№ 2 - 2008 г. 13.00.00 педагогические науки УДК 614.253:378.14
О КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В. А. Урываев
Ярославская государственная медицинская академия (г. Ярославль)
В статье поднимается вопрос о преподавании психологии в медицинском вузе. Автор рассматривает четыре этапа, которые прошла <медицинская психология> в медицинском вузе. Большая проблема - отсутствие среди преподавателей в медицинских вузах дипломированных психологов со специализацией <медицинская психология>. Представляется, что оптимальным вариантом для работы кафедры медицинской психологии является объединение в рамках единой образовательной политики и медицинской психологии, и медицинской педагогики. Кафедра медицинской психологии и медицинской педагогики, помимо непосредственной работы по разделам профессиональной подготовки, могла бы курировать целей рад программ, имеющих, безусловно, межкафедральный характер.
Ключевые слова: медицинская психология, медицинская педагогика
Вопрос, поднимаемый в публикации, одновременно и простой, и сложный. С одной стороны, какая другая психология может (и должна) быть в медицинском вузе? С другой стороны, кафедры медицинской психологии в медицинских вузах практически отсутствуют.
Об истории преподавания медицинской психологии в медицинских вузах. Ответим сначала на первый вопрос: какая психология должна быть в медицинском вузе? Ответ: психология в медицинских вузах должна быть очень разная (что отражает реальную сложность поведения человека).
Тем не менее, на первом этапе, до 1996 года, <медицинская психология> была, по существу, единственной психологической дисциплиной в профессиональной подготовке врача, <монополизированной> врачами-психиатрами: психология читалась в объеме 26 ч внутри курса психиатрии. Предметная комиссия <по медицинской психологии> с тех времен существует в рамках <психиатрической парадигмы>. Все (почти все) учебники, в названии которых есть сочетание слов <медицинская психология> написаны врачами-психиатрами. Соответственно темы, выходящие за границы психиатрической практики, например, <человек и лекарство> (а в рамках психиатрии программы сотрудничества с пациентом в выборе лекарственной терапии на настоящий момент традиционно невелики) либо не рассматривались, либо ограничивались <эффектом плацебо>.
С 1996 года (второй этап) на волне гуманитаризации дисциплина была переименована в <Психологические и дидактические основы деятельности врача> и перенесена на младшие курсы, на доклинический этап профессиональной подготовки врача, а также объем преподавания был увеличен до 94 учебных часов. Психология вошла в круг общегуманитарных дисциплин и стала из <клинико-психиатрической> больше <общей>, <педагогической>, отчасти <социальной> (на педиатрических факультетах - еще и <возрастной>). Курировать эту дисциплину стали (в
дополнение к уже упомянутому совету) еще два: методический совет по гуманитарным дисциплинам (традиционно объединяющий кафедры общественных наук) и совет по непрерывному психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах (объединяющий кафедры, решающие проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей медицинской школы и <де факто> и имеющие в штате большое число профессионально подготовленных психологов, однако, это были не <медицинские психологи>). К сожалению, стали обрываться естественные связи преподавания медицинской психологии с физиологией (студенты второго курса не успевают закончить изучение нормальной физиологии к окончанию преподавания психологии, на эти знания опереться еще нельзя) и собственно с клиникой (преподаватели психологии и педагогики редко когда являются практикующими врачами или практикующими в клинике специалистами). <Уход> психологии с клинических баз не мог продолжаться долго.
Третий этап. Частичное <возвращение> психологии на клинические базы и, прежде всего, в психиатрическую клинику состоялось спустя всего четыре года, в 2000 году в скорректированных учебных планах появилась несколько измененная в названии дисциплина <Педагогика и психология> с подстрочными рекомендациями - треть часов проводить на старших курсах в рамках психиатрии.
Таким образом, на сегодняшний день, не имея <своей> кафедры, медицинская психология по факту оказалась <разорванной> между двумя кафедрами, между двумя уровнями медицинской подготовки, между <теоретиками> и <практиками>, между двумя научными парадигмами. Попытки найти общий язык в преподавании психологии, составить единый курс и т. д. упираются в необходимость научной рефлексии проблем, реально стоящих перед собственно медицинской психологией.
Здесь необходимо подчеркнуть, что дискуссии идут и на уровне названия. Так, в Европе психология в работе врача (прежде всего, в психиатрической клинике) всегда была <медицинской> (см. учебники Э. Кречмера, А. Т. Рибо, М. С. Лебединского и В. Н. Мясищева, вплоть до последнего учебника Ю. Г. Тюльпина), в Америке же с момента появления в 1907 году журнала Л. Уитмера <Психологическая клиника> (заметим, акцент в его концепции был сделан на самое широкое внедрение психологии в общественную практику, привлечение в медицину не только психологов, но и педагогов, социальных работников и других специалистов, работающих, прежде всего, в ключе <реабилитации>), наиболее популярным стал термин <клиническая>. В нашей дискуссии, какая психология нужна в медицинском вузе, наметился неожиданный поворот - <медицинская психология> (шифр научной специальности звучит именно так - 19.00.04 -<Медицинская психология>; к тому же это официальное название по линии Госкомтруда должностей психологов в учреждениях здравоохранения) или же все-таки <клиническая психология> (это название специальности - 02.27.00 - <Клиническая психология>, по ней выпускают специалистов в образовательных учреждениях министерства просвещения; эта терминология используется и при выдаче документов о повышении квалификационных категорий).
Мы полагаем, что в медицинском вузе, готовящем специалистов для системы здравоохранения, лучше оставить традиционное наименование дисциплины - <медицинская психология>. Мы не беремся утверждать, что обсуждаемые проблемы - это последний этап <драмы> гуманитаризации медицины, мы полагаем, что это - одна из ступеней развития, которое еще не завершено.
О преподавателях медицинской психологии. Однако, проблема проблем - отсутствие среди преподавателей в медицинских вузах дипломированных психологов со специализацией <медицинская психология>. Не секрет, что в ряде медицинских вузов нет среди преподавателей ни одного специалиста даже с дипломом о высшем психологическом образовании. В этом случае на младших курсах психологию и педагогику читают <обществоведы>, на старших -<психиатры>, используя часы психологии для увеличения штатов преподавателей и, по факту, испытывающие трудности с развитием собственно медицинской психологии (для этого необходимо изучать специальную литературу, посещать специальные конференции, работать на
клинической базе, проводить научные исследования по проблемам медицинской психологии и пр.).
Практика работы в медицинском вузе автора публикации (медицинского психолога, приступившего к работе в психиатрической больнице в 1976 году) показала насколько трудным является формирование коллектива преподавателей, адекватного современным задачам высшего профессионального медицинского образования в психолого-педагогической сфере. Оптимальным вариантом представляется следующий - две трети преподавателей - профессиональные психологи, имеющие специализацию по медицинской психологии, и треть - это врачи, получившие второе высшее психологическое образование. Важно, чтобы и врачи, и психологи преподавали психологию на клинических базах.
Насколько это возможно уже на младших курсах? Практика преподавания в ЯГМА показывает, что это возможно. С 1996 года <пропедевтический> курс психологии и педагогики относительно легко совмещается с пропедевтическими курсами кафедр терапии, хирургии, педиатрии. Параллельно с программами по уходу за больными студенты осваивают и навыки изучения личности пациента, оценки его состояния, готовности к контакту и пр.
Естественно, на старших курсах при освоении тем собственно медицинской психологии эти навыки углубляются и разворачиваются. Представляется, что преподавание на старших курсах необходимо организовывать как на традиционной базе психиатрической клиники, так и на базе соматического стационара.
Традиционный вопрос о собственно часовой нагрузке можно рассмотреть на заседании Ученого совета вуза и принять два решения: первое в отношении все же некоторого увеличения часов, отводимых на психологию (в пределах 15-20 % часов); второе решение о <переброске> части часов с младших курсов на старшие (в рамках общей часовой нагрузки).
Такого рода смещение преподавания психологии на старшие курсы позволит значительно усилить профессиональную составляющую медицинской психологии (на настоящий момент две трети -<два кредита> психологии и педагогики преподается на младших курсах, а одна треть - <один кредит> - на старших; предлагается на младших курсах читать одну треть - <один кредит>, а две трети часов - <два кредита> - <психология в соматической клинике> и <психология в психиатрической клинике> - закрепить за старшими курсами). При подобном смещении акцентов по времени психология в медицинском вузе будет, безусловно, восприниматься как <медицинская>.
Представляется, что оптимальным вариантом для работы кафедры медицинской психологии является объединение в рамках единой образовательной политики и медицинской психологии, и медицинской педагогики.
О задачах и учебной нагрузке кафедры медицинской психологии. Мы убеждены в том, что уже с самого начала преподавания психологии и педагогики в медицинской вузе возможен выраженный акцент на общемедицинские задачи врача. Так, в курсы общей психологии можно (мы считаем -должно) включать такие достаточно неожиданные для традиционного преподавания психологии темы как <Алекситимия> (темы <Ощущение> и <Восприятие>); <Стыд в кабинете врача> (<Эмоции> и <Чувства>), <Работоспособность> (тема <Способности>) и др.
Традиционные вопросы педагогики можно существенно дополнить проблемами <комплаенса> (комплаенс в самом общем виде - это следование врачебным предписаниям - тема максимально насыщенная проблемами психологи, педагогики-дидактики, в частности, проблемами медицинской практики) и, скажем, темой <Психологическая безопасность врача> (традиционно во всем мире медики зачислены в <группу риска> по проблемам психического здоровья - здесь и самоубийства, и наркотики, и алкоголизм, плюс значительное снижение продолжительности жизни врачей даже по сравнению с населением), во многом педагогической является проблематика ятрогенного воздействия.
Как уже упоминалось, в темах собственно медицинской психологии необходимо ввести тщательный анализ проблемы <Человек и лекарство>, крайне важны темы <Психологические особенности реакции пациентов на стационарное лечение>, <Нейропсихология>, <Группы взаимопомощи пациентов с различными заболеваниями> (рак, СПИД, хронический болевой синдром и т. п.). Опыт работы курса медицинской психологии (подробнее см. www . medpsy . ru ) ЯГМА подтверждает выраженный интерес студентов-медиков и к таким темам, имеющим существенное значение для практики врача общего профиля и читающимся в рамках элективов (спецкурсов), как <Основы психологической самопомощи в кризисных ситуациях>, <Психосексуальное развитие личности>, <Психология современной семьи>, <Историкокультурное введение в психотерапию>, <Игровые приемы в работе врача-педиатра>, <Психология ребенка - пациента соматической клиники>, <Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях> и целый рад др.
Будучи учрежденной, кафедра медицинской психологии и медицинской педагогики, помимо непосредственной работы по разделам профессиональной подготовки, могла бы курировать целей рад программ, имеющих, безусловно, межкафедральный характер. Одной из таких программ является профессиональная подготовка врача в сфере общения. В материалах экспертов ВОЗ, проведших семинар в Женеве еще в 1993 году, было отмечено, что хорошая подготовка врача в сфере коммуникации (мы полагаем, что здесь могут найти интерес и страховые медицинские компании, оценивающие качество работы врача) снижает потребление лекарств, ускоряет излечение, удлиняет ремиссии. Формирование навыков полноценной коммуникации экспертами ВОЗ предложено проводить на пропедевтических и клинических кафедрах, на госэкзаменах и при повышении квалификации, проверять такие навыки рекомендовано при лицензировании медицинских вузов и лечебных учреждений. Очевидно, что именно кафедра медицинской психологии и медицинской педагогики может профессионально координировать подобную работу.
Не менее важными межкафедральными программами могут стать проблемы диагностического мышления врача (что на этапе порождения диагноза представляет исключительно важный психологический по своему характеру феномен), проблемы профилактики психического выгорания; отчетливый межкафедральный характер имеет и проблема оценки нервнопсихического здоровья детей и взрослых в рамках решения врачом задач диспансеризации (как у детей, так и у взрослых). Продолжая тему, можно подчеркнуть, что прошедший под эгидой ВОЗ в 2001 году <Всемирный год психического здоровья> вывил массу проблем, связанных с неподготовленностью медицинского персонала (и врачей, и медсестер) к адекватной реакции на этот вызов стремительно изменяющейся жизни.
Мы полагаем, что появление кафедр медицинской психологии с курсом медицинской педагогики, ставящих своей целью профессиональную психологическую подготовку врача общего профиля и будет тем четвертым этапом, который продолжит развитие психологии в медицинском вузе.