Научная статья на тему 'Курсанты современных военных вузов: мотивы и ценности военной службы'

Курсанты современных военных вузов: мотивы и ценности военной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2632
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / ЦЕННОСТИ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / MOTIVATIONS / VALUES / MILITARY SERVICE / CADETS / MILITARY SCHOOLS / STRUCTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буханцев Антон Борисович

В статье обсуждаются мотивы и ценности, которые присущи курсантам военных вузов в настоящее время. Анализируются факторы, влияющие на формирование мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта, и их влияние на перспективы прохождения военной службы после окончания военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Military Schools Cadets: the Motives and Values of Military Service

The article dwells upon the motivations and values of contemporary military schools' cadets. The author analyses the factors influencing the formation of motivational-value structure of cadet's personality and their influence on the prospects for military service after graduating from the military school.

Текст научной работы на тему «Курсанты современных военных вузов: мотивы и ценности военной службы»

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.354.2

А. Б. Буханцев

КУРСАНТЫ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: МОТИВЫ И ЦЕННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В статье обсуждаются мотивы и ценности, которые присущи курсантам военных вузов в настоящее время. Анализируются факторы, влияющие на формирование мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта, и их влияние на перспективы прохождения военной службы после окончания военного вуза.

The article dwells upon the motivations and values of contemporary military schools' cadets. The author analyses the factors influencing the formation of motivational-value structure of cadet's personality and their influence on the prospects for military service after graduating from the military school.

Ключевые слова: мотивы, ценности, военная служба, курсанты, военные вузы, структура личности.

Keywords: motivations, values, military service, cadets, military schools, structure of personality.

Важнейшей целью сложного и многообразного комплекса мероприятий, составляющих приведение Вооруженных Сил Российской Федерации к новому перспективному облику, является строительство Вооруженных Сил принципиально нового качества. Это предусматривает осуществление кардинальных мер по преобразованию всей военной системы, устранению противоречий в ее развитии. Новый облик армии и флота выдвигает и новые требования к военным кадрам. Военные вузы должны готовить подлинных военных профессионалов, обладающих лидерскими качествами и высокой компетентностью, способных самостоятельно решать задачи. В связи с этим выход на новый уровень военного образования - это объективная необходимость.

Основным противоречием, актуализирующим необходимость научного исследования формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта высшего военно-учебного заведения, является отсутствие системы соотнесения внутренних мотивов деятельности курсанта с результатами их служеб-

© Старикова М. М., 2010 80

ной и учебной деятельности. Именно из-за отсутствия четкой системы мотивации, по некоторым оценкам, более чем у 70% курсантов военно-учебных заведений недостаточно сформированы ценности военной службы [1].

Все чаще при выборе молодым человеком военного вуза проявляются чисто социальные факторы. Надо прямо сказать, что во многом определяющими оказываются низкое материальное положение родителей, недостаточная общеобразовательная подготовка. Считается, в частности, что поступить в гражданский вуз труднее, чем в военный. Значимы и такие мотивы, как возможность материально обеспечить себя и свою семью (23%), избежать безработицы, переждать «трудные времена» (7%). Есть и такие «оригиналы»: 5% молодых людей считают, что военный вуз - лучшая возможность «откосить» от призыва в армию в случае непоступления в гражданский институт [2].

Недостаточно профессиональный, а иногда формальный подбор абитуриентов, слабая просветительская работа приводят к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность. Так, у каждого третьего опрошенного курсанта-выпускника изменилось представление о военной службе, к сожалению, в худшую сторону.

Доминирование социально-прагматических ценностей в среде курсантов отчасти объясняется, как уже было отмечено, их социальным составом. Увы, большая часть курсантов происходит из социально незащищенных семей. К тому же половина этих семей имеет по двое детей, а каждая десятая - по трое и четверо. Поэтому получение высшего образования в нынешних условиях для этой части молодежи нередко является единственной реальной возможностью достойно, что называется, устроиться в жизни.

Конечно, преобладание таких социально-прагматических ценностей не в полной мере отвечает целям и задачам качественного отбора и подготовки будущих офицеров. Возникает необходимость наращивания усилий по воинскому воспитанию курсантов от младших курсов к старшим, и далее - в соединениях и частях. А также более активного формирования у молодых офицеров сильных и устойчивых духовно-патриотических ценностей и мотивов военной службы [3].

У большей части выпускников доминируют оптимистические взгляды на будущую офицерскую службу. С ней они связывают надежды на лучшую жизнь (58%), уверенность в своих силах (42%), заинтересованность в перспективах военной службы (50%), спокойствие (27%). Вместе с тем в условиях разрушения идеологических стереотипов, отсутствия гарантий на перспективу офицерской службы у части курсантов формируется психология временщиков, появляется чувство тревоги и беспокойства, апатии и безразличия, страха перед будущим (40%). Так, значительная часть курсантов-выпускников находится в состоянии неопределенности относительно своего дальнейшего выбора. Только каждый четвертый выпускник намерен служить более или менее продолжительные сроки. Остальные либо не приняли окончательного решения (40%), либо отложили принятие его до окончания срока первого контракта (11%). Чем это объяснить? Такое положение в значительной степени обусловливается тем, что из года в год ухудшаются интеллектуальные, морально-психологические качества и физические данные абитуриентов. Четвертая часть курсантов-выпускников имеют в аттестатах о среднем образовании «тройки». А к выпускным государственным экзаменам в военном вузе среди «троечников» - почти половина (46%) будущих офицеров [4].

Эволюция социальных ценностей военной службы курсантов непосредственным образом отражается и на их намерении продолжать службу после окончания вуза. Только 15% готовы служить там, где прикажет Родина. Основная же масса курсантов предпочитают служить после учебы в Западном военном округе, крупных городах европейской части России или недалеко от места жительства родителей. В качестве аргументов в пользу того или иного места будущей военной службы курсанты-выпускники приводят такие: имею жилье в том регионе (21%); мои родители (родственники), родители жены проживают в выбранном регионе (28%); по семейным обстоятельствам (21%); по состоянию здоровья

(9%) [5].

Озабоченность органов военного управления современной мотивационно-ценностной структу-

рой личности военнослужащего у курсанта военного вуза способствовала формулировке ряда исследовательских вопросов. Насколько в настоящее время сформирована мотивационно-ценно-стная структура курсанта, каковы ее направленность и уровень? Какие социально-демографические детерминанты являются определяющими в процессе формирования мотивационно-ценно-стной структуры личности военнослужащего у курсанта? Каким образом мотивационно-ценно-стная структура личности курсанта влияет на перспективы дальнейшего прохождения военной службы? Эти и другие вопросы легли в основу социологического исследования, проведенного в 2009-2010 гг.

При сборе данных в исследовании использовался метод анкетного опроса, которому предшествовало проведение фокус-группы среди курсантов 3 московских высших военных учебных заведений в целях уточнения гипотез и углубления в проблематике исследования. Общий объем выборки по курсантам составил 360 человек. Представительность данных обеспечена на уровне ошибки, равной 5%.

Методология и методика исследования

Под мотивационно-ценностной структурой личности военнослужащего в исследовании понимается система иерархичных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, приобретенных в процессе социализации, в их взаимосвязи и взаимозависимости, которые обеспечивают определенную направленность мотивов в организации и осуществлении своей учебно-профессиональной и служебной деятельности.

При таком подходе курсант наряду с другими социальными субъектами выступает в качестве активного субъекта формирования мотивацион-но-ценностной структуры личности военнослужащего. Результатом данного формирования выступает определенный уровень сформирован-ности мотивационно-ценностной структуры личности, объективно востребованной современными Вооруженными Силами. Исходя из результатов, полученных в ходе анализа документов и экспертного опроса, был получен так называемый «идеальный социальный тип» курсанта, то есть такая личность, чья мотивационно-ценност-

Таблица 1

Причины снижения мотивации к прохождению дальнейшей воинской службы у курсантов

Основные причины снижения мотивации к прохождению дальнейшей воинской службы у курсантов Процент

Низкий материальный уровень офицера 73%

Отсутствие жилья у офицеров 72%

Неопределенность военной карьеры в связи с сокращением ВС РФ 65%

Социально-правовая незащищенность 24%

Утрата веры в престижность службы 23%

Бесперспективность избранной военной специальности 24%

ная структура в максимальной степени соответствует требованиям, предписываемым нормативными актами, и пожеланиям экспертов. В ходе анализа документов и экспертного опроса были выделены 23 ценности и 6 мотивов, которые должны быть присущи современному курсанту. Курсант, который обладает такими качествами в полной мере, и был принят за «идеальный тип». После опроса респондентов все они были классифицированы, то есть была предложена типология курсантов в зависимости от степени соответствия их мотивационно-ценностной структуры «идеальному типу».

Под уровнем сформированное™ мотивацион-но-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта понимается степень развития свойств личности курсанта, характеризующего направленность и глубину его устремлений относительно военно-профессиональной деятельности.

Показателем уровня сформированности мо-тивационно-ценностной структуры личности выступил соответствующий индекс. Конструирование индекса осуществлялось с использованием тактики выбора множественности показателей. Данный подход путем получения переизбытка информации на этапе сбора и проверки пригодности показателей на этапе обработки данных позволил отобрать наиболее надежные показатели. В результате реализации такой тактики в основу построения индекса ориентированности легли следующие эмпирические показатели:

- уровень сформированности мотивационно-ценностной структуры личности в текущей ситуации (степень соответствия «идеальному типу»);

- факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование мотивационно-ценност-ной структуры личности военнослужащего у курсанта;

- влияние сформированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего на перспективы дальнейшего прохождения военной службы.

Индикатором направленности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего выступила индивидуальная оценка принятия или непринятия ценностных ориентаций, тех или иных мотивов. При отрицании традиционных ценностей воинской службы и принятии суждений, противоположных показателям, присущих

Индексы сформированности мотивационно-це

«идеальному типу», можно говорить о несфор-мированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего.

Индикаторами уровня сформированности мо-тивационно-ценностной структуры личности выступили субъективные оценки принятия наиболее важных ценностных ориентаций и мотивов по 5-балльной шкале, а также суждений, противоположных данным ценностям и мотивам.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта, были выявлены путем корреляционного анализа соотносительно соответственно с ценностными ориентациями, мотивами.

При анализе пригодности перечисленных выше показателей и индикаторов зафиксировано значение коэффициента альфа Кронбаха на уровне 0,92, что является вполне достаточным для использования их при построении обобщенного индекса сформированности мотивационно-ценно-стной структуры личности.

При конструировании математической модели индекса стояла задача выявить направленность (позитивная - негативная) и уровень (высокий -низкий) сформированности. В связи с этим в зависимости от направленности и уровня сформи-рованности мотивационно-ценностной структуры личности оцифровка шкальных значений качественных признаков осуществлялась по следующей модели (табл. 2).

Индивидуальные индексы сформированности с учетом используемых весовых коэффициентов рассчитывались по формуле:

С*= М '

где па - число индикаторов, имеющих значение сильно выраженной несформированности; пь - число индикаторов, имеющих значение умеренно выраженной несформированности; пс -число индикаторов, имеющих значение неопределенной сформированности; пЛ - число индикаторов, имеющих значение умеренно выраженной сформированности; пе - число индикаторов, имеющих значение сильно выраженной сформиро-ванности; Ик - общее число индикаторов, используемых для построения индекса сформирован-ности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта.

Таблица 2

остной структуры личности военнослужащего

сильно выраженную несформированность -1

Шкальные значения, характеризующие умеренно выраженную несформированность -0,5

неопределенную сформированность 0

умеренно выраженную сформированность +0,5

сильно выраженную сформированность +1

Полученные в результате обработки значения индивидуальных индексов сформированности мотивационно-ценностной структуры личности нормировались и интерпретировались по следующей модели:

Таблица 3

Уровни сформированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего

Значения индекса Наименование уровня ВПО

от -1 до -0,61 Высокая несформированность

от-0,60 до-0,21 Умеренная несформированность

от-0,20 до 0,20 Неопределенная сформированность

от 0,21 до 0,60 Умеренная сформированность

от 0,60 до 1 Высокая сформированность

Общий и групповой уровень сформированнос-ти мотивационно-ценностной структуры личности определялся путем расчета группового индекса сформированности, который представляет собой среднее арифметическое значение индивидуальных индексов сформированности среди представителей той или иной курсантской группы.

Показателем динамики сформированности мотивационно-ценностной структуры личности выступила направленность сформированности на различных стадиях становления подготовки курсанта. Индикатором направленности на стадии начала обучения в военном вузе выступало наличие/отсутствие желания осуществлять учебно-служебную деятельность в период обучения; на стадии текущего обучения - наличие/отсутствие желания отчислиться из числа курсантов в настоящее время; в проективной ситуации - наличие/отсутствие желания прохождения службы в Вооруженных Силах после выпуска из военного вуза.

Показателем устойчивости процесса формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта на различных стадиях его подготовки выступила доля курсантов с позитивно сформированной мотива-ционно-ценностной структурой личности. В качестве базисного периода для оценки устойчивости взят этап добровольного выбора офицерской службы. Процесс формирования мотиваци-онно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта считается абсолютно устойчивым, когда доля желающих продолжить военно-профессиональную деятельность на следующих за поступлением в военный вуз этапах равняется доле избравших профессию офицера после выпуска из вуза; другими словами, когда все поступившие в военный вуз желают продолжить военную службу. Отклонение доли позитивно направленных курсантов от 100% является

показателем уровня устойчивости формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта.

Результаты исследования

Результаты проведенного исследования показали, что общий уровень военно-профессиональной ориентированности молодых офицеров имеет значение индекса 0,04. Данное значение указывает на наличие в современных условиях баланса курсантов, имеющих как сформированную мотивационно-ценностную структуру личности, так и в значительной степени несформирован-ную, а также на противоречивость функционирования процесса формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего в современных условиях.

Распределение курсантов по уровням сфор-мированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего представлено на см. рис. 1. Из рисунка видно, что только для 21% курсантов сегодня характерна сильно выраженная сформированность мотивационно-ценностной структуры личности, 16% офицеров обладают умеренной сформированностью мотивационно-ценностной структуры личности; 10% - не имеют определенной мотивационно-ценностной структуры личности вообще либо она крайне противоречива, 23% - обладают умеренной не-сформированностью мотивационно-ценностной структуры личности и 30% - обладают очень сильно несформированной мотивационно-ценно-стной структурой личности (см. рис. 1).

Распределение сформированных на основе каждого уровня групп по ряду ключевых признаков позволило описать типичный портрет их представителей (сравнительно с «идеальным социальным типом») (см. табл. 4).

Для выявления характера связи выделенных групп курсантов с социально-демографическими характеристиками различные социально-демографические группы были распределены по уровням сформированности мотивационно-ценностной структуры личности. Проанализировав представленные в табл. 5 данные, мы выявили, что с повышением размера населенного пункта, где проживал респондент до поступления в военный вуз, возрастает вероятность несформированности мо-тивационно-ценностной структуры личности военнослужащего в процессе обучения. По результатам исследования, более половины курсантов (53,6%), проживавших до поступления в вуз в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург), стремятся отчислиться из военного вуза либо уверены, что уволяться из Вооруженных Сил сразу после выпуска. Суммарная доля курсантов, имеющих не-сформированную мотивационно-ценностную структуру личности военнослужащего, среди жителей крупных городов составляет почти 48%, а

среди жителей небольших городов и поселков городского типа - около 27%. Самый высокий уровень сформированности отмечается у выходцев из сельских населенных пунктов, суммарная доля курсантов, имеющих сформированную мо-тивационно-ценностную структуру личности, среди них составляет около 60% (см. табл. 5).

Анализ распределения по уровням сформи-рованности мотивационно-ценностной структуры личности курсантов, сгруппированных по социальному происхождению, свидетельствует о том, что наиболее устойчивой социальной базой для воспроизводства кадрового состава Вооруженных Сил являются выходцы из семей военнослужащих. Суммарная доля типов курсантов, обладающих сформированной мотивационно-цен-ностной структурой личности в той или иной степени, составила почти 58%. Около 47% курсантов со сформированной мотивационно-ценно-стной структурой личности военнослужащего наблюдаются среди выходцев из семей служащих и 44% - среди крестьян. Наиболее несфор-мирована мотивационно-ценностная структура личности военнослужащего у выходцев из семей рабочих (39%) и предпринимателей (64%).

В результате анализа данных статистически значимая связь зафиксирована между семейным положением и уровнем сформированности мо-тивационно-ценностной структуры личности военнослужащего. Если среди холостых курсантов суммарная доля типов, обладающих сформированной мотивационно-ценностной структурой личности военнослужащего, составила 35%, а несформированной около 43%, то среди женатых около 56% курсантов обладают сформированной и 21,5% - несформированной мотиваци-онно-ценностной структурой личности. Данные

цифры свидетельствуют о том, что в современных условиях наличие семьи играет роль стабилизирующего фактора военно-профессиональной ориентации.

Результаты анализа показали, что курсанты, поступившие в военный вуз из войск или после суворовского училища (кадетского корпуса), имеют более сформированную мотивационно-ценностную структуру личности военнослужащего, а значит, более ориентированы на учебно-служебную деятельность. Так, если суммарная доля обладающих сформированной мотива-ционно-ценностной структурой личности среди поступивших из рядов ВС РФ, прошедших военную службу, и выпускников СВУ/КК составила более 50%, то среди курсантов, поступивших после школы, она не превысила 20%. В результате у курсантов, имеющих опыт прохождения военной службы либо имеющих о ней представление, более высокий индекс сформированнос-ти (0,18 и 016 соответственно), нежели у выпускников школ и колледжей (-0,32), значение которого можно охарактеризовать как несформи-рованность мотивационно-ценностной структуры личности.

В современных условиях на каждом курсе обучения у курсанта происходит снижение общего уровня сформированности мотивационно-ценностной структуры личности. В результате этого снижения процесс формирования мотива-ционно-ценностной структуры личности курсантов, поступивших из войск или после суворовского училища (кадетского корпуса), характеризуется средним уровнем устойчивости, а курсантов, поступивших после школы, - низким уровнем устойчивости. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рис. 2.

Высокая Умеренная Неопределенная Умеренная несформиро- несформиро- сформирован- сформиро-

ванность

ванность

ность

ванность

Высокая сформиро-ванностъ

Рис. 1. Распределение курсантов по уровням сформированности мотивационно-ценностной структуры личности

Итак, доля курсантов, имеющих сформированную мотивационно-ценностную структуру личности военнослужащего, сразу после поступления в военный вуз составляет 65%, на третьем курсе обучения - 44%, и при окончании обучения приближается к 38%. Таким образом, уже на этапе профессионального отбора кандидатов для поступления в военные вузы из числа военнослужащих, граждан, прошедших военную службу, либо выпускников суворовских училищ (кадетских корпусов) набирается до 35% курсантов, не разделяющих основные ценности и мотивы во-

енной службы, на этапе начального этапа обучения устойчивость формирования мотивационно-ценностной личности военнослужащего у таких курсантов снижается на 21%; в ходе дальнейшего обучения - еще на 6%. В результате только за годы обучения в военном вузе снижение устойчивости формирования мотивационно-ценностной личности военнослужащего происходит на 27%, а к моменту выпуска общее количество курсантов, не обладающих сформированной мотиваци-онно-ценностной структурой личности военнослужащего, приближается к 62%.

Таблица 4

Типология курсантов с различными уровнями сформированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего

Типичный портрет курсантов с различными уровнями сформированное™ мотивационно-ценностной структуры личности Общая характеристика

Курсанты с высоким уровнем сформированности мотивационно-ценностной структуры личности. Направленность - на принятие ценностей военной службы, разделение основных мотивов ее прохождения. Ценности - полностью совпадают с ценностями, присущими «идеальному социальному типу». Основные намерения - окончание военного вуза и прохождение военной службы на офицерских должностях Стремление к продолжению учебно-служебной деятельности, успешный выпуск

Курсанты с умеренным уровнем сформированности мотивационно-ценностной структуры личности. Направленность - в основном на принятие ценностей военной службы, разделение некоторых мотивов ее прохождения. Ценности - иногда совпадают с ценностями, присущими «идеальному социальному типу». Основные намерения - по возможности окончание военного вуза и прохождение военной службы на офицерских должностях, однако не исключается и вероятность увольнения Склонность к продолжению учебно-служебной деятельности, весьма вероятен успешный выпуск

Курсанты с неопределенным уровнем сформированности мотивационно-ценностной структуры личности. Направленность - неопределенная, противоречивая. Ценности - неопределенные, противоречивые. Основные намерения - не исключаются никакие варианты развития событий, однако наиболее вероятные - отчисление в случае выгодного трудоустройства или окончание учебы в вузе Неопределенное отношение к продолжению учебно-служебной деятельности, весьма вероятно как отчисление, так и окончание учебы

Курсанты с умеренным уровнем несформированности мотивационно-ценностной структуры личности. Направленность - преимущественно на отчисление из вуза в настоящее время или увольнение сразу после выпуска. Ценности - имеются некоторые ценности военной службы, но преобладают меркантильные ценности. Основные намерения - по возможности прекращение военной службы после получения бесплатного образования Склонность к отчислению после окончания военного вуза или в настоящее время

Курсанты с высоким уровнем несформированности мотивационно-ценностной структуры личности. Направленность - исключительно на отчисление из вуза в настоящее время или увольнение сразу после выпуска. Ценности - ценности военной службы отсутствуют, основу мотивационно-ценностной структуры личности составляют меркантильные ценности. Основные намерения - прекращение военной службы после получения бесплатного образования Стремление к отчислению после окончания военного вуза или в настоящее время

Таблица 5

Распространенность типов военно-профессиональной ориентированности среди различных социально-демографических групп

Тип сформированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего 1 о § Ц 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий уровень несформированности умеренный уровень несформированности неопределенный уровень сформированности умеренный уровень сформированности высокий уровень формированное™ 1 § 1 СО щ И о 8 Е §•? в М| г4=к О Г> О & й о й ^ й я & О Н н Ч Н ° и 5

Место жительства перед поступлением в военный вуз г. Москва, Санкт-Петербург областной, республиканский центр, районный центр, прочие населенные пункты 29,1% 19,1% 15,2% 11,7% 24,5% 23,7% 14,2% 9,8% 25,1% 27,5% 23,2% 21,6% 16,4% 18,1% 19,3% 25,8% 4,9% 11,6% 28,1% 31,1% -0,21 0,06 0,17 0,22

Социальное происхождение из военнослужащих из служащих из предпринимателей из рабочих из крестьян (фермеров) 9,3% 20,8% 36,5% 17,3% 4,1% 12,5% 14,9% 27,2% 21,5% 19,9% 20,3% 17,2% 8,9% 24,8% 31,8% 32% 25,3% 18,3% 20,2% 28,1% 25,9% 21,8% 9,2% 16,3% 16,1% 0,23 0,04 -0,25 -0,01 0,13

Семейное положение холост женат 22,3% 8,0% 20,5% 13,5 22,2% 22,7% 19,9% 29,7% 15,1% 26,1% -0,04 0,21

Поступали в военный вуз после/из ВС РФ после СВУ/КК после школы и др. 8,7% 13,2% 41,5% 16,5% 19,5% 20,5% 23,2% 18,5% 18,4% 28,6% 25,4% 12,5% 23,1% 23,4% 7,2% ОД 8 0,16 -0,32

принятия поступления третьего окончания решения о в вуз курса вуза и

поступлении обучения выпуска

в военный вуз

Рис. 2. Устойчивость формирования мотивационно-ценностной структуры военнослужащего

у курсантов различных категорий

Анализ устойчивости формирования мотива-ционно-ценностной личности военнослужащего у курсантов - выпускников школ и колледжей демонстрирует еще более стремительное падение. До 42% курсантов, не разделяющих основные ценности и мотивы военной службы, отбирается на этапе профессионального отбора, до 26% показывают утрату таких ценностей и мотивов к третьему курсу обучения, и еще 9% - к моменту окончания военного вуза. Вследствие этого к выпуску подходят лишь 23% курсантов из данной категории, обладающих сформированной мотивационно-ценностной структурой личности военнослужащего. Таким образом, средний процент курсантов всех категорий, максимально соответствующих «идеальному социальному типу», примерно равен 30%. В данных расчетах не учитываются потери от отчисления в процессе обучения, однако в среднем они не превышают 7% от набранных на первый курс курсантов (рис. 2).

Неустойчивость процесса формирования мо-тивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсантов военных вузов, следствием которой является массовый отток молодых офицеров из состава ВС РФ, оборачивается для государства и Вооруженных Сил тяжелыми последствиями. Еще в недавнее время наблюдалось перманентное состояние неукомплектованности первичных офицерских должностей. В настоящее время за счет значительного сокращения офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации и дефицита офицерских должностей в условиях приведения к новому перспективному облику добровольное увольнение офицеров, так же как отчисление курсантов, является скорее благом, однако не стоит забывать о потерях для федерального бюджета на обучение и подготовку военнослужащих, которых приходится увольнять сразу после выпуска. К тому же, несмотря на временную отмену набора в военные вузы, которая продлится по всей вероятности до 2012 г. [7], нет никаких предпосылок, чтоб в дальнейшем изменился контингент набираемых для обучения в военные вузы, либо чтобы исчезли причины, обусловливающие столь радикальное падение в процессе обучения числа курсантов, не желающих проходить военную службу в качестве офицера, а значит, после возобновления подготовки курсантов в военных вузах опять возникнут аналогичные проблемы.

В нынешних условиях радикального сокращения офицерского корпуса государство не может позволить себе закрывать глаза на низкий уровень формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего в военных вузах. Сегодняшнее состояние этого процесса требует осуществлять поиск новых, адекватных современным условиям и потребностям, путей

оптимизации формирования мотивационно-цен-ностной структуры личности военнослужащего, способных эффективно ориентировать кадровый состав на длительную и добросовестную офицерскую службу.

Примечания

1. Казаков Д. Е. Формирование ценностей военной службы у курсантов высших военных учебных заведений средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М.: ВУ, 2007.

2. Колыванов Ф. Курсантские ориентиры // Военно-промышленный курьер. 2007. № 4. С. 5.

3. Там же.

4. Там же.

5. Гавриленко А. Ориентиры для будущих офицеров // Красная звезда. 2007. № 35. С. 1.

6. Аитовкин В. Выводы в промежутке // Независимое военное обозрение. 2010. № 43. С. 3.

УДК 811.161.1-27

Н. С. Кулешова

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье анализируется широкий круг проблем, связанных с ролью и значением русского языка в новых независимых государствах. Исследования проводились Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) в шести странах (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Украина) в 2006-2009 гг. Результаты иисследований позволяют выявить и проанализировать целый ряд значимых этносоциокультурных тенденций, наметившихся в жизнедеятельности русских респондентов, составляющих определенную часть населения новых независимых государств.

The article deals with a broad range of issues related to the role and significance of Russian in the new independent states. The study was conducted by the Institute for Diaspora and Integration (Institute of the CIS Countries) in six countries (Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Moldova and the Ukraine) in 2008. It provided an opportunity to determine and analyze a number of significant ethnic and socio-cultural trends mapped out in the lives of the Russian respondents who are forming part of the population in the new independent states.

Ключевые слова: коренное население, титульная нация, этнонационализм, интеграция, миграция, социокультурная адаптация.

Keywords: indigenous population, titular ethnic group, ethnonationalism, integration, migration, socio-cultural adaptation.

В результате распада СССР и мощных миграционных процессов последних десятилетий существенным преобразованиям подверглось фун-

© Кулешова Н. С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.