В заключение приведем суждение Ж.Т. Тощенко, посвященное важнейшему процессу - механизму формирования идеологий XXI века: наконец, надо отчетливо себе представить, - пишет он, - что «изобретение» новой идеологии невозможно без кристаллизации тех идей, которые «размыты» в общественном сознании... Иначе говоря, национальная идея, идеология должна быть концентрацией, кристаллизацией доминирующих социальных ориентаций и ценностей. Следовательно, ориентация на преобладающие социальные ценности, социальные ожидания и предпочтения может выполнить роль объединяющей идеи, позволяющей без особой политизации сконцентрировать усилия людей, общества и государства на их достижении. Такие цели являются кристаллизацией доминирующих предпочтений, против которых трудно выступать даже тем, кто по определенным причинам не разделяет их. Более того, соединение личного с групповым и общественным интересом способно обладать кумулятивным эффектом, когда усиливается роль и значение каждого из элементов этой объединительной идеи1.
Список литературы
1. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества // Социология власти. - №7. - 2009.
2. Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. -М., 1998.
© Белявский Ю.А., 2011
М.Н. Гендугова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
ГЕНДУГОВА Марианна Нургалиевна - аспирантка кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ (e-mail - gmn88@ mail.ru)
Аннотация. Рассматривается понятие социального капитала как одного из необходимых ресурсов для успешной социализации молодежи в современных условиях российской действительности, а также влияние социального капитала на формирование гражданственности молодых людей.
1 См.: Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. 1998.
Ключевые слова: социальный капитал, молодежь, гражданственность, ресурсы, доверие, нормы, социальные связи, современные условия.
Молодежь как самая мобильная социальная категория является основным ресурсом развития современной России. Взгляд на молодежь как на потенциальную силу для изменений, инноваций и модернизации основательно закрепился в государственно-политической и общественной среде. Президент России Д. Медведев неоднократно подчеркивал роль молодежи в современных модернизационных процессах, происходящих сейчас в российском обществе. В одном из последних Посланий Федеральному Собранию он отметил, «что благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности»1.
Молодежь современной России — это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. В ходе проводимых реформ в России существенно изменились базовые основы жизни общества. Новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи, поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны. Практика участия молодежи в жизни общества показывает, что ее значительная часть оказалась способна к быстрому восприятию ценностей демократии и рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. Современному поколению молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем предшествующему поколению. Об этом, в частности, можно судить по результатам представительных социологических исследований, охвативших почти две трети (64%) молодого поколения2.
Эти исследования свидетельствуют, что молодежи для эффективной самореализации и успешной социализации в современном российском обществе необходимы определенные ресурсы, социальный капитал, по-
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. 12 ноября 2009 года // Российская газета (Федеральный выпуск). - 2009. - 17 ноября. - № 5038.
2 См.: Жизненные устремления российской молодежи / Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. - М., 2007. - С. 6.
зволяющий ей обрести соответствующий социальный статус, получить качественное образование и перспективу на трудоустройство.
В быстро глобализирующем мире возрастает роль социального капитала. Социальный капитал стал одним из факторов расширения путей социализации молодежи в современном обществе, так как именно он определяет круг социальных ресурсов, доступных молодым людям через «врожденные» и приобретенные связи. Использование ресурсов социального капитала открывает перед молодежью широкие перспективы, позволяющие улучшить материальное положение и социальное благополучие, и соответственно влияет на уровень гражданственности и гражданского поведения.
Социальный капитал является своего рода индикатором, отражающим возможности молодых людей получать блага через социальные ресурсы и создающим условия для координации и сотрудничества ради взаимной выгоды. При благополучном использовании имеющегося социального капитала не только повышается социальный статус молодого человека, но и активизируются его гражданские ресурсы - права и обязанности.
В последнее время концепт социального капитала становится все более популярным. Исследования социального капитала со времени введения этой категории осуществлялись в рамках различных научных теорий (дисциплин). П. Бурдье определял социальный капитал как «ресурсы, основанные на родственных отношениях и отношениях в группе членства»1. В трактовке Дж. Коулмена — это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях, таких как обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы2. Российский исследователь А.Л. Гапоненко определяет социальный капитал как продукт организованного взаимодействия, имеющий общественную, а не индивидуальную природу3.
Автор статьи определяет социальный капитал как объем социальных, экономических, символических, культурных и человеческих ресурсов, а также размер сетей связей, социальных норм и доверия, необходимый для успешной гражданской социализации личности. При этом допускается гипотеза, что объем социального капитала непосредственно влияет на активность гражданских действий и поведения молодого человека, на реализацию его гражданских прав и выработку гражданского самосознания. В данной статье в понятии «социальный капитал» объединены различные виды капитала и не считается целесообразным выделять каждый из них в
1 Бурдье, П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. - № 5. -Т. 3. - С. 60-75.
2 См.: Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 122-139.
3 См.: Гапоненко, А.Л., Орлова, Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008. - С. 37.
отдельную категорию, так как каждый из них в том или ином качестве влияет на формирование гражданственности молодежи.
В качестве факторов социального капитала можно выделить факторы культурного и материального капитала родителей, уровень образования молодых людей, профессионального статуса, личного дохода, места жительства, участия в общественных организациях и т. д.
Для подсчета национального объема «социального капитала» Р. Патнам предлагает применять два показателя: индекс доверия и членство в общественных объединениях, которые прямо переносятся и на молодежную сферу1. Страны, где уровень доверия к молодежи и ее гражданской активности высок, характеризуются, как правило, определенным равенством по показателям доходов, общей грамотности населения и доступности высшего образования. Существуют закономерности, что чем выше первоначальный уровень социального капитала, тем выше вероятность, что индивид сумеет достичь большего и многое получить в течение жизни. У тех, кто входит в состав определенных сообществ («инсайдеров»), существует гораздо более широкий доступ к ресурсам, чем у тех, кто в сообщества не включен («аутсайдеров»).
Тенденции и модели социального участия молодежи в различных общественных организациях, на выборах, уровень доверия и неформальной социализации в совокупности дают представление о современных процессах и тенденциях в области формирования и развития социального капитала в молодежной среде, а также о выраженности ее гражданственности в обществе.
Необходимо отметить, что основным и первоначальным источником социальных ресурсов молодежи являются семья и родственные связи. В настоящее время роль расширенной семьи снизилась и как экономической единицы производства и как образовательной единицы, что ослабляет некоторые семейные связи, но семья остается основным институтом социализации и воспитания молодых людей. В ходе социологического опроса при ответе на вопрос, кто является основным субъектом формирования гражданственности молодежи, роль семьи отметили более 80% респондентов. Семья и практически реальные семейные ресурсы могут повлиять на обеспеченность молодежи современными навыками социализации в обществе, качественным образованием и профессиональной самореализацией в трудовой сфере. Но при этом каждый из этих отдельных компонентов выступает источником социальных ресурсов для молодого человека на разных этапах социализации. Следовательно, социальный капитал, имеющий значение для молодежи, находится не только в пределах семьи. Его можно найти и вне ее, например в среде социальных взаимоотношений.
1 Putnam, R.D. The Prosperous Community, Social Capital and Public Life // The American Prospect. - 1993. - Vol. 4. - № 13. - P. 40.
В связи с этим весьма ценными оказываются коммуникативные умения налаживать выгодные связи и навыки общения. За последние несколько лет в жизни молодежи значительно возросла роль друзей и знакомых. Друзья и знакомые, обретаемые молодыми людьми как наиболее мобильной частью населения, могут помочь в решении конкретных проблем. Из результатов социологического исследования РАН следует, что в обычном неформальном круге общения молодежи «друзья» составляют 68%, почти столько же, сколько и «семья» - 69%1.
Во многом коммуникационная сфера молодежи расширилась благодаря современным информационным технологиям и глобальной сети Интернет. Особенностью современной молодежи стала ее интернетизация и предпочтительность получения не только информации, но и проведения свободного времени, общения, досуга и развлечения посредством интернет-технологий. Интернет-среда стала эффективным способом самовыражения. Регистрация в социальных сетях, ведение блогов и создание групп по интересам способствуют накоплению капитала и становятся дополнительным механизмом развития социальных связей. Каждый четвертый представитель молодого поколения проводит свободное время в Интернете. Можно считать, что глобальная сеть является сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений.
Образование - один из самых необходимых критериев для измерения социального капитала молодежи. Для современных молодых людей одним из основных жизненных устремлений является хорошее образование. Чем больше шансов на получение качественного образования, тем более молодежь включена в процессы строительства гражданского общества. Следует также отметить, что образование как социальный капитал выступает в качестве социального лифта, позволяющего получить высокий статус и профессиональные навыки. С сожалением приходится констатировать, что воспользоваться лифтом социальной мобильности посредством образования в сегодняшней России удается немногим.
Для формирования гражданственности одним из необходимых направлений является правовое образование молодежи. Уровень правового образования молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизации общества. По результатам исследований, приведенных Ю.А. Зубок и В.И. Чупровым, 58,9% респондентов в возрасте от 12 до 18 лет выразили удовлетворенность правовыми знаниями, полученными в ходе обучения, при этом 15,9% удовлетворены полностью и 43,1% больше удовлетворены, чем нет2. Если посмотреть с другой стороны, Россия сейчас находится в процессе модернизации правовой систе-
1 См.: Человеческий и социальный капитал / Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. - М., 2007. - С. 29.
2 См.: Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Правовая культура молодежи в рамках трансформационных стратегий // Социс. - 2006. - № 6. - С. 37.
мы и подходы к правовому образованию молодежи только складываются. Знание своих гражданских прав может сильно влиять на способность молодых людей к действиям и на их восприятие качества жизни, вырабатывать разные жизненные стратегии.
Сейчас наблюдается высокая социальная дифференциация жизненных стилей молодежи, которая проявляется как в экономических, так и в культурных, политических показателях. Разные стартовые позиции - это разные шансы на успех. Выражаясь терминологией И. Гофмана, у молодежи должно появиться «чувство своего места», чувство позиции, занимаемой в социальном пространстве.
Участие в общественных организациях — один из главных показателей уровня гражданственности. В последние десять лет появилось множество различных молодежных организаций и объединений, большей частью политических. При более тщательном рассмотрении выясняется, что среди них мало организаций, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов, но все же в них заложен для нее большой положительный ресурс. В России наблюдается крайне низкое участие молодежи в общественных движениях. Не случайно, по результатам исследований, большинство опрошенной молодежи демонстрирует индифферентное отношение ко многим из них. Лишь 18% что-то знают или слышали о деятельности молодежных организаций и движений, в то время как более половины опрошенных (51%) ничего о них не знают, а еще 30% затруднились с ответом1. По данным исследований и по оценкам профессиональных специалистов, работающих в области государственной молодежной политики, доля молодых людей, участвующих в различного рода ассоциациях (не обязательно политических партиях или молодежных организациях), составляет значительно менее 10% от общей численности молодежи.
Гораздо привлекательнее для молодежи работа в государственных органах. Почти каждый четвертый молодой респондент (27%) заявляет о том, что готов работать в органах государственной власти. Государственная служба имеет социальный статус и престижность среди молодежи, но при этом около половины (49%) ответили, что им не хотелось бы быть чиновниками. Возможно, такой результат обусловлен тем, что среди молодежи невысок уровень доверия к власти и государственным институтам. Сейчас многие ученые признают дефицит доверия молодежи к государству и власти. Подтверждением тому служат слова Д.А. Медведева в Послании Федеральному Собранию за 2010 г. о том, что необходимо «добиться прозрачности в каждодневных отношениях государства и гражданина»2.
1 См.: Отношение к молодежным организациям и движениям / Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. - М., 2007. - С. 58.
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г // Российская газета (Федеральный выпуск). -2010. - 1 декабря. № 5350.
Доверие является важным источником социального капитала. Оно представляет собой состояние сознания, включающего в себя нравственные чувства и убеждения, которые являются мотивами или стимулами поведения личности. В разных ситуациях дефицит доверия, который сейчас наблюдается в обществе и не только к власти, у молодежи сказывается по-разному на процессе формирования гражданственности.
Отсутствие близких отношений, семейных традиций, низкий уровень доверия, социальных связей и норм не способствуют формированию активной гражданской позиции молодежи, но способствуют негативному восприятию общественных институтов. Социальный капитал, выраженный в доверии и социальных связях, а также социальные ресурсы позволяют молодежи найти пути повышения инициативности и самостоятельности, полноценно реализовать свой практический и творческий потенциал. Следует также отметить, что межличностные связи и контакты позволяют людям в условиях ограниченной действенности системы государственной социальной защиты поддерживать друг друга в сложных жизненных ситуациях. То есть фактически можно констатировать, что социальный капитал в России выступает важным фактором адаптации молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям и строительству гражданского общества.
Все социальные структуры и социальные отношения способствуют развитию некоторых форм социального капитала. Люди сознательно устанавливают отношения и поддерживают их, пока они выгодны. Новые капиталистические реалии диктуют свои правила для молодежи. Сейчас для успешной социализации иметь только высшее образование становится недостаточным для достижения высокой статусной позиции в обществе. Чтобы занять (быть подходящим, eligible) высокие позиции социальной лестницы, необходимо владеть компьютерными программами, знать иностранные языки, иметь навыки вождения автомобиля, быть в курсе мировых новостей и т. д.
Дискуссии по поводу социального капитала, его сущности и роли в определении социальных возможностей молодежи и его влияния на гражданское поведение в обществе свидетельствуют о полезности концепта, по крайней мере, по двум причинам:
1) данный концепт фокусирует внимание на позитивных следствиях социальных коммуникаций, общения, приобретающего сейчас еще большее значение для молодежи в связи с расширением способов коммуникации;
2) он показывает, как могут не экономические ресурсы быть важным источником социального влияния и соответственно благоприятно влиять на активизацию гражданского поведения молодых людей.
Таким образом, для современной молодежи социальный капитал является фундаментальной основой для формирования гражданственности и гражданской активности. Сущность социального капитала заключается в его выражении в качестве общественного блага. При этом он не осязаем
и не имеет сам по себе материальных форм, поскольку существует только во взаимоотношениях между индивидами. Функция, определяемая понятием «социальный капитал» представляет собой ценность аспектов социальной структуры как ресурс, который они могут использовать для достижения своих целей.
Список литературы
1. Бурдье, П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. -№ 5. - Т. 3.
2. Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Правовая культура молодежи в рамках трансформационных стратегий // Социс. - 2006. - № 6.
3. Гапоненко, А.Л., Орлова, Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008.
4. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3.
5. Человеческий и социальный капитал / Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. - М., 2007.
© Гендугова М.Н., 2011
М.В. Такмакова
ТРЕНИНГИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ТАКМАКОВА Марина Валерьевна - аспирантка кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ (e-mail: [email protected])
Аннотация: Рассматривается комплексное развитие личности подростка в общеобразовательной школе на основе психолого-педагогической модели коррекции девиантного поведения и психодиагностического исследования. Ключевые слова: девиантное поведение, педагогический тренинг, подростки, агрессия.
Комплексное развитие личности подростка в общеобразовательной школе с необходимостью должно основываться на психолого-педагогической модели коррекции девиантного поведения. Данная психолого-