УДК 37.035 ББК Ч42 0.05B.54
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.01
Е. А. Опарина
Ульяновск
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК РЕЗУЛЬТАТ УЧАСТИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальный опыт личности; туристическая деятельность старшеклассников; социализация; социальное воспитание; социальное взаимодействие; социальные установки; социальные умения и навыки.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается туристическая деятельность как средство приобретения социального опыта старшеклассниками. Определяется сущность социального опыта школьника, раскрывается специфика усвоения социального опыта старшеклассником в условиях социальных ситуаций, выделяются элементы социального опыта личности старшеклассника.
Е. А. Oparina
Ulyanovsk
SOCIAL EXPERIENCE OF HIGH SCHOOL STUDENT AS A RESULT OF PARTICIPATION IN TOURISM
KEY WORDS: social experience of the individual; high school students’tourism activities; socialization; social education; social interaction; social attitudes and social skills.
ABSTRACT. We consider the tourism activities as a means of social experience of high school students. Determined is the nature of the social experience of the individual student, revealed is the specifics of social experience assimilation of high school students in social situations, presented are the elements of the social experience of high school students.
Социальное воспитание личности старшеклассника становится все более актуальным в современном образовательном процессе. Оно направлено на развитие социального опыгга школьников, формирование, обогащение которого является необходимой частью педагогического процесса в современной школе и важным образовательным результатом. Современная педагогика, понимая воспитание в широком педагогическом смысле как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых [4. С. 44], включает в область своего изучения и социальный опыт личности старшеклассника. А социальная жизнь в современном обществе усложняется и предполагает наличие у человека определенного социального опыта уже в его детском возрасте.
Исследованием социального опыта личности занимается ряд ученых, среди которых философы, психологи, социологи, педагоги: П. Е. Астафьев, Л. А. Беляева, Л. С. Выготский, Н. Ф. Голованова,
А. Г. Здравомыслов, И. Кант, Г. Ф. Карвац-кая, С. А. Козлова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев,
A. В. Мудрик, В. Н. Мясищев, Б. П. Пары-гин, А. В. Петровский, М. Полани, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Харчев,
B. А. Ядов. В различных науках термин «социальный опыт» имеет много интерпрета-
ций, нас же интересуют педагогические смыслы.
В социальной педагогике под социальным опытом отдельного человека имеют в виду опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на его понимание жизни и отношение к различным ее проявлениям, определивший содержание его установок и знаний, уровень развития умений и навыков [4. С. 285].
Индивидуальный социальный опыт представляет собой синтез запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений, навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведения, ин-териоризированных, т. е. принятых, ценностных ориентаций и социальных установок [5. С. 126].
Социальный опыт старшеклассника следует рассматривать и как продукт личного творческого развития и воспитательного процесса, который зависит от воздействия общества, педагогической среды и организации собственной жизни. Одной из важнейших задач воспитательного процесса, по мнению А. В. Мудрика, является нахождение способа поддержания равновесия между пространством реальной социальной жизни и жизненным опытом ребенка.
В. Р. Ясницкая использует такое понятие, как позитивный индивидуальный со-
© Опарина Е. А., 2012
циальный опыт воспитанника и понимает под ним коммуникативный, организаторский, рефлексивный, творческий опыт; опыт исполнения различных ролей и социально значимой деятельности, опыт коллективных и индивидуальных переживаний и проживаний значимых событий [8. С. 34]. Это понимание социального опыта школьника несет в себе важные акценты, а именно: социальный опыт личности а) многогранен, что объясняется сложностью и многогранностью социальных отношений и взаимодействия; б) включает разнообразные умения (коммуникативные, рефлексивные, организационные, творческих действий), что связано не только с деятельностной позицией в социальной жизни, но и с эмоционально-ценностным отношением;
в) является «вкладом» во взрослость и социальную зрелость личности старшеклассника, что выражается в исполнении социальных ролей в условиях реальных социальных ситуаций.
В педагогической литературе существует несколько подходов к объяснению природы социального опыта ребенка. Наиболее вероятным нам представляется позиция
Н. Ф. Головановой, согласно которой социальный опыт ребенка выступает как результат социализации и воспитания [2]. При этом признается, что овладение социальным опытом происходит у ребенка несколькими способами: стихийно, спонтанно и как целенаправленный процесс. Она считает, что социальный опыт всегда выступает как результат собственных действий ребенка, его активного взаимодействия с миром и другими людьми. Отсюда следует, что овладение социальным опытом представляет собой усвоение таких способов деятельности и общения, результатом которого он является на основе понимания и осмысления ребенком определенных знаний, сведений, образцов, навыков. Мы согласны с позицией Н. Ф. Головановой в том, что социальный опыт — это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом — значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а овладеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является [2.
С. 173].
В данной статье социальный опыт личности рассматривается как продукт личностного творческого развития и результат воспитательного процесса, как внутренний социальный опыт, который характеризует личность в социуме по отношению к другим людям. На наш взгляд, социалъный опыт
личности — это комплекс социальных ценностей, установок, действий человека, складывающийся и проявляющийся в ходе взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром в различных сферах его жизнедеятельности согласно социальным потребностям личности.
Специфика усвоения и формирования социального опыта у ребенка заключается в том, что ему необходимо самому «прожить» или «пережить» то, что входит в социальный опыт. Содержание социального опыта старшеклассников является специфическим компонентом содержания социального воспитания и включает составляющие составляющие: знания о социальной жизни, социальные ценности, установки, социальные действия, социальные умения и навыки, социальные качества.
Понятие социального опыта личности в педагогическом исследовании связано с такими понятиями, как социализация, социальное развитие, социальное воспитание. По мнению А. В. Мудрика, организация социального опыта является содержательным блоком социального воспитания [5. С. 71]. Именно в процессе приобретения индивидуального социального опыта происходит интериоризация ценностей, составляющих содержание воспитания.
Социальный опыт старшеклассника является процессуальной составляющей и результатом социального воспитания как части образовательного процесса и социализации в целом. На наш взгляд, формирование, обогащение и усвоение социального опыта — это часть педагогического процесса, в котором создаются условия для формирования и развития социальных знаний, умений, ценностей.
Развитие социального опыта и социальной активности старшеклассников обеспечивается прежде всего благодаря содержанию организуемых в школе и вне ее различных видов деятельности (познавательная, трудовая, художественно-эстетическая, творческая и др.), среди которых не менее важной в организации социального воспитания старшеклассников является туристическая деятельность.
Вопросы теории и практики туризма, специфика организации туризма и туристической деятельности школьников рассматриваются в работах ученых: В. А. Квар-тальнова, М. Б. Биржакова, В. Е. Борейко, И. В. Васильева, П. С. Усыскина и др. Различные грани и аспекты деятельности общественных объединений, в том числе и туристических, как среды формирования личности раскрыты в работах М. А. Ариар-ского, А. С. Запесоцкого, А. П. Маркова,
Э. В. Соколова, А. Н. Лутошкина, В. Е. Три-
одина.
Туристическая деятельность старшеклассников в педагогическом процессе одновременно является методом и средством формирования социального опыта старшеклассников, поскольку она создает условия для разнообразных ситуаций формирования социального опыта и происходит в реальной социальной среде. Вместе с тем ее можно считать видом социальной практики, поскольку она включает в себя ряд условий для становления личностного социального опыта старшеклассника.
Туризм и туристическая деятельность исследуются современными учеными в контексте воспитания и развития современной личности. Исследователи (И. В. Зорин, В. И. Жолдак, В. А. Квартальнов, Ю. С. Константинов, А. И. Сеселкин и др.) изучили туризм как средство формирования рационального образа жизни, эстетических, этических и нравственных ценностей, целостного восприятия окружающего мира, мировоззрения. В работах Е. И. Баранова, Ф. Н. Лаврова,
A. А. Фадина и др. исследуется спортивнооздоровительный туризм как компонент многоуровневой, многофункциональной системы туризма.
Разработкой возможностей самодеятельного туризма занимался ряд ученых, работы которых можно по одному основанию разделить на две группы.
К первой группе исследований относятся те, что представлены в виде рекомендаций по организации туристических походов (И. Л. Беккер, А. Н. Денисевич, А. М. Жихарев, Ю. С. Константинов, В. Н. Корожнев,
B. М. Куликов, И. М. Леднев, С. К. Макурин,
В. Ю. Попчиковский, Е. Ю. Ривкин, Л. Л. Руденко, А. С. Усков, Ю. Н. Федотов и др.).
Ко второй группе можно отнести работы, посвященные исследованию феномена самодеятельного туризма с позиции воспитательного потенциала и эффекта. Вместе с тем следует выделить и исследования, раскрывающие познавательные (О. В. Пирогов), образовательные (С. М. Губаненков) и социализирующие возможности туристической деятельности школьников (Н. В. Бушманова, П. И. Истомин). В своей работе мы также обращаемся к работам А. А. Остапца-Свешникова, разработавшего педагогические основы туристско-краеведческой деятельности.
Однако проведенный анализ научной литературы выявил, что при всем многообразии теоретических педагогических материалов о туристической деятельности школьников практически нет трудов, посвященных процессу развития социального опыта школьников средствами туристиче-
ской деятельности. Анализируя работы авторов, занимающихся педагогическими проблемами, мы наблюдаем разнообразные точки зрения на суть, структуру, элементы социального опыта, подлежащего усвоению школьниками в образовательном процессе.
Можно выделить достаточно много элементов социального опыта школьника в числе тех, которые развиваются посредством туристической деятельности. Связано это с тем, что само понятие «социальный опыт личности» очень подвижно и находится в постоянном развитии под влиянием множества факторов. Логика развития этих элементов закладывает весь процесс становления и развития социального опыта личности.
Интегративным и сложным по составу элементом, который формируется благодаря туристической деятельности, является социальное взаимодействие старшеклассников. Социальное взаимодействие рассматривают как способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности [3. С. 531].
Социальное взаимодействие в туристической деятельности имеет объективную и субъективную стороны. Объективную сторону составляют факторы, независимые от взаимодействующих субъектов, но влияющие на них; субъективную сторону — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях и связанное, в частности, с удовлетворением социальных потребностей личности.
В тесной взаимосвязи с социальным взаимодействием выступают социальные установки на действия. Под социальными установками, по мнению Л. В. Мардахаева, следует понимать предшествующие действию общие ориентации человека на определенный социальный объект, выражающиеся в предрасположенности действовать определенным образом относительно данного объекта. Установка включает следующие компоненты: когнитивный — осознание социального объекта, аффективный — его эмоциональную оценку, поведенческий — последовательное поведение по отношению к объекту [4. С. 279].
Согласно теории Д. Н. Узнадзе, под установкой следует понимать некие специфические состояния, состояния готовности к определенной активности, для возникновения которых «достаточно двух элементарных условий — какой-нибудь актуальной
потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности [6. С. 33]. Установочная система личности как система базовых и периферийных установок индивидуальна для каждого человека.
Туристическая деятельность старшеклассников способствует укреплению социальных установок. Социальные установки начинают отражать социальную идентичность в группе и обществе, это социальные ориентиры на деятельность внутри определенной группы. Внутри различных социальных групп могут формироваться свои межличностные отношения благодаря социальным установкам и ориентирам.
Важным элементом социального опыта старшеклассников необходимо считать социальные умения и навыки. Говоря о социальных навыках личности, мы используем термин, введенный В. Слотом, и имеем в виду набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими [1.
С. 101]. Благодаря выработанным социальным умениям и навыкам развивающаяся личность ставит перед собой цели, выбирает действия и взаимодействует в социальном общении.
Благодаря социальным умениям, навыкам и установкам формируется социальная компетентность личности как способность человека эффективно взаимодействовать с людьми, которые его окружают, по поводу решения социальных вопросов или проблем. А с появлением социальной компетентности связывают становление и развитие способности личности человека ориентироваться в социальных отношениях, контактах, ситуациях, развиваться в профессиональной деятельности. Социальные установки способствуют становлению социальных отношений. Анализ различной педагогической и психологической литературы помог нам прийти к выводу, что социаль-
ные отношения проявляются в формах: эмоционально-оценочной (выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений), когнитивной форме (выражена в виде интереса ребенка к общественной и нравственной жизни общества), действенно-преобразовательной форме социальных отношений (выражена в отдельных действиях и поступках старшеклассников). Рефлексивную форму социальных отношений (обращение субъекта на себя самого, свою личность, ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние) тоже можно отнести к педагогическим результатам формирования социального опыта школьника посредством школьного туризма. Более того, она является важным компонентом, определяющим «усвоенность» социального опыта.
То, что ребенок начинает внутренний диалог с собой, дает оценку своим действиям, переживает события — это уже предпосылка индивидуализации его личности в процессе социализации, чему находим подтверждение в теоретических выводах [7]. Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией и социальным опытом позволило выйти на понимание того, что становление и развитие подобного опыта во многом связано с самосознанием своих социальных установок, своих социальных действий, а также умений и навыков.
Таким образом, туристическая деятельность старшеклассников является средством развития их социального опыта в следующих его элементах: социальные
установки, умения и навыки социального взаимодействия, социальные действия. Социальный опыт старшеклассника позволяет ему не только адаптироваться к социальному миру, принимать социальный мир как данность, но и развивать способности изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир согласно социальным потребностям, проявлять социальную активность в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВОРОНИН А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / УГТУ— УПИ. Екатеринбург, 2006.
2. ГОЛОВАНОВА Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004.
3. ГРОМОВ И. А., МАЦКЕВИЧ И. А., СЕМЕНОВ В. А. Западная социология. СПб.: ДНК, 2003.
4. МАРДАХАЕВ Л. В. Словарь по социальной педагогике. М.: Академия, 2002.
5. МУДРИК А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2000.
6. УЗНАДЗЕ Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.
7. ЩЕДРОВИЦКИЙ Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005.
8. ЯСНИЦКАЯ В. Р. Как сделать класс классным : воспитание подростков. М. : Просвещение, 2008.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. М. Железнякова