Научная статья на тему 'Социальный эффект финансирования программ содействия занятости населения региона'

Социальный эффект финансирования программ содействия занятости населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / БЕЗРАБОТИЦА / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ / THE PROMOTION OF EMPLOYMENT OF THE POPULATION / SOCIAL SUPPORT / UNEMPLOYMENT / PERM REGION / PROGRAM FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокин В. Я.

В статье проведен анализ государственного финансирования мероприятий, направленных на содействие занятости населения на рынке труда Пермского края в динамике за 5 последних лет. Показан социальный эффект увеличения объемов финансирования мероприятий, направленных на усиление защищенности занятости населения региона. Эффект заключается в снижении уровня общей и регистрируемой безработицы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social effect of employment assistance financial programs of region’s population

This article provides an analysis of state financial measures aimed at population employment assistance of Perm territory labor market during dynamics for 5 years. The social effect of investment measures increase is shown; that actions are aimed at population employment safety in the region. The effect consists of general and recorded employment level decrease in the region.

Текст научной работы на тему «Социальный эффект финансирования программ содействия занятости населения региона»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

В. Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент,

кафедра экономики, управления

и предпринимательства,

Чайковский филиал Пермского национального

исследовательского политехнического университета,

г. Чайковский, Россия,

[email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Успешное решение задач в сфере труда позволяет формировать условия для повышения защищенности трудовой занятости населения. Направлениями регулирования трудовых отношений являются: воля высшего руководства страны; законодательная деятельность; финансовое обеспечение программ содействия занятости. При этом особую важность приобретает оценка социального эффекта реализации программ содействия занятости, как в масштабах государства, так и в границах субъектов РФ.

Что касается воли высшего руководства страны, то 13 февраля 2012 года В. В. Путин, занимавший на тот период пост Премьер-министра Российской Федерации и будучи кандидатом в Президенты России, опубликовал в газете «Комсомольская правда» авторскую статью на тему: «Строительство справедливости. Социальная политика для России». В статье были приведены факты, характеризующие значительные масштабы и рост расходов бюджетной системы России на социальную сферу. Также В. В. Пу- =

тиным было заострено внимание на существующих в России проблемах. При этом первая из перечисленных В. В. Путиным, а, значит, наиболее значимая проблема,

Согласно Закону РФ «О занятости в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения предусматривает реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

заключается в том, что часть граждан затрудняется с реализацией своих профессиональных знаний и поиском работы, позволяющей иметь достойную зарплату. Премьер-министр поставил задачи, которые предстоит решить государству в процессе построения справедливого общества, в том числе и в сфере труда. При этом была выделена необходимость оказания государственной помощи тем, кто «не может зарабатывать или еще не работает» 1.

В России создана необходимая законодательная база, направленная на защиту занятости населения. Согласно Закону РФ «О занятости в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения предусматривает реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5). При этом полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1)2. Следует отметить, что среди социолого-управленческих исследований работы, посвященные оценке социального эффекта финансирования занятости

дискуссия

журнал научных публикаций

на региональном уровне, носят единичный характер и раскрывают только отдельные аспекты этой деятельности.

Например, Е. А. Ефимова сопоставила величину государственных расходов в расчете на одного безработного по всем субъектам РФ с уровнем безработицы в этих субъектах. В результате проведенного исследования она пришла к выводу о «несоответствии бюджетных затрат на содействие занятости населения получаемому результату, выраженному в улучшении конкретных показателей функционирования рынков труда

субъектов Российской Федерации, в частности, снижении безработицы»3.

С точки зрения И. В. Соболевой, государственная финансовая помощь субъектам Российской Федерации на защиту занятости населения, определяемая исходя из численности населения и из утвержденной Правительством РФ методики расчета норматива затрат, не соответствует реальным потребностям конкретного региона. Как пишет И. В. Соболева, повысить социальный эффект государственной финансовой помощи субъектам Российской Федерации

Таблица 1

Динамика финансирования мероприятий в области содействия занятости и социальной поддержки безработных в Пермском крае, тыс. руб.5, 6

Показатели Годы

2008* 2009* 2010* 2011* 2012*

Профессиональное обучение граждан 35128,1 514256,5 92022,7 87863,2 80639,2

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 17823,6 16144,1 17036,7 15181,2 12541,9

Организация общественных работ 11474,6 15872,3 18353,8 19131,5 19480,9

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы 5860,7 6468,3 7002,9 6000 5713,9

Профессиональная ориентация граждан 3439,7 1899,8 3791,2 2693,2 2353,2

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые 2767,5 2448,3 1876,5 1000,0 687,9

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда 2109,0 2527,8 1267,1 1000,0 954,5

Организация ярмарок вакансий и учебных мест 1731,1 3000 2803,4 2502,4 2301,9

Социальная адаптация граждан на рынке труда 593,1 480 668,4 581,4 343,4

Организация содействию самозанятости населения 286,3 1942,3 7072,0 4047,0 63195,8

Организация проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком 1877,0

Мероприятия в области содействия занятости населения, всего 81213,8 102209,4 151894,7 139999,9 190089,6

в % от всех расходов 17,6 7,0 8,2 10,1 14,0

Социальная поддержка безработных граждан всего 380362,0 1356297,1 1696229,2 1257585,0 1165588,1

в % от всех расходов 82,4 93,0 91,8 89,9 86,0

в том числе: пособия по безработице 316131,9 1253874,5 1523151,0 1078029,2 995000,0

Пособия по безработице в % от суммы социальной поддержки безработных граждан 83,1 92,4 89,8 85,7 85,4

Всего расходов 461575,8 1458506,5 1848123,9 1397584,9 1355677,7

Источник: информация собрана и структурирована самостоятельно с использованием источников 5*, 6**■

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

на защиту занятости населения можно по средством дифференциации масштабов по мощи с учетом специфики регионов и мо ногородов России 4.

Автор данной статьи полагает, что адек ватная оценка социального эффекта финансирования программ содействия занятости населения позволит выявить степень необходимости этой деятельности, особенно с учетом кризисных явлений в экономике страны. Для этого на примере Пермского края сопоставлено выделение финансовых средств на реализацию социальных программ в сфере занятости (табл. 1; 2) с динамикой уровня общей и регистрируемой безработицы за период с 2007 по 2012 год (табл. 3).

Из данных, сгруппированных в табл. 1 и 2, видно, что в структуре всех расходов, предусмотренных государством на финансирование программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пермского края, расходы на содействие занятости населения занимали значительно меньший удельный вес по сравнению с бюджетными средствами, выделенными на социальную поддержку граждан. В процентном соотношении к сумме всех расходов их удельный вес варьировался от 10 до 17,6 %.

Автор считает, что, несмотря на малый удельный вес в общем объеме расходов, финансирование мероприятий в области содействия занятости населения является наиболее важным аспектом снижения напряженности на рынке труда. Во-первых, результатом мероприятий по содействию занятости является социальный эффект, который заключается в снижении уровня регистрируемой и общей безработицы. Во-вторых, до- = стигается экономический эффект, который проявляется в том, что при снижении уровня безработицы уменьшается потребность в финансовых средствах на выплату пособий по безработице.

Финансирование мероприятий в области содействия занятости населения является наиболее важным аспектом снижения напряженности на рынке труда,

Основную ставку в содействии занятости государство сделало на профессиональное обучение

граждан. Именно эта статья расходов занимала наибольший удельный вес в структуре всех затрат на содействие занятости населения за весь исследуемый период.

Анализ данных, представленных в табл. 1 и 2, позволяет констатировать факты, согласно которым еще на начальных этапах кризиса в экономике РФ, в 2009 году, финансирование мероприятий, направленных на содействие занятости населения Пермского края, по сравнению с 2008 годом значительно выросло. Например, суммарные расходы на финансирование занятости в 2008 году равнялись 81213,8 тыс. руб., а в 2009 году достигли 102209,4 тыс. руб. Прирост составил 20995,6 тыс. руб. или 25,9 %. Наиболее значительный прирост объемов финансирования мероприятий, направленных на содействие занятости, произошел по статьям: организация содействия самозанятости населения — 578,4%; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест — 73,3%; профессиональное обучение безработных граждан — 46,4%; организация общественных работ — 38%. Вместе с тем по ряду статей финансирование занятости незначительно, но снизилось. Следует отметить, что основную ставку в содействии занятости государство сделало на профессиональное обучение граждан. Именно эта статья расходов занимала наибольший удельный вес в структуре всех затрат на содействие занятости населения за весь исследуемый период. В 2010 году кризисные явления в экономике страны и на рынке труда достигли пиковых значений. В связи с этим = продолжился рост объемов финансирования мероприятий, направленных на содействие занятости. Расходы достигли рубежа в 151894,7 тыс. руб. По отношению к 2008 году прирост финансовых средств составил 70680,9 тыс. руб. Таким образом, финансирование мероприятий, направленных на содействие занятости увеличилось на 87%. За 2011-2012 годы выросли объемы финансирования мероприятий по проведению ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

дискуссия

журнал научных публикаций

Таблица 2

Анализ динамики прироста финансирования мероприятий в области содействия занятости и социальной поддержки безработных в Пермском крае, %

Показатели Годы

2009/ 2008 2010/ 2008 2011/ 2008 2012/ 2008

Профессиональное обучение граждан 46,4 162,0 150,0 129,6

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет -9,4 -4,4 -14,8 -29,6

Организация общественных работ 38,0 60,0 66,7 69,8

Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы 10,4 19,5 2,4 -2,5

Профессиональная ориентация граждан -44,8 10,2 -21,7 -31,6

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые -11,5 -32,2 -63,9 -75,1

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда 19,8 -40,0 -52,6 -54,7

Организация содействию самозанятости населения 578,4 2370,0 1313,0 21927,1

Организация ярмарок вакансий и учебных мест 73,3 62,0 44,5 33,0

Социальная адаптация граждан на рынке труда -19,1 12,7 -2,0 -42,1

Мероприятия в области содействия занятости населения, всего 25,9 87,0 72,4 134,1

Социальная поддержка безработных граждан, всего 296,6 346,0 230,6 206,4

в том числе: пособия по безработице 296,6 381,8 241,0 214,7

Всего расходов 216,0 300,4 202,8 193,7

Источник: информация рассчитана самостоятельно на основе даннъх табл. 1■

В финансировании других статей прослеживается тенденция уменьшения расходов, особенно на временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, являющихся выпускниками учреждений начального и среднего профессионального образования, и на информирование населения о положении на рынке труда. Следует отметить, что в 2012 году, в условиях оживления экономики и стабилизации рынка труда в Пермском крае продолжился рост государственных расходов на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, особенно на организацию самозанятости населения. Для оценки социального эффекта от мер государственной политики занятости на уровне Пермского края проанализируем данные, характеризующие динамику безработицы в период с 2007 по 2012 год. (табл. 3).

Из представленных в табл. 3 данных видно, что в течение 2007—2012 годов количество экономически активного населения проживавшего на территории Пермского края, было практически неизменным. Что

касается колебаний на рынке труда, то в течение исследуемого периода там происходили кардинальные изменения. В 2008 году по сравнению с 2007 предкризисным годом количество лиц, обратившихся в службу занятости, выросло совсем незначительно, всего на 3,2 тыс. чел. Вместе с тем, произошло значительное увеличение числа граждан, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу — с 92,9 тыс. чел. до 107,3 тыс. чел.

Рост составил 14,4 тыс. чел. То есть увеличилось количество граждан, обращавшихся в учреждения службы занятости населения Пермского края с конкретной целью — найти работу. Тогда как в предкризисный период была высока доля лиц, приходивших в учреждения службы занятости в надежде подыскать работу взамен имеющейся. Это явилось следствием начавшегося в августе 2008 года кризиса, который привел к сокращению рабочих мест. По итогам 2008 года по сравнению с 2007 годом произошло увеличение численности зарегистрированных безработных. Уровень за-

Таблица 3

Динамика безработицы в Пермском крае в период с 2007по 2012 гг.

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Численность экономически активного населения в среднем за год, тыс. чел. 1436 1447 1449 1441 1438 Н.Д.

Численность граждан, обратившихся в службу занятости Пермского края в отчетном периоде, тыс. чел. 224,3 227,5 315,4 286,7 252,7 208,6

в том числе не занятых трудовой деятельностью, тыс. чел. 92,9 107,3 170,4 133,2 99,9 79,6

не занятых трудовой деятельностью, в % к численности граждан, обратившихся в службу занятости 41,4 47,2 54,0 46,5 39,5 38,2

Численность зарегистрированных безработных на конец года, тыс. чел. 20,7 29,1 49,3 34,1 26,6 21,0

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % 1,4 2,0 3,4 2,4 1,9 1,5

Уровень общей безработицы, % 6,5 8,5 10,1 8,5 7,6 5,0

Источник: информация собрана и структурирована самостоятельно с использованием следующих источников: 7. С. 98-135. 8"

регистрированной безработицы за год увеличился с 1,4 до 2,0 %, общей безработицы с 6,5 до 2,0 %.

Как следует из вышеизложенного материала (см. табл. 1; 2), государство предприняло своевременные и адекватные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда. Эти меры в комплексе с мероприятиями по защите финансовых институтов, стимулированию потребления отечественной продукции (например, продукции автомобилестроения), сохранению производства в моногородах и т.д. и привели к улучшению ситуации на рынке труда всего за два года.

Уже в 2010 году по сравнению с 2009 годом в Пермском крае практически по всем показателям, характеризующим напряженность на рынке труда, произошли позитивные изменения. Начиная с 2010 года, в результате выполнения программ содействия занятости, уровень зарегистрированной и общей безработицы стал стабильно снижаться. По итогам 2012 года в Пермском крае уровень безработицы стал ниже, чем в 2007 — докризисном году. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государственные программы содействия занятости населения являются эффективным инструментом регулирования рынка труда, повышения защищенности занятости населения на региональном уровне и могут быть использова-

ны в будущем в случае кризисных явлений в экономике страны. ^

1. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 13 февр 2012.

2. Закон Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с изм. на 3 июня 2009 года № 106-ФЗ) // Российская газета. 2009. 10 июня.

3. Ефимова Е. А. Финансирование занятости населения в Российской Федерации: региональный аспект // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 9. С.43.

4. Соболева И. В. Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий. // Человек и труд. 2010. № 2. С. 12.

5. Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы» (с изменениями на 30 декабря 2010 года). / Приложение к приказу Агентства по занятости населения Пермского края от 30 декабря 2010 г. № СЭД-40-01-07-281.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Пермского края на 2012-2014 годы»: Приложение к приказу Агентства по занятости населения Пермского края от 13. 02.2013 г № СЭД-40-01-07-32

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.; Краткая информация об итогах деятельности Агентства по занятости населения Пермского края в 2012 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.