниже заинтересованность работающего в этой семье студента в ее поддержке.
Приблизительно для третьей части студенческой молодежи, сочетающей учебу и работу, последняя дает возможность заполнить свободное время. Такой позиции придерживаются холостые студенты, обучающиеся за счет внебюджетных средств, относящие себя к имущественным стратам «богатых», «зажиточных». Менее значим данный мотив для студен-
тов пятого курса.
Таким образом, в среде студенческой молодежи, совмещающей учебу и работу, практически одинаковы доли тех, кто, работая в настоящее время, стремится накопить профессиональный опыт, чтобы сократить период адаптации к работе после завершения учебы и тех, которые, начиная работать сейчас, хотели бы как можно раньше начать профессиональную карьеру. Эти категории работающих студентов можно назвать профессионально ориентированными прагматиками, обладающих высокой трудовой мотивацией и более других адаптированных к современным условиям рыночной экономики. Как правило, эти студенты работают по близким к специальности обучения профессиям.
Тенденции в развитии студенческой трудовой занятости
Несмотря на то, что трудовая деятельность студентов приобрела в современном российском обществе массовый характер, студенчество нельзя назвать субъектом материального производства по причине занятости в основной учебной деятельности и зависимости от финансовых возмож-
и и -р»
ностей родителей. В то же время студенческая молодежь представляет для производства особую ценность, так как обладает способностью к периодической смене трудовых функций и переобучению. Она вступает в трудовую жизнь с ориентацией не на производственный опыт, который у нее отсутствует или только формируется, а на установки, усвоенные в процессе обучения, о чем еще в начале 1990-х годов писали И. М. Ильинский и А. В. Шаронов (Ильинский, Шаронов, 1993: 102).
Главное, что изменилось в студенческой занятости — эпизодическая работа сменилась систематической. Распространяются различные формы нестандартной занятости — рабочие места непостоянной, временной, неполной занятости, наиболее предпочтительные и актуальные для студентов, позволяющие совмещать или чередовать учебу и работу. Совмещение работы с учебной деятельностью не всегда гарантирует успешность в учебе, однако при таком подходе ключевым становится вопрос мотивации. От того, насколько сильно студент заинтересован в своем развитии, зависит успешность освоения учебного материала, скорость продвижения по социальной лестнице и будущий высокий статус в структуре общества.
Заключение
Традиционная модель перехода «учеба — работа» уходит в прошлое. Раньше она предполагала последовательную смену учебной деятельности на трудовую, т. е. ситуацию, когда выпускник вуза выходил на рынок труда окончательно и бесповоротно. Образование в такой модели рассматривалось как «образование на всю жизнь».
Этапы обучения и трудовой деятельности стали постепенно подменять друг друга или протекать параллельно. В первом случае, как отмечалось выше, эпизодическая работа во внеучебное время сменяется систематической работой вне зависимости от профиля учебы и расписания занятий. Мы получаем ситуацию, сходную с западными странами, где пролонгируется период молодости в связи с попеременным обращением к образованию и к труду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильинский, И. М., Шаронов, А. В. (1993) Молодежь России: тенденции и перспективы. М.: Молодая гвардия. 215 с.
Константиновский, Д. Л., Чередниченко, Г. А., Вознесенская, Е. Д. (2002) Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М. : Издательство ЦСП. 128 с.
Пасовец, Ю. А. (2011) Мотивы вторичной занятости студентов // Человек и труд. № 12. С. 25-27.
Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2000) Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М. : НИЦ ИСПИ РАН. 141 с.
Короткова Марина Сергеевна — старший преподаватель кафедры социологии, директор Центра содействия трудоустройству Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р социол. н., проф. Н. А. Селиверстова.
Korotkova Marina Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Sociology; Director, Graduate Career Center, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russia. Tel.: +7 (499) 374-6021. E-mail: [email protected]. Research advisor — Doctor of Sociology, Professor N. A. Seliverstova.