СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВО СОиИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Социальная ситуация, социальное воспитание, социальное развитие, социализация,
социальное пространство, институты социализации, виды социальных ситуаций.
Основанием для исследования ситуаций социального развития старшеклассников в условиях школьного образования являются теоретические идеи гуманистического образования, обусловливающие необходимость развития личности, способной адаптироваться в обществе, активно реализовать свои потребности и способности. Развитие личности старшеклассника определяется, по утверждению ряда учёных, социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Слободчиков и др.)- Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что образовательные учреждения недостаточно создают условия для воспитания у старшеклассников опыта социального поведения и социальных коммуникаций, становление которых воспитывается ситуациями социального развития (Ш.А. Амо-нашвили, Б.З. Вульфов, С.А. Козлова, В.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.Е. Щурко-ва и др.)- Ситуации социального развития в теории рассматриваются как путь изменения личности старшеклассника, приобретения социального опыта в жизни и обществе. Однако ситуации социального развития слабо изучены в педагогической науке как средство социального воспитания старшеклассников. Автор статьи актуализирует эту проблему в своем исследовании и представляет результаты теоретического исследования.
Социальное воспитание современных старшеклассников в различных его аспектах все чаще становится предметом научного педагогического исследования. А педагог-практик может найти ответы на интересующие его вопросы по социализации и организации социального воспитания в работах отечественных психологов и педагогов: К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, М.И. Рожков, В.Р. Яс-ницкая и др., а также в работах зарубежных авторов: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, А.Н. Перре-Клермон, Д.Г. Мид, А. Инкельс и др.
В сознании старшеклассников социальное пространство представлено, прежде всего, особенностями взаимодействия основных институтов социализации — семьи и учебного заведения, которые выполняют роль наиболее актуальных для них социальных институтов. Само учебное заведение даёт возможность и помощь ученику в получении систематического образования, что является важнейшим элементом социализации, даёт школьнику первичные представления о человеке, его положении как члена общества, способствует его вхождению в гражданскую жизнь — подготавливает человека к жизни в обществе, если представлять это в более широком смысле. Школа расширяет возможности старшеклассника в плане его общения: кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, которую можно рассматривать как особый элемент школы как института социализации. Эта среда порой независима от контроля взрослых, и даже противоречит ему, в чем зачастую и состоит привлекательность этого института социализации для юношества.
С точки зрения социализации юность представляет собой важный этап в становлении личности, по мнению И.С. Кона, период «ролевого моратория», который связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, системы ценностей и т. д. [Кон, 1989, с. 167]. Если в теоретическом плане активность личности может быть определена различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается через анализ способов принятия решений личностью. Для становления личности важно то, насколько учебное заведение обеспечивает, облегчает или обучает принятие таких решений. Одновременно с этим, именно в процессе обучения, как отмечает А.В. Мудрик, для старшеклассника может возникнуть опасность стать «жертвой» социализации, то есть слишком однозначно обозначить свою позицию на полюсах шкалы: полная адаптация к социуму или игнорирование социального опыта [Мудрик, 1994, с. 76]. Зачастую «школьная социализированность» не обеспечивает предпосылок готовности к изменениям, от которых зависит успешность социализации после окончания школы. От старшеклассника требуется разумное соотношение принятия социальных норм и требований и самостоятельной позиции относительно них. Многие социальные психологи отмечают все более ослабевающее значение этого института социализации молодежи. Социализация создается и существует «в процессе формирования и реализации многообразных отношений и взаимодействий человека в обществе и группах» [Бобнева, 1975, с. 184].
В настоящее время существует множество форм, методов, средств педагогической работы со старшеклассниками, использование которых в социальном воспитании было бы весьма перспективным. Одним из важнейших средств, на наш взгляд, выступает ситуация социального развития. Целью настоящей статьи являются представление и анализ современных подходов к раскрытию сущности ситуаций социального развития как средства социального воспитания старшеклассников, формулировка авторского подхода к объяснению их сущности.
Различные теоретические аспекты сущности социальной ситуации развития рассматриваются психологами и педагогами: Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, А.К. Маркова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
Понятие социальной ситуации развития личности было введено Л.С. Выготским, под ней он понимал специфическую для каждого возрастного периода систему отношений субъекта в социальной действительности, отражённой в его переживаниях и реализуемой им в деятельности, совместной с другими людьми [Выготский, 2008].
По мнению Н.Ф. Головановой, социальные ситуации педагогически организованного опыта — это специально организованные воспитателем ситуации коррекции, дополнения и наполнения социального опыта школьников (в частности, опыта ценностных отношений). В этом смысле с помощью таких ситуаций реализуются все три составляющие социального воспитания: образование (просвещение и распространение культуры); организация социального опыта человека (через организацию жизнедеятельности организованных групп); индивидуальная помощь преподавателя и воспитателя (консультации, помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития) [Голованова, 2004].
Научная новизна нашей работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка определить смысл социальной ситуации как педагогического понятия в контексте социального воспитания и социального развития личности, что является
авторским определением социальной ситуации; изложена сущность составляющих социальной ситуации: эмоциональной, когнитивной, деятельностной, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Ситуация социального развития, на наш взгляд, - это реальная социальная ситуация развития личности, существующая в жизни или созданная педагогом и учащимися в образовательном процессе как жизненная ситуация с целью социального развития личности. Такая ситуация направлена либо на подготовку старшеклассников к реализации себя как субъекта социальных отношений, либо на создание условий для самореализации.
По мнению А.В. Петровского [Петровский, 1992, с. 92], ситуация социального развития личности представляет из себя социально-культурный аспект жизнедеятельности человека в обществе и состоит из: социально-экономических предпосылок развития личности; историко-культурных характеристик юношеского возраста; социальных ролей, реализующих общую социальную позицию ребёнка (его отношение к условиям, статусу, ролям, установкам). Если под целью социального воспитания понимается создание благоприятных условий для овладения человеком социальными, духовными и эмоциональными ценностями, то ситуации социального развития, как ничто лучше, помогают личности не только овладеть знаниями, убеждениями, умениями, нормами, но и несут в себе необходимые ресурсы для самостроительства личности, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Ситуация социального развития личности может быть представлена в виде разработки деятельности как система, которая воспроизводит экстремальную ситуацию межличностного взаимодействия. Различные виды взаимоотношений уже заложены в социальной ситуации: конкуренция, конфликт, сотрудничество, компромисс. Так как социальная ситуация - это некая педагогическая модель, она представляет собой возможность осуществления процесса познания реальной ситуации взаимодействия, эффективных и собственных способов взаимодействия. Для эффективного социального взаимодействия старшеклассник получает необходимые навыки и умения благодаря социальной ситуации развития.
В условиях разнообразных видов социальных ситуаций моделируются принципы межличностного общения, которые и усваиваются старшеклассниками. В свою очередь, такие принципы позволяют старшекласснику расширить собственный опыт — попробовать себя в различных социальных ролях, понять своё отношение к себе и миру, поступать соответственно стереотипам поведения этих ролей и принятым нормам поведения в обществе. Проблема социального развития и воспитания старшеклассников является значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку неадаптированность личности в обществе приводит к необратимым процессам как для личности, так и для общества. В работах названных выше авторов мы сталкиваемся с положениями о том, что процессы социального развития определяют восхождение личности в социальную среду и обеспечивают условия для взросления, овладения всеобщими нормами отношений, «вбирания» общих ценностей в процессе общения с другими. Например, Л.С. Выготский считает, что социально-адаптированная личность определяется по овладению ею социальными отношениями, Л.И. Божович, говоря о сформированности социального опыта у старшеклассников, во главу угла ставил самоактуализацию в среде сверстников, а точка зрения Э. Эриксона направлена на присвоение индивидом социальных норм, ценностей, образцов поведения. Д.И. Фельдштейн видит развитие социальности старшеклассника в качестве многоступенчатого процесса приращения в индивидуальном социального.
В нашей работе мы рассматриваем ситуации педагогически организованного социального опыта, которые могут быть, согласно одной из классификаций, двух типов: ситуации актуализации имеющегося опыта отношения и ситуации обогащения социального опыта [Савинова, 2010, с. 3]. Из названий следует, что ситуации актуализации опыта направлены на осознание собственного опыта, а базой для становления ценностных отношений выступают рефлексия и самопознание. Ситуации обогащения социального опыта, по мнению Л.Ю. Савиновой, можно реализовать через: а) дополнение социальных представлений — «достройка» имеющихся у школьника социальных представлений до более гармоничных; б) взаимодействие — социальное общение друг с другом; в) толерантное отношение к товарищам, принятие личности другого; г) сотрудничество и радость от совместной творческой работы. Школьник может обучаться навыкам взаимодействия и коммуникативной работе, приёмам разрешения конфликтов [Савинова, 2010, с. 6].
По другой классификации видов социальных ситуаций мы отмечаем ситуацию выбора как один из самых сложных видов ситуаций [Поршнев, 1969, с. 345]. О становлении и развитии гармоничной личности говорят готовность к ценностному выбору, способность ответственно осуществлять выбор модели поведения в соответствии с личной системой ценностей. И, наконец, последний и самый сложный вид ситуаций — осознание собственной пирамиды ценностных отношений, отстаивание своей позиции. В этих ситуациях происходит этап рефлексии с учётом дополненных социальных ситуаций, представленных педагогам на более ранних этапах социального взаимодействия со школьником. Личность с ещё большей осознанностью переходит на новый уровень представлений о себе и окружающем мире.
В такой ситуации педагогу важно дать ребёнку возможность свободы высказывания и помочь ему отслеживать положительные изменения в самом себе [Ядов, 1979]. Все эти виды ситуаций социального развития взаимосвязаны, проистекают один из другого, и в условиях образовательного процесса важно, чтобы они выступали в общей системе.
На наш взгляд, стоит отметить те возможности, которые приобретает старшеклассник, социализируясь и принимая активное участие в социальных ситуациях развития своей личности. Его личные приобретения происходят благодаря компонентам, описанным ниже.
По нашему мнению, эмоциональная составляющая заключается в эмоциональном принятии социальной ситуации и заинтересованном участии старшеклассника в ней. Для старшеклассника она привлекательна тем, что социальная ситуация является новой. Такая составляющая будет реализована, если у старшеклассника будет потребность в складывающихся отношениях и реализации себя как участника этих отношений. Когнитивная составляющая заключается в познании себя и других, способов социального взаимодействия, социума, существующих в нём отношений, ролей. Благодаря ситуации социального развития, старшеклассник понимает, что недостаточно хорошо знает себя, ему недостаёт информации о способах взаимодействия с другими. Деятельностная же составляющая, на наш взгляд, представляет пробы старшеклассником себя и проектирование своего личностного развития в социальной ситуации. Старшеклассник пробует, переживает, пропускает через себя деятельность, узнает дополнительную информацию о себе, осознает свои проблемы в разных видах деятельности, понимает, каких знаний и умений не хватает. Благодаря деятельности в социальных ситуациях развития реализуется изменение социальных установок личности, происходит корректировка ценностей и направленности в сторону инициативности, критичности, практичности ума,
организованности, общительности, психологического такта, настойчивости, самообладания, самореализации и творчества.
Таким образом, деятельностная составляющая осуществляется, с одной стороны, в пробе старшеклассником ряда социальных ролей, попытках их пропускания через себя, что расширяет его социальный опыт, а с другой — в проектировании собственного поведения в тех или иных ситуациях, проектировании и корректировании своего развития. Инструментальная составляющая позволяет развить в себе коммуникативные, рефлексивные, аналитические умения, научиться соотносить собственное поведение с принятыми в обществе нормами, собственными статусом и позицией.
Научные выводы: анализ исследований позволил выявить, что ситуации социального развития влияют на социальное воспитание старшеклассников благодаря среде межличностного общения (Л.И. Божович), формированию представлений о нормах и правилах поведения в обществе (Е.Н. Шиянов), совместной деятельности детей и взрослых (В.А. Лабунская), приобщению к ценностям культуры (Д.И. Фельдштейн). В представленной работе ситуации социального развития представлены в качестве одного из приоритетных условий социального воспитания старшеклассников. Данная теория опирается на теоретико-методологические положения психологов о том, что социальные ситуации и личное общение являются основным средством развития личности школьника (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев). Гуманистическое образование определяет приоритетной целью воспитание личности в контексте ценностей культуры и образования. Воспитание и образование создают среду, обеспечивающую возможность саморазвития личности, самоорганизации и расширения социокультурных сфер образования.
Таким образом, ситуации социального развития являются неотъемлемой частью процесса социального воспитания, при этом участие и включенность (задейство-ванность) старшеклассников в них могут быть независимым видом деятельности. Они существуют и появляются стихийно, а также могут быть педагогически спланированы и организованы. Ситуации социального развития, как те, что имели место в реальной жизни, и те, что были созданы специально, являются важнейшим средством для социального развития личности старшеклассников. Социальное развитие старшеклассников происходит на основе реализации потребности в познании социальной действительности (когнитивная составляющая), в эмоциональном переживании взаимодействия и межличностных отношений согласно социальной ситуации, в деятельности при выполнении ее социальных способов.
Библиографический список
1. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 311 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: ACT, 2008. 672 с.
4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. СПб.: Речь, 2004. 268 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
7. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1994. 176 с.
8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992. 267 с.
9. Порпшев Б.Ф. Функция выбора — основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1969. С. 344-349.
10. Савинова Л.Ю. Воспитание ценностного отношения к жизни у младших школьников / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Герценов-ские чтения // Начальное образование. 2010. № 1. С. 3-8.
11. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Наука, 1979. 419 с.
12. Ясницкая В.Р. Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе. М.: КАНН+, 2009. 367 с.