Научная статья на тему 'Социальный эффект использования трудового потенциала на муниципальном уровне'

Социальный эффект использования трудового потенциала на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR POTENTIAL / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / SOCIAL EFFECT / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / MUNICIPAL DISTRICT / ПЕРЕПОДГОТОВКА БЕЗРАБОТНЫХ / RETRAINING OF THE UNEMPLOYED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокин В. Я.

В статье исследуются проблемы повышения социального эффекта использования трудового потенциала на муниципальном уровне. В качестве резерва использования трудового потенциала рассматриваются мероприятия политики активной занятости населения, направленные на возвращение в сферу труда безработных граждан. Проведен анализ и предложены пути повышения социального эффекта реализации этих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social effect of labor potential usage on municipal level

The article researches the problem of labor potential social effect rising on municipal level. As a reserve of labor potential usage the author considers events of population’s active employment policy which aimed at coming back to the field of labor of unemployed people. There is an analysis and the ways are suggested which can rise social effect of these events realization.

Текст научной работы на тему «Социальный эффект использования трудового потенциала на муниципальном уровне»

В. Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент,

кафедра экономики, управления

и предпринимательства,

Чайковский филиал Пермского национального

исследовательского

политехнического университета,

г. Чайковский, Россия,

[email protected]

СОЦИАЛЬНЫМ ЭФФЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Социальные отношения в сфере труда, факторы формирования и использования трудового потенциала всегда являлись предметом изучения социологов, а трудовой потенциал в последнее время стал рассматриваться как социально-трудовой потенциал. Как пишет И.В. Цветкова, «социологический смысл данной категории раскрывается в аспекте рассмотрения трудовых ресурсов в условиях рынка, т.е. действия механизмов предложения и спроса на рабочую силу, а также конкуренции»1.

В условиях экономической неоднородности территории страны наблюдается территориальная дифференциация трудовых отношений, условий формирования и использования трудового потенциала. При этом в научной литературе проблемы развития трудового потенциала в территориальном аспекте, как правило, рассматриваются на региональ- -ном уровне2. Уровню муниципальных образований, являющихся основным территориальным пространством формирования локальных рынков труда и заключения большинства трудовых договоров, уделяется очень мало внимания. Это происходит, несмотря на то, что трудовая деятельность работников, как пишет Т. В. Зайниева, «не выходит

Одним из резервов использования трудового потенциала является повышение уровня занятости населения, то есть возвращение в сферу труда безработных граждан.

за рамки социально-экономических отношений, охватывающих территориальное пространство, ограниченное транспортными возможностями маятникового передвижения населения от места постоянного проживания до места работы в течение суточного цикла человеческой жизнедеятель-ности»3, то есть за рамки границ муниципальных образований, формирующих локальные рынки труда.

В научной электронной библиотеке eLibrary.ru удалось найти всего несколько статей, охватывающих тематику формирования трудового потенциала на уровне городского поселения или муниципального района.

Как считают О. А. Козлова, А. С. Лаврентьев, Н. С. Лобарева, «причинами недостаточного внимания проблемам формирования и использования трудового потенциала муниципальных образований являются: невысокий уровень развития муниципальной статистики в РФ; доминирование федеральной и региональной компонент социально-экономической политики в РФ; большая неоднородность уровня развития территорий, существенно затрудняющая проведение единообразной политики на федеральном уровне»4.

дискуссия

журнал научных публикаций

Автор данной статьи считает, что в условиях сокращения численности трудоспособного населения проблема повышения эффекта использования трудового потенциала муниципальных -образований является весьма актуальной. Рассмотрим резервы повышения социального эффекта использования трудового потенциала на примере Чайковского муниципального района Пермского края. Важность решения этой задачи для Чайковского муниципального района обусловлена тем, что за период с 2001 по 2011 год в нем значительно (на 10 %) сократилась численность населения, в том числе численность населения трудоспособного возраста (на 1,8 %).

Одним из резервов использования трудового потенциала является повышение уровня занятости населения, то есть возвращение в сферу труда безработных граждан. Эту задачу выполняет Чайковский

С 2008 по 2012 год от 61 до 82 % безработных были трудоустроены, из чего можно сделать вывод о высоком социальном эффекте реализации политики занятости.

центр занятости населения (ЦЗН), реализуя государственную политику активной занятости населения. Наиболее распространенной государственной услугой по обеспечению конкурентоспособности лиц, ищущих работу, с целью их дальнейшего трудоустройства является профессиональное обучение. Целями профессионального обучения являются: дальнейшее трудоустройство, повышение конкурентоспособности на рыке труда; самозанятость; открытие безработными собственного дела.

В табл. 1 приведены данные, характеризующие динамику финансирования мероприятий в области содействия занятости и социальной поддержки безработных в Чайковском муниципальном районе с 2008 по 2012 годы.

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что в период с 2008 по 2012 год Чайковским ЦЗН осваивались значительные суммы, направленные на ре-

Таблица 1

Динамика расходов государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе, тыс. руб.

Показатели Годы

2008 2009 2010 2011 2012

Организация содействия самозанятости населения 0 60,8 383,4 208,9 2889,4

Профессиональное обучение граждан 706,1 1163,8 1925 1948 1814,3

Организация общественных работ 711,1 1381,9 1663,9 500 393

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся 572,1 448,5 731,6 452,8 184,5

в социальной защите

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 872,9 604,7 1085,1 1039,5 113,2

Профессиональная ориентация граждан 55,1 15 95 17 65,1

Организация ярмарок вакансий и учебных мест 30 30 20 85 60

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда 100 50 15 15 15,9

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые 355,3 261,1 165 83,5 11,8

Социальная адаптация граждан на рынке труда 4 40 20 235 10,7

Всего: 3406,6 4055,8 6104 4092,4 5557,9

Примечание: информация собрана самостоятельно с использованием источника: Паспорт г. Чайковский, 2013 год.

ализацию государственной политики занятости, возвращение безработных в сферу труда. При этом на протяжении всего исследуемого периода стабильно большие суммы расходовались на профессиональное обучение граждан. Это позволило добиться значительного социального эффекта (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что за период с 2008 по 2012 годы от 61 до 82 % безработных были трудоустроены, из чего можно сделать вывод о высоком социальном эффекте реализации политики занятости.

По нашему мнению, этот эффект был достигнут в том числе и потому, что значительное число граждан, признанных безработными, направлялось на переобучение (от 202 в 2008 году до 374 в 2012 году), благодаря чему они смогли приобрести дополнительные навыки по имеющимся профессиям, например, бухгалтеры освоили программу 1С бухгалтерия. Большинство безработных получили новые востребованные на рынке труда профессии, такие как: водитель автобуса, автомобиля; машинист экскаватора;

Таблица 2

Социальный эффект реализации государственной политики занятости в Чайковском муниципальном районе в период с 2008 по 2012 гг.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012

Численность граждан, обратившихся в ЦЗН в отчетном периоде, чел. 5427 5557 4798 4000 3711

В том числе не занятых трудовой деятельностью, чел 4461 5006 4456 3708 3570

Численность граждан направленных на переобучение 202 226 370 374 256

Численность граждан трудоустроенных ЦЗН, чел. 3647 3071 3095 2648 2723

Процентное соотношение трудоустроенных граждан от числа обратившихся в ЦЗН от числа незанятых трудовой деятельностью, % 82 61 69 71 76

Примечание: информация собрана самостоятельно с использованием источника: Паспорт г. Чайковский, 2013 год.

дискуссия

журнал научных публикаций

Таблица 3

Баланс спроса и предложения трудовых услуг руководителей и специалистов на рынке труда Чайковского муниципального района с 2008 по 2012 год

Укрупненные группы занятости 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012г.

Число вакансий

Руководители 201 127 181 380 284

Специалисты высшего уровня квалификации 324 181 231 433 506

Специалисты среднего уровня квалификации 286 150 180 361 437

Число лиц, искавших работу

Руководители 336 548 562 482 374

Специалисты высшего уровня квалификации 577 707 711 610 621

Специалисты среднего уровня квалификации 439 501 485 362 491

Превышение числа лиц, искавших работу, над числом вакансий

Руководители 135 421 381 102 90

Специалисты высшего уровня квалификации 253 526 482 177 115

Специалисты среднего уровня квалификации 153 351 305 1 54

Примечание: информация собрана самостоятельно с использованием источника: Паспорт г. Чайковский, 2013 год.

менеджер (в коммерческой деятельности); менеджер по персоналу, менеджер в торговле; оператор электронно-вычислительных машин; парикмахер; повар и др.

С нашей точки зрения, социальный эффект от профессиональной переподготовки безработных может быть еще выше, если перераспределить часть средств, выделяемых на переобучение, и направить их на целевую переподготовку оставшихся не у дел руководителей и специалистов.

В табл. 3 сгруппированы данные, характеризующие баланс имевшихся в Чай-

ковском ЦЗН вакансий и граждан, искавших работу (по укрупненным группам занятости — руководители и специалисты) с 2008 по 2012 год.

Из данных табл. 3 видно, что все последние 5 лет Чайковским ЦЗН было зафиксировано превышение предложения трудовых услуг со стороны руководителей и специалистов высшего и среднего уровня квалификации по отношению к количеству вакансий, подходящих им по уровню квалификации.

Следует отметить, что граждане, претендующие на вакансии руководителей

и специалистов, как правило, обладают определенными знаниями и навыками руководства, умеют работать с документами, имеют наработанные связи в своей сфере деятельности, то есть обладают значительным трудовым потенциалом. Исходя из этого, мы считаем, что в рамках реализации программ профессиональной переподготовки Чайковскому ЦЗН необходимо предусмотреть переподготовку руководителей и специалистов, ищущих работу, по программе «Предприниматель малого и среднего бизнеса». Переподготовка по этой программе позволит слушателям курсов получить дополнительные компетенции по самостоятельному ведению бизнеса и в дальнейшем открыть собственное дело. Тем самым будут использованы резервы повышения использования трудового потенциала Чайковского муниципального района. Предлагается из числа безработных руководителей и специалистов ежегодно набирать и переобучать не менее 2 групп численностью 25 слушателей на курсах переподготовки по программе «Предприниматель малого и среднего бизнеса» за счет перераспределения средств на профессиональную подготовку и переобучение безработных. Дополнительного финансирования при этом не требуется.

Из опыта организации подобных групп известно, что около 50 % граждан, имеющих высшее образование и приобретенные ранее навыки практической управленческой деятельности, от числа обученных смогут организовать свое предприятие и привлечь в свой бизнес от 3 до 5 наемных работников. На основании этого можно сделать прогноз, что обучение двух групп по 25 человек позволит вернуть в сферу занятости не менее 100 человек, благодаря чему будет более эффективно использован трудовой потенциал Чайковского муниципального района, а социальный эффект от реализации активных программ занятости будет еще выше.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в условиях

снижения численности трудоспособного населения разработка мероприятий, направленных на повышение эффекта использования трудового потенциала на муниципальном уровне, должна базироваться на исследовании специфики действия механизмов предложения и спроса на рабочую силу в конкретной территории, формирующей локальный рынок труда. Это дает возможность выявить резервы имеющегося трудового потенциала и разработать действенные мероприятия, направленные на повышение эффекта использования трудовых возможностей различных групп населения трудоспособного возраста, проживающих на территории муниципального образования, с учетом физических, интеллектуальных и социальных с оставляющих трудового потенциала этих групп. (

1. Цветкова И.В. Анализ социально-трудового потенциала в современной социологии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 8. С. 213.

2. Леонидова Г.В., Панов А.М. Трудовой потенциал: территориальные аспекты качественного состояния // Проблемы развития территории. 2013. № 3. С. 60-70.

3. Зайниева Т.В. Локальный рынок труда и его особенности // Труд и социальные отношения. 2009. № 7. С. 150.

4. Козлова О. А., Лаврентьев А. С., Лобарева Н. С. Факторы формирования трудового потенциала муниципального образования // Экономика региона. 2011. № 1. С. 115.

Около 50 % граждан, имеющих высшее образование и приобретенные ранее навыки практической управленческой деятельности, от числа обученных смогут организовать свое предприятие и привлечь в свой бизнес от 3 до 5 наемных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.