БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 4-2007
и больше тревожность за принятие детьми.
Но есть и такие различия, которые необходимо специально отметить. Так, у подростков, находящихся в стационаре, чем больше страх ситуации проверки знаний, тем меньше страх своей смерти. Представляется, что это связано именно с их нахождением в стационаре на момент обследования. Подростков окружают врачи, медсестры, которые в любой момент смогут оказать медицинскую помощь.
Рассматривая значимые корреляции у здоровых подростков, также можно обнаружить такие, которые подтверждают уже сложившиеся стереотипы оценок типа "чем меньше умственное развитие (оценка по поведенческим признакам со стороны учителей), тем больше страх самовыражения" или "чем больше страх ситуации проверки знаний, тем больше страх, связанный со школой, социумом".
Таким образом, страхи у подростков с соматическими заболеваниями и страхи у здоровых подростков различаются. В свою очередь, социально-стрессовые переживания, примером которых и являются школьная тревожность, страхи взаимодействия с окружающими - ведущий фактор адаптации в данном возрасте, - во многом определяют поведение как здоровых, так и хронически больных детей.
В литературе, посвященной проблеме психологии соматического больного, подчеркивается, что влияние любого хронического заболевания на социальный статус больного, его положение в обществе, круг интересов, уровень притязаний приводит к ломке привычного образа жизни и деятельности, необходимости формирования нового жизненного стереотипа [1-5]. Поэтому представляется важным подчеркнуть тот факт, что соматически больной ребенок не выпадает из широко понимаемого процесса социализации и коррек-ционная работа с ним может и должна использовать элементы социально-психологического тренинга, не включаемого традиционно в предмет медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конечны Р., Боухал М. Психология в медицине. -Прага: Авиценум, 1983. - 407 с.
2. Миндлин Я. С., Калмыков А. А., Утенков А. В. Больные хроническими заболеваниями: образ жизни, состояние здоровья, профилактика и организация медицинской помощи. - М.: Медицина, 1991.
3. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине. - Харьков, 2003.
4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 168 с.
5. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. - Будапешт, 1981.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИИ:
ПРИЗНАКИ, КОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ В. С. Ткаченко
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
Западно-европейские социальные институты были предметом исследований многих поколений социологов (от Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Ве-бера до Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Бурдье, И. Валлерштайна и др.), в то же время отечественные социальные институты мало подвергались серьезному научно-доказательному анализу. Например, встает вопрос о правомерности выделения в качестве самостоятельного социального института инвалидности в РФ, т. е. можно ли выделить свидетельствующие об этом его соответствующие признаки, компоненты, функции.
Признаками социального института инвалидности в России являются:
1. Установки и образцы поведения людей с инвалидностью: освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), ожидание на поддержку со стороны окружающих, требование гарантий со стороны государства.
2. Научное обоснование инвалидности и существующих вокруг нее проблем - деятельность научно-исследовательских центров, опытно-конструкторских учреждений и пр.
3. Символические культурные признаки - эмблема инвалидности, традиции в отношении людей с инвалидностью, требования в обеспечении свободного доступа к инфраструктуре жилых мест, специфический язык (язык жестов) и шрифт (шрифт по Л. Брайлю).
4. Социокультурные учреждения - учреждения социального обслуживания, реабилитационная индустрия, инваспорт.
5. Наличие особых прав - пенсии, льготы и преимущества в использовании инфраструктуры в соответствии с законодательными нормами.
6. Идеология людей с инвалидностью - установка на приоритеты медицинской помощи, требование компенсаций ограниченной жизнедеятельности. Признание гражданами инвалидов равными перед остальной частью общества независимо от того, какую инвалидность они имеют. Различаются инвалиды лишь по причине инвалидности, которая связана с ответственностью общества перед своими гражданами.
7. Функционирование общественных объединений, представляющих интересы инвалидов.
Социальный институт инвалидности в России представлен следующими компонентами:
1. Субъекты определения политики и законотворчества в сфере инвалидности, выступающие в виде органов государственного управления.
2. Учреждения признания граждан инвалидами, представленные в виде государственной МСЭ.
3. Учреждения исследования проблем инвалидов, учреждения реабилитации инвалидов, система управления процессами социальной помо-
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
щи при инвалидности, объединенные в виде государственной службы реабилитации инвалидов.
4. Общественные объединения людей с инвалидностью.
5. Учреждения реабилитационной индустрии.
Инвалидность как социальный институт в таком
виде выполняет в современном российском обществе определенные и необходимые ему функции:
1. Функция обеспечения выживаемости людей с тяжелыми нарушениями здоровья.
2. Функция содействия в стратификации общества, когда в категорию "инвалиды" выводятся люди, не представляющие социальной ценности (как балласт или резервация людей, в будущем возможно полезных, но не востребованных в настоящем времени).
3. Функция стабилизации общества за счет объединения общественной нагрузки, вызванной содержанием людей с инвалидностью, объективными причинами.
4. Функция стимулирования мер по поддержанию здоровья среди неинвалидизированного населения за счет угрозы перевода в низкостатусную группу инвалидов.
Институт инвалидности обеспечивает возможность социальной мобильности и перехода на более высокие этажи социальной иерархии человека, который смог преодолеть ограничения и возвратился (перешел) в другие сферы общественного участия.
Роль инвалидности в организации общества состоит в том, что этот социальный институт позволяет путем общественно признанных процедур формировать нижний ярус общества с включением в него индивидуумов с тяжелыми нарушениями здоровья, придавая им низкие социальные статусы на основе психофизиологических характеристик, избегая тем самым серьезных социальных конфликтов (или смягчая их).
Социальный институт инвалидности сформировался в России при доминирующем влиянии государственной социальной политики, направленной на манифестирование групповых потребностей инвалидов, сохранение и расширение групповых (или массовых) мер социальной поддержки инвалидов. В целом социальный институт инвалидности в России способствует возникновению и функционированию стратегии социальных отношений между обществом на уровне государства и инвалидом как частью этого общества.
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА
В. А. Урываев
Ярославская государственная медицинская академия
Расширение преподавания психологии рассматривается как важная часть совершенствова-
4-20071
ния профессиональной подготовки врача и, согласно государственному стандарту образования, является одним из обязательных условий реализации гуманитарной подготовки специалиста. В ЯГМА развитие профессиональной подготовки в этом направлении обеспечивают кафедра педагогики и психологии (зав. кафедрой - канд. психол. наук, доцент Н. А. Русина) и кафедра психиатрии с курсом медицинской психологии (зав. кафедрой - д-р мед. наук, профессор Е. А. Григорьева, зав. курсом медицинской психологии - канд. психол. наук, доцент В. А. Урываев).
Преподавание педагогики и психологии ведется на всех трех факультетах (лечебном, педиатрическом, фармацевтическом) в рамках государственного стандарта. Программу профессионально-психологической подготовки обеспечивают 7 кандидатов наук (психологических, педагогических, биологических); 1 врач, прошедший специализацию по медицинской психологии и психотерапии; 4 дипломированных психолога; при этом 6 специалистов курса медицинской психологии кафедры психиатрии работают непосредственно на клинических ставках.
Усилиями коллектива сотрудников кафедр при поддержке администрации академии изданы 24 учебно-методических пособия, обеспечивающие работу студентов на всех практических занятиях, включая курацию больных на IV курсе.
Условно можно выделить три вектора развития преподавания психологии в ЯГМА:
1. "Горизонтальный" - это усилия в направлении непрерывного психолого-педагогического обеспечения подготовки будущего врача на всех этапах профессионализации:
1.1. Вопросы психологии начинают преподаваться на I курсе (элективы для педиатрического и лечебного факультетов, общегуманитарный блок на фармацевтическом факультете).
1.2. На II курсе читаются вопросы общей, возрастной и социальной психологии на педиатрическом и лечебном факультетах. Объем курса 74 часа.
1.3. В конце первого семестра студенты выполняют контрольную работу "Комплексная самохарактеристика", в которой создают собственный психологический автопортрет (по данным, полученным, в частности, на практических занятиях: самоанализ всех основных психических процессов, темперамента, характера, системы мотивов и др.), строят планы личностного роста (сданные планы возвращаются студентам на IV курсе при прохождении блока "медицинская психология" и вызывают сильнейшую эмоциональную реакцию переживания - "письма к самому себе через годы").
1.4. По результатам второго семестра сдается итоговая контрольная работа - "Комплексная характеристика личности пациента" (для педиатрического факультета - "Комплексная характеристика личности ребенка"), которую студенты выполняют на базах лечебных учреждений парал-