Научная статья на тему 'Социальный капитал фактор снижения издержек фирмы'

Социальный капитал фактор снижения издержек фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Институциональная экономика / Социальный капитал / издержки фирмы / социальные связи / инвестиции в социальный капитал / издержки оппортунистического поведения

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотова Ирена Константиновна, Виноградова Екатерина Ильинична

С целью выявления уровня и значения социального капитала фирмы как ресурса для снижения внешних и внутренних затрат было проведено специальное социальное обследование коллектива одного из российских банков. Полученные результаты подтвердили, что в современной экономике, ориентированной в первую очередь на развитие отношений, социальный капитал необходим для долгосрочного развития предприятий любой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал фактор снижения издержек фирмы»

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ—

ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ФИРМЫ

Хотя социальный капитал и остается малоизученной областью, в последнее время он все больше привлекает внимание как исследователей, так и руководителей предприятий. Разработка концепции социального капитала особенно значима для переходного состояния экономики и недостаточной развитости институтов гражданского общества. Развитие социального капитала становится конкурентным преимуществом в мировой экономике.

Изучением феномена «социальный капитал» занимается экономическая социология — наука относительно молодая. Она образовалась на стыке экономики и социологии. Эта дисциплина изучает совокупность социальноэкономических процессов и тесно связана с экономической теорией.

Категория социального капитала является частью структуры неоинсти-туционального анализа. Среди российских представителей неоинституциональ-ной теории, внесших вклад в исследование рынков, фирм, транзакционных издержек и социального капитала, особо выделяются Р. Капелюшников, В. Ра-даев, В. Полтерович, В. Тамбовцев, А. Шаститко и П. Шихирев.

Социальный капитал можно определить как отношенческие связи, которые соединяют индивидов в социум. Многие пытаются встроить понятие «социальный капитал» в структуру человеческого капитала, но с этим вряд ли можно согласиться, поскольку социальный капитал —абсолютно самостоятельный вид капитала. К тому же, в отличие от человеческого капитала, социальный не может принадлежать одному человеку. Социальный капитал — не индивидуальное благо, он формируется, воспроизводится и приносит отдачу только во взаимодействии индивидов. То есть необходимо наличие как минимум двух участников1.

Социальный капитал — это именно капитал, имеющий непосредственное отношение к воспроизводству благ. Социальные связи могут рассматриваться как запас, формируемый инвестициями и приносящий отдачу, значит, выступают в качестве капитала, его социальной разновидности2.

Социальный капитал, как и любой другой, нуждается в инвестициях. Они могут носить наряду с эмоционально-психологическими материальный характер, т.е. выражаться как в общении, поддержании связей, взаимопомощи, общественной деятельности, дружбе, так и в форме денежной и времени3. Простой акт помощи (неважно, в чем она выражена, связана ли с материальными благами или нет) — это уже инвестирование в социальный капитал. В ответ на помощь индивид испытывает благодарность, стремление тоже чем-то помочь. В результате укрепляется взаимопонимание и взаимное доверие, т.е. возрастает социальный капитал. Сначала может показаться, что эти инвес-

тиции не приносят отдачи, что установление и поддержание связей между людьми несет лишь моральное удовлетворение и не более того. Однако на самом деле польза может быть немоментальной и выражаться не сразу, а по прошествии какого-то времени4.

Далеко не всегда люди сознательно делают вложения в социальный капитал, т.е. общаются не только с целью приобретения каких-то выгод в перспективе. Часто общение двух друзей приносит им пользу незаметно для обоих. Они могут обмениваться книгами, информацией, помогать друг другу, не подозревая, что тем самым инвестируют и получают отдачу от социального капитала. Воспроизводство социального капитала не всегда является результатом целенаправленных действий. Человек может быть полезным окружающим, не тратя при этом специально свои ресурсы. Эго происходит, например, при обмене новостями. Один выступает источником информации для другого вследствие высокой информированности. Причем обычно он приобретает эту информацию для своей собственной выгоды, а не для тех, кто используют его5.

Инвестирование в социальный капитал и его воспроизводство происходит на микро- и на макроуровне. На микроуровне повышается эффективность взаимодействия индивидов и эффективность коллективной деятельности всей социальной сети, т.е. происходит инвестирование в индивидуальный и групповой социальный капитал. Инвестиции на микроуровне могут выражаться в повседневном дружеском общении, установлении деловых контактов и т.д. Воспроизводство же социального капитала на макроуровне проявляется в действиях институциональной и нормативной среды по обеспечению общественного доверия и сотрудничества в масштабах больших социальных групп, рынков и общества в целом.

Инвестиции в социальный капитал остаются одним из главных условий его существования и полезного действия, поскольку самым непосредственным образом влияют на воспроизводство социального капитала, укрепляя социальные сети. Сеть отношений становится продуктом инвестиционных стратегий — индивидуальных или коллективных, сознательно или бессознательно нацеленных на установление или воспроизводство социальных отношений6.

Социальный капитал связывает в единую сеть уже существующие ресурсы, многократно повышая их потенциал и позволяя использовать их во взаимосвязи значительно эффективнее, нежели по отдельности. Таким образом, назначением социального капитала становится посредничество между акторами (субъектами социальных отношений), ресурсами, капиталами по связыванию их в единую функциональную сеть. Основная функция социального капитала — обеспечение доступа субъектов к благам и ценностям, увеличение объема доступных ресурсов, а также снижение издержек, связанных с получением этого доступа. Социальный капитал дает возможность использовать ресурсы, которыми данный индивид не обладает, а также многократно повышать ценность имеющихся ресурсов. Причем обеспечение доступа к

некоторым благам специфично для социального капитала и не может быть реализовано при его отсутствии.

На этой основе предполагаем, что эффективное использование социального капитала может значительно повлиять на снижение затрат организации. Благодаря сетям отношений становится возможным получение информации, которую либо невозможно получить по-другому, либо на это потребовались бы большие материальные затраты. Социальный капитал позволяет выявить и оценить возможные положительные и отрицательные последствия экономических действий и, исходя из этого, принять решение7.

Таким образом, он уменьшает неопределенность и тем самым повышает рациональность экономических агентов. Ведение переговоров и заключение контрактов требуют значительно меньших усилий при наличии социального капитала. Во-первых, появляется возможность более точно прогнозировать будущие события, во-вторых, благодаря культуре общения сторонам сделки легче прийти к обоюдовыгодной договоренности и избежать конфликтов.

Издержки, порождаемые внешними эффектами, могут быть снижены за счет их интернализации на основе перераспределения прав собственности. В свою очередь права собственности определяются и обмениваются с меньшими издержками, если грамотно использовать информационные каналы и сети отношений.

Основу операционных издержек фирмы составляют издержки оппортунистического поведения. Социальный капитал помогает сделать поведение сотрудников фирмы более прозрачным, а потенциальные наказания и вознаграждения — более реальными, тем самым исключая недобросовестную работу8.

Если внутри фирмы развиты моральные нормы, это также существенно снижает степень оппортунизма. Речь идет именно о неформальных институтах, в которых уровень социального капитала особенно высок. Когда работу выполняет сплоченная команда, создается благоприятная рабочая атмосфера, что является эмоционально-психологическим аспектом существования неформальных сетей внутри фирмы9 .

Было проведено исследование социального капитала и его влияния на объем издержек одного из российских банков. Отметим, что транзакционные издержки выступают не только в денежной форме, но и в форме затрат сил и времени.

Следует сразу оговориться, что поскольку социальный капитал является нематериальной субстанцией, к нему нельзя применить методологию, принятую для оценки физического, денежного или финансового капитала. Если материальные виды капитала поддаются оценке и учету с высокой степенью точности, то нематериальные капитальные активы, в том числе интеллектуаль-

ный, информационный, человеческий капитал, оценить намного сложнее. И все же, когда речь заходит об индивидуальных видах нематериального капитала, их оценка представляется возможной (напомним: он является коллективным). Речь идет об оценке качества, базирующейся в основном на опросах, а не на прямых расчетах его величины.

На основе теории социального капитала и транзакционной теории фирмы были разработаны два опросных листа. Анкетирование проводилось в московском филиале УРСА Банка среди сотрудников и начальников отделов по следующему принципу. Анкеты были разосланы по почте, ответы получены анонимно. Участие в опросе приняли 26 человек. Опрашиваемым был выдан список параметров, характеризующих отношения внутри фирмы, которые предлагалось оценить по пятибалльной шкале. Причем в шкале 1 балл соответствовал не нулевому, а минимальному значению параметров, так как даже в самом крайнем случае их значение не может быть оценено как нулевое. Соответственно 5 баллов по той же причине рассматривалось не «абсолютно», «все» и «всегда», а как «очень много», «практически все», «очень часто».

Вот как выглядела анкета «Уровень внутреннего социального капитала организации» (список параметров для оценки):

1. Как вы оцените общий уровень доверия между сотрудниками?

2. Уровень вашего доверия мужчинам.

3. Уровень вашего доверия женщинам.

4. Уровень вашего доверия руководителям.

5. В какой степени при устройстве на данную работу вам помогла сеть ваших контактов (связи)?

6. Как часто вы обращаетесь за помощью к вашим коллегам?

7. Как часто коллеги предлагают вам помощь?

8. Часто ли вы предлагаете помощь коллегам?

9. Насколько развито неформальное общение среди сотрудников?

10. Как много информации вы получаете от коллег?

11. Как много полезной для вашей работы информации вы получаете от коллег?

12. По многим ли рабочим вопросам вы принимаете решения самостоятельно?

13. Если вам требуется решить вопрос на вашем уровне управления с сотрудниками других отделов, часто ли это происходит без привлечения специалистов более высоких уровней иерархии?

14. Насколько доброжелательна атмосфера в коллективе?

15. Применимо ли слово сплоченный к вашему коллективу?

16. Насколько соблюдаются неписаные нормы морали в коллективе?

17. Часто ли выучаствуете в корпоративных мероприятиях?

По полученным результатам были выведены среднеарифметические значения каждого параметра по филиалу (см. табл. 1).

Далее шли два вопроса, ответы на которые оценивались иначе:

19. Скольким сотрудникам вы доверяете (из общего списка в 42 человека)?

20. Сколько человек вы могли бы назвать вашими приятелями?

Число ответивших на последние два вопроса рассматривалось в процентах к общему числу сотрудников. Так был выведен соответствующий балл. Затем на основе всех параметров был рассчитан оценочный уровень социального капитала организации (как среднеарифметический балл).

По приведенной методике расчета были подсчитаны баллы, присвоенные каждому параметру, а на основе полученных результатов рассчитан средний балл, отражающий уровень социального капитала по пятибалльной шкале. Итог— 3,62.

Конечно, это оценочный результат. Но в нем учтены ряд факторов социального капитала. Поэтому полагаем, что итог близок к реальности.

В нашей ситуации нельзя было оценить уровень социального капитала в динамике, так как это значение было бы весьма неточным. И все же мы попытались выявить направленность тенденции динамики социального капитала банка. В конце опросного листа стоял вопрос: «Как вы считаете, уровень параметров, которые вы только что оценили, как-то изменился за три года?» Были предложены следующие варианты ответов:

1. Существенно повысился.

2. Повысился.

3. Остался прежним.

4. Понизился.

5. Существенно понизился.

19 респондентов выбрали первый ответ, а 7 — второй. Остальные варианты не были выбраны ни одним из участников. Эго дает основания полагать, что социальный капитал в данной организации существенно возрос.

Далее мы пытались определить динамику внутренних издержек банка в зависимости от уровня накопленного за три года социального капитала. К сожалению, не удалось получить доступ к информации о денежных издержках, поэтому второй опрос был направлен на выявление затрат усилий и времени. Руководителям шести подразделений было предложено оценить 13 параметров уровня неявных издержек.

Вот анкета «Динамика уровня транзакционных издержек организации за три года в зависимости от существующей сети отношений в банке»:

1. Быстрота принятия решений коллективом.

2. Затраты сил и эмоций на принятие коллективных решений.

3. Добросовестность выполнения заданий.

4. Отлынивание от работы, прогулы.

5. Обеспеченность процесса централизованного принятия решений информативной базой.

6. Частота случаев неудовлетворенности коллектива решениями руководства либо сопротивления решениям.

7. Частота попыток повлиять на руководство в личных целях.

8. Быстрота циркуляции рабочей информации.

9. Влияние взаимопомощи сотрудников на результаты работы.

10. Влияние корпоративной культуры на мотивацию сотрудников.

11. Помехи в работе от недопониманий, конфликтов.

12. Степень общей прозрачности отношений в структуре банка.

13. Наказания за некачественную работу.

В среднем 5 из 6 респондентов отметили значительное снижение параметров уровня неявных издержек за три года благодаря неформальным отношениям в коллективе. Как видно, неявные операционные издержки банка достаточно интенсивно сокращаются по мере роста внутрифирменных неформальных связей.

На основе проведенного исследования можно провести аналогию между влиянием социального капитала на неявные внутренние издержки и его влиянием на явные и прочие внешние издержки предприятия.

Социальный капитал лучше аккумулируется в фирмах с сетевой структурой, где иерархии отводится функция необходимого регулирования процессов, а также в фирмах с небольшой численностью сотрудников, так как социальные связи намного прочнее в небольших группах с горизонтальной структурой10.

Между тем нельзя не признавать, что отдача от социального капитала колоссальна. Эго проявляется во всех сферах жизни: экономике, политике, культуре, институциональном и межличностном взаимодействии и т.д. Социальный капитал оказывает существенное влияние на транзакционные и операционные издержки фирмы с помощью различных элементов, которые действуют перекрестно и взаимно на все типы внешних и внутренних затрат11. Также он влияет на эффективность деятельности фирмы через привлечение инвестиций: положительная репутация, доверие, которого она заслужила, связи, которыми располагает, повышают вероятность инвестиций именно в данную фирму.

Главным же выводом становится следующее положение. В современной экономике, ориентированной в первую очередь на развитие отношений, социальный капитал необходим для долгосрочного развития предприятий любой отрасли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шихирев П.Н. Природа социального капитала. Социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 17-32.

2 Полищук Е.А. Социальный капитал и его роль в экономическом развитии // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. 2005. Вып. 1. С. 10-16.

3 Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.

4 Фукуяма Ф. Социальный капитал. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. JI. Харрисона, С. Хантингтона. М., 2002.

5 Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

6 Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.

7 Николаев П., Ефимов С. , Марушкина Е. Доверие как экономическая категория // Общество и экономика. 2006. № 1. С. 75-104.

8 Preisendorfer P. Sozialkapital und unternehmerisches Handeln. Das soziale Netzwerk von Unternehmensgrundern als Erfolgsfaktor//Axel Franzen und Markus Freitag: Sozialkapital. Grundlagen und Anwendungen. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. 2008. P. 272-293.

9 Питерс Т. Представьте себе! М.: BestBusinessBooks, 2006.

10 Voss, T. Netzwerke als soziales Kapital. In: Franzen und Freitag, 2007. P. 321-342/

11 Ляско А. Доверие и транзакционные издержки // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 42-58.

И.М. Поморцева, В. С. Корнеев

УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЬНЫМ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Деятельность страховых компаний в условиях рынка предполагает не только возмещение издержек, но и получение прибыли. Вместе с тем очевидно, что погоня за высокой прибылью от собственных страховых операций нарушает принцип эквивалентности взаимоотношений со страхователями. Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Инвестиционная деятельность на мировом рынке ценных бумаг — важный источник доходов страховых компаний. Доля иностранных страховщиков во внутренних инвестициях достигает 70%, а инвестиционных доходов — до 90% всех доходов, что обеспечивает финансовую устойчивость страховых организаций даже в условиях высоких рисков. Российские страховые организации не рассматривают инвестирование свободных средств компаний в качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.