УДК 316.4.06
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается влияние процесса глобализации на функционирование социального института военного образования. Приводятся результаты социологических исследований на примере Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел РФ среди курсантов военного института, позволившие выявить группы ценностных ориентаций респондентов и их трансформацию под влиянием глобализации.
Ключевые слова: глобализация, социальный институт, военное образование, ценностные ориентации, офицерский корпус.
SOCIAL INSTITUTE OF MILITARY EDUCATION IN THE CONDITIONS GLOBALIZATION
Annotation. The article examines the impact of globalization on the functioning of a social institution of military education. The results of sociological research on the example of Novosibirsk Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia among cadets of military institute has identified a group of valuable orientations of the respondents and their transformation under the influence of globalization.
Keywords: globalization, social institutions, military education, value orientation, the officer corps.
Мир переживает сложные процессы глобализации всех сфер общественной жизни, которые отличаются высокой скоростью и взаимозависимостью событий [6]. Глобализация развивается стремительно, опережая научно-теоретическое осознание ее последствий. В нее вовлекаются государства, находящиеся на различных уровнях развития, со своими национальными культурами, традициями, религиозными представлениями [1].
Глобализация не только ускоряет развитие цивилизации, но и порождает новые угрозы национальной, региональной и глобальной безопасности. Таким образом, сложные общественно-политические и экономические процессы, происходящие в стране и окружающем мире и связанные с процессами глобализации, ставят новые задачи перед внутренними войсками. Центральное место в решении стоящих задач принадлежит социальному институту военного образования. В этой связи вполне закономерно, что в настоящее время оптимизация системы военного образования является одним из главных направлений развития внутренних войск.
Необходимость совершенствования системы военного образования определяют следующие факторы:
- отсутствие четко скоординированной доктрины (концепции) военного образования;
- недостаточная военно-профессиональная направленность образовательных программ;
- отсталое состояние учебно-материальной базы военных учебных заведений;
- недостаточно высокий уровень качественной характеристики профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений.
Учитывая тенденции развития социального института военного образования как в России так и за рубежом, можно сформулировать ряд закономерностей, которые позволяют обеспечить современную направленность его реформирования и целенаправленную деятельность военных вузов в интересах обеспечения высокого качества подготовки современных офицерских кадров [7]. Основными из них, на наш взгляд, являются зависимость военного образования от общенациональных интересов,
© Кравец А.В., Утюганов А.А., 2015
А.В. Кравец А.А. Утюганов
Alexander Kravets Alexey Utyuganov
национальной безопасности и экономических возможностей страны, государственной образовательной политики, организационной структуры управления военным образованием, степени его интеграции научной средой [9].
Офицерский корпус образует профессиональную группу, для которой ценности военной службы - постоянно действующие мотивы их повседневной жизни [4]. Они усваиваются через ценности более высокого уровня, где военные выступают как обычные граждане, для которых имеют значение такие понятия, как, семья, работа (служба), человеческая жизнь, благополучие. Но очевидно и то, что при изучении трансформаций в нравственном и психологическом состоянии общества в плане его готовности к собственной защите и обеспечению национальной безопасности, отношение к ценностям военной службы приобретает особое звучание [3].
Всех военнослужащих можно разделить на множество социальных подгрупп по должностному, профессиональному, служебному и другим признакам. Каждой из них присуща своя система отношений к существующим ценностям военной службы. Именно здесь можно выявить истоки выбора военной профессии и приверженности ей, преданности различным идеям, удовлетворенности или неудовлетворенности службой, готовности идти на сознательное выполнение приказов [5].
В проведенных социологических исследованиях (2010-2011 и 2014-2015 гг.) приняли участие курсанты 1, 2, 3, 4, 5 курсов Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии Яковлева И.К. Министерства внутренних дел Российской Федерации (выборка 500 чел.). Проведенные социологические исследования позволили выявить группы ценностных ориентаций будущих выпускников [8]. Группа военно-профессиональных ценностных ориентаций отражает потребность в самореализации. Наиболее характерными для нее являются стремление управлять военной техникой. Это рассматривается респондентами как дело настоящего мужчины и подкрепляется интересом к военной профессии, стремлению к организации, командованию людьми. В группу корпоративных ценностных ориентаций вошли высказывания респондентов, с которыми связываются представления об офицерском корпусе в целом. К ним относятся особые нравственные устои и модели поведения социального института военного образования, объединяемые понятиями «честь», «достоинство», «ответственность за судьбу Родины», «войсковое товарищество», «воинские ритуалы и традиции», «форма одежды». К познавательно-развивающим ценностным ориентациям относятся романтические и прагматические установки личностного плана. Под влиянием военной специфики и выраженного прагматизма формируется ряд ценностных ориентаций меркантильного плана. Во многом их можно назвать современными, поскольку эта группа стала приобретать важное значение в последнее время. Изменение ситуации в обществе в сторону доминирования денежных отношений оказали влияние на значимость таких установок, как приобретение за время обучения бесплатного образования, овладение необходимой в гражданских условиях специальностью.
Для овладения военным мастерством и профессионального становления в офицерской должности требуется широкое общекультурное образование. Военное мастерство пересекается на своих границах с психологией, социологией, политикой, экономикой и историей. Для понимания своего дела офицер должен представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут способствовать его собственным целям. К тому же он не сможет по-настоящему развить свои аналитические способности, интуицию, воображение и рассудительность, если будет тренироваться только лишь в исполнении профессиональных обязанностей. Способности и свойства ума, которые нужны ему в рамках его профессии, в значительной мере могут быть получены лишь на более широких путях познания вне его профессии.
В нашем исследовании респонденты в целом положительно оценивают получаемое образование, которое окажет положительное влияние на продвижение по карьерной лестнице в войсках: 62 % от общего числа опрошенных считают, что получаемое образование окажет положительное влияние
на продвижение по службе и карьерной лестнице. Однако, 38 % с этим не согласны; для 11,6 % обучение в военном институте это всего лишь промежуточный этап и после получения диплома об образовании они уволятся из войск и будут работать и заочно учиться «на гражданке», 12,2 % ответили, что им нужны только предметы юридической направленности, 2,1 % респондентов получаемое образование вообще не интересует и 12,1 % считают, что из всех предметов необходимо изучать только предметы военно-профессиональной направленности.
Несмотря на тот факт, что 62 % от общего числа опрошенных положительно высказались в отношении получаемого образования, представляет интерес анализ латентных (скрытых) факторов по данной проблеме.
Факторный анализ высказываний респондентов в отношении получаемого образования в военном институте показывает наличие двух латентных факторов:
- первый фактор отрицательно связан с получением образования и желанием сделать карьеру офицера (-0,857) и положительно связан с желанием изучать только юридические предметы, которые пригодятся на гражданке (+0,507) и планами получения диплома об образовании, а в дальнейшем уволиться и работать и заочно учиться (+0,827);
второй фактор положительно связан с мнением о том, что нужны только военные предметы, а остальное респондента не интересует.
Итак, можно сделать некоторые предварительные выводы:
для большинства курсантов характерны военно-корпоративная и военно-профессиональная направленность, несмотря на высокую долю респондентов которые ориентированы на решение прагматических задач в своей жизни;
военно-корпоративный компонент остался ведущим среди ценностных предпочтений курсантов, однако налицо постепенное уменьшение его доли в общей структуре ценностных ориен-таций.
Подобная эволюция происходит в первую очередь за счет уменьшения значимости патриотических и коллективистских установок. Фактически речь идет об особом преломлении в условиях подготовки офицерских кадров процесса снижения значимости важнейших элементов общественной морали. Это может даже восприниматься как положительный факт, как модернизация структуры ценностей, повышение распространенности ценностей «современного» глобального общества за счет вымывания ценностей «традиционного» (самопожертвование, следование традициям, нравственность). Но когда дело касается защиты страны, обеспечения безопасности ее границ, сохранения целостности России, в том числе и с риском для жизни, дифирамбы здесь вряд ли уместны.
Высокое значение имеют те ценностные ориентации, по которым под воздействием общественных стереотипов формируются представления людей об офицерском корпусе. Имеется в виду смысл, закладываемый в понятия «воинская честь и достоинство», «организованность», «воинская дисциплина». На фоне сохраняющегося узкокорпоративного (воинская честь и достоинство) и традиционного (следование воинским ритуалам и традициям, стремление к дисциплине и организации уклада своей жизни) компонентов это может привести к качественным изменениям в положении военнослужащих в обществе. Фактически речь идет о возможном формировании обособленной социально-профессиональной группы, дистанцирующейся от остальных по причине неприятия ряда ценностей «современного» глобального общества.
Обратным отражением снижения значимости для кадровых военнослужащих военно-корпоративных ориентаций выступает меркантилизация их ожиданий от службы. Речь идет о неуклонном росте установок на решение в ходе службы материальных и житейских проблем. Общий рост прагматического отношения к службе в сознании курсантов во многом стал выступать доминантой их поведения. Это, прежде всего, проявилось в отношении перспектив службы. Об этом говорят
результаты исследования. Ряд курсантов рассматривают свою учебу в военном институте как возможность получения бесплатного образования по престижной специальности, чтобы потом выгодно устроиться или сделать карьеру «на гражданке». Следует отметить, что общая тенденция мерканти-лизации ценностных ориентаций затронула не только все категории военнослужащих, но и иные сферы профессиональной деятельности [2].
Таким образом, идентификация курсантов с офицерским корпусом происходит только в случае интериоризации ценностей военной службы. Ценности военной службы представляют собой систему ценностных ориентаций с устойчивой структурой. Они определяют поведение военнослужащих, их пристрастия, отношение к различным проявлениям жизнедеятельности коллектива и общества в целом, самооценку и оценку действий других людей, побуждающие мотивы служебной и внеслужебной деятельности. В то же время значимость ценностей военной службы для отдельных групп меняется под влиянием событий, происходящих в обществе под влиянием процесса глобализации.
Библиографический список
1. Афанасьев, А. Н. Глобализация силы или глобализация права? / А. Н. Афанасьев // Юридический мир. -2008. - № 3. - С. 20-23.
2. Карицкая, И. М. Композиционное социологическое исследование сферы профессиональной деятельности на примере туризма / И. М. Карицкая // Идеи и идеалы. - 2013. - Т. 2. - № 1(15). - С. 87-93.
3. Кравец, А. В. Проблемы офицерской идентичности в современной России: ценностно-нормативный подход / А. В. Кравец // Научный портал МВД России. - 2009. - № 2. - С. 100-104.
4. Кравец, А. В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования / А. В. Кравец // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2006. - Т. 6. - № 1. - С. 163— 169.
5. Кравец, А. В. Управление процессом социальной адаптации курсантов (на примере Новосибирского военного института внутренних войск МВД России) : дис. ... канд. социол. наук / А. В. Кравец. - Новосибирск, 2006. - 183 с.
6. Мешкова, Т. А. Социально-политические аспекты глобальной информатизации / Т. А. Мешкова // Полис. Политические исследования. - 2002. - № 6 (71). - С. 24-33.
7. Наумов, П. Ю. Технологический подход к формированию и развитию системы ценностей военнослужащих внутренних войск МВД России / А. В. Кравец, П. Ю. Наумов, А. А. Утюганов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 12. -С. 284-294.
8. Соловьев, С. С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века / С. С. Соловьев // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 50-61.
9. Утюганов, А. А. Развитие ценностей при реализации компетентностного подхода в военном вузе / А. А. Утюганов, А. Г. Костоусов // Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2014. -С. 415-418.