СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Татьяна Викторовна Алексашина, к.э.н., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Тел. (495) 783-68-48, e-mail: [email protected] Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru
В статье выделена и обоснована ключевая роль социального капитала в воспроизводстве интеллектуального капитала и формировании направленных целевых взаимодействий хозяйствующих субъектов по поводу разработки и внедрения инноваций. Представлена модель влияния элементов социального капитала на величину интеллектуального капитала.
Ключевые слова: социальный капитал, инновационная экономика, интеллектуальный капитал.
Ключевую роль в становлении экономики знаний России играет интеллектуальный капитал, представляющий собой основной источник многочисленных новаций и перемен в обществе, выступающий главной предпосылкой инновационной активности бизнеса и ускоряющий инновационное развитие государства.
Интеллектуализация современного мира обращает внимание на проблематику социального капитала как ресурса, необходимого для повышения качества жизни отдельного человека, становления экономики знаний и инновационного развития страны. Все шире признается тот факт, что социальные связи, взаимодействие и доверие, составляющие основу социального капитала, влияют на формирование, развитие и накопление интеллектуального капитала, что приобретает первостепенное значение и входит в круг основных интересов мирового научного сообщества.
Интеллектуальный капитал содержит накопленный запас и поток профессиональных знаний, объекты авторских прав и интеллектуальной собственности, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, обеспечивающих рост доходов человеку, фирме и обществу, и является источником и основой инновационного развития экономики.
Активная роль интеллектуального капитала в инновационной экономике обеспечивается выполнением следующих функций:
1) инновационная функция предполагает развитие нового теоретического знания, базируется на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов через обновление производства посредством разработки новых видов продукции и новых технологий, воздействуя на экономическое развитие предприятия с соответствующими управленческими инновациями;
2) маркетинговая функция обеспечивает создание опережающей конкурентоспособности, которая направлена на удовлетворение рыночного спроса, позволяющего осваивать новые сегменты рынка и получать технологические и организационные преимущества над конкурентами, дополнительными источниками прибыли и факторами инвестиционной привлекательности бизнеса;
3) воспроизводственная функция означает, что интеллектуальный капитал представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства, требуя направлять дополнительную прибыль в инвестиции в человеческий капитал;
4) кастинговая функция проявляется в целенаправленном подборе кадров инно-ваторов в обществе, которые призваны работать в инновационном секторе экономики, через систематически проводимый отбор (кастинг), непрерывное обучение и целевую
мотивацию, что позволяет сформировать интеллектуальный резерв из специалистов с креативным типом мышления и поведения [2].
Активизации интеграционных процессов инновационной и научно-исследовательской деятельности, ориентированной на коммерциализацию интеллектуальных продуктов, трансформации знаний и информации в экономическую ценность способствует социальный капитал.
Э. Лессер и Л. Прусак в книге «Как превратить знания в стоимость» рассматривают содержание понятия «социальный капитал» как необходимое условие управления знаниями в организации, которое предполагает наличие сети, доверия, общепринятых норм и ценности для эффективного распространения знаний.
Предложение интеллектуального капитала на микроуровне обеспечивают инноваторы, ученые, исследователи, то есть профессионалы, наделенные уникальными и трудно заменимыми способностями, которые трансформируют их в объекты интеллектуальной собственности, в производственные технологии, в эффективные технологические, технические и организационно-управленческие решения. Особенности их поведения определяются социальными обязательствами, ценностями, взаимной ответственностью и личным доверием.
На макроуровне предложение обеспечивают наукоемкие производства (фирмы), проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, высшие учебные заведения, научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях, а также целые научно-технические объединения: наукограды, технополисы, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие научно-исследовательские организации. Причем в основе развития их интеллектуального потенциала и инновационных открытий лежит творческое сотрудничество, соблюдение принципов и правил социального партнерства и профессиональное доверие.
Следовательно, социальные сети, нормы и доверие, составляющие «триаду социального капитала», способствуют воспроизводству интеллектуального капитала и формированию направленных целевых взаимодействий хозяйствующих субъектов по поводу разработки и внедрения инноваций в общественное производство.
В экономической науке под термином «социальный капитал» подразумеваются сформировавшиеся специфические социальные отношения, взаимосвязи между отдельными индивидами и группами; социальные сети, создающие предпосылки и обеспечивающие рост, увеличение производительности как отдельных социальных групп, коллективов, так и индивидуумов.
В концепции интеллектуального капитала социальный капитал логичнее определить как систему взаимосвязанных институтов (включая социально-культурные нормы и правила поведения), на основе которых формируются социальные связи, отличающиеся доверием между их участниками и позволяющие им получать дополнительный доход. В свою очередь, доверие является важнейшим качеством этих связей, служит предпосылкой их возникновения и крепнет на их основе.
Одна из важнейших особенностей социального капитала в том, что он системы воспроизводства и использования актуализированных инновационных знаний, механизмы их расширенного воспроизводства, коммерциализации инноваций и социально-экономического взаимодействия их носителей связывает в единую сеть, многократно повышая их потенциал и позволяя использовать их во взаимосвязи значительно эффективнее, нежели по отдельности.
Социальный капитал как некий ресурс, в который конвертируются отношения между участниками социального взаимодействия, характеризующиеся взаимной ответственностью, благонадежностью и доверием, способствует:
1) предоставлению возможности получения полной, достоверной и объективной информации и полезных сведений, недоступных другим участникам социальных сетей,
как следствие вариант наиболее выгодного поведения на рынке и получение информационной ренты;
2) поддержанию связей с теми, кто располагает ресурсами и реальной властью, и расширению базы контактов с целью обеспечения доступа к необходимым ресурсам и лоббирования собственных интересов;
3) созданию положительного имиджа, репутации компании, работника за счет высокой степени доверия, что дает возможность получения социальных гарантий, обеспечивающих доступ к различным ресурсам, открытия новых горизонтов, что находит отражение в увеличении активов фирмы и изменении их структуры;
4) усилению и ускорению процесса признания и адаптации субъектов хозяйственных отношений в научной среде и инновационном секторе экономики.
Совокупное действие всех названных преимуществ существенно ускоряет процессы воспроизводства интеллектуального капитала и способствует его наращиванию и увеличению его стоимости.
Процесс формирования величины интеллектуального капитала в зависимости от
качества социального капитала и степени его влияния показан на рисунке 1.
Увеличению стоимости интеллектуального капитала способствует сокращение социальных и транзакционных издержек, поскольку институты, как инструмент координации, устанавливают «правила игры», тем самым способствуют минимизации не только транзакционных, но операционных издержек.
Основу операционных
издержек фирмы составляют издержки оппортунистического поведения.
Социальный капитал
помогает сделать поведение сотрудников фирмы более прозрачным, а потенциальные наказания и вознаграждения - более реальными, тем самым препятствуя недобросовестной работе [4].
По мнению А. Ляско, социальный капитал оказывает существенное влияние на величину транзакционных и операционных издержек фирмы с помощью различных элементов, которые действуют перекрестно и взаимно на все типы внешних и внутренних затрат [5].
Социальный капитал снижает издержки беспорядка в экономике и обществе, возникающие вследствие чрезмерных затрат на защиту контрактов, экономическую и личную безопасность, нехватки общественных благ и услуг, упадка социальной сферы, а также несостоявшихся сделок и инвестиционных проектов, упущенных из-за недоверия между участниками [6].
Те условия, которые формируются благодаря социальному капиталу как на микро-, так и на макроуровне, способствуют привлечению инвестиций, повышают ценность имеющихся интеллектуальных ресурсов и создают возможность формирования и использования опережающих конкурентных преимуществ (табл. 1).
Социальный капитал индивида способствует экономическому успеху, восприимчивости к новациям, инновационной активности хозяйствующих субъектов за счёт личных
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Формирование и развитие сетей социальных взаимодействий
Увеличение стоимости интеллектуал ьного капитала 1а счет:
*_Г
- снижение
тр а нз а кцио нных. оперативных, социальных издержек издержек управления и беспорядка
- получение
информационной ренты
5 ё
1 § в 5 = к
Рис. 1. Модель влияния элементов социального капитала на величину интеллектуального капитала
связей, обеспечивающих доступ к информации и вакансиям, снижающих трансакционные издержки в бизнесе и позволяющих рассчитывать на поддержку в трудных ситуациях.
Таблица 1
Отражение воздействия социального капитала на интеллектуальный капитал на микро-,
мезо- и макроуровнях
Уровни Формы социального капитала Результат воздействия на интеллектуальный капитал
Микроуровень (индивидуальный) Личные связи индивидуумов, неформальные нормы и ценности, личные убеждения и доверие. Стимулирование к развитию новых видов связей, повышение уровня знаний, открытость к новым идеям; формирование инновационного мышления и поведения.
Мезоуровень (организационный) Горизонтальные и вертикальные связи в организации, корпоративная культура, стиль управления, рациональное доверие. Формирование механизмов трансфера знаний и новых технологий; улучшение качества взаимодействия в коллективе; мобильность и инновационная активность работников, повышение степени лояльности; привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования.
Макроуровень (общественный) Институциональная среда, фундаментальные нормы и ценности, обобщенное доверие. Формирование принципов социальной ответственности и партнерства; информационная открытость субъектов российской экономики в направлениях реализации государственной инновационной политики; развитие взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры.
На уровне предприятий и организаций социальный капитал способствует формированию различных моделей трансфера инноваций, мобильности и инновационной активности работников, улучшению качества взаимодействия в коллективе. Согласно теореме Коуза, организации увеличиваются в размере до тех пор, пока экономия тран-закционных издержек не перекрывается ростом издержек управления. Социальный капитал способствует сокращению обоих типов издержек и приводит, таким образом, к увеличению эффективного размера организации [1].
Культурные ценности и поведенческие стереотипы на макроуровне, поддерживаемые социальным капиталом, могут стать основой формирования принципов социальной ответственности и партнерства в бизнесе, информационной открытости субъектов российской экономики в направлениях реализации государственной инновационной политики.
В силу резко выраженной экономической дифференциации территорий в национальном пространстве, существенных отличий в распределении ресурсов, интеллектуального потенциала, а следовательно, и уровня их инновационного развития проблема включенности отдельных регионов в систему социальных связей выводит на первый план. Особую остроту эта проблема приобретает в регионах с экстремальными природ-но-экономическими условиями хозяйствования, в частности в регионах Крайнего Севера, на что справедливо обращают внимание такие исследователи, как А.Н. Алексеев, В.И. Сморчкова, А.С. Шелепа и др. [3].
Оторванность данных субъектов РФ от ведущих научно-образовательных и интеллектуальных центров, но имеющих стратегическое значение для устойчивого экономического роста страны и сосредотачивающих в себе 70-90% всего природно-ресурсного потенциала, не способствует формированию системы социальных отношений и восприимчивости к инновациям [6].
Несмотря на то, что социальный капитал занимает обоснованно важное место в концепции интеллектуального капитала, в современной отечественной экономике пока не существует четкой и апробированной системы институтов, координирующих и регулирующих социальные взаимодействия в инновационном ключе.
Решение отмеченных выше задач предопределяет необходимость расширенного воспроизводства формальных и неформальных институтов, координирующих отношения, возникающие в контексте функциональности социального капитала, а именно: закрепление форм и способов взаимодействий, институциональное оформление доверительных отношений и обеспечение их устойчивости, разработка новых форм и способов сетевых взаимодействий, создание механизма инвестиции в социальный капитал.
Литература
1. Coase R. The Nature of the Firm // Economica. 1937. Vol. 4, No 16. P. 386 - 405; La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Trust in Large Organizations // American Economic Review. 1997. Vol. 87, No 2. P. 333-338.
2. Алексашина Т. В. Формирование и функционирование рынка интеллектуального капитала в инновационной экономике: дисс. ... канд. Эк. наук. - Орел, 2010.
3. Алексеев А.Н. Модернизация социально-экономической системы северных регионов России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. № 4 (6). C. 11-16.
4. Золотова И.К., Виноградова Е.И. Социальный капитал - фактор снижения издержек фирмы // Экономический журнал. 2010. Т. 17. № 1. С. 119-125.
5. Ляско А. Доверие и транзакционные издержки // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 42-58.
6. Кузнецова А.И., Колотовкина И.Ю. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики региона // Транспортное дело России. 2011. № 6.
7. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. 2011. № 12. С. 46-65.
8. Резанова Е.В. Социальный капитал организации: теоретико-методологические аспекты исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. Т. 57. № 7. С. 120-127.
The social capital in the context of formation and the assessment of the intellectual capital
In article the key role of the social capital in reproduction of the intellectual capital and formation of the directed target interactions of managing subjects concerning development and deployment of innovations is allocated and proved, the model of influence of elements of the social capital at a size of the intellectual capital is presented
Keywords: social capital, innovative economy, intellectual capital
Tatyana Viktorovna Alexashina, Ph.D., Head of the Department of Management and Marketing, Moscow Vitte University
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. ЧАСТЬ 1
Борис Варисович Салихов, д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Тел.: 8-903-684-42-58, e-mail: [email protected] Московский университет им. С. Ю. Витте http://muiv.ru
Ирина Сергеевна Салихова, к.э.н., доцент кафедры экономики Тел. 659-12-20; e-mail: [email protected] Институт образования и науки http://www.aknao.ru/
В данной статье исследуется сущность экономики университетского образования, характеризуется общий замысел деятельности научно-исследовательского центра экономики образования, обеспечивающего повышение качества научно-педагогической деятельности вуза.